ИДЕТ УРОК
УДК 372.882.111.1:371.321
ББК Ч426.839(=432.1)-270 ГСНТИ 17.07.41 Код ВАК 10.01.01
О. Н. Пушкина
Екатеринбург, Россия
Тайны океана Н. Геймана (урок по роману «Океан в конце дороги»)
Аннотация. Урок посвящен осмыслению проблематики современного фэнтези — романа Н. Геймана «Океан в конце дороги». В центре урока — исследование основ мифотворчества Н. Геймана и его нравственной философии, в которой главное место занимает память как обязательное условие существования человечества. Постижение спектра проблем романа (многомерность мира, личная ответственность за происходящее, память и беспамятство) осуществляется через анализ пространственной структуры произведения (образы Дома, Фермы, Странного Места, Океана). В качестве значимой для художественной философии Геймана выдвигается триада Память — Сердце — Имя, трактуемая как сложная связь между индивидуальностью человека, миром его души и его памятью. Дополнительным сюжетом урока становится создание детьми графической карты романа, что мотивируется спецификой восприятия литературных текстов современными подростками. Методическая форма урока сочетает фронтальную работу над ключевыми эпизодами романа и деятельностью фокус-группы — учащимися, заранее прочитавшими роман.
Ключевые слова: фэнтези; уроки литературы; тема памяти; детская литература; романы; методика литературы в школе; английская литература; английские писатели.
O. N. Pushkina
Ekaterinburg, Russia
Secrets of the Ocean of N. Gaimann
(a Lesson Based on the Novel «The Ocean at the End of the Lane»)
Abstract. The lesson is devoted to understanding the problems of modern fantasy — the novel by N. Gaimann «The Ocean at the End of the Lane». The lesson focuses on the study of the foundations of myth creation by N. Gaimann and his moral philosophy, which pivots around the memory as a sine qua non of existence of mankind. The understanding of the whole specter of the problems in the novel (multidimensionality of the world, personal responsibility for all that happens, memory and its absence) is effected via the analysis of the spatial structure of the novel (the images of the Home, Farm, Strange Place, Ocean). The triad Memory — Heart — Name functions as a concept significant for the artistic literary philosophy of N. Gaimann, interpreted by him as a complex relationship between the person's individuality, the realm of their spiritual self, and their memory. The creation of the graphical chart of the novel by the children becomes an additional structural element of the lesson, which is motivated by the specificity of perception of literary texts by contemporary teenagers. The organization of the lesson combines frontal work on the key episodes of the novel with the activity of the focus group — the pupils who have previously read the novel.
Keywords: fantasy; literature lessons; the topic of memory; children's literature; novels; methods of teaching literature at school; English literature; English writers.
Прошло то время, когда успешность ребека (школьника) связывалась, в первую очередь, с развитием интеллекта Для этого практически с рождения учились буквы, цифры, английские слова; в школе существовал «культ знаний»: только с помощью качественного усвоения определенной суммы знаний, по мнению родителей и учителей, ребенок мог добиться успеха в жизни. Сегодня важным становится понятие «эмоционального интеллекта» (EQ), умение человека понимать как собственные, так и чужие эмоции. В эпоху глобальной информатизации эта способность, к сожалению, не воспринимается как ведущая и определяющая жизнь человека. Но именно в это время нельзя забывать про эмпатию.
