Научная статья на тему 'ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ'

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1910
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОМЕНЕДЖМЕНТ / SELF-MANAGEMENT / ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / TIME-MANAGEMENT / САМОМАРКЕТИНГ / ДУХОВНОСТЬ / SPIRITUALITY / ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ / PERSONAL MARKETING / SENSE OF PURPOSE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бузни А.Н.

В статье рассмотрены общие и отличающиеся признаки экономических категорий «самоменеджмент» и «тайм-менеджмент», представляемые иногда в научной литературе в качестве синонимов. Обосновывается изучение их в вузовской программе в рамках одной дисциплины.Common and varycharacteristics of economical categories such as “Time-management” and “Self-management” which are sometimes defined in scientific literature as synonyms are under consideration in the article. Their study in the scope of one university discipline is motivated.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ»

08.00.00. Экономические науки

А.Н. Бузни

профессор кафедры менеджмента предпринимательской деятельности, д.э.н.

ФГАОУО ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И.Вернадского», Институт экономики и управления

A.N. Buzn\

Professor Department of F\nanc"\a\ Management Crimea Federa\ Un'wersitynamed afterVA.VernadsWy \nst\tute of Economics and management (tema@cr\mea.com. +19181533120)

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ И САМОМЕНЕДЖМЕНТ КАК УЧЕБНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Аннотация. В статье рассмотрены общие и отличающиеся признаки экономических категорий «самоменеджмент» и «тайм-менеджмент», представляемые иногда в научной литературе в качестве синонимов. Обосновывается изучение их в вузовской программе в рамках одной дисциплины.

Annotation. Common and varycharacteristics of economical categories such as "Time-management" and "Self-management" which are sometimes defined in scientific literature as synonyms are under consideration in the article. Their study in the scope of one university discipline is motivated.

Ключевые слова: самоменеджмент, тайм-менеджмент, самомаркетинг, духовность, целеустремлённость.

Key words: self-management, time-management, personal marketing, spirituality, sense of purpose.

Введение. С распространением в последние десятилетия прошлого века подхода учёного-биолога А.А. Любищева к использованию личного времени (после публикации книги Д. Гранина «Эта странная жизнь») проблема персонального тайм-менеджмента пережила бум управления временем как способа мышления и возрождена уже в настоящее время в активной деятельности основанного Г.А. Архангельским тайм-менеджерского сообщества it-консультантов, тренеров, менеджеров различных уровней, активно популяризирующих, главным образом на сайте Интернета, примеры практики использования технологии персонального тайм-менеджмента. Известными авторами книг по тайм-менеджменту стали: Г.А. Архангельский, Ю. Василь-ченко, Л. Зайверт, С.И. Калинин, Д. Кеннеди, Й. Кноблаух, М. Кук, Дж. Моргенстерн, Б. Трейси, П. Форсайт, Д. Шапошников. При этом вопросы управления персональным временем неизбежно связывались с необходимостью управления личности собой не только в отношении времени, но и в отношении самодисциплины, целеустремлённости, интеллектуального и физического развития, что уже относилось непо-

средственно к самоменеджменту, которому посвящены работы таких авторов, как: А. Бишоф, В.А. Дегтярёв, И.Л. Добротворский, И.И. Исаченко, Д. Карнеги, К. Кинан, Н.П. Лукашевич, Ф.Н. Русинова и др.

Сформировались фактически две ветви одного направления, раздельное изучение которых является делом сложным и лишённым смысла. Проблема заключается в том, что управлять собой, не принимая во внимание необходимость управлять своим временем, так же неперспективно, как невозможно научиться управлять своим временем без умения в принципе управлять собой. Поэтому, строго говоря, обе названные дисциплины логичнее было бы рассматривать как их симбиоз, интегрированную целостность. Тем не менее, волею обстоятельств в учебных вузовских планах они рассматриваются раздельно и имеют свои отдельные предметы рассмотрения.

