Научная статья на тему 'Татары Добруджи и Буджака'

Татары Добруджи и Буджака Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1451
337
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Золотоордынское обозрение
WOS
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАТАРЫ / ОСМАНЫ / ДОБРУДЖА / БУДЖАК / РУМЫНИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА / TATARS / OTTOMANS / DOBRUJA / BUDJAK / HISTORY / SOUTHEASTERN EUROPE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Джемил Тасин

Хотя татары занимают важное место в истории юго-восточной Европы, однако большинство местных историков преуменьшали значимость татар, и эта тенденция имеет место и сегодня. Причиной этому, в первую очередь, является тот факт, что татар путали с монголами, и из-за этого ошибочного восприятия христианская церковь веками вела пропаганду против татар. Румынские историки также подходят к темам, имеющим отношение к татарам, с предубеждением. Важнейшим историческим фактом является то несомненное и значительное влияние, которое оказали татары и их предки кыпчаки/половцы (куманы) на формирование и последующее развитие румынской народности и государственности. В румынской истории татары и османы выступают в качестве защитников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TATARS OF DOBRUJA AND BUDJAK

Although the Tatars occupy an important place in the history of Southeastern Europe, the majority of local historians played down the significance of the Tatars and this trend is occurring even today. The reason for this was primarily the fact that the Tatars was confused with the Mongols, and due to this erroneous perception the Christian Church for centuries waged propaganda against the Tatars. Romanian historians as well approach with prejudice to the topics relevant to the Tatars. The most important historical fact is that the Tatars and their ancestors Kipchaks / Polovtsy (Cumans) played an important role in the formation and subsequent development both of the Romanian nation and statehood. In the history of Romania the Tatars and the Ottoman Turks acted as defenders. The Tatars of Crimea, of Dobruja, and of Budjak repeatedly performed this defensive duty.

Текст научной работы на тему «Татары Добруджи и Буджака»

УДК 39(498=512.145)

ТАТАРЫ ДОБРУДЖИ И БУДЖАКА*

Тасин Джемил

(Академия наук Румынии, г. Бухарест, Румыния)

Хотя татары занимают важное место в истории юго-восточной Европы, однако большинство местных историков преуменьшали значимость татар, и эта тенденция имеет место и сегодня. Причиной этому, в первую очередь, является тот факт, что татар путали с монголами, и из-за этого ошибочного восприятия христианская церковь веками вела пропаганду против татар. Румынские историки также подходят к темам, имеющим отношение к татарам, с предубеждением. Важнейшим историческим фактом является то несомненное и значительное влияние, которое оказали татары и их предки кыпчаки/половцы (куманы) на формирование и последующее развитие румынской народности и государственности. В румынской истории татары и османы выступают в качестве защитников.

Ключевые слова: татары, османы, Добруджа, Буджак, Румыния, юго-восточная Европа.

Располагающиеся сегодня на юго-востоке Румынии Добруджа и на юго-западе Украины Буджак могут быть охарактеризованы как своего рода продолжение широких равнин, которые раньше называли Кыпчакскими степями. Возможно, по этой причине на добруджских и буджакских землях на протяжении 1500 лет основывали свои поселения и безраздельно господствовали тюркские народы и государства. Добруджа и Буджак неотделимы друг от друга как с географической точки зрения, так и с исторической. Татары, являющиеся наследниками древних тюрок, а точнее кыпчаков, воспитывают в сознании свою коренную принадлежность к этим территориям1. В восточных и южных частях нынешней румынской территории, включая и области Добруджи и Буджака, татары продолжали господствовать на этих землях до конца XIV в. В опиравшемся на надежные источники труде «История сельджуков», законченном в 1424 г., о северной Добрудже, которая со второй половине XIII в. находилась под властью Золотой Орды, Али Языджизаде писал следующее: «Большую часть времени в иле Добруджа было 2-3 мусульманских города и 30-40 тюркских кочевий»2. Тот же автор сообщил очень интересную информацию о периоде правления Берке (1257-1266), касающуюся Буджака и территорий, расположенных восточнее: «Долгое время земли от Крыма и Черной Богдании до вилайета были территорией ислама. В Черной Богдании стоит мечеть <Берке Хана>, которую позже неверные превратили в хлев для свиней»2. Территория между реками Прут и Днестр, включая Буджак, примерно в 1370 г. была отделена Молдавским государством (Черная Богдания) от Золотой Орды. По-

* Перевод с турецкого языка Л.Б. Болтаевой, И.М. Миргалеева.

1 См. Tasin Gemil.“Peste un mileniu de existen^a a popula^iei turco-tatare pe teritoriul Romaniei”, Mo^tenirea istorica a tatarilor, vol.I, ed. Tasin Gemil - Nagy Pienaru, Bucure^ti, 2010, s. 9-22.

2 Topkapi Sarayi Muzesi Kutuphanesi - Istanbul, R-1390/91, y. 234.

3 Там же, с. 235.

сетивший Добруджу в 1330 г. знаменитый арабский путешественник Ибн Баттута называл татар Золотой Орды тюрками и писал следующее: «Наконец добрались до небольшого города, известного по имени Баба Салтука, где заканчивалась земля тюрок... Между Баба Салтуком и первым византийским вилайетом простирается совершенно пустая степь, преодоление которой занимает 18 дней пешего пути»4. Городок Баба Салтука сегодня известен как село Баба-Даг, располагающееся на севере Добруджи. В XIII-XIV веках, в эпоху Золотой Орды, Добружда в действительности не была пустующей землей5. В конце XIII века принц Ногай, основавший центр независимого государства, поселился в Добрудже, в городе Исакчы6. В середине XIV в. снова в Добрудже, в крепости Ени-Сала расположился центр другого государства татар7. Присутствие татар на землях Добруджи и Буджака в XIV веке подтверждают различные письменные источники и археологические находки. С 80-х годов XIII века в европейских источниках упоминаются «дунайские скифы» “paristrion skitleri”, то есть начинают появляться сведения8. Должно быть, эти татары не были малочисленными, поскольку их вооруженное войско успешно вмешивалось в междоусобицы и беспорядки, происходившие в Болгарском государстве, а также защищало границы Золотой Орды от любых вторжений с Балкан9. В середине XIII в., во времена правления Берке хана, миссионеры из Средней Азии принесли на территорию Добруджи ислам. Имена этих мусульманских миссионеров сохранились до наших дней в названиях некоторых городов Добруджи: Баба-Даг (Баба Салтук/ Мухаммад аль-Бухари), Мачин (Баба Мачин), Исакча (Баба Исхак), Тулча (Баба Тулчи/Кулчи). Распространение ислама в Добрудже окончательно доказал арабский географ Абу-ль-Феда (1273-1323)10.

