Научная статья на тему 'Татарская деревня в 1920-е гг. : историография проблемы (по материалам Пензенской и Саратовской губерний)'

Татарская деревня в 1920-е гг. : историография проблемы (по материалам Пензенской и Саратовской губерний) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
761
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / КОЛЛЕКТИВИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНОСТЬ / РЕЛИГИЯ / HISTORIOGRAPHY / NEW ECONOMIC POLICY / COLLECTIVIZATION / NATIONALITY / RELIGION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мавлюдов И. Н.

Целью данной статьи является анализ работ, посвященных изучению татарской деревни в годы реализации новой экономической политики и начала коллективизации. Научный интерес, широта и разнообразие теоретических и практических подходов к различным аспектам истории татарской деревни подтверждают ее фундаментальную значимость и необходимость продолжить научные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tartar village in the 1920s: the historiography of the problem (based on materials of Penza and Saratov Province)

The purpose of this article is an analysis of works, devoted to the study of the tartar village in the years of the new economic policy and the beginning of collectivization. The scientific interest, the breadth and diversity of theoretical and practical approaches to various aspects of the history of the Tartar village confirm its fundamental importance and the need for further research.

Текст научной работы на тему «Татарская деревня в 1920-е гг. : историография проблемы (по материалам Пензенской и Саратовской губерний)»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 947

ТАТАРСКАЯ ДЕРЕВНЯ В 1920-Е ГГ.: ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕНЗЕНСКОЙ И САРАТОВСКОЙ ГУБЕРНИЙ)

© и. н. МАВЛЮДОВ Пензенская государственная сельскохозяйственная академия, кафедра философии и истории e-mail: min_80@mail.ru

Мавлюдов И. Н. - Татарская деревня в 1920-е гг.: историография проблемы (по материалам Пензенской и Саратовской губерний) // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 789-794. - Целью данной статьи является анализ работ, посвященных изучению татарской деревни в годы реализации новой экономической политики и начала коллективизации. Научный интерес, широта и разнообразие теоретических и практических подходов к различным аспектам истории татарской деревни подтверждают ее фундаментальную значимость и необходимость продолжить научные исследования.

Ключевые слова: историография, новая экономическая политика, коллективизация, национальность, религия.

Mavludov I. N. - Tartar village in the 1920s: the historiography of the problem (based on materials of Penza and Saratov Province) // Izv. Penz. Gos. Pedagog. Univ. im. i V. G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 789-794. - The purpose of this article is an analysis of works, devoted to the study of the tartar village in the years of the new economic policy and the beginning of collectivization. The scientific interest, the breadth and diversity of theoretical and practical approaches to various aspects of the history of the Tartar village confirm its fundamental importance and the need for further research. Keywords: historiography, new economic policy, collectivization, nationality, religion.

Изучение крестьянства в целом и татарской деревни в частности в период 1920-х гг. чаще всего происходит в рамках таких значительных явлений в истории крестьянства России как НЭП и коллективизация. История этих мероприятий неоднократно служила предметом специальных историографических исследований, которые позволяют составить достаточно полное представление о степени изученности темы и её отдельных аспектов.

Развитие историографии советского крестьянства было неравномерным и прошло несколько стадий. Большинство отечественных историков рассматривает следующие этапы в эволюции историографии темы: 1) 1920-е-1930-е гг.; 2) конец 1930-х-середина 1950-х гг.; 3) 1950-е-1980-е гг. В настоящее время необходимо добавить новейший этап - с середины 1980-х гг. по настоящее время.

История доколхозного периода в целом имеет обширную историографию. В той или иной мере объектами исследования историков становились изменения, произошедшие в советской, в том числе татарской, деревне в послереволюционный период. Это земельные отношения и крестьянское хозяйство, сельская община и местные органы власти, социальная структура и классовая борьба, культура и быт татарской деревни.