Цель статьи в том, чтобы рассмотреть, насколько целесообразно разделение тайм-менеджмента и самоменеджмента на две научные дисциплины.

Результаты исследования. Дисциплинарную направленность широко применяемого в настоящее время учебного курса «Тайм-менеджмент» однозначно определить довольно сложно. Например, при установлении индекса УДК (удельной десятичной классификации для библиотек) рассматриваемой в данном курсе проблематики её относят к различным рубрикам системы (табл. 1).

Таблица 1 - Примеры отнесения публикаций по тайм-менеджменту к индексам УДК_

Код УДК и его Название публикации Автор и ссылка

описание на источник

005. - изучение Тайм-менеджмент студента университета Реунова М.А.

проблемы органи- [1]

зации: Тайм-менеджмент: учеб.пособие Улас Ю.В. [2]

методология, ана- Тайм-менеджмент: курс на стратегическое Целютина Т.В.

лиз, синтез... мышление и эффективное планирование [3]

159.9 - Психоло- Тайм-драйв: Как успевать жить и работать Архангельский

гия Г А. [4]

Тайм-менеджмент. Искусство планирования и Моргенстерн

управления своим временем и своей жизнью Дж. [5]

Полный контроль! Тайм-менеджмент нового по- Пинтосевич И.

коления за 30 дней [6]

316.6 - Социоло- Результативный тайм-менеджмент: эффективная Трейси Брайан

гия методика управлением собственным временем [7]

Антитайм-менеджмент Додонов Н [8]

Тайм-менеджмент для женщин. Как всё успевать Еремич Н.Г. [9]

338.2 - Управле- Тайм-менеджмент. Полный курс Архангельский

ние и планирова- Г. А. [10]

ние в экономике Тайм-менеджмент и его роль в эффективном Мищенко Е.С.

управлении персоналом организации [11]

Тайм-менеджмент. Планирование и контроль Берд П. [12]

времени

65.0 - Методические вопросы. Теория и практика организации Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений Архангельский Г.А. [13]

Тайм-менеджмент как инструмент развития фирмы Жирнов А.А. [14]

Тайм-менеджмент за 30 минут Азарова О.[15]

Как отмечает Ю.В. Улас, «по своей сути тайм-менеджмент плохо «помещается» в границы только экономических дисциплин и имеет обширные междисциплинарные связи с множеством других наук, таких как философия, психология, социология, биология, физика и др. Во всех этих многочисленных науках «рассеяно» множество знаний о времени, без учёта которых какое-либо «управление» временем будет неэффективным или просто невозможным». [2].

По представлению Г.А. Архангельского, различия состоят в следующем: «тайм-менеджмент - технология организации, создания структуры деятельности, оперирующая абстрактными понятиями (цель, план, ресурсы, и т.д.).Самоменеджмент - более конкретная, предметная технология самоуправления, могущая включать в себя, например, «управление эмоциями», «навыки переговоров», и т.п. Тайм-менеджмент можно сравнить с рефлексивными, системообразующими дисциплинами типа тотального управления качеством, реинжиниринга бизнес-процессов, проджект-менеджмента; самоменеджмент - с дисциплинами и техниками общего менеджмента, необходимыми для «наполнения» каркаса, создаваемого системообразующими дисциплинами» [16]. С такой дифференциаций этих двух понятий можно согласиться не в полной мере как, впрочем, и с пониманием тайм-менеджмента и самоменеджмента в качестве синонимов. Подтверждение тому даёт сопоставление дефиниций рассматриваемых терминов (табл. 2), показывающее как дифференцированность этих понятий, так и во многом их сопряжённость.