В конце XIV в., когда османы впервые посетили Добруджу, они обнаружили здесь одну мусульманскую общину татар. После разрушительного нашествия Амира Тимура в Поволжье в 1395 г. многие татары бежали в Добруджу и Румелию11. Следовательно, между татарами Волги и Дуная существует достаточно сильная связь. Актау, один из главных эмиров Токтамыш-хана, вместе с воинами участвовал в сражениях на службе Османского государства и Валахии. Судя по сведениям османских и византийских историков

4 Ibn Battuta Seyahatnamesi, feviri ve kisa notlar A. Sait Aykut, YKY, Istanbul, 2005, s. 331.

5 См. Aurel Decei, “Problema colonizarii turcilor selgiucizi in Dobrogea secolului al XIII-lea”, Rela^ii romano-orientale. Culegere de studii, Bucure^ti, 1978, s.191; Halil Inalfik, “Dob-rudja”, The Enciclopaedia of Islam. New Edition, II, E.J.Brill-Leiden, 1986, s. 610.

6 Ernest Oberlander-Tarnoveanu, “Inceputurile prezen^ei tatarilor in zona gurilor Dunarii in lumina documentelor numismatice”, Originea Tatarilor. Locul lor in Romania §i in lumea turca, ed. Ta(h)sin Gemil, Editura Kriterion, Bucure^ti, 1997, 49-63.

7 22 июня в 1368 году король Венгрии Людовик I предоставил документ татарскому купцу, где написано: “dominus Demetrius princeps Tartarorum” (Documenta Romaniae Historica, D, I, nr.49, Bucure^ti, 1977). Румынский историк Н.Йорга перевел ее как «Хан татар Те<й>мур» (N.Iorga, Histoire des Roumains et de la romanite orientale, III, Bucure^ti, 1937, s. 264). Другие румынские историки это татарское государство размещали в Буд-жаке (Victor Spinei, Moldova in secolele XI-XIV, Bucure^ti, 1982, s.274-278).

8 Fontes Historiae Daco-Romanae, III, Bucure^ti, 1975, s. 510-511; Alexandru Gon^a, Romanii §i Hoarda de Aur. 1241-1502, Munchen, 1983, s. 98.

9 Spinei, Moldova, 1982, s. 176-177.

10 Aurel Decei, “Dobruca”, Islam Ansiklopedisi, cilt 3, Istanbul, 1945, s. 632-633.

11 B.D. Grecov §i A.I. Iacubovschi, Hoarda de Aur §i decaderea ei, Bucure^ti, 1953, s. 342344.

XV века, численность этих татар составляла 35 000. В битве при Никополе (1396) они пополнили османский фронт, чем сильно повлияли на исход сражения12. В XVI в. «Татары Актава» снова фигурируют в официальных документах в качестве воинов на службе Османского государства13. Во времена правления султана Мехмеда I (1413-1421) татары из Анатолии были перевезены в Румелию14. Вполне вероятно, что часть из них расположилась в Доб-рудже.

В 1417 г. на долгий 460-летний период Добруджа полностью перешла под власть осман. До сих пор не найдено никаких значимых сведений о татарах Добруджи, относящихся к XV в. Область, называемая Буджак, в этот период, то есть в XV в., находилась в пределах границ Молдавского государства, однако там численность татар была совсем незначительной. В XV в. в собственности Молдавского государства находились «татарские рабы»15. С конца того же века это выражение начали уничтожать из официальных бумаг. Примерно в 1370 г. при поддержке Польши и Литвы Молдова положила конец господству Золотой Орды на территории между Прутом и Днестром. В течение этих войн город современной республики Молдова, Оргеев, деревня Костешти и два близлежащих развитых татарских города были уничтожены, а жители уничтожены или забраны в рабство16. Вероятно, выражение «татарские рабы» осталось с тех времен. Однако, на мой взгляд, этими рабами должны были быть цыгане, приведенные татаро-монголами. В любом случае эти «татарские рабы», большинство которых находилось в Молдове, исчезли, смешавшись с «цыганскими рабами».

С конца XV в. татары снова начали приходить на территорию Буджака, заранее зная, что там уже проживают их земляки. Хотя они здесь и не были очень многочисленными, тем не менее они оставили след в европейских источниках как храбрые воины на службе польского короля и молдавского вое-воды17. В 1484 г. в результате политического и военного сотрудничества между османским султаном Баязидом II и крымским ханом Менгли Гиреем I юго-восточная область Молдовы, то есть Буджак, перешла под власть османского и крымского государств. Османский султан захватил крепости Килия и Аккерман с прилежащими территориями, а крымскому хану отошли города Каушаны, Дубоссары и их окрестности18. Здесь расселились татары. О том,

12 Cronici turce^ti privind ^arile romane. Extrase. Sec.XV - mijlocul sec.XVII, ed. Mihail Guboglu §i Mustafa A.Mehmet, Editura Academiei, Bucure^ti, 1966, s.40 (Enveri), 50 (Oruc); Laonic Chalcocondil, Expuneri istorice..., ed. Vasile Grecu, Editura Academiei, 1958, s.75; Gon^a, Romanii §i Hoarda de Aur, s. 158.

13 M. Tayyib Gokbilgin, Rumeli’de Yurukler, Tatarlar ve Evlad-i Fatihan, Istanbul, 1957,

s. 87.

14 Orudj bin Adil, Tevarih-i al-i Osman, ed. Franz Babinger, Hannover, 1925, s. 110.

15 Cm. N. Beldiceanu et I.Beldiceanu-Steinherr, “Notes sur le «bir», les esclaves tatars et quelques charges dans les Pays Roumains”, Journal of Turkish Studies, 10, Harvard University, 1986, s. 7-14.

