Научная статья на тему '"театрализация" лирического героя в поэзии А. Блока: генезис и способы художественного воплощения'

"театрализация" лирического героя в поэзии А. Блока: генезис и способы художественного воплощения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. БЛОК / ПОЭЗИЯ / "ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ" / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / ПЕРСОНАЖ / "ЛИРИЧЕСКАЯ МАСКА" / РОЛЕВАЯ ЛИРИКА / ALEXANDER BLOK / POETRY / "THEATRICALISATION" / LYRICAL HERO / CHARACTER / "LYRICAL MASK" / ROLE-PLAYING LYRICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Коптелова Наталия Геннадьевна

В статье рассматривается «театрализация» лирического героя, являющаяся характерной особенностью поэзии Блока. Показывается, что стремление к театру как высшему виду искусства встречает сопротивление господствующего в творческом сознании Блока лирического способа познания мира. Это приводит к тому, что потоки лирики и театра в его художественной системе сталкиваются и взаимодействуют. В результате черты, свойственные творческому мышлению драматургов, актёров и режиссёров и органичные для Блока, реализуются на почве лирики. Доказывается, что «театрализация» лирического героя в блоковской поэзии выражается как в перевоплощении субъекта, раскрывающего автопсихологические переживания (тогда возникает приём «лирической маски»), так и в утверждении ролевого начала. Подчёркивается, что «театрализация» лирического героя, происходящая в стихах Блока, приводит к созданию персонажей, внутренний мир которых может находиться в самой различной степени удалённости от авторского сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatricalisation" of the lyrical hero in the poetry of Alexander Blok: genesis and ways of artistic realisation

The article deals with the ";theatricalisation" of the lyrical hero, which is a characteristic feature of Alexander Blok’s poetry. It is shown that the desire for theatre, as the highest art form, meets the resistance of the lyrical way of knowing the world that prevails in Alexander Blok’s creative mind. This leads to the fact that the streams of lyricism and theatre in his artistic system collide and interact. As a result, traits which are inherent in the creative thinking of playwrights, actors and stage directors and organic for Alexander Blok are realised on the basis of lyricism. It is proved that the ";theatricalisation" of the lyrical hero in Alexander Blok's poetry is expressed both in the reincarnation of the subject, revealing autopsychological experiences (then the reception of the "lyrical mask" arises), and in the statement of the role principle. It is emphasised that the ";theatricalisation" of the lyrical hero, occurring in Alexander Blok's verses, leads to the creation of characters whose inner world can be in the most varying degrees of distance from the author's consciousness.

Текст научной работы на тему «"театрализация" лирического героя в поэзии А. Блока: генезис и способы художественного воплощения»

РО! 10.34216/1998-0817-2019-25-3-107-112 УДК 821.161.1.09"19/20"

Коптелова Наталия Геннадьевна

доктор филологических наук Костромской государственный университет nkoptelova@yandex.ru

«ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ» ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА: ГЕНЕЗИС И СПОСОБЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОПЛОЩЕНИЯ

В статье рассматривается «театрализация» лирического героя, являющаяся характерной особенностью поэзии Блока. Показывается, что стремление к театру как высшему виду искусства встречает сопротивление господствующего в творческом сознании Блока лирического способа познания мира. Это приводит к тому, что потоки лирики и театра в его художественной системе сталкиваются и взаимодействуют. В результате черты, свойственные творческому мышлению драматургов, актёров и режиссёров и органичные для Блока, реализуются на почве лирики.

Доказывается, что «театрализация» лирического героя в блоковской поэзии выражается как в перевоплощении субъекта, раскрывающего автопсихологические переживания (тогда возникает приём «лирической маски»), так и в утверждении ролевого начала. Подчёркивается, что «театрализация» лирического героя, происходящая в стихах Блока, приводит к созданию персонажей, внутренний мир которых может находиться в самой различной степени удалённости от авторского сознания.

Ключевые слова: А. Блок, поэзия, «театрализация», лирический герой, персонаж, «лирическая маска», ролевая лирика.

