Научная статья на тему 'ТАЁЖНЫЙ ГУМЕННИК ANSER FABALIS MIDDENDORFFI НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АЗИИ'

ТАЁЖНЫЙ ГУМЕННИК ANSER FABALIS MIDDENDORFFI НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
86
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАЁЖНЫЙ ГУМЕННИК ANSER FABALIS MIDDENDORFFI НА СЕВЕРО-ВОСТОКЕ АЗИИ»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2171: 1230-1236

Таёжный гуменник Anser fabalis middendorffi на Северо-Востоке Азии

А.В.Кречмар

Арсений Васильевич Кречмар. Институт биологических проблем Севера ДВО РАН. Магадан, Россия

Второе издание. Первая публикация в 2000*

Несмотря на то, что ареал таёжного гуменника Anser fabalis middendorffi Severtsov 1873необычайно велик — он населяет практически всю таёжную зону Восточной Сибири (Птушенко 1952), доходя на северо-западе до юго-западного Таймыра (Jogansen 1945; Кречмар 1966), сведения по его экологии и деталям распространения до сих пор весьма скудны и отрывочны. В этой статье автор сделал попытку обобщить все имеющиеся в его распоряжении материалы, собранные за период с 1966 по 1990 год в среднем течении Колымы, Омолона и Анадыря, а за последние 10 лет - с 1991 по 2000 - в бассейне Кавы, близ северного побережья Охотского моря, в 200 км к западу от Магадана. Помимо собственных наблюдений, автором в ряде случаев использованы сведения, полученные от работников охотинспекции и охраны заповедника «Магаданский», а также вся доступная литература.

Таёжный гуменник спорадично гнездится в северотаёжных и лесотундровых ландшафтах к востоку до реки Пенжины (Яхонтов 1979) и водораздела между бассейнами Колымы и Анадыря. О гнездовании этого подвида гуменника в таёжной части бассейна Анадыря, несмотря на наличие там подходящих местообитаний, у нас достоверных сведений нет (Портенко 1939; наши данные). Гуменники, изредка гнездящиеся в среднем течении Анадыря, очевидно, относятся к подвиду A. f. serrirost-ris Swinhoe 1871 (Портенко 1939; Кречмар и др. 1991), к этому же подвиду относятся и гуси с безлесной части Корякского нагорья и из Пара-польского дола (Кищинский 1980). По самым последним сведениям (Герасимов и др. 1999), встречается на гнездовье на некоторых реках западной части собственно Камчатского полуострова. В бассейнах рек Охото-морского бассейна таёжный гуменник в небольшом количестве и спорадично гнездится почти повсюду, в том числе и вблизи морского побережья. Без всякого сомнения, именно этот подвид гуменника был отмечен А.А.Кищинским (1968) в долинах рек Колымского нагорья, нами он встречен в бассейнах рек Омолона и Берёзовки, а также в юго-западной части Колымо-Индигирской низменности. Есть сведения о нахождении этого

* Кречмар А.В. 2000. Таёжный гуменник (Anser fabalis middendorffi) на Северо-Востоке Азии // Казарка 6: 79-86. 1230 Рус. орнитол. журн. 2022. Том 31. Экспресс-выпуск № 2171

гуся и на левых и правых притоках Колымы в её среднем течении (Ла-бутин, Перфильев 1991; Дегтярёв 1998), по правым притокам Индигирки в её среднем течении и других северотаёжных районах водораздела Колымы и Индигирки (Дегтярёв 1998).

Населяет долины рек и речек полугорного и равнинного характера, где может держаться и на подходящих озёрах, если таковые имеются. На реках с галечниковым руслом предпочитает протоки с песчаными приплёсками с обильными хвощовниками или места, где вблизи в пойме есть старичные или смешанные старично-термокарстовые озёра. Гнездится обычно разрозненными парами, поселяющимися в 2-3 км друг от друга в пределах отдельных очагов гнездования, расположенных иногда на многие десятки километров один от другого. В известных нам местах его максимальной численности в бассейне реки Кавы этот гусь, по усреднённым данным, встречается не чаще 1 пары на каждые 4-8 км протяжённости речной долины. Численность его на гнездовье в бассейне Омо-лона и Берёзовки была значительно ниже (Кречмар и др. 1978). 28 июня 1968 на участке реки Берёзовки длиной около 60 км мы встретили 5 пар таёжных гуменников. Тем не менее, учитывая общую огромную площадь гнездового ареала, суммарную численность вида в регионе можно оценить, правда, весьма ориентировочно, в 10-20 тыс. особей. Оценка численности в 20-30 тыс. особей только для Колымской и Абыйской низменности, сделанная А.Т.Дегтярёвым (1998) по результатам авиаучётных работ, кажется нам очень сильно завышенной.

