Научная статья на тему 'ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ'

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАРИФЫ / ТАРИФООБРАЗОВАНИЕ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ / ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пронина Наталья Николаевна, Шиншинова Елизавета Антоновна

Рассмотрены потенциальные возможности эффективного функционирования рынков электроэнергии и мощности, а также научно-теоретические и методологические аспекты тарифного регулирования и устойчивого развития энергетической отрасли с учетом требований международных стандартов, мировых тенденции и условий сотрудничества стран ближнего и дальнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TARIFF REGULATION AND RESTRUCTURING OF THE ELECTRICITY INDUSTRY

Potential for the efficient functioning of electricity markets and capacity, as well as scientific, theoretical, and methodological aspects of tariff regulation and sustainable development of the energy sector, taking into account the requirements of international standards, world trends, and conditions of cooperation of countries of near and far abroad.

Текст научной работы на тему «ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ»

ф

Основы экономики, управления и права

Economy, Governance and Law Basis

2021 № 6 (31)

Обзорная статья УДК 346.61

doi: 10.51608/23058641 2021 6 35

ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

Наталья Николаевна Пронина1, Елизавета Антоновна Шиншинова2

1 Самарский государственный технический университет, Самара, Россия

2 Самарский государственный экономический университет, Самара, Россия

1 pronina_natalya@mail.ru

2 liza_shinshinova@mail.ru

Аннотация. Рассмотрены потенциальные возможности эффективного функционирования рынков электроэнергии и мощности, а также научно-теоретические и методологические аспекты тарифного регулирования и устойчивого развития энергетической отрасли с учетом требований международных стандартов, мировых тенденции и условий сотрудничества стран ближнего и дальнего зарубежья.

Ключевые слова: тарифы, тарифообразование, тарифная политика, регулирование тарифов, электроэнергетика

Для цитирования: Пронина Н.Н., Шиншинова Е.А. Тарифное регулирование и реструктуризация электроэнергетики // Основы экономики, управления и права. 2021. № 6 (31). С. 35-38. doi: 10.51608/23058641 2021 6 35.

В энергетике всегда существовала тесная технологическая и соответственно информационная связь между ее различными подразделениями из-за совпадения процессов производства и потребления энергии.

В современных условиях произошло организационное обособление отдельных частой ТЭК. Самостоятельными стали отдельные электрические станции и районные энергетические объединения России.

Но сохранилась система оперативного управления, объединяющая все электроэнергетические объекты независимо от уровня управления и формы собственности.

Технологическое единство ТЭК оставляет субъектов энергетического рынка взаимозависимыми. Практически все потребители привязаны к конкретным электрическим или тепловым сетям, что создает естественную монополию, которая не позволяет в должной мере развиваться конкурентным отношениям в этой специфической отрасли.

Но, будучи хозяйственно-самостоятельными субъектами рынка, составные части ТЭК и различные предприятия других отраслей вынуждены выступать как единое целое не только на российском, но и на мировом энергетическом рынке, работая через товарно-сырьевые биржи и, заключая различные виды договоров.

© Пронина Н.Н., Шиншинова Е.А., 2021

Оздоровление, то есть попытка реформирования в электроэнергетике, было начато давно.

На первом этапе хотелось просто улучшить финансовую дисциплину, а на втором -уже попытаться осуществить реформу энергетики, суть которой заключалась главным образом в экономическом отделении и создании предприятий, которые могут конкурировать.

Специфическая готовая продукция - электроэнергия доходит до потребителя мгновенно, проходя технологически по следующим стадиям:

1) производство электрической энергии (генерирующие мощности);

2) передача электроэнергии по высоковольтным сетям;

3) распределение электроэнергии по линиям электропередачи среднего и низкого напряжения;

4) сбыт электрической энергии конечным потребителям.

Таким образом, производство, сбыт и сервисные услуги в результате реформирования переходят под контроль частных собственников, а передача и распределение энергии, и оперативно-диспетчерское управление остаются пока под контролем государства.

В энергетике, как и везде, выделяют оптовый и розничный рынок. На оптовом рынке

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise ", 2021

35

продается электрическая энергия и генерирующие мощности.

В энергетике в работе оптового рынка участвуют [5]:

- генерирующие компании - ГК;

- некоммерческое предприятие «Администратор торговой системы»;

- Федеральная сетевая компания - ФСК;

- системный оператор.

На стыке между рынками находятся распределительные сетевые компании - РСК.

Участники оптового рынка делятся на продавцов и покупателей. К продавцам относят [5]:

- генерирующие компании;

- региональные энергокомпании (9 АО -энерго), не прошедшие процесс реструктуризации;

- импортеры.