Один из наиболее существенных итогов изучения художественного наследия А. Блока в отечественной критике и литературоведении связан с доказательством органической связи в его творческом сознании лирики и театра, драмы; с выявлением их взаимодействия. О взаимопроникновении лирики и театра в творчестве поэта писали многие авторы: (Ю.И. Айхен-вальд, Б.М. Эйхенбаум, М.А. Рыбникова, Н.Д. Волков, Ю.Н. Тынянов, А.Е. Горелов, М.Ф. Пьяных, З.Г. Минц, А.В. Фёдоров, Е.М. Таборисская, И.Б. Роднянская, Д.Е. Максимов, П.П. Громов, Т.М. Родина и др.). В результате этого взаимопроникновения возникает специфическая черта художественной системы Блока: театр его лиричен (что неоднократно подчёркивалось), а лирика театральна [11] (проблема, многие аспекты которой ещё требуют тщательной разработки). Театральность блоковской лирики выражается в многообразных формах, изучение которых возможно в русле интермедиального подхода, активно утверждающегося в последние годы в методологии отечественного литературоведения. В предложенной статье мы рассмотрим такую особенность поэзии Блока, которую можно назвать «театрализацией» лирического героя; в частности, - охарактеризуем её генезис и способы художественного воплощения.

Генезис театральности блоковской лирики обусловлен рядом факторов: своеобразием биографии и творческой индивидуальности поэта, общими тенденциями художественного развития, обозначившимися в искусстве Серебряного века. С юности Блока отличала страстная любовь к театру. В автобиографических «Признаниях» поэт записывает: «Моё любимое занятие - театр. Каким образом я желал бы умереть - на сцене от разрыва сердца» [3, т. 7, с. 429]. О горячем желании Блока стать актёром свидетельствуют многочисленные

воспоминания современников; письма, дневники самого поэта.

Хотя Блок не избирает актёрского поприща для себя, театр в течение всей жизни будет сопровождать его, и не только как требовательного и благодарного зрителя. Он посвятит театру ряд статей, напишет массу театральных рецензий, будет изучать историю театра, как драматург - сотрудничать с театром В.Ф. Комиссаржевской, МХТом. Он, наконец, отдаст театру последние дни своей творческой деятельности, работая в Репертуарной секции Театрального отдела Наркомпроса и БДТ. До конца жизни Блок останется человеком, преданным театру, по-юношески влюблённым в него. Это подтверждают воспоминания Е. Замятина, который вместе с Блоком работал над текстом и постановкой «Короля Лира» в БДТ [9, с. 191-192]. Показательна блоковская самохарактеристика - «очень театральный человек» [9, с. 191-192], которую приводит мемуарист: она выражает ту же восторженную поглощённость поэта театром, что и в молодости.

Вопрос о назначении театра как искусства навсегда останется для Блока принципиальным. Именно поэтому в 1902 году юный поэт вступает в спор с таким резким и опытным полемистом, как З.Н. Гиппиус, отстаивая право «говорить со сцены о будущем» [15, с. 548]. Более того, на определённом этапе своего творческого пути Блок приходит к убеждению, что театр есть проявление высшей субстанции искусства. Он заявляет в статье «О театре» (1908): «Более, чем какой бы то ни было род искусства, театр изобличает кощунственную бесплотность формулы "искусство для искусства". Ибо театр - это сама плоть искусства, та высокая область, в которой "слово становится плотью". Вот почему почти все, без различия направлений, сходятся на том, что высшее проявление творчества есть творче-

© Коптелова Н.Г., 2019

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

107

ство драматическое [3, т. 5, с. 270]. И сам Блок, как можно заметить, настойчиво стремится к драме как художественной вершине. Так, например, в письме к В.Я. Брюсову от 17 октября 1906 года читаем: «... и опять хочу драматической формы, а где-то вдали трагедии» [3, т. 8, с. 164]. А в записных книжках поставлен нервный блоковский вопрос, который не обойти и исследователю: «Почему это - усиленное тяготение к драме?» [2, с. 146].

