МУЗЕЕВЕДЕНИЕ, КОНСЕРВАЦИЯ И РЕСТАВРАЦИЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ
MUSEUM SCIENCE, CONSERVATION AND RESTORATION OF HISTORICAL AND CULTURAL OBJECTS
УДК 719
https://d0i.0rg/10.52883/2619-0214-2024-7-2-230-241
ТАТАРСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ НАУЧНО-РЕСТАВРАЦИОННАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ МАСТЕРСКАЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ УПРАВЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ АРХИТЕКТУРЫ СОВЕТА МИНИСТРОВ ТАССР (1948-1958 гг.)
Егорушкин Ю.А.
научный руководитель кафедры археологии и реставрации наследия КФУ
Аннотация. Проблема формирования реставрационных организаций в СССР в послевоенные годы охватывает спектр важных историко-культурных вопросов, понимание которых необходимо для изучения истории реставрационной деятельности в России. Данная статья рассматривает первые трудные годы существования ТатСНРПМ (Татарской специальной научно-реставрационной производственной мастерской), от её формирования до первых реставрационных заданий.
Ключевые слова: История, культура, реставрация, история реставрации, Татарстан, ТАССР, Специальная научно-реставрационная производственная мастерская (СНРПМ).
Для цитирования: Егорушкин Ю.А. ТатСНРПМ в первые годы деятельности при Управлении по делам архитектуры Совета Министров ТАССР (1948-1958 гг.). Наследие и современность = Heritage and Modern Times. 2024;7(2):230-241.
Научная статья
Исторические науки
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.
© Егорушкин Ю.А., 2024 © Наследие и современность, 2024
TATAR SPECIAL PROJECT WORKSHOP OF SCIENTIFIC
RESTORATION IN THE FIRST YEARS OF ACTIVITY AFFILIATED TO THE OFFICE FOR ARCHITECTURE OF THE
COUNCIL OF MINISTERS OF THE TASSR (1948-1958)
Yu. A. Egorushkin
Academic adviser of Department of archaeology and restavration of cultural heritage Kazan Federal University.
Annotation. The problem of the formation of restoration organizations in the USSR in the post-WWII era covers a range of important historical and cultural points& Their understanding is necessary for studying the history of restoration activities and protection of historical heritage in Russia. This article examines the first difficult years of the existence of TatSNRPM (Tatar Special Project Workshop of Scientific Restoration), from its formation to first restoration tasks.
Key words: history, culture, restoration, history of restoration, Tatarstan, TASSR, SPWSR.
For citation: Egorushkin Yu. A. TatSNRPM in the first years of activity affiliated to the Office for Architecture of the Council of Ministers of the TASSR (1948-1958). Heritage and Modern Times. 2024;7(2):230-241.
Создание Татарской СНРПМ (Специальной научно-реставрационной производственной мастерской) - фундаментальное событие, определившее порядок развития памятникоохранительной деятельности на территории Татарстана на 43 года, с момента создания организации в 1948 году и до падения СССР. В данной статье рассматривается первый период существования организации и сложные вызовы, выпавшие на долю татарстанских реставраторов в тяжёлый послевоенный период.
Учреждение Татарской СНРПМ прошло несколько этапов, связанных с формированием комплекса нормативно-правовых актов по сохранению историко-архитектурного наследия. Так, в 1944 г. Совет Народных Комиссаров ТАССР образовал Постановлением от 20 марта 1944 г. (№ 207) Управление по делам архитектуры Совета Народных Комиссаров ТАССР, где был создан Отдел по делам памятников архитектуры, который являлся аналогом общероссийского [1, с. 9-20].
22 мая 1947 г. было принято Постановление Совета Министров РСФСР (№ 389) «Об охране памятников архитектуры», согласно которому ответственность за сохранность памятников возлагалась на Управление по делам архитектуры и при Совете Министров РСФСР и на Советы Министров автономных республик на местах. Снос памятников запрещался, работы по ремонту, восстановлению памятников архитектуры осуществлялись Советами Министров автономных республик. Постановление обязало Управление по делам архитектуры утвердить спи© Egorushkin Yu.A., 2024 © Heritage and Modern Times, 2024
сок памятников архитектуры и архитектурных заповедников РСФСР, подлежащих охране в первую очередь. Прокурор РСФСР получил предписание усилить борьбу с нарушителями законов по охране памятников [1, с. 21-71].