В состав покупателей оптового рынка входят [5]:

- квалифицированные потребители электроэнергии;

- сбытовые компании, включая гарантирующих поставщиков;

- генерирующие компании, заключившие договор прямого платежа;

- экспортеры.

Рынок мощности заставляет собственников поддерживать генерирующие мощности в работоспособном состоянии, что находит отражение в условно-постоянных затратах, которые следует возместить, так как большую долю в них занимает амортизация.

В различных странах субъекты рынка объединяются и взаимодействуют по-разному на основе [5]:

- долгосрочных двусторонних договоров;

- рынка «на сутки вперёд» (РСВ);

- балансирующего рынка (БР);

- рынка системных услуг.

На рынке долгосрочных двусторонних договоров торговля электрической энергией осуществляется по регулируемым договорам (РД) и свободным двусторонним договорам (СДД).

Регулируемые договоры подразумевают определение государством обязательных условий функционирования предприятий, а также механизма контроля исполнения этих условий. Законодательством РФ определенны состав функций государственного регулирования электроэнергетики и их распределение между отдельными органами государственной власти [2].

До 2015 года регулирование тарифов осуществляла Федеральная энергетическая комиссия, а теперь этим занимается ФАС России.

Объемы электроэнергии, не покрытые регулируемыми договорами, продаются по свободным ценам в рамках свободных двусторонних договоров и рынка «на сутки вперед».

Основой рынка «на сутки вперед» является отбор ценовых заявок поставщиков и покупателей за сутки до реальной поставки электроэнергии с определением цен и объемов поставки на каждый час суток. При возникновении отклонений от запланированных на сутки вперед объемов поставки, участники покупают (продают) их на балансирующем рынке [2].

«Системные услуги» - обязательная часть работы энергосистем, так как они способствуют также поддержанию баланса производства (генерации) и, соответственно, потребления электроэнергии, способствуют не снижать качество энергии, а повышать надежность передающих систем.

Методы тарифного регулирования обычно сводят к двум группам [1].

Первая - методы регулирования на основе затрат. Чаще всего они известны под названиями:

- «затраты плюс»;

- метод регулирования по эталонным показателям;

Вторая - методы стимулирующего регулирования, к которым традиционно относят:

- метод регулирования по результатам;

- регулирование доходности инвестированного капитала.

Стимулирующая функция тарифного регулирования состоит в расчете таких тарифов, которые заставляют оптимизировать затраты производителей, то есть в основу тарифа закладывать экономически обоснованные затраты и результаты для привлечения потребителей.

Сфера тарифного регулирования в электроэнергетике с конкурентными отношениями и рыночным ценообразованием значительно сокращается, так как в этих секторах отрасли тарифное регулирование заменяется расчетом тарифов, принятым в конкурентной среде [6].

В настоящее время этап распределения электроэнергии - был и остается самостоятельным этапом доставки электроэнергии потребителям, осуществляемый различными электросетевыми организациями (ЭСО). ЭСО осуществляют передачу по своим сетям, и конкуренция здесь отсутствует, поэтому государство

36

© АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2021

ф

Основы экономики, управления и права 2021

Economy, Governance and Law Basis

№ 6 (31)

осуществляет регулирование данного вида деятельности и, соответственно тарифов.

Тарифы, которые здесь используются, это одноставочные и двухставочные.

Одноставочный тариф является преобладающим для небольших и средних потребителей, и предполагает оплату услуг по передаче по тарифу только за полученный потребителем объем электроэнергии в киловатт-часах.

Плата за переданную энергию связана с покупкой сетевой организацией потерь ЭЭ в своих сетях.

При двухставочном тарифе плата за переданный потребителю киловатт-час меньше, а основная ставка осуществляется за мощность, которая взимается на основе мощности потребителя в часы максимума нагрузки энергосистемы. Плата за мощность (основной тариф) включает затраты на содержание электрических сетей и отражает стоимость прямых затрат, то есть используемых материалов, оплату труда обслуживающих и ремонтных рабочих, а также стоимость косвенных (накладных) расходов.

Эти тарифы используются потребителями розничного рынка при выборе своей ценовой категории.

Для потребителей одного уровня тарифного напряжения рассчитываются равные тарифы, но чем ниже напряжение, тем выше тариф.

Двухставочные тарифы применяются для наиболее крупных промышленных потребителей, а одноставочные - для населения и потребителей небольшой и средней мощности [6, 7].

Таким образом, стоимость услуг ФСК ЕЭС по передаче электроэнергии определяется Федеральной антимонопольной службой РФ, с учетом нормативов потерь, утверждаемых Минэнерго России [8] и состоит из:

- стоимости услуг по передаче;

- стоимости нормативных потерь.