Для развития эмоционального интеллекта современного школьника (с дефицитом «увлечения чтением») эффективным представляется литературный материал, который вызывает интерес. Например, это произведения жанра фэнтези, которые в школе не осваиваются, хотя имеют большой эвристический потенциал, потому что способствуют превращению учащегося в субъекта учебного процесса. В диссертационном исследовании, посвященном методике работы в школе с произведениями фэнтези, сказано: «Внешне занимательная и яркая, психологически
достоверная, лишенная оков бытовизма, фантастическая история становится излюбленным чтением для широкого круга читателей. ... Наибольшую их часть составляют подростки, юношество, с их максимализмом, стремлением к познанию окружающего мира, поисками идеала. Художники, творцы фэнтези-миров, своим талантом помогают им в этой одержимости. Когда подобные книги попадают в руки учащихся, те получают уроки жизни [...] Литература фэнтези может и должна помогать человеку стать гармоничнее, нравственнее, духовно богаче, физически сильнее, душевно добрее [Виноградова]. Автор диссертации отмечает «безусловную сензитивность подростков к литературе фэнтези»; говорит о том, что «фэнтези удовлетворяет их потребность в интеллектуальном развлечении, нравственном и эстетическом развитии; фэнтези помогает утверждению половой идентичности; фэнте-зи обеспечивает компенсацию социальной беспомощности, слабости» [Виноградова 2002].
Согласно Примерной программе основного общего образования, курс литературы в школе должен включать в себя и современные тексты [Примерная программа. http]; данный фактор способствует включению романа Н. Геймана в курс уроков по современной литературе.
Роман «Океан в конце дороги», одно из самых известных произведений современности, писателя-фантаста, сказочника, сценариста, автора комиксов (графический роман «Песочный человек» (The Sandman)), лауреата множества литературных премий Нила Геймана, — необыкновенный ресурс для «конвергентной педагогики» — неформальной духовной встречи всех участников урока. «Задача современной дидактики — пройти меж Сциллой авторитарности и Харибдой уединенности, организовав урок как коммуникативное событие солидарного поиска конвергентной истины, «требующей множественности сознаний» [Тюпа http].
Обращение к роману «Океан в конце дороги», названному лучшей книгой 2013 года (по версии британской премии Specsavers National Book Awards), может стать для подростков событием духовной жизни.
Предложенное количество часов на изучение текста — 2 часа; замечательно, если дети придут на урок с прочитанным текстом, но это не обязательно; возраст учеников может быть разным (скорее всего, это ученики 8-9 класса). В любом случае целью урока становится осознание многослойности мира, личной ответственности за происходящее, необходимости памятливого отношения ко всему. Это особенно важно потому, что у детей поколения Z память становится «неглубокой» и «короткой», ведь в процессе общения в соцсетях они имеют дело с текстами небольшого объема, запомнить которые, во-первых, не составляет особого труда, а во-вторых, и не нужно [см., например: Сапа 2014: 25]. Движение школьников к данному ценностному знанию происходит в процессе выявления основной проблематики романа через анализ его пространственной структуры.
Методической формой занятия может стать фронтальная работа над ключевыми эпизодами текста, дополненная выступлениями фокус-группы (ею становятся ученики, знакомые с сюжетом произведения). Вспомогательной работой (и, с нашей точки зрения, еще одним сюжетом урока, добавляющим ему дополнительное измерение) становится создание графической модели романа в опоре на анализ основных пространственных образов. Для цифрового поколения, «ленивых визуалов», которые воспринимают краткую и наглядную информацию (и лучше маленькими «перекусочными» порциями), уместно предлагать в качестве форм интерпретации литературного текста схемы и рисунки, нежели слова. Современные школьники скорее поймут «карту», а не перечень пунктов. Своего рода «карта» осмысления содержания романа Геймана, открытий его художественных и философских тайн, и может появиться как продукт урока к его финалу.
Предваряя описание самого урока, проведенного в рамках фестиваля «Время читать!» в гимназии № 9 г. Екатеринбурга в 2018 году, подчеркнем, что считаем главным для учителя сохранить «взгляд на урок как на коммуникативное событие, тяготеющее к диалогу согласия» [Тюпа http], для чего предлагается соответствующая драматургия урока.
