йО! 10.24411/2077-7639-2019-10074
Тарифообразование как основа эффективной финансовой стратегии предприятий водопроводно-канализационного хозяйства
Синянская Е.Р., Савостина О.В., Котовщикова В.М.
В настоящее время предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) малых городов испытывают острую недостаточность в финансовых ресурсах не только на инвестиционные вложения в изношенные инженерные сети, но и на осуществление текущей деятельности. Причины заключаются в том, что на практике регулирующий орган к таким предприятиям применяет метод индексации, т.е. ежегодно индексирует утвержденные ранее затраты. Кроме того, такие предприятия не привлекательны для инвестирования в силу своей низкой рентабельности, так как инвестиционная составляющая тарифов за счет потребителей услуг, ограничивается предельным индексом роста тарифов. Низкая рентабельность объясняется так же и тем, что норматив рентабельности предприятий ВКХ, который устанавливается регулирующим органом, не учитывает потребности данных предприятий в инвестициях. При этом особенно трудная ситуация складывается на предприятиях ВКХ малых городов и сельских поселений, которые не только не имеют возможностей осуществлять собственные бюджетные инвестиции или инвестиции коммунальных организаций, но и привлекать частные инвестиции. В соответствии с вышеизложенным авторы статьи проводят анализ возможностей повышения эффективности тарифной политики предприятий ВКХ для целей текущего развития и инвестирования. Предлагается заменить традиционно используемый метод индексации утвержденных затрат предыдущих периодов на более эффективный метод экономически обоснованных затрат с учетом инвестиционной составляющей, что, с одной стороны, позволит в рамках нормативных отраслевых ограничений избежать неконтролируемого роста тарифов для потребителей, а с другой стороны, дать предприятиям ВКХ возможность привлечения инвестиций из бюджетных и коммерческих источников.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003
Синянская Е.Р., Савостина О.В., Котовщикова В.М. Тарифообразование как основа эффективной финансовой стратегии предприятий водопроводно-канализационного хозяйства // Дискуссия. - 2020. - Вып. 102. - С. 30-38.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Водоснабжение, водоотведение, тарифы, предприятия водо-проводно-канализационного хозяйства, ценообразование.
JEL: L40, L44, L80
Введение. На сегодняшний день, несмотря на развитие государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, традиционная схема формирование тарифов на данные услуги не адаптирована к процессу привлечь инвестиции
на модернизацию и реконструкцию изношенных фондов данной отрасли.
В высшем органе власти Российской Федерации и в экспертно-профессиональном сообществе на текущем этапе активно обсуждается проблем-
DOI 10.24411/2077-7639-2019-10074
Tariff formation as a basis for effective financial strategy of water supply and sewerage enterprises
Sinianskaia E.R., Savostina O.V., Kotovshchikova V.M.
At present, water supply and Sewerage enterprises in small towns are experiencing an acute shortage of financial resources not only for investment in worn-out engineering networks, but even for the implementation of current activities. The reasons are that in practice the regulatory body applies the indexation method to such enterprises, i.e. annually indexes previously approved costs. In addition, such enterprises are not attractive for investment due to their low profitability, since the investment component of tariffs at the expense of consumers of services is limited by the marginal index of tariff growth. Low profitability is also explained by the fact that the standard of profitability of enterprises of the agricultural sector, which is set by the regulatory body, does not take into account the investment needs of these enterprises. At the same time, the situation is particularly difficult for enterprises of small towns and rural settlements that are not only able to make their own budget investments or investments of municipal organizations, but also attract private investment. In accordance with the above, the authors of the article analyze the possibilities of improving the efficiency of the tariff policy of water utilities for the purposes of current development and investment. It is proposed to replace the traditionally used method of indexation of the approved costs of the previous periods on a more efficient method of economically justified costs, taking into account the investment component, which on the one hand, allow normative sectoral restrictions to avoid uncontrolled growth of tariffs for consumers, on the other hand, to give the utilities the possibility of attracting investments from the budget and commercial sources.
FOR CITATION APA
Sinianskaia E.R., Savostina O.V, Kotovshchikova V.M. Tariff formation as a basis for effective financial strategy of water supply and sewerage enterprises. Diskussiya [Discussion], 102, 30-38.
KEYWORDS
Water supply, sanitation, tariffs, water supply and Sewerage companies, pricing.
JEL: L40, L44, L80
ный вопрос формирования тарифов в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Высокая степень износа основных фондов, несовершенный механизм инвестирования, отсутствие четких и «прозрачных» критериев формирования тарифов делают особенно актуальной данную сферу исследования [1].
Предприятие водопроводно-канализаци-онного хозяйства - это организация, осуществляющая отпуск воды из системы водоснабжения и/или прием сточных вод в систему кана-
лизации, а также эксплуатирующая указанные системы [2].
Первостепенным на сегодня стоит вопросом установления тарифов при оказании услуг по водоснабжению и водоотведению, так как предоставляющие данные услуги предприятия осуществляют санитарно-эпидемиологическую безопасность и жизнеобеспечение населения. Регулирование тарифов должно быть определено открытостью и публичностью этапов формирования потребности изменений. Локальной
естественной монополией сферу водоснабжения и водоотведения делает высокая социальная значимость и капиталоемкость, соответственно тарифы на данные услуги не могут разрабатываться на основании рыночного механизма [ 3].
В настоящее время множество научных работ и исследований отечественных ученых и практиков посвящены анализу проблем отрасли водопро-водно-канализационного хозяйства, в том числе и проблеме тарифного регулирования, а также данную проблему уже на протяжении нескольких лет изучают зарубежные авторы, такие как: Del Saz-Salazar S., Gonzalez-Gomez F., Guardiola J. [4], Parker D. [5], Vasquez William F. [6] и др. Однако, можно отметить отсутствие развитых адаптивных методических подходов к вопросу тарификации деятельности предприятий ВКХ с учетом их потребности в инвестициях.
В России обеспечено услугами централизованного водоснабжения около 80% населения, из них 61% - услугами водоотведения. Потребителями услуг водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) являются более 118 млн. человек по водоснабжению и более 90 млн. человек по водоотведению [7]. Соответственно актуальность темы исследования обосновывается не только экономической, но и социальной значимостью исследуемых проблем ценообразования и затрагивает интересы большинства населения страны. Однако, в настоящей работе объектом исследования являются предприятия ВКХ малых городов, так как именно они особо остро ощущают недостаток источников финансирования.
Материал и методы исследования. В исследовании проведен анализ подхода к формированию тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения с инвестиционной составляющей, с учетом действующих на сегодня методов
регулирования (методом индексации) на примере ООО «Тепловодоканал» города Среднеуральск. С учетом небольшого количества населения стоимость эксплуатации систем ВКХ, а также потребность в инвестициях на их восстановление или модернизацию существенно выше в расчете на одного жителя, чем в средних и больших городах. Исследуемое предприятие ВКХ оказывает следующие услуги: водоснабжение-водоподго-товка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения [8].
Степень изношенности систем водоснабжения и водоотведения приведена в табл. 1.
Объем водоотведения составляет в среднем 65% от объема забора воды из природных источников. Ежегодно в поверхностные водные объекты сбрасывается до 56,8 км сточных вод. Наибольшие составляющие сбрасываемых сточных вод дают промышленные предприятия - 63,1%, а также предприятия водопроводно-канализационного хозяйства - 24,9% [9].
По данным статистики мощность очистных сооружений в России покрывает потребность в очистке сточных вод всего на 12,5%, а до нормативного уровня очищается не более 10% городского стока. Это объясняется тем, что очистка стока осуществляется по традиционным схемам и на устаревшем технологическом оборудовании, запроектированном 40-50 лет тому назад под совершенно другие требования к принимаемому очистными сооружениями канализации стоку. Кроме того, значительно увеличился физический
Таблица 1
Степень изношенности систем водоснабжения и водоотведения
Виды сети систем Протяженность сети, тыс. км Сети, требующие замены
тыс.км %
Система водоснабжения
Водопроводные 139 20 14
Уличные сети 325 105 38
Внутридворовые сети 64 38 59
Всего: 528 163 30
Система водоотведения
Коллекторы 43 6 15
Уличные сети 73 19 26
Внутридворовые сети 48 33 68
Всего: 164 58 36
32 ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
DISCUSSION №5 (102) OCTOBER 202С
и моральный износ основных фондов систем канализации [9].
Кроме износа систем водопроводно-канализа-ционного хозяйства, также существует проблема недостаточного финансирования реконструкции и модернизации материально-технического оснащения предприятий ВКХ. Одной из причин данной проблемы является ориентированность государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в первую очередь, на интересы потребителей с минимальным учетом потребностей предприятий этой сферы [7].
На сегодняшний день в соответствии со «Стратегией развития ЖКХ Российской Федерации на период до 2035 года» Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения финансовая деятельность в целом водопроводно-ка-нализационного хозяйства является убыточной. С 2012 года наблюдается ухудшение финансового состояния отрасли. Так в 2015 году максимальный совокупный чистый убыток составил 22,24 млрд. руб. (рис. 1). Более 80% предприятий ВКХ на сегодня являются убыточными [ 7].
Исходя из данных, представленных на рис. 1 видно, что отрицательная динамика развития носит системный характер. Для улучшения такого финансового состояния отрасли ВКХ необходима выверенная целевая государственная поддержка.
Изучив материалы «Стратегии развития ЖКХ Российской Федерации на период до 2035 года», раздел: «Водопроводно-канализационное хозяйство» выявлено, что основной проблемой у предприятий ВКХ является недостаток инвестиционного финансового обеспечения.
Соотношение операционных и инвестиционных расходов остается на едином уровне:
в интервале 17-20% инвестиционных расходов на 83-80% операционных. На практике процесс тарифообразования в отрасли представляет собой обоснование необходимых расходов (как операционных, так и инвестиционных), исходя из предельного индекса, а не из баланса потребность-возможность [7].
В отрасль водоснабжения и водоотведения на сегодняшний день очень сложно привлечь инвесторов на модернизацию и реконструкцию ВКХ, если оставить без изменения схему формирование тарифов на данные услуги. Сегодня, как было сказано выше, тариф предприятий ВКХ на услуги водоснабжения и водоотведения рассчитан исходя из объемов поставленных услуг и величины необходимой валовой выручки на текущую деятельность. В современном мире тариф на коммунальные услуги должен состоять из двух частей и включать в себя не только покрытие текущих расходов предприятия, но и инвестиционную составляющую, которая обеспечит предприятию ВКХ развитие. Уровень инвестиционных расходов должен определяться исходя из производственных и инвестиционных программ предприятия. Безусловно органы местного самоуправления должны участвовать не формально, а фактически в утверждении технических заданий инвестиционных программ и в контроле по использованию инвестиционной составляющей части в тарифах.
Обсуждение. Тарифное регулирование включает в себя разработку политики, определение целей, задач, принципов и методов регулирования, создание органов регулирования. Основной целью тарифного регулирования на современном этапе является защита интересов населения
Рис. 1.Финансовый результат о основной деятельности
и достижение баланса интересов потребителей и поставщиков ресурсов.
Метод применяемый при утверждении тарифов определяет орган регулирования -Региональная Экономическая Комиссия (РЭК). При утверждении тарифов на 2018 год в 2016 году Комиссия определила для ООО «Тепловодоканал» город Среднеуральск при регулировании тарифа на услуги ВКХ метод индексации. После вступления в силу Постановления Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 406 и поправок к нему от 03.06.2014 г. № 510 для ООО «Тепловодоканал» данный метод стал не применим с учетом прописанных в нормативном акте условий его применения.
До 2017 года ООО «Тепловодоканал» применял метод экономически обоснованных затрат. Таким образом, все затраты у предприятия изначально
сформированы данным методом. Для определения эффективности работы метода индексации проведем сравнительный анализ тарифов ООО «Тепловодоканал» г. Среднеуральск на данные услуги в 2020 году, рассчитанных по методу индексации (т.е. утвержденных тарифов РЭК) и тарифов, рассчитанных методом экономически обоснованных затрат. В табл. 2 приведены так же фактические затраты, произведенные в и2019 году, и затраты планируемые, рассчитанные методом индексации.
На основе данных табл. 2, можно сделать вывод, что в тарифы заложен объем водоснабжения выше фактического на 4,62% суммы затрат, рассчитанных методом индексации недостаточно для формирования необходимой валовой выручки. Необходимая валовая выручка на 2020 год, рассчи-
Таблица 2
Сравнительный анализ тарифов на услуги водоснабжения
№ п/п Наименование 2019 год, тыс. руб. 2020 год, тыс. руб.
Затраты планируемые, рассчитанные методом индексации Фактические затраты Затраты планируемые, рассчитанные методом индексации Затраты ожидаемые, рассчитанные методом экономически обоснованных затрат Отклонение гр. 5 от гр.6,%
1 Необходимая валовая выручка 19 618,27 22 755,06 21 701,26 27 344,93 -20,64
1.1 Текущие расходы 19 618,27 22 377,36 21 701,26 26 967,23 -19,53
1.1.1 Операционные расходы 11 298,29 14 401,67 12 005,58 16 378,09 -26,70
1.1.2 Расходы на электрическую энергию 7 455,35 7 015,47 6 750,69 7 222,18 -6,53
1.1.3 Неподконтрольные расходы, в том числе 864,62 960,22 2 944,98 3 366,96 -12,53
1.2 Амортизация 0 377,69 0 377,69 -
1.3 Нормативная прибыль - - - - -
1.3.1 Капитальные вложения - - - - -
1.4 Расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации - - - -
2 Корректировка НВВ - - -1 503,37 - -
2.1 Отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития РФ - - -758,36 -
2.2 Отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов - - -745,0 -
3 Итого НВВ для расчета тарифа 19 618,27 22 755,06 20 197,88 27 344,93 -26,14
4 Тариф на водоснабжение 17,26 20,94 17,77 25,16 -29,40
5 Объем водоснабжения 1 136,90 1 086,71 1 136,90 1 086,71 4,62
танная методом индексации, ниже на 26,14%, чем выручка, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат. Такая же ситуация была и в 2019 году, если сравнить фактические затраты ООО «Тепловодоканал» с затратами, рассчитанными методом индексации при утверждении тарифов на этот год.
По методу экономически обоснованных затрат тариф в 2020 году на услуги водоснабжения должен составлять 25,16 руб. за 1 м3, при этом Региональной Экономической Комиссией он утвержден в 17,77 руб. за 1 м3 на текущий год. Из фактических затрат в 2019 году наблюдается, что тариф, утвержденный ниже на 3,68 руб. ООО «Тепловодоканал» по итогу 2019 года недополучило 13,79% для покрытия затрат на осуществление производственной программы, которая составляется с учетом бесперебойного и качественного обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения [10].
Соответственно, сравнительный анализ тарифов, регулируемых методом индексации, и тарифов, регулируемых методом экономически обоснованных затрат, выявил, что первые не по-
крывают всех текущих затрат для осуществления производственной программы исследуемого предприятия.
Производственная программа содержит перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. При этом надо читывать, что все расходы включены только для осуществления текущей деятельности без учета инвестиционной составляющей, которая помогла бы предприятию осуществить модернизацию и реконструкцию водопроводных и канализационных сетей для бесперебойного снабжения услугами водоснабжения и водоотведения города Среднеуральска.
Схожая ситуация обнаружена при проведении сравнительного анализа тарифов на услуги водоотведения (табл. 3).
На основании данных анализа выявлено, что объем услуг водоотведения в утвержденных тарифах на 2020 год (как и на услуги водо-
Таблица 3
Сравнительный анализ тарифов на услуги водоотведения
№ п/п Наименование 2019 год, тыс. руб. 2020 год, тыс. руб.
Затраты планируемые, рассчитанные методом индексации Фактические затраты Затраты планируемые, рассчитанные методом индексации Затраты ожидаемые, рассчитанные методом экономически обоснованных затрат Отклонение гр. 5 от гр.6,%
1 Необходимая валовая выручка 38 340,19 44 448,60 38 405,07 52 767,54 -27,22
1.1 Текущие расходы 37 444,36 43 297,30 37 724,24 51 616,24 -26,91
1.1.1 Операционные расходы 31 164,13 38 409,14 32 116,27 44 555,15 -27,92
1.1.2 Расходы на электрическую энергию 5 241,45 3 032,84 2 712,34 3 004,79 -9,73
1.1.3 Неподконтрольные расходы, в том числе 1 038,77 1 855,32 2 895,63 4 056,29 -28,61
1.2 Амортизация - 1 151,30 - 1 151,30 -
1.3 Нормативная прибыль 895,83 - 680,83 - -
1.3.1 Капитальные расходы 895,83 - 680,83 - -
2 Корректировка НВВ - - -3 769,60 - -
2.1 Отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития РФ - - - -
2.2 Отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов - - -886,10 - -
2.3 Отклонение фактического значения целевых показателей деятельности организаций - - -1 033,50 - -
2.4 Сглаживание НВВ - - -1 850,00 - -
3 Итого НВВ дли расчета тарифа 38 340,19 44 448,60 34 635,47 52 767,54 -34,36
4 Тариф на водоотведение 21,15 29,71 22,18 37,20 -40,39
5 Объем водоотведения 1 812,60 1 496,13 1 561,83 1 418,31 10,12
снабжения) учтен выше, чем фактически осуществлен на 10,12%. При этом необходимая валовая выручка для расчета тарифа, рассчитанная методом индексации на 2020 год ниже на 34,36%, чем НВВ, рассчитанная методом экономически обоснованных затрат. В итоге Региональной Энергетической Комиссией утверждены тарифы на 2020 год на 40,39% ниже, чем тарифы, которые рассчитаны методом экономически обоснованных затрат. Исходя из этого можно сделать вывод, что финансовые потребности для бесперебойного предоставления услуг водоотведения ООО «Тепловодоканал» не удовлетворены.
При проведении сравнительного анализа тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения исследуемого предприятия выявлено, что разница между утвержденными объемами реа-
лизации и фактическими объемами предоставляемых услуг водоснабжения и водоотведения вызвано высокой изношенностью арендуемых сетей (около 80%), что ведет к увеличению аварийных потерь. Так же учитывая, что в расчете тарифа используется планируемый объем реализации услуг, то завышение данного показателя повлечет за собой занижение тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. Таким образом, ООО «Тепловодоканал» ежегодно не получает необходимых финансовых средств для реализации мероприятий производственной программы, например, в 2019 году было недофинансировано:
— по услугам водоснабжения на сумму 866,28 тыс. руб.;
— по услугам водоотведения - 6 693,13 тыс. руб.
Еще одной из причин заниженного тарифа ООО «Тепловодоканал» является то, что расходы, учитываемые для расчета тарифов утверждены методом индексации фактических затрат предыдущего периода, а не методом экономически обоснованных тарифов. Таким образом, при расчете финансовых потребностей не были учтены все затраты, необходимые для качественной и безубыточной финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Выводы. На основании проведенного сравнительного анализа тарифов ООО «Тепловодоканал» города Седнеуральск, регулируемых методом индексации, и тарифов, регулируемых методом экономически обоснованных затрат, было выявлено, что первые не покрывают всех текущих затрат для осуществления инвестиционной программы предприятия. Программа содержит перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения, мероприятий, направленных на улучшение качества питьевой воды, мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе снижению потерь воды при транспортировке. Все расходы включены только для осуществления текущей деятельности без учета инвестиционной составляющей, которая помогла бы предприятию осуществить модернизацию
Список литературы
1. Мартыненко Т.В. Контуры современной тарифной политики в сфере водоснабжения и водоотведения в Российской Федерации // Вестник Академии знаний. 2020. № 1 (36). С. 125-130.
2. Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.snauka. ru/issues/2017/12/84997 (дата обращения 02.08.2020).
3. Кавыршина В.А. К вопросу о тарифной политике в сфере водоснабжения // Вестник Института экономических исследований. 2017. № 4 (8). С. 52-59.
4. Del Saz-Salazar S., Gonzalez-Gomez F, Guardiola J. Valuing water supply infrastructure improvements using life satisfaction data as a complement to contingent valuation // WATER AND ENVIRONMENT JOURNAL. 2019. (Early access are articles).
5. Parker D. Water and waste water services in the Russian Federation: A study of four vodokanaly // POST-COMMUNIST ECONOMIES. 1999. Vol. 11. No. 2. Pp. 219-235.
6. Vasquez William F. Willingness to pay and willingness to work for improvements of municipal and community-managed water services // WATER RESOURCES RESEARCH. 2014. Vol. 50. No. 10. Pp. - 8002-8014.
References
1. Martynenko T. V. Kontury sovremennoj tarifnoj politiki v sfere vodosnabzheniya i vodootvedeniya v Rossijskoj Federacii
и реконструкцию водопроводных и канализационных сетей для бесперебойного снабжения услугами водоснабжения и водоотведения города Среднеуральска.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что формирование тарифов исследуемого объекта на основе экономически обоснованных затрат с учетом инвестиционной составляющей позволит проводить межрегиональное сравнение деятельности отдельных компаний в сфере водопроводно-ка-нализационного хозяйства.
Исходя из данных анализа и изучения материалов по применению тарифного регулирования услуг водоснабжения и водоотведения можно сделать вывод, что предлагаемый авторами метод экономически обоснованных затрат является более эффективным чем индексный метод инструментом определения потребности предприятий водопроводно-канализационного хозяйства в финансовых средствах для текущего функционирования и развития, так как формирует тариф из его реальных потребностей в финансовых средствах для осуществления своей текущей деятельности. При этом указанный метод позволяет оставаться в рамках накладываемых отраслевыми нормативными документами ограничениях, не допуская бесконтрольного роста цен на услуги ЖКХ для потребителей.
7. Стратегия развития ЖКХ Российской Федерации на период до 2035 года. Раздел: водопроводно-канализационное хозяйство // Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raww.ru/pressroom/association-news/190-popechitelskij-sovet-ravv-podderzhal-konczepcziyu-strategii-razvitiya-vodoprovodno-kanalizaczionnogo-kompleksa-rf-do-2030-goda.html (дата обращения: 17.08.2020).
8. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ // Консультант Плюс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (дата обращения 02.08.2020).
9. Грабовый П.Г. Планирование и контроллинг в коммунальной сфере / П.Г. Грабовый и др.; под общ. ред. П.Г. Грабового, Т.К. Руткаускас, Л.Н. Чернышова. Екб.: РГППУ, 2010. 546 с.
10. Котовщикова В.М., Савостина О.В. Роль финансовой политики при расчете тарифов и проблемы применения метода индексации на предприятиях водопроводно-канализаци-онного хозяйства // Весенние дни науки. Сборник докладов Международной конференции студентов и молодых ученых. 2020. С. 63-66.
[Contours of modern tariff policy in the sphere of water supply and sanitation in the Russian Federation]. Bulletin
Of the Academy of knowledge. 2020. No. 1 (36). Pp. 125130.
2. Federal'nyj zakon ot 14.11.2002 № 161-FZ «O gosudarstvennyh
i municipal'nyh unitarnyh predpriyatiyah» [Federal law No. 161-FZ of 14.11.2002 "On state and municipal unitary enterprises"] [Electronic resource]. Access mode: http://web.snauka. ru/issues/2017/12/84997 (accessed date: 02.08.2020).
3. Kavyrshina V. A. on the issue of tariff policy in the field of water supply. Bulletin of the Institute of economic research. 2017. No. 4. Vol. 8. Pp. 52-59.
4. Del Saz-Salazar S., Gonzalez-Gomez F., Guardiola J. Valuing water supply infrastructure improvements using life satisfaction data as a complement to contingent valuation. WATER AND ENVIRONMENT JOURNAL. 2019. (Early access are articles).
5. Parker D. Water and waste water services in the Russian Federation: A study of four vodokanaly. POST-COMMUNIST ECONOMIES. 1999. Vol. 11. No. 2. Pp. 219-235.
6. Vasquez William F. Willingness to pay and willingness to work for improvements of municipal and community-managed water services. WATER RESOURCES RESEARCH. 2014. Vol. 50. No. 10. Pp. - 8002-8014.
7. Strategiya razvitiya ZHKKH Rossijskoj Federacii na period do 2035 goda. Razdel: vodoprovodno-kanalizacionnoe hozyajstvo [Strategy of development of housing and com-
Информация об авторе
Синянская Е.Р., кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Савостина О.В., кандидат экон. наук, доцент, доцент кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина; доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Уральский государственный экономический университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Котовщикова В.М., магистрант кафедры учета, анализа и аудита, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: [email protected]
Информация о статье
Дата получения статьи: 26.09.2020
Дата принятия к публикации: 26.10.2020
© Синянская Е.Р., Савостина О.В., Котовщикова В.М., 2020.
munal services of the Russian Federation for the period up to 2035. Section: water supply and Sewerage facilities. Russian Association of water supply and sanitation: official website] [Electronic resource]. Access mode: https://raww.ru/press-room/association-news/190-popechitelskij-sovet-ravv-pod-derzhal-konczepcziyu-strategii-razvitiya-vodoprovodno-kanal-izaczionnogo-kompleksa-rf-do-2030-goda.html (accessed date: 02.08.2020).
8. Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 03.06.2006 № 74-FZ [Water code of the Russian Federation No. 74-FZ of 03.06.2006]. Consultant Plus [Electronic resource]. Access mode: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60683/ (accessed date: 02.08.2020).
9. Grabovoi P.G. Planirovanie i kontrolling v kommunal'noj sfere [Planning and controlling in the communal sphere]. P.G. Grabovoi et al.; under the General editorship of P.G. Grabovoi, T.K. Rutkauskas, L.N. Chernyshov. ECB: RGPPU. 2010. 546 p.
10. Kotovshchikova V.M., Savostina O.V. Rol' finansovoj politiki pri raschete tarifov i problemy primeneniya metoda indeksacii na predpriyatiyah vodoprovodno-kanalizacionnogo hozyajstva [The Role of financial policy in calculating tariffs and problems of applying the indexation method at water supply and Sewerage enterprises]. Spring days of science. Collection of reports of the International conference of students and young scientists. 2020. Pp. 63-66.
Author Info
Sinianskaia E.R., PhD in Economic sciences, associate Professor, Department of accounting, analysis and audit Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin; associate Professor, Department of accounting and audit, Ural state University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Savostina O.V., PhD in Economic sciences, associate Professor, Department of accounting, analysis and audit, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin; associate Professor, Department of accounting and audit, Ural state University of Economics (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Kotovshchikova V.M., master's student of the Department of accounting, analysis and audit, Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]
Article Info
Received for publication: 26.09.2020 Accepted for publication: 26.10.2020
© Sinianskaia E.R., Savostina O.V., Kotovshchikova V.M., 2020.
38 ЭКОНОМИКА ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА
DISCUSSION №5 (102) OCTOBER 202C