Научная статья на тему 'Тайм-менеджмент'

Тайм-менеджмент Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1577
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаров Н.С., Ворковенко К.В., Пацук О.В.

Управление временем или тайм-менеджмент является самодисциплиной в действии, так как именно она является ключом к успеху в любом деле. Существуют множество примеров о том, что добиться выдающихся результатов можно только при должной самоорганизации и умении распоряжаться своим временем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тайм-менеджмент»

58 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ

© Макаров Н.С.* *, Ворковенко К.В.*, Пацук О.В.*

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева, г. Красноярск

Управление временем или тайм-менеджмент является самодисциплиной в действии, так как именно она является ключом к успеху в любом деле. Существуют множество примеров о том, что добиться выдающихся результатов можно только при должной самоорганизации и умении распоряжаться своим временем.

Ключевые слова тайм-менеджмент, управление временем.

Во все времена многие люди пытались понять в связи с чем, одни люди добиваются большего успеха, чем другие. Часто возникают вопросы по поводу того, почему определенная часть людей зарабатывает больше денег, чаще получают повышения на работе, живут дольше, имеют более крепкое здоровье и более счастливые семьи. Однако дело оказывается в том, что успешные люди ведут себя иначе, нежели остальные. Все они имеют одну общую черту, они хорошо умеют управлять своим временем.

В конце 19 века в связи с глобализацией бизнеса практически все руководители стали задаваться вопросом: «Как продуктивно распоряжаться своим временем?», что впоследствии вытекло в целую науку - тайм-менеджмент. Важным человеком в истории создания тайм-менеджмента является Фредерик Уинслоу Тейлор, работавший токарем и мастером в обрабатывающей промышленности в 1880-1890-х годах. Тейлор заметил различия в производительности рабочих, которые, по его мнению, были вызваны разными причинами, важнейшей из которых была неорганизованность труда. Его основной целью было повышение экономической эффективности, особенно производительности труда рабочих. Использование данного подхода было одной из первых попыток применить науку для конструирования процессов и управления временем. В последствии на его учения ссылались последователи тайм-менеджмента, такие как Френк Гилбрет, Анри Файоль, Элтон Мейо и другие [1].

Для того чтобы в должной мере понять суть и овладеть тайм-менеджментом, нужно придерживаться его трех основных принципов. Первый принцип, он же самый основной, представляет умение ставить перед собой цели. Это главная опорная точка в жизни человека, так как еще Марк Твен говорил: «Тот, кто не знает куда идет, часто приходит не туда». Наиболее ус-

* Студент.

* Студент.

* Доцент кафедры Менеджмента, кандидат экономических наук, доцент.

Менеджмент

59

пешные люди во все времена, всегда имела и имеет четко сформулированные цели. Причем одна, глобальная цель разбивается на множество мелких, сопутствующих. Однако большая часть современного общества либо не имеет целей, либо они очень размыты, что не позволяет не только менеджерам, но и обычным работникам правильно организовывать свою жизнь и добиваться решения поставленных задач. Поэтому для начала освоения тайм-менеджмента следует конкретизировать цели [2].

Технология SMART (СМАРТ) представляет собой современный подход к постановке и конкретизации целей и является одним из способов работы над поставленной для решения задачей. Система постановки smart - целей позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам процесса ясные, точные, конкретные задачи.

SMART является аббревиатурой, расшифровка которой: Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time bound. Каждая буква аббревиатуры SMART означает критерий эффективности поставленных целей. Рассмотрим каждый критерий smart цели более подробно. Так, Specific (конкретный) объясняет, что именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия». Measurable (измеримый) объясняет, в чем будет измеряться результат. Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года». Attainable, Achievable (достижимый) объясняет, за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». Relevant (актуальный) определяет истинность цели, то есть действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели. Например, если брать «сокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %» в качестве отдельной подзадачи, которая также ставится по SMART, то сотрудников можно не увольнять, а перевести на иные должности, на которых эти сотрудники смогут принести компании доход, а не просто экономию. Если брать страховую компанию, то вместо увольнения, сотрудникам можно предложить продолжить работу в качестве агента, либо не расходовать средства на автоматизацию, а просто увеличить норму выработки. Time-bound (ограниченный во времени) определяет временный триггер, промежуток по наступлению / окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %,

60 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ: АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ

относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества» [3].

