Научная статья на тему 'ТАТАРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ'

ТАТАРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРЖУМСКИЙ УЕЗД / НАЧАЛЬНЫЕ ЧАСТНЫЕ ШКОЛЫ / ПОЖЕРТВОВАНИЯ / УЧАЩИЕСЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзакаева Камиля Маратовна

В статье содержится краткое описание начальных частных школ, в которых учились татары - жители Уржумского уезда Вятской губернии, на основе исследования архивных документов 1869 и 1895 г. Дается характеристика состава учащихся и учителей в школах, особенностей финансового обеспечения, учебной программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзакаева Камиля Маратовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR ELEMENTARY SCHOOL IN URZHUM DISTRICT OF VYATKA PROVINCE

The article contains a brief description of the primary private schools in which the Tatars - residents of the Urzhumsky district of the Vyatka province studied, based on the study of archival documents of 1869 and 1895. The characteristics of the composition of students and teachers in schools, the features of financial support, and the curriculum are given.

Текст научной работы на тему «ТАТАРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ»

нежелательные профессиональные ситуации, такие как шантаж или провокация. В целях их предупреждения необходимо обратить внимание на организацию профилактической работы по недопущению совершения осужденными случаев оскорблений, угроз, нападения, физического насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений. В условиях чрезвычайных обстоятельств обеспечение безопасной деятельности становится первоочередной задачей. Личная безопасность сотрудников УИС является важным условием нормального функционирования учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, поэтому приоритетными задачами для всех учреждений и органов УИС является обеспечение защищенности жизненно важных интересов сотрудников и персонала от каких-либо реальных и потенциальных угроз.

Литература:

1. Киселев, А.М. Система совершенствования профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России к действиям в экстремальных ситуациях: автореф. дис. ... докт. пед. наук / А.М. Киселев. - Рязань, 2009. - 31 с.

2. Кожевников, Т.С. Психологическая безопасность сотрудников правоохранительных органов: учебное пособие / Т.С. Кожевников. - Киров, 2016. - 23 с.

3. Муравьев, В.Н. Формирование профессионально значимых качеств у молодых сотрудников правоохранительной системы / В.Н. Муравьев // Педагогика и образование: от теории к практике. - Чебоксары: Издательский дом «Среда», 2020. - С. 23-27.

4. Пак, Л.Г. Педагогическое обеспечение субъектно-развивающей социализации студента: автореф. дис. докт. пед. наук / Пак Л.Г. - Оренбург, 2010. - 46 с.

5. Пертли, В.А. Правовое обеспечение кадрового потенциала как стратегическая задача реформирования УИС / В.А. Пертли // Уголовно-исполнительная система России: стратегия развития: материалы междун. научн.-практ. конференции часть 1. - М., 2005. - С. 118-123.

6. Редников, А.Н. Социальная компетентность как характеристика сотрудника уголовно-исполнительной системы / А.Н. Редников // Актуальные проблемы современного образования. - 2017. - С. 100-103.

7. Фалеева, Л.В. Процесс развития социально-культурного потенциала обучающихся ведомственных вузов / Л.В. Фалеева // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 68-4. - С. 238-242.

Педагогика

УДК 37

преподаватель Мурзакаева Камиля Маратовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Набережночелнинский государственный педагогический университет» (г. Набережные Челны)

ТАТАРСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА В УРЖУМСКОМ УЕЗДЕ ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Аннотация. В статье содержится краткое описание начальных частных школ, в которых учились татары - жители Уржумского уезда Вятской губернии, на основе исследования архивных документов 1869 и 1895 г. Дается характеристика состава учащихся и учителей в школах, особенностей финансового обеспечения, учебной программы.

Ключевые слова: Уржумский уезд, начальные частные школы, пожертвования, учащиеся, преподаватели.

