Научная статья на тему 'Тай Сюй и его гуманистский буддизм'

Тай Сюй и его гуманистский буддизм Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
191
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИСТСКИЙ БУДДИЗМ / HUMANISTIC BUDDHISM / УЧЕНИЕ / КИТАЙ / CHINA / ОБНОВЛЕНИЕ / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ОБЩЕСТВО / SOCIETY / LEARNING / RENOVATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нагуслаева Елизавета Альбертовна

В статье дается характеристика общественной и политической деятельности преподобного Тай Сюя, выдающегося представителя обновленчества буддизма в Китае в первой половине XX в. В ней также изложена теория гуманистского буддизма Тай Сюя. Тяжелое социально-экономическое положение, сложившееся в стране в конце XIX начале XX, послужило толчком к формированию нового движения «обновленческого буддизма». В процессе долгой реформаторской деятельности и активного поиска путей возрождения буддизма Тай Сюем была разработана идея гуманистского буддизма, которая заключала в себе два смежных понятия «буддизм человеческой жизни» и «буддизм человеческого общества». Новая концепция отвечает нуждам мирского общества и направляет людей к улучшению собственной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAI HSUI AND HIS HUMANISTIC BUDDHISM

The article characterizes the public and political activities of venerable Tai Hsui, an outstanding representative of the renovation movement of the Chinese Buddhism in the first half of the 20th century. It also describes the Tai Hsui’s Humanistic Buddhism theory. Difficult socioeconomic situation prevailing in the country in the late 19th early 20th centuries was the impetus for the formation of a new movement -«the renewal of Buddhism». In the course of long reform efforts and actively for seeking the revival of Buddhism, Tai Hsui developed an idea of humanistic Buddhism, which encompassed two related concepts «Buddhism of human life» and «Buddhism of human society». The new conception meets the needs of secular society and directs people to self improvement.

Текст научной работы на тему «Тай Сюй и его гуманистский буддизм»

УДК 294.3

ТАЙ СЮЙ И ЕГО ГУМАНИСТСКИЙ БУДДИЗМ*

*Статья выполнена в рамках проекта Российского Научного Фонда 14-18-00444 «Буддизм в социально-политических и культурных процессах России, Внутренней и Восточной Азии: трансформации и перспективы»

© Нагуслаева Елизавета Альбертовна, студент Восточного Института Бурятского государственного университета.

Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: nageliz@icloud.com

В статье дается характеристика общественной и политической деятельности преподобного Тай Сюя, выдающегося представителя обновленчества буддизма в Китае в первой половине XX в. В ней также изложена теория гуманистского буддизма Тай Сюя. Тяжелое социально-экономическое положение, сложившееся в стране в конце XIX - начале XX, послужило толчком к формированию нового движения - «обновленческого буддизма». В процессе долгой реформаторской деятельности и активного поиска путей возрождения буддизма Тай Сюем была разработана идея гуманист-ского буддизма, которая заключала в себе два смежных понятия - «буддизм человеческой жизни» и «буддизм человеческого общества». Новая концепция отвечает нуждам мирского общества и направляет людей к улучшению собственной личности.

Ключевые слова: гуманистский буддизм, учение, Китай, обновление, религия, общество.

TAI HSUI AND HIS HUMANISTIC BUDDHISM

Naguslaeva Elizaveta A., Student, Oriental Institute, Buryat State University. 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: nageliz@icloud.com

The article characterizes the public and political activities of venerable Tai Hsui, an outstanding representative of the renovation movement of the Chinese Buddhism in the first half of the 20th century. It also describes the Tai Hsui's Humanistic Buddhism theory. Difficult socioeconomic situation prevailing in the country in the late 19th - early 20th centuries was the impetus for the formation of a new movement -«the renewal of Buddhism»». In the course of long reform efforts and actively for seeking the revival of Buddhism, Tai Hsui developed an idea of humanistic Buddhism, which encompassed two related concepts - «Buddhism of human life» and «Buddhism of human society». The new conception meets the needs of secular society and directs people to self improvement. Keywords: Humanistic Buddhism, learning, China, renovation, religion, society.

Преподобный Тай Сюй (1889-1947) - один из выдающихся деятелей буддизма Китая первой половины XX в. Он занимался не только религиозной деятельностью, но и принимал активное участие в политической жизни страны. Тай Сюй был рожден при власти маньчжурской династии Цин (1644-1912), а годы его активности пришлись на период крайней экономической, политической и социальной нестабильности в Китае.