Культ театра и драмы, сформировавшийся в творческом сознании Блока, конечно, стимулировался общими эстетическими исканиями не только символизма [11, с. 54-71], но и Серебряного века в целом [21]. Творческое поклонение театру рождает у Блока и противоречивое, парадоксальное отношение к его художественной стихии - лирике. В письме к А. Белому от 10 октября 1907 года читаем: «Я знаю, что в лирике есть опасность тления и гоню её. Бичуя себя за лирические яды, которые мне грозят разложением, я стараюсь предупреждать и других» [3, т. 8, с. 212]. В другом письме к Белому Блок признаётся: «Драма моего созерцания состоит в том, что я - лирик» [3, т. 8, с. 216]. В записных книжках, статьях Блока мы не раз встречаем «проклятия» лирике. «Это заколдованный, магический круг», - пишет Блок в статье «О лирике» (1907) [3, т. 5, с. 134]. По мнению поэта, «магический круг» способен прорвать только театр. «Долгая замкнутость в самом себе создала отчуждённость от людей и мира, но освобождение наступает, хотя и медленно. Думаю, что ему способствует с ранних лет зреющая любовь к театру <...>» - таким хочется видеть Блоку вектор своего творческого пути [3, т. 7, с. 199]. В письме к А. Белому от 1 октября 1907 года поэт говорит о своём устремлении «из болота - в жизнь, из лирики - к трагедии» [3, т. 8, с. 213].

Записные книжки сохранили для нас фрагменты творческого процесса Блока, отражающего ход работы над драмами. Многие драматические замыслы поэта оказались невоплощёнными [17]. Почему? По-видимому, при исполнении задуманного лирическая природа дарования Блока неизбежно вмешивалась в поиски драматического воплощения художественных идей. Однако нереализованные драматические замыслы новую жизнь получали уже на почве лирики. В этом случае, как подчёркивал С. Городецкий, «разбивалось на мучительные строфы возлелеянное им (Блоком. -Н. К.) сокровище, и большие замыслы дробились на лирические циклы» [8, с. 338]. Таким образом, драма давала жизнь лирике, сообщая ей качество особой драматургичности, театральности, репрезентирующей себя в разных художественных формах. И Блок если не был уверен, то во всяком случае подозревал о существовании процесса «театрализации» лирики, своеобразно воплотившемся и в его творчестве. Не случайно, размышляя над

работой Ф. Ницше «Рождение трагедии», столь важной для него, Блок записал: «Лирические стихотворения на высшей ступени своего развития называются трагедиями и драматическими дифирамбами» [2, с. 80].

Один из вариантов художественного выражения театральности в блоковской поэзии связан как с тенденцией перевоплощения лирического субъекта, раскрывающего автопсихологические переживания, так и с утверждением ролевого начала [22, с. 362]. Отмеченные явления и выливаются в «театрализацию» лирического героя, превращающегося в персонажа. В поэтической системе Блока функционируют многочисленные образы-персонажи, чаще всего обретающие индивидуальное бытие в процессе подачи своего голоса. Причём внутренний мир персонажа может находиться в самой различной степени удалённости от духовно-биографического опыта поэта. Иногда персонаж -это результат «театрализованной» объективации какой-либо из сторон сознания автора, то есть «лирическая маска» Блока [13, с. 216]. Действие «лирических масок» и рождает, по справедливому замечанию Л. Гинзбург, «блоковский парадокс»: «чрезвычайное единство судьбы лирического героя и множественность его символических перевоплощений» [7, с. 259]. При этом весьма важно, что «разные воплощения блоковского лирического героя существуют не только во временной последовательности, но и в синхронном разрезе; они сосуществуют» [7, с. 259].

Не секрет, что «театрализация» лирического героя по-своему зашифровывает, «затемняет» авторские эмоции и тем самым дезориентирует читателя. Он боится ошибочно узнать или не узнать поэта: неоправданно расширить или сузить монографическую личность автора. Думается, эффект воздействия «театрализованной» лирики на читателя точно описан Б. Эйхенбаумом: «Лицо поэта в поэзии - маска. Чем меньше на нём грима, тем резче ощущение контраста. Получается особый, несколько жуткий, похожий на разрушение сценической иллюзии приём. Но для настоящего зрителя сцена этим не уничтожается, а наоборот, укрепляется» [23, с. 146].

