УДК 339
ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ
В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС
В.В. Федоткин,
канд. экон. наук, доцент,
Санкт-Петербургский университет сервиса и экономики, Псковский филиал E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье изложены правовые основы тарифных льгот при регулировании внешнеторговой деятельности в РФ.
Ключевые слова: таможенно-тарифное регулирование, таможенный тариф, таможенная пошлина, тарифные льготы, тарифные преференции, тарифная квота.
Abstract. The article covers the legal framework for tariff privileges in regulation of foreign trade activity in the Russian Federation.
Keywords: customs tariff regulation, customs tariff, customs duty, tariff privileges, tariff preferences, tariff quota.
Таможенно-тарифное регулирование является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанном на применении мер экономического воздействия, которые способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и импорта.
Под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которых лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу.
Таможенная пошлина является основным инструментом государственного воздействия на внешнюю торговлю.
Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства или группы государств [1, с. 379].
Таможенные пошлины исчисляются по ставкам, установленным в Едином таможенном тарифе ТС (базовым ставкам).
Однако таможенно-тарифное регулирование предусматривает изменение размера таможенной пошлины, исчисленной с использованием базовых ставок. Единая таможенно-тарифная политика государств - членов ТС в отношении торговли с третьими странами предусматривает применение изъятий из тарифных мер.
Тарифные изъятия предоставляются в форме:
■ возврата ранее уплаченной таможенной пошлины,
■ освобождения от уплаты таможенной пошлины,
■ снижения ставки таможенной пошлины.
Отметим, что тарифные изъятия/льготы отличаются от таможенных льгот тем, что таможенные льготы предусматривают изъятие отдельных таможенных процедур или форм контроля. Тарифная льгота рассматривается как инструмент тарифной политики и предоставляется как в одностороннем порядке, так и на принципах взаимности.
Существующая система изменения таможенных пошлин производится в виде предоставления:
■ тарифных квот;
■ тарифных льгот;
■ тарифных преференций.
Однако применение тарифных квот не следует соотносить с тарифными льготами. Применение тарифных квот это один из инструментов тарифной политики.
Основы применения тарифных льгот сформулированы в Межправительственном соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. В условиях ТС тарифные льготы предполагают:
■ формирование единых принципов тарифных льгот на уровне союза;
■ утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне союза;
■ утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне отдельных государств - членов союза.
Рассмотрим каждый из видов тарифных льгот.
Проводимая единая таможенно-тарифная политика в отношении торговли с третьими странами предусматривает предоставление тарифных льгот в отношении определенных категорий импортируемых товаров.
В Межправительственном соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. определен перечень товаров, при импорте которых предусмотрено предоставление тарифных льгот в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин. К этой категории товаров отнесены:
■ иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ТС и декларируемые в соответствующих таможенных процедурах, определенных таможенным законодательством;
■ иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ТС в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, определенных учредительными документами, для формирования этого капитала;
■ иностранные товары, ввозимые на таможенную территорию ТС в рамках международного сотрудничества государств - участников ТС в области исследования и использования космического пространства, а также в рамках соглашений об услугах по запуску космических аппаратов по перечню, утвержденному ЕЭК.
Полное освобождение от уплаты таможенной пошлины установлено в отношении следующих категорий товаров:
■ транспортные средства, осуществляющие международные перевозки товаров и пассажиров и оборудование к ним;
■ продукция морского промысла судов государств - членов ТС;
■ товары, следующие в адрес иностранных представительств, имеющих право беспошлинного ввоза;
■ валюта государств - членов ТС и иностранная валюта, ценные бумаги (кроме используемых в нумизматических целях);
■ товары, ввозимые в качестве гуманитарной помощи и/или в целях ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
■ товары, ввозимые в качестве безвозмездной помощи, в благотворительных целях и технической помощи (кроме подакцизных товаров);
■ товары, ввозимые в рамках определенных таможенных процедур, предусматривающих освобождение от уплаты пошлины;
■ товары, перемещаемые через таможенную границу ТС физическими лицами, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности;
■ товары, обращенные в собственность одного из государств -члена союза [2, ст. 6].
Отметим, что категория товаров, перемещаемых в рамках таможенных процедур, содержит большой перечень. Сюда включаются следующие процедуры: переработки на таможенной территории для внутреннего потребления, временный ввоз, реимпорт, таможенный склад, свободный склад, свободная зона, беспошлинная торговля, перемещение припасов и т.д.
Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г. предусматривается право предоставления тарифных льгот правительствам государств - членов ТС. Предоставление таких льгот должно происходить при информировании ЕЭК, которая проводит сравнительный анализ для принятия решения о применении тарифных льгот всеми участниками союза.
К случаям распространения национальных тарифных льгот на все страны союза относится освобождение от уплаты таможенной пошлины в отношении товаров, ввозимых:
■ в целях проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских игр в 2014 г.,
■ в целях проведения Чемпионата мира по хоккею в 2014 г.
Национальная система тарифных льгот в РФ имеет довольно широкий перечень. Их можно охарактеризовать следующими категориями:
■ снабжение для российских судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию РФ;
■ товары, ввозимые в рамках соглашений о разделе продукции;
■ товары, следующие в адрес иностранных представительств;
■ товары, следующие в качестве гуманитарной помощи и для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;
■ другие товары, также имеющие специфическое применение или ввозимые под целевые программы [2, ст. 6].
С полным перечнем товаров, в отношении которых предусматриваются тарифные льготы, рекомендуется ознакомиться в классификаторе льгот, приведенном в приложении 7 к Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением КТС от 20 мая 2010 г. № 257. Представленные в приложении льготы имеют исчерпывающий список льгот по признакам льгот ТС и каждого государства - члена союза.
Для предоставления тарифных льгот обязательным условием является однозначная идентификация категории товаров, в отношении которых предоставляются конкретные льготы. Принадлежность товаров
к определенным категориям требует документального подтверждения: решения комиссии о гуманитарной или технической помощи, учредительный договор, перечень товаров, следующих для устранения последствий стихийных бедствий, и т.д. При этом отдельные документы оформляются соответствующими государственными учреждениями, а иные самим участником таможенных правоотношений.
Следует отметить, что предоставление тарифных льгот нередко носит адресный характер. Следовательно, предусматривается целевое использование товара. Нарушение данного порядка может быть квалифицировано как уклонение от уплаты таможенных платежей в виде таможенной пошлины и являться основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной административным или уголовным законодательством.
Однако современная практика предоставления тарифных льгот не предусматривает применения каких-либо инструментов, обеспечивающих обязательства декларанта по целевому использованию товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы. Одновременно регламентация деятельности таможенных органов не предусматривает проведение проверок целевого использования.
Остановимся на тарифных преференциях. Тарифные преференции - это разновидность тарифных льгот в виде специальных преимуществ, предоставляемых при обложении таможенными пошлинами всех или нескольких видов товаров, происходящих из отдельных стран или группы стран и не распространяющихся на аналогичные товары из других стран [1, с. 379].
Тарифные преференции устанавливаются для товаров, происходящих из:
■ стран, образующих совместно с государствами - членами ТС зону свободной торговли;
■ развивающихся стран в рамках исполнения международных обязательств.
Тарифные преференции выражены в виде полного освобождения от уплаты таможенной пошлины, снижения ставки таможенной пошлины и установления тарифных квот.
Тарифные льготы предоставляются на основании общей системы преференций в рамках международной поддержки экономик стран, отнесенных к развивающимся и наименее развитым, и на условиях взаимности между государствами.
В условиях ТС тарифные преференции предполагают:
■ формирование единых принципов тарифных преференций на уровне союза;
■ утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции на уровне союза;
■ признание права каждого государства - члена союза на предоставление тарифных преференций при согласовании национальных преференций с партнерами по союзу;
■ утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции на уровне государств - членов союза.
Основы применения тарифных преференций сформулированы в Межправительственном соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. Данным соглашением устанавливается возможность применения тарифных преференций в отношении товаров с определенных территорий. Единая система тарифных преференций распространяется на развивающие страны и наименее развитые в целях содействия их экономическому развитию [2, ст. 7].
Перечень стран, в отношении которых распространяется Единая система преференций, утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением КТС от 27 ноября 2009 г. № 130.
Одновременно утвержден перечень товаров, в отношении которых возможно предоставление преференций.
Правовую основу применения тарифных преференций составляют:
■ Межправительственное соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.
■ Протокол о единой системе тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.
■ Межправительственное соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 г.
■ Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18.
■ Решение КТС от 27 ноября 2009 г. № 130.
Единая система преференций базируется на признании товаров происходящими с территории страны, внесенной в соответствующий список, и ограничена списком товаров, в отношении которых данную преференцию допустимо предоставлять.