Тай Сюя можно смело назвать одной из самых влиятельных фигур обновленческого движения буддизма Китая, которое возникло в конце XIX - начале XX вв. Появлению нового движения способствовали экономические, социальные и политические обстоятельства, сложившиеся в Китае в тот период. Государство находилось в тяжелейшей ситуации, связанной с поражением цинской империи в войнах с западными державами в XIX в. Широкие массы населения вступили в борьбу против цин-ской власти и колониальной политики империалистических держав, с которой во многом связано формирование обновленческого движения буддизма. Лидером обновления буддизма в Китае на его первом этапе по праву считается Ян Вэньхуэй (1837-1911), известный в Китае как «отец буд-

дийского возрождения» [9, с. 2-10]. Именно его прогрессивная деятельность сыграла важную роль в формировании взглядов Тай Сюя.

Тай Сюй родился в 1889 г. в провинции Чжэцзян. Его знакомство с религиозным миром состоялось благодаря бабушке, долгое время Тай Сюй был вынужден жить в монастыре на ее попечении. Хотя его бабушка и была даосской монахиней, она, в сущности, не различала даосское и буддийское учения [14, с. 170]. Только после того, как в 1904 г. Тай Сюй покинул дом и был посвящен в буддийские монахи, он смог освоить истинно буддийское учение [5, с. 90]. Его наставником был выдающийся буддийский монах Цзин Ань, под чьим чутким руководством Тай Сюй освоил все каноны

и положения традиционного китайского буддизма. В 1908 г. Тай Сюй посетил монастырь Сифансы, в котором познакомился с представителями «нового учения буддизма», среди которых был Хуашань, наиболее повлиявший на взгляды Тай Сюя [3, с. 4]. Хуашань был очень компетентен в вопросах «нового учения», ему и другим монахам удалось убедить Тай Сюя в том, что буддизму и монастырскому образованию необходимы реформы.

В 1909 г. Тай Сюй посетил Школу Джетавана (ШМЩ^ zhiyuanjingshe), основанную Ян Вэньхуэем [9, с. 21]. После этого он проникся идеями нового буддизма и нового строя социальной жизни, прочел большое количество реформаторской и революционной литературы, авторами которой были Кан Ювэй, Лян Цичао, Чжан Тайюань, Тань Сытун и другие. Знакомство с представителями так называемого «нового учения» предваряло встречу Тай Сюя с революционерами. Он принял участие в тайном восстании в Гуанчжоу в 1911 г., после чего он отправился в Шанхай, где и начал свой путь реформатора. В этот период Тай Сюй разработал новый подход в популяризации буддизма, основанный на положениях традиционного буддизма и новых веяниях.

Между тем в Китае назревала антиправительственная революция, активизировались реформаторские и революционные силы. Накануне Синьхайской революции 1912 г. обновленческое движение буддизма примкнуло к революционному движению. Доподлинно известно, что многие буддийские монахи принимали участие в боевых действиях в ходе революции, а в некоторых регионах даже создавали «отряды монахов», один из таких отрядов, например, участвовал в битве за Нанкин 2 декабря 1911 г. [9, с. 19]. 12 февраля революция завершилась и было объявлено об отречении Пу И от верховной власти - монархия в Китае пала.

Однако не стоит преувеличивать значение связей буддизма с революционным движением. Многие члены буддийского движения считали политическую деятельность противоречащей принципам буддизма, они призывали соратников ограничиться религиозной, культурной и миссионерской деятельностью. Дальнейшее развитие обновленческого движения они видели в пропаганде буддизма в пределах и за пределами Китая [2, с. 34].

После падения монархии в Китае, как утверждает Х. Уэлч, буддизм был хорошо представлен в высших эшелонах власти - президент Китайской Республики Юань Шикай, премьер-министры и многие губернаторы провинций исповедовали буддизм [9, с. 19]. Буддийское учение обретало все большую значимость в Китае, а представители буддийской общины стали повсеместно создавать всевозможные ассоциации и организации [6, с. 221]. Одной из таких организации стала Буддийская Ассоциация. 20 марта 1912 г. Сун Ятсен, будучи тогда президентом Китайской Республики, одобрил программу ее создания, предложенную учениками Ян Вэньхуэя Оуян Цзинем, Лин Ичо и другими [2, с. 35]. Целями создания Ассоциации были объявлены: 1) распространение законов учения; 2) образование групп и школ по изучению буддизма; 3) распространение благотворительной деятельности; 4) контроль над собственностью буддийских организаций, над их деловой жизнью; 5) право арбитража в случае разногласий между буддистами; 6) право на получение правительственной помощи в выполнении упомянутых целей и т.д.