Весной таёжные гуменники появляются на местах гнездования рано, обычно раньше других видов гусей. На крайнем юго-западе региона, в бассейне реки Кавы, в период с 1991 по 2000 год они прилетали между 20 апреля и 8 мая, обычно 30 апреля — 4 мая. В среднем течении Колымы на спущенных озёрах ниже заимки Жирково в 1967 и 1968 годах таёжные гуменники появились 8 и 5 мая, соответственно, а в среднем течении реки Омолон в 1973 и 1974 годах отмечены А.В.Андреевым 8-10 мая (Кречмар и др. 1978).

Таёжные гуменники на местах гнездования обычно появляются парами, небольшими группами по 3-4 птицы или одиночно. В долине реки Чукчи нам почти ежедневно 12-16 мая случалось наблюдать и явно пролётные группы таёжных гуменников численностью от 6 до 20 особей. Лишь в 1994 году транзитные гуменники этого подвида были отмечены уже 4-5 мая. Таких транзитных групп было немного, обычно мы их видели 1-2 за сезон, и принадлежали они, скорее всего, к более северным популяциям этого подвида. В отличие от тундровых гуменников, такие группы летели низко, обычно не выше 20-30 м над речной долиной. Они хорошо отличимы от других гусей, в том числе и тундровых гуменников, по характерному более низкому и хриплому голосу. В потревоженном состоянии они так же, как и белолобые гуси Лпввг а1Ы/гопв, образуют

дуэтную перекличку (Кречмар, Кречмар 1997). Ни о каких ярко выраженных пролётных путях гусей именно этого подвида достоверных сведений нет. Во время наблюдений за весенним пролётом гусей на берегу Амахтонского залива 8 мая 2000 на 34 стаи белолобых гусей была отмечена всего одна стая таёжных гуменников. Гуси в количестве 9 особей летели шеренгой на высоте 300-400 м в северо-восточном направлении. В литературе о миграциях гуменников, как правило, не отражены различия между тундровым и таёжным подвидами. Сделать это в полевых условиях часто бывает затруднительно, поскольку различить птиц разных подвидов на большом расстоянии удаётся далеко не всегда. Учитывая специфику распределения вида в пределах ареала в регионе, можно предположить, что птицы от Охотского побережья проникают на места гнездования диффузно, долинами мелких рек и через многочисленные перевалы. Иногда небольшие группы или пары таёжных гуменников во время весеннего пролёта присоединяются к стаям гусей тундрового подвида или лебедям-кликунам Cygnus cygnus и тогда могут быть легко иде нтифицир ованы.

В самые первые дни после прилёта таёжные гуменники охотно держатся на речных промоинах, часто вместе с лебедями-кликунами. От этих мест пары местных гуменников в утренние и вечерние часы совершают перелёты для кормёжки на первые проталины, которые чаще всего бывают на плакоре. В дальнейшем, после оттаивания песчаных речных кос, гуси охотно их используют для отдыха и ночёвки. На юго-западе региона, в бассейне Кавы, таёжные гуменники гнездятся, скорее всего, на тундроподобных марях недалеко от границы поймы. Именно туда они летают во второй половине мая, когда в поймах протаивают мелководные старичные озерки и береговые приплёски и образуется много мест, удобных для кормёжки. Вблизи таких марей обычно встречаются и выводки с недавно вылупившимися гусятами. Как раз на подобной заболоченной мари в 40 м от реки А.А.Меженным было найдено гнездо в бассейне реки Тяни в Южной Якутии (Воробьёв 1963).

