Научная статья на тему 'Театр и реформы'

Театр и реформы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
162
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕАТР-ДОМ / КУЛЬТУРА / CULTURE / ЗРИТЕЛЬ / SPECTATOR / РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР / THEATRE-HOUSE / REPERTOIRE THEATRE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Клим

Трактат театрального режиссера и теоретика Клима о природе театра, современном его состоянии и основных проблемах, о репертуарном театре и театре-доме. Является ли проблема современного русского театра только его проблемой или все-таки это проблема государства и общества? В чем заключена главная болезнь русского драматического театра?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The monologue of the stage director and theorist Klim reveals his meditations on a nature of theatre, on it contemporary conditions and main problems, on repertoire theatre and “theatre-house” idea. Who is responsible for the problem of Russian theatre? Is it a problem of theatre, society or government? What is the main disease of the Russian dramatic theatre nowadays?

Текст научной работы на тему «Театр и реформы»

КЛИМ

ТЕАТР И РЕФОРМЫ

«НЕТ ПЛАНА... НЕТ ПОМОЩИ! НЕТ ВЫБОРА?» «МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА 4»

От редакции: Клим - один из немногих режиссеров, которые стремясь к совершенству, готовы жертвовать результатом во имя процесса. Несмотря на то, что его сегодня зовут к себе на постановки многие театры, он не спешит принимать предложения, поскольку спектаклю должна, считает обладатель этого звучного режиссерского псевдонима, предшествовать лабораторная работа, которая может длиться год, а то и два. Такую же бескомпромиссность проявляет Клим как теоретик и философ театра. В разгар сегодняшних дискуссий о репертуарном театре он написал объемный (настолько объемный, что нам пришлось растянуть публикацию текста на два номера) трактат, в котором пытается дать ответ на ключевые вопросы современного театрального процесса.

«разговор о Театре, зажатом между министерством и «культурным» развлечением заставляет написать своего рода манифест против ленивых»

Ален Бадью «Рапсодия для театра»

(краткий философский трактат)

театр

реальность

стагнация

развитие

или несколько предварительных эмоциональных замечаний и призывов прежде всего к самому себе, памятуя,

что «Правда всегда выигрыш!

Как бы не было тяжело

к ней приспособиться...» Альберт Швейцер

ПРЕДИСЛОВИЕ

«.из бездны воззвал я к Тебе.» вернее к себе и себе подобным или то о чем НЕ СЛЕДУЕТ ЗАБЫВАТЬ ПРЕЖДЕ ЧЕМ ВЗЫВАТЬ

не путать святое с грешным

или защищенность человека

отдавшего в кавычках или без театру жизнь

с театром как таковым

как очень важной составляющей сознания

и самосознания нации

ибо драматический театр

это всегда национальный театр

то есть театр связанный с языком

как основой бытия всякой нации

репертуарный театр театр-дом авторский театр заслуги

неузаконенная вотчина

крепостное право или рабовладельческий строй может пора разобраться с несколькими в том числе и моральными или псевдоморальными принципами

Рго настоящее ^7

3 новой советской империи

к вопросу об ответственности это не плохо и не хорошо

может хватит перекладывать ответственность это так

по выздоровлению больного и более того

на больного по-другому не бывает

очевидно что организм кто дает деньги

под названием русский репертуарный театр кто платит

сам уже не в силах тот и заказывает музыку

побороть собственную стагнацию и никакого цинизма в этом нет

так что уважаемое государство так происходило

и просвещенные происходит

желающие ему государству блага чиновники и будет происходить

возьмите в конце концов ответственность

отделите живое от мертвого ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

4 или НА ЗЕРКАЛО НЕЧЕГО ПЕНЯТЬ

многоуважаемые и заслуженные деятели театра 6

признайтесь хотя бы сами себе хотите сказать

что то, что творится с театром идеология помельчала

выгодно отнюдь не публике зато технологии цензуры

это не она стала настолько тупой стали изощренными

что хочет жрать только низкопробное мыло теперь мы сами себя

и не рынок здесь виноват лучше всяких цензоров

виноват ваш цинизм как там в Книге Книг

убивающий ни за страх

ваш дар ни за совесть

нас «за кусок хлеба»