Сун Ятсен не только одобрил программу создания Ассоциации, но и адресовал ее членам письмо, в котором отметил, что учредителям удалось выявить причины упадка страны. Он также написал, что между религиозной и политической сферами жизни китайского общества существует четкая грань, которую не должны пересекать представители обеих сторон. Правительством провозглашенной Китайской Республики была объявлена свобода вероисповедания.

Крупнейшей буддийской организацией первых десятилетий существования Китайской Республики была Буддистская Ассоциация Китая, созданная в Шанхае в 1929 г. Ее лидеры - выдающиеся религиозные деятели Тай Сюй и Юань Ин (1878-1953). Необходимость создания этой организации возникла после того, как на национальном конгрессе по образованию 1928 г. было вновь озвучено предложение о лишении монастырей части их территорий в образовательных целях [6, с. 222]. Следствием этого стало то, что в 1929 г. в Шанхае прошла встреча представителей буддизма из 17 провинций республики. В результате было принято решение о создании Буддистской Ассоциации, которая бы осуществляла деятельность, направленную на защиту монастырского имущества, ее президентом был избран Юань Ин. Спустя восемь лет на территории Китая разразилась война против японских захватчиков. К тому моменту было создано около 500 отделений Китайской Буддистской Ассоциацией.

Тай Сюй был одним из первых китайских буддистов, который совершил несколько поездок за границу, в страны Западной Европы. В 1928 г. президентом Чан Кайши были выделены средства на

его путешествия во Францию, Англию, Германию, Бельгию, США и Японию [11, с. 8]. В 1925 г. Тай Сюй отправился в Токио в качестве представителя буддийской общины Китая на открытии Буддийского Пленума стран Восточной Азии. В Японии он ближе познакомился с японским буддизмом, изучил основные положения и особенности.

В 1937 г. началась война Китая с Японией (1937-1945). Тай Сюй был одним из инициаторов непосредственного участия буддийских монахов в боевых действиях против захватчиков, активно выступал с призывами ко всем представителям религиозного мира встать на защиту Родины. В 1939 г. Национальное Правительство Китая организовало «международные дружеские визиты» в страны Южно-азиатского региона во главе с Тай Сюем. Делегация отправилась в Мьянму, Индию, Цейлон и другие государства с призывом о помощи в антияпонской войне и с проповедью буддийского учения [16]. Во время путешествия Тай Сюй познакомился с одним из направлений буддизма - Теревада, которое проповедовалось в большинстве стран Юго-восточной Азии.

Изучение различных направлений буддизма, очевидно, повлияло на взгляды Тай Сюя. Тай Сюй переоценил значение традиционного буддийского учения в Китае, он пришел к выводу, что традиционный буддизм уже неактуален и требует множества существенных изменений. В ходе своей долгой реформаторской деятельности и поиска путей возрождения буддизма Тай Сюй разработал идею гу-манистского буддизма, заключающем в себе два смежных понятия - «буддизм человеческой жизни» (rensheng fojiao Х&ШШ) и «буддизм человеческого общества» (гепДаи АэДас АГйК^^).

Тай Сюй призывал буддийскую общину к осуществлению «трех великих революций»:

1. Революция учения - буддийское учение должно соответствовать современным идеям и не должно быть нетерпимым к изменяющейся обстановке;

2. Революция сангхи - структура буддийских организаций и института монастырей должна быть улучшена, буддийская община теперь не должна быть инструментом в руках власти и не должна служить духам и богам, но служить простым людям и приносить пользу обществу;

3. Революция имущества - все имущество монастырей должно быть публичным и принадлежать всем верующим, с тем, чтобы использовать его с целью обучения молодых монахов и проведения различных религиозных действий [15].

