Pro memoria
Ксения ДАНЦИГЕР ТЕАТР НА КОЛЕСАХ: ДВИЖЕНИЕ ВО ВРЕМЕНИ И ПРОСТРАНСТВЕ Английский мистериальный театр позднего Средневековья
На рубеже Средних веков очень легко проследить смену пространственных построений в искусстве. Она связана с обращением художников к «прямой перспективе». Эта революционная перемена говорит не только о смене техники живописи, но, что более важно, о смене взгляда на мир, его устройство и место человека в нем.
Если средневековая «обратная информацию: в ней реальность перспектива» стремилась вовлечь преломлялась через использова-зрителя в свое пространственное ние определенного набора кодов поле, объяснить ему своим услов- или шрифтов - канона. ным языком скрытый от человека В рамках канона «обратная пер-смысл вещей, то ренессансная - че- спектива» призвана была наиболее ловеческому глазу как наиболее со- точно отразить зрительское вос-вершенному аппарату восприятия приятие предмета и его внутрен-мира и всех видимых вещей. В этом нюю суть, стремилась приблизить случае точкой отсчета, нулевой ко- изображаемое зрителю. В Средние ординатой, центром действия ока- века этот принцип касался всего, зывался зритель: изображаемое что могло быть отнесено к понятию имело значение и существовало, пространственности: умозритель-только пока на него смотрели. В ные модели вселенной, видение Средневековье произведение ис- мира и связей между разными точ-кусства - будь то фреска, барельеф ками в нем, планирование города, или, в восточном варианте, ико- монастыря, храма, дома, театра. на - это окно в иное, мир высший, В средневековой Англии су-недоступный взгляду обычного ществовало несколько типов прочеловека. Центр в нем не человек, странственных решений театраль-а мир как целостное творенье Бога ного действа: это постановки в и Богоявление. «Окно» - не толь- круге, представления на повозках ко образное сравнение, но суть и и торжественные городские просмысл произведения. Через него не цессии, литургические действа, су-только человек смотрел в тот мир, ществовавшие наряду с мистерия-но и мир смотрел на человека. ми, турниры, маски1, выступления Ничто в таком искусстве не мог- гистрионов, акробатов и мимов. ло быть показано в каком угодно Среди такого разнообразия теат-виде - только в определенном ра- ральных форм наибольший инте-курсе ицвете.Средневековоеискус- рес с точки зрения пространствен-ство напоминало закодированную ного решения представляют собой 1К маскам я отношу все представления с переодеваниями и использованием масок, среди которых могли быть и религиозные спектакли. Эти маски не имеют ничего общего с представлениями, созданными впоследствии Иниго Джонсом и Доном Джонсоном, при дворе Якова I.
религиозные процессии и циклы, а также торжественные городские процессии. Последние были необычайно пышными и дорогими, и не удивительно, что проходили они достаточно редко, только по случаю больших торжеств, в которых участвовало все население города.
Такие процессии известны с начала XIII в., так приветствовали лондонцы приезд императора Отто в 1207 году, королевскую свадьбу Генриха III и Элеоноры Прованской в 1236 году, коронацию Эдуарда I в 1274 году, победу Эдуарда I над шотландцами в 1298 году, рождение Эдуарда III в 1313 году, коронацию Ричарда II в 1377 году и его счастливое возвращение со свитой из Йорка, после перенесения им двора из Лондона в 1392 году... Городские процессии просуществовали почти до царствования Якова I, который в отличие от своих предшественников не любил пышных торжеств, зато тратил до половины казны на придворные представления и маски.
Процессия, возглавляемая монархом со свитой и городской администрацией (City Fathers), состояла из вереницы повозок с «живыми картинами». Обычно начиналось представление с того, что городские главы отправлялись за пределы города, в заранее условленное место, где встречали монарха со свитой, и уже потом все вместе торжественно въезжали в город, где их ожидали и приветствовали горожане, расположившиеся вдоль пути следования процессии, обычно вдоль главной улицы города к королевскому замку. Довольно скромные представления начала XIII в. к концу XIV в. обрели поистине королевский размах и богатый внешний вид.