Annotatoin. The article contains a brief description of the primary prívate schools in which the Tatars - residents of the Urzhumsky district of the Vyatka province studied, based on the study of archival documents of 1869 and 1895. The characteristics of the composition of students and teachers in schools, the features of financial support, and the curriculum are given.

Keywords: Urzhum district, primary private schools, donations, students, teachers.

Введение. В XIX веке в России формировались промышленные районы, нарастали миграционные процессы, что вызывало развитие общин городского типа. Происходили изменения в российской системе образования, обусловленные потребностью государства в образованных людях. Однако рано говорить о новых подходах в образовании в данный период. Развитие уездных органов народного образования и обсуждение проблем образования находилось в зачаточном состоянии. Рост численности населения и татарских общин в Вятской губернии повлек за собой возведение мечетей и усиленную работу среди татарского населения в русле религиозного - мусульманского - просвещения. Представляем описание татарских начальных школ одного из уездов Вятской губернии - Уржумского, в узком временном срезе, в течение двух лет XIX века, далеких друг от друга, что связано со временем создания сохранившихся в архиве документов.

Цель статьи заключается в характеристике состояния начальных частных школ - мектебе, исходя из документальных свидетельств. Подверглись анализу «Ведомости о магометанских мектебе» 1869 и 1895 г., составленные инспекторами для Вятского губернского земства и дающие сведения о школах, учащихся и преподавателях. Нами были составлены таблицы с обобщением данных (Таблицы № 1, № 2, № 3).

Изложение основного материала статьи. Анализируя документы Министерства народного просвещения 1869 г., можно отметить большую заинтересованность Министерства в характеристике школ, имевшихся на территории России. В архивных документах 1869 г. есть данные о школах Уржумского, Слободского, Малмыжского, Глазовского, Елабужского, Сарапульского уездов Вятской губернии.

В деревне Параньге Турекской волости Уржумского уезда имелись две соборные мечети, при которых функционировали частные начальные школы, в ведомости не сообщается время начала их работы. Однако указывается, что в одной из школ преподавал в ней местный старший имам и мухтасиб Нугуман Ибрагимов Ирмагиев. Велось обучение школьников азбуке, Корану (Ал-Корану), учили тафсир (толкование Корана), или тавсире, турецкий язык (турки), фарси, арабский язык (арабски), читать и писать на татарском языке, не обучали русской грамоте. В ней было 55 учеников на момент сбора сведений для ведомости. Школа же помещалась в пожертвованном казанским купцом Юнусовым доме, который отапливался за счет родителей учащихся, имам Ирмагиев обучал детей бесплатно.

При второй мечети частная начальная школа находилась в пожертвованном казанским купцом Муртазой Минглыбаевым Азлигты доме, которая также отапливалась за счет родителей и воспитателей учащихся, местный указный мулла Гафизатдин Нафутдинов обучал детей бесплатно. Количество учеников в школе составляло примерно 70.

В деревне Ляжбердиной была мечеть пятивременная (пять богослужений - намазов), при ней находилась начальная школа, которая содержалась за счет местного указного муллы Ибрагима Милькина и была в его доме, дети в ней обучались бесплатно, их насчитывалось 55 человек.

В школе при соборной мечети в деревне Ирнуре количество учеников составляло примерно 110 человек. Однако преподавателей было значительно больше в сравнении с ранее описанными школами при соборных мечетях. Так, у

местного муллы Фаткуллы Файзуллина школа находилась в его доме, содержалась за его счет. На момент внесения данных о школе в ведомость зафиксировано 20 учеников. В школе у местного государственного крестьянина Мухамедея Ибраева и местного указного азана (чтеца азана) Абдула Лафика Алтуллина обучалось 30 учеников, за счет родителей которых отапливали школу. Важно отметить и тот факт, что в этой деревне учителем у 30 учеников являлась вдова умершего муллы Махуба Губадуллина, к сожалению, ее имя не указывается.