Тай Сюй утверждал, что большинство людей видит цель изучения буддизма в улучшении лишь своей загробной жизни. Он также полагал, что деятельность буддистов на тот момент заключалась в службе мертвым и духам. Таю Сюй стремился изменить такое положение дел, поэтому он и занялся разработкой концепции «буддизма в человеческой жизни», как пути улучшения жизни на земле. Он подчеркивал, что Будда не призывал людей покидать свои дома, становиться монахами и жить отдельно от общества. Напротив, верующие должны стремиться к реформированию общества, помогая людям улучшать их земную жизнь с помощью учения Будды [13, с. 31.]. В этом и заключалась его концепция «буддизма человеческой жизни».

Концепция «буддизм в человеческом обществе» создана Тай Сюем с целью объяснить представителям буддийского мира необходимость служить обществу и быть его частью. Он утверждал, что все элементы общества взаимосвязаны и взаимозависимы: на протяжении всей жизни человек полагается на блага, достигаемые совместными усилиями. Он считал, что буддизм не может существовать отдельно от общества, так как религия - один из элементов его жизни. Кроме того, накануне войны с Японией Тай Сюй заявлял, что буддисты должны принимать активное участие и в политической сфере, служить обществу ради того, чтобы Китай стал сильным государством, способным противостоять врагам [12, с. 173-174].

Гуманистский буддизм Тай Сюя не призывает всех людей покидать свои дома, становиться монахами и достигать просвещения, но искать идеалы внутри общества [7, с. 11]. Он отвечает нуждам мирского общества, направляет людей к улучшению собственной личности. В своем учении Тай Сюй говорит о необходимости каждого гражданина выполнять свой долг по защите государства и общества, в котором он живет.

Уже во второй половине XX в. гуманистский буддизм стал ведущим направлением в деятельности буддийской сангхи Китая. В мае 1953 г., благодаря объявленной свободе вероисповедания, в Китае, наконец, появилась Буддистская Ассоциация с оформленной законодательной базой, которая по сей день активно ведет свою работу. Согласно Уставу, одной из целей существования организации является распространение и развитие идеи гуманистского направления буддизма. Ассоциация участвует в жизни общества, занимается не только религиозной, но и просветительской, культурной, социальной и благотворительной деятельностью. Таким образом, в работе Буддистской Ассоциации четко

отслеживается ее соответствие гуманистскому буддизму Тай Сюя - активное участие в жизни общества, помощь людям в решении насущных проблем мирской жизни, образовательная деятельность.

В первой половине XX в. китайский буддизм подвергся существенным изменениям, которые коснулись не только и не столько самого учения, сколько деятельности буддийской сангхи. Благодаря таким выдающимся личностям, как Ян Вэньхуэй, Тай Сюй, Юань Ин и др., буддизм действительно возродился и приобрел новую форму, встал на новый путь развития. Кроме того, буддийская община сумела показать себя и в политической сфере. Во время ведения военных действий, связанных с борьбой китайских революционеров за свержение монархии, многие последователи буддизма принимали в них непосредственное участие. Буддийская община не осталась в стороне и во время наступления японской армии на Китай - она выступала с призывами ко всем гражданам страны встать на защиту Родины. С тех пор буддийская сангха ведет и политическую деятельность.

Таким образом, следует подчеркнуть особое значение направления гуманистского буддизма, возникшего в первой половине XX в. Именно с его появлением произошли крупные изменения в деятельности буддийской санхи Китая. Она пошла по пути развития гуманистского движения, и сегодня мы видим активное участие сангхи в жизни общества, в частности, в решении социальных проблем. Более того, буддийская сангха поддерживает мирные процессы не только в пределах страны, но и за ее пределами. Представители буддизма Китая налаживают международные связи с религиозными общинами разных стран, участвуют во многих конференциях.

Литература

1. Борох Л. Н. Общественная мысль Китая и социализм. - М.: Наука, 1984. - 300 с.

2. Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: тексты, исследования, словарь. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского гос. ун-та, 1998. - 160 с.

3. Darui Long. Humanistic Buddhism from Venerable Tai Xu to Grand Master Hsing Yun // Hsi Lai Journal of Humanistic Buddhism. - Rosemead: International Academy of Buddhism, 2000. - Vol.1. - P.53-84.

4. Daoru Wei. Buddhism in China and modern society: an introduction centering around the teachings of Taixu and Yinshun // Journal of oriental studies institute of oriental philosophy. - Tokyo: Oriental philosophy press, 2010. -№20. - P.171-182.

