Научная статья на тему 'ТАРИФНЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ УТИЛИЗАЦИИ ЗОЛОШЛАКОВ УГОЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В РОССИИ'

ТАРИФНЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ УТИЛИЗАЦИИ ЗОЛОШЛАКОВ УГОЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
141
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗОЛОШЛАКИ / УГОЛЬНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / КАПИТАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ / ОБЪЕКТЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Золотова Ирина Юрьевна, Бобылев Петр Михайлович

Повышение объемов утилизации золошлаков является одной из ключевых кросс-отраслевых экологических задач Российской Федерации. Одним из прямых экономических рисков от сохранения текущей системы обращения с продуктами сжигания твердого топлива - золошлаковые отходы (ПСТТ-ЗШО) в России является заполнение текущих емкостей золоотовалов. В настоящее время ряд генерирующих компаний уже вынуждены нести существенные издержки на увеличение проектных емкостей золоотвалов ТЭС. В статье представлена методика оценки потенциальных масштабов заполнения золоотвалов угольных электростанций до 2035 года, а также подходы по оценке тарифных и бюджетных последствий от снижения антропогенного воздействия угольной генерации в России. Представлена апробация соответствующей методики на примере действующих угольных электростанций. В рамках исследования проанализирована 101 ТЭС. Все они имеют действующие объекты размещения отходов (ОРО) и образуют новые объемы ПСТТ-ЗШО. Согласно анализу, в течение ближайшего года могут быть заполнены проектные емкости 4 ТЭС, в течение трех лет - 11 ТЭС. Необходимость увеличения емкостей размещения ПСТТ-ЗШО в долгосрочной перспективе составляет 43 ТЭС. Потенциальная тарифная нагрузка в части тепловой энергии может достигнуть значения в 5,19%, в части электрической энергии - до 4,28%. Некомпенсируемые прямые затраты ТЭС в части налоговых обязательств, покрытия эксплуатационных затрат и расходов, связанных с обслуживанием кредитных средств, могут составить до 60 млрд рублей. Увеличение объемов утилизации золошлаковых отходов может значительно снизить потенциальные негативные эффекты в части тарифных и бюджетных последствий и стать дополнительным источником выручки для отечественных электростанций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Золотова Ирина Юрьевна, Бобылев Петр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENERGY TARIFF AND STATE BUDGET IMPLICATIONS FROM INCREASING THE VOLUME OF ASH AND SLAG UTILIZATION FROM COAL-FIRED POWER PLANTS IN RUSSIA

Increasing the volume of ash and slag utilization is one of the key cross-sectoral environmental tasks for the Russian Federation. One of the direct economic risks from keeping the current system of ash and slag application in Russia is the filling of existing capacities of ash and slag dumps. Number of generating companies should bear significant costs for increasing the capacities of ash dumps at TPPs. The article introduces methodology for assessing the potential scale of filling ash dumps of coal-fired power generation until 2035, as well as approaches to assessing the tariff and budget consequences of reducing the anthropogenic impact of coal generation in Russia. The article presents the approbation of the corresponding methodology on the existing coal-fired power plants. 101 TPPs were analyzed within the study framework with operating ash dumps and ash and slag formation. According to the analysis, within the next year the design capacities of 4 TPPs can be filled, within the next three years - 11 TPPs. In the long run there is need to increase the storage capacity of ash dumps at 43 TPPs. The potential tariff burden in terms of heat energy can increase up to 5.19%, in terms of electricity up to 4.28%. The uncompensated direct costs of TPPs in terms of tax liabilities, coverage of operating costs and costs associated with servicing credit funds may amount up to 60 billion rubles. Increase in ash and slag utilization volume can significantly reduce potential negative effects in terms of tariff and budgetary consequences and become an additional revenue source for domestic power plants.

Текст научной работы на тему «ТАРИФНЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ УТИЛИЗАЦИИ ЗОЛОШЛАКОВ УГОЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ И ЭНЕРГЕТИКИ

УДК: 338 DOI: 10.24412/2071-6435-2022-2-71-93

ТАРИФНЫЕ И БЮДЖЕТНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ УВЕЛИЧЕНИЯ ОБЪЕМОВ УТИЛИЗАЦИИ ЗОЛОШЛАКОВ УГОЛЬНЫХ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЙ В РОССИИ

Повышение объемов утилизации золошлаков является одной из ключевых кросс-отраслевых экологических задач Российской Федерации. Одним из прямых экономических рисков от сохранения текущей системы обращения с продуктами сжигания твердого топлива — золошлаковые отходы (ПСТТ-ЗШО) в России является заполнение текущих емкостей золоотовалов. В настоящее время ряд генерирующих компаний уже вынуждены нести существенные издержки на увеличение проектных емкостей золоотвалов ТЭС. В статье представлена методика оценки потенциальных масштабов заполнения золоотвалов угольных электростанций до 2035 года, а также подходы по оценке тарифных и бюджетных последствий от снижения антропогенного воздействия угольной генерации в России. Представлена апробация соответствующей методики на примере действующих угольных электростанций. В рамках исследования проанализирована 101 ТЭС. Все они имеют действующие объекты размещения отходов (ОРО) и образуют новые объемы ПСТТ-ЗШО. Согласно анализу, в течение ближайшего года могут быть заполнены проектные емкости 4 ТЭС, в течение трех лет — 11 ТЭС. Необходимость увеличения емкостей размещения ПСТТ-ЗШО в долгосрочной перспективе составляет 43 ТЭС. Потенциальная тарифная нагрузка в части тепловой энергии может достигнуть значения в 5,19%, в части электрической энергии — до 4,28%. Некомпенсируемые прямые затраты ТЭС в части налоговых обязательств, покрытия эксплуатационных затрат и расходов, связанных с обслуживанием кредитных средств, могут составить до 60 млрд рублей. Увеличение объемов утилизации золошлаковых отходов может значительно снизить потенциальные негативные эффекты в части тарифных и бюджетных последствий и стать дополнительным источником выручки для отечественных электростанций.

