Научная статья на тему 'Тайм-менеджмент как метод, способствующий эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления'

Тайм-менеджмент как метод, способствующий эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1347
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тайм-менеджмент как метод, способствующий эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления»

Девочки-правши отличаются от мальчиков из своей группы, по таких факторам, как фактор A (сердечность - обособленность) (t=2,08; p<0,05), E (доминантность - конформность) (t=-2,75: p<0,01); F (беспечность - озабоченность) (t=-3,73; p<0,001); I (мягкосердечность - суровость) (t=4,47; p<0,001). Таким образом, девочки-правши в большей степени, чем девочки амбидекстры демонстрируют личностные характеристики, соответствующие социальным представлениям о женщине (девочке).

Сопоставляя результаты, полученные в этих группах, можно говорить о более успешном усвоении мужских и женских социальных ролей в группе правшей и предположить, что дифференциация полушарий головного мозга способствует более успешному усвоению социальных стереотипов поведения.

Полученные данные позволяют сделать вывод: принадлежность к определенному типу функциональной асимметрии может выступать в качестве фактора, определяющего особенности развития личностных характеристик.

Н. С. Киселева

Тайм-менеджмент как метод, способствующий эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления

Важность управления временем в современных реалиях трудно переоценить. Профессиональная деятельность сегодня предъявляет высокие требования к уровню подготовки специалиста, и одним из важных качеств профессионала в динамично развивающейся экономике должно стать умение рационально расходовать свое время и эффективно организовать свою работу.

Управление временем включает в себя такое важное для специалиста качество, как компетентность во времени, которое может существовать в двух формах: как компетентность во времени организации в целом (корпоративный тайм-менеджмент) и как компетентность менеджера (индивидуальный / персональный тайм-менеджмент).

Персональная компетентность менеджера во времени включает в себя: осознанность и упорядоченность личных целей, их гармоничную согласованность с целями организации (и близких людей); регулярное планирование собственного времени, письменную фиксацию задач и подзадач, сроков, ресурсов и др.; эффективное планирование - умение выделять приоритеты (предоставляя достаточно времени для главных дел), резервировать время, делить дела на «гибкие» и «жесткие», учитывать личные биоритмы

348

и т. п.; умение использовать труд других людей как временной ресурс, целенаправленное развитие навыков делегирования; рефлексию, самоанализ, творчество, обучение, тренировку - постоянный поиск способов сделать свою работу эффективнее и быстрее; «энергетический самоменеджмент» - оптимальное соотношение работы и отдыха, использование методов самомотивации; твердую волю, самоконтроль, создание схем внешнего контроля, способность преодолевать помехи, побеждать незапланированный хаос.

Все основные управленческие функции содержат в себе временной компонент: предвидение грядущего развития событий и, соответственно, планирование будущей деятельности, организацию и координацию деятельности подчиненных, руководство группой.

В деятельности менеджера недостаток времени часто выступает как сильный стрессор (Водопьянова Н.Е., 2009). Это так называемый тайм-синдромом менеджера - совокупность переживаний дефицита времени в профессиональной деятельности менеджера при решении управленческих задач. Исследования показывают, что большинство руководителей испытывают недостаток рабочего времени (до 82 % менеджеров). Для стиля работы таких руководителей характерны следующие признаки: нервозность и сумбурность в действиях; нетерпеливость в решении вопросов в отношениях как с равными себе по рангу руководителями, так и с подчиненными; стремление даже при незначительных затруднениях во взаимоотношениях с коллегами выходить на вышестоящие уровни руководства.

При стрессе нехватки времени человек способен выполнить существенно меньший объем работы в имеющееся время, чем в отсутствие стресса. Но управление временем это не только прерогатива управленческой деятельности Необходимо, чтобы тайм-менеджмент был корпоративным правилом, нормой жизнедеятельности всей организации, всего персонала, только тогда он будет эффективным.

Питер Друкер, известный специалист по управленческой психологии, один из основателей тайм-менеджмента, отмечает, что человек переживает стресс и испытывает беспокойство по поводу использования времени, если он не обладает навыками эффективного управления последним. Таким образом, правильное использование времени позволяет не только быстрее и качественнее выполнить работу, но и избежать стрессов, связанных с ощущением непродуктивности его использования.

В большинстве вузов студентов не обучают тайм-менеджменту, не знакомят их с методами и навыками самоорганизации, необходимыми в современном мире. Это заставляет задуматься о качестве подготовки выпускников вузов, о том насколько они соответствуют потребностям рынка. Существует необходимость

349

освоения тайм-менеджмента в образовательной среде для повышения эффективности подготовки будущих специалистов, и повышению их адаптивности в профессиональной деятельности.

Было проведено экспериментальное исследование компетентности во времени и использования копинг-стратегий у студентов младших курсов управленческих специальностей и уже работающих специалистов (имеющих опыт работы более 5 лет). Испытуемые выполнили тест «Персональная компетентность во времени» (Калинин С.И., 2006) и опросник «Способы совладающего поведения (ко-пинг-стратегии)» (Лазарус, Фолкман).

Тест «Персональная компетентность во времени» представляет собой опросник, состоящий из 25 вопросов. По количеству набранных баллов результат причисляется к одному из четырех уровней компетентности: недостаточному, низкому, среднему или высокому.