В числе первых работ можно назвать так называемые синхронные публикации, т.е. совпадающие по времени с процессами рассматриваемого периода. Эти издания, имевшие сугубо практическое значение, являлись важным инструментом в народно-хозяйственной и общественно-политической жизни страны. Их авторами в большинстве своем были партийные и советские работники, сотрудники статистических учреждений, органов печати [2].

Жизнь деревни в 1920-е годы активно изучалась современниками: агрономами, экономистами, социологами. Результаты обследований социальноэкономического положения села нашли свое отражение в публикациях этого периода [19]. В них на обширном статистическом материале анализировалась производственная структура крестьянских хозяйств, динамика их развития.

Этот период характеризуется накоплением фактического материала по истории татарской деревни и попыткой его научной интерпретации. Работа С. Ф. Ташкина «Инородцы Приволжско - Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии» [42] посвящена нерусскому населению России, в том числе и татарам - мишарям, населявшим территорию Пензенской и Саратовской губерний. В ней можно почерпнуть интересную

информацию о расселении, экономическом положении служилых татар, их хозяйственной деятельности. Выходят первые работы, выполненные на местном материале [49].

Сложнее обстояло дело с изучением татарских сёл. Можно лишь отметить результаты обследования сёл и деревень Пензенской губернии, полученные в ходе экспедиции А. В. Хвощёва в 1920-х гг. В них рассматриваются взаимоотношения между татарами, русскими, мордвой.

Среди исследований краеведческого характера особо следует отметить издание комиссии по работе в деревне РКП (б) под редакцией Н. Росницкого, в которой представлены основные итоги обследования 28 волостей и 32730 крестьянских хозяйств, в том числе и татарских [34]. Работа содержит обширный фактический материал, освещающий наиболее значимые аспекты жизни деревни: агрономические преобразования, процесс кооперирования, динамику социального расслоения, вопросы просвещения и изменения общественного сознания.

В периодической печати к концу 1920-х гг. появляются статьи, посвященные общественно - политической жизни татарской деревни Пензенской и Саратовской губерний, участии татарок в выборах [32].

Значительную часть публикаций 1920-х годов составили статистические справочники, в которых собран обширный статистический материал, затрагивающий многие стороны жизни татарской деревни Пензенской и Саратовской губерниям, например, численность населения, степень грамотности [39].

Интересные данные по истории пензенских и саратовских татар в 1920-е гг. содержатся в монографии Л. Е. Минца «Отходничество крестьянского населения на заработки в СССР». Согласно сводной таблице в разделе «Торговцы и торговые служащие», содержащей перечень профессий отходников, среди приказчиков, разносчиков, мороженщиков, существует запись «татары» [25]. Вполне возможно, что традиционное занятие торговлей ассоциировалось с этой национальностью.

отличительная особенность литературы 1920-х гг. состоит в том, что она является для современного исследователя не только литературой, но и источником, поскольку многие из авторов были непосредственными участниками и очевидцами событий. Значение её также в том, что она в отдельных случаях донесла до нас источники, не сохранившиеся другим путём. Однако большинство публикаций 1920-х гг. требуют в настоящее время критического подхода, так как с научной точки зрения, содержащиеся в них факты, не всегда являются достаточно достоверными.

Развитие историографии проблемы в 1930-е -н.1950-х гг. проходило в сложных, противоречивых условиях. Разработка ряда вопросов была затруднена, публикации источников резко сократились, многие документы стали недоступны для исследователей, как и литература 1920-х гг. На состояние историографии данного периода оказала во многом решающее воздействие глубокая идеологическая перестройка в

обществе и массовая коллективизация сельского хозяйства, проведение которой определило тематику исследований.

В 1930-е гг. особое внимание было сконцентрировано на антирелигиозной пропаганде, в данном случае, на антимусульманской [35]. С другой стороны, 1930-е гг. - это время особо пристального внимания к вопросам сельского хозяйства, когда в процессе коллективизации использовался предыдущий опыт ведения хозяйства [36]. В работе В. Ф. Касторского рассматриваются проблемы машинопользования в сельском хозяйстве [14]. В этот период развитие исторической науки проходило под жестким контролем партии, и в силу объективным причин имеется крайне мало исследований по нашей теме.

