Научная статья на тему 'Татьяна Николаевна ивлева - ученица и педагог, мастер, делающий честь учителю: взгляд ученого'

Татьяна Николаевна ивлева - ученица и педагог, мастер, делающий честь учителю: взгляд ученого Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
43
6
Поделиться
Ключевые слова
ИГРОТЕХНИК / GAME TECHNICIANS / ИНТЕНСИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / INTENSIVE TECHNOLOGY TRAINING / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGEMENT / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SCIENTIFIC RESEARCH / ОБУЧАЮЩИЕ ПРОГРАММЫ / EDUCATIONAL PROGRAMS / ПЕДАГОГ-НОВАТОР / TEACHER-INNOVATOR / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PEDAGOGICAL COMPETENCE / ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА / RETRAINING THE PERSONNEL IN THE FIELD OF MANAGEMENT / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / CAREER GUIDANCE WORK / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КАРЬЕРА / CAREER MANAGEMENT / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / EDUCATIONAL COMPLEXES / EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Панфилова Альвина Павловна

В статье охарактеризованы направления и результаты научной, педагогической, общественной, управленческой, профориентационной и творческой деятельности кандидата педагогических наук, профессора кафедры управления социальной сферы Кемеровского государственного института культуры Ивлевой Татьяны Николаевны. Раскрыта роль и значение в педагогической и научной деятельности обучения в аспирантуре Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской. Раскрыты направления сотрудничества с кафедрой управления Института экономики и управления в РГПУ имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Описана деятельность в роли официального оппонента по диссертациям на соискание ученой степени кандидата педагогических и социологических наук.

TATYANA NIKOLAEVNA IVLEVA - STUDENT AND TEACHER, MASTER HONORING THE TEACHERS: VIEWS OF SCIENTISTS

The article describes the trends and results of scientific, educational, social, administrative, professional orientation and creative activity of Tatyana Nikolaevna Ivleva, Ph.D., professor of the Department of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture. The role and importance in the teaching and research activities of graduate studies in Leningrad Institute of Culture named after N.K. Krupskaya are disclosed as well as her cooperation with the Department of Management, Institute of Economics and Management named after A.I. Herzen, St. Petersburg. Her activity as the official opponent for defending the theses by the PhD applicants in Pedagogical and Sociological Sciences is desribed.

Текст научной работы на тему «Татьяна Николаевна ивлева - ученица и педагог, мастер, делающий честь учителю: взгляд ученого»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ SCIENTIFIC LIFE

УДК 37

ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА ИВЛЕВА - УЧЕНИЦА И ПЕДАГОГ, МАСТЕР, ДЕЛАЮЩИЙ ЧЕСТЬ УЧИТЕЛЮ: ВЗГЛЯД УЧЕНОГО

Панфилова Альвина Павловна, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры социального управления института управления и экономики РГПУ им. А. И. Герцена, действительный член Балтийской педагогической академии, почётный работник высшего профессионального образования (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: appanfilova@mail.ru

В статье охарактеризованы направления и результаты научной, педагогической, общественной, управленческой, профориентационной и творческой деятельности кандидата педагогических наук, профессора кафедры управления социальной сферы Кемеровского государственного института культуры Ивлевой Татьяны Николаевны. Раскрыта роль и значение в педагогической и научной деятельности обучения в аспирантуре Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской. Раскрыты направления сотрудничества с кафедрой управления Института экономики и управления в РГПУ имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Описана деятельность в роли официального оппонента по диссертациям на соискание ученой степени кандидата педагогических и социологических наук.

Ключевые слова: игротехник, интенсивные технологии обучения, менеджмент, научно-исследовательская деятельность, обучающие программы, педагог-новатор, педагогическая компетентность, переподготовка кадров в области менеджмента, профориентационная работа, управленческая карьера, учебно-методическая деятельность, учебно-методические комплексы.