Результаты теста показали, что 54 % студентов младших курсов обладают низкой или недостаточной компетентностью во времени, 46 % - имеют средний уровень. Самые серьезные затруднения у студентов выявились по регулярному планированию собственного времени: неумение или нежелание вести письменную фиксацию дел (вследствие этого забывание); отсутствие четкого планирования дня, недели, месяца, года; все держится в голове, а следовательно, как такового планирования просто нет. Кроме этого, выявились серьезные затруднения по рефлексии и самоанализу работы и рабочего дня, отсутствие стремления улучшить свою работу, нет собственной системы управления личным временем.

Иные результаты получились у уже работающих специалистов: низкая компетентность была выявлена лишь у 24 %, средняя -у 50 % и высокий - у 26 % респондентов. Большинство руководителей и работающих специалистов компетентны во времени. Слабыми местами их управления временем является недостаточное использование в своей работе записей и органайзеров, недостатки самодисциплины, редкое делегирование, неумение отказывать, отсутствие интереса к методам и средствам тайм-менеджмента.

Опросник «Способы совладающего поведения» (Лазарус, Фолкман) предназначен для определения способов (копинг-механизмов, копинг-стратегий) преодоления трудностей в различных сферах: в работе, в обучении, в общении и т. д. Опросник включает 50 утверждений, каждое из которых отражает определенный способ поведения в трудной или проблемной ситуации. Результат показывает, насколько часто используется каждая из копинг-стратегий и насколько эффективно. Преодоление трудностей возможно с помощью восьми стратегий (стилей поведения):

конфронтация - агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определенную степень враждебности и готовность к риску;

350

дистанцирование - когнитивные усилия на отделение от ситуации и уменьшение ее значимости;

самоконтроль - усилия по регулированию своих чувств и действий;

поиск социальной поддержки - усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки;

принятие ответственности - признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой ее решения. Самокритика, самобичевание, вина.

бегство-избегание - мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные на бегство или избегание проблемы в отличие от дистанцирования от нее;

планирование решения проблемы - произвольные, проблемносфокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем;

положительная переоценка - усилия по созданию положительного значения фокусированием на росте собственной личности. Включает также религиозное измерение.

Самыми адаптивными и эффективными копинг-стратегиями являются планирование решения проблемы и положительная переоценка. Средними по адаптивности являются самоконтроль, поиск социальной поддержки и принятие ответственности, самыми неадаптивными являются следующие копинги: конфронтация, дистанцирование и бегство-избегание.

По результатам опросника были сопоставлены средние показатели студентов младших курсов и работающих специалистов, а также выявлено количество испытуемых, реализующих ту или иную копинг стратегию как ведущую (в %). Выявлены две интересные, на наш взгляд, тенденции: во-первых, у специалистов по сравнению со студентами выросли средние оценки по всем копинг-стратегиям. Это говорит о большей вариативности при выборе копинг-стратегии поведения и увеличении частоты использования эффективного со-владающего поведения. Во-вторых, наибольший рост средних оценок по стратегиям эффективным и меньше по неэффективным. Так, например, планирование решения проблемы стали использовать больше на 10 % специалистов по сравнению со студентами младших курсов (с 50 % использующих этот копинг до 60%), положительную переоценку на 18 % (с 32 до 50 %), самоконтроль на 28 % (с 32 до 60 %), социальную поддержку на 37 % (с 23 до 60 %), ответственность на 38 % (с 32 до 70 %).

Таким образом, исследование показывает, что студенты младших курсов по сравнению с респондентами, имеющими трудовой опыт, показывают более низкую компетентность во времени и недостаточную вариативность копинг-стартегий, а также низкую частоту проявления адаптивных стратегий совладающего поведения.

351

Выявленные в исследованиях проблемы управления временем и использования коппинг-стратегий как у студентов, так и у работающих специалистов могут стать основой разработки содержания программы обучения студентов тайм-менеджменту, и использования его как метода эффективной адаптации на начальном этапе профессионального становления будущих специалистов.

Л. М. Колпакова

Психологическая адаптивность как необходимое качество жизнедеятельности

В условиях кризиса требуется поддержка населения и использование его ресурсов без нанесения ущерба психике и здоровью. Важной стороной наших научных интересов является изучение механизмов, определяющих качество жизни людей с точки зрения наличия психологических преград. Известно, что неумение преодолевать трудные ситуации приводит к дезадаптации. Трудная ситуация определяется отношением человека к событиям, нарушающим привычный образ жизни, вызывающим переживания и необходимость изменения поведения.

Психологическая адаптивность - это такое свойство, структура которого влияет на функционирование личности, определяет варианты преодоления ею трудностей. Психологическая адаптивность -основа для проявления в социальной жизни способности позитивного перехода от уровня «приспособления» к уровню «восходящего равновесия». Она играет важную роль в структуре целостной индивидуальности, показывая позитивный личностный облик. И это неслучайно по многим обстоятельствам. Во-первых, психологическая адаптивность людей является резервом человеческой цивилизации, актуализация которой существенно может влиять на качество любых общественных и социальных реформ. Во-вторых, психологическая адаптивность, будучи неотъемлемым условием личной свободы людей, выступает тем самым социальным механизмом, противостоящим регрессивным линиям в обществе. В-третьих, изучение психологической адаптивности определяет полипредметность научных исследований, интеграцию возможностей специалистов различных направлений, объединяя их через идею создания сети центров поддержки и развития ресурсов по всей территории России. И, наконец, в-четвертых, психологическая адаптивность людей обнаруживает энергетические предпосылки не только для приспособления к условиям среды, но и предпочтения тех действий, результат которых не предрешен. Однако именно они определяют психологию созидания в соответствии (несоответствии) с целями этих действий и результатами деятельности (Петровский В.А., 1992).

352

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.