Победа в Великой Отечественной войне поставила перед историками задачу описать историю каждого народа, сделавшего вклад в общее дело Победы. Среди работ послевоенного времени следует отметить монографию Т. А. Трофимовой «Этногенез татар Поволжья в свете данных по Антропологии», посвященную происхождению татар [43]. Автором приводится значительный материал по антропологическим типам татар. В этот период выходит исследование Н. И. Воробьёва «Казанские татары: этнографическое исследование дооктябрьского периода», где автор подробно описывает природные места обитания татар, анализирует их расселение, образ жизни, материальную и духовную культуру [3]. Автором Х.Г. Гимади предпринимается попытка анализа национального названия «татары» [5].

Следующий период историографии этой проблемы приходится на время с середины 1950-х до второй половины 1980-х гг. На рубеже 1950-1960-х годов исторические исследования советской деревни вышли на качественно новый уровень. Решения XX съезда КПСС способствовали преодолению догматизма и упрощения прежних подходов. Появились работы, в которых использовались новые источники, наметилась специализация в изучении деревни. Заметным явлением стало появление монографии Ю. А. Полякова «Переход к НЭПу и советское крестьянство» [31]. Автор проанализировал социально-экономическое развитие крестьянства в 1921-1922 гг., политическую жизнь деревни, аграрную политику советского государства. После трех десятилетий молчания в работах В. П. Данилова был поднят вопрос о месте и роли общины в аграрных преобразованиях первого советского десятилетия. Различие в подходах при освещении проблемы явились своеобразным симптомом «выздоровления» исторической науки.

Интенсивно разрабатывались проблемы кооперации, налоговой политики [6]. По-прежнему главное внимание уделялось социально-экономическим аспектам развития деревни [4]. Т. И. Алексеева поднимает вопрос о связях между мещерой и татарами [1].

Наиболее значительным и обстоятельным исследованием является монография Р. Г. Мухамедовой «Татары - мишари» [26], в которой автор анализирует традиционное хозяйство, материальную и духовную

культур татар - мишарей второй половины XIX - середины XX веков проживающих на территории Пензенской области.

Особого внимания заслуживает публикация Т. давлетшина о татарах в контексте национального вопроса [9].

1980-е гг. ознаменовались появлением сборников документов. По Пензенской и Саратовской губерниям в числе таких изданий необходимо отметить сборник документов по культурному строительству [17]. В них нашли отражение темы хозяйственно-политического состояния деревни, развития кооперации, деятельности культурно-просветительских учреждений и сельских советов, работы по ликвидации неграмотности, мероприятия по ведению антирелигиозной пропаганды, вступления крестьян в ВКП (б), движения селькоров и развития крестьянской печати.

Особое внимание обращается к проблеме культурного строительства. В

этом отношении выгодно отличается монография В. А. Козлова «Культурная революция и крестьянство». Используя обширный фактический материал, в том числе, и по Среднему Поволжью, автор сумел исследовать всю совокупность факторов, влиявших на культурных облик крестьянства [15]. Этапы просвещения татар изучает А. Х. Махмутова, выделяя в качестве наиболее значительного период 1920-е гг. [22].

Наблюдается повышенный интерес исследователей к новым аспектам проблемы - социальной психологии крестьянства, культурному строительству в деревне, социальной структуре сельского населения [16]. К таким работам относится монография Х. Хасанова, которая посвящена истории татарского народа в целом. В частности, он приводит численные данные о расселении татар по уездам на территории Пензенской и Саратовской губерний в XX в. [48. С. 180]. Согласно его данным в Пензенской и Саратовской губерниях проживало соответственно 58 530 и 94 701 человек татарской национальности [48. С. 182].