В том же 1947 году Главное управление охраны памятников СССР в составе Управления по делам архитектуры при Совете Министров СССР направляет в республиканские управления указания о подготовке документации по ценнейшим архитектурным комплексам, индивидуальные проекты по превращению их в заповедные зоны. Среди подобных комплексов в Управлении по делам архитектуры РСФСР рассматривался проект организаций заповедников в Казанском кремле и Болгарах. К 1950 г. Управлением по делам архитектуры при Совете Министров СССР был подготовлен список из 70 заповедных комплексов, который не был утвержден.
14 октября 1948 г. принято Постановление Совета Министров СССР № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры». Отметив, что в деле охраны памятников культуры имелись серьезные недостатки, Совет Министров постановил возложить охрану памятников культуры, а также надзор за их содержанием на Советы Министров автономных республик. Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР были обязаны усилить руководство и контроль за делом учета, охраны, реставрации памятников. Согласно утвержденному Положению к этому постановлению, руководство и контроль за постановкой охраны, использования, реставрации памятников архитектуры, а также их учета осуществлялось Комитетом по делам архитектуры. Также постановлено организовать в местах сосредоточения большого количества памятников архитектуры Специальные научные реставрационно-производ-ственные мастерские (СНРПМ) на хозрасчетном принципе. Советы Министров автономных республик были обязаны осуществлять надзор, чтобы археологические раскопки проводились лицами, имеющими на это право, не допускать использования археологических памятников в качестве стройматериала, распашки и раскрытия в хозяйственных целях археологических памятников, установить вокруг памятников охранные зоны, пресекать самовольные раскопки. Инструкция к этому Постановлению (апрель 1949 г.), разработанная ГУОП СССР, закрепляла идею историко-архитектурных заповедников и устанавливала процедуры их оформления, в том числе и устанавливала охранные зоны вокруг них. Данное Постановление в течение 30 лет было основным законом по охране памятников, на базе которого были разработаны аналогичные законы в союзных республиках [2, с. 56-57].
Принято считать, что Татарское специальное научно-реставрационное управление (ТСНРУ) изначально было создано как Специальная научно-реставрационная производственная мастерская при Управлении по делам архитектуры Совета министров Татарской АССР (СНРПМ) для исследования, разработки проектов реставрации и восстановления памятников архитектуры и истории в 1948 г. Согласно сведениям из
фондов ТСНРУ, организация учреждена в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 14 октября 1948 г. № 3898 «О мерах улучшения охраны памятников культуры» [3].
Важным фактором для учреждения Казанской СНРПМ стало наличие в Татарстане значительного количества «ценнейших и уникальных памятников архитектуры», являющихся историко-художествен-ным достоянием страны, но находящихся под угрозой разрушения. Учитывая, что многие памятники на территории ТАССР находились в аварийном состоянии, Комитет по делам архитектуры при Совете Министров СССР и Управление по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР дали республиканскому управлению указания о проведении подготовительных работ по организации научно-реставрационной мастерской. 1949 год начался с согласования штатного расписания, оформления фондов на строительные материалы.
Первый директор Казанской СНРПМ В.Н. Мочалов был назначен на основании указанного Постановления Совета Министров ТАССР от 17 октября 1950 г. О том, что мастерская, как организация, непосредственно занимающаяся реставрацией памятников г. Казани и республики, создана и начала реальную деятельность в 1950 г., писал и прежний руководитель этого учреждения Н.З. Юсупов. Об этом же говорят первое штатное расписание и первые отчеты, сохранившиеся в фондах Национального архива Республики Татарстан, датированные 1950 г. [4, с. 91-95].
Постановлением Совета министров ТАССР от 23 октября 1950 г. (протокол № 51, § 17) утвержден Устав Казанской СНРПМ Управления по делам архитектуры при Совете Министров ТАССР. Как заявлено в Уставе, СНРПМ является научно-производственной организацией, имеющей своей задачей изучение, исследование, фиксацию памятников архитектуры, составление проектов их восстановления и реставрации, выполнение всех ремонтно-восстановительных и реставрационных работ по памятникам архитектуры, монументальной живописи и другим изобразительным искусствам, а также благоустройство территории, относящейся к памятникам архитектуры [4, с. 95-100].