Вообще о «театрализации» лирического героя необходимо говорить как о специфической черте не только поэзии Блока, но и общесимволистской поэтики и - через её влияние - поэтики литературы Серебряного века в целом. В связи с этим симптоматично и заслуживает внимания заявление современника Блока А.М. Редько, характеризовавшего особенности художественных исканий отечественной словесности рубежа веков: «Писатели превратились в пишущих лицедеев, а литература стала любительской сценой» [19, с. 30]. Причём, по мнению Редько, «личина» («лирическая маска». - Н. К.) в искусстве и литературе «не была

чисто игрой в маскарад», но служила «средством усилить переживание, неуловимое, но быть может, содержащее истину, до степени отчётливого и законченного» [19, с. 30]. Эта мысль исследователя кажется нам справедливой в отношении Блока прежде всего.

Конечно, общесимволистская тенденция к «театрализации» лирического героя реализовалась в поэзии Блока в особом варианте, транслирующем сложность и разнонаправленность его духовного и художественного развития. Следует указать, что диапазон «театрального» перевоплощения лирического «я» у Блока очень широк. В качестве «лирических масок» поэта можно назвать таких разноликих персонажей, как Рыцарь Прекрасной Дамы, «отрок, зажигающий свечи», беспечный в своём душевном надрыве прожигатель жизни, «стареющий юноша», «нищий дурак» и др. В данной ситуации поэт не вживается в другого человека: сквозь «роли-маски» явно просвечивает его лицо. Для чего же нужны были «театральные маски» поэту-лирику? Как проницательно отмечал А.М. Редько, они были средством усиления «неуловимых» переживаний «до степени отчётливых и законченных» [19, с. 30]. Но была у «театральных масок» в блоковской лирике и другая функция. И связана она, как нам кажется, с феноменальным явлением в искусстве, описанным К. С. Станиславским и прокомментированным критиком А.К. Воронским. Это явление, вообще говоря, сводится к тому, что, надев «маску», в процессе художественного творчества люди, как ни странно, становятся откровеннее, они «могут говорить и делать то, чего бы они никак не решились повторять в своём обычном виде, со сброшенной маской» [6, с. 393]. Таким образом, «маска» в лирике есть для Блока также способ через «театральную» условность раскрепостить самые тайные личные, интимные переживания, возможность самовыразиться как можно полнее.

Однако, говоря о принципиальной значимости «театрализации» лирического героя для поэзии Блока, мы не склонны абсолютизировать её роль в художественной системе поэта. Необходимо учитывать и тот факт, что у зрелого Блока появляется противоположное желание: отказаться от «театрализации», уйти от «лирических масок», но предпочесть им «прямой разговор от имени лирического "я"», «авторский монолог» [7, с. 7]. Это желание косвенно отозвалось в рекомендациях, данных Блоком А.А. Ахматовой в его известном письме от 14 марта 1916 года [12, с. 109].

Некоторые персонажи в лирической поэзии Блока фиксируют явление перекрывания пластов авторского и неавторского сознаний. Таким образом, возникает феномен «интерсубъектности», о котором говорит С.Н. Бройтман [5, с. 211-282]. В этом случае бывает трудно определить меру принадлежности поэту выражаемых персонажем

мыслей и чувств, как и с уверенностью назвать его «театрализованным» лирическим героем. Показательно, что в эссе «Катилина» (1918), размышляя о возможном соотношении в лирическом мышлении субъективного и объективного, Блок писал: «.. .чем более чуток поэт, тем неразрывнее ощущает он "свое" и "не свое".» [3, т. 6, с. 83]. Здесь, однако, можно уже говорить о признаках процесса эмпатии, присутствующего в творческом сознании поэта и «театрального» по своей специфике. Он и оказывается причиной появления в блоков-ской лирике персонажей такого типа. Психологи художественного творчества называют эмпатией «воображаемое перенесение себя в мысли, чувства и действия другого и структурирование мира по его образцу» [1, с. 249]. Эмпатия, или персонификация, как считают учёные, прежде всего характерна для драматургов и актёров «в силу самой специфики из деятельности» [14, с. 30].