5 а идеология не помельчала

люди театра она стала другой

может в конце концов мы опомнимся коммунистическая идея

и не будем называть всеобщей грамотности

даже не миф в неграмотной стране

но труп по ее достижению

мифа о великом свободном закономерно сменилась

русском театре-доме новой идеологической проблемой

под названием русский репертуарный театр возник вопрос как управлять

русским репертуарным театром-домом сдерживать

и хватит все сваливать на Станиславского любознательность грамотных

театр Станиславского вначале был частным сменился и театр

потом стал театром на паях революционный пыл чиновников угас

позже советско-имперским обрюзгли

а значит вне зависимости озлобились

от того что думали омещанились

по этому поводу естественно и театр

Константин Сергеевич а куда ему бедному деваться

Владимир Иванович почему он должен быть другим

и иже с ними вернее должен

подписавшиеся но

обслуживал идеологию ох уж это но

Новый театр, старая сцена ^7

7 дабы не умалить важность победы

в так называемой новой России не будем его называть

так называемой выжил исходя из принципа

ибо хочется надеяться что быть живым

что все что происходит сейчас хоть шакалом

временные издержки становления хоть кем

этой самой новой России лучше нежели мертвым львом

в которой все не только грамотны 9

но с падением железного занавеса так вот проблема

стали еще и свободны на данном этапе не в театре

стали выбирать как таковом

сравнивать но в самом государстве

не понижая голос как таковом

не оглядываясь говорить иными словами вопрос в том

возникло даже подозрение необходим этому государству театр

что мы можем самостоятельно мыслить или у сильных мира сего

следует ли из этого хватает ума и средств

что и задача летать на премьеры

стоящая перед театром в Нью-Йорк или Лондон

перешла в новую что очень похвально

можно сказать последнюю фазу если это так

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

фазу оболванивания только они не должны забывать

не хочется верить что это так если они

хочется верить что это проблемы роста их дети

ибо иначе и внуки

те кто управляет собираются

процессом просто убийцы жить на этой земле

организма государства под названием Россия

иными словами самоубийцы если это среда их обитания

8 а это значит

не встав с колен если они хотят

но упав еще ниже чтобы их подчиненные

начав уже сами властные сапоги лизать которые желательно чтобы тоже летали

и здесь вопрос а разве раньше не лизал на те же премьеры

не уместен были теми

ибо возможно которым можно

что если бы встал дать поручение

давно бы у нас театра не было и больше не думать

главное что он с горем пополам но выжил ни о чем

в эту эпоху кроме стратегии

возвращения развития государства

нас на грешную землю и собственном самосовершенствовании

дикого социал-капитализма иными словами если мы хотим

да потерял быть действительно процветающей

прозвище властителя дум успешной во всех смыслах

но выжил русской цивилизацией

вернее обрел то от театра

свое истинное место вернее без театра

Рго настоящее

драматического что вряд ли стоит

национального увы в реальной

серьезного театральной реальности

неудобного это вечное ожидание

ставящего болезненные вопросы неизвестно чего

ибо такова его театра природа в зоне

и такова его цель - в самом что ни на есть низком

антипода церкви значении этого слова

ибо он древнее церкви в концентрационном лагере

так сказать первопредок во всех смыслах сатанинском

а значит имеет право ибо никто нас в этом концлагере не держит

нам никуда вернее нас держит страх

мы театральная цивилизация страх социальной незащищенности

так уж сложилось и уязвленной гордыни

так случилось с последним ничего сделать нельзя

а значит и от ответственности но с первым-то

за его театра судьбу что-то можно

нам не уйти но откуда откуда это чувство

10 ведь учителя и врачи

да тоже социально унижены

театр выжил но ничего подобного с ними не происходит

существует жизнь идет своим чередом

правда чаще всего глубоко презираем их ждут дети

его творящими больные

составляющими его рыхлое тело людьми в этом высший смысл

которые за редким счастливым исключением и вера

глубоко несчастны в театре же проблема веры

ибо не понимают и смысла бытия

на что потратили столь тонка

или тратят неосязаема

свою единственную жизнь эфемерна

и это возможно главный что вместе с предчувствием

основополагающий что творчества-то нет

краеугольный и уже не будет

театральный вопрос не случилось

сродни религиозному «есть ли Бог» возникает глубокое неуважение

театр ведь Зона к себе как к личности

как у Тарковского и это тотальное чувство униженности

«чудо из чудес» и порождает феномен

актер - сталкер психологического рабства

ведущий к Комнате и социального крепостничества

где исполняются желания как можно будучи в таком состоянии творить

истинные желания трудно сказать

не имеющий права в нее войти ибо рабство