Мастерская стала самостоятельной хозяйственной единицей, действующей на началах полного хозрасчета. Со дня регистрации Устава Казанская СНРПМ начала пользоваться правами юридического лица. Мастерская самостоятельно распоряжалась и отвечала по своим долгам принадлежащим ей имуществом, на которое, согласно действующим законам, могло быть обращено взыскание. Управление по делам архитектуры по долгам и обязательствам Казанской СНРПМ не отвечало. Равным образом и мастерская не отвечала по претензиям к Управлению по делам архитектуры.
Общее руководство и контроль за деятельностью Казанской СНРПМ осуществлялся непосредственно Управлением по делам архитектуры при Совете Министров ТАССР, а научное - Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР. Планы научно-исследовательских проектных и производственных работ Казанской СНРПМ
разрабатывались самой мастерской и представлялись на утверждение Управлению по делам архитектуры при Совете Министров ТАССР и Управлению по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР. Мастерской были предоставлены своя печать и штамп. Местопребыванием СНРПМ установлена Казань, с правом производства работ в пределах Татарской АССР и обозначением своего наименования.
Постановлением Совета Министров ТАССР от 23 октября 1950 г. был утвержден Устав Казанской СНРПМ, в соответствии с которым перед Казанской СНРПМ были поставлены следующие цели и задачи:
- производство реставрационных и ремонтно-восстановительных работ по архитектурным и другим памятникам культуры, включая обстановку, внутреннее убранство и благоустройство территории памятников архитектуры;
- проведение всестороннего научного обследования памятников архитектуры и связанных с ними произведений и других видов искусств, проведение зондажей, архитектурно-археологических раскопок, разборки руин и завалов;
- разработка планов восстановления, реставрации памятников архитектуры, на основе подбора и изучения исторических и архивных материалов, а также научного исследования памятников архитектуры, включая разработку научных чертежей, сметной документации по ним;
- руководство и осуществление производства ремонтно-восста-новительных и реставрационных работ по памятникам архитектуры и связанных с ними других видов искусств;
- проведение всех видов научной фиксации памятников архитектуры, производство архитектурных и археологических обмеров, составление научных описаний (фотофиксация, зарисовки, снятие копии с фресок, производство обследований памятников и т.д.);
- производство укрепления, расчистки фресковой живописи и реставрации масляной живописи на памятниках архитектуры;
- разработка и усовершенствование методов консервации и реставрации памятников путем проведения лабораторных и экспериментальных работ;
- осуществление экспертиз и консультаций по вопросам охраны, консервации и реставрации памятников, связанных с ними других видов изобразительных искусств;
- изучение техники и мастерства работ по памятникам архитектуры с целью обобщения и внедрения новых методов работ в практику восстановления и реставрации памятников архитектуры, накопления научного материала по вопросам разработки проектов реставрации памятников, их исследования и ведения реставрационных работ; организация лаборатории, музея древних строительных материалов, собирание научных фондов, архива и библиотеки;
- издание материалов, трудов и отчетов о научной, проектной и производственной деятельности мастерской, после одобрения их Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР.
Директор Казанской СНРПМ, назначаемый Управлением по делам архитектуры Совета Министров ТАССР, одновременно являлся главным архитектором мастерской. Он на основе единоначалия осуществлял планово-оперативное, хозяйственное и научное руководство деятельностью мастерской, распоряжался всеми средствами и имуществом мастерской, кроме основных средств и нес ответственность за выполнение научно-производственного плана, как в отношении объемов и сроков, стоимости работ, так и в отношении их качества. Заместителем директора являлся производитель работ [5].
Назначение, перемещение и увольнение директора СНРПМ подлежало утверждению со стороны Начальника Управления по делам архитектуры Совета Министров РСФСР по представлению отдела по охране памятников Управления. В целях повышения научной и производственной квалификации своих кадров, директор организовывал семинары, а также требуемые практической необходимостью экспериментальные работы, распоряжался премиальным фондом СНРПМ. Мастерская имела право по мере надобности открывать в других городах ТАССР свои строительные участки или направлять экспедиции для производства реставрационных и восстановительных работ, предусмотренных планом [5].