Мектебе при соборной мечети имелись в следующих деревнях: Портянур, Тоштояле, Куянковой. В них было 140 учащихся (более подробные данные представлены в таблице № 1). Причем, оказывается, что у местного муллы Нора Мухамет Галеева Норкина в деревне Портянур было наибольшее количество учеников - 86, что может говорить о престижности учителя, а также большой численности населения в деревне.

К сожалению, фамилия уездного исправника, который вел запись в ведомости за 1869 г. о школах, находившихся в Уржумском уезде, не читаема в архивном документе, раскрывающие его фамилию данные в настоящее время не обнаружены. Однако его информация о деревне Алшайке той же волости Уржумского уезда демонстрирует количество учеников, учителей, преподававших чтение по азбуке, Корану (Ал-Корану), тафсир, турецкий язык, фарси, обучавших читать и писать по-арабски и по-татарски.

В таблице № 1 представлены сведения о магометанских школах Уржумского уезда за 1869 год [2].

Таблица № 1

Ведомость о магометанских школах. Уржумский уезд, 1869 г.

Место нахождения школы: село, волость, мечеть соборная или пятивременная; какая школа, высшая или начальная Кто преподает и какого звания Число учеников во время собирания настоящих сведений, местных и посторонних Что именно преподается и по каким учебникам На чей счет содержится школа и в чьем доме помещается

1 2 3 4 5

Турекской волости Чтение по азбуке, Корану (или Алкорану), тавсире, турки и фарси, арабски и писать по-татарски, русской же грамоте не обучаются

В деревне Параньге 2 мечети соборные

При первой школа частная начальная Местный старший имам и Мухтасип Нугуман Ибрагимов Ирмагиев, из государственных крестьян Местных мальчиков - 30, девочек - 25 55 Школа помещается в пожертвованном Казанским купцом Юнусовым доме, которая отапливается на счет родителей учащихся, имам Ирмагиев детей обучает бесплатно

При второй мечети школа частная начальная Местный указный Мулла Гафизатдин Нафутдинов, из государственных крестьян Мальчиков местных - 30, посторонних -10. Девочек местных - 30 70 Школа помещается в пожертвованном казанским купцом Муртазой Минглыбаевым Азлигты доме, которая отапливается на счет родителей и воспитателей учащихся, мулла Нафутдинов детей обучает бесплатно

В деревне Ляжбердиной мечеть пятивременная, школа частная, начальная Местный указный мулла Ибрагим Милькин, из государственных крестьян Местных мальчиков - 30, девочек - 25 55 Частная школа содержится на собственный счет муллы Милькина и помещается в его доме, дети обучаются бесплатно

В деревне Ирнуре мечеть соборная, школа частная начальная 1. Местный мулла Фаткулла Файзуллин, из государственных крестьян Местных мальчиков - 8, девочек - 12 20 Частная школа содержится на собственный счет муллы Файзуллина и помещается в его доме, детей обучает бесплатно

2. Местный государственный крестьянин Мухамедей Ибраев Местных: мальчиков -15, девочек - 15 30 Школа отопляется на счет родителей учащихся и помещается в доме /родителя/ учителя Ибраева, детей обучает бесплатно

3. Местный указный Местных: Школа отопляется на

азанча Абдул Лафик Алтуллин, из государственных крестьян мальчиков - 10, девочек - 20 счет родителей и воспитателей учащихся и помещается в доме азанчи Алтуллина, детей он обучает бесплатно

30

4. Местная вдова, жена умершего муллы Махуба Губайдуллина, из крестьян Местных: мальчиков - 10, девочек - 20 Школа отопляется на счет родителей и воспитателей, помещается в доме вдовы Губайдуллиной,детей она обучает бесплатно

30

В деревне Портянур, мечеть соборная, школа частная начальная Местный указный мулла Нор Мухамет Галеев Норкин, из государственных крестьян Местных: мальчиков - 45, девочек - 41 Школа содержится на счет муллы Норкина и помещается в его доме, детей обучает бесплатно