Непосредственно в пределах региона А.В.Андреевым было найдено гнездо таёжного гуменника в среднем течении Омолона на надпойменной террасе в 250-300 м от небольшого лесного озерка. В момент посещения этого места 9 июля 1973 выводок с 3 птенцами уже находился на озерке, а в гнезде была обнаружена скорлупа от яиц (Кречмар и др. 1978). Другое гнездо было найдено охотоведом В.А.Соловьём в бассейне реки Сиглан, в 120 км юго-восточнее Магадана. Оно было устроено среди крупного осокового кочкарника в долине небольшого ручья — притока Сиглана. 10 июня 1999 в нём содержалась сильно насиженная кладка из 4 яиц. Судя по встречам в этом месте нескольких пар таёжных гуменников и в другие сезоны, оно, скорее всего, является одним из постоянных очагов гнездования этого вида.

Судя по датам встреч выводков и по возрасту птенцов в них, таёжные гуменники приступают к гнездованию рано, в третьей, а иногда и во второй декадах мая. Лишь на севере ареала начало их гнездования может задержаться и до начала июня. На реке Берёзовке выводок с 2 птенцами в возрасте 2 сут встречен 30 июня 1968. На юго-западе региона на русле Кавы выше устья реки Икримун 7 выводков с недавно вылупившимися птенцами были встречены лесником заповедника «Магаданский» В.М.Поповым уже 17 июня 1994. Семья из 4 взрослых птиц с птенцами в возрасте нескольких суток отмечена в верховьях реки Нырок (бассейн Кавы) 3 июля 1996. Выводок с птенцами в возрасте не менее 10 сут встречен там 2 июля 1998, 1 июля 1999 в этом же самом месте было встречено 4 выводка с птенцами в возрасте от 10 до 15 сут, а выводок с 2 птенцами трёхнедельного возраста отмечен там же 6 июля 2000. Выводок с 4 птенцами в возрасте не менее 2 недель был встречен охотником Э.Н.Аршиевым в низовьях реки Чукчи 7 июля 1991. Два выводка, державшихся вместе, в каждом из которых было по 2 птенца примерно недельного возраста, встречены лесником заповедника «Магаданский» Г.А.Фомичёвым 20 июня 2000 на одной из проток реки Чёломджи.

О количестве яиц в кладках таёжных гуменников в регионе мы можем судить по числу пуховых птенцов в тех 22 встреченных выводках, гусят в которых удалось подсчитать. Их количество варьировало от 2 до 7, в среднем — 3.9±0.26 (SE). Сходные цифры мы имеем и для правобережья Вилюя (Лабутин 1992).

В период роста и развития птенцов выводки таёжных гуменников, как и у других видов гусей, объединяются в выводковые стаи, которые держатся на речных протоках или на подходящих озёрах. Однако в связи с разрежённостью гнездования такие скопления выводков у таёжного гуменника обычно невелики и чаще всего состоят из 2-3 семей, и лишь в единичных случаях их численность может достигать 20-30 особей, как это было отмечено в среднем течении реки Кавы 3-4 августа 1996 (Кречмар, Кречмар 1997). Из-за спорадичности гнездования отдельных пар нередки случаи встреч и отдельных выводков, особенно с птенцами в возрасте до 10-15 сут. Например, все уже упомянутые 4 выводка, встреченные в верховьях Нырка 1 июля 1999, находились на расстоянии от 3 до 5 км один от другого. 20 июля 1967 на реке Берёзовке и 13 августа 1999 на реке Каве были встречены отдельные выводки с уже сильно подросшими молодыми. Известны случаи встреч выводков таёжных гуменников среди выводковых стай белолобых гусей.

В связи с гораздо более крупными размерами взрослых особей птенцы у таёжных гуменников растут несколько дольше, чем у белолобых гусей или пискулек Anser erythropus. Разница во времени роста и развития между этими видами обычно компенсируется более ранним гнездованием таёжных гуменников, так как на крыло молодые всех упо-