Уставной фонд мастерской состоял из выделяемых Управлением по делам архитектуры Совета Министров РСФСР основных средств. Специальные фонды мастерской образовывались в соответствии с действующим законодательством. Материальная база мастерской, а также плановое снабжение строительными материалами обеспечивались через систему Госплана РСФСР по заявкам мастерской через Управление по делам архитектуры Совета Министров РСФСР для работ по памятникам архитектуры, не находящимся в использовании и арендаторами по работам на арендуемых памятниках. Местными строительными материалами мастерская обеспечивалась через Госплан Совета Министров ТАССР исполкомами городов по месту нахождения ремонтируемого или реставрируемого объекта. Прибыли, возникающие в результате деятельности мастерской, направлялись по специальным сметам, утвержденным Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР, на техническое оснащение мастерской новейшим оборудованием, организацию музейно-лабораторной работы, углубление научных изысканий по памятникам, создание научных фондов и библиотек, а также на проведение экспериментальных реставрационных работ.
Отчет о научно-технической и практической реставрационной деятельности представлялся мастерской через Управление по делам архитектуры РСФСР по форме и срокам, им установленным. Вся систематическая и финансовая отчетность представлялась мастерской в центральную бухгалтерию Управления. Ревизия деятельности СНРПМ осуществлялась Управлением и другими имеющими на то право организациями. Изменение Устава мастерской производилось Советом Министров РСФСР. Мастерская могла обратиться к ликвидации Поста-
новлением Совета Министров РСФСР по представлению Управления по делам архитектуры Совета Министров ТАССР.
План производства ремонтно-реставрационных работ на 1951 г. был утвержден постановлением СМ ТАССР от 24 апреля 1951 г. Он включал в себя ремонт 11 объектов. Проектная документация имелась на Тай-ницкую (укрепление контрфорса), Консисторскую (укрепление стен и фундамента) башни Казанского Кремля, памятник Павшим воинам (для полной его реставрации по проекту архитектора А.Г. Бикчентаева), здание Совета Министров и Президиума Верховного Совета ТАССР. Работа на остальных объектах - Спасской, Воскресенской башнях, башне Сююмбике, памятниках Древнего Болгара - в виду незначительного характера ремонта выполнялись без технической документации [6].
Первый год работы Татарской СНРПМ вскрыл многочисленные проблемы и недостатки в постановке реставрационного дела. Производственный план мастерской оказался выполнен лишь на 30%. Мастерская не смогла закончить работы ни по одному из объектов, за исключением заказа хозяйственного управления Кремля по ремонту здания Совета министров и Президиума Верховного совета ТАССР.
«Распыление» денежных средств привело к тому, что все объекты недополучили необходимого финансирования. Только по реставрации Тайницкой башни Кремля выполнение работ составило 94,9 %. Финансирование остальных объектов было свернуто, а некоторые из них, например, Благовещенский собор в Кремле и Успенский собор в Свияж-ске, вовсе остались без финансовой поддержки. Сложившаяся практика распределения денежных ассигнований между всеми объектами давала мизерные результаты, однако принципиально изменить систему финансирования в тех условиях было невозможно. Аналогичная ситуация наблюдалась и в последующие годы.
При явной недостаточности бюджетных средств их распределение руководством СНРПМ вызывало нарекания вышестоящих организаций. В заключении по отчету о работе реставрационной мастерской за 1953 г., подписанном начальником Управления И.А. Валеевым, указывалось на неправильную очередность выполнения основных работ, когда средства, выделенные на конкретные архитектурные памятники, снимались и переводились на другие объекты.
Значительную проблему составляла нехватка квалифицированных кадров производственного персонала мастерской: мастеров, представителей рабочих профессий - штукатуров, маляров, лепщиков, столяров, каменщиков и т. д. Единственный в 1952 г. в штате мастер был не в состоянии контролировать ведение ремонтно-восстановительных работ на объектах Казани и в районах, находящихся на расстоянии 30100 км друг от друга.
Существовавший дефицит специалистов, некачественный подбор рабочей силы тормозили выполнение плановых обязательств. Подготовкой специалистов-реставраторов должны были заниматься сами научно-реставрационные мастерские, так как в стране не было ни одного специализированного учебного заведения этого профиля. Кадровые
проблемы мастерской могут проиллюстрировать сведения о ее численном составе в начале 50-х годов. Например, в 1951 г. в ее штате насчитывалось 11 инженерно-технических работников и 67 рабочих. В 1952 г. штат административно-хозяйственного аппарата мастерской состоял из 7,5 единиц. Отсутствовали архитектор, научный работник, сотрудник по кадрам и т. д. В 1952 г. в штате мастерской состоял 61 рабочий, что фактически составляло 50% от необходимого количества.