86

В деревне Тоштояле, мечеть соборная, школа частная начальная Местный указный мулла Шарафутдин Абдул-Насыров, из государственных крестьян Местных: мальчиков - 13, девочек - 16 Школа помещается в собственном доме муллы Абдул-Насырова и содержится на его счет, который обучает детей бесплатно

29

В деревне Куянковой, мечеть соборная, школа частная начальная Вдова деревни Куянковой, жена умершего муллы Таира Местных: мальчиков - 10, девочек -15 Школа помещается в собственном доме вдовы жены Таиры и содержится на ее счет, детей она обучает бесплатно

25

В деревне Алшайке, две мечети соборные

При 1-й мечети школа начальная Местный указный мулла Ахмадей Иксаков, из государственных крестьян Местных: мальчиков - 10, девочек - 20 Школа помещается в собственном доме муллы Иксакова и содержится на его счет, детей обучает бесплатно

30

При 2-й мечети частная школа начальная Местный указный мулла Увалиулла Иксаков, из государственных крестьян Местных: мальчиков - 32, девочек - 38 Школа помещается в собственном доме муллы Иксакова и содержится на его счет, детей обучает бесплатно.

70

В деревне Порчаре, мечеть соборная, школа частная начальная Местный указный мулла Сагитдин Абдул Насыров, из государственных крестьян Местных: мальчиков - 14, девочек - 16 Школа помещается в собственном доме муллы Абдул Насырова и содержится на его счет, детей обучает бесплатно

30

В деревне Татарской Китне, мечеть соборная, школа частная начальная Местный указный мулла Мухамедьяр Абдуллин Таиров, из государственных крестьян Местных: мальчиков - 2, девочек - 3 Школа помещается в собственном доме муллы Таирова и содержится на его счет, который детей обучает бесплатно

5

Как видим, в документе за 1869 год обозначена только одна волость Уржумского уезда - Турекская. Данный факт объясняется концентрированным проживанием здесь населения татарской национальности. При мечетях насчитывается 11 мектебе. Учителями являлись местные указные муллы, азанчи, а также две вдовы умерших местных мулл, все они имеют одинаковое происхождение - из сословия государственных крестьян, в одной из школ преподавал М. Ибраев, о котором говорится, что он тоже государственный крестьянин, и нет указания, что он был муллой.

Как следует из содержания архивного документа, школы в основном содержались за счет самого учителя либо пожертвований купцов, прежде всего, в виде предоставленных для обучения детей домов, что говорит о том, что купечество способствовало развитию народного просвещения. Совсем малое количество школ содержалось за счет родителей учеников, если быть более точными, то родители были финансово ответственными за отопление помещений. Информация о том, на чьи средства совершалась покупка учебных принадлежностей для учащихся или школьной мебели, осталась для нас неизвестной.

В этой ведомости, как и в последующей (1895 г.), содержатся фамилии казанских купцов, помогавших татарским начальным школам Вятской губернии.

Известно, что в 1882 году оборот Казанской торговой биржи составил более 8 млн рублей, конечно, торговые сделки заключались и ранее, но теперь это было поставлено на регулярную основу, и купцы Казанской губернии постепенно

приучились к цивилизованному ведению дела, что говорит об их интеллекте и образованности. Они вели благотворительную деятельность, осуществляя вложения в мектебе некоторых деревень Вятской губернии, в частности в Уржумском уезде, особенно активно в 80-е годы XIX века.

В результате анализа архивных документов, ныне хранящихся в архиве города Кирова, мы имеем информацию по начальным школам Уржумского уезда за 1895 год.