На первом этапе урока необходимо проявить коммуникативное мастерство учителя в постановке такого вопроса (или серии «сократовских» вопросов), который бы инициировал потребность в ответе. Наиболее эффективны при этом вопросы такого рода, ответы на которые учителю действительно интересны как собеседнику. Например, можно предложить сопоставить слова Далай-ламы (учитель сам решает, нужно ли, что и как сказать об этой личности): «Любовь и сострадание — это предметы первой необходимости, а не роскоши. Без них человечество не выживет» со словами Н. Геймана о своем романе «Океан в конце дороги»: «Роман о детстве и воспоминаниях. История о магии, темноте в каждом из нас и силе рассказов. О страхе, любви, смерти и семьях. Но в первую очередь моя книга о выживании» [Гейман. Предисловие... http]. Задача этого этапа в том, чтобы в форме фронтальной беседы, во-первых, выявить семантику понятия «выживание», акцентированного в обоих высказываниях (в процессе чего раскрывается его многоплановость), а во-вторых, обратить внимание детей на связь выживания, сохранения человека и человечества с чувствами: любовью и состраданием.
Вопросы для продолжения беседы на первом этапе адресованы прочитавшим роман:
— Какая существует угроза жизни в мире, созданном воображением Н. Геймана? — Какими страхами наполнена жизнь главного героя, семилетнего мальчика?
В процессе прояснения фабулы выясняется, что у каждого в детстве были страхи, и не важно, что это было — темнота, пауки или ... Урсула с хищниками. На этом же этапе выбирается фокус-группа из тех, кто познакомился с произведением и готов «взглянуть любым страхам в лицо»: ребятам нужно записать или изобразить в виде символов самые страшные эпизоды, которые вспоминает герой, будучи уже взрослым. (Задание: Запишите (на стике-рах) самые страшные эпизоды из жизни мальчика, которые он вспоминает, когда приезжает в свой родной городок на похороны уже взрослым. Можно для экономии времени заменить слова картинкой (или символом)).
В это же время (пока фокус-группа работает) с остальными ребятами вспоминаем, что Нил Гейман прославился своим графическим романом «Песочный человек» (The Sandman), которому нет равных среди графических романов по числу наград и премий. Гейман создал целую вселенную, в которой причудливым образом переплетаются наш мир и мир богов: языческих, библейских и современных.
Предлагаем ребятам (особенно если есть увлеченные чтением такого современного жанра, как манга) попробовать трансформировать литературный материал книги Геймана в излюбленную автором форму графических изображений: рисунки основных пространственных символов будут появляться на доске. Остальные ребята работают в своих тетрадях. Например, можно представить произведение в виде скетча: «Скетчинг (английское «эскиз, набросок, зарисовка») — современный и очень популярный вид рисования. Техника скетчинга осно-
вана на том, что рисунок выполняется в довольно быстром темпе, что позволяет художнику за небольшой промежуток времени быстро визуализировать различные объекты и идеи. Принципы работы скетчинга — это передача первых впечатлений за короткий интервал времени. В современном мире скетчинг — это возможность выразить свои мысли, впечатления от встреч, эмоции от прочитанных книг — и все запечатлеть на листе бумаге или в своем скетчбуке» [Что такое скетчинг и скетч? http].
Результатом первого этапа урока становится осознание того, что с важным для Геймана словом «выживание» напрямую связана угроза для жизни (она может быть как внешней, так и внутренней); выявление в качестве значимой темы романа темы страхов и необходимости предпринять что-то для сохранения жизни.
Вторым этапом урока становится исследование модели мира, созданной в романе «Океан в конце дороги». Оно напрямую связано с темой страха, акцентированной на первом этапе. Где таятся страхи? Из чего они исходят в той модели мира, которую создал Гейман в романе? И что спасает от них? Для организации диалога по основным пространственным образам романа ведем работу на уроке как чтение ключевых эпизодов и их обсуждение на основе ряда вопросов. Попутно на доске и в тетрадях дети создают графический вариант смысла романа; поскольку в основе работы выявление основных топосов — эта работа будет понятна и посильна учащимся.