Однако кроме персонажей - носителей одновременно «своего» и «не своего» - в блоковской лирике есть персонажи, выражающие откровенно чужое сознание, отделённое от авторского. Они запечатлевают и транслируют лирическое «не-я». Эмпатия, вызывающая к жизни персонажей такого склада, происходит уже несколько иначе и приводит к созданию феномена ролевой лирики [22, с. 362]. О своём стремлении в творчестве войти в сознание другого человека для того, чтобы преодолеть декадентскую уединённость, замкнутость в круге субъективных личных переживаний, Блок говорит в письме А. Белому от 29 сентября 1904 года: «За сеткой тихой суеты проходят, как в калейдоскопе, многие люди - и там меняется нрав души, то буйно-золотой, свободный, захлёбывающийся жизнью, то бездумно-тихий. <...> Я пробовал искать в душах людей, живущих на другом берегу, - и много находил» [3, т. 8, с. 21]. Убедившись, что органично проникнуть в личность другого универсально позволяет искусство театра, Блок в записных книжках запечатлевает «голоса» живых людей для создания реплик будущих действующих лиц пьесы, делает пометки для ремарок, создающих их сценический портрет. Такова запись от 16 июля 1907 года [2, с. 95-96]. Этот набросок не находит непосредственного применения в каком-либо драматургическом замысле, может, в силу того же сопротивления драматической формы, но обнаруживает удивительную способность Блока перевоплощаться в другого человека, чувствовать как своё, казалось бы, совершенно чуждое миросозерцание (качества, незаменимые для драматурга и актёра). И на всём протяжении творческого пути у Блока проявляется потребность вживаться в душу другого человека. Поразительна в этом смысле запись от 22 мая 1917 года: «Все, все они - живые и убитые дети моего века сидят во мне. Сколько, сколько их!» [2, с. 342].

Вестник КГУ № 3. 2019

109

Вполне возможно выделение монологов персонажей, созданных в ролевой лирике Блока, в отдельные циклы по принципу выражения определённого типа сознания. Так, например, есть основания говорить о своеобразном цикле «девических признаний». Особенностью этого цикла является многообразие представленных в нём индивидуальностей. В упомянутый цикл входит монолог юной и абсолютно преданной вере монахини (1901): «Хранила я среди младых созвучий, // Задумчивый и нежный образ дня. // Вот дунул вихрь, поднялся прах летучий, // И солнца нет, и сумрак вкруг меня!» [3, т. 1, с. 132].

В тот же день (17 октября 1901 года) написан монолог девушки, чистой и искренней, облегчающей душу в молитвенном порыве (в автографе это стихотворение объединено с рассмотренным выше названием «Женственные стихи») [18, с. 595]. По всей видимости, в стихотворении нашли отражение переживания юной Любы Менделеевой, о которых было поведано Блоку. Любовь Дмитриевна в своих воспоминаниях пишет: «Я пошла дальше и почти машинально вошла в Казанский собор. Я опустилась на колени, ещё плохо умея молиться. Однако и тогда, в первый раз, пришли облегчающие, успокоительные слёзы. Потом, когда я рассказала, Саша написал:

Медленно в двери церковные Шла я, душой несвободная, Слышались песни любовные, Толпы молились народные.

Падают розы вечерние,

Падают тихо, медлительно,

Я же молюсь суевернее,

Плачу и каюсь мучительно [4, с. 158].

Персонажи, представленные в процитированных стихотворных монологах, художественно реализуются, по меньшей мере, в двух смысловых регистрах. С одной стороны, в этих образах обозначены различные характеры девушек; с другой стороны, в них можно видеть «театральную» шифровку облика Л.Д. Менделеевой, фиксирующую особенность его восприятия Блоком.

Аналогична художественная природа персонажа, созданного в стихотворении «Они живут под серой тучей.» (1902). Характер тоскующей полонянки, вынужденной находиться среди чуждых ей людей, здесь ассоциативно сопряжён с личностью Любови Дмитриевна, о великой миссии воплощения «Вечной женственности» которой, с точки зрения поэта, не догадывались Мережковские [15, с. 555].

«Девический» монолог, написанный 3 ноября 1901 года, не обнаруживает чьих-либо конкретных биографических черт, а скорее является общенациональным психологическим портретом русской девушки: «Скрипнула дверь. Задрожала рука. // Вышла я в улицы сонные. // Там, в поднебесьи, идут облака, // Через туман озарённые» [3, т. 1, с. 135].

Не зря на авторском экземпляре Блок делает помету: «Мама говорит, что это русская девушка» [3, т. 1, с. 595].