Нехватка или отсутствие качественных стройматериалов были еще одним препятствием в деятельности реставрационной мастерской. Выделяемые на материалы фонды не привязывались ко времени развертывания ремонтных работ или поставлялись со значительными временными задержками. Положение мастерской усложнялось низким качеством произведенных ремонтных работ и приводило к отказу со стороны заказчиков от соблюдения финансовых обязательств.
Казанская мастерская, не имея в своем штате научного сотрудника, обращалась за подготовкой научно-технической документации к специалистам из Москвы и Ленинграда. Как отмечалось в отчете директора мастерской за 1952 г., «материалы архитектурно-археологические, научно-исторические по памятникам архитектуры находятся в архивах и музеях не только Казани, но главным образом Москвы, Ленинграда, что требует длительной и кропотливой работы опытных специалистов по сбору материалов и составлению научно-технической документации».
В 1954 г. директор реставрационной мастерской В.И. Мочалов, требуя пересмотреть порядок расчета, писал: «Размер накладных расходов по мастерской приравнен к ремонтным работам жилого фонда горисполкома, что явно не соответствует требованиям ремонтно-ре-ставрационных работ по памятникам архитектуры». Отметим, что большинство специалистов-реставраторов настаивало на том, чтобы реставрационные мастерские не относились к категории рядовых ремонтно-строительных организаций, так как содержание производимых работ коренным образом отличалось по сложности, видам и характеру деятельности.
В последующие годы наметилось некоторое улучшение финансирования, позволившее создать реставрационной мастерской собственную материальную базу. Но парк имеющихся механизмов, приспособлений, станков и инструментов использовался неэффективно. Наличие механической установки для отделочных работ, электролебедки, инструментов малой механизации не могли ускорить или усовершенствовать ремонтно-реставрационные мероприятия при отсутствии других, не менее важных приспособлений, например растворомешалки, подъемного крана малой мощности, дерево- и металлообрабатывающих станков и т. д.
Положение в деятельности научно-реставрационной мастерской усугублялось частой сменой ее руководства. В 1951 г. ее возглавлял Г.Ф. Руцай, в 1952 г. - Х.Ш. Шакиров, освобожденный вскоре от зани-
маемой должности за «грубые нарушения», а с 25 марта 1953 г. директором стал В.И. Мочалов.
В начале 1950-х годов в Татарстане было принято несколько постановлений, относящихся к деятельности Управления по делам архитектуры и СНРПМ. В частности, 10 апреля 1953 г. вышло постановление СМ ТАССР «О производственной и финансовой деятельности специальной научно-реставрационной производственной мастерской Управления по делам архитектуры при СМ ТАССР за 1952 г.» [6]. Появление данного документа мотивировалось насущной потребностью реорганизации деятельности СНРПМ, укрепления ее производственной базы и научного потенциала. В постановлении была подвергнута жесткой критике производственная и финансовая деятельность мастерской за перерасход фонда зарплаты и превышение нормы административно-управленческих расходов, за крайне низкие показатели выполнения плана строительных и технических работ. Отмечались недостатки в работе Управления и его инспекции по охране памятников, не осуществлявших систематический контроль за состоянием содержания и эксплуатации арендаторами памятников архитектуры.
Действительно, арендаторов мало интересовали проблемы сохранения памятников архитектуры. Объекты культурного наследия, памятники архитектуры использовались и воспринимались ими без учета их культурной ценности. Отсутствие финансовых возможностей и нерачительная эксплуатация зданий наносили ущерб сохранности архитектурных памятников.
В 1954 г. о работе Управления по делам архитектуры и реставрационной мастерской и по финансовым итогам 1953 г. был подготовлен новый проект постановления СМ ТАССР. Отличительной особенностью этого документа явилось обязательное требование не допускать производства ремонтно-реставрационных работ без научно-исследовательской документации по всем объектам. Запрещалось производство работ на объектах, не являющихся памятниками архитектуры. Реставрационной мастерской предписывалось завершить создание собственной производственно-материальной базы; усилить контроль над состоянием содержания и эксплуатации арендаторами памятников архитектуры. А сами арендаторы были обязаны заранее предусматривать средства на ремонтно-реставрационные работы занимаемых ими памятников по согласованию с Управлением архитектуры.