16 Eugen Nicolae, “Quelques considerations sur les monnaies tatares de «la Ville Neuve» (Yangi-§ehr/§ehr al-cedid)”, Studii §i Cercetari de Numismatica, vol. XI (1995), s. 197-200; Gheorghe Postica, Orheiul Vechi. Cercetari arheologice 1996-2001, Ia§i, 2006.

17 N. Iorga, Studii istorice privind Chilia §i Cetatea Alba, Bucure^ti, 1899, s. 73.

18 Halil Inalfik, “Boghdan”, The Encyclopaedia of Islam. New Edition, vol.I, Leiden-E.J.Brill, 1960, s. 1253. Tahsin Gemil, “Quelques observations concernant la conclusion de paix

что на земле между перешедшими под власть Муртазы Хана крепостями Ки-лия и Аккерман проживало «много татар», мы узнаем из источника этого периода19. Поселившиеся в Буджаке татары были подчинены крымскому хану. То есть в отличие от Добруджи, Буджак стал совместным османо-крымским владением (кондоминиумом). Как сообщается в польском источнике 1502 г., османский султан позвал волжских татар в Буджак и пообещал крымскому хану вместе с пошлиной крепости Аккерман и пошлины от работорговли. Этот факт можно расценивать как показатель роста стратегической значимости Буджака20. По мере ослабления и после окончательного исчезновения Золотой Орды часть волжских татар была вовлечена в миграционные потоки. Буджак и Добруджа стали привлекательными территориями для ногайских татар, кочующих между рекой Яик (нынешний Урал) и Доном, ввиду того, что эти территории были давно населены татарами. С 1512-1514 гг. в европейских источниках, в первую очередь в источниках польского происхождения, с тревогой отмечается постоянный рост численности татар в Добрудже21. В 1521 г. 20 000 войско добруджанских татар под командованием ханзаде Саадет и Химмет Гиреев было отправлено в османское войско, собранное недалеко от Эдирне22.

В 1538 г. снова в результате сотрудничества османского султана и крымского хана совместное османо-крымское владение в Буджаке расширялось (была взята Тигинская/Бендерская крепость и окрестность)23 и усиливалось. В это время название Буджак начинает становиться известным. Вероятно, это название может принадлежать 1484 г. и крымскому хану Менгли Гирею. Буджак, расположенный между устьями Дуная и Днестра, протяженностью в длину 70 и в ширину 34 часа пешего пути, возник на местности, имеющей форму угла24. Судя по официальным османским документам, находившиеся в ХУІ-ХУІІІ вв. под османской властью Буджак и Добруджа вместе с Дунайским районом относились к санджаку Силистра, который с конца XVI в. упоминается как санджак Силистра-Очаков. В Буджаке в течение долгого времени существовали следующие области: Аккерман (затем стал санджаком), Бендер, Килия, Переправа Исмаиля, Сарата/Татарбунары; в XVIII в. возникли Томарова или Тимурабад (Рени), Дубоссары, район Картал; со временем названия и границы некоторых районов были изменены. Известные районы Добруджи: Силистра, Добрич, Хаджиоглу Назарджик) Балчик, Мангалия, Кара-су/Сакарья, Баба-Даг, Хырсово, Мэчин, Исакча, Тулча25.

entre la Moldavie et l’Empire Ottoman (1486) et la delimitation de leur frontiere”, Revue Rou-maine d’Histoire, nr. 3, 1983, s. 225-238.

19 Orudj, 1925, s. 132.

20 Hurmuzaki, Documente, vol. II-2, s. 493.

21 Hurmuzaki, Documente, vol. II-3, s. 170.

22 V.E. Sroeckovsky, Muhammed Geray Han ve vasallari. Kirim Tarihi, terc. Kemal Ortayli, Istanbul, 1979, s. 175.

23 Название « Переправа Тигиня» известна в молдовских документах XIV-XV вв. На наш взгляд, это название осталось от золотоордынских татар. Румыны эту крепость называли Тигиня (Tighina), а османы назвали (N.Costachescu, Documente moldovenesti inainte de Stefan cel Mare, II, Iasi, 1932, s. 630-631).

24 Ismail Hakki Uzunfar^ili, Osmanli Tarihi, III-2. Ankara, 1954, s. 41.

25 Gemil, Regimul timariot, s. 53; Tahsin Gemil, Rela^iile Jarilor Romane cu Poarta oto-mana in documente turce^ti (1601-1712), Bucure^ti, 1984; Valeriu Veliman, Rela^iile romano-

С середины XVI в. много кочевых или полукочевых татарских (ногайских) племен было собрано в Буджаке и Добрудже. Крымский хан Сахиб Гирей (1532-1551), начиная с 1546 г., предпринимает суровые меры против ногайских племен, кочующих в степях. Он принудил их к повиновению и переселил в Буджак и частично в Добруджу26. В то же время, по мере постоянного расширения границ Московии, ногайцы вытеснялись со своих прежних тер-риторий27, и вплоть до второй половины XVIII в. их племена были вынуждены постоянно переселяться все западнее, в особенности на территорию Буд-жака и Добруджи. Основными этими племенами были следующие: Мансур, Орак, Кассай, Мамай, Ор-Мамбет (Мехмет), Джембойлык, Джедисан, Дже-тишкул, Кунграт и другие28. Переселяя татарские племена в Буджак и Доб-руджу, османское правительство преследовало свои политические и экономические цели. Буджак и Добруджа были окраинными территориями империи и должны были экономически окрепнуть ввиду переселения сюда новых кочевников. В то же время размещенные здесь татарские войска могли быть использованы как политическое и военное орудие против румынских княжеств, Польши и даже Крымского ханства. Крымский хан также считал полезным переселение многочисленных ногайских племен с полуострова на более удаленные территории.