Кроме того, в поэзии Блока можно найти монологи «сказочных» девушек, силою любовного колдовства способных превращаться то в «пави-лику» [3, т. 1, с. 315], то в «сестру василька» [3, т. 1, с. 533], то в «вишенье белое» и «зелёную звезду» [3, т. 3, с. 177] для того, чтобы напомнить о себе находящемуся вдали любимому. Характер такого персонажа, несомненно, навеян фольклорной традицией.

Разнообразны «девические лики», представленные и в ролевой лирике Блока второго тома. Это -и грустная монахиня, живущая в одинокой осени, уже предчувствующая «белую зиму», которая несёт смерть («Я живу в отдалённом скиту.») [3, т. 2, с. 11], и простодушная и горячо любящая девушка, бесхитростно напутствующая своего возлюбленного: «Не гони летящий мимо // Призрак лёгкий и простой, // Если будешь, мой любимый, // Счастлив с девушкой другой» [3, т. 2, с. 401].

После 1905 года, разрабатывая характеры лирических персонажей, Блок упорно тяготеет к углублённому психологизму. Яркое подтверждение этого - стихотворение «Нет имени тебе, мой дальний..», написанное в октябре 1906 года в форме монолога девушки. Анализируя это произведение, З.Г. Минц указывает, что его «сюжет становится объяснимей, если увидеть» в нём «осколки образов Достоевского» [16, с. 90]. Исследовательница считает, что упомянутый лирический монолог восходит к эпизоду из романа «Бедные люди», «где Варенька (от первого лица!) вспоминает о встречах с Покровским в дни болезни матери» [16, с. 90]. Реминисценция, обнаруженная Минц, кажется нам вполне убедительной.

Необычайная психологическая достоверность воспоминаний девушки, воссозданных в этом стихотворении, выражается в том, что в них прошедшая когда-то встреча с возлюбленным теперь измеряется яркими мгновениями. И в число этих мгновений попадают и становятся дорогими самые обыденные мелочи, которые выхватила цепкая память из прошлого: желание быстро взглянуть на себя в зеркало перед встречей с любимым человеком, шелест платья по ступеням лестницы: «Мгновенье - в зеркале старинном // Я видела себя, себя. // И шелестила платьем длинным по ступеням - встречать тебя» [3, т. 2, с. 110]. В кульминационном моменте воспоминаний цезурами, обозначенными многоточиями, даже «театрально» передана прерывистая взволнованность речи, задыхающаяся интонация героини. Монолог как будто предназначен для актёрского исполнения: «И жали руки эти руки. // И трепетала в них она. // Но издали летели звуки: // Там. задыхалась тишина» [3, т. 2, с. 110].

Столь богатая психологическая нюансировка характера свидетельствует о глубинном проникновении Блока в чужое сознание, о предельной активности процесса эмпатии в его творческой лаборатории. И.С. Кон, размышляя о психологических механизмах понимания другого человека, верно указывает: «Человек не может при всём желании полностью "слиться" с другим. Но он может, как выражаются психологи, принять на себя роль другого, то есть усвоить его жизненную перспективу. Своеобразной. моделью этого сложного процесса может служить актёрское творчество. <...> Принцип "воплощения" - основной принцип системы К.С. Станиславского» [10, с. 207]. Как видим, Блок прекрасно пользуется этим принципом Станиславского в своей поэзии.

Специфика художественной рефлексии, происходящей в творческом сознании Блока и вписывающейся в очерченную форму театральности, точно раскрыта его современником, поэтом-символистом Ф. Сологубом. По сути, моделируя способы «театрализации» лирического героя, задействованные в поэзии не только Блока, но и других авторов Серебряного века, Сологуб отмечал в предисловии к пятому тому своего собрания сочинений: «В душе лирического поэта живут две родственные силы, устремляющие его к достижениям, которые только для неглубокого понимания кажутся противоположными. Одна из этих сил побуждает его открыть свою душу с наибольшею искренностью и выразить её возможно отчётливее. Повинуясь этому побуждению, вся строже и настойчивее испытуешь тёмные глубины бытия, и открываешь много неожиданного; явственны становятся черты, совершенно не сходные с чертами той маски, которую каждый из нас носит для света. <.> Обозрев многие свои забытые маски, душа лирического поэта сознаёт свою многосложность и родство с множеством. Тогда отдаётся она другой своей силе, устремляется к сочувствиям и перевоплощениям и жаждет без конца расширять бытие. Рождённая не в первый раз, она легко сочувствует, радуется и печалится со многими и охотно облекается в многообразные личины. Го -лоса толпы и множеств сливаются для неё в стройные хоры.» [20, с. 1].