Четвёртый этап в изучении истории советского крестьянства начался в годы так называемой «перестройки», когда в общественно-политической и экономической жизни страны произошли значительные изменения. Внутри этого этапа достаточно четко выделяются два периода - вторая половина 1980-х-1991г. и с 1992 г. по настоящее время, что обусловлено такими важными событиями, как распад СССР и отмена руководящей роли КПСС, заметно сказавшихся и на развитии исторической науки. Интерес к татарам возрастает уже в начале 1980-х гг. К. д. давлетшин в работе «Нации и ислам» затрагивает роль религиозного фактора в осознании национального единства советских татар [8]. Исламский фактории и положение мусульман в СССР становятся темой для исследования X. Измайлова [12]. Н. А. Халиков в работе «Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX - начала XX вв.» подробно рассматривает хозяйственные занятия [45]. В его же исследовании «Хозяйство татар Поволжья и Приуралья» дается описание и характеристика хозяйственных построек (кладовых клетей, по-

мещений для помола зерна) Инсарского района [46]. В другой работе «Промыслы и ремёсла татар Поволжья и Приуралья» [47] автор рассмотрел национальные, субэтнические особенности промысловой и ремесленной деятельности поволжских татар (татар-мишарей Инсарского, Саранского, Краснослободского, Темни-ковского уездов), на основе анализа обширного материал выделил причины развития промыслов, произвёл их классификацию.

С конца 1980-х годов в связи с начавшимися в обществе переменами проблемы новой экономической политики оказались в центре внимания. Публицистический бум был рожден стремлением найти в событиях 60-летней давности ответы на вопросы, поставленные временем «продолжавшейся революции». На волне критики административно- командной системы обсуждались проблемы альтернативности, причины свертывания нэпа. В ходе развернувшейся дискуссии вокруг причин возникновения режима личной власти Сталина, ряд исследователей усматривал их в разрушении жизненных основ патриархального крестьянства, в ломке традиционной культуры села, в отказе от старых духовных ценностей [37]. К положению до-колхозного крестьянства в поисках аргументов обращались ученые в рамках полемики о роли «объективного» и «субъективного» факторов в отказе от нэпа [18]. Следствием выработки новых концептуальных подходов стало вовлечение в научный оборот ранее неиспользованных источников, перенос акцента с положительных сторон нэпа на менее изученные его «негативные» моменты.

Заметно активизируется изучение проблем татарского крестьянства с начала 1990-х годов. Объективную оценку получает крестьянское движение начала 1920-х годов, деятельность партийных и советских органов в деревне.

Внимание историков привлекает проблема степени сохранности общинных традиции, хозяйственного уклада, патриархальной культуры села [29]. Перспективным научным направлением стало исследование вопросов общественного сознания деревни, крестьянского менталитета [23]. Проблемы татарского крестьянства в 1920-е гг. становятся темами диссертаций [51]. Как правило, большинство работ, посвященных татарским крестьянам в 1920-е гг. затрагивают роль исламского фактора. Среди авторов подобных работ необходимо отметить Р. М. Мухаметшину и Ю. М. Почта [27].

В 1997 году вышла статья л. В. Ингиновой и

В. И. лебедева о культурной и бытовой сферах жизни татар Пензенской губернии 1920-х гг., написанная по материалам анкетного опроса этнологического отделения Российской академии истории материальной культуры [13]. Современный этап характеризуется разработкой краеведческого материала, в том числе по истории татарских поселений. Одной из наиболее значительных работ, посвященных исследуемой проблеме, является вышедшая в 2001 году коллективная монография «Татары» [41]. В ней приводятся сведения о материальной и духовной культуре, расселении

и демографической ситуации нескольких этнографических групп татар.

В последние годы появился ряд работ, посвященных истории НЭПа, в том числе и в сельском хозяйстве, этапам и особенностям его существования причинам свёртывания и последствиям [11].

Активно в последнее время изучается роль религиозного фактора в истории татарского крестьянства [44]. Продолжает заниматься этой проблемой В. А. На-биев [28].

Повышенным вниманием историков пользуются темы коллективизации сельского хозяйства, развития кооперации в 1920-е, идеологии, социальной психологии, политических настроений масс, в том числе крестьянства [30].