Имевший татарские корни молдавский князь и ученый Дмитрий Кантемир сообщает, что в 1568 г. в Буджаке проживало 30 000 татар29. В указе султана Ахмеда I от 1608 г. написано следующее: «Вот уже несколько лет как крымские и ногайские татары, перейдя Очаков и Днестр, пять-десять тысяч татар Аккермана, Бендера и Килии в своих степях обрели Родину30. В дипло-магическом отчете 1618 г., отправленном из Стамбула в Париж, сообщалось, что на западном берегу Днестра с недавних пор проживает 15 000 татар31. Итальянский путешественник Марко Бандини в середине XVII в. нашел здесь 60 татарских деревень32, а побывавший в те же годы и в той же области османский путешественник Эвлия Челеби сообщает о 200 процветающих татарских деревнях33. В 1691 г. известный инженер-генерал и шпион Л.Ф. Мар-сигли насчитал в Буджаке 300 татарских деревень34. В середине XVIII в. консул Ч. де Пейссонел, отправленный французским королем в Бахчисарай, на той же территории обнаружил уже 500 татарских сел35.

otomane (1711-1821). Documente turce^ti, Bucure^ti, 1984; Aleksandr Sereda, Silistrensko-Ochakovskijat ejalet prez XVIII - nach.na XIX v., Sofia, 2009.

26 Tevarih-i Sahib Giray Han, ed. Ozalp Gokbilgin, Ankara, 1973, s. 72 ve dev.

27 Akdes Nimet Kurat, IV-XVIII.yuzyillarda Karadeniz kuzeyindeki Turk kavimleri ve devletleri, Ankara, 1972, s. 280-289.

28 Halil Inalfik, “Budjak”, The Encyclopaedia of Islam. New Edition, I, E.J.Brill, Leiden, 1986, s. 1287; Mamut Enver, “Nogaii dobrogeni §i dialectul lor”, Analele Universita^ii Bucure^ti. Seria §tiin^e Sociale. Filologie, an.XIII, 1964, s. 326-327; Giusppe Cossuto, Storia dei Turchi di Dobrugia, Istanbul, 2001, s. 71

29 Dimitrie Cantemir, Istoria Imperiului otoman..., ed. I.Hodosiu, Bucure^ti, 1876, s. 326.

30 Gemil, Rela^iile, nr. 30, s. 123-124.

31 N.Iorga, Studii istorice, 1899, s. 220.

32 N.Iorga, Studii istorice, 1899, s. 260.

33 Inalfik, “Budjak”, s. 1287.

34 Hurmuzaki, Documente, V-1, s. 368.

35 Ch.de Peyssonel, Traite sur le commerce de la Mer Noire, Tome second, Paris, 1787, s. 258.

Судя по рузнаме, написанному во время похода Сулеймана Кануни на Кара-Богданию в 1538 г., в этот период турецко-татарские деревни и небольшие города были почти заполнены36. Находившийся в Добрудже в конце

XVI в. венецианец Марко Вениер сообщил, что ханзаде с 40 000 татар недавно обосновался в Добрудже37. В середине XVII в., будучи в Добрудже, Хале-пли Пауль писал, что здесь «народ целиком состоит из татар-мусульман»38. В XVI-XVIII вв. Добруджу и Буджак называли «Тартариа», «Татарская равнина», «Татарская земля/местность» и т.д.39

Начиная с XVII в. Буджак становится тесным для постоянно прибывающих татар, тогда буджакцы начали пасти скот на окрестных территориях, особенно на молдавских землях. В связи с этим в османском архиве обнаруживается большое количество жалоб. Однако до второй половины

XVII в. и крымский хан, и османский падишах игнорировали такого рода жалобы. В этот период османский султан использовал буджакских татар как противопоставление запорожским казакам, находившимся в руках Польши в качестве политического и военного орудия. Даже мирза Кантемир, предводитель племени Мансур, сначала был санджакбеем Силистры, а затем в 1620 г. назначен на должность бейлербея Очакова. Армия Кантимира Паши, состоявшая в своем большинстве из добруджанских и буджакских татар, была настолько сильной, что смогла победить крымскую армию в 1624 г., и до того как он был казнен в Стамбуле в 1624 г., держала в страхе Польшу, Валахию и Молдову40. Во второй половине XVII в. Буджак был перенаселен до предела. В ответ на настойчивые жалобы беев Молдавии и Валахии крымский хан Мехмед Гирей-Софу IV (1641-1644; 1654-1666) в 1665 г. решил переселить часть ногайских татар из Буджака на восточный берег Днестра. Но ногайцы оказали сопротивление и попросили помощи у османского султана. В сентябре 1666 г. присланный из Стамбула Ал-Хадж халил ага официально предложил буджакским татарам перейти в османское подданство (стать райа) и расселиться по территории Аккермана, Килии, Измаила, Бендер и Сарата. Другими словами, татары Буджака выводились из-под власти крымского хана и становились подданными Османской империи. Еще точнее, буджакские татары переходили под власть бейлербея Очакова. Возражения крымского хана завершились его отдалением от трона. Проблема, получившая название «родина Халиля паши», очень занимала Молдавию и Крымское ханство. Для перехода под покровительство осман у ногайских татар была очень значимая причина: перенаселение Буджака. Буджакские татары стали даже одной из тем обсуждения в Карловице. Шестой пункт Османо-польского договора, подписанного 24 ноября 1698 г., требовал возвращения на прежние земли татар, перешедших границу «родины Халиля паши»41. Воспользовавшись войной 1710-1711 гг., ногайцы перешли границы Буджака и официально расположились на новой местности на молдавских землях. Но вскоре и этой терри-

36 Decei, “Dobruca”,1945, s. 636.

37 Calatori straini despre tarile romane, vol. III, Bucure§ti,1971, s. 392.

38 Calatori, vol.VI, 1976, s. 22-23.

39 Gabriel Andreescu (ed.), Ernest Oberlander-Tarnoveanu, Volker Adam, Tartars in Romania. Problems of identity, Bucharest, 2005, s. 98-99; Gemil, “Peste un mileniu”, s. 21.

40 Citf. Tahsin Gemil, Jarile Romane in contextul politic international (1621-1672), Editura Academiei, Bucure^ti, 1979, s. 50-99.