мянутых видов гусей поднимаются примерно в одно время — во второй декаде августа. Так, один из птенцов в выводке, встреченном 20 июля 1967, весил 2400 г, а маховые у него находились в стадиях кисточек длиной 10-15 мм. В двух выводках с 4 и 5 молодыми, встреченных на озере Чукча 10 августа 1995, птенцы были уже практически размером со взрослого гуся, но ещё не могли оторваться от воды. Гусёнок, полувольно содержавшийся у полевой базы на реке Чукче летом 1999 года, к 13 августа в возрасте около 55 сут имел вполне развитые маховые, но ещё не был способен к полёту. В таком же состоянии были и 7 молодых гусей в выводке, встреченном на русле реки Кавы 14 августа 1999. В выводках, встреченных на русле Омолона в районе впадения реки Олой 19 августа 1972, было 3 и 4 отлично летавших молодых таёжных гуменника. В бассейне Кавы лётные выводки таёжных гуменников становятся заметными в третьей декаде августа. Выводки гуменников, летающих над поймами Омолона или Берёзовки, нередко случалось наблюдать во второй половине августа. Таким образом, фенология размножения таёжного гуменника в разных частях региона практически не различается. Это, скорее всего, связано со способностью размножающихся пар избирать проталины, пригодные для раннего гнездования. На основании приведённых данных можно сказать, что для роста и развития птенцов этих гусей требуется не менее 60 суток.

Линька маховых у гусей с выводками обычно начинается во второй декаде июля, когда вес птенцов достигает 1.5-2 кг. У взрослых птиц с выводком на реке Берёзовке 20 июля 1967 маховые уже находились в стадии пеньков длиной 50-60 мм. Старые гуси в обоих выводковых группах, встреченных М.А.Кречмаром на русле Кавы 3 и 4 августа 1996, были ещё не способны к полёту. Но в норме заканчивают линьку гуменники с выводками в первой декаде августа, до подъёма на крыло молодых. Отлично летали взрослые гуси у уже упомянутого выводка, встреченного на русле Кавы 14 августа 1999.

Таёжные гуменники, не принимавшие участия в размножении, собираются для линьки как вблизи мест гнездования, так и за пределами гнездового ареала. Хорошо известны линники таёжных гуменников на полуострове Камчатка, в частности, в бассейне реки Морошечной (Герасимов и др. 1992). На территории региона, но за пределами гнездового ареала, мы довольно регулярно встречали скопления до 50 особей лин-ных таёжных гуменников в низовьях реки Чивмывеем, левого притока Анадыря ниже Гореловых гор, а небольшие группы — на протоке Анадыря — Обрывистой. К линьке холостые гуменники могут приступать рано — гусей, у которых начали выпадать первостепенные маховые, мы встретили в бассейне реки Кавы уже 25 июня 1999. Группу только что залинявших гуменников мы наблюдали на одной из проток реки Берёзовки 28 июня 1968. Начало линьки, как и у других гусей, может быть

растянуто на 10-20 сут. Неразмножавшаяся самка, добытая в среднем течении Анадыря из стаи линных гусей 10 июля 1977 и весившая 4005 г, совсем недавно утратила маховые. 20 июля 1984 мы встретили там стаю примерно из 50 особей, только что потерявших маховые. В низовьях реки Нырок (бассейн Кавы) 11 июля 1993 мы наблюдали группу из 4 гуменников, маховые у которых были в состоянии пеньков длиной в 70-80 мм. У одиночного самца, весившего 5010 г, добытого в верховьях Нырка 15 июля 2000, маховые и их кроющие находились в стадии кисточек длиной 5-10 мм. Группа из 10 гуменников, встреченных 10 июля 1991 в истоках реки Чукчи, ещё не приступила к линьке маховых. В дальнейшем они скорее всего линяли на озере Чукча. В низовьях реки Чивмывеем в бассейне Анадыря 12 июля 1980 из стаи в 30 линных гусей был добыт самец, весивший 4120 г. Первостепенные маховые у него были в состоянии пеньков длиной 25-30 мм, а второстепенные — 15-20 мм. Нижние кроющие перья крыла ещё не были утрачены, но держались очень слабо. Хвост также находился в состоянии линьки — 7 новых перьев находились в стадии пеньков или кисточек. У птицы наблюдалась и интенсивная линька мелкого пера, особенно подмышечного (пеньки). В 1980 году первых поднявшихся на крыло после линьки гуменников мы видели там 1 августа, хотя 8 августа мы наблюдали около 20 ещё не способных к полёту особей в общей стае с белолобыми гусями. 7 августа 1982 мы вспугнули там стаю не менее чем из 50 только что перелинявших таёжных гуменников. Таким образом, из-за нестабильности сроков начала линьки у разных особей весь процесс линьки у холостых таёжных гуменников, даже в одной местности, растягивается на 35-40 дней, оканчиваясь в первой декаде августа.