Вторым основополагающим принципом тайм-менеджмента является определение приоритетов, это означает, что необходимо решить, что будет сделано в первую очередь, а что в последнюю. При этом следует выявить, что является наиболее важным, а чем можно пренебречь. Определение того, что имеет значение, а что нет, часто вызывает особые затруднения и человеку сложно принять тот факт, что он занимается теми вещами, которые не принесут особых плодов, и откладывает в долгий ящик, то, что является действительно важным.

Итальянский экономист Вильфредо Парето в 1895 году вывел принцип, который так и называется - «закон Парето». В наши дни мы называем этот закон - «правило 20/80», которое заключается в том, что 20 процентов усилий дают 80 процентов результата. Это значит, что если составить список из 10 вещей, которые нужно сделать сегодня, то в этом списке найдутся два пункта, которые будут важнее, чем остальные пункты вместе взятые.

Отличительная особенность людей с высокой продуктивностью, как подсказал Вильфредо Парето, заключается в том, что они сосредотачиваются на нескольких важных задачах и игнорируют великое множество тривиальных дел. В этом и есть разница, так, заурядный человек погружается в пучину бессмысленных мелочей, делает то, что легко, бессмысленные занятия выходят на передний план, а серьезные вещи откладываются на потом. Следовательно, ключ к успеху - это постоянно стремиться тратить свое время с максимальной пользой. Если систематизировать свою жизнь и сосредоточится только на тех предметах, которые стоят того, чтобы на них затрачивать на них времени, то менеджер существенно повысит свою эффективность. Поэтому всегда следует в первую очередь делать самое важное, а не откладывать это на дальнюю полку [4].

Отсюда можно сделать вывод, что главным критерием к расстановке приоритетов является то, какое влияние окажет выполнение задачи на будущее. Оценка перспектив, отличный способ оценить важность того или иного занятия. Важные задачи всегда влияют на будущее, задачи тривиальные влияют только на настоящее, а то и на прошлое [5].

Третий принцип тайм-менеджмента, сочетающий в себе цели и расстановку приоритетов, это составление списка дел. Четкий план действий является неотъемлемой частью тайм-менеджмента. Действия без планирования - это основная причина посредственных результатов труда и лишней потери времени. Поэтому планирование очень важно. Четкий план действий подразумевает, что работник берет свою задачу и разбивает ее на подзадачи,

Менеджмент

61

выполнение которых в итоге приведет к цели. Работа по заранее составленному плану всегда повышает эффективность. Жить без распорядка, это все равно, что ездить на машине без руля. Не имея руля, человек движется в произвольном направлении и каждое препятствие, на которое он налетает, меняет его траекторию пути. Список дел, представляет своего рода рельсы, которые помогают обойти эти препятствия. Имея список, работник всегда знает на чем он остановился, знает что важно, а что нет, что можно отложить, делегировать, либо вовсе проигнорировать.

В самой простой форме планирование характеризуется следующими этапами:

1. Этап постановки целей (задач).

2. Этап определения приоритетов.

3. Этап составления плана по достижению намеченного.

4. Этап выявления требуемых ресурсов, а также их источников.

5. Этап фиксации результатов планирования в физическом виде (план, карта, проект, список дел и т.д.).

Таким образом, следование этим основным принципам тайм-менеджмента поможет правильно организовать свое время и не тратить его в пустую. Это одно из важнейших и сложнейших умений, которое заключается в том, чтобы правильно направлять свою энергию в нужное русло. Ведь основной валютой нашей жизни является время, которое в век информатизации всего общества становится особо ценным ресурсом. Оно не восполняемо и это единственный ресурс, который мы можем тратить, но не можем накапливать. Потраченные деньги можно заработать вновь, если нам не хватает какой-то информации, то мы всегда можем ее найти. Но если мы потеряли время, мы никогда его не вернем, потому что время как экономическая категория, является упущенной выгодой, величину которой можно спрогнозировать, но нельзя вернуть.

Список литературы:

1. Тэйлоризм [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pro-gressive-management.com.

2. Трейси Б. Результативный тайм-менеджмент. Эффективная методика управления временем. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2007.

3. Трейси Б. Выйди из зоны комфорта. Измени свою жизнь. 21 метод повышения личной эффективности. - М.: Изд-во «Омега-Л», 2013.

4. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом / гл. ред. В. Усманов. - СПб.: Питер, 2000.

5. Пацук О.В. Управленческое лидерство: проблемы и решения // Вестник Сибирского гос. аэрокосмич. ун-та им. академика М.Ф. Решетнева. Выпуск 3 (10). - Красноярск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.