К обычным повозкам с «живыми картинами» добавились статичные подмостки, где также происходили театральные действа. Такие подмостки находились на остановках по пути следования процессии. В 1377 году на процессии по случаю коронации Ричарда II первой такой сценой стал Большой Фонтан
(Grate Conduit), часть лондонского трубопровода с питьевой водой. В обычные дни из него брали чистую питьевую воду, но в день коронации вместо воды, по свидетельствам очевидцев, потекло красное вино. Вокруг фонтана был сооружен замок. К сожалению, из сохранившихся документов трудно понять, как он выглядел и из чего был сделан, зато известно, что на одной из его башен стояла прекрасная дева и два ангела, которые затем спускались к королю и подносили ему корону и чашу, наполненную вином.
План Йорка. Цифрами
обозначены места, где останавливались повозки
Pro memoria
Сами процессии состояли из со стоячими местами находился в свиты короля, городской админис- непосредственной близости к сце-трации, повозок с «живыми карти- не и был дешев, а места подороже нами», которые разыгрывали рабо- и попрестижней располагались на чие гильдии. «Живые картины» на ярусах галерей. повозках представляли собой ал- В пространственном решении легории. К примеру, в 1432 году на этих представлений мы найдем коронации Генриха VI некие фигу- многое из того, что повлияло на ры, одетые в бархат, шелк и золото внешний вид религиозных про-(Честь, Слава и Удача), дарили ко- цессий и циклов, а так же на пос-ронованному монарху «бесценные ледующее устройство театра. дары»: Слава преподносила мо- Процессия - важный элемент еред-нарху искусность и умение, Честь - невековой культуры любой евросилу и энергию, Удача - процвета- пейской страны, включая Россию2. ние и богатство. На коронации же Процессуальное^ - одна из форм Елизаветы I в 1558 году, вступаю- действа или праздника, о котором щая на престол королева могла ли- говорилось выше. Это один из спо-цезреть на движущихся повозках еобов отражения проетранетвен-«оживших» Генриха VII и его жену но-временных координат эпохи. Елизавету Йоркскую, Генриха VIII Здесь словно бы и не существует и Анну Болейн. Реальные иетори- движения - для средневекового ческие персонажи в качестве дейе- человека движение по горизон-твующих лиц этих представлений тали никогда не имело значения, были характерной чертой город- если только оно не соотносилось с ских светских процессий. Именно движением по вертикали. Так, ска-этот факт впоследствии повлиял на жем, попадая в храм, прихожанин возникновение исторических пьес двигался по горизонтали с запада, на сценах Елизаветинского театра. от входа, к востоку - алтарю, таким Сцены-повозки, где могли раз- образом, символизируя собетвен-мещаться аллегорические фигу- ное спасение, движение от ада к ры или исторические персонажи, раю, от смерти к жизни, как следе-веегда содержали не более од- твие - от земли к небу, а это уже ной «картины». Они двигались по движение по вертикали. главной улице города, и их могли В светской культуре этой эпохи увидеть все, кто решил придти на не было значимых точек: ничего не торжество и стоял вдоль пути еле- означали ни Большой, ни Малый дования повозок. Были и такие, кто фонтаны, и движения между ними мог насладиться видом пышного значили не больше, чем прогулка зрелища из своих окон. Это были, по самому городу, даже от его за-конечно же, знатные персоны, чьи падной части к восточной. Однако окна выходили на главную улицу значение имел способ организации города. Так уже в те далекие вре- торжества. Даже в светской культу-мена формировались, как бы мы их ре большое значение приобретают сейчас назвали, VIP-места. Именно действа, в которых неспешное протакое распределение аудитории, движение во времени соотносится по мнению многих иселедовате- с пространственными координата-лей, повлияло в будущем на облик ми, словно образ пути - очень важ-Елизаветинекого театра, где партер ный не только для средневекового, 2 Имеется в виду не только крестный ход с выносом икон, хоругвей, который был обычным явлением на Руси. Но также и существование вполне театрализованного действа, исполнявшегося за неделю до Пасхи. Называлось оно «Хождением на осляти» и представляло собой театрализацию входа Господнего в Иерусалим. Христа изображал митрополит, восседающий на белом коне, покрытом бархатной парчой, - на осляти, а под уздцы коня вел Царь. За ним следовали хоры и дерево вербное, украшенное цветами и сладостями, а по краям этой повозки располагались хоры, певшие хвалебные гимны Богу.