Перелинявшие холостые таёжные гуменники концентрируются на участках, наиболее благоприятных в кормовом отношении. Таковыми в бассейне реки Кавы являются мелководные старичные озёра с обильным осоковым кочкарником по берегам. На ближайшем к полевой базе озере Затон в период с 9 по 28 августа 1997 постоянно кормились перелинявшие таёжные гуменники. Сперва наблюдались пары и группа из 12 птиц, но 14 августа к ним присоединилась стая ещё из 10 птиц, а после 20 августа стали появляться и лётные выводки. Гуси кормились исключительно на берегах не далее 10-15 м от воды порослью осок среди кочкарника. Рдесты, очень обильные на мелководьях, они практически в пищу не употребляли, хотя охотно плавали вдоль кромки берега, а в жаркое время нередко купались, громко хлопая крыльями и обливаясь водой. В воздух гуси поднимались редко и, сделав круг-другой над ближайшими окрестностями, снова возвращались на озеро. Пары и группы белолобых гусей таёжные гуменники к себе близко не подпускали, а к утиным выводкам относились индифферентно. После 28 августа гусей на озере уже наблюдать не случалось.

Исчезают таёжные гуменники с мест гнездования незаметно, исподволь, сколько-нибудь ярко выраженного их пролёта наблюдать не случалось. В бассейне реки Чукчи стаи этих гусей численностью от 15 до 30 особей изредка наблюдались в период с 1 по 15 сентября. Чаще всего они на небольшой высоте летели в сторону морского побережья. В среднем течении реки Кедон осенью 1999 года мы последний раз наблюдали таёжных гуменников 18 сентября. Стая, в которой насчитывалось 17 особей, сделала несколько кругов над поймой реки, после чего окончательно улетела в южном направлении. Следует отметить, что к этому времени мелкие озёра и пойменные старицы были уже покрыты льдом, а в альпийском и даже субальпийском поясах окружающих гор установился устойчивый снежный покров.

Литератур а Воробьёв К.А. 1963. Птицы Якутии. М.: 1-335.

Герасимов Н.Н., Соколов А.М., Томкович П.С. 1992. Птицы орнитологического заказника «Река Морошечная», западная Камчатка // Рус. орнитол. журн. 1, 2: 157-208. Герасимов Ю.Н., Озака К., Икеучи Т., Комату Т. 1999. Новые данные в исследовании

таёжного гуменника на Камчатке // Казарка 5: 121-123. Дегтярёв А. Г. 1998. Гуменник в таёжной зоне Якутии // Казарка 4: 153- 158. Птушенко Е.С. 1954. Подсемейство гусиные Anserinae // Птицы Советского Союза. М., 4: 255-344.

Кищинский А.А. 1968. Птицы Колымского нагорья. М.: 1-186. Кищинский А.А. 1980. Птицы Корякского нагорья. М.: 1-335.

Кречмар А.В. 1966. Птицы Западного Таймыра // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 39: 185-312. Кречмар А.В., Андреев А.В., Кондратьев А.Я. 1978. Экология и распространение птиц

на северо-востоке СССР. М.: 1-194. Кречмар А.В., Андреев А.В., Кондратьев А.Я. 1991. Птицы северных равнин. Л.: 1-228. Кречмар А.В., Кречмар Е.А. 1997. Экология гусеобразных птиц Кавинской долины // Видовое разнообразие и состояние популяций околоводных птиц Северо-Востока Азии. Магадан: 89-123.

Лабутин Ю.В. 1992. Гуси Средне-Сибирского плоскогорья // Зоогеографические и экологические исследования животных Якутии. Якутск: 38-42. Лабутин Ю.В., Перфильев В.И. 1991. Состав и биотопическое распределение птиц Ожо-

гинского дола // Фауна и экология животных Якутии. Якутск: 87-97. Портенко Л.А. 1939. Фауна Анадырского края. Ч. 2. Л.: 1-198.

Яхонтов В.Д. 1979. Птицы Пенжинского района // Птицы Северо-Востока Азии. Владивосток: 135-162.

Johansen Н. 1945. От Racer of Saedgaas // Dansk Ornithol. foren. Tidsskr. 39, 2: 106-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.