И. Ю. Золотова

П.М.Бобылев

71

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации ...

Ключевые слова: золошлаки, угольные электростанции, бюджетные последствия, капитальные затраты, объекты размещения отходов.

Введение

Экологизация промышленности становится одним из ключевых национальных приоритетов для Российской Федерации. Подтверждением тому можно считать присоединение к международным соглашениям, например, к Парижскому соглашению в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, так и принятие национальных стратегических документов. В частности, 9 июня 2020 года распоряжением Правительства Российской Федерации № 1523-р была утверждена Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года (далее — Энергостратегия-2035) [14]. В рамках данного документа предусмотрен отдельный комплекс мероприятий по охране окружающей среды и противодействию изменениям климата. В частности, впервые в новейшей истории России установлен целевой показатель по утилизации (полезному использованию) продуктов сжигания твердого топлива (золошлаков) (далее — ПСТТ-ЗШО) — 50% от годового объема образования к 2035 году.

Сегодня тепловые электрические станции, работающие на твердом топливе (угле), являются основным потребителем угледобывающих компаний на внутреннем рынке (доля энергетического угля, поставляемого на объекты электроэнергетики и теплоснабжения, на внутреннем рынке составляет 45% от общего объема добычи). Согласно Энергостратегии-2035 доля угольной генерации в общем объеме установленной электрической мощности будет неизменна на перспективный период.

В связи с этим повышение объемов утилизации ПСТТ-ЗШО является одной из ключевых кросс-отраслевых экологических задач России, для решения которой требуется кардинальное перестроение подходов к обращению с промышленными отходами [6; 11; 13]. Согласно Энергостратегии-2035 в 2018 году было утилизировано чуть более 8% от объема образованных ПСТТ-ЗШО. Данный показатель кратно уступает результатам, достигнутым в большинстве развитых стран, где существенную долю в энергобалансе занимает угольная генерация (Китай, США, Индия, Австралия, Япония) [4; 15; 16; 17]. Одним из прямых экономических рисков от сохранения текущей системы обращения с отходами в России является заполнение текущих емкостей объектов

72

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

размещения отходов (золоотвалов) [5]. В данной работе предлагается оценить потенциальные масштабы заполнения золоотвалов угольных ТЭС до 2035 года, а также соответствующие экономические эффекты и тарифные последствия при условии сохранения текущих объемов образования и утилизации ПСТТ-ЗШО.

Риски заполнения золоотвалов

ПСТТ-ЗШО относятся к отходам производства, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 года) «Об отходах производства и потребления» (далее — ФЗ-89) должны удаляться, предназначены для удаления или подлежат удалению. При этом стоит отметить, что законодательно термин «удаление отходов» никак не закреплен. Источник формирования отходов производства (в том числе ТЭС) может осуществлять следующие конечные действия с отходами (в том числе с ПСТТ-ЗШО):

- накапливать (хранить);

- утилизировать;

- захоранивать (размещать).

Под накапливанием (хранением) отходов понимается складирование отходов в специализированных объектах сроком не более чем на одиннадцать месяцев в целях дальнейшей обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Размещение отходов, согласно ФЗ-89, осуществляется, когда отходы в течение 11 месяцев после образования не были вовлечены в хозяйственный оборот. В случае обращения с ПСТТ-ЗШО функцию объектов размещения отходов (ОРО) выполняют золошлакоотвалы, золоотвалы и шлакоотвалы.

При сохранении текущей системы обращения с ПСТТ-ЗШО можно прогнозировать скоротечное исчерпание проектной емкости ОРО большинства отечественных ТЭС, работающих на твердом топливе. Реализация такого сценария может катализировать реализацию ряда экологических, социальных, технологических и экономических рисков [5]. В отечественной научной литературе неоднократно отмечались негативные эффекты на окружающую среду от хранения промышленных отходов на ОРО. В случае ПСТТ-ЗШО можно в первую очередь выделить риски пыления золоотвалов [1; 3], отчуждения земель на нужды строительства новых ОРО, а также попадания золошлаковых частиц в водоемы [5]. При этом экономические аспекты сохранения текущей

73

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

системы обращения с промышленными отходами отечественными авторами не исследовались.

В соответствии со статьей 12 ФЗ-89 существует запрет на расширение площадей и сооружение новых ОРО, расположенных в рамках населенных пунктов. Увеличение радиуса расположения золошлакоотвалов от ТЭС приведет к увеличению капитальных затрат на их строительство и эксплуатационных расходов.

На сегодняшний день можно утверждать, что ряд генерирующих компаний вынуждены нести существенные издержки на увеличение проектной емкостей ОРО ТЭС. В годовом отчете АО «ДГК» (входит в группу «Русгидро») за 2018 год сообщается, что строительство нового золошлакоотвала «Зеленая балка» для Партизанской ГРЭС (1-й этап) обошлось в 1,18 млрд рублей [2]. В 2020 году в СМИ было объявлено, что АО «ТГК-11» (входит в группу «Интер РАО») планирует строительство новой секции золоотвала Омской ТЭЦ-5 в рамках инвестиционной программы на 2020-2024 годы [12]. Совокупные расходы на данные мероприятия оценены в 1,095 млрд рублей. Подобные капиталовложения в свою очередь увеличивают себестоимость производства электрической и тепловой энергии, что:

- снижает потребительский излишек граждан и прочих потребителей;

- негативно сказывается на экономике ТЭС (возникают дополнительные сопряженные операционные издержки без наличия источника компенсации соответствующих затрат);

- в перспективе приводит к существенным бюджетным последствиям [5].

