УДК 80(=512.145)
Б.К. МИННУЛЛИН
ТАТАРСКАЯ ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ АСТРАХАНИ НАЧАЛА XX ВЕКА
Ключевые слова: татарский литературный язык, татарская периодическая печать, газета, «Борьане тэрэкъкый», «Мизан», «Идел».
До начала XX в. не было татарской газеты на татарском литературном языке.
Все изменилось после революции 1905-1907 гг. Информация о той или иной ситуации, имевшей место в одном регионе, уже стала доступной и для татар, проживавших в других точках России. Прогресс периодической печати не мог не отразиться положительным образом и на общих интересах татарского народа, что привело к объединению народа вокруг общих идеалов и целей, а это, в свою очередь, говорит о формировании национальной психологии.
B.K. MINNULLIN
TATAR PERIODICALS OF ASTRAKHAN OF THE BEGINNING OF THE XXTH CENTURY
Key words: Literary Tatar, Tatar periodicals, newspaper, «Borhan Tarakkiy», «Mizan», «Idel».
There was no such phenomena as Tatar newspaper in literary tatar untill the beginning of the XXth century. The whole thing changed after the revolution in 1905-1907. The situation that took place in one region, already was true for other regions of Russia with Tatar population. The progress of the Tatar periodicals inevitably had an effect on goals, common for the Tatar people, which united peoples common ideals and aims. That indicates forming of national consciousness.
До начала XX в. не было газеты на татарском литературном языке. При глубочайшем уважении народа к первым газетам, таким, как «Тарджеман», «Шэркый Рус», даже с учётом огромного их значения в становлении и развитии всего тюрко-мусульманского мира, они не соответствовали данной роли. Но уже в начале XX в., особенно после революции 1905-1907 гг., активное развитие получают печатные издания на татарском языке. Это наблюдается не только в Казани, но и в Оренбурге, Уфе, Петербурге и других городах России. В 1905-1917 гг. на территории России издается более 120 газет и журналов на татарском языке [1, с. 30]. Такие газеты, как «Вакыт» («Время», Оренбург), «Йолдыз» («Звезда», Казань), «Кояш» («Солнце», Казань), «Ил» («Страна», С.-Петербург), за короткий период времени завоевывают огромную популярность среди народа. Это не могло не повлиять на общественнокультурную ситуацию жизни татар России. Не осталось за бортом культурных событий и татарское общество Астрахани. В 1906 г. наряду с газетой «Борhане тэрэкъкый» здесь выпускается газета «Ислах» («Реформа») и журнал «Туп» («Пушка»). С 1907 г. кроме вышеперечисленных начинают выходить в свет следующие издания: «Идел» («Волга»), «Хэмият» («Спасение»), «Я^а тормыш» («Новая жизнь»), а позже «Мэгариф» («Просвещение»), «Мизан» («Весы»), «Хак» («Истина») и «Халык» («Народ»).
В начале XX в. в Астрахани создаются два противоборствующих общества - «^эмгыяте Исламия» и «Шураи Ислам». Если «Шураи Ислам» являлось приверженцем направления джадидов, то «^эмгыяте Исламия», в свою очередь, делало акцент в обучении на религиозное образование. Оба общества создают свои органы периодической печати и открывают издательства - рычаги управления народными массами. Общество «Шураи Ислам» 14 апреля 1906 г. начинает издавать литературно-политическую газету «Борhане тэрэкъкый» («Доказательство прогресса»). Редактором газеты становится Мустафа Лутфи Исмагилов-Ширванский. Газета «Борhане тэрэкъкый», издаваемая в собственной типографии Мустафы Исмагилова «Мизан», своей целью ставит освещение следующих проблем: деятельность правительства и законодательные нововведения; государственные вопросы и частично осещение жизни мусуль-
ман; жизнь местного народа; публикация фельетонов, беллетристики и стихотворений; новости биржи; судебная хроника; справки и объявления.
В периоды, когда Исмагилов отсутствовал, его работу вели сотрудники редакции, чей вклад в развитие местной печати нельзя оставить без внимания: Кур-бангали Иримбитов, Назиб Гасрый, Закир Хаджиев, Загидулла Шарифуллин и др.
Газета «Борhане тэрэкъкый» отражала социал-демократические настроения, что подтверждают заглавия и содержание статей. В статьях в основном говорится о тяжелом положении пролетариата России, а следовательно, рабочих и крестьян из числа татар-мусульман. В рубрике «Чит мэмлэкэтлэрдэн хэбэрлэр» («Новости из-за границы») освещается жизнь Турецкого султаната.
Следует отметить, что газету «Борhане тэрэкъкый» в некоторых кругах интеллигенции недолюбливали, а порой даже осуждали. В первую очередь это было связано с прямолинейностью, а если говорить точнее, грубостью языка газеты. Параллельно с этим на страницах газеты публиковались статьи о работе общества «Шураи Ислам», обсуждался его годовой бюджет, говорилось о планах на будущее школы «Дэрел-Эдэп». Не оставались незамеченными и действия общества «^эмгыяте Исламия», говорилось об устаревших и поэтому ошибочных действиях данного кадимистского общества и духовенства -приверженцев старых взглядов.
Почти в каждом номере газеты «Борhане тэрэкъкый» печатались фельетоны. Они по своему содержанию, подчеркиваемой проблеме также напоминали прокламации и листовки РСДРП. Автором данных статей, судя по некоторым источникам, являлся Зариф Садыйков - казанский большевик, который скрывался в Астрахани от политических гонений под именем Ибрагима Муратова. Авторство фельетонов ставится под сомнение по причине того, что подписывались они поначалу псевдонимом «Ибрагим».