С 1 января 2015 года эти тарифы устанавливаются ФАС России на очередной период регулирования.

Важно отметить, что региональные тарифы выше, чем тарифы ФСК ЕЭС.

В таблице мы выделили проблемы, которые необходимо было решить в процессе реформирования.

Помимо изложенного в таблице, в области тарифной политики есть и другие определенные положительные изменения, а именно:

- расширение методического инструментария регулирования, в том числе использование открытой информации регулирующих организаций;

Основные результаты реформирования энергетики

Положительные аспекты Нерешенные проблемы

1. Привлечение инвестиций

Продажа генерирующих компаний при ликвидации РАО ЕЭС обязует частных инвесторов увеличить объемы генерирующих мощностей Частные инвесторы не стимулированы к обновлению основных фондов из-за темпов роста потребления энергии и мощности снижаются

2. Методы установления тарифов

Внедрение ЯЛВ-регу-лирования позволит реализовывать инвестиционные проекты и снизить инвестиционную нагрузку на тариф Применяемое маржинальное тарифообразова-ние не способствует оптимизации работы ЕЭС, не создает действенных механизмов по снижению затрат естественных монополий

3. Создание конкуренции

Конкурентный- оптовый рынок электроэнергии и мощности фактически не формируется

- осуществление долгосрочности при регулировании цен конкретных организаций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- попытки стимулирующего регулирования тарифов (стимулирование экономии, внедрение «эталонов» затрат).

Также, и это отмечают руководители Федеральной антимонопольной службы, осталась нерешенной проблема непрозрачности тарифного регулирования, имеются прецеденты необоснованного занижения и завышения тарифов, большой разброс тарифов, несовершенство нормативной базы.

По мнению специалистов, приоритеты в области совершенствования тарифного регулирования целесообразно сосредоточить на решении следующих нерешенных проблем [6]:

- разработать многофакторную макроэкономическую модель расчета допустимых темпов роста тарифов;

- уменьшить административное давление;

- обеспечить уверенность частных предпринимателей в стабильности осуществляемой тарифной политики;

- расширить методы стимулирующего воздействия тарифного регулирования.

Сосредоточение усилий органов власти и профессионального сообщества, регулируемых организаций и потребителей на решении приоритетных задач в области совершенствования

© INO "Institution of Forensic Construction and Technological Expertise", 2021

37

тарифного регулирования в России может способствовать увеличению темпов экономического роста.

Список источников

1. Приказ Федеральной службы по тарифам от 26 июня 2008 года №231-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала». URL: https://legalacts.ru/doc/prikaz-fst-rf-ot-26062008-n-231-e/

2. Приказ Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года №20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке». URL: https ://base.garant.ru/187460/

3. ФЗ от 26 марта 2003 №35-Ф3 «Об электроэнергетике» (см изменениями и дополнениями). URL: https://dogovor-шrist.m/законы/об_электро-энергетике/

4. ФЗ от 14 апреля 1995 №41-Ф3 «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_6373/

5. Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 года № 793 «О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)». URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_11017/

6. Аюев Б.И. Рынки электроэнергии и их реализация в ЕЭС России. - Екатеринбург: УрО РАН, 2007. 107 с.

7. Экономика и управление в современной электроэнергетике России / под ред. А.Б. Чубайса. -М.: НП «КОНЦ ЕЭС», 2009. 615 с.

8. Постановление Правительства РФ от 4 мая 2012 г. N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/70183216/

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 15.12.2021; одобрена после рецензирования 21.12.2021; принята к публикации 22.12.2021.

Review article

TARIFF REGULATION AND RESTRUCTURING OF THE ELECTRICITY INDUSTRY

Natalia Nikolaevna Pronina1, Antonovna Shinshinova Elizaveta2

1 Samara State Technical University, Samara, Russia

2 Samara State University of Economics, Samara, Russia

1 pronina_natalya@mail.ru

2 liza_shinshinova@mail.ru

Annotation. Potential for the efficient functioning of electricity markets and capacity, as well as scientific, theoretical, and methodological aspects of tariff regulation and sustainable development of the energy sector, taking into account the requirements of international standards, world trends, and conditions of cooperation of countries of near and far abroad.

Keywords: tariffs, tariff formation, tariff policy, tariff regulation, electricity

For citation: Pronina N.N., Shinshinova E.A. Tariff regulation and restructuring of the electricity industry // Economy, Governance and Law Basis. 2021. № 6 (31). C. 35-38. doi:10.51608/23058641_2021_6_35.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 15.12.2021; approved after reviewing 21.12.2021; accepted for publication 22.12.2021.

© Pronina N.N., Shinshinova E.A., 2021 38 © АНО "Институт судебной строительно-технической экспертизы ", 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.