до недавнего времени подбор, и интерпретация фактов осуществлялись в значительной степени соответственно идеологическим требованиям. Это, разумеется, не означает полную непригодность того научного багажа, который был создан в данный период. В последние годы разработка различных аспектов истории крестьянства идёт активнее и в научный оборот вводятся ранее неизвестные документы. В связи с этим представляется весьма актуальным специальное изучение имеющегося круга источников, что позволяет не только восполнить пробелы в истории татарского крестьянства и переосмыслить ряд спорных, стереотипных суждений.

Заметный вклад в освещении темы внесли труды зарубежных историков. для западных коллег в отличие от советской школы характерен особый интерес к проблемам социальной истории. Анализу традиционных форм крестьянского общества, двора, семьи посвящены работы Р. Редфилда [33], Т. Шанина [50]. Исторический консерватизм крестьянской агротехнологии и реакция селян на агрикультурные новации исследуются в работе А. Мандра [21]. Введенное Д. Скоттом определение «моральной экономики крестьянства как этики выживания» позволило глубже понять мотивы производственной деятельности жителей деревни [38]. Взаимоотношение крестьянства и местных органов власти, фактор политической мобильности и формы идеологического воздействия режима анализируются в статьях У. Таниучи, Ш. Фицпатрик [40]. Немецкий ученый Ст. Мерль на основе сопоставления уровня жизни селян до революции 1917 г. и после выясняет динамику и суть произошедших перемен. Его же перу принадлежит интересная работа о государственном регулировании аграрных отношений в 1925-1928 гг. [24]. Особо следует отметить заслугу зарубежных исследователей в постановке и изучении проблемы традиционной крестьянской культуры. Концепция «традиционной культуры» К. Добровольского получила свое дальнейшее развитие в описании культуры «малого сообщества» Р. Редфилдом и его конструкции взаимодействия «большой» и «малой» традиций [10]. М. Левин в своей работе «Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи» [20] выясняет причины сохранности традиционного жизненного уклада деревни в первой трети XX века. Автор считает, что

аграрная революция 1917-1921 гг. отбросила деревню на много лет назад и восстановила ее традиционность.

Рассуждения по проблеме отходничества во время нэпа приводит в своей работе А. Грациози: «нэп также отвечал... устремлениям крестьян, обусловленным их традиционным культурным наследием. Они стали делать то же, что и до 1917 г., вновь активно и стихийно участвуя в сезонных миграциях (отходе)» [7].

Таким образом, учтены важнейшие достижения отечественной и зарубежной историографии по данной проблематике и теме исследования. Общий обзор исторической литературы рассматриваемой проблемы показывает, что роль традиций и значение фактора перемен в жизни российского села периода нэпа изучены недостаточно. Судя, по исследованиям отечественных и зарубежных историков, по истории татарской деревни, сделаны лишь первые шаги в плане переосмысления данной проблематики на основе новых концептуальных позиций. Дальнейшая разработка проблемы предполагает расширение источниковой базы исследования и применение интеграционного подхода, что позволит интерпретировать тему с позиции современного уровня развития исторической науки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеева Т. И. Вопрос о генетическом родстве русской мещеры и татарах-мишарях // Краткие сообщения института этнографии СССР. М., 1959. Т. 3. С. 13.

2. Бубнов А. Буржуазное реставраторство на втором году НЭПа. М., 1923; Смирнов А. П. Задачи новой власти в области сельского хозяйства. М., 1925; Его же. Политика Советской власти в деревне и расслоение крестьянства. М., 1925; Рыков А. И. Очередные задачи экономической политики. М., 1924; Лацис М. И. Проблема классовой борьбы в деревне // Пути сельского хозяйства. 1925. № 1/2; Политико-просветительная работа в условиях НЭПа (итоги и перспективы). М.: Красная новь, 1922; Лифщиц М. Налоговая политика Советского государства и новый сельскохозяйственный налог. М., 1926; Революция в деревне. М.-Л., 1924.

3. Воробьёв Н. И. Казанские татары: Этнографическое исследование дооктябрьского периода. М., 1953.

4. Герасименко Г. А. Низовые крестьянские организации в 1917 - первой половине 1918 годов. (На материалах нижнего Поволжья). Саратов, 1978;Гришаев В. В. Сельскохозяйственные коммуны Советской России. 1917-1929 гг. М., 1976. Гимади Х. Г. Об употреблении названия «татары» // Вопросы истории. 1954. № 8.

5. Гимади Х. Г. Об употреблении названия «татары» // Вопросы истории. 1954. № 8.

6. Голиков В. А. Важнейший этап развития сельскохозяйственной кооперация в СССР (1921-1929 гг.). М., 1963; Дмитренко В. П., Морозов Л. Ф. Партия и кооперация. М., 1978.

7. Грациози А. Великая крестьянская война в СССР. Большевики и крестьяне. 1917-1933. М., 2001. С. 41.

8. Давлетшин К. Д. Нации и ислам. Казань, 1986.

9. Давлетшин Т. Советские татары - непривилегированное меньшинство // Материалы Мюнхенского института по изучению СССР. Мюнхен, 1969.

10. Добровольский К. Традиционная крестьянская культура // Великий незнакомец. С. 195-200.

11. Ибрагимова Д. Х. Нэп и перестройка. Массовое сознание сельского населения в условиях перехода к рынку. М., 1997.

12. Измайлов X. Критика антисоветской фальсификации положений ислама и мусульман в СССР. М., 1982.

13. Ингинова Л. В., Лебедев В. И. Культура и быт татар Пензенской губернии двадцатых годов XX века (по материалам анкетного опроса этнологического отделения Российской академии истории материальной культуры) // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. М., 1997. Ягов О. В. Мордовское и татарское население Чембар-ского уезда: история и современность // Исторические записки: межвузовский сборник научных трудов. Пенза, 2003. Вып. 7. С.258-264.

14. Касторский В. Ф. Основные вопросы машинопользо-вания в сельском хозяйстве. М., 1939.

15. Козлов В. А. Культурная революция и крестьянство. М., 1983.;Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. В 5-ти т. М, 1967. Т. 1; История культурного строительства: Из истории в СССР 1917-1977: Док. и материалы. М, 1989.

16. Кукушкин Ю. С. Сельские советы и классовая борьба в деревне (1921-1932). М., 1968; Ермаков В. Т. Исторический опыт культурной революции. М., 1968.

17. Культурное строительство в Пензенском крае, 1917— 1938. Саратов, 1986; Культурное строительство в Саратовском Поволжье (документы и материалы). Саратов, 1985.

18. Лацис О. Перелом // Суровая драма народа. М., 1989.

19. Лебедев Г. Агропомощь и агропропаганда в деревне. М, 1926; Большаков А. М. Советская деревня за 1917— 1924. Л., 1924; Резунов М. Д. Сельсоветы и земельные общества. М., 1928; Яковлев Я. А. Сельсоветы и воли-сполкомы. М.-Л., 1925; Мещеряков Н. Л. Кооперация в Советской России. М., 1922.

20. Левин М. Деревенское бытие: нравы, верования, обычаи // Крестьяноведение. 1997.

21. Мандра А. Продолжение размышлений о конце крестьянства: двадцать лет спустя // Отечественная история. 1990. № 8. С. 7-22.

22. Махмутова А. Х. Становление светского образования у татар. Казань, 1982.

23. Менталитет и аграрное развитие России (XIX-XX вв.) // Материалы международной научной конференции. М., 1994; Аширов Н. Измайлов X. Критика антисоветской фальсификации положений ислама и мусульман в СССР. М.: Знание, 1982.

24. Мерль Ст. Аграрный рынок и новая политика. Зарождение государственного управления сельским хозяйством в Советском Союзе. 1925-1928 гг. Реферат // Отечественная история. 1995. № 3. Он же. Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе. Ожидания и реальность // Отечественная история. 1998. № 1.

25. Минц. Л. Е. «Отходничество крестьянского населения на заработки в СССР». М., 1926. С. 134.

26. Мухамедова Р. Г. Татары - мишари. М., 1972.

27. Мухамедшина Р. М. Исламский фактор в общественном сознании татар в XVI-XX вв. // Исламско-

христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань, 1994; Почта Ю. М. Революционная Россия и мусульманский мир в 20-е-30-е гг. // Восток. Афро-азиатское общество: история и современность. М., 1993. № 4.

28. Набиев Р. А. Мусульманство и идеологемы власти в 1920-е // Интеллигенция Татарстана в первой половине XX в. Казань, 1997.

29. Никольский С. А. Власть и земля. М., 1990; Кабанов

B. В. Пути и бездорожья аграрного развития России в XX веке // Вопросы истории. 1993. № 3.

30. Никулин В. В. Власть и общество в 20-е годы. СПб., 1997; Российская повседневность. 1921—1941гг.: Новые подходы. СПб., 1995.

31. Поляков Ю. А. Переход к НЭПу и советское крестьянство. М, 1979.

32. Присутствующий А. Татарка активно учувствует в выборах // Трудовая правда, 1928. 7 января.

33. Редфилд Р. Большая и малая традиции // Великий незнакомец. М., 2000.

34. Росницкий Н. Полгода в деревне. Издание комиссии по работе в деревне РКП (б) (основные итоги обследования 28 волостей и 32730 крестьянских хозяйств в Пензенской губернии). Пенза, 1925.

35. Санд-Галлиев С. Антирелигиозная работа среди мусульман // Антирелигиозник. 1929. № 4. С. 62-67; Воинствующее безбожие в СССР за 15 лет. 1917-1932 гг. М., 1932.

36. Сборник статистических сведений по Средневолжскому краю 1925/1925-1927/1928 гг. Вып. 1. Самара, 1930.

37. Симонов Н. В. В преддверии «великого перелома» // Вопросы истории КПСС. 1990. № 3. С. 23

38. Скотт Дж. Оружие слабых. Обыденные формы сопротивления крестьян // Крестьяноведение. 1996.

C. 26-60.

39. Статистический сборник сведений по Пензенской губернии. 1920-1926. Пенза. 1927.

40. Таниучи У. Система уполномоченных - партия, советы и аграрная коммуна // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994; Фитцпатрик Ш. Классы и проблемы классовой принадлежности в Советской России 20-х годов // Вопросы истории. 1990. № 8.

41. Татары. М., 2001.

42. Ташкин С. Ф. Инородцы Приволжско-Приуральского края и Сибири по материалам Екатерининской законодательной комиссии. Казань, 1922.

43. Трофимова Т. А. Этногенез татар Поволжья в свете данных по антропологи. М., 1949.

44. Хабенская Е. О. Ислам в структуре татарской идентичности.// Мусульмане изменяющейся России. М., 2002; Хакимов Р. Критическое мышление и обновление ислама // Россия в глобальной политике. 2003. № 4; Ислам и мусульманская культура в Среднем Поволжье: история и современность. Очерки. Казань, 2002; Ислам истории татарского народа. Казань, 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

45. Халиков Н. А. Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья XIX-начала XX вв. М., 1981.

46. Халиков Н. А. Хозяйство татар Поволжья и Приура-лья. Казань, 1994.

47. Халиков Н. А. Промыслы и ремёсла татар Поволжья и Приуралья. Казань, 1998.

48. Хасанов X. Формирование татарской буржуазной нации. Казань, 1977. С. 180-182.

49. Худяков М. Г. Мусульманская культура в Среднем Поволжье. Казань, 1922.

50. Шанин Т. Революция как момент истины. М., 1993.

51. Шайдуллин Р. В. Деревня Татарии: социальноэкономический аспект (1921-1928). Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Казань, 1990; Набиев Р. А. Политика Советского государства по отношению к религии и церкви в 1920-1930-е гг.: Автореф. дисс. ... докт. истор. наук. Казань, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.