41 Hurmuzaki, Documente, V-1, s. 226, 494-495, Supl. I-1, s. 348-352.

тории стало не хватать. После середины XVIII в. некоторые из ногайцев Буд-жака под влиянием русской пропаганды во время и после войны 17681774 гг., мигрировали на восточный берег Днестра, в Россию, некоторые из них - на юг Дуная, в Добруджу42. Но Буджак так и остался густонаселен татарами. Уклад жизни в XVIII в. сильно изменился по сравнению с XVI в. Буджакцы хотя и приняли оседлый образ жизни и начали заниматься земледелием, не могли отказаться от скотоводства. Для бесчисленного количества стад лошадей, овец и крупногорогатого скота требовались обширные пастбища с сочной травой. По этой причине стали возникать конфликты с соседями и в первую очередь с молдаванами43. Несмотря на это, буджакские ногайцы налаживали дружественные отношения с румынами Молдовы и Валахии и даже помогали им зерном в неурожайное время44. Многие европейские путешественники и дипломаты (Kleeman, Bruce, Peyssonel, Tott, Sestrencevicz и др.) отмечали такие особенности буджакских татар, как гостеприимство, дружелюбие и трудолюбие45.

Миграция, начавшаяся после присоединения в 1783 г. ^ыма, несомненно, отразилась на Буджаке и особенно на Добрудже. Так как после подписания Ясского мирного договора (1792 г.) не оставалось надежды избежать русской оккупации, миграция татар усилилась. Cудя по цифрам, в этот год в Османской империи нашли убежище от 30 000 до 100 000 крымских переселенцев46. Только из них пришли в Буджак и Добруджу, до сих пор неизвестно, в любом случае их должно было быть много, так как эти территории привлекали своей непосредственной близостью к ^ыму всех тех, кто сохранял надежду вернуться домой.

^гласно седьмому пункту подписанного в Бухаресте 28 мая 1812 г. ос-мано-русского договора, Буджак отходил к России, а за населявшими его татарами признавалось право переселения на османские земли. Точнее говоря, татарам давалось 18 месяцев, чтобы покинуть Буджак, а на их место должны были переселиться христиане, находившиеся в подданстве Османской импе-рии47. Значительная часть буджакских татар была переселена на другие территории Российской империи (в губернии Екатеринослав и Херсон, в ^ым и на Cеверный ^вказ)48. Но большинство татар Буджака перешли в Добруджу,

42 Iorga, Studii istorice, s. 251.

43 Citf. Tahsin Cemil, “Yeni belgelere gore «Halil Pa§a yurdu» ve «Iki saatlik» arazi meselesi”, IX.Turk Tarih Kongresi, Ankara:21-25 Eylul 1981. Kongreye sunulan bidiriler, II.cilt, Ankara, 1988, s. 1011-1020; Tahsin Gemil, “l’Evolution des limites de l’habitat des Tatars nogai au sud-est de la Moldavie”, Revue Roumaine d’Histoire, t.XXXV, nr. 3-4, 1996, s. 149-152; Tasin Gemil, “Relatiile romano-otomano-tatare §i problema «Hotarului lui Halil Pa§a»”, Politica, diplomatie §i razboi. Profesorului Gheorghe Buzatu la 70 de ani, coord. S.Damean, M.Cirstea, Craiova, 2009, s. 93-100.

44 Tasin Gemil, “Relatii comerciale moldo-tatare in secolul al XVIII-lea”, Romanii in Europa medievala (Intre Orientul bizantin §i Occidentul latin). Studii in onoarea profesorului Victor Spinei, ed. D.Jeicu, I.Candea, Braila 2008, s. 677-685.

45 Iorga, Studii istorice, s. 263.

46 Alan W.Fisher, The Crimean Tatars, Stanford, 1987, s. 78.

47 Mustafa A.Mehmet, Documente turce^ti privind istoria Romaniei, vol.III, Editura Academiei, Bucure^ti, 1986, s. 363-364.

48 Kалмыков И.Х., ^реитов Р.Х., ^калиев А.И.-М. Ногайцы. Историко-этнографический очерк. Черкесск, 1988.

откуда некоторые мигрировали в Турцию. После 1812 г. татар в Буджаке не осталось.

Численность одних только татар, пришедших в Добруджу из Буджака и Крыма до 1840 г., составила около 30 000 человек. После Крымской войны (1853-1856) Добруджа снова стала территорией проживания татар. По указу Абдул-Меджида от 2 сентября 1856 г. для крымских переселенцев основывалась новая касаба Меджидие (современная Меджидия), а в 1857-1860 гг. была построена железная дорога Дунай-Черное море. В результате войны 18771878 гг. Добруджа отошла к Румынии. В 1878 г. румынские власти произвели перепись, согласно которой только на северной половине Добруджи проживало в общей сложности 225 753 человека, из них 71 146 татар, 48 784 турка, 46 504 румына, 30 237 болгар, 6 994 черкеса и др.49. Вообще, численность татар, вероятно, была гораздо больше, так как в те времена значительная часть татар (предположительно 30 %) была записана как турки. В 1905 г. в брошюре, выпущенной с целью румынской пропаганды, с удивлением признавалось, что в Добрудже до сих пор можно найти более чем 700 татарских кладбищ и что их количество превышает количество татарских деревень50.

* * *

В период с 1417 по 1878 г. Добруджа находилась под властью Османской империи. Живущие здесь татары, как османские подданные, были вынуждены подчиняться существующему порядку и законам. Однако особенностью являлось то, что добруджанские татары и особенно ногайцы участвовали в войнах под руководством своего командующего. В то же время было немало татар, которые извлекли пользу из установленной в Добрудже тимарной системы. Это можно отследить по использованию титула «мирза» или по именам, названиям деревень, напоминающим золотоордынские или крымские51. Несмотря на то, что со стороны Османской империи не предпринималось никаких дискриминационных мер, до недавних пор татарские деревни Добруд-жи отличались от турецких, ввиду того, что хотя татары и турки Добруджи относились друг к другу как к братским народам, веками те и другие продолжали сохранять собственный уклад жизни. Отличия в быту годами сохранялись даже между оседлыми татарами (крымскими) и татарами-кочевниками (ногайцами). Кроме того, имели место и чисто ногайские деревни52.