Таблица 2 - Сопоставление дефиниций категорий «тайм-менеджмент» и «самоменеджмент»

Самоменеджмент Тайм-менеджмент

Самоменеджмент - система способов деятельности, позволяющая максимально использовать собственные возможности, сознательно и рационально управлять своей жизнью, активно и эффективно влиять на внешние обстоятельства на работе и в личной жизни в своих целях [17]. Тайм-менеджмент - это искусство управления временем - это управление не только своим временем, но и своей жизнью. Тайм-менеджмент - это технология сознательного управления временем, повышающая продуктивность человека [7]

Самоменеджмент представляет собой последовательное и целенаправленное, использование испытанных методов работы в повседневной практике, для того чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [18] Тайм-менеджмент — это эффектив-ноепланирование рабочего време-нидлядостиженияцелей, нахождение-временныхресурсов, расстановка-приоритето- виконтрольвыполнениязапланирован

ного (управлениевременем) [19]

Самоменеджмент (или тайм-менеджмент) — техника правильного использования времени. Самоменеджмент помогает выполнять работу с меньшими расходами, лучше организовать труд (следовательно, получить лучшие результаты), уменьшить загруженность работой и, как результат, уменьшить спешку и стрессы [20] тайм-менеджмент - это управление собой и активное формирование собственного образа жизни или лидерство [21]

Самоменеджмент - это саморазвитие личности, основанное на самопознании, самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании, преодолении стереотипов сознания, самоконтроле и, как итог, самореализации в выбранной сфере деятельности. Это кропотливая и настойчивая работа над собой с целью включить в действие весь свой творческий потенциал, максимально использовать свои возможности и способности. Самоменеджмент - это последовательное и целенаправленное применение испытанных методов работы в повседневной практике для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время [22] Тайм-менеджмент — это учёт, распределение и оперативное планирование собственных ресурсов времени [23]

Сопоставление приведенных дефиниций показывает, во-первых, что самоменеджмент рассматривается авторами как более широкая сфера управления личности собой, во-вторых, включающая в себя и управление временем личности и, в-третьих, например, по утверждению Б. Трейси, тайм-менеджмент - это управление не только временем, но и своей жизнью, что сопряжено с функцией самоменеджмента.

Тесная взаимосвязь данных категорий ярко проявляется при сравнительном анализе содержания учебных рабочих программ по названным дисциплинам (табл. 3.).

Как видно из данных таблицы, в программах самоменеджмента обязательно присутствуют разделы по управлению временем как главным ресурсом эффективного использования жизненного потенциала, но и в программах тайм-менеджмента рассматриваются элементы самоменеджмента (стратегическое и контекстное планирование, целеполагание, самомотивация и др.) как условия эффективного использования времени.

Таблица 3 - Тематика разделов учебных рабочих программ по дисциплинам «Самоменеджмент» и «Тайм-менеджмент»

Самоменеджмент Тайм-менеджмент

ФГАОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» Институт менеджмента и права, 2015 г. АОНО ВО «Институт менеджмента, маркетинга и финансов» Школа бизнеса (Воронеж), 2016

1. Основные методы управления личной эффек- 1. Личное стратегическое планиро-

тивностью вание

2. Хронометраж. Поглотители рабочего времени 2. Методы оценки затрат времени

3. Планирование задач. Долгосрочное и краткосрочное планирование 3. Методы оптимизации управления временем

4. Управление личной карьерой 4. Методы оптимизации индивидуальной деятельности

5. Принципы самомотивации, самосовершенствования и эффективного отдыха 5. Корпоративный тайм-менеджмент

ФГАОУ ВПО «Волгоградский государственный университет» АОНО ВО «Московский открытый институт», 2016

1. Самоменеджмент как основа эффективного развития личности и управления организации 1. Сущность и определение понятия «Тайм-менеджмент». Целеполага-ние

2. Самомотивация на достижение целей 2. Хронометраж

3. Делегирование полномочий 3. Планирование

4. Принципы и правила планирования времени 4. Эффективный обзор задач

5. Анализ использования времени 5. Приоритеты. Методы расстановки приоритетов

6. Принципы организации текущего дня 6. Самомотивация. Распределение рабочей нагрузки

7. Самомаркетинг

ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет» Московский финансово-промышленный университет «Синергия»,

1. Сущность и содержание персонального менеджмента 1. Сущность и определение понятия «Тайм-менеджмент». Целеполага-ние