Рассмотрим более подробно документ за 1895 год, сведения о магометанских мектебе и медресе в нем предоставлены инспектором народных училищ Вятской губернии Ильей Бабиным. В деревне Параньге в 1895 году работали 3 начальные школы, где преподавателями были муллы Фатих Хафизутдинов, Ахмед Галей Ирмашев и Гаясуторин Хафизуторинов. У Ахмеда Галей Ирмашева обучалось примерно 45 человек, общее же количество учеников этой деревни составляло 92. В деревне Ляжбердиной у муллы Ингаматуллы Губайдуллина было 27 учеников. В деревнях Куянковой, Тоштояле насчитывалось 54 ученика. В деревне Алшайке в 2 начальных школах Сабирьяна Ахмадеева занималось 35 учеников, а у Хафиса Гафирова - 26.

Данные о начальных школах 1895 года представлены в таблице № 2. Мы показываем здесь распределение учащихся по гендерному признаку. Необходимо отметить, что учащиеся мальчики и девочки обучались отдельно, и количество мальчиков преобладало [1].

Таблица № 2

Ведомость о числе магометанских мектебе и медресе. Уржумский уезд, 1895 г.

№№ по Места Число Помещение Звание, имя, отчество и фамилия преподавателей Число учащихся

порядку нахождения школ школ М. Д.

татарских

школ

1 2 3 4 5 6 7

1 В деревне Параньге 3 Для мужского пола помещение школы отдельное, а для женского при домах мулл Муллы: 1. Фатих Хафизутдинов 15 10

2. Ахмед Галей Ирмашев 25 20

3. Гаясуторин Хафизуторинов 12 10

2 В деревне Куянковой 2 Для мужского пола помещение школы отдельное, а для женского при домах мулл Муллы: Ахмад Гариф Нурмашев 17 12

Хабиб Рахман Гильманов 30 15

3 В деревне Татарской Китне 1 Для мужского пола помещение школы отдельное, а для женского при домах мулл Мулла Юсуп Садыков Татров 26 30

4 В д. Ляжбердиной 1 Для мужского пола помещение школы отдельное, а для женского при домах мулл Мулла Ингаматулла Губайдуллин 15 12

5 В деревне Тоштояле 1 При доме муллы Мулла Мингазуттин Назмутдинов 15 15

6 В д. Алшайке 2 Для мужского пола помещение школы отдельное, а для женского при домах мулл Муллы: 1. Сабирьян Ахмадеев 20 15

2. Хафис Гафиров 16 10

7 В д. Порчаре 1 Для мужского пола помещение школы отдельное, а для женского при домах мулл Мулла Мухамет Сабир Сагуттинов 18 12

ИТОГО 209 161

Таким образом, по ведомости за 1895 год насчитывается 11 начальных школ, где общее количество детей составляет 371 человек, среди которых есть и мальчики, и девочки, обучавшиеся в разных помещениях, так, для мальчиков помещение было отдельным, а для девочек - в домах мулл. Обучение девочек вели жены мулл. Приобщение женщин к учительской

профессии и в особенности обучение девочек было, несомненно, положительным фактом, показывающим осознание необходимости их личностного развития для семьи, общества.

После изучения сведений за два года - 1869 и 1895 - была составлена сравнительная таблица состояния начальных частных школ в Уржумском уезде (см. таблицу № 3).

Таблица № 3

По данным ведомости о числе магометанских мектебе и медресе Уржумского уезда Вятской губернии

в 1869 и 1895 г.

Уезд Место нахождения Кто преподавал Количество учащихся Итого

М. Д.

1 2 3 4 5

Уружумский уезд, 1869 г. Турекская волость, деревня Параньге Мухтасип Нугуман Ибрагимов Ирмагиев 30 25 125

Гафизатдин Нафутдинов 40 30

Уружумский уезд, 1895 г. Фатих Хафизутдинов 15 10 92

Ахмед Галей Ирмашев 25 20

Гаясуторин Хафизуторинов 12 10

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Уружумский уезд, 1869 г. Турекская волость, деревня Куянкова Вдова, жена умершего муллы Таира 10 15 25