ведущий так в его самой страшной форме

чтобы ведомые саморабства

пришли к мысли творить точно не позволяет

Новый театр, старая сцена

11 что в одном месте

что делать говорим о нано-технологиях

почему социальная а в другой

и экономическая свобода очень важной и серьезной

лишила нас творчества сфере касающейся духа

и мы словно бизоны и души

из фильма Крамера погружаемся в средневековье

«благослови зверей и детей» под улюлюканье и причитание

не устремились в желанные прерии что все решат продюсеры

но накинулись на близлежащую траву вот поставьте во главе менеджера

оказалось что нам так мало нужно так и хочется спросить

оказалось что жажда свободы продавца что ли

и даже предчувствие что сейчас что продавать будем

начнется наш отстрел по чем даже не опиум

в общем печально а бормотуха для народа

что делать а потом задаем вопрос почему

что с нами почему он этот народ

с одной стороны тупеет и спивается

мы говорим о нано-технологиях впрочем мы уже давно

с другой этот вопрос не задаем

когда дело доходит а если и задаем

до главной нано-технологии то из подозрения

Божественной что мы это делаем

человеческой душе исходя из социалистической привычки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

духе считаем себя особым классом

разуме вернее прослойкой

которые без образования и науки и это правильное название прослойка

культуры и искусства вопрос только в том между чем и чем

религии и веры между народом и властью

а они друг без друга или между истиной

без триединства этих пар и заблуждением

ни о каких нано-технологиях между чем

не то что говорить нельзя что мы прослаиваем

можно а может мы давно выпали в осадок

но сам маниловский разговор об этом и уже давно

требует такого их единства никакой функции

и здесь автор в запале хотел написать кроме обслуживания

веру собственной мании величия

мол образование и науку на почве комплекса неполноценности

не говоря уже о культуре и искусстве не исполняем

каким экономическим эффектом он ведь этот народ

веру собираетесь измерять по вечерам

стоимостью индульгенции у себя дома

или что-то новенькое этот проклятый великий кинематограф смотрит

нано-технологичное как после этого он смотрит на нас

кризисно-менеджерское придумаете но ничего

креативное мы его мылом

мы ведь так традиционно устроены мы новую

мыльно-телевизионную

стену-цивилизацию построим

а это как вы понимаете

не железный занавес

не берлинская стена

эту так просто

не обойдешь

не разрушишь

эта сразу в кровь

эта меняет состав

самой субстанции человека

на генном уровне

вот так подумал

а потом подумал

как-то злобно

почему я на этих менеджеров и продюсеров нападаю ведь все действительно реально-материально проявляется в культуре нашего бытия дается нам в ощущениях а свобода

только осознанная необходимость нет необходимости нет свободы

вернее мы всегда свободны в меру своей необходимости свобода

это борьба за нее

мечта о ней

как свобода слова

пожалуйста

произносите слова

любые слова

кто вам это запрещает

вы главное в революционную

или истинную мысль

их не складывайте

а если складываете

то говорите так

мол наши враги

говорят страшную крамолу

так вот автор вспомнил

что «руководитель»

в кастовой классификации

естественно ниже брахмана

но выше владеющего ремеслом

ибо его ремесло

руководить неруководимым и непостижимым человеком и руководить так чтобы он

этот руководимый

был не рабом

но художником

способным создать

образ творца

как этого достичь

нужно вспомнить

опыт Поднебесной

эпохи расцвета

если ты не философ

и не поэт

не постиг науку

самосовершенствования

и не в состоянии держать экзамен

то что ты можешь сказать другим

а значит какой ты руководитель

какой ты рыцарь

и если в нашем

за Веру Царя и Отечество

царя заменить Разумом

Даром Божьим

то

у нас появится шанс 12

слава богу

появилось новое поколение

зачатое в эпоху надежд

и родившееся уже в этой

родной для них стране

может она им нужна

эта страна

а вослед за ними

может и мы

родившиеся еще в той

обиженные

может мы тоже

опомнимся

и начнем ее растить

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

эту страну не строить

а растить

как дитя

для детей и внуков

но для этого с собственным

Новый театр, старая сцена

психическим и умственным здоровьем 14

пораженным духовным раком не преувеличивает ли автор значимость

под названием «после нас театра

хоть потоп» в космосе русского духовного мира

нужно все-таки разобраться согласно неким теориям

а значит прежде всего необходимо можно «констатировать,

поставить диагноз что существуют,

объективный существовали

бесстрашный общества, в которых есть театр,

и как бы ни было тяжело и общества в которых нет

и печально его слушать театра»

нам необходимо набраться мужества и это означает

и услышать что этот «раздел

а услышав рассмотреть мира, не хуже любого другого раздела»