2. Управление личной карьерой 2. Хронометраж как персональная система учёта времени

3. Управление собственным временем 3. Контекстное планирование. Планирование дня

4. Рабочее место и информационное обеспечение работы менеджера 4. Обзор задач

5. Методы рационализации личного труда руководителя 5. Приоритеты

6. Коммуникация в работе менеджера 6. Эффективная самомотивация и распределение рабочей нагрузки; технология достижения результатов

7. Самоорганизация здоровья и резервы работоспособности руководителя

8. Имидж менеджера

9. Самоконтроль, анализ и оценка уровня организации труда управленческого персонала

При сопоставлении объекта и предмета, целей и задач, компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся, сопряжённость дисциплин «Самоменеджмент» и «Тайм-менеджмент» становится совершенно очевидной.

Для управления своим временем человек должен обладать такими способностями самоуправления, как: силой воли, целеустрем-

лённостью, кругозором и т.п. Вместе с тем, управляя собой, человек должен быть организованным, соблюдать режим дня, экономить время и т.п. Казалось бы, в чём проблема? А она состоит в том, что рассмотрение самоменеджмента и тайм-менеджмента как отдельных самостоятельных дисциплин побуждает учебные заведения включать в учебные планы преподавание обеих дисциплин, что приводит к вынужденному дублированию материала, которого легко можно было бы избежать при чтении только одной дисциплины, совмещающей в себе тематику как самоменеджмента, так и в качестве его составляющей тематику тайм-менеджмента.

Разумеется, в зависимости от профориентации учебного заведения содержание этой дисциплины (название у неё, скорее всего, должно быть более обобщающим, т.е. «самоменеджмент») будет с акцентом на наиболее необходимых разделах. Например, в педагогических учреждениях и для специалистов по развитию персонала необходимо усиливать психологические аспекты, для будущих специалистов информации - коммуникативные аспекты, для управленцев - аспекты планирования, контроля и т.д. Однако всем необходимо овладеть такими компетенциями, как:

- способность занимать активную и гражданскую позицию;

- способность к восприятию, обобщению и анализу информации;

- умение ставить цель и определять пути её достижения, формулировать стратегии целеполагания;

- умение планировать своё время, определять и сокращать непродуктивные расходы времени;

- определять приоритеты в своей жизни и в трудовом процессе;

- обладать стремлением к профессиональному и личностному росту, умением критически оценивать личностные достоинства и недостатки;

- придерживаться этических ценностей, стремления к духовному развитию и здоровому образу жизни.

Иногда в учебные планы включают и дисциплину «самомаркетинг», понятие которого, напримерПерерва П.Г. трактует как «взаимосвязанный комплекс мероприятий, включающий в себя объективную оценку своих знаний и умений, деловых качеств и психологических особенностей в определённой обстановке, применительно к конкретному рабочему месту, а также набор методов и средств по самосовершенствованию, по повышению качества и уровня своих знаний и умений, развитию в необходимом направлении своих личных деловых качеств, психологических особенностей» [24, с. 9]. Это слишком расширенное толкование самомаркетинга, если учесть, что в основе маркетинга лежит прежде всего спрос, а затем пути его удовлетворения. В систему маркетинга не входит изготовление товара, но задача маркетинга обеспечивать соответствующей стратегией релевантность раз-

рабатываемого и изготавливаемого товара спросу потребителей и конъюнктуре рынка. Следовательно, в функции самомаркетинга входит анализ личностью собственных желаний, целей (спрос), их самооценка (причём не объективная, как указывает Перерва П.Г., а именно субъективная, т.е. оценка самим субъектом), анализ собственных способностей и возможностей по реализации желаний и достижению целей. Но в функции самомаркетинга не входят мероприятия по самосовершенствованию - они являются функцией самоменеджмента.