В категорию товаров, в отношении которых предоставляется тарифная преференция, включены: продукция сельского хозяйства и рыболовства, мебель, текстильные изделия и т.д. Важнейшим элементом является однозначное отнесение этих товаров к продукции, происходящей с территории указанных стран.
Страна происхождения товаров - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Условием предоставления данной тарифной преференции является признание достаточности переработки критериям, определенным Межправительственным соглашением стран СНГ о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.
Для получения тарифных преференций необходимо выполнить еще одно условие - подтвердить правило прямой поставки. Данное правило предусматривает следующие элементы:
■ внешнеторговая сделка должна быть осуществлена между резидентами государства - члена ТС и страны, пользующейся Единой системой преференций;
■ доставка товарной партии осуществляется прямым путем с учетом географических особенностей нахождения страны экспорта и сложившихся транспортных магистралей.
Так, например, пальмовое масло из Кот-Д'Ивуара, предназначенное для покупателя в РФ, возможно доставить морским путем до морского порта Таллинн на специальных морских танкерах, где произвести розлив в бочки или железнодорожные емкости. После перевалки в порту железнодорожным транспортом доставить груз до адресата. Перевалка - вид транспортных услуг, связанный с перегрузкой груза с одного вида транспорта на другой [1, с. 379].
В этом случае на таможенный контроль необходимо предоставить морские коносаменты и документы, подтверждающие морскую транспортировку и перевалку. При этом следует обратить внимание на сроки производства перевалочных работ и возможную маркировку, средства идентификации и отметки об их замене при перевалке.
То же масло, вывезенное на таможенный склад в морском порту Таллинн без намерения выполнить конкретный договор с целью размещения
для хранения на складе и поиска покупателя в процессе транспортировки и хранения, не будет подпадать под правила прямой поставки.
Предоставление тарифных преференций (табл. 1) для указанных стран осуществляется:
■ полным освобождением от уплаты пошлины для товаров, происходящих с территории стран, включенных в список наименее развитых;
■ частичным снижением ставки с применением 75% от базовой ставки пошлины для товаров, происходящих с территории стран, включенных в список развивающихся.
Таблица 1
Тарифные преференции для наименее развитых и развивающихся стран
Наименее развитые страны Развивающиеся страны
Список соответствующих стран Отнесение к соответствующему списку Отнесение к соответствующему списку
Список товаров, в отношении которых предоставляются тарифные преференции Обязательное упоминание в списке Обязательное упоминание в списке
Документальное подтверждение Необходим сертификат по форме А Необходим сертификат по форме А
Правило прямой поставки Обязательное соблюдение Обязательное соблюдение
Ставка пошлины Полное освобождение от уплаты пошлины 75% от базовой
Национальная система тарифных преференций в РФ базируется на применении положений ст. 36 Закона РФ «О таможенном тарифе», которая дублирует возможность применения тарифных преференций, содержащихся в Единой системе тарифных преференций, и предусматривает предоставление тарифных льгот иным странам - участницам двусторонних и многосторонних договоров о создании зон свободной торговли.
К таким странам следует отнести:
■ страны, входящие в СНГ и сформировавшие зону свободной торговли с участием РБ, РК и РФ;
■ Республику Сербия и Республику Черногория как правопреемников Союзной Республики Югославия.
Особо следует рассмотреть положения Договора о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ. Действующий Договор о создании зоны свободной торговли от 2011 г. распространяется на поставки товаров на таможенную территорию ТС, происходящих с территорий следующих государств: Армения, Киргизия, Молдова, Таджикистан и Украина. Страны договорились о полном освобождении товаров, признанных происходящими с территорий указанных стран, от уплаты таможенной пошлины.
Условиями предоставления данной тарифной преференции являются:
■ признание достаточности переработки критериям, определенным Межправительственным соглашением стран СНГ о правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20 ноября 2009 г.;
■ документальное подтверждение с предъявлением сертификата СТС-1 или декларации о происхождении товаров;
■ правило прямой поставки.
РБ и РК также являются участниками Договора о создании зоны свободной торговли, и, следовательно, законодательство РБ и РК предусматривает предоставление национальных тарифных преференций, идентичных рассмотренным.
