Научная статья на тему 'Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса'

Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса»

ТАТАРСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ АГРОБИЗНЕСА

С.А. ШАРИПОВ, доктор экономических наук

Татарский институт переподготовки кадров агобизнеса

Опыт развития многих стран показывает, что именно образование может обеспечить самый быстрый выход из критической ситуации. Ни для кого не секрет, что освоение передовых технологий невозможно без соответствующего роста уровня подготовки специалистов. Во всем мире система дополнительного профессионального образования (ДПО) признана приоритетной в кадровом обеспечении развития экономики. Это наиболее гибкая и результативная составляющая непрерывной подготовки кадров.

Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса (ТИПКА) работает в системе ДПО более 14 лет. Институт доказал свою жизнеспособность, занял устойчивые позиции в этой сфере. Министерство образования и науки РФ присвоило ТИПКА статус экспериментальной площадки для отработки региональной модели построения системы дополнительного профессионального образования в условиях рыночной экономики и международных требований к подготовке кадров.

Главная особенность и преимущество Института — его мобильность и способность адаптироваться к постоянно меняющийся ситуации. Дополнительное профессиональное образование позволяет слушателям за короткие сроки приобрести новую специальность или повысить квалификацию.

Деятельность Института направлена на создание оптимальных условий для удовлетворения потребностей агропромышленного комплекса РТ в повышении уровня знаний и навыков работников всех категорий. Ежегодно в ТИПКА обучаются до 7 тыс. слушателей. Осуществляется подготовка резерва руководителей, арбитражных управляющих, риск-менеджеров, проводится аттестация руководящего состава АПК РТ.

В задачи Института входят также практическая и консалтинговая деятельность, кадровый аудит, научные исследования в сфере сельского хозяйства. В учреждении открыта аспирантура. За 3 года ее деятельности успешно защищено более 10 диссертаций.

Следует отметить, что проблема обеспеченности АПК высокопрофессиональными кадрами остается острой. Всего лишь 7 % новоиспеченных бухгалтеров и экономистов, 10... 15 % ветеринаров и агрономов трудоустраиваются по специальности в сельской местности. Уместны претензии и к качеству подготовки выпускников. В чем же кроется суть проблемы? Наверное пора перестать вариться в собственном соку. На позавчерашем бульоне свежий суп не сготовишь. Обновление ВУЗов необходимо начинать с повышения квалификации профессорско-преподавательского состава путем проведения стажировок в лучших ВУЗах России, СНГ и мира. В условиях глобализации экономических процессов качество знаний и

умений преподавателей и выпускников должно соответствовать международным стандартам.

Нужно срочно менять подходы к приему абитуриентов. Ни для кого не секрет, что сегодня среди них основную массу составляют дети руководителей и бизнесменов, которые не станут работать на ферме и в поле. Будущих специалистов АПК следует набирать из числа сельских жителей, действительно желающих выращивать хлеб, обеспечивать страну мясом, молоком. В Татарстане в этом вопросе дело сдвинулось с мертвой точки. При поддержке Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства образования и науки РТ в 160 школах Республики открыты «Школы молодого фермера». Начата серьезная работа по довузовской подготовке учащихся и профилизации обучения. В дальнейшем консолидация возможностей науки и производства создаст благоприятные условия улучшения качества знаний не только в теоретическом плане. Студенты, во время производственной практики на базе лучших сельхозформирований, оснащенных в соответствие с мировыми стандартами, получат доступ к новейшим технологиям. Безусловно, пора серьезно заняться повышением престижа профессии агрария, обеспечив достойную оплату труда и хорошие социальные условия жизни. Хотя, благодаря мудрой политике президента Татарстана М.Ш. Шаймиева, премьер-ми-нистра Р.Н. Минниханова и его заместителя — министра сельского хозяйства и продовольствия М.Г. Ахметова, финансово-экономическое положение АПК Республики всегда было в более выгодных условиях. Аграрии РТ никогда не оставались один на один с проблемами рыночной экономики, за что они искренне благодарны руководству.

Важно помнить, что совершенству нет предела. Ни в коем случае нельзя довольствоваться достигнутым, иначе начнется регресс. По этому в Институте постоянно улучшается структура управления, учебные планы, разрабатываются и внедряются инновационные технологии. Все это делается для обеспечения эффективного взаимодействия с реальным сектором экономики. Сотрудники ТИПКА совместно с представителями ряда министерств и ведомств РТ формируют региональную образовательную политику, программы развития ДПО и решают вопросы их финансово-экономического обеспечения. На базе Института разработана программа комплексной оценки персонала.

Часть научных исследований направлена на совершенствование организационно-экономического механизма агропромышленного производства в условиях развития рыночных отношений. Сотрудники ТИПКА изучают особенности деятельности предприятий различных форм хозяйствования и интегрированных формирований. Результаты этих исследований легли в основу мероприятий по финансовому оздоровлению сельхозпредприятий путем реструктуризации задолженности, активизации внутренних резервов, привлечения инвесторов, реорганизации

хозяйств и др. В ТИПКА создана оригинальная система Proiect Expent, которая дает возможность руководителю или специалисту анализировать сложившуюся ситуацию и разрабатывать альтернативные стратегии для выхода из кризиса, а также добиваться развития предприятия. Слушатели учатся прогнозировать эффективность инвестиций, рассчитывать срок окупаемости проектов, минимизировать риски, определять минимальный объем производства и предельные издержки, схему закупок, самые удачные варианты сбыта готовой продукции.