5. Goodell E. Taixu's youth and years of romantic idealism, 1890-1914 // Chung-Hwa Buddhist Journal. -2008. - №21. - P.77-121.

6. Lancashire D. Buddhism in modern China // Religion in Communist Lands. - Oxford: Keston Institute, 1977. - Vol.5, №4. - P.220-228.

7. Sueki Fumihiko. Chinese Buddhism and the Anti-Japan War // Japanese journal of religious studies. - Na-goya: Nanzan Institute for Religion&Culture, 2010. - Vol.37, №1. - P.9-20.

8. Welch H. Buddhism under Mao. - Harvard, 1972. - 690 pp.

9. Welch H. The Buddhist revival in China. - Harvard, 1968. - 200 pp.

10. ЖША}^^ (The complete works of Venerable Tai Xu). - Taipei, 1956.

11. complete works of Venerable Tai Xu). - Taipei: Shandao Fojing Liutongchu, 1970.

12. complete works of Venerable Tai Xu). - Vol.5.

13. complete works of Venerable Tai Xu). - Vol.35.

14. БРЩ.ЖША^^в (Chronicle record of Venerable Tai Xu) / БРЩ. - Beijing: Zongjiao Wenhua Chubanshe,

1995.

15. ЖШ. [Электронный ресурс] / ЖШ. - URL: http://read.goodweb.cn/news/news_ view. asp?newsid=63062

16. Ж?Ш. 20 ша// [Электронный ресурс] / Ж?Ш. - URL: http://www.zhi beifw.com/fjgc/fjyj_list.php?id=4607

References

1. Borokh L. N. Obshchestvennaya mysl'Kitaya i sotsializm [Social thought of China and Socialism]. Moscow: Nauka, 1984. 300 p.

2. Yangutov L. E. Kitaiskii buddizm: teksty, issledovaniya, slovar' [The Chinese Buddhism: texts, research, dictionary]. Ulan-Ude. P. 29.

3. Darui Long. Humanistic Buddhism from Venerable Tai Xu to Grand Master Hsing Yun. Hsi Lai Journal of Humanistic Buddhism. Rosemead: International Academy of Buddhism, 2000. V.1. Pp. 53-84.

4. Daoru Wei. Buddhism in China and modern society: an introduction centering around the teachings of Taixu and Yinshun. Journal of oriental studies institute of oriental philosophy. Tokyo: Oriental philosophy press, 2010. No. 20. Pp. 171-182.

E. A. Ha3ycnaeea. tan croft h ero rymahhctckhft 6yggh3m

5. Goodell E. Taixu's youth and years of romantic idealism, 1890-1914. Chung-Hwa Buddhist Journal. 2008. No. 21. Pp. 77-121.

6. Lancashire D. Buddhism in modern China. Religion in Communist Lands. Oxford: Keston Institute, 1977. V. 5. No. 4. Pp. 220-228.

7. Sueki Fumihiko. Chinese Buddhism and the Anti-Japan War. Japanese journal of religious studies. Nagoya: Nanzan Institute for Religion&Culture, 2010. V. 37. No. 1. Pp. 9-20.

8. Welch H. Buddhism under Mao. Harvard, 1972. 690 p.

9. Welch H. The Buddhist revival in China. Harvard, 1968. 200 p.

10. A^Affi^^ [The complete works of Venerable Tai Xu]. Taipei, 1956. (Chinese)

11. A^A^^^ [The complete works of Venerable Tai Xu]. Taipei: Shandao Fojing Liutongchu, 1970. (Chinese)

12. A^A^AA [The complete works of Venerable Tai Xu]. V. 5. (Chinese)

13. A^A^AA [The complete works of Venerable Tai Xu]. V. 35. (Chinese)

14. PPII.A^A^Ai [Chronicle record of Venerable Tai Xu]. Beijing: Zongjiao Wenhua Chubanshe, 1995.

15. A^. ^ÖA^^^äMcA^A Available at: http://read.goodweb.cn/news/news_view.asp?newsid=63062. (Chinese)

16. ^AA. 20 A S^ifiSfif 20! . Available at: http://www.zhibeifw.com/fjgc/fjyj_list. php?id=4607 (Chinese)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.