Далее в статье будет описана методика количественной оценки вышеизложенных негативных последствий от необходимости несения дополнительных капитальных затрат на расширение емкостей ОРО на ТЭС.

Методика

Оценка капитальных вложений на расширение емкостей золоотвалов. Данные по объемам образования, размещения и утилизации ПСТТ-ЗШО были сформированы путем анализа годовых отчетов генерирующих компаний и статистических форм отчетности 2-ТП «отходы». Всего в рамках исследования анализировалась 101 ТЭС, где имеются действующие ОРО и образуются новые объемы ПСТТ-ЗШО.

Оценка последствий сохранения текущей системы регулирования

74

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

использования ПСТТ-ЗШО в России была про изведена на основе допущения, что ежегодные объемы утилизации ПСТТ-ЗШО являются констанлсй (наоанове далвых ла 20ыс год)- Исхлдя из этой предпосылки свсорлми йвыли оценены ожидаемые сроки заполнения действующих золлтссалыв ТЭС.

Для оценки ожидаемых ежегодных темпов заполнения золошла-соотд а лов (эыв соп овтаннен год овор олыох1 оскопления ПСТТ-ЗШО отнлсвт ельно проектной емкости золошлакоотвалов:

г.. = —

11 Сар» ’

(1)

где C— объем образованных ПСТТ-ЗШО на золошлакоотвалах i-й станции за j-й год;

Cap.. — совокупнаяпроектная емкостьдействующих золошлакоот-валовт-й станции по состоянию Haj-й париод.

Даже авторами было рассчитано ожадаемое чийло лет до заполнения емкостейзолоотвалов станций при допущении, что объем формируемых и утилити^нмых ПСТТ-ЗШО а дениние вю лет оеоиороны анализируемых станций будет константой:

(1

Dij =

Stocki

Сарц

(2)

нде a^ocja— воеоленный объем нактпленнынПМТТ-ЗШО i-й станции на конец j-го года.

Далее были отобраны угольные электростанции, для которых срок не-вНиодимоюо расширена. прндктной аикостиаилошлако отвалов наступит в ближайшие 15 лет (до 31 декабря 2035 года). Всего было определено 43 станции, соответствующие данному критерию. Для этих генерирующих объектов Дылирассаотаны ежидаемыепапиталышые затраты, которые потреНнюооя для возВедеюия дннилниенлапых проектных емкостей золоотвалов. В рамках моделирования рассматривалось 3 сценария по срнку иепоотпчваниовновь онзеодимавт ироексюды; емкостей для раз-нощоюта ЫCПT-ЫШO]aе,CЫ и[ 25 оет. Для расчета аапитальных затрат былачвталлваотне следнтдщао фтдмула:

75

I Тарифныеибюджетныеэффектыот увеличенияобъемовутилизации...

Capexi = Cij x capex x t, (3)

где capex —средние капитальныезатраты по России на увеличение 1м3 проектнойемкости золошлакоотвалов;

t — срок использования вновь возводимых емкостей золошлакоотвалов.

Такимобразом, авторамирассмотренотривозможныхварианта инвестиционныхмероприятий и соответствующихкапитальныхре-сурсов на рассматриваемых угольных ТЭС в зависимости от мощности (емкости)новыхтребуемыхзолоотвалов:

— капитальныезатраты на строительство новых золоотвалов с про-ектноймощностью(емкостью)на15 лет;

— капитальныезатратына строительствоновых золоотвалов с про-ектноймощностью (емкостью) на 20 лет;

— капитальные затраты на строительство новых золоотвалов с проектной мощностью (емкостью) на 25 лет.

На основе запросов в генерирующие компании и проведения экспертных интервью было выведено, что удельный объем капиталовложений (приведенных к ценам 2019 года) на увеличение емкости ОРО для размещения ПСТТ-ЗШО на 1 м3 составляет 238,55 рубля.

Оценка тарифных последствий реализации рассматриваемых инвестиционных мероприятий в разрезе электростанций выполнена с учетом особенностей ценообразования на электрическую и тепловую энергию.

В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», а также в соответствии с Основами ценообразования в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, и Основами ценообразования на тепловую энергию, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на поставку электрической энергии (мощности) в неценовых зонах и изолированных энергорайонах (комментарий 1), а также тарифы на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов электростанций в виде горячей воды. Регулируемые тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность) формируются в том числе с учетом амортизационных отчислений, рас-

76

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

ходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам (проценты по ним), расходам по налогу на имущество и прочих необходимых обоснованных затрат [7].

Методология расчета тарифных последствий строительства новых золоотвалов заключалась в учете в необходимой валовой выручке электростанций порегулируемым видам девтатьности дополаителтных евграв (ооыпрочиз раоных условиях), вкоючав :

— амо ртизационные отчисления после постановки золоотвала на °ухвелттрлдий )нлт;

— рвохвды тс налога не имацелевл;

— расходы на выплату процентов за кредит, начисляемых с момента получения^едотных средств.

Iе сВщем виде азмененвс чеобхддлмоЛ валовой еырувти эле]клро-счзчмий т слози с лиевом воосчит—иваей зьд авпдтелзиых оазчсч определяется по формуле:

ще НВВ' — нвобходдмст валовая выручка электростанции с учетом ]?еализацла ылвлстинионных ютаоприятит;

)РBBбаз — базовая выручка электростанций (без учета инвестиционных мероприятий).