все варианты возможного лечения как и согласно другим теориям

хотелось бы терапевтического смена ритуала похорон

13 есть признак смены веры

так что если мы хотим религиозных убеждений

чтобы он жил а значит принципов бытия

русский духовный мир всей цивилизации

не просто существовал не только сменивший ритуал

но жил но в конце концов всей

полноценно жил экосистемы человечества

развивался и если похоронный ритуал

осуществлял связь поколений его смена

передавал откровения отражает смену религиозных убеждений

и тайны мастерства то роль театра в обществе

из рук в руки смена роли театра в общества

мы должны говорит о смене самого общества

согласно заветов и дело не в оценке

Антона Павловича плохо это или хорошо

быть способными просто изменение театра

иметь мудрость его места в обществе

мужество сути драм

и мастерство разыгрываемых в нем

отделять живое от мертвого говорит об изменении самого общества

это условие любой человеческой жизни и его взаимоотношений с государством

хоронить мертвых государством

и починять живых которое то служит обществу

а не ждать пока все будут мертвы служа развитию каждого отдельного

а потом когда все умрут гражданина

«мы наш и созданию пространств сотрудничества

мы новый» этих граждан

уже пытались то тормозит общество

не вышло возомнив себя пупом земли

может не будем наступать так вот театр

на те же грабли зеркало говорящее «вот два изображенья»

Рго настоящее ^7

и он театр выгодней иметь театр в доме

отображает нежели театр на улице

религиозно-нравственную идею ибо улица порождает актеров

реальную последствия игры которых

а не декларируемую попахивают войнами

театр напоминает китайскую медицину революциями

с ее точечными прижиганиями и концлагерями

и уколами 15

серебряных и золотых игл здоровье общества

в определенные узловые точки его духовно энергетическое состояние

где чаще всего на всех уровнях связаны

происходят разрывы а значит и слабость театра

энергетических артерий и слабость государства

это уколы вещи взаимосвязаны

в болезненные точки мы ведь в отличие от ислама

так что закономерно где театр «как правило» «выпадает»

что «внутри последние двести лет

тех обществ, театральная цивилизация

которым знакомо мы слава богу

это странное публичное место, продолжаем ею оставаться

(имеется в виду театр) по крайней мере мы люди театра

в котором вымысел на это надеемся

консумируется в повторяемом событии, вопрос только в том

всегда присутствует настороженность, соответствует ли

сдержанность, существующий театр

анафемы, существующей идеи

крупные и мелкие отлучения, грядущего общественного строя

изгнания наряду с энтузиазмом. или он пассивно отражает

Еще поразительнее, сегодняшнее его государственного строя

что подозрение духовных властей, состояние

под которое всегда попадал театр, собственно и то и то важно

всегда соседствовало с неусыпными заботами право общества

о нем со стороны Государства, быть самодовольным

так что театр считать что все хорошо

всегда был для Государства верить врачам убаюкивающим

одним из его дел. поступающим из принципа

Таковым и остается!» не приносите плохих вестей

более того за них казнят

можно сказать что существует да это так

вселенский закон но если мы все-таки настаиваем

который можно назвать на том что мы продолжаем

законом сохранения оставаться театральной цивилизацией

количества театра то этого увы мало

в глобальном смысле ибо это с одной сторонь

самой энергии театра ответственность

а это значит театра-врача

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

что для общества за организм общества

а значит государства а с другой

Новый театр, старая сцена

ответственность который без решения

вернее желание организма некоторых наболевших вопросов

общества не имеет никакого смысла

быть за одно с жизнью он бессмысленен

вернее это попытка этого общества ибо суть в том

не перейти что единый

в пенсионный режим национальный

ожидания конца русский театральный мир

или стяжательный находится в смертельной опасности

после нас хоть потоп ибо то что покидать столицу

но в принципе они мало дабы играя в провинциальном

чем друг от друга отличаются по местоположению

иными словами а не по художественным критериям

коль театр часть цивилизации (ибо провинциальность некоторых столичных

возможно одна из не основополагающих просто зашкаливает)