В середине 1950-х годов, руководствуясь постановлениями СМ СССР, РСФСР, ТАССР, Управление по делам архитектуры стало принимать штрафные санкции по отношению к арендаторам и владельцам архитектурных памятников. Например, они были применены к квар-тирно-эксплуатационной части Казанского гарнизона за разрушение Спасской и Тайницкой башен Казанского Кремля, а сами башни изъяты из её пользования. К сожалению, суммы ни в коей мере не компенсировали всех материальных затрат на реставрационные работы и являлись, скорее всего, предупредительной мерой. За неправильную эксплуатацию зданий памятников архитектуры были выселены УИТЛК
МВД ТАССР из строений Успенского мужского монастыря в Свияжске, кормовой совхоз из Свияжского женского монастыря, общежитие «Каз-энергостроя» из здания Апанаевской мечети и олифоварочное производство артели ИРК из мечети Марджани.
В отчетно-финансовой документации тех лет реставрационная мастерская Управления по делам архитектуры критиковалась за систематическое невыполнение производственных планов. Постановлением Совета Министров ТАССР от 24 апреля 1951 г. был утверждён первый план ремонтно-реставрационных работ на 1951 г. Он включал в себя ремонт объектов Казанского кремля: укрепление контрфорса Тайницкой башни, укрепление стен и фундамента Консисторской башни, здание Совета Министров и Президиума Верховного Совета ТАССР (Губернаторский дворец), незначительные работы на Спасской, Воскресенской башнях, башне Сююмбике, а также по Памятнику Павшим воинам на р. Казанке (на котором необходимо было завершить реставрацию по проекту архитектора Бикчентаева А.Г.), работы на объектах Свияжска и Болгарского городища.
10 апреля 1953 г. вышло Постановление Совета Министров ТАССР «О производственной и финансовой деятельности Специальной научно-реставрационной производственной мастерской Управления по делам архитектуры при СМ ТАССР за 1952 г.». В нём наряду с производственными и финансовыми ошибками СНРПМ отмечались недостатки в работе Управления и его инспекции по охране памятников, не осуществлявших систематический контроль за состоянием содержания и эксплуатации арендаторами памятников архитектуры. Например, в критическом состоянии пребывали уникальные памятники архитектуры, находящиеся в арендном пользовании. Стены и башни Казанского Кремля состояли в ведении квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ) Казанского гарнизона, Благовещенский собор использовался под Госархив МВД ТАССР; комплекс бывшего Ивановского монастыря, колокольня Николо-Нисской церкви, часть помещений Казанского университета использовались под жилье; на первом этаже мечети Марджани находилась артель «ИРК»; комплекс бывшего Свияжского женского монастыря принадлежал кормовому совхозу Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР и т.д.
Недостатки в работе СНРПМ указывали на необходимость её реорганизации, укрепления её производственной базы и научного потенциала. Управлением по делам архитектуры был подготовлен план капитальных вложений по ремонту, восстановлению и реставрации памятников архитектуры ТАССР на 1955-1960 гг., выполнение которого возлагалось на СНРПМ. В пояснительной записке к этому плану было указано на очерёдность выполнения реставрационных мероприятий.
С 1955 по 1961 год руководителем научного отдела СНРПМ был Айдаров Сайяр Ситдикович - член-корреспондент РААСН, действительный член Международной академии архитектуры стран Востока, Российской академии архитектурного наследия, заслуженный архитектор Российской Федерации и заслуженный деятель науки и техники Ре-
спублики Татарстан. Он является одним из основателей архитектурного факультета КИСИ и кафедры теории и истории архитектуры. Признан основателем Казанской школы реставрации руинированных памятников архитектуры. Имеет более 100 научных статей, 3 монографии. Под научным руководством С.С. Айдарова подготовлены и защищены 3 кандидатские диссертации. В течение 20 лет он избирался председателем Союза архитекторов Республики Татарстан, членом правления Союза архитекторов СССР и Российской Федерации. В последние годы под руководством С.С. Айдарова осуществляется реставрация и реконструкция комплекса Казанского Кремля с возрождением мечети Кул Шариф, Благовещенского собора и др. Им раскрыты основные генети-ко-стилистические основы развития архитектуры на территории Республики Татарстан со времени ее зарождения и разработана концепция использования лучших традиций местного наследия в современной архитектуре республики, что нашло отражение в ряде его реализованных и экспериментальных проектов.