В Институте разработаны рекомендации по оптимизации отраслевых форм учета, налоговой базы, по совершенствованию финансово-кредитной и инвестиционной поддержки, правовой защиты для фермерских и крестьянских хозяйств.

Высокое качество обучения слушателей достигается привлечением научного и педагогического потенциала ведущих вузов РТ и РФ, органов управления АПК Республики, банков, агрохолдингов, финансово-промыш-ленных формирований. С целью расширения зоны деятельности открыты филиалы в районных центрах. Все активнее ведется поиск новых партнеров.

Вчерашних знаний и умений недостаточно, чтобы в постоянно меняющихся, жестких рыночных условиях оставаться на плаву, грамотно вести хозяйство, добиваться рентабельности. К сожалению, во многих сельхозпредприятиях уровень общей управленческой культуры остается довольно низким, отсутствует стратегия развития кадровых ресурсов. В то же время в Татарстане есть и компетентные руководители аграрных предприятий с разной формой собственности. Среди них АП. Захарова («Серп и молот»), Р.С. Салихзянов («Ташлык»), Д.С. Хусаинов («Коммуна»), Н.В. Андреев («Масловка»), Ф.В. Вильданов («Камский»), ША Зайнуллин («Теньковское»), P.P. Нут-фуллин («Татарстан»), Ф.Г. Гирфанов (ООО «им. Тимирязева»), Д.Ф. Файзрахманов («Саба»), НА Мадьяров («Ак Барс-Пестрецы»), Р.Г. Исхаков (ООО «им. Токарли-кова»). Это настоящие знатоки своего дела с прогрессивным складом мышления, отлично ориентирующиеся в современных условиях хозяйствования. Вооружившись новейшими технологиями, овладев секретами менеджмента и маркетинга, они успешно преодолевают трудности. Пример лидеров агробизнеса способствует повышению профессиональной компетенции других руководителей и специалистов АПК. Одна из задач Института -распространение опыта творчески мыслящих, грамотных руководителей нового типа среди возможно большего числа хозяйствующих субъектов.

ТИПКА выиграл тендер на подготовку специалистов АПК по направлению «Менеджмент» в рамках «Госплана подготовки управленческих кадров д ля организаций и предприятий народного хозяйства». По этой программе уже успешно прошли обучение 98 руководителей высшего и среднего звена АПК РТ. Они стажировались не только в передовых хозяйствах Республики, но и в других регионах России. Сегодня отобрано еще 58 слушателей владеющих иностранными языками для прохождения подготовки за рубежом. Так ведется подготовка резерва руководящих кадров завтрашнего дня.

Знакомится с мировым опытом успешного ведения сельхозпроизводства и овладевать инновационными технологиями менеджмента слушатели ТИПКА могут также благодаря сотрудничеству Института с рядом зарубежных партнеров. Например, ученые Татарстана более 10 лет вместе с сотрудниками Техасского аграрного университета исследуют проблемы ухода за посевами, обмениваются передовыми технологиями обработки почвы, защиты растений от вредителей. Кроме того, ТИПКА участвовал в международных проектах с фирмами Финляндии, Голландии, Германии, Дании, задействован в выполнении программы ТАСИС.

Ученые Института разработали научные основы и методы регулирования земельных отношений, ведут мониторинг и изучение земельных ресурсов, решают проблемы землеустройства, повышен™ плодородия почв, химизации земледелия. Они занимаются обоснованием приорететных направлений устойчивого развития сельского хозяйства, а, следовательно, и сохранением села как уклада.

Весьма актуален вопрос совершенствования системы переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» и указы главы государства о проведении аттестации госслужащих, о проведении конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы, о переэкзаменовке и присвоении классных чинов, о контрактной системе службы привели к изменению требований, предъявляемых к кадрам. К тому же, система подготовки и повышения квалификации муниципальных служащих практически не сформирована, хотя на них возложена неимоверно большая ответственность за судьбу поселений в целом.

На основе федеральных и региональных законов о местном самоуправлении, мы разработали курс «Государственное и муниципальное управление». Он включает вопросы социально-экономического развития, регулирования межбюджетных отношений, а также финансов между субъектом и муниципалитетом в условиях реформирования бюджетной системы. Его слушатели смогут освоить законодательные основы взаимодействия муниципальных образований с бюджетообразующими предприятиями, получить знания, необходимые для и развития кооперации на селе, организации деятельности органов муниципального самоуправления, ознакомиться с базовыми положениями трудового права и кадрового делопроизводства.

В жизни случаются совершенно непредсказуемые неординарные ситуации, поэтому квалифицированные специалисты должны владеть методикой нестандартного мышления, адекватно воспринимать, диагностировать и анализировать любые возможные события, прогнозировать последствия, вырабатывать и умело претворять в жизнь конструктивные решения.

Система дополнительного профобразования должна основываться на принципе актуального восполнения знаний, необходимых для успешного решения практических задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.