но все же часть этого организма который в большей мере реален

сигнальная в силу самого существования

и энергетически лечебная условий существования

то можно сказать что вопрос дабы многому реально научиться

не в театре и пройти творческое

а в обществе и личностное становление

или в том стало не то что не модно

устраивает ли но опасно

существующий театр молодой актер

существующее общество предпочитает отказаться от профессии

театр же существующее общество ибо понимает

никогда не устраивает что это путешествие

не устраивает по определению чтобы стать

на то он и театр есть беспроигрышное участие

он хочет совершенного общества в реалити-шоу

16 хочешь кануть в небытие

если же посмотреть езжай

бесстрашно на все происходящее учись

с русским театром становись

то прежде всего сколько актеров

необходимо задать себе вопрос режиссеров

когда последний раз и не просто режиссеров

выпускник столичного вуза но способных построить

это отнюдь не значит свой театр-дом

что столичные выпускники не случилось

и столичная театральная школа в ситуации гибели

только потому что она в столице системы театральных гостиниц

уже вершина позволявших актерам

образовательной театральной системы безболезненно

может и вершина переходить из одного места в другое

но качество-то искать свой театр

здесь не причем путешествовать за своим режиссером

к тому же это тема отдельного разговора актерство из свободной профессии

превратилось уже даже не в крепостничество но в рабство

театр оказался разрушенным как общегосударственный организм его общества единая нервная

сигнальная система

единое театральное пространство

единый российский театральный процесс

отданный во властные руки

местных культурных начальников

назначаемых по остаточному принципу

кто последний в избирательном списке партии

того рожей в культуру

и закономерно

что театры

превратились в феодальные вотчины местных

возможно талантливых исполнителей роли Ленина решивших что они тоже не лыком шиты зачем им режиссеры-лидеры да и сами режиссеры хотят ли они иметь этот дом эту семью

служащую наживкой отвлекающей жертвой семи грехов человеческих большой вопрос а значит мы государство нация народ

наша культура наша цивилизация потеряли

из-за этой нашей системы

где мы жалеем тех кто в доме

и абсолютно не думаем о тех кто на улице

не думаем ни об их таланте

ни об их шансе

вернее шансе их дара

талант пробьется

утверждаем мы

а вот что делать с бездарными

тем более что они нам так выгодны

ибо позволяют нам самим быть бездарными

может в этом весь вопрос и значит в этом и весь ответ но если быть честными совсем честными

то современный государственный театр чаще всего выглядит таким лепрозорием для однажды заболевших проказой театра виновато ли в этом государство если понимать под государством нас людей театра

то на зеркало нечего пенять

ЧАСТЬ ВТОРАЯ РОМАН С ВЛАСТЬЮ 17

театр

великий русский драматический театр потерял цель своего бытия и даже чувство собственной нужности и собственного достоинства он болен

и прежде всего структурно а значит законодательно и сам

своими силами

справиться с болезнью

уже не может

да ему есть чем гордиться

в своем историческом прошлом

были великие драматурги

режиссеры

актеры

критики

педагоги

теоретики

но увы сегодня

театр сам

себя не то что не в состоянии вылечить он даже более-менее объективный диагноз поставить не может ему необходим врач

и он должен не только поставить диагноз выписать рецепт сказать что делать но и делать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а дальше все будет зависеть от свободы выбора организма под названием