Почему-то укрепилось понимание, будто самоменеджментнеоб-ходим для менеджеров, различных уровней руководителей. Как указывается в словаре, «Самоменеджмент - последовательное и целенаправленное использование руководителем или специалистом испытанных методов и практических приёмов работы в повседневной деятельности для повышения эффективности выполняемых процедур и операций, достижения намеченных целей» [25]. Поэтому преподавание этой дисциплины, как и тайм-менеджмента, включается в программы подготовки менеджеров по экономическим специальностям. В то же время перечисленными выше компетенциями должен овладеть, с нашей точки зрения, любой цивилизованный человек. И, несмотря на то, что ни самоменеджмент, ни тайм-менеджмент не входят в число обязательных дисциплин учебных программ, с принципами самоменеджмента целесообразно знакомить, начиная со школьной скамьи и кончая курсами повышения квалификации как руководителей любых уровней управления, так и всевозможных специалистов.

Отдельного вопроса заслуживает рассмотрение главной составляющей самоменеджмента, его отправной точки, какой является не ресурс времени, а прежде всего целеполагание. Если в основе целепо-лагания, миссии жизненной стратегии состоит в достижении собственного материального благополучия с постулируемым принципом «время - деньги», то общество приходит к антагонистическим рыночным отношениям, вызывающим бесконечные войны за природные ресурсы с безжалостным их уничтожением, территориальные притязания, непримиримую борьбу за сферы властного влияния. Поэтому задачей курса «Самоменеджмент», по нашему мнению, должно быть воспитание духовности, по результатам которого главной целью личности должно стать стремление к наиболее полной и эффективной самореализации на пользу социуму в самом широком его понимании. А социуму нужны физически, интеллектуально и духовно высоко развитые граждане мира.

Выводы. Тайм-менеджмент представляет собой неотъемлемую часть самоменеджмента, а рассмотрение их в отрыве одно от другого ущербно для обоих направлений. Овладение технологиями самоменеджмента целесообразно рекомендовать в качестве элемента культуры цивилизованного человека. В программы учебных заведений следует включать единую дисциплину - «Самоменеджмент», предусмат-

ривающую обязательный раздел по тайм-менеджменту. Главной целью дисциплины «Самоменеджмент» следует считать воспитание в человеке стремления к эффективной самореализации на благо социума.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Реунова М.А. Тайм-менеджмент студента университета: учеб.пособие / М.А.Реунова. - Оренбург: ОГУ, 2012. - 103 с.

2. Улас Ю.В. Тайм-менеджмент : учеб.пособие (рабочая тетрадь) / Ю.В. Улас; СФУ. - Красноярск, 2013.-53 с.

3. Целютина Т.В. Тайм-менеджмент: курс на стратегическое мышление и эффективное планирование / Т.В. Целютина, К.В.Борисов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://na-journal.ru/1-2014-gumanitarnye-nauki/400-tajm-menedzhment-kurs-na-strategicheskoe-myshlenie-i-jeffektivnoe-planirovanie

4. Архангельский Г. А. Тайм-драйв: Как успевать жить и работать / Г. А. Архангельский. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 272 с.

5. Моргенстерн Дж. Тайм-менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью / Дж. Моргенстерн. - М.: ООО «Издательство «Добрая книга», 2004. - 256 с.

6. Пинтосевич И. Полный контроль! Тайм-менеджмент нового поколения за 30 дней / И.Пентасевич. - М.: Эксмо, 2013.- 192 с.

7. Трейси Брайан Результативный тайм-менеджмент: эффективная методика управлением собственным временем / Брайан Трейси [пер. с англ. А.Евтеева]. - М.: СмартБук, 2008. - 79 с.

8. Додонов Н. Антитайм-менеджмент / Н. Додонов. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.

9. Еремич Н.Г. Тайм-менеджмент для женщин. Как всё успевать / Н.Г. Еремич. -СПб.: Питер, 2008. - 176 с.

10. Архангельский Г. А. Тайм-менеджмент. Полный курс: Учебное пособие / Г. А. Архангельский, М.А. Лукашенко, Т.В. Телегина, С.В. Бехтерев. - М.: АЛЬ-ПИНА ПАБЛИШЕР, 2014.-311 с.