но для всего христианского мира, среди них и даже поминают крест, Путь - образ земной жизни, и по- на котором он будет распят: «Now нимается он, чаще всего, имен- Christ's holy name be us among!», но как продвижение во времени, «Christ's cross me speed!»3, Время в Добавьте ему пространственные этих постановках не имеет привычкоординаты, и он станет мировой ного для современного человека или священной историей, Ведь значения: оно и «тогда», и «сейчас», и священная, и мировая история и «завтра», Как в праздник счаст-тоже есть путь, но путь всего чело- ливое событие истории не только вечества, Путь - это движение и во вспоминается, но и переживается времени, и в пространстве, от на- вновь, так в сознании средневеко-чала к концу, от рождения к смер- вого человека вечность соотносите от смерти к спасению, от греха к лась со временем, Как один сезон святости... Путь - это основа и суть сменяет другой, отделяя время по-жизни и человека, и церкви, и на- сева от времени жатвы, так и одно рода, и всего человечества, событие, следуя за другим, приоб-Может быть, именно образ щает верующих к таинственному пути - движение во времени и про- миру, в котором все эти события странстве - и стал основой для про- уже свершились и пребывают, странственного решения религи- Именно храмовые действа, как те-озных процессий, В них, в отличие атрализованные, так и литургичес-от светских, движение было сим- кие, «учили» прихожанина такому воличным, как во времени, так и в образу времени, пространстве, Зрителю представ- Многие исследователи убеж-лялась вся история человечества дены, что именно литургия и ли-от сотворения мира до Страшного тургическая драма легли в основу суда, прошлое человечества и его мистериальных представлений, И, будущее, Здесь не могло быть ниче- действительно, при анализе мис-го не значащих пространств, каж- териальных процессий неизбежно дая точка, каждый временной отре- вспоминается церковное богослу-зок корреспондировались с миром жение, в котором алтарь, места для сверхчувственным, открывали в хора и неф означают разные «места себе высший смысл, Здесь горизон- действия», Помимо этого, во время тальное движение соотносилось с литургических действ были преддвижением по вертикали, а следую- ставлены места действия драмы или щие друг за другом повозки словно loca, располагались они почти во отражали образ текущей Леты, всю длину храма, Принцип loca заВ средневековых мистериях сов- имствовал и мистериальный театр, мещалось несколько временных Loca размещались на двухэтаж-пластов, С одной стороны, исто- ных повозках-педжантах (от ла-рическое время, соответствующее тинского pagina - страница): на библейской истории, от начала нижнем этаже - сцена, на верхнем -мира и до второго пришествия, с несложная машинерия и места для другой - современность, в которой актеров, изображавших, скажем, все эти события уже состоялись, ангелов, спускающихся с небес, Потому еще не узнавшие о рожде- Актеры могли готовиться к пред-нии Иисуса пастухи в двух пастушь- ставлению в специально оборудо-их пьесах призывают его всуе быть ванном месте - либо под сценой, 3 Rose M. The Wakefield mystery plays. NY. 1962.552p, 209.
Pro memoria
либо за ней. Каждая повозка следовала по определенному маршруту с остановками в конкретно и заранее условленных местах.
На ней могло размещаться несколько loca. Loca - это место, которое принадлежит тому или иному персонажу, его «дом». Площадка для действия, своеобразная авансцена, была вынесена чуть вперед к зрителям. Иногда для достижения определенного эффекта площадкой для действия могло стать пространство перед повозкой. Так же могла быть использована дополнительная повозка для действия или для размещения еще одного loca. Скажем, в Уэкфилдском цикле таким отдельным loca мог стать ковчег, который строили Ной и его семья4. Внешний вид «дома» мог быть различный - от обычного стула до достаточно вместительной постройки, в которой мог бы скрыться человек. Были и такие loca, которые вмещали 10-12 человек, а более поздние - оборудовались занавесом, который мог внезапно открыться, чтобы представить кого-то или что-то зрителям или участникам, а так же закрыться, - тогда эта зона удалялась из действия.