Новый театр, старая сцена

драматический театр есть его необходимая

быть на стороне болезни для жизни нации страны народа

или на стороне врача и самой жизни как таковой

если на стороне врача жизненная функция

есть шанс его театра предназначение

но нужно спешить его театра дело

ибо болезнь и это дело

становится несовместима с жизнью не в счастливой

потому что от вопроса обеспеченной жизни

коль он таков людей занимающихся театром

этот театр это важно

то зачем он но только при условии

в чем его смысл что сам театр

ведь никуда не деться осознает свою функциональную необходимость

он висит в воздухе свою ответственность

дамокловым мечем за психическое и духовное здоровье

и в конце концов народа

однажды так может случиться нации

что его бытие страны

действительно станет несовместимо с жизнью здоровье которое возможно

все так запутается только в процессе развития

что любая попытка а не стагнации

распутать этот клубок а значит и органы

будет все только больше запутывать этого организма

и если мы не упредим не должны находиться

это случится в состоянии стагнации

и тогда никто не будет разбираться театр не исключение

и вместе с помоями 18

сольют и ребенка может это парадоксально звучит

так что пока не поздно но проблема ведь в том

и есть возможно маленький но шанс что все мы

это нужно было сделать очень давно и все мы

но есть как есть знаем

а значит весь вопрос в том и при этом

что делать сейчас даже посмотреть

ибо самое безумное во всей полноте

что можно делать на проблемы здоровья

сейчас это рассуждать этого организма

почему и кто виноват частью которого мы являемся

вместо того чтобы делать мы не в силах

исходя из предельно бесстрашного впрочем здесь театр не исключение

анализа того что случилось это проблема цивилизации в целом

рассмотрев все возможные варианты почему с театра

не оттягивания конца почему реформы

исходя не из принципа выживания необходимо начинать с театра

но из перспективы ответ на этот вопрос

грядущего процветания на самом деле существует

из того что у театра такова природа театра

Рго настоящее

такова его функция 19

так он устроен сейчас есть шанс

таков этот организм но для этого

и если это будет не очень удачный эксперимент мы

в области реформирования люди театра

общественно значимых духовных институций должны

то потери будут гораздо меньше в конце концов

нежели проведение набраться мужества

этого опыта на других и сказать себе

более функционально важных а) что труп труппы

общественно важных не есть следование традиции

для общества институциях великого русского

таких как медицина драматического театра

образование а есть только труп труппы

госуправление и ничего больше

почему экспериментировать необходимо на б) театральное здание

театре с этим трупом труппы

а на чем и дирекцией днем и ночью ждущей

таков ответ возможности сдачи помещения в аренду

на то и театр возможно не правомерно называть традицией

он ведь максимально корнями своими уходящей

и очевидно подвержен во все тот же преславный

как положительным великий русский

так и отрицательным репертуарный театр

тенденциям в обществе с) может в конце концов мы наберемся мужества

в нем все более явно и прекратим дискредитировать «наше все»

это первое тем более что репертуарными

возможно странное правильнее называть императорские театры

но зато объективное (ведь и МХАТ стал полноценным репертуарным

доказательство необходимости только став любимым театром вождя империи)

реформирования театра или создания и признаем

таких прозрачных правил что репертуарный театр это блажь

которые бы позволили или необходимость

предельное позволительная только власти

свободное столичной или губернской

эффективное и посему

соответствующие времени репертуарный театр

и его задачам бытие и тем более «великий»

именно бытие это всегда роман с властью

полноценное но на поверку

полнокровное спектакли должны быть хороши

а не унизительное 20

и зависимое итак роман с властью

когда театр но на поверку

не то опостывшая жена спектакли должны быть хороши

не то по-своему униженная любовница волшебно

остальные унизительные варианты вот только

приводить не стоит где взять эти хорошие спектакли

Новый театр, старая сцена

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

если театр болен резонен вопрос

да собственно и роман с властью где автор надеется взять

зачем власти такой роман и существуют ли они в принципе

может эта болезнь театра заразна эти просвещенные чиновники

может нас можно подлечить на что существует вполне резонный ответ

заискивающе обращаемся мы к власти где взять нас

вы готовы к шоковой терапии актеров режиссеров и прочих

спрашивает власть для этих просвещенных

нет отвечаем мы если они вдруг

но на самом-то деле каким-то волшебным образом возникнут

вопрос давно стоит по-другому и захотят нам помочь

ибо это уже давно готовы ли мы

вопрос хирургического вмешательства и хотим ли мы

вероятность и серьезность которого растет судя по всему нет

с каждым днем отсрочки и на известный

а значит и растет необходимость и извечный

внешнего вмешательства русский вопрос

внешнего кто виноват

ибо не будет же он сам во всех происходящих с нами бедах и грехах

себе делать операцию есть три ответа

но без нее мы сами

он увы чиновники

уже государство

а это значит да

что без естественно плохая карма

так называемых просвещенных куда уж от нее

и имеющих волю к действию но ее лучше не обсуждать

чиновников а то еще обидится

как бы это не резало нам слух какая уж есть

не обойтись это так сказать вертикальная составляющая

как без врачей судьбы

связанных клятвой Гиппократа она не в наших руках

но не связанных относительно себя

родственными узами с больными тоже довольно сложно

ибо руки будут трястись можно конечно пытаться

и они или отрежут лишнее взять себя в руки

чтобы перестраховаться но зачем

либо дадут больше снотворного пока же есть

чем может выдержать сердце на кого сваливать

или операция государство

будет бесконечно откладываться чиновники

и как следствие вот только путать

всего выше сказанного государство и чиновника

операции будут повторятся все равно что путать

пока конкретного попа

дальше идет многоточие и церковь

так что от «дела врачей» сам институт веры в целом

театру никуда не уйти со служителями культа

и тем оправдывать собственную бездеятельность мол поп плохой бога нет

чиновник плохой государства нет просвещенного чиновника нет какой театр почему

так уж устроен человек пока не потеряет все не посмотрит смерть в лицо ничего делать не будет ибо ни любви ни веры надежда

но ведь она для бога для его последнего суда для Ангела Хранителя кто там кормил собственной плотью забыл вот так дожился