TATYANA NIKOLAEVNA IVLEVA - STUDENT AND TEACHER, MASTER HONORING THE TEACHERS: VIEWS OF SCIENTISTS

Panfilova Alvina Pavlovna, Dr of Pedagogical Scienses, Professor, Professor of Department of Social Management, Institute of Management and Economics, A.I. Herzen RSPU, Member of the Baltic Pedagogical Academy, Honorary Worker of Higher Professional Education (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: appanfilova@mail.ru

The article describes the trends and results of scientific, educational, social, administrative, professional orientation and creative activity of Tatyana Nikolaevna Ivleva, Ph.D., professor of the Department of Social Sphere, Kemerovo State University of Culture. The role and importance in the teaching and research activities of graduate studies in Leningrad Institute of Culture named after N.K. Krupskaya are disclosed as well as her cooperation with the Department of Management, Institute of Economics and Management named after A.I. Herzen, St. Petersburg. Her activity as the official opponent for defending the theses by the PhD applicants in Pedagogical and Sociological Sciences is desribed.

Keywords: game technicians, intensive technology training, management, scientific research, educational programs, teacher-innovator, pedagogical competence, retraining the personnel in the field of management, career guidance work, career management, educational activities, educational complexes.

Татьяна Николаевна Ивлева родилась в 1955 году и недавно отметила свою знаменательную дату - шестидесятилетие. Она работает на кафедре управления социальной сферы с момента ее создания (1980), пройдя все ступени роста от преподавателя до профессора.

Ивлева Т. Н. - выпускница Кемеровского государственного института культуры 1977 года по специальности «Культурно-просветительная работа». Она прошла хорошую научную школу в области социально-культурной деятельности, управления и экономики социальной сферы, участвовала в различных формах повышения квалификации. Особенно большую роль в её профессиональной жизни сыграло обучение в аспирантуре в г. Ленинграде. Закончив аспирантуру Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской, она успешно защитила кандидатскую диссертацию по кафедре управления и экономики под руководством профессора И. М. Болотникова.

Уже обучаясь в аспирантуре, Т. Н. Ивлева проявила интерес к интенсивным и интерактивным технологиям обучения и развития человеческих ресурсов. Вместе с профессором А. П. Панфиловой она многократно посещала игровые занятия, обучалась на семинарах и мастер-классах и постепенно освоила инновационные технологии и стала профессиональным игротехником. Это позволило ей многократно участвовать в команде А. П. Панфиловой в проведении поисково-апробационных игр на самых разных обучающих семинарах не только в Ленинграде, но и в Москве, Витебске (Белоруссия), Шевченко (Казахстан), Талды-Курган (Киргизия).

Закончив обучение и стажировку в Ленинграде, она уехала на свою малую Родину в Кемерово. В 1989 году Ивлевой присвоено ученое звание доцента. В 1998 году она была избрана на должность профессора по кафедре управления и экономики социально-культурной сферы.

Управленческая карьера Т. Н. Ивлевой также успешная. С 2000 года по 2004 год она возглавляла факультет повышения квалификации и переподготовки работников сферы культуры и искусства. В этот период под её руководством были реализованы программы дополнительного профессионального образования в области менеджмента не только в Кузбассе, но и в Новоси-

бирской, Томской, Омской и Читинской областях, Красноярском крае, Республике Хакасия, городах Салехард, Нижневартовск.

Вместе с тем преимуществом Т. Н. Ивлевой является её педагогическая компетентность и научная деятельность. Как известно, за время работы в институте она зарекомендовала себя эрудированным, квалифицированным, хорошо знающим свое дело педагогом и специалистом в области менеджмента. Опросы студентов и специалистов показывают, что методический и научный уровень проведения ею занятий соответствует высоким требованиям современной высшей школы. Её высокий рейтинг связан также с тем, что она хороший преподаватель-игротехник. Опыт игропрак-тики, приобретённый в Ленинграде, обучение на тренингах и практическое проведение игровых обучающих семинаров для практиков в разных регионах России, странах ближнего зарубежья самостоятельно и в командном режиме позитивно повлияли на её профессиональную репутацию и на имидж, что позволило обогатить образовательный процесс и заниматься его интенсификацией, не только в практическом, но и в научном плане.