В части консервации памятников мастерская начинает совместную деятельность с археологами (в частности, в Древнем Болгаре). Как отмечают исследователи, с созданием в 1950-х гг. Казанской СНРПМ археологические исследовательские работы одновременно сопровождались работами по консервации выявленных объектов в соответствии с требованиями Венецианской Хартии и законодательством СССР об охране и использовании памятников.
Постепенно во второй половине XX в., благодаря интенсивному развитию прикладных наук и техники, в практику реставрации все более внедряются прогрессивные технологии. Это определило движение реставрации в новом направлении, где технологическая составляющая реставрации по праву заняла достойное место и оказала значительное влияние на методологию. Результатом стало создание по всему миру ряда специализированных реставрационных центров и научно-исследовательских институтов. Общемировая тенденция нашла отражение и в реставрационной практике СССР. Реставрационная практика 1950-х гг. дала богатый опыт комплексного изучения памятников, использования в реставрационном деле современных строительных материалов, методов организации и проведения ремонтно-реставрационных работ, методики сохранения и консервации объектов и т. д. В целом, Татарская специальная научно-реставрационная производственная мастерская, пройдя сложный период организации и становления, сыграла важную роль в деле охраны реставрации культурного наследия республики.
Список источников
1. Стенограмма Пленума Научно-методического совета по охране памятников культуры при Президиуме Академии наук СССР (май 1949 года) // Архив наследия - 1999. М.: Ин-т наследия, 2000, 304 с.
2. Татарская энциклопедия. Казань, т. 6, 2014.
3. Техническая инструкция по эксплуатации памятников архитектуры, состоящих на государственной охране. М.: б.и., 1948. 39 с.
4. Хайрутдинов Р.Р. Организация и становление реставрационного дела в Татарстане (1950-1959 гг.) // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, 2009, № 90.
5. Хайрутдинов Р.Р. Татарская специальная научно-реставрационная произведенная мастерская в 50-е гг. ХХ века: опыт организации реставрационного дела в ТАССР // Ученые записки Казанского государственного университета, т. 151, кн. 2, ч. 2, 2009, № 2-2.
6. Охрана памятников истории и культуры. Сборник документов. М.: Советская Россия, 1973.
References
1. Stenogramma Plenuma Nauchno-metodicheskogo soveta po okhrane pamyatnikov kul'tury pri Prezidiume Akademii nauk SSSR (mai 1949 goda) // Arkhiv naslediya - 1999. M.: In-t naslediya, 2000, 304 s.
2. Tatarskaya entsiklopediya. Kazan', t. 6, 2014.
3. Tekhnicheskaya instruktsiya po ekspluatatsii pamyatnikov arkhitektury, sostoyashchikh na gosudarstvennoi okhrane. M.: b.i., 1948. 39 s.
4. Khairutdinov R.R. Organizatsiya i stanovlenie restavratsionnogo dela v Tatarstane (1950-1959 gg.) // Izvestiya Rossiiskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena, 2009, № 90.
5. Khairutdinov R.R. Tatarskaya spetsial'naya nauchno-restavratsionnaya proizvedennaya masterskaya v 50-e gg. KhKh veka: opyt organizatsii restavratsionnogo dela v TASSR // Uchenye zapiski Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta, t. 151, kn. 2, ch. 2, 2009, № 2-2.
6. Okhrana pamyatnikov istorii i kul'tury. Sbornik dokumentov. M.: Sovetskaya Rossiya, 1973.
Сведения об авторе
Егорушкин Ю.А.
научный руководитель кафедры археологии и реставрации наследия КФУ.
Author of the publication
Yu.A. Egorushkin
Academic adviser of Department of archaeology and restavration of cultural heritage Kazan Federal University.
Статья поступила в редакцию 12.04.2024; одобрена после рецензирования 28.04.2024; принята к публикации 14.05.2024.
The article was submitted 12.04.2024; approved after reviewing 28.04.2024; accepted for publication 14.05.2024.