Уружумский уезд, 1895 г. Ахмад Гариф Нурмашев 17 12 74

Хабиб Рахман Гильманов 30 15

Уружумский уезд, 1869 г. Турекская волость, деревня Тоштояле Шарафутдин Абдул Насыров 13 16 29

Уружумский уезд, 1895 г. Мингазуттин Назмутдинов 15 15 30

Уружумский уезд, 1869 г. Турекская волость, деревня Алшайке Ахмадей Иксаков 10 20 100

Увалиулла Иксаков 32 38

Уружумский уезд, 1895 г. Сабирьян Ахмадеев 20 15 61

Хафис Гафиров 16 10

Исходя из предоставленных сведений, отмечаем увеличение числа учителей в некоторых школах Турекской волости. На наш взгляд, это связано с сочетанием в преподавании учителем таких разноаспектных предметов, как чтение священной книги мусульман Корана, ее последующего истолкования, и изучение нескольких языков с большим акцентом на обучении татарских детей грамоте на родном языке.

Что же касается учащихся, то заметно уменьшение их количества в большинстве школ. Так, в деревне Параньге в период с 1869 до 1895 года отмечено уменьшение числа учеников - на 33 человека, в деревне Алшайке - на 39 человек. Снижение численности учащихся, возможно, связано с оттоком населения в города в связи с развитием промышленности, ремесленничества, состав которого пополнялся крестьянами и их семьями. В школах же деревни Куянкова, наоборот, отмечается увеличение количества обучающихся.

Выводы. Итак, исследование архивных документов о функционировании татарских начальных школ - мектебе в одном из уездов Вятской губернии, позволяет прийти к следующим выводам.

Преподавание в школах осуществлялось преимущественно служителями религиозного культа, мужчинами, но были и женщины, и учителей в количественном плане становилось все больше, и это показатель возросшего значения просвещения, которое хорошо осознавалось представителями татарского купечества, и фигуры учителя в нем.

Обучение было бесплатным. Школы существовали за счет самих учителей, родителей (оплата отопления) и пожертвований купцов (помещения). Учет гендерных различий приводил к раздельному обучению мальчиков и девочек, число которых было в то время еще небольшим, но и это свидетельствует о подвижках во взглядах на роль женщины в семье и обществе. Что касается содержания учебного процесса, то изучались традиционные для мусульманской школы дисциплины. Русский язык, история, география не входили в спектр учебных предметов, что свидетельствует о мектебе того периода как о школе старого типа, переход к школе нового типа пока не состоялся, проследить который и представляет интерес для последующих научных исследований.

Литература:

1. Ф. 205, ОП. 4, Д. 3729, Л. 21.

2. Ф. 574, ОП. 1, Д. 324, Л. 7-14.

Педагогика

УДК 378.147. 378. 147. 227

кандидат педагогических наук, доцент Мустафаева Зюре Исмаиловна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МОДЕЛИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье рассмотрены основные аспекты проведенного экспериментального исследования по реализации модели работы дошкольной образовательной организации по формированию социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Описаны этапы и полученные результаты диагностики. Полученные количественные и качественные результаты диагностического исследования, свидетельствуют об эффективности внедренной модели.

Ключевые слова: компетентность, социальная компетентность, дети старшего дошкольного возраста, модель, социально-ориентированные игры.

Annotation. The article considers the main aspects of the conducted experimental research on the implementation of the model of work of a preschool educational organization for the formation of social competence of older preschool children. The stages and the obtained diagnostic results are described. The obtained quantitative and qualitative results of the diagnostic study indicate the effectiveness of the implemented model.

Keywords: competence, social competence, older preschool children, model, socially-oriented games.

Введение. Социальная компетентность детей является интегративной характеристикой личности, включающей систему знаний и представлений ребенка о социальной действительности, ценностное отношение к собственному здоровью, желание самосовершенствования, эмоционально-положительное отношение к культурным и духовным ценностям общества, а также социальные навыки и умения эффективной деятельности в соответствии с социальными требованиями, что обеспечивает успешность социализации ребенка. Учитывая данное положение, нами была запланирована экспериментальная работа.