В 1484 и 1538 гг. османский правитель предпринял походы на Молдову, в которых участвовали также и крымские ханы со своими войсками. В результате этих походов юго-восточная область молдавского воеводства отошла к османам и Крыму. На этой территории, названной Буджаком, османский падишах подчинил 5 районов, а крымский хан в свою очередь овладел некоторыми областями на правом берегу Днестра. Важнейшими из них были

49 Kemal H.Karpat, “Urbanismul otoman: Emigratia din Crimeea spre Dobrogea §i intemeierea ora^ului Medgidia (1856-1878)”, Tatarii in istorie §i in lume, ed. Tahsin Gemil, Bucure^ti, 2003, s. 209-230. ^гласно русским переписям от 1877 года в Меджидия проживало 21200 человек, 12000 татар, 4100 румын, 2800 турок, 1600 славян, 500 черкесов, 200 немцев (Karpat, “Urbanismul”, s. 228-229).

50 C.D.Pariado, Dobrogea §i dobrogenii, Constanta, 1905, s. 39.

51 Cм. Gokbilgin, Rumeli’de, passim; Tahsin Gemil, Regimul timariot §i aplicarea lui in tinuturile romane^ti administrate de Poarta otomana, Ovidius University Press, Constanta, 2004.

52 Ch. Mustecib Ulkusal, Dobruca ve Turkler, Ankara, 1966; Frederick De Jong, “The Turks and Tatars in Romania”, Turcica, 18, 1986, s. 164-189.

Дубоссары, Каушан и Хан кышлясы. Однако проживающие в Буджаке десятки тысяч татар, будучи подданными крымского хана, находились под его властью. Для того чтобы осуществлять правление крымский хан назначил в Буджак своего сераскера. Самый высший представитель хана, сераскер, выбирался из правящего рода Гиреев, обычно это был сын или брат хана. Сера-скер Буджака был членом дивана крымского хана и обладал большим авторитетом. Будучи предводителем армии Буджака, сераскер сосредоточивал в своих руках большую мощь. Он управлял Буджаком почти как хан, ставка его располагалась в городке Каушан, недалеко от Днестра. У сераскера был собственный диван, везирь, дефтердар, секретарь и др. За пределами османских ильче буджакские татары подчинялись сераскеру и кадиям. Диван сераскера для истцов в Буджаке был судом последней инстанции, в том числе здесь выносились и смертные приговоры. Для государственных же дел функции суда последней инстанции носил диван хана. Буджакские татары были обязаны ежегодно давать сераскеру с каждого дом куруш, с каждой деревни по одному барану. Когда сераскер вступал в должность, необходимо было преподнести ему в подарок 500 голов рогатого скота. Сераскер в свою очередь должен был советоваться с местным главным мирзой. Крымский хан держал буджак-ских татар под контролем посредством высокого чиновника - Йалы ага [начальника береговой охраны]. Йалы ага смотрел за областью Днестра, сам он жил в Ханкышласы. В одном ряду с крымским ханом, сераскером Буджака и Йалы агой стоял представитель от молдавского воеводы. В то же время рядом с молдавским воеводой находились и представители татарской знати. Они занимались проблемами молдаван, живущих в Крыму и Буджаке, и татар, живущих в Молдове53.

С целью уничтожения самостоятельности, которая заметно усилилась у ногайцев Буджака, Менгли Гирей II (1724-1730; 1737-1740) хотел силой насадить здесь крымские порядки. То есть он считал крымский жизненный уклад подходящим и для татар Буджака. Хан хотел, чтобы вместо шатров были построены дома, а также, чтобы они перестали кочевать вслед за своими стадами, поэтому он посоветовал в первую очередь заниматься земледелием. Буджакские мирзы же предпринимали необходимые меры, чтобы владеть землей в форме суюргал. Чтобы положить конец конфликтам с Молдовой, были налажены отношения с воеводой (господарем) Григорием Гика, и объявлено, что все территории, захваченные ногайцами, кроме «Халил Паша Йурду», возвращаются Молдове, вышедшим из этой территории ногайцам выделялась территория Аккермана и Измаила, а те, кто пожелал остаться там, должны были платить дань владетелям земли. Причиной попытки осуществления этих реформ в Буджаке стало мощное восстание 1727-1728 гг. Совместными силами Крыма, Османской империи, Молдовы и Валахии это ногайское восстание было подавлено. Хотя планы Менгли Гирея II и не были всегда успешными, после этого восстания самостоятельность Буджака сильно пошатнулась, и этот регион потерял свою военную и политическую значи-

53 Peyssonel, Traite, I, s. 301-303, II, s. 240-2416, 254, 262, 308 v.s.; Iorga, Studii istorice, s. 260; N.Iorga, Studii §i documente cu privire la istoria romanilor, VI-2, Bucuresti, 1904, s. 237, 302, 342, 375, 408 v.s.; Inalfik, “ Budjak”, s. 1287; Sereda, Silistrensko, s. 76.

мость. Однако вместе с тем после этих событий начался серьезный экономический рост Буджака54.

Татары занимают важное место в истории юго-восточной Европы, однако большинство местных историков преуменьшали значимость татар и эта тенденция имеет место и сегодня. Причиной этому в первую очередь является тот факт, что татар путали с монголами, и из-за этого ошибочного восприятия христианская церковь веками вела пропаганду против татар. К сожалению, в современном веке многие государства, включая Россию, умышленно обвиняя татар, таким образом, прикрывали собственные государственные неудачи и захватнические стремления. В этой связи, для примера, хочется коснуться темы манеры преподнесения информации о татарах в наиболее известной мне румынской исторической традиции. Румынские историки так же подходят к темам, имеющим отношение к татарам, с предубеждением. Справедливости ради нужно сказать, что сначала известный историк Николае Йорга и несколько румынских историков старались показать важную роль, которую сыграли татары в истории Румынии. Самым важным из исторических фактов является то, что татары и их предки кыпчаки/половцы (куманы) возымели большое значение в формировании румынской народности и государственности и в их последующем развитии. И действительно, в 1320-х годах главными строителями Валахии, первого румынского государства, стали половцы (куманы). Более того, основателем государства Валахии был Токте-мир оглу Басараба Династия Басараба правила Валахией до XVI в. В 1330 г. Валахия спаслась от венгерского господства только благодаря кыпчакам-татарам, то есть Золотой Орде. Появление на исторической арене другого румынского государства Молдовы тоже связано с татарами. В письме, отправленном из Крыма папе римскому 10 апреля 1287 г., католический монах (епископ) восхваляет Ногая по имени «Ymor АЫш ЫоЫау». Хотя эти важные исторические данные и были обнаружены уже давно, румынские историки до сих пор не принимают их в расчет, потому что в противном случае им нужно будет принять и тот факт, что основателями Молдавского государства были и татары. В любом случае, некоторые румынские историки признают, что эти два государства могли существовать на прочных основах, только пользуясь помощью Золотой Орды. В румынских средневековых источниках много личных имен, которые по происхождению являются кыпчако-татарскими. Эти имена в большинстве своем принадлежали представителям румынского высшего сословия, представителям власти. В румынском языке немало кып-чако-татарских по происхождению слов, в том числе и некоторых терминов, связанных с организацией государства. До сих пор в любой области Румынии встречаются тюркские по происхождению топонимы (названия рек, озер, местностей). Большинство из них остались со времен 300-летней кыпчако-татарской эпохи. Непрерывное существование румынского народа и государства было возможно именно благодаря татарам и османам. На протяжении таких длительных отношений с татарами и османами румыны совершали на-