Первый пространственный образ — ДОМ главного героя (мужчины, который ненадолго вернулся в городок, в котором вырос; он приехал на похороны, не понятно, чьи). И весь роман герой (у него нет имени) вспоминает, что с ним происходило в детстве). Кстати, ДОМА уже и нет. Он уже только в мире воспоминаний из детства (как бы это изобразить графически?). Проживая со взрослым — сорокалетним — героем несколько страниц, читатель проваливается в его детство... Предложенный фан-арт к книге Гейма-на может стать смысловой или эмоциональной опо-
Детство — прекрасная пора, совершенно особое состояние и сознания, и мира. Вот только детство у мальчика какое-то неправильное, полное одиночества. У него нет друзей, и одинок он даже в семье, где папа «постоянно орет и топает ногами»: «Когда я был мальчишкой, нас с отцом мало что связывало, и наверняка тогда для него я был разочарованием. Он не хотел сына-книжника, живущего в своем собственном мире. Ему нужен был сын, который делал бы все, что и сам он делал когда-то: плавал, боксировал, играл в регби, упоенно гонял на
машине, а получился невесть кто» [Гейман. Океан в конце дороги http]. Мама во всем потакает папе. Есть еще младшая сестра, но с ней постоянные ссоры и споры.
Любимое место мальчика в доме — чердак, где рядом книги — единственные друзья. Но даже это подобие мира гармонии исчезает: рушится привычный мир, что-то происходит страшное. Учитель передает слово фокус-группе, которая «помещает» на скетче эпизоды: воспоминание о дне рождения за пустым столом; герой лишается своего чердака — его сдают чужим людям; мертвый человек-самоубийца в их машине; однажды мальчик чуть не задохнулся во сне от монетки во рту...
Второй пространственный символ — ФЕРМА, старый ФЕРМЕРСКИЙ ДОМ Хемпстоков, на пороге которого оказывается взрослый безымянный главный герой: он ушёл с похорон, отправился бороздить окрестности. Пожилая хозяйка выглядит знакомой, и вскоре, усевшись на берегу пруда на заднем дворе, герой вдруг вспоминает давно забытую историю из своего детства. Выясняется, что впервые в этом доме он побывал в возрасте семи лет. Тогда же он познакомился с его обитателями, семьей Хэмпстоков, состоящей из трех женщин: бабушки, матери и 11-летней (по крайней мере, внешне) девочки. Но они оказываются не совсем обычными, девочка Летти, ее мама Джинни и бабушка. «"А сколько тебе лет на самом деле?" — спросил я. "Одиннадцать".
Я подумал немного. Потом снова спросил: "И сколько уже лет тебе одиннадцать?" Она улыбнулась мне» [Гейман. Океан в конце дороги http]. Здесь начинается геймановская мифореставрация — создание собственной авторской мифологии, в которой есть ключевой и повторяющийся в других произведениях образ триединой богини. Мифотворчество позволяет Нилу Гейману актуализировать глобальный, вечный конфликт Добра и Зла, создать глубокое, многослойное пространство, насыщенное отсылками к мифологическим сюжетам. В произведении жанра фэнтези всегда конструируется особая модель мира, которая опирается на принципы мифологического сознания. На память приходят хто-нические мифы; хтонические существа (от греч. X0öv «земля, почва»), или хтонические чудовища, во многих религиях и мифологиях — существа, изначально олицетворявшие собой дикую природную мощь земли, подземное царство и т. д. Хтонические боги олицетворяют собой первобытную силу земли, подземное царство, смерть. Как правило, хтониче-ские существа звероподобны или же могут менять облик, к ним относятся гады, вороны и волки [Хто-нические существа http].
Н. Гейман пересказывает мифы на современный лад. Всего после нескольких страниц ты уже не разграничиваешь мифологический социальный, морально-этический планы образа; все они соединяются в единый «сеттинг» — сродни такому, который формируется в настольных и компьютерных играх, в фильмах; мир, подобного которому никто никогда не видел (сеттинг от англ. setting «помещение, установка, обстановка»). В такой реальности сверхъ-
естественное начало выступает как часть «естественного» мироустройства.
Семья Хэмпстоков: Летти, ее мама и бабушка — это Защитницы мира, боги, играющие в людей, они пытаются защитить городок от ужасных чудовищ. Причем, важно, что за это дело берется самая младшая (какой же мощью обладает старшая?).