Нтабходатмая валолся вьцвучкат дчетомреализа цлииотсэсщивнных лороприадтй очдьдиаяетья ао следующзйформуле:

где Am, — амортизационные отчисления после постановки объектов основныхпроизводственныхсредствнабухгалтерский учет;

H, — расходыпо налогунаимущество;

Kp, — расходы на выплату процентов за кредит, начисляемых с мо-ментаполучениякредитныхсредств.

Прирасчететарифныхпоследствийрассмотрен сценарийфинансиро-ваниякапитальных вложений на строительство золоотвала полностью за счет заемных средств (как сценарий с наибольшей тарифной нагрузкой).

Расчеттарифныхпоследствий произведенисходяизразмеракапи-тальныхзатрат настроительствов текущих ценахбезучета временной

ДНВВ

ЯС)

НВВ( = НВВ£-1 + Ам £ + Н£ + Кр£ ,

(5)

77

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

стоимости денег. Суммарные рассматриваемые затраты разнесены между электрической и тепловой энергией пропорционально расходу топлива, относимого на отпуск тепловой и электрической энергии (для всех электростанций принят общий подход по разнесению условно-постоянных затрат между видами производимой энергии (комментарий 2)).

В рамках расчета ценовых (тарифных) эффектов не учитывались потенциальные эксплуатационные затраты, связанные с содержанием нового золоотвала в течение всего срока его эксплуатации. При этом необходимо отметить, что строительство новых золоотвалов будет связано с консервацией и закрытием существующих золоотвалов. Таким образом, существенное изменение (рост) данных затрат произойдет в случае увеличения дальности расположения нового золоотвала относительно существующего.

Расчетное начисление амортизации произведено авторами линейным способом исходя из размера капитальных вложений и срока полезного использования (заполнения) золоотвалов — 15, 20 и 25 лет. При этом отмечается, что золоотвалы относятся к гидротехническим сооружениям. Разрешение на продление срока эксплуатации для таких объектов необходимо оформлять не менее чем за 3 года до даты окончания срока эксплуатации или за 3 года до даты ввода нового золоотвала. Таким образом, при расчете тарифных последствий начисление амортизации и учет соответствующих затрат в необходимой валовой выручке регулируемых организаций (электростанций) производится с отставанием от срока начала включения в тарифную выручку расходов на выплату процентов по кредитам в 3 года. Для электростанций, срок заполнения золоотвалов которых наступает ранее чем через 3 года после 2020 года (до 2023 года включительно), амортизационные начисления учитываются при оценке тарифных последствий с момента окончания срока действия текущей декларации безопасности эксплуатации гидротехнических сооружений.

Налог на имущество рассчитан в соответствии с главой 30 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ (далее — Налоговый кодекс). В соответствии со статьей 375 части второй Налогового кодекса налоговая база для начисления налога на имущество может определяться исходя из среднегодовой стоимости имущества или кадастровой стоимости имущества в отношении отдельных объектов недвижимого имущества. Авторами в целях оценки тарифных последствий строительства новых золоотвалов на действу-

78

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

ющих угольных ТЭС в качестве налогооблагаемой базы для расчета расходов по налогу на имущество принята среднегодовая стоимость имущества. В случае расчета соответствующих затрат исходя из кадастровой стоимости потенциальные изменения регулируемой выручки (тарифов) генерирующих компаний могут отличаться от полученных модельных оценок.

Расчет величины расходов, связанных с обслуживанием заемных средств (кредитов), выполнен исходя из применения аннуитетной схемы погашения кредита, при которой ежемесячный (ежегодный) платеж по кредиту является одинаковым в течение всего срока кредитования, а величина расходов, связанных с выплатой процентов за пользование кредитом, ежегодно уменьшается. При этом в зависимости от срока заполнения золоотвала применен различный срок кредитования:

— при сроке заполнения золоотвала 15 лет — 7 лет;

— при сроке заполнения золоотвала 20 лет — 10 лет;

— при сроке заполнения золоотвала 25 лет — 15 лет.

Процентная ставка по кредиту принята усредненной для всех рассматриваемых ТЭС и рассчитана исходя из ключевой ставки Банка России в размере 5,5% годовых (комментарий 3), увеличенной на 2 процентных пункта.

К учету для проведения расчетов в рамках оценки потенциального изменения тарифов на тепловую энергию, реализуемую ТЭЦ, не принимались соответствующие инвестиционные мероприятия, финансирование которых в установленном порядке предусмотрено за счет средств оптового рынка электрической энергии (мощности): в рамках поставки мощности по договорам купли-продажи (поставки); мощности модернизированных генерирующих объектов.

Оценка бюджетных последствий. В соответствии с действующим законодательством для инфраструктурных организаций, оказывающих регулируемые виды деятельности, действует ограничение темпов роста регулируемых тарифов — ежегодное увеличение тарифов не должно превышать установленный Минэкономразвития России уровень инфляции (индекс потребительских цен, далее — ИПЦ) на соответствующий период. В соответствии с установленным порядком, возмещение (компенсация) недополученных обоснованных доходов регулируемых организаций, связанных с ограничением темпов роста тарифов, осуществляется за счет средств бюджетной системы [8; 9; 10].

79

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

В рамках настоящей методики выполнена оценка бюджетных последствий, связанных с необходимостью компенсации генерирующим компаниям обоснованных расходов, не включенных в необходимую валовую выручку при регулировании цен (тарифов) на электрическую и тепловую энергию в связи с установленным ограничением темпов роста регулируемых тарифов. Предельным темпом роста тарифов для расчета потенциальной нагрузки на бюджет принят установленный уровень ИПЦ (4% ежегодно на всем рассматриваемом периоде).

Концептуальная схема проведения оценки тарифных и бюджетных последствий реализации инвестиционных мероприятий, связанных с возведением дополнительных проектных емкостей золоотвалов, представлена на рисунке 1.