Изложение основного материала статьи. Согласно логике исследования, эксперимент проводился в три этапа:

1. Констатирующий этап.

2. Формирующий этап.

3. Контрольный этап.

Экспериментальной базой исследования были выбраны МБДОУ «Детский сад «Ромашка», с. Константиновка, Симферопольский район, Республики Крым и МБДОУ «Ярковский детский сад «Жаворонок» Джанкойского района, Республики Крым. Всего исследованием было охвачено 53 ребенка старшего дошкольного возраста, 4 воспитателя, родители детей.

На констатирующем этапе, нами была проведена диагностика детей дошкольного возраста, с целью определения уровня социальной компетентности. Нами были изучены работы многих ученных, работавших над изучением социальной компетентности детей дошкольного возраста - Т.Н. Антоновой [1], Т.Н. Захаровой [2], В.Н. Куницыной [5], Л.В. Трубайчук [8]. Но мы решили, что выделенные Антоновой Т.Н. компоненты сформированности социальной компетентности старших дошкольников наиболее оптимальны. Для проведения нашей экспериментальной работы были выбраны следующие компоненты сформированности социальной компетентности старших дошкольников - мотивационный, когнитивный, эмоциональный, поведенческий.

Для этапа диагностики сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста нами были выбраны следующие методики: «Закончи историю» (Л.Г. Матвеева, И.В. Выбойщик) [8] и «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина), обработка результатов теста, предложенная Р.Р. Калининой [10]. «Методика определения уровня понимания детьми социальных норм» [10]. Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б. Дерманова) [8], «Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников», под ред. О.В. Дыбиной [7]. Так же осуществлялись наблюдения за детьми в разных режимных моментах. Наблюдения проводились в течении трех недель в группах старшего дошкольного возраста. С целью установления уровня взаимоотношений дошкольников мы организовали наблюдение за ходом подготовки и протеканием сюжетно-ролевой игры в старшей группе. Детям предлагались игры на сюжеты, включающие заботу о человеке, животных: «Дочки и матери», «Поликлиника», «Ветеринарная лечебница», «Стройка», «Супермаркет». Данные игры проводились во второй половине дня, в специально организованных игровых зонах с разнообразными атрибутами для каждой составляющей игры. В каждой игре участвовало 3-4 ребенка.

С целью конкретизации характеристики наблюдаемого обмена действиями между партнерами по общению проводимых наблюдений, нами использовалась схема регистрации взаимодействия Р. Бейлса.

Для определения характеристик уровней социальной компетентности мы использовали материал пособия О.В. Дыбиной [7]. Согласно данному исследований автора, уровни сформированности социальной компетентности детей старшего дошкольного возраста разделены на 3 группы. Высокий уровень (15-18 баллов). Средний уровень (10-14 баллов). Низкий уровень (6-9 баллов).

Все дети были поставлены в равнозначные условия и диагностические задания давались на одном и том же материале. В ходе диагностирования дети проявляли большой интерес к проводимой работе, с удовольствием выполняли игровые задания. Тем не менее, некоторые дети предпочитали уединение, не всегда желали общаться с взрослыми и сверстниками.

После проведенной диагностики, можно сделать вывод, что в целом все взаимоотношения между детьми доброжелательные. Но нередко их действия и поступки лишены чувственной основы, которая необходима для возникновения и развития различных дружеских взаимоотношений, нередко возникают конфликты из-за неумения детей сопереживать, уступать, быть внимательными к товарищам.

Таким образом, в играх наблюдались, в основном, взаимоотношения, обусловленные правилами игры, лишь иногда эти взаимоотношения приобретали гуманистическую направленность.

После математической обработки данных диагностики, дети экспериментальных групп были распределены по уровням с учетом критериальной характеристики (Таблица 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.