Научная статья на тему 'Тара для напитков как фактор сохранения качества готовой продукции'

Тара для напитков как фактор сохранения качества готовой продукции Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