3-й пространственный символ — СТРАННОЕ
Для осмысления данного пространственного образа прочитаем вслух фрагмент текста, начиная со слов «Все, — сказала она. — Мы на месте» до «Земля вспучилась и зазмеилась червями, длинными серыми червями, выползавшими из-под наших ног» [Гейман http].
Методически этот этап устроен так, что главная роль принадлежит фокус-группе. Ребята рассказывают, какое страшное событие происходит с мальчиком и Лэтти: там, под оранжевыми небесами, героям пришлось противостоять жуткому потустороннему существу. Именно здесь наш герой совершил роковую ошибку, которая едва не стоила ему жизни. Он нарушил запрет («Только не отпускай руку! Что бы ни случилось, не отпускай мою руку!») — и ткань привычного мира рвется, выворачивается наизнанку, а в прореху пролезают существа иномирья. А в его теле оказалось в виде червяка страшное существо (о чем он не рассказывает из-за каких-то побуждений своей юной спасительнице, Летти). Фокус-группа кратко пересказывает и помещает изображение еще одного страшного эпизода с червяком в ноге мальчика и его попытками избавиться от этого существа в своем теле. Так в «наш мир» попала Урсула Монгтон. Фокус-группа называет страшные события, которые происходят с появлением Урсулы:
— отец топит мальчика в ледяной ванной, герой убегает из дома, а его нагоняет Урсула, от которой никуда не скрыться. Мальчику удается спастись в доме Летти, и маленькая Защитница мира требует, чтобы Урсула исчезла из мира людей. Но та не может этого сделать, потому что в портале-проходе недостает одной части — она осталась в сердце мальчика (старшая богиня вынула этот портал из его тела, но осталась оторвавшаяся часть);
— хищные птицы (хтонические существа), призванные богинями, уничтожают Урсулу и пыта-
ются разрушить мир, потому что богини им не дают вырвать сердце мальчика, в котором остался туннель для прохода Зла: «Одна голодная птица своим острым клювом зацепила землю у себя под ногами и принялась ее разрывать, но не как существо, что питается землей и травой, а как если бы она поедала занавес или декорацию с нарисованным на ней пейзажем. Там, где трава была съедена, не осталось ничего — вообще ничего. Это была пустота.
Голодные птицы собирались — нет, уже разрывали этот мир, полностью уничтожая его. Еще немного — и мира не будет. Мама, папа, сестра, мой дом, одноклассники, мой город, дедушки, бабушки, Лондон, Музей естественной истории, Франция, телевидение, книги, Древний Египет — из-за меня все это исчезнет, и на их месте ничего не останется...
Я отпустил руку Лэтти Хэмпсток и помчался изо всех сил...
Лэтти Хэмпсток кричала мне остановиться, но я все бежал по земле, где каждая травинка, каждый камешек на проселке, каждая ива и куст лещины светились золотом, бежал навстречу темноте. Я бежал и ненавидел себя за то, что бегу, как ненавидел себя, когда прыгнул с вышки в бассейн. Я знал, что отступать некуда, что в конце наверняка будет больно, и я знал, что за этот мир я готов отдать свою жизнь.
Я ждал, что они накинутся на меня. Ждал, что их клювы вонзятся мне в грудь, и они сожрут мое сердце.
Я стоял так, наверное, секунды две, а казалось, целую вечность.
И оно случилось» [Гейман http];
— птицы пытаются выклевать сердце мальчика и вредят Летти, бросившейся его спасать: «.Тут возникает фантомное воспоминание: неясное мгновение, мутное отражение в колодце памяти. Я знаю, как себя чувствуешь, когда могильщики забирают сердце. Когда голодные птицы, эти огромные пасти, разрывают тебе грудь, хватают сердце, которое еще бьется, и пожирают его, стремясь добраться до того, что в нем спрятано. Я знаю, каково оно, словно это и вправду было частью моей жизни, моей смерти. А потом память проворно кроит все и перекраивает, и.