Увеличение бюджетных расходов на компенсацию обоснованных затрат на производствотепловой и электрической энергии

*ППРФ- постановление Правительства Российской Федерации

**ИПЦ—значение индекса потребительских цен, утвержденное Минэкономразвития России

*** РПРФ -распоряжение Правительства Российской Федерации

Рисунок1.Концептуальное описаниетарифных ибюджетных последствий от реализацииинвестиционныхмероприятий, направленных нарасширение емкостейОРОна угольных ТЭС Источник:подготовленоавторами

Анализданныхирасчетэффектов

Оценка капитальных вложений на расширение емкостей золоотвалов. Анализданных на основеоткрытых источниковинформациипоказал,

80

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

что в 2019 году на золошлакоотвалах 7 ТЭС проектная емкость была заполнена на 100% (рисунок 2). При этом в большинстве из них по состоянию на конец 2019 года отсутствовали дополнительные золошлакоотвалы, а также налаженная система утилизации ПСТТ-ЗШО. Кроме того, можно отметить региональную концентрацию рассматриваемых генерирующих объектов, что усиливает потенциальную тарифную и бюджетную нагрузку в соответствующем субъекте Российской Федерации.

■ Были заполнены в 2019

■ Будут заполнены в течение 1 года

■ Будут заполнены в течение 3 лет Будут заполнены в течение 5 лет Будут заполнены в течение 7 лет Будут заполнены в течение 10 лет Будут заполнены более чем через 10 лет

■ Действуют, но ЗШО в 2019 на станциях не формировалось

Рисунок2.Ожидаемые срокизаполнениязолоотваловТЭС в России, шт. Источник:подготовленоавтораминаосновеанализаоткрытых источниковинформации

Анализ показал, что в течениеближайшего годамогутбытьзапол-нены проектные емкости еще 4 ТЭС, в течение трех лет — еще 11 ТЭС. Необходимость увеличения емкостей размещения ПСТТ-ЗШО в долгосрочной перспективе (до 2030-2035 годов) года возникнет на 43 ТЭС вРоссийской Федерации.

Совокупно до2035 годапотенциальныедополнительные капитальные расходы отрасли на строительствоновых золоотвалов могут составить 58,127 млрд рублей (оценка авторов в соответствии с представленной методикой). Приэтомс учетомвсех сопряженныхс реализацией инвестиционных мероприятий затрат (налог на имущество, обслуживание кредитных средств) совокупные расходы генерирующихкомпаний на строительство новыхОРОмогут достигнуть113,7 млрдрублей.

81

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

Для трети рассмотренных угольных электростанций соответствующая величина капитальных расходов составит до 1 млрд рублей (при создании ОРО со сроком заполнения 25 лет). Еще для трети ТЭС потенциальный объем инвестиций на создание дополнительных емкостей золоотвалов сложится в диапазоне от 1 до 2 млрд рублей. Для отдельных электростанций капитальные издержки кратно превысят указанные величины (таблица 1), что приведет к существенным тарифным и бюджетным последствиям в регионах расположения данных электростанций. Наибольшие риски несут компании, имеющие угольные электрогенерирующие объекты, где осуществляется минимальная деятельность по утилизации золошлаков.

Далее будут рассмотрены тарифные и бюджетные последствия в связи с необходимостью несения потенциальных дополнительных затрат со стороны генерирующих компаний на расширение емкостей объектов размещения ПСТТ-ЗШО.

Таблица 1

Потенциальные капитальные расходы угольных ТЭС на строительство дополнительных емкостей золоотвалов со сроком службы 25 лет (совокупно за период до 2035 года)

(комментарий 4)

Величина капитальных затрат на 1 ТЭС Количество ТЭС Регионы расположения электростанций

менее 1 млрд рублей 14 ТЭС Республики Башкортостан, Хакасия, Коми; Хабаровский, Красноярский края; Магаданская, Амурская, Иркутская, Новосибирская, Кемеровская области.

от 1 до 2,5 млрд рублей 13 ТЭС Республики Бурятия, Коми; Хабаровский, Приморский, Забайкальский, Красноярский, Алтайский края; Ростовская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская области.

более 7 млрд рублей 3 ТЭС Приморский край, Омская область.

Источник: подготовлено авторами

Оценка тарифных последствий. Потенциальный ежегодный прирост регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов угольных электрических станций, в среднем для всех рассматриваемых

82

Тарифные и бюджетныеэффекты отувеличения объемовутилизации... I

ТЭС может достигнуть 14,75% (% к предыдущему году только за счет рассматриваемого фактоцю при чрочиг равиыхусловиях). Дуапазоуы изменения регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов угольных электрических станций, при различных сроках тдктлнтсоя новых золоосетлов пгтдстдвлекы дг рисунке 3.

золоотвал на 15 лет золоотвал на 20 лет золоотвал на 25 лет

■ минимальный прирост тарифа ■ максимальный прирост тарифа

Рисунок 3. Диапазоны изменения регулируемых тарифов на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторовугольныхэлектрических станций, приразличных срокахзаполненияновыхзолоотвалов Источник:подготовленоавторами

Потенциальныйприрост регулируемыхцен(тарифов)наэлектриче-скуюэнергию(мощность)в неценовыхзонахи изолированныхэнерго-системах в среднем для всех рассматриваемых ТЭС может составить до 11,43% (% к предыдущему году только за счет рассматриваемого фактора при прочихравныхусловиях). Диапазоны изменениярегулируемых тарифов наэлектрическуюэнергию, реализуемуюугольнымиэлектри-ческими станциями в неценовых и изолированных энергосистемах, при различных сроках заполнения новых золоотвалов представлены нарисунке4.