21

создается ощущение что эти реформы в самой безобидной из областей государственной ответственности не происходят потому что государство боится этого самого театра естественно по старой привычке уважаемые господа чиновники не бойтесь

те которых вам стоит бояться и в них давно не творят театр самоочистился изгнал еретиков даже из числа зрителей они туда давно не ходят чего бояться

гибель предыдущей попытки

царства небесного на земле

имеет последствия и пострашнее

медицина

образование

наука

театр на фоне этого ничто

и все-таки он

как часть веры

народа

нации

теневая

оттеняющая

но часть

и действительно важная часть орган

важный орган

нет театра

нет самосознания

и саморефлексии нации

а значит нет нации

нет народа

да

театр

храм для атеиста но атеисты ведь тоже должны иметь свой храм храм

где главное слово «не верю»

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ РЕПЕРТУАРНЫЙ ТЕАТР ТЕАТР-ДОМ

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ТЕАТР АВТОРСКИЙ ТЕАТР 22

да

может и должен

существовать театр-дом

но если театр это такое здание

хорошее здание

стоит на «бульваре»

где играют спектакли

какие не важно

лишь бы приносили доход

то будем честными

это коммерческое предприятие

где люди зарабатывают деньги

продавая некое зрелище

как продукт потребления

то есть это бизнес

вернее некий супермаркет

Новый театр, старая сцена ^7

по убиванию свободного времени в культурно-идеологическом контексте

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

причем здесь намеки на театр-дом да

и почему государство в обществе

должно этот супермаркет содержать демократическом обществе

причем здесь государство существует множество идей

вернее государство и все они имеют право

должно получать выгоду на существование ибо мы

сдавая в аренду собственность кто бы мы

и следить за правилами ведения бизнеса ни были

в том числе и за антимонопольным правом не истина

и это очень важная функция в последней инстанции

в данном случае государства но на то чиновник и поставлен

вернее конкретного чиновника как третейский судья

предоставляющего как мудрец

государственную собственность исходящий из принципа не навреди

и не просто собственность это ведь «бульвар»

но собственность центр

связанную с влиянием на идеологию да он не имеет права

на умы граждан вмешиваться в бытие

и здесь спрашивать частного зрелищного бизнеса

необходимо не с творцов более того должен содействовать

зрелищного продукта строительству частных театров

это их право через систему гибких налогов и грантов

их свобода содействовать их стремлению

творчества быть не только коммерческими

бизнеса не только этими самыми бульварными

самовыражения театрами

но с тех что собственно в области драмы

кто отвечает за развитие драматического театра

а значит будущее процесс очень сложный

нации и без господдержки почти не возможный

и государства впрочем

следует также помнить примеры есть

что предоставляя право и были

явить то или иное зрелище как отличить одно от другого

в том или ином месте вопрос простите

он предельно циничный и лживый

чиновник хотя он один из сложнейших

настаивает и возможно в данном случае главный

даже если он так и не думает ибо это вопрос независимой

на том что это зрелище экспертной оценки

идеологическое вопрос независимости критиков

и соответствует идеологии их мужества

государства да-да именно мужества

нации простите не продажности

и его культурной политике что в свою очередь

сообразное значимости есть процесс разделения

этого места и не смешивания

Рго настоящее

двух профессий в другом месте

профессии критика так сказать на дому

и профессии рекламного агента за другие деньги

право зрителей «играют в ящик»

идти за рекламой только тогда непонятно зачем

или за мнением критики нам рассуждать о театре-доме

но в данном случае критик раз в этот театр-дом

берет на себя ответственность приходят как в зоопарк

быть идеологом «посмотреть на живых»

значит иметь мужество а не на спектакли

знания и мудрость будоражащие сознание

служить театру спектакль

как идее театр

а не интересам тех или иных ведь дело сложное

театральных деятелей трудоемкое

да специфическое

Платон экономически унизительное

мне друг один съемочный день в ящике

но истина как известно иногда равен годовой зарплате

дороже получается что театр для бездарей

в том числе и в денежном отношении а для остальных

дороги технологии успешных

и инструменты нечто подачка

ее познания да-да

но еще дороже будем честными

обходится нежелание мол на нас

ее знать ящико-звезд придут

23 и остальным

если же вернутся к дню сегодняшнему коллегам

к театру сегодняшнему пособие по безработице

такому как он есть сегодня так выглядит

к театру который даже если мы так и не думаем

в подавляющем большинстве своем может стоит разделить

поддерживается государством опера же и балет

то напрашивается нелицеприятный вывод как-то остаются

что с нашим государством что-то не то театральным искусством

оно ведь платит туда свои мохнатые лапы

значит его это устраивает пока не засунуло телевидение

или это просто форма к тому же телевидение

скрытая форма здесь не причем

социальной поддержки телевидение только технология

граждан которые ничего больше не умеют развития нации

кроме как или оболванивания той же нации

корчить рожи иными словами ее убийства

может это и обидно вернее самоубийства

но это так 24

талантливые причитания

корчат рожи вроде «публика не смотрит»