Послышался голос: «Идиот! Не шевелись. Лежи смирно», — он принадлежал Лэтти Хэмпсток, а я, если бы и захотел, все равно бы не смог шевельнуться. Она навалилась сверху, и веса в ней было больше моего; она прижимала меня к траве, к влажной земле, и я ничего не видел.
Зато чувствовал.
Я чувствовал, как они бросаются на нее. Она держала меня, создавая живой барьер между мной и всем остальным миром.
Я услышал, как Лэтти закричала от боли.
Почувствовал, как она задрожала и задергалась.
Воздух наполнился противным, хищным, торжествующим гоготом, а мои уши закладывало от собственных рыданий и всхлипов.» [Гейман http].
Этот эпизод очень важен, его нужно прочитать вслух в классе и обсудить:
— Что здесь определяет поступок героя: страх за себя? Желание спасти мир?
МЕСТО; его тоже нужно изобразить на графической модели мира (как вы его изобразите и почему?).
— Виновен ли герой? Если да, то в чем его вина? И что стало следствием его поступка?
Чтобы продолжить обсуждение этих вопросов, необходимо обратиться к четвертому пространственному образу, вынесенному в заглавие. Работа с образом Океана строится на основе чтения вслух фрагмента текста (от «Это все я виноват. Простите. Простите меня», — пролепетал я» до «Океан снова вернулся в пруд, а я, словно пробудившись от сна в летний день, помнил только, что совсем недавно знал все-все») и его совместного обсуждения:
— Какую роль играет океан в жизни разных персонажей? Что он им дает? (опираясь на текст романа, дети предлагают разные версии: спасает, а может расщепить, герой вспоминает произошедшее, только находясь рядом с океаном, потом снова забывает).
— Какое дополнительное, иносказательное значение имеет образ Океана? (Это слово обозначает не только Мировой океан Земли — миллионы тонн воды, населенные великим множеством живых существ. Это слово мы употребляем тогда, когда хотим выразить Единое, Непознаваемое, Вечное: океан бесконечного, океан сознания, океан мудрости... Океан — это символ, хранящий в себе множество разных смыслов. Это тайна глубины и глубина тайны. Само название «океан» (okeanos) пришло к нам из Древней Греции: «Все боги и все живые существа возникли в потоке Океана, омывающего весь мир... Он не имел ни начала, ни конца, ибо сам из себя зарождался и в себя вливался...». Океан рассматривают обычно как источник всей жизни. У Шумеров океан означал мудрость. В Даосизме — неисчерпаемость. Океан — это все и ничего, он может исцелить и расщепить; может быть в виде пруда, может помещаться в ведре. У Геймана соединяются «чужие голоса» разных мифов).
На этапе разговора об образе Океана важно акцентировать его связь с богинями — хранительницами мира, способными вырезать из памяти жуткие воспоминания. Океан — нечто очень важное для сохранения, выживания мира. Так открывается второй, глубинный смысл слова «выживание». Океан у Геймана тесно связан с Памятью, он и есть Память, ведь обо всем, что происходило в детстве, герой забыл, вспомнить ему помог лишь океан. Память — основополагающая величина, которая определяет духовную зрелость человека, является ядром его нравственной системы, точкой отсчета во всех деяниях, основой основ, равно как и Океан.
— Почему для сохранения мира очень важна память? (В мировом хаосе память является спасением от забвения. Память не менее реальна, чем поток действительности. Воспоминания не менее важны, чем настоящее. Память связана с культурой, которая есть сохранение всего, что уходит в небытие (мы видим, как много аллюзий, обращения к культурной памяти у Нила Геймана). Важно на этом этапе урока заострить внимание ребят на роли памяти в жизни человека — именно это становится стержнем разговора на уроке в дальнейшем.
— Какое место займет Океан на «карте» пространственных символов и почему?
Третий этап. Анализ образа героя в связи с темой памяти.