Существенный прирост регулируемых тарифов на электрическую и тепловуюэнергию(10-15%) будет наблюдаться для угольных электрических станций, для которых потенциальная величина соответствующих инвестиционных расходов будет наибольшей по сравнению с другими

83

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

рассматриваемыми электростанциями.

золоотвал на 15 лет золоотвал на 20 лет

золоотвал на 25 лет

■ минимальный прирост тарифа ■ максимальный прирост тарифа

Рисунок 4. Диапазоны изменения регулируемых тарифов на электрическую энергию (мощность) в неценовых зонах и изолированных энергосистемах при различных сроках заполнения новых золоотвалов Источник: подготовлено авторами

При этом максимальная тарифная нагрузка в части оплаты электрической и тепловой энергии будет наблюдаться в первые годы с момента начала выплат по кредитам, начисления амортизации и оплаты налога на имущество.

Дополнительно необходимо отметить, что по рассматриваемым угольным электростанциям, функционирующим на территориях ценовых зон, удельные расходы топлива на отпуск электрической энергии выше или сопоставимы с удельными расходами топлива в среднем по соответствующей зоне свободного перетока и ценовым зонам, что не позволяет электростанциям получать достаточный объем прибыли от реализации электрической энергии на рынке на сутки вперед (в связи с низкой маржинальностью).

Средний удельный расход топлива (УРУТ) в первой ценовой зоне в 2018 году составил 280,6 гут/кВт*ч. УРУТ рассматриваемых электростанций первой ценовой зоны лежит в диапазоне от 300,1 до 411,1 гут/кВт*ч. Средний удельный расход топлива во второй ценовой зоне в 2018 году составил 351,0 гут/кВт*ч. УРУТ рассматриваемых станций находится в диапазоне от 277,6 до 418,5 гут/кВт*ч.

Исходя из данного факта, а также с учетом действующего принципа

84

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

формирования цен на электрическую мощность по свободным (нерегулируемым) ценам по результатам конкурентного отбора мощности, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172, в условиях установления предельного уровня цены на рынке мощности у рассматриваемых ТЭС может образоваться недостаток источников финансирования, необходимых для покрытия требуемых инвестиционных затрат на строительство новых золоотвалов.

Оценка бюджетных последствий. Результаты расчетов показывают, что нагрузка на консолидированный бюджет совокупно за весь рассматриваемый период может составить до 8,1 млрд рублей, в том числе в части тепловой энергии — до 2,5 млрд рублей, в части электрической энергии (мощности) — до 5,6 млрд рублей (рисунок 5).

5615,54

золоотвал на 15 лет золоотвал на 20 лет золоотвал на 25 лет

■ нагрузка на бюджет в части тепловой энергии

■ нагрузка на бюжет в части электрической энергии (мощности)

Рисунок 5. Потенциальная бюджетная нагрузка в условиях создания новых золоотвалов с различными сроками службы, млн рублей Источник: подготовлено авторами

Распределение бюджетной нагрузки в разрезе субъектов Российской Федерации (на территориях присутствия электростанций, для которых потенциальный рост регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию может превысить установленный уровень инфляции) в связи с реализацией инвестиционных мероприятий по строительству новых золоотвалов представлено в таблице 2.

85

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

Таблица 2

Потенциальные дополнительные расходы бюджета в целях компенсации обоснованных расходов генерирующих компаний в связи с ограничением темпов роста регулируемых тарифов на электрическую и тепловую энергию (при строительстве новых золоотвалов со сроком службы 25 лет)

Субъект Российской Федерации Потенциальные расходы бюджета в части тепловой энергии, млн рублей Потенциальные расходы бюджета в части электрической энергии, млн рублей

Приморский край 99,42 5 576,36

Омская область 2 228,14 -

Новосибирская область 133,89 -

Иркутская область 13,24 -

Республика Коми - 39,18

Итого по рассматриваемым регионам 2 474,68 5 615,54

Источник: подготовлено авторами

В соответствии с проведенными расчетами основная потенциальная бюджетная нагрузка будет наблюдаться в двух субъектах Российской Федерации: Омской области и Приморском крае. Доля ежегодных расходов соответствующих региональных бюджетов в целях компенсации обоснованных инвестиционных затрат генерирующих компаний может составить до 0,5% от доходной части бюджетов.

Заключение

Результаты проведенного исследования указывают на наличие существенных негативных последствий сохранения действующей системы утилизации ПСТТ-ЗШО как на микро-, так и макроуровнях экономики страны.

Увеличение объемов утилизации ПСТТ-ЗШО наряду с решением экологических задач может значительно снизить потенциальные негативные эффекты в части тарифных и бюджетных последствий. Более того, реализация золошлаковых материалов может стать дополнительным источником выручки для отечественных электростанций.