ложь

мерзкая

циничная

но возможно на самом-то деле

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

весьма преднамеренная

но если нет

то поверьте

это еще страшней

ибо телевидение

как и драматический театр

хотим мы этого или нет

явления идеологические

да-да идеологические

это слово

родное слово

проникающее в нас

и формирующее нас

относительно зрителей

уберите из ящика

все что как вы утверждаете

любит смотреть

тупой как вы говорите пипл

и поверьте

бабушки

через пару месяцев

так же будут обсуждать Бергмана

как теперь ваши мыльные сериалы

и это так

простите

объективная реальность

так что иначе

как злым умыслом

то что вы показываете

назвать нельзя

то же происходит и с театром

театральным деятелям выгодно настаивать

на тупости зрителя

тем более что на своем нынешнем положении

«светоча культуры»

в окружении «дебилов»

театр долго настаивал сам

или вторая версия

на этом настаивало государство

есть третья версия

и если мы не полные безумцы

и еще на что-то надеемся

то мы выберем ее

она гласит

все это цепь недоразумений

переходного периода

до театра руки не доходили

вокруг царил дикий

постсоциалистический капитализм

разгул неосознанной демократии

но давайте остановимся

и престанем играть словами

настало время действовать

почему до этого государство не пыталось

вернее его лидеры

но почему же

в Москве построено

больше театров

чем почти за все восемьдесят лет

советского периода

почему не делались структурные

внутри театральные реформы

не принимался закон о театре

давайте договоримся

что это мудрость проведения

представляете что могли принять

в так называемые «лихие девяностые»

так что все хорошо

более того

нам выпала возможность и честь

его создать

проведя эксперимент

в наиболее защищенном

от всяких непредвиденных последствий

столичном регионе

где у актера

больше возможностей

а необходимо сделать

чтобы их было еще больше

25

к вопросу о так называемом авторском

и экспериментальном театре

всякий театр - авторский

если не авторский то какой

всякий театр эксперимент

ибо никто не знает

результат этой вечерней встречи

со зрителями

тем более в драматическом театре искусство которого более демократично нежели оперное и балетное более так скажем низко

Рго настоящее

если оценивать форму которая объединяет

но более сложно публику в зале

если оценивать содержание уколом

то есть более не защищено в самую болевую точку

от профанной вкусовщины в человеческой душе

критериев оценки точку смутных предчувствий

и более идеологично и неискупимой вины

то есть опасно и выводит всех вместе

с точки зрения воздействия на умы и каждого в отдельности

ибо может воздействовать вернее проводит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и воздействует сквозь страх

на умы неизощренные родового и вводит

впрочем в свет изначальный

в эпоху интернета начала творения

все это звучит очень смешно прощая

наивно и даруя

и более как на чиновничий новый шанс

глупый безгрешного бытия

ни чем не обоснованный страх и здесь даже предположить

где-то засевший что кто-то может точно знать

из предыдущей эпохи что это за энергия

не тянет что это за слова

и все же и как их необходимо сказать

драматический театр чтобы это произошло

это очень опасно не то что глупо

ибо это живая энергия встречи нет

со зрителем а раз живая но

то ищущая предельности это игра

любви и ненависти смертельно опасная игра

бесстрашности размышления путешествие Орфея

и высказывания в ад

26 царств морфея

всякое искусство за смертельно раненой душой Эвридикой

а театр в особенности так что эта встреча эксперимент

это совместное творчество всегда эксперимент

а значит беспредельный ибо эта встреча непредсказуема

часто не контролируемый резонанс если же предсказуема

сознаний и энергий то очевидно что театр

зрителей и творцов играет на понижение

и воображение публики и посему

и есть то пространство судя по всему

где театр как искусство предполагается

или ответ на провокацию что авторский театр

глубинного родового сознания это тот театр

осуществляет себя который никогда

ибо искусство театра ни при каких обстоятельствах

в способности угадать на понижение не играет

энергию вопроса Продолжение в следующем номере

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.