— Что с памятью у главного героя? Для ответа на этот вопрос прочитаем вслух сцену диалога героя с женщинами Хэмпсток, начиная со слов «Меня мучил еще вопрос. "Почему я пришел сюда?"» до «Она должна была как-то помочь тебе»:
«Я снова спросил ее: "Почему я приезжал сюда?" "Лэтти так хотела", — ответил кто-то. Она села на скамью с другой стороны от меня, и я оказался между женщинами Хэмпсток. Она сказала: "Я думаю, Лэтти просто хотела узнать, стоило ли оно того".
"Что стоило?"
"Ты", — резко ответила старушка.
"Лэтти сделала для тебя великую вещь, — сказала Джинни. — Думаю, по большому счету ей интересно, что из этого вышло, не зря ли она так поступила".
"Она. пожертвовала собой ради меня".
"В каком-то смысле, дорогой, — подтвердила Джинни. — Голодные птицы рвали из груди твое сердце. Умирая, ты так жалобно кричал. Она не смогла вынести этого"» [Гейман. Океан в конце дороги http].
Текст дает понять, что герой неоднократно здесь бывает, но он ничего не помнит. У него нет сердца, нет памяти — и нет имени. Совершенно удивительной нравственной философией щедро делится с читателями автор: память — единственное условие существования человечества. В богословском контексте только памятование греха порождает мысль о его искуплении, только припоминание доброго может породить мысль о его возвращении. Отрицая память, человек лишается всякого шанса на спасение, то есть шанса на будущее. Без прошлого нет и будущего, без памятования ошибок нет и их исправления, без покаяния нет искупления. Наконец, без памяти добра и света нет благодарности за их обретение. Беспамятный человек — уже не человек, он лишен не просто корней, не просто традиции, не просто жизненного опыта, он лишен самого себя, ибо каждый человек — это триада прошлого-настоящего-будущего. У Нила Геймана эта триада представлена как Сердце — Память — Имя, и все это оказывается связано воедино, как в образе триединой богини.
— Безнадежен ли главный герой романа? Он так и останется навсегда безымянным? Для ответа на данный вопрос предельно значимыми оказываются слова Джинни Хэмпсток, адресованные герою: «Мне кажется, тебе лучше, чем в прошлый раз, когда мы виделись. Ты хотя бы начал отращивать новое сердце». И далее, отвечая на реплику героя с просьбой передать привет Лэтти: «Передам, — пообещала она. — Лэтти будет рада, что вы о ней вспомнили» [Гейман. Океан в конце дороги http]. Интересно поработать и со следующими словами героя: «Я задумался, отчего мне причудилась вторая луна, но задумался лишь на секунду, а потом выбросил это из головы. Может быть, слишком долго смотрел на нее, или просто обман зрения: на мгновение что-то шевельнулось у меня в душе, так екнуло, что я почти поверил в него, а теперь прошло, затухло, затерявшись в прошлом, как забытое воспоминание или тень в темноте» [Гейман. Океан в конце дороги http]. Эти слова прямо согласуются с названием ро-
мана: герой может обрести океан, но он для него — в конце дороги, которая будет долгой.
Нил Гейман, автор романа «Океан в конце дороги», несмотря на некоторую автобиографичность романа, в отличие от своего героя, нашел себя, свое имя и свое место (в греческой мифологии Нил (NeiXo^) был сыном Океана (!!!!) и Тефиды). Он пригласил читателя в увлекательное, жуткое и великолепное путешествие к Океану — взрослению (ведь дети — на пороге взросления, первых серьезных испытаний себя, обретения себя в этом мире, познания своего Океана). Он показал, что и детство — огромное королевство, огромный океан, который навсегда остается внутри нас, эхо детства всегда звучит в любом взрослом человеке. И именно триада Сердце-Память-Имя поможет развивать наш эмоциональный интеллект на протяжении всей жизни.
Этап рефлексии. В финале урока можно обратиться к впечатлениям от знакомства с этим романом, нашедшим отражение в скетче, или поразмышлять над вопросами:
— На обложке книги «Океан в конце дороги» написано: «Нежно. Грустно. Жутковато. Изумительно». Какие тайны Геймана прозвучали для вас именно так?