Библиографический список

1. Басин Е.Я. К вопросу о взаимоотношениях искусствознания и психологии художественного творчества // Актуальные вопросы методологии искусствознания. - М.: Наука, 1983. - С. 237-264.

2. Блок А. Записные книжки. - М.: Художе-ственная литература, 1965. - 663 с.

3. Блок А. Собр. соч.: в 8 т. - М.; Л.: ГИХЛ, 1960-1963.

4. Блок Л.Д. И быль и небылицы о Блоке и о себе // Александр Блок в воспоминаниях совре-

менников: в 2 т. - М.: Художественная литература, 1980. - Т. 1. - С. 134-187.

5. Бройтман С.Н. Русская лирика XIX - начала ХХ века в свете исторической поэтики. Субъектно-образная структура. - М.: Российский государственный гуманитарный университет, 1997. - 307 с.

6. Воронский А.К. Заметки о художественном творчестве // Воронский А.К. Избранные статьи о литературе. - М.: Художественная литература, 1982. - С. 389-412.

7. Гинзбург Л.Я. О лирике. - Л.: Советский писатель, 1974. - 412 с.

8. Городецкий С. Воспоминания об Александре Блоке // Александр Блок в воспоминаниях современников: в 2 т. - М.: Художественная литература, 1980. - Т. 1. - С. 325-342.

9. Замятин Е. Воспоминания о Блоке // Русский современник. - 1924. - № 3. - С. 187-194.

10. Кон И.С. Люди и роли // Кон И.С. Социологическая психология. - М.; Воронеж: Московский психолого-социальный институт: Изд-во НПО «МОДЭК», 1999. - С. 190-232.

11. Коптелова Н.Г. Проблема театральности в поэзии А. Блока: дис. ... канд. филол. наук. - Иваново, 1987. - 225 с.

12. Максимов Д.Е. Ахматова о Блоке // Художе -ственно-документальная литература. - Иваново: Ивановский гос. ун-тет, 1984. - С. 94-111.

13. Максимов Д.Е. А. Блок. «Двойник» // Поэтический строй русской лирики. - Л.: Наука, 1973. -С. 211-235.

14. Медеведев П.Н. В лаборатории писателя. -Л.: Советский писатель, 1960. - 319 с.

15. Минц З.Г. Блок в полемике с Мережковскими // Минц З. Г. Александр Блок и русские писатели. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - С. 536-620.

16. Минц З.Г. Блок и Достоевский // Минц З.Г. Александр Блок и русские писатели. - СПб.: Искусство-СПБ, 2000. - С. 86-112.

17. Орлов В.Н. Неизвестный Блок // Орлов В.Н. Здравствуйте, Александр Блок. - Л.: Советский писатель, 1984. - С. 154-168.

18. Орлов В.Н. Примечания // Блок А. Собр. соч.: в 8 т. Т. 1. - М.; Л.: ГИХЛ, 1960. - С. 565-692.

19. Редько А.М. Литературно-художественные искания в конце Х1Х - начале ХХ вв. - Л.: Сеятель, 1924. - 229 с.

20. Сологуб Ф. От автора // Сологуб Ф. Собр. соч.: в 20 т. - СПб.: Сирин, 1913. - Т. 5. - С. 1.

21. Страшкова О.К. «Новая драма» как артефакт Серебряного века. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 2006. - 576 с.

22. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник. -М.: Высшая школа, 2002. - 437 с.

23. Эйхенбаум Б. Анна Ахматова. Опыт анализа // Эйхенбаум Б. О поэзии. - Л.: Советский писатель, 1969. - С. 75-147.

Вестник КГУ ^ № 3. 2019

111

24. Halizev V.E. Teorija literatury: uchebnik. - M.: Vysshaja shkola, 2002. - 437 s.

25. Jejhenbaum B. Anna Ahmatova. Opyt analiza // Jejhenbaum B. O pojezii. - L.: Sovetskij pisatel', 1969. - S. 75-147.

References

1. Basin E.YA. K voprosu o vzaimootnosheniyah iskusstvoznaniya i psihologii hudozhestvennogo tvorchestva // Aktual'nye voprosy metodologii iskusstvoznaniya. - M.: Nauka, 1983. - S. 237-264.