В таблице 3 представлены сводные результаты исследования в части социально-экономических эффектов от сохранения текущей системы

86

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

регулирования обращения с ПСТТ-ЗШО угольных электростанций. В среднем за анализируемые периоды тарифная нагрузка в части тепловой энергии может достигнуть значения в 5,19%, в части электрической энергии — до 4,28%. Некомпенсируемые прямые затраты ТЭС (которые не могут быть покрыты за счет тарифицируемых видов деятельности, за счет тарифных и бюджетных источников) в части налоговых обязательств (налог на имущество), покрытия эксплуатационных затрат и расходов, связанных с обслуживанием кредитных средств, могут составить до 60 млрд рублей

Таблица 3

Социально-экономические эффекты сохранения текущей системы регулирования обращения с ПСТТ-ЗШО

Эффект Субъект Масштаб эффекта

Потенциальный ежегодный прирост регулируемых тарифов на тепловую энергию (в среднем за период для всей совокупности рассматриваемых электростанций) Потребители тепловой энергии до 5,19%

Потенциальный ежегодный прирост регулируемых тарифов на электрическую энергию (в среднем за период для всей совокупности рассматриваемых электростанций) Потребители электрической энергии (неценовые зоны) 4,28%

Компенсация обоснованных расходов генерирующих компаний Региональные бюджеты До 8,089 млрд рублей

Потенциальные расходы на капиталовложения на расширение емкости ОРО, которые необходимо будет компенсировать за счет собственных источников генерирующих компаний ТЭС/генерирую-щие компании До 60 млрд рублей

Источник: подготовлено авторами

Важно подчеркнуть, что тарифные последствия для граждан от возведения новых золоотвалов могут быть еще более существенными с учетом падения платежеспособности населения. По оценкам Росстата, в 2020 году реальные располагаемые доходы граждан Российской Федерации снизились на 3,5% по сравнению с 2019 годом. Тем самым финансовая нагрузка

87

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

на промышленных и прочих потребителей электрической и тепловой энергии (через механизм перекрестного субсидирования), а также на региональные бюджеты может возрасти.

Отмеченные негативные эффекты могут быть минимизированы или полностью исключены в условиях обеспечения выполнения заданных стратегических целевых ориентиров по утилизации золошлаков.

Комментарии

1. К неценовым зонам ОРЭМ согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 года № 1172 относится территория Дальнего Востока, в которую объединены территории Республики Саха (Якутия), Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Еврейской автономной области, за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системам, территории Калининградской области, Республики Коми, Архангельской области, за исключением территорий, технологически не связанных с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами.

2. Может отличаться по отдельным электростанциям в зависимости от соответствующих положений учетной политики.

3. Актуальна на момент проведения исследования — 24 апреля 2020 года.

4. Для электростанций, для которых сценарий строительства новых золоотвалов сроком службы 25 лет рассматривается авторами как наиболее вероятный (для ряда электростанций с учетом имеющихся емкостей, действующей системы утилизации ПСТТ-ЗШО, а также с учетом планов по выводу из эксплуатации или перевода ТЭС на газ данный сценарий нецелесообразен).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Грига А. Д., Кравченко Н. В., Дудаков Д. С. и др. Экономические и экологические способы воздействия на работу предприятий энергетического комплекса с целью сокращения золоотвалов: технологии сжигания и решение организационных проблем // Энерго-и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. 2016. № 1. С. 37-40.

88

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

2. Годовой отчет АО «Дальневосточная генерирующая компания». URL: https://www.dvgk.ru/uploads/attachments/

AKCIONERI/OTCHET/GOD/%D0%93%D0%9E%20 %D0%94%D0%93%D0%9A%202018.pdf (дата обращения: 7 апреля 2022 года).

3. Делицын Л. М., Ежова Н. Н., Власов А. С., и др. Золоотвалы твердотопливных тепловых электростанций как угроза экологической безопасности // Экология промышленного производства. 2012. № 4. С. 15-26.

4. Золотова И. Ю. Бенчмаркинг зарубежного опыта утилизации продуктов сжигания твердого топлива угольных ТЭС // Инновации и инвестиции. 2020. № .7.

5. Золотова И. Ю. Риски сохранения текущей системы утилизации продуктов сжигания твердого топлива угольных ТЭС в России // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2020. Т. 11. № 2. С. 172-181. DOI: 10.17747/2618-947X-2020-2-171-181.

6. Кожуховский И. С., Величко Е. Г., Целыковский Ю. К., и др. Организационно-экономические и правовые аспекты создания и развития производственно-технических комплексов по переработке золошлаковых отходов в строительную и иную продукцию // Вестник МГСУ. 2019. Т. 14. № 6(129). C. 756-773

7. Постановление Правительства Российской Федерации от

29 декабря 2011 года № 1178 (ред. от 14 марта 2020 года, с изм. от 30 апреля 2020 года) «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике». URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_125116/ (дата обращения: 7 апреля 2022 года).

8. Постановление Правительства Российской Федерации от

30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов из-

менения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ ips/?docbody=&nd= 102349625 (дата обращения: 7 апреля 2022 года).

9. Постановление Правительства Российской Федерации от

1 июля 2014 года № 603 (ред. от 17 октября 2015 года) «О порядке расчета размера возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сферах обращения

89

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

с твердыми коммунальными отходами, электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, недополученных доходов, связанных с осуществлением ими регулируемых видов деятельности, за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и определения размера компенсации за счет средств федерального бюджета расходов бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета, возникших в результате возмещения недополученных доходов». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_165290/ (дата обращения: 7 апреля 2022 года).

10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2018 года № 2490-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонениях по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019-2023 годы». URL: https://docs.cntd.ru/document/551670013 (дата обращения: 7 апреля 2022 года).

11. Сниккарс П. Н., Золотова И. Ю., Осокин Н. А. Утилизация золошлаков ТЭС как новая кроссотраслевая задача // Энергетическая политика. 2020. № 7(149). С. 34-45.

12. СуперОмск. В Омске расширят золоотвал ТЭЦ-5 за 1,1 миллиарда рублей. URL: https://superomsk.ru/news/87343-v_omske_

rasshiryat_zolootval_tets_5_za_1_1_miniar/_(дата обращения:

7 апреля 2022 года).

13. Федорова Н. В., Чибинев К. Н., Шматько М. Е., и др. Исследование сорбирующих свойств золошлаковых материалов ТЭС // Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 3. С. 411-416.

14. Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года // Министерство энергетики Российской Федерации. URL: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/1920/108852 (дата обращения: 7 апреля 2022 года).