— Почему роман Геймана был назван лучшей книгой 2013 года?
Даже если в финале урока выскажутся не все ребята, полагаем, разговор заденет большую часть аудитории; результатом урока литературы оказывается часто не только высказанное вслух, но и внутренняя работа души — по словам В. И. Тюпы, это «внутренняя (ментальная) сторона занятой позиции, мыслительных актов, психологических реакций» [Тюпа http].
ЛИТЕРАТУРА
Виноградова О. В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези [Электронный ресурс]: автореферат дис. ... канд. филол. наук. — М., 2002. — Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-effektivnosti-chteniya-podrostkami-Hteratury-fentezi#ixzz5ZBj5VBIl (дата обращения: 02.12.2018).
Гейман Н. Предисловие к аудиокниге «Океан в конце дороги» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://abookee.ru/index.php/gejman-nil/item/81 -nil-gejman-okean-v-kontse-dorogi/81 -nil-gejman-okean-v-kontse-dorogi?start=10 (дата обращения: 02.12.2018).
Гейман Н. Океан в конце дороги [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://online-knigi.com/page/ 186191 (дата обращения: 02.12.2018).
Примерная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-
osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (дата обращения: 02.12.2018).
Сапа А. В. Поколение Z — поколение эпохи ФГОС // Инновационные проекты и программы в образовании. — 2014. — № 2. - С. 24-30.
Тюпа В. И. Коммуникативное событие урока [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cdo.rggu.ru/ article.html?id=1243 (дата обращения: 02.12.2018).
Хтонические существа [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5% D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1%81 %D1%83%D1 %89%D0%B5 %D1 %81 %D1%82%D0%B2%D0%B0 (дата обращения: 02.12.2018).
Что такое скетчинг и скетч? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doodleandsketch.com/proart-r5E79dhK2k?hl=ru (дата обращения: 02.12.2018).
REFERENCES
Vinogradova O. V. Pedagogicheskie usloviya pov-ysheniya effektivnosti chteniya podrostkami literatury fentezi [Elektronnyy resurs]: avtoreferat dis. ... kand. filol. nauk. — M., 2002. — Rezhim dostupa: http://www.dissercat.com/ content/pedagogicheskie-usloviya-povysheniya-effektivnosti-chteniya-podrostkami-literatury-fentezi#ixzz5ZBj5VBIl (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Geyman N. Predislovie k audioknige «Okean v kontse dorogi» [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://abookee.ru/index.php/gejman-nil/item/81 -nil-gejman-okean-v-kontse-dorogi/81 -nil-gejman-okean-v-kontse-dorogi?start=10 (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Geyman N. Okean v kontse dorogi [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://online-knigi.com/page/186191 (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Primernaya programma osnovnogo obshchego obra-zovaniya [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2017/03/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-osnovogo-obshchego-obrazovanija.pdf (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Sapa A. V. Pokolenie Z — pokolenie epokhi FGOS // Innovatsionnye proekty i programmy v obrazovanii. — 2014. — № 2. - S. 24-30.
Tyupa V. I. Kommunikativnoe sobytie uroka [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: http://cdo.rggu.ru/article.html?id=1243 (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Khtonicheskie sushchestva [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5% D1%82%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%87%D0%B5%D 1 %81 %D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D1 %81 %D1 %83%D1 %89%D0%B5 %D1 %81 %D1%82%D0%B2%D0%B0 (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Chto takoe sketching i sketch? [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa: https://doodleandsketch.com/proart-r5E79dhK2k?hl=ru (data obrashcheniya: 02.12.2018).
Информация об авторе
Ольга Николаевна Пушкина — учитель русского языка и литературы МАОУ Гимназия № 202 «Менталитет» (Екатеринбург).
Адрес: 620109, Россия, г. Екатеринбург, ул. Заводская, 45. E-mail: polga9k7@yandex.ru.
About the author
Olga Nikolaevna Pushkina — Teacher of the Higher Qualification Category, Grammar School Number 202 ««Mentality» (Ekaterinburg).