54 Cronici turcesti, III, s. 249-250; Peysoonel, Traite, II, s. 339 ve dev.; V. Mihordea, “Raporturile Moldovei si Tarii Romanesti cu Tatarii in secolele XVI-XVIII”, Revista de istorie, tom. 32, 1979, nr.6, s. 1087; Gemil, “Relatii comerciale”; Dan Ion Haidarli, “Relatiile Moldovei cu Hanatul din Crimeea si nogaii in anii 1699-1783 (Rebeliunea nogailor din Bugeac in anii 1727-1728)”, Tatarii in istorie si in lume, ed.Tahsin Gemil, Bucuresti, 2003, s. 165-170.

падения и наносили ущерб. Но и буджакцы нанесли немало вреда Молдове. И это правда. Как правда и то, что в румынской истории татары и османы выступают в качестве защитников. Именно силами татар и осман румынская национальная и политическая идентичность была защищена сначала от нападений крупных католических государств (Венгрии и Польши), а затем от разрушительных нашествий православной России. Татары Крыма, Добруджи и Буджака не раз исполняли этот защитнический долг. Если однажды будут взвешены все положительные и отрицательные события и поступки, имевшие место в отношениях между румынами и татарами, я уверен, что чаша с положительными окажется куда весомее55.

Сведения об авторе: Тасин Джемил - академик Академии наук Румынии, профессор, доктор исторических наук (г. Бухарест, Румыния); [email protected]

THE TATARS OF DOBRUJA AND BUDJAK Tasin Gemil

(Romanian Academy of Sciences, Bucharest, Romania)

Although the Tatars occupy an important place in the history of Southeastern Europe, the majority of local historians played down the significance of the Tatars and this trend is occurring even today. The reason for this was primarily the fact that the Tatars was confused with the Mongols, and due to this erroneous perception the Christian Church for centuries waged propaganda against the Tatars. Romanian historians as well approach with prejudice to the topics relevant to the Tatars. The most important historical fact is that the Tatars and their ancestors Kipchaks / Polovtsy (Cumans) played an important role in the formation and subsequent development both of the Romanian nation and statehood. In the history of Romania the Tatars and the Ottoman Turks acted as defenders. The Tatars of Crimea, of Dobruja, and of Budjak repeatedly performed this defensive duty.

Keywords: Tatars, Ottomans, Dobruja, Budjak, history, Southeastern Europe.

REFERENCES

1. N.Costachescu. Documente moldovenesti inainte de Stefan cel Mare II. Iasi, 1932.

2. 22 Documenta Romaniae Historica, D, I, nr.49. Bucure§ti, 1977.

3. N. Iorga. Histoire des Roumains et de la romanite orientale, III. Bucure§ti, 1937.

4. Victor Spinei. Moldova in secolele XI-XIV. Bucure§ti, 1982.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Akdes Nimet Kurat. IV-XVIII yuzyillarda Karadeniz kuzeyindeki Turk kavimleri ve devletleri. Ankara, 1972.

6. Alan W. Fisher. The Crimean Tatars. Stanford, 1987.

7. Aurel Decei. Dobruca. islam Ansiklopedisi. Cilt 3. istanbul, 1945.

55 Более подробно см.: Tasin Gemil. Osmanli oncesi Romanya topraklarinda Turk varligi. Mostenirea istorica a tatarilor. Vol.II, ed. Tasin Gemil - Nagy Pienaru, Editura Academiei Romane, Bucuresti, 2012.

8. B.D. Grecov §i A.I. Iacubovschi. Hoarda de Aur §i decaderea ei. Bucure§ti, 1953.

9. Mustecib Ulkusal. Dobruca ve Turkler. Ankara, 1966.

10. Frederick De Jong. The Turks and Tatars in Romania, Turcica, 18, 1986.

11. Aurel Decei. Problema colonizarii turcilor selgiucizi in Dobrogea secolului al XIII-lea. Relatii romano-orientale. Culegere de studii, Bucure§ti, 1978.

12. Halil Inalgik. Dobrudja. The Enciclopaedia of Islam. New Edition, II, E.J.Brill-Leiden, 1986.

13. Tahsin Gemil. Regimul timariot §i aplicarea lui in tinuturile romane§ti administrate de Poarta otomana. Constanta, Ovidius University Press 2004.

14. N. Beldiceanu et I.Beldiceanu-Steinherr. Notes sur le «bir», les esclaves tatars et quelques charges dans les Pays Roumains. Journal of Turkish Studies, 10, Harvard University, 1986.

15. Tahsin Gemil, “L’evolution des limites de l’habitat des Tatars Nogai au sud-est de la Moldavie”, Revue Roumaine d’Histoire, t.XXXV, nr. 3-4, 1996, s. 149-152.

16. Tahsin Gemil. Relatiile romano-otomano-tatare §i problema «Hotarului lui Halil

Pa§a». Politica, diplomatie §i razboi. Profesorului Gheorghe Buzatu la 70 de ani, coord.

S.Damean, M.Cirstea, Craiova, 2009.