Существование такого рода симультанных loca - свидетельство неперспективное™ мышления.
По сути, это нежелание удалять от себя объекты, и даже, напротив, стремление приблизить их, сделать «своими». Средневековый мир при веем своем стремлении ввысь, к небесам, очень локален и сосредоточен на самом себе. Возможно, именно поэтому художники очень часто в иконописи старались придвинуть изображение к зрителю и использовали для этого «обратную перспективу» и другие
канонические приемы, в частности, архитектурные построения в виде сцены, где происходит действие того или иного библейского сюжета.
Несмотря на то, что живопись и театр не находились в прямой связи, сцена на иконе и сцена на улице в определенной степени имели одну цель - сделать происходящее более интимным, «своим», донести его содержание до души каждого зрителя.
Однако в Англии известны постановки и е фиксированной сценой. Проходили они в земляных амфитеатрах («кругах») в Сен-Юете и Перране.
Постановка в круге была еще одним типом организации театрального пространства английских миетериальных циклов. Здесь под-
4 См. Rose M. The Wakefield mystery plays. NY, 1962.552p.
мостки как для зрителей, так и сами loca размещались по кругу. Они представляли собой уже неподвижные сооружения, сориентированные по сторонам света: подмостки с Адом всегда находились на западной стороне, а е Небесами -на восточной. В центре располагалась площадка для действия.
Рисунок реконструирует мистерию «Замок настойчивости»
В мистерии «Замок Стойкости» категории, такие, скажем, как веч-(The Castle of Perseverance) пос- ность. Это был, действительно, реди нее была Башня5. Эта башня космогонический и абстрактный в центре круга (The Place) - Замок мир, переведенный на язык теат-Стойкости - являлась основной ра. А последний стремится любую пространственной вертикалью, где абстракцию превратить в нечто происходили самые значимые со- вполне конкретное, всему неви-бытия мистерии. димому дать визуальную форму, Без труда можно отыскать мно- а необъяснимому - конкретную го общего между постановками в причину. Другими словами, мате-круге и иными средневековыми риализовать все бестелесное, дать представлениями этого периода. ему плоть. Аналогии можно провести и с ли- Это особенно касается театра тургическими представлениями, Средних веков, который избирал с их неизменными loca и лучшими для общения со зрителем прос-местами для высокопоставленных той и ясный язык. Не стоит пу-особ на галерее (трифории), и с тать в данном случае простоту с городскими процессиями с их ал- примитивизмом. Если заглянуть в легорическими картинами, изоб- городские счета и перевести все ражающими, к примеру, Честь и статьи расходов в современные Славу, или с Мистериями Страстей деньги, полученная сумма засви-Господних, игравшимися на повоз- детельствует о чем угодно, кроме ках. Но отчего при таком многооб- примитивности. Траты на дорогие разии театральных форм, сущест- материалы, из которых изготавли-вовавших в средневековой Англии, вались костюмы, на драгоценнос-определенная группа спектаклей ти и золотую и серебряную фольгу избирает именно круг как про- для реквизита - это совершенно странственное решение? не примитивный подход к органи-По-видимому, ответ следует ис- зации действа. И машинерия, со-кать в главном отличии мистерий стоявшая, в основном, из лебедок, в круге от остальных представле- рычагов и люков, была вполне доний. Постановки в круге использо- статочной и для своего времени, и вали и представляли абстрактные в принципе для подобного действа категории - Человечество, Грех, и этой культуры. Назвать мистери-Плоть, Жизнь, Смерть, либо изби- альное действие примитивным рали лишь небольшую часть свя- так же нелепо, как отнести иконо-щенной истории, во вполне конк- пись к примитивному искусству. ретном сюжете которой открывали Как и иконопись, театр той эпохи аллегорические смыслы. Для них не искал перспективы, не жаждал течение времени не имело значе- иллюзорности, но пытался зримо ния, как в постановках Страстей отражать мир с его чудесами, от Господних, где представлена была возвышенных трагедий до 6ыто-вся история человечества. В этих вых комедий и фарсов. постановках историческое время было словно остановлено, и театр воспроизводил абстрактные, трудные не только для понимания, но и для воображения 5 См. Southeren R. The medieval theatre in the round. L., 1957.240p.