2. Blok A. Zapisnye knizhki. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1965. - 663 s.

3. Blok A. Sobr. soch.: v 8 t. - M.; L.: GIHL, 19601963.

4. Blok L.D. I byl' i nebylicy o Bloke i o sebe // Aleksandr Blok v vospominaniyah sovremennikov: v 2 t. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1980. -T. 1. - S. 134-187.

5. Brojtman S.N. Russkaya lirika HIH - nachala HKH veka v svete istoricheskoj poetiki. Sub"ektno-obraznaya struktura. - M.: Rossijskij gosudarstvennyj gumanitarnyj universitet, 1997. - 307 s.

6. Voronskij A.K. Zametki o hudozhestvennom tvorchestve // Voronskij A.K. Izbrannye stat'i o literature. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1982. - S. 389-412.

7. Ginzburg L.YA. O lirike. - L.: Sovetskij pisatel', 1974. - 412 s.

8. Gorodeckij S. Vospominaniya ob Aleksandre Bloke // Aleksandr Blok v vospominaniyah sovremennikov: v 2 t. - M.: Hudozhestvennaya literatura, 1980. - T. 1. - S. 325-342.

9. Zamyatin E. Vospominaniya o Bloke // Russkij sovremennik. - 1924. - № 3. - S. 187-194.

10. Kon I.S.Lyudi i roli // Kon I.S. Sociologicheskaya psihologiya. - M.; Voronezh: Moskovskij psihologo-social'nyj institut: Izd-vo NPO «MODEK», 1999. -S. 190-232.

11. Koptelova N.G. Problema teatral'nosti v poezii A. Bloka: dis. ... kand. filol. nauk. - Ivanovo, 1987. - 225 s.

12. Maksimov D.E. Ahmatova o Bloke // Hudozhestvenno-dokumental'naya literatura. -Ivanovo: Ivanovskij gos. un-tet, 1984. - S. 94-111.

13. Maksimov D.E. A. Blok. «Dvojnik» // Poeticheskij stroj russkoj liriki. - L.: Nauka, 1973. -S. 211-235.

14. Medevedev P.N. V laboratorii pisatelya. - L.: Sovetskij pisatel', 1960. - 319 s.

15. Minc Z.G. Blok v polemike s Merezhkovskimi // Minc Z.G. Aleksandr Blok i russkie pisateli. - SPb.: Iskusstvo-SPB, 2000. - S. 536-620.

16. Minc Z.G. Blok i Dostoevskij // Minc Z.G. Aleksandr Blok i russkie pisateli. - SPb.: Iskusstvo-SPB, 2000. - S. 86-112.

17. Orlov VN. Neizvestnyj Blok // Orlov V.N. Zdravstvujte, Aleksandr Blok. - L.: Sovetskij pisatel', 1984. - S. 154-168.

18. Orlov V.N. Primechaniya // Blok A. Sobr. soch.: v 8 t. T. 1. - M.; L.: GIHL, 1960. - S. 565-692.

19. Red'ko A.M. Literaturno-hudozhestvennye iskaniya v konce XIX - nachale XX vv. - L.: Seyatel', 1924. - 229 s.

20. Sologub F. Ot avtora // Sologub F. Sobr. soch.: v 20 t. - SPb.: Sirin, 1913. - T. 5. - S. 1.

21. Strashkova O.K. «Novaya drama» kak artefakt Serebryanogo veka. - Stavropol': Izd-vo SGU, 2006. -576 s.

22. Halizev V.E. Teoriya literatury: uchebnik. - M.: Vysshaya shkola, 2002. - 437 s.

23. Ejhenbaum B. Anna Ahmatova. Opyt analiza // Ejhenbaum B. O poezii. - L.: Sovetskij pisatel', 1969. - S. 75-147.

24. Halizev V.E. Teorija literatury: uchebnik. - M.: Vysshaja shkola, 2002. - 437 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25. Jejhenbaum B. Anna Ahmatova. Opyt analiza // Jejhenbaum B. O pojezii. - L.: Sovetskij pisatel', 1969. - S. 75-147.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.