15. Heidrich C., Feuerborn H. J., Weir A. Coal combustion products: a global perspective // World of coal ash conference. 2013. Pp. 22-25.

16. He Y., Luo Q., Hu H. Situation analysis and countermeasures of China's fly ash pollution prevention and control // Procedia

90

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

Environmental Sciences. 2012. Vol. 16. Pp. 690-696.

17. Kumar R., Jilte R., Nikam K. C., et al. Status of carbon capture and storage in India’s coal fired power plants: а critical review // Environmental Technology & Innovation, 2019. No. 13. Pp. 94-103.

References

1. Griga A. D., Kravchenko N. V., Dudakov D. S., et al. Economic and environmental ways of influencing the operation of energy complex enterprises in order to reduce ash dumps: combustion technologies and solving organizational problems. Energo-i resursosberezhenie: promyshlennost’ i transport [Energy and Resource Saving: Industry and Transport], 2016, no. 1, рр.37-40 (in Russian).

2. Annual report of JSC Far East Generating Company. Available at: https://www.dvgk.ru/uploads/attachments/AKCIONERI/OTCHET/ G0D/%D0%93%D0%9E%20%D0%94%D0%93%D0%9A%20 2018.pdf (accessed: 7 April, 2022) (in Russian).

3. Delitsyn L. M., Ezhova N. N., Vlasov A. S., et al. Ash dumps of solid fuel thermal power plants as a threat to environmental safety. Ekologiya promyshlennogo proizvodstva [Ecology of industrial production], 2012, no. 4, pp. 15-26 (in Russian).

4. Zolotova I. Yu. Benchmarking of foreign experience in the utilization of solid fuel combustion products from coal-fired TPPs. Innovacii i investicii [Innovations and investments], 2020, no. 7 (in Russian).

5. Zolotova I. Yu. Risks of maintaining the current system for the disposal of solid fuel combustion products from coal-fired TPPs in Russia. Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment [Strategic decisions and risk-management], 2020, vol. 11, no. 2, pp. 172-181 (in Russian). DOI: 10.17747/2618-947X-2020-2-171-181.

6. Kozhukhovsky I. S., Tselykovskiy Yu.C., Tshovrebov E. S. Organizat ional, economic and legal aspects of creating and developing technological complexes on recycling ash and slag waste in construction and other products. Vestnik MGSU [MGSUBulleting], 2019, vol. 14, no. 6(129), pp. 756-773 (in Russian).

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 29 December, 2011 No. 1178 (as amended on 14 March, 2020, as amended on 30 April, 2020) “On pricing in the field of regulated prices (tariffs) in

91

I Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации...

the electric power industry”. Available at: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_125116/ (accessed: 7 April, 2022) 2020) (in Russian).

8. Decree of the Government of the Russian Federation of 30 April, 2014 No. 400 “On the Formation of Indices for Changes in the Size of Citizens’ Payments for Utilities in the Russian Federation”. Available at: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102349625 (accessed: 7 April, 2022) (in Russian).

9. Decree of the Government of the Russian Federation of 1 July, 2014 No. 603 (as amended on 17 October, 2015) “On the procedure for calculating the amount of compensation to organizations engaged in regulated activities in the areas of municipal solid waste management, electric power, heat supply, water supply, sanitation, lost income, associated with the implementation of regulated activities by them, at the expense of the budgets of the budgetary system of the Russian Federation and determining the amount of compensation from the federal budget for the expenses of the budget of a constituent entity of the Russian Federation or the local budget that arose as a result of compensation for lost income. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_165290/ (accessed: 7 April, 2022) (in Russian).

10. Decree of the Government of the Russian Federation of 15 November, 2018 No. 2490-r “On the indices of changes in the amount of payments made by citizens for utility services on average for the constituent entities of the Russian Federation and the maximum permissible deviations for individual municipalities from the value of these indices for 2019-2023”. Available at: https://docs.cntd. ru/document/551670013 (accessed: 7 April, 2022) (in Russian).

11. Snikkars P. N., Zolotova I. Yu., Osokin N. A. Utilization of ash and slag from TPPs as a new cross-sectoral task. Energeticheskaya poli-tika [Energypolicy], 2020, no. 7 (149), pp. 34-45 (in Russian).

12. SuperOmsk. In Omsk, the ash dump of CHPP-5 will be expanded for 1.1 billion rubles. Available at: https://superomsk.ru/news/87343-v_omske_rasshiryat_zolootval_tets_5_za_1_1_milliar/ (accessed: 7 April, 2022) 2020) (in Russian).

13. Fedorova N. V., Chibineev K. N., Shmat’ko M.E., et al. Study sorbed properties ash and slag materials of TPP. Gornyy informatsionno-

92

Тарифные и бюджетные эффекты от увеличения объемов утилизации... I

analiticheskiy byulleten [Mining Informational and Analytical Bulletin], 2016, no. 3, pp. 411-416 (in Russian).

14. Energy Strategy of the Russian Federation for the period up to 2035. Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: https://minenergo.gov.ru/view-pdf/1920/108852 (accessed: 7 April, 2022) 2020) (in Russian).

15. Heidrich C., Feuerborn H. J., Weir A. Coal combustion products: a global perspective, 2013, pp. 22-25.

16. He Y., Luo Q., Hu H. Situation analysis and countermeasures of China's fly ash pollution prevention and control. Procedia Environmental Sciences, 2012, vol. 16, pp. 690-696.

17. Kumar R., Jilte R., Nikam K. C., et al. Status of carbon capture and storage in India’s coal fired power plants: A critical review. Environmental Technology & Innovation, 2019, no. 13, pp. 94-103.

93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.