Представляется значимым её постоянное сотрудничество с кафедрой управления Института экономики и управления в РГПУ имени А. И. Герцена в Санкт-Петербурге. Она неоднократно принимала участие в научных конференциях, проводимых по проблемам менеджмента в социальной сфере. Так, в 2012 году она участвовала в конференции с докладом «Внедрение интерактивных методов обучения в организацию самостоятельной работы студентов», материалы которого были опубликованы в сборнике научных статей «Менеджмент XXI века: ресурсы развития образования и бизнеса». В последние годы Т. Н. Ивлева опубликовала несколько статей в «Вестнике Балтийской педагогической академии», выходящем ежегодно с участием большого количества российских авторов и специалистов-игротехников.

Ивлева Т. Н. разработала и читает такие курсы, как «Психология менеджмента», «Техника и методика социологических исследований», «Организационное поведение», «Основы менеджмента социально-культурной деятельности»; «Теория менеджмента»; «Деловое общение»; «Конфликтология»; «Карьерология». Татьяна Николаевна

НАУЧНАЯЖИЗНЬ

не только разработала десятки новых обучающих программ и учебно-методических комплексов, ею подготовлены пакеты интенсивных технологий, широко применяемых в учебном процессе. С 1981 года Т. Н. Ивлева, одна из первых в вузе, начала применение деловых игр, с 1991 года -видеотренингов, компьютерных технологий и тестового контроля знаний студентов. Так, при проведении занятий ею используются интерактивные инструменты, в основе которых лежат деятельностное обучение и обучение на опыте, а именно: микроситуации и кейс-стади, интерактивные мультимедийные программы, видео- и компьютерные технологии, ролевые и деловые игры, имитационные упражнения, тренинги, игровое проектирование, аттестационные игры и игры-катастрофы. В настоящее время Татьяна Николаевна является автором-разработчиком интерактивных технологий обучения, использует и внедряет в учебный процесс Е-портфолио «ПИОПРС» (программа индивидуально ориентированного профессионального развития студента), эффективно работает со студентами в условиях «Электронной образовательной среды КемГИК».

Под руководством Т. Н. Ивлевой на кафедре защищено более 300 дипломных работ. Практически все дипломные работы защищены с оценкой «отлично» и имеют научную и практическую ценность. В числе дипломников - руководители областных, краевых, городских и районных органов управления культурой, руководители учреждений культуры Кемеровской, Новосибирской, Томской областей, Красноярского края и др. территорий.

Эффективное педагогическое, научное и иг-ротехническое саморазвитие позволяет Т. Н. Ив-левой систематически заниматься научно-исследовательской работой со студентами. Она является инициатором и модератором конкурса студенческих творческих работ «Я - менеджер». Т. Н. Ивлева широко занимается учебно-методической деятельностью. Ею подготовлено учебные пособия: «Карьерология» и «Психологические аспекты менеджмента социально-культурной сферы» с грифом Министерства культуры, с компьютерным приложением, которое содержит психодиагностические методики по определению организационно-управленческого потенциа-

ла студентов - будущих менеджеров социально-культурной сферы и задания в тестовой форме, которые позволяют контролировать уровень усвоения теоретических знаний и практических навыков. Данное учебное пособие на областном конкурсе учебно-методических работ было отмечено Благодарственным письмом администрации Кемеровской области.

В научно-педагогических кругах вузов культуры и искусств широко известны и пользуются большим спросом у преподавателей и студентов работы Т. Н. Ивлевой по активным методам обучения, специфике организации учебного процесса в системе повышения квалификации и переподготовки кадров в области менеджмента. Особый интерес у научной общественности вызывают публикации о специфики женского менеджмента. Общее число публикаций у Т. Н. Ивлевой - 112, из них 60 научных и 52 учебно-методических.

Ивлева Т. Н. постоянно ведет научно-исследовательскую работу в качестве руководителя, ответственного исполнителя и соисполнителя. Она принимала участие в госбюджетных и хоздоговорных исследованиях: «Мониторинг выпускников специальности "Менеджер социальной сферы" и "Менеджер организации"»; «Состояние и проблемы развития начального художественного образования в регионе Сибири в условиях реформирования культуры и образования (на материалах детских школ культуры и искусств Сибири)»; «Проект бизнес-плана некоммерческого автономного учреждения культуры "Кемеровский областной театр драмы им. А. В. Луначарского"». Научные исследования характеризуются широтой и разносторонностью, социальной значимостью и практической направленностью.