11. Мищенко Е.С. Тайм-менеджмент и его роль в эффективном управлении персоналом организации / Е.С. Мищенко, Н.В. Дубровская // Вопросы современной науки и практики, 2012. - № 3 (41). - С. 208-2011

12. Берд Полли Тайм-менеджмент. Планирование и контроль времени / П. Берд. -М.: Фаир-Пресс, 2001. - 288 с.

13. Архангельский Г. А. Корпоративный тайм-менеджмент: Энциклопедия решений / Г. А. Архангельский. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 160 с.

14. Жирнов А.А. Тайм-менеджмент как инструмент развития фирмы / А.А. Жир-нов, И.С. Попова //

15. Азарова О. Тайм-менеджмент за 30 минут/ О. Азарова.- Ростов н/Д.: Феникс, 2007.- 160 с.

16. Архангельский Г. А. Глоссарий терминов Тайм-менеджмента / Г. А. Архангельский [электронный ресурс] режим доступа: http://www.improvement .ru/glossary/gloss01.shtm

17. Симонова А.А., Самоменеджмент, как технология управления и саморазвития менеджера и персонала / А.А. Симонова // Технологии педагогического самоменеджмента: программно-информационный комплекс для системы дополнительного профессионального образования и повышения квалификации педагогов, библиотекарей, психологов и руководителей образовательных учреждений. - Екатеринбург: Образование Урала, 2007. - Режим доступа: http://www. uraledu. ru/node/16054-16060, свободный

18. Зайверт Л. Если спешишь - не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорив-

шемся мире: семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени: пер. с нем. / Л. Зайверт. - М.: ACT; Астрель, 2007. - 255 с.

19. Словарь бизнес-терминов. Академик.ру 2001 [электронный ресурс] - режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/business/17060

20. Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена / П.Г.Перерва.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.- 592 с.

21. Зайверт Л. Ваше время - в ваших руках / Л. Зайверт. - М.: Интер-эксперт, 2005. - 188 с.

22. [Электронный ресурс] - режим доступа: http://lib.chdu.edu. ua/pdf/posibnuku/189/41.pdf

23. Шапошников Д. Тайм-менеджмент - 7 главных принципов по управлению временем / Д. Шапошников. - URL: http://hiterbober.ru/psychology-of-success/tajm-menedzhment-upravlenie-vremenem.html

24. Перерва П.Г. Самомаркетинг менеджера и бизнесмена / П.Г. Перерва. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 592 с.

25. Словарь по экономике и финансам. Глоссарий.ру. Самоменеджмент [электронный ресурс] - режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_find.cgi?ph=%F 1%E0%EC%EE%EC%E5%ED%E5%E4%E6%EC%E5%E D%F2&action=%CF%EE%E8%F1%EA

В.К. Лукин

доцент кафедры предпринимательской деятельности, к.э.н., Кубанский социально-экономический институт

V.K.Lukn

Associate Professor of the Department of entrepreneurship, Ph.D., Kuban Soc\a\ and Economic institute

Д.В. Петров начальник научного отдела, Кубанский социально-экономический институт

(hat\1984@ ma\\.ru) D.V. Petrov

Head of the research department, Kuban Socia\ and Economic institute

ПРИЧИНЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ И ИХ УСТРАНЕНИЕ

Аннотация. В статье раскрывается причинный комплекс в сфере общественных отношений, связанных с нецелевым расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и 285.2 УК РФ). Отмечается, что в числе основных причин совершения указанных преступлений является отсутствие должного финансового контроля, недостаток квалифицированных кадров в органах власти и учреждениях финансового характера. Обосновываются предложения по предупреждения данного вида должностных преступлений.

Annotation. The article reveals the causal complex in the sphere of public relations associated with the misuse of budgetary funds and state non-budgetary funds (Article 285.1 and 285.2 of the Criminal Code of the Russian

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.