17. Tasin Gemil. Jarile Romane in contextul politic international (1621-1672). Editura Academiei, Bucure§ti, 1979.

18. Tasin Gemil. Peste un mileniu de existenta a populatiei turco-tatare pe teritoriul Romaniei. Mo§tenirea istorica a tatarilor, vol.I, ed. Tasin Gemil -Nagy Pienaru. Bucure§ti, 2010.

19. C.D.Pariado. Dobrogea §i dobrogenii. Constanta, 1905.

20. Calatori straini despre tarile romane. Vol. III, Bucure§ti, і97і.

21. Calatori straini despre tarile romane. Vol. VI, 1976.

22. Ch.de Peyssonel. Traite sur le commerce de la Mer Noire. Vol. 2. Paris, 1787.

23. Cronici turce§ti privind tarile romane. Extrase. Sec. XV - mijlocul sec. XVII,

ed.Mihail Guboglu §i Mustafa A.Mehmet, Editura Academiei, Bucure§ti, 1966.

24. Laonic Chalcocondil. Expuneri istorice..., ed.Vasile Grecu, Editura Academiei, 1958.

25. V.Mihordea. Raporturile Moldovei si Tarii Romanesti cu Tatarii in secolele XVI-XVIII. Revista de istorie, tom. 32, 1979, nr.6.

26. Dan Ion Haidarli. Relatiile Moldovei cu Hanatul din Crimeea si nogaii in anii 1699-1783 (Rebeliunea nogailor din Bugeac in anii 1727-1728). Tatarii in istorie si in lume, ed. Tahsin Gemil, Bucuresti, 2003.

27. Dimitrie Cantemir. Istoria Imperiului otoman..., ed. I.Hodosiu, Bucure§ti, 1876.

28. Ernest Oberlander-Tarnoveanu. Inceputurile prezentei tatarilor in zona gurilor Dunarii in lumina documentelor numismatice. Originea Tatarilor. Locul lor in Romania §i in lumea turca, ed. Ta(h)sin Gemil, Editura Kriterion, Bucure§ti, 1997.

29. Eugen Nicolae. Quelques considerations sur les monnaies tatares de «la Ville Neuve» (Yangi-§ehr/§ehr al-cedid). Studii §i Cercetari de Numismatica. Vol.XI (1995).

30. Gheorghe Postica, Orheiul Vechi. Cercetari arheologice 1996-2001. Ia§i, 2006.

31. Fontes Historiae Daco-Romanae. III. Bucure§ti, 1975.

32. Alexandru Gonta. Romanii §i Hoarda de Aur.1241-1502. Munchen, 1983.

33. Gabriel Andreescu (ed.), Ernest Oberlander-Tarnoveanu, Volker Adam. Tartars in Romania. Problems of identity. Bucharest, 2005.

34. Tahsin Gemil. Relatiile Jarilor Romane cu Poarta otomana in documente turce§ti (і60і-і712). Bucure§ti, 1984.

35. Valeriu Veliman. Relatiile romano-otomane (1711-1821). Documente turce§ti. Bucure§ti, 1984.

36. Aleksandr Sereda. Silistrensko-Ochakovskijat ejalet prez XVIII - nach.na XIX v. Sofia, 2009.

37. Halil Inalgik. Boghdan. The Encyclopaedia of Islam. New Edition. Vol. I. Leiden-E.J.Brill, 1960.

38. Tahsin Gemil. Quelques observations concernant la conclusion de paix entre la Moldavie et l’Empire Ottoman (1486) et la delimitation de leur frontier. Revue Roumaine d’Histoire, nr.3, 1983.

39. Halil Inalgik. Budjak. The Encyclopaedia of Islam. New Edition, I, E.J.Brill, Leiden, 1986.

40. Mamut Enver. Nogaii dobrogeni §i dialectul lor. Analele Universitatii Bucure§ti. Seria §tiinte Sociale. Filologie, an.XIII, 1964.

41. Giusppe Cossuto. Storia dei Turchi di Dobrugia. Istanbul, 2001.

42. Kalmykov I.Kh., Kereitov R.Kh., Sikaliev A.I.-M. Nogai. Historical and ethnographic essay. Cherkessk, 1988 (in Russian).

43. ibn Battuta Seyahatnamesi, geviri ve kisa notlar A. Sait Aykut, YKY. Istanbul, 2005.

44. Ismail Hakki Uzungar§ili. Osmanli Tarihi, III-2. Ankara, 1954.

45. Kemal H.Karpat.Urbanismul otoman: Emigratia din Crimeea spre Dobrogea §i intemeierea ora§ului Medgidia (1856-1878). Tatarii in istorie §i in lume, ed.Tahsin Gemil, Bucure§ti, 2003.

46. M.Tayyib Gokbilgin, Rumeli’de Yurukler. Tatarlar ve Evlad-i Fatihan. Istanbul, 1957.

47. Mustafa A.Mehmet. Documente turce§ti privind istoria Romaniei. Vol. III, Editura Academiei. Bucure§ti, 1986.

48. N.Iorga. Studii istorice privind Chilia §i Cetatea Alba. Bucure§ti, 1899.

49. Orudj bin Adil. Tevarih-i al-i Osman, ed. Franz Babinger. Hannover, 1925.

50. N.Iorga. Studii §i documente cu privire la istoria romanilor, VI-2, Bucuresti, 1904.

51. Tasin Gemil. Relatii comerciale moldo-tatare in secolul al XVIII-lea”, Romanii in Europa medievala (Intre Oriental bizantin §i Occidentul latin). Studii in onoarea profesorului Victor Spinei, ed. D.Jeicu, I.Candea, Braila, 2008, pp. 677-685.

52. Tevarih-i Sahib Giray Han, ed.Ozalp Gokbilgin. Ankara, 1973.

53. Topkapi Sarayi Muzesi Kutuphanesi. Istanbul, R-1390/91, y. 234.

54. V.E. Sroeckovsky. Muhammed Geray Han ve vasallari. Kirim Tarihi, terc. Kemal Ortayli, Istanbul, 1979.

About the author: Tasin Gemil - academician of the Romanian Academy of Sciences, professor, Doctor of historical sciences (Bucharest, Romania); [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.