Ключевым достоинством Татьяны Николаевны является ведение ею воспитательной работы со студентами в процессе преподаваемых курсов управленческих дисциплин, на встречах со студентами, в индивидуальных беседах, в подготовке и проведении мероприятий, во внеучебной деятельности, в индивидуальном консультировании.

Она постоянно проводит профориентаци-онную работу со старшеклассниками в средних школах, гимназиях, лицеях городов Кемерово, Новокузнецка, Междуреченска и др. Вклад Та-

тьяны Николаевны в довузовскую подготовку студентов и работу с абитуриентами высоко оценен администрацией Кемеровской области и ректоратом института. За профориентационные связи с образовательными учреждениями Сибирского региона она неоднократно награждалась почетными грамотами и благодарственными письмами департаментов науки и высшей школы, образования, культуры, ректоратом института, администрациями средних школ, лицеев и гимназий.

Свидетельством профессионального мастерства и инновационного взгляда на перемены, происходящие в обществе, является постоянная потребность Т. Н. Ивлевой в повышении своего профессионального уровня, педагогического мастерства и обновления компетентностей. Она прошла индивидуальную стажировку в Кемеровском государственном университете по программе «Психология личности и организационное поведение», «Мультимедийные средства обучения: методика использования и внедрения в учебный процесс в свете перехода на новые образовательные стандарты». В 2014 году прошла профессиональную переподготовку в ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасском региональном институте повышения квалификации и переподготовки работников образования» по дополнительной профессиональной программе (профессиональной переподготовка) и получила диплом о высшем образовании «Менеджмент в социальной сфере».

Т. Н. Ивлева успешно работала в «Школе менеджеров культуры», которая была создана при кафедре управления и экономики социально-культурной сферы. Ее слушателями являются руководители и специалисты учреждений культуры Кузбасса, Красноярского края, Томской, Новосибирской, Омской, Читинской областей, Хакасии и других регионов России.

По инициативе Т. Н. Ивлевой, в 1995 году была создана лаборатория «Психологии менеджмента», которой она руководила до 2005 года. В лаборатории создан банк учебно-методических материалов: учебные пособия и программы, видеофонд обучающих учебных программ, кейс-стади, компьютерная программа «Лидер» по выявлению организационно-управленческого потенциала студентов, интерактивные мультимедийные обучающие программы и практикумы.

В лаборатории проводились исследования по теме «Психологическое сопровождение студентов специальностей "Менеджмент в социальной сфере", "Менеджмент организации"», индивидуальные консультации по результатам компьютерного тестирования.

Т. Н. Ивлева выступала в качестве официального оппонента по диссертациям Н. Б. Горю-новой на соискание ученой степени кандидата социологических наук в Кемеровском государственном университете по теме «Учреждения социального обслуживания на территории: роль в государственной семейной политике и местном развитии». Она является автором отзывов на авторефераты на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (менеджмент организации, уровень профессионального образования)» П. А. Бавиной по теме кандидатской диссертации «Тренинговые технологии в формировании коммуникативной компетентности будущих менеджеров» (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена); И. К. Ильясова -«Социально-трудовое проектирование как технология обучения менеджменту» (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена); С. С. Михальченко - «Формирование социальной компетентности в процессе обучения менеджменту в высшей школе» (Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена); по специальности 13.00.05 «Теория, методика и организация социально-культурной деятельности» Т. И. Головко - «Педагогическая коррекция возрастного кризиса городских подростков средствами народной смеховой культуры в сфере досуга» (Барнаул, Алтайская государственная академия культуры и искусств).

Таким образом, энергетика, личное обаяние, умение быть благодарной учителям и коллегам, креативный потенциал, умение осуществлять сотрудничество и партнёрские отношения, толерантность и уважение к студентам, слушателям, высокий уровень профессионализма и педагогического мастерства позволяют окружающим её людям, а также бывшим учителям и наставникам, к которым относится и автор данной статьи, глубоко уважать и восхищаться её целеустремлённостью, нравственными ценностями и бескорыстной приверженностью профессии, служению Отечеству.