Газета «Мизан» также представляла татарскую периодическую печать Астрахани. Это еще одно детище М. Исмагилова, так же как и «Борhане тэрэкъкый», и по большому счету эта газета повторяла программу первой. Научная, политическая, литературная тюрко-мусульманская газета «Мизан» выходила недолго - в 19081909 гг. Всего было опубликовано 24 номера этой газеты, которая выходила раз в неделю. В отличие от других газет того времени, «Мизан» ставит целью оперативную и своевременную доставку читателям информации и новостей, связанных с ситуацией и происшествиями в других регионах, населенных татарами, новостей из Турецкого султаната, законодательных нововведений Российского государства и освещением внешней политики России. Не забывает М. Исмагилов донести до читателей причины и суть разногласий между обществами «^эмгыяте исламия» и «Шураи Ислам», естественно склоняясь к справедливости действий джадидского общества.
Так же как и в «Борhане тэрэкъкый», в газете «Мизан» публиковался финансовый отчет общества «Шураи Ислам», а в рубрике «Ха^итархан хэбэрлэре» («Новости Астрахани») можно было ознакомиться с новостями города и области, без комментариев. Статьям газеты был присущ социал-демократический дух того времени. И газета «Борhане тэрэкъкый», и газета «Мизан» не были равнодушны к поэзии. В обеих газетах в разные времена печатались стихотворения Дж. Джаб-барова, а в «Мизане» автор публиковался в каждом номере. Следует отметить, что эта поэзия была далека от идеальной и преследовала совсем другие цели -публицистические. Именно при помощи поэзии, по мнению М. Исмагилова, можно было высказаться с точки зрения политики и журналистики по злободневной теме дня, при этом статьи разбавлялись стихотворными формами. Справедливости ради следует отметить, что такого рода нелитературность поэзии была присуща
не только изданиям М. Исмагилова, скорее это было веянием времени, когда за неправильно высказанное мнение печатное издание могло быть запрещено. А газетная поэзия зачастую представляла собой эзоповский язык, и идеи, высказанные автором стихотворения, не всегда понимались цензорами.
Учитывая огромный вклад в культурную жизнь астраханских татар газеты «Идел», редактором которой был Г. Гумеров, следует более подробно остановиться и на истории данного издания. Данная литературная, экономическая, политическая газета, издававшаяся в 1907-1914 гг., как и многие газеты того времени, уделяла большое внимание общественно-политической, культурной жизни области, образованию, проблемам литературы того времени, контактам с другими национальными регионами России, воспринимая при этом Астраханскую губернию как одну из разветвлений всего татарского мира. В то же время газета старалась обратить внимание и на географические, этнические и этнографические особенности самого Астраханского региона. Следует отметить также, что за мягкость и лаконичность статей газета «Идел» была удостоена ярлыка «либеральная» со стороны жандармерии Астраханской губернии, которая жестко проверяла всю мусульманскую периодическую печать области. Именно по этой причине, по сравнению с другими национальными изданиями того времени, газета просуществовала не так уж и мало - около семи лет, всего вышло в свет 623 номера. За этот период времени газета внесла свой вклад в формирование татарской интеллигенции Астраханской губернии, в число которых входят прославленные поэты Габдрахман и Габделгани Ниязовы, Бадретдин Мустафаев-Килачи и др.
Особое внимание следует уделить взаимоотношению газеты «Идел» с другими представителями татарской периодической печати Астраханской губернии. Отдельно стоит остановиться на её взаимоотношениях с газетой «Борhане тэрэкъкый». Вместо того, чтобы объединиться и работать сообща во благо народа, развивая культуру и образованность, обе эти газеты не прочь были завязать междоусобную борьбу, которая выносилась на всеобщее обозрение на страницах обеих газет. Причем обе стороны (М. Исмагилов - издатель и редактор газеты «Борhане тэрэкъкый» и Г. Гумеров - издатель и редактор газеты «Идел») не затрудняли себя поисками компромисса и сталкивались по любому поводу, хотя следует отметить, что главной причиной почти всегда являлись разногласия в национальной политике. Нельзя не учесть и тот факт, что эти столкновения, возможно, были спровоцированы местными властями, чтобы не дать возможности объединению национальных сил, что могло создать угрозу на столь уникальной с точки зрения националистических настроений территории. О постоянных стычках между газетами «Борhане тэрэкъкый» и «Идел» в шутливой форме, присущей только ему, упоминает и великий татарский поэт Г. Тукай, в своем произведении «Авыл ^ырлары». В первой части стихотворения он называет обе газеты «Борhане тэрэкъкый» и «Идел» «петухами», готовыми в любой момент схлестнуться в бою [2, с. 250].
Таким образом, мы можем констатировать, что в начале XX в. формируется сеть национальной периодической печати. Информация о той или иной ситуации, имевшей место в одном регионе, уже была доступна и для татар, проживавших в других точках России, т.е. появляются дополнительные варианты передачи информации. В свою очередь, развитие периодической печати не могло не отразиться положительным образом и на общих интересах татарского народа, что приводит к объединению народа вокруг общих идеалов и целей, а это, в свою очередь, говорит о формировании национальной психологии.
Литература
1. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.) / Р.У. Амирханов. М.: Наука, 1988. С. 65.
2. Тукай Г. Сочинения / Г. Тукай. Казань: Таткнигоиздат, 1985. Т. 1. 405 с.
МИННУЛЛИН БАХТИЯР КИМОВИЧ - аспирант, и.о. научного сотрудника, Институт языка, литературы и искусств имени Г. Ибрагимова, Академия наук Республики Татарстан, Россия, Казань ([email protected]).
MINNuLlIN BAKHTIYAR KIMOVITCH - post-graduate student, Institute of Language, Literature and Arts named after G. Ibragimov, Academy of Science of the Republic Tatarstan, Russia, Kazan.