УДК 323/324 (470)
ТАТАРСКИЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬ К.НАСЫРИ ОБ ОТКРЫТИИ СВЕТСКОЙ ШКОЛЫ И ОРГАНОВ ПЕЧАТИ
А.Н. Юзеев
Аннотация. Статья посвящена известному татарскому просветителю второй половины XIX века К.Насыри. Впервые рассматриваются его взгляды на получение татарами светского образования и открытие органов печати.
Ключевые слова: просветительские взгляды К.Насыри, светская школа, органы печати. TATAR EDUCATOR K.NASYRI OPENING SECULAR SCHOOLS AND THE PRESS A.N. Yuzeev
Abstract. Article is devoted to the well-known Tatar educator second half of the XIX century K.Nasyri. First discussed his views on getting Tatars secular education and the opening of the press. Keywords: educational views K.Nasyri, secular school, organs of the press.
Татарский просветитель К.Насыри (1825-1902) на протяжении всей своей жизни обращался к проблеме образования татарского народа. Он и сам стремился повысить свой интеллектуальный уровень и в середине 50-х годов XIX века поступает в Казанский университет на правах вольнослушателя. Он хорошо знал русский язык и, смог выдержать экзамен на знание русского языка, его грамматики, географии России и истории, математики, а также по языкам: арабскому, персидскому, турецкому, чагатайскому и татарскому[1]. В это время уже начинает формироваться общественная позиция Насыри-просветителя, посвятившего всю свою жизнь служению татарскому народу, вызволению его из оков Средневековья и приобщению к сокровищницам современной науки и культуры.
В 1871 году по предложению и под протекцией инспектора русско-татарских школ В.Радлова К.Насыри фактически был единственным, кто взял на себя все хлопоты по открытию светской начальной школы для детей-мусульман с преподаванием русского языка. Он считал овладение русским языком решающим условием приобщения татарского народа к достижениям русской и европейской культур. Подобное начинание было де-
лом нелегким в условиях того времени, наличия консервативных сил как среди татар, так и среди русских. Но и до открытия русско-татарской школы Насыри имел трех учеников, которым давал уроки русского языка. Ученики пришли по объявлению, помещенному в календаре 1871 года.
Насыри впоследствии писал об открытии светской школы для татар: «Наш учитель (Насыри имеет в виду себя) полный желания и готовности организовать для татар русскую школу, оказался в крайне затруднительном положении. Мучения его тянулись долгие три года. Дело было совершенно новое, никто до него подобным не занимался. Он искренне стремился принести пользу своему народу. Но этого никто не оценил. Много унижений и несправедливостей пришлось ему перенести. Желание угодить мусульманам вызывало недовольство начальства: стоило проявить послушание начальству, как мусульмане с ненавистью бежали из школы»[2].
Насыри приходилось самому заниматься поиском помещения, учеников для школы. Но его усилия часто разбивались о действия инспектора Радлова: проверки, замечания, советы которого только отпугивали детей-мусульман и их родителей. В результате Насыри при-
ходилось несколько раз набирать новую группу учеников.
В 1876 году в результате разногласий с В.Радловым по поводу методов обучения, Насыри прекратил работу в школе. Он на некоторое время уехал в родную деревню Ширданы, где не переставал писать сочинения по различным областям знания и набирался духовных сил после злополучных событий.
Насыри одним из первых татарских просветителей, наряду с Фаизханом, выдвинул идею открытия газеты на татарском языке. В декабре 1862 года он, вместе с М.Яхиным - содержателем литографии, пишет прошение на имя военного губернатора Казани П.Ф.Козлянинова об открытии газеты «Танг юлдузы» («Утренняя звезда»). Для полного представления причин издания газеты текст прошения приводится полностью.
«Его Превосходительству Господину Казанскому Военному Губернатору генерал-лейтенанту и Кавалеру Петру Федоровичу Козлянинову Содержателя литографии Казанского мещанина МухаммадвалиМузаффароваЯхина и Преподавателя татарского языка в Казанском духовном училище из государственных крестьян Абделкаюма Насырова Прошение
Татары, едва ли не самое многолюдное племя из всех инородцев в Русской империи, до сих пор не имеют на своем языке периодического листка, поэтому распоряжения высшего правительства и местной власти, касающиеся более или менее непосредственно татар, доходят до них по слуху, не из первых рук. Отношения промышленные и торговые, которые в настоящее время деятельно развиваются, могут доходить до них несвоевременно, к вреду торгово-промышленной предприимчивости, к которой татары вообще очень склонны. Наконец сколь ни замкнуты татары в своем особом кружке, обуславливаемом религию и своеобразным местом, но сродни человеческой
природе любопытство и на них простирает свою силу. И их интересует иногда знать, что делается на белом свете. Большинство татар не знает русской грамоты, весьма не многие владеют русским языком с такой степени, чтобы следить за русскими газетами. Татарский периодический листок мог бы устранить вышеуказанные неудобства. Мы можем предпринять издание такого листка, предполагая преимущественно передавать то, что содержится в русских наиболее употребительных газетах, каковы: С.Петербургские Ведомости и т. под. По нашему убеждению следующие предметы должны войти в предполагаемое издание:
1. Высочайшие Манифесты.
2. Высочайшие указы и распоряжения правительства и местной власти, прямо или косвенно относящиеся к татарам.
3. Торгово-промышленные новости.
4. Сведения о происшествиях в России и наиболее замечательные события за границей, насколько это может интересовать татар.
5. Статьи, заключающие популярное изложение общеполезных сведений, этнографические описания и рассказы для легкого чтения.
6. Библиографические и критические заметки о книгах на татарском или другом мусульманском языке.
7. Наконец разного рода объявления.
Это издание не будет превышать размеров Губернских ведомостей, то есть должно выходить еженедельно от одного до двух печатных листов. Издание и редакторскую ответственность принимаем на себя совокупно.
Представляя эти соображения на благоусмотрение Вашего Превосходительства, покорнейше просим исходатайствовать у господина министра внутренних дел разрешение нам издавать еженедельный листок на татарском языке под названием «Танг Юлдузы», то есть Утренняя звезда.
Декабря дня 1862 года.
К сему прошению содержатель лито-
графии казанский мещанин Мухаммад-вали МузаффаровЯхин руку приложил (подпись). Преподаватель татарского языка в Казанском Духовном училище Абделкаюм Насыров руку приложил (подпись).
20 сентября 1863 г.
№493
Петербургский цензурный коми-тет»[3].
Литература:
1. Насыйри К. Сайланмаэсэрлэр. - Казан: Тат-китнэшр., 1953. - Б.15.
2. Каюм Насыри. Избранные произведения. -Казань: Татгосиздат.,1977. - С.79.
3. Российский государственный исторический архив. - Ф.775 (Центральное управление по цензурному ведомству). - Оп.1. - Д.255 (О дозволении Яхину и Насырову издавать в Казани еженедельный листок на татарском языке «Танг-Юлдузы» («Утренняя звезда». Началось 11 сентября 1863 г. Кончилось 20 сентября 1863 г.). - Л.3-4.
Их просьбе было отказано.
Таким образом, К.Насыри одним из первых татарских просветителей выдвинул идею получения татарами светского образования и открытия органов печати, стремясь повысить интеллектуальный уровень татарского народа и поставить его в один ряд с другими цивилизованными народами мира.
References:
1. Nasyjri K. Sajlanmajesjerljer. - Kazan: Tatkitnjeshr., 1953. - B.15.
2. Kajum Nasyri. Izbrannye proizvedenija. -Kazan': Tatgosiz-dat.,1977. - S.79.
3. Rossijskij gosudarstvennyj is-toricheskij arhiv. -F.775 (Central'noe upravlenie po cenzurnomu vedomstvu). - Op.1. - D.255 (O dozvolenii Jahinu i Nasyrovu izdavat' v Kazani ezhenedel'nyj listok na tatarskom jazyke «Tang-Julduzy» («Utrennjaja zvezda».Nachalos' 11 sentjabrja 1863 g. Konchilos' 20 sentjabrja 1863 g.). - L.3-4.
Юзеев А.Н. (г. Казань), доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социально-гуманитарных дисциплин, Казанский филиал Российского Государственного Университета Правосудия (КФРГУП)
Yuzeev A.N. (Kazan), doctor of philosophical sciences, professor, manager of department of social and humanitarian disciplines, Kazan branch of the Russian state University justice