Обязательства РФ в рамках Соглашения о зоне свободной торговли между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославия (2000 г.) реализуются предоставлением тарифных преференций во взамной тороговле с Республикой Сербия и Республикой Черногория, являющимися правопреемниками СРЮ. Предоставление преференций предусматиривает:
■ полное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих с территории этих стран, кроме товаров, указанных в специальном списке;
■ частичное освобождение в отношении определенных товаров - установление сниженной преференционной ставки.
Положенениями п. 4 Приказа ГТК России от 26 октября № 965 установлено, что для определения страны происхождения товаров, происходящих с территории этих стран, применяются Правила определения страны происхождения, предусмотренные Общей системой преференций.
Особенностью использования этой тарифной преференции является наличие:
■ списка товаров, в отношенни которых предусмотренные преференции не применяются, и, следовательно, ввозные таможенные по-
шлины исчисляются по базовой ставке Единого таможенного терифа [3, приложение 1];
■ списка товаров (лекарственные средства), в отношеннии которых установлены сниженные ставки [3, приложение 2].
Следует отметить, что РБ как партнер РФ по Союзному государству заключила с СРЮ двухстороннее международное соглашение о свободной тороговле и, следовательно, предоставляет национальные тарифные преференции Республике Сербия и Республике Черногория.
В 2011 г. Казахстан ратифицировал соглашение о создании зоны свободной торговли между Республикой Казахстан и Республикой Сербия, что также предусматривает предоставление тарифных преференций во взаимной торговле. В табл. 2 приведены тарифные преференции в рамках ТС с учетом национальных международных обязательств РФ.
Таблица 2
Тарифные преференции в рамках ТС с учетом национальных международных обязательств РФ
Страны Ставка пошлины согласно ЕТТ Характеристика торговых отношений Особенности предоставления преференций Форма документа для подтверждения страны происхождения
Страны, с которыми у РФ заключены торговые договоры 100% базовой ставки Режим наибольшего благоприятствования (РНБ) Нет ограничений Для подтверждения страны происхождения используются товарно-транспортные документы
Развивающиеся страны 75% от базовой ставки Применение Единой системы преференций ТС на основании общей системы, установленной для этих стран в рамках программ ООН Наличие списка товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции Сартификат по форме А, товарно-транспортные документы
Наименее развитые страны 0% от базовой ставки Применение Единой системы преференций ТС на основании общей системы, установленной для этих стран в рамках программ ООН Наличие списка товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции Сартификат по форме А, товарно-транспортные документы
Продолжение таблицы 2
Страны Ставка пошлины согласно ЕТТ Характеристика торговых отношений Особенности предоставления преференций Форма документа для подтверждения страны происхождения
Страны участницы СНГ 0% от базовой ставки Соглашение о создании зоны свободной тороговли Нет ограничений Сертификат по форме СТС-1
Республика Сербия и Республика Черногория 0% от базовой ставки и установление сниженных ставок Соглашение о создании зоны свободной торговли 1) Наличие списка товаров, в отношении которых не применяются тарифные преференции 2) Наличие списка товаров, в отношении которых применяются тарифные преференции в виде сниженной ставки Сартификат по форме А, товарно-транспортные документы
Страны, с которыми у РФ не заключены торговые договоры 200% базовой ставки Нет торговых соглашений Нет ограничений Продтверждение страны происхождения не требуется
Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
■ Таможенно-тарифное регулирование - эффективный инструмент воздействия на внешнеторговую деятельность - предусматривает изменение базовых ставок Единого таможенного тарифа при исчислении таможенных пошлин.
■ Применяемые изъятия из Единого таможенного тарифа предусматривают снижение базовой ставки при исчислении таможенных пошлин или полное освобождение от уплаты таможенных пошлин.
■ Существующую систему тарифных изъятий необходимо рассматривать как способ таможенно-тарифного регулирования в виде тарифных льгот.
■ Тарифные льготы предоставляются в виде тарифных преференций.
Основы применения тарифных льгот сформулированы в Межправительственном соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. В условиях ТС тарифные льготы предполагают:
■ формирование единых принципов тарифных льгот на уровне союза;
■ утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне союза;
■ утверждение перечня товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы на уровне отдельных государств - членов союза.
В условиях ТС допускается предоставление тарифных льгот и тарифных преференций на основе национальных правовых систем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Словарь-справочник внешнеторговых терминов и определений. - М., 2007.
2. Межправительственное соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.
3. Приказ ГТК России от 26 октября № 965 «Соглашение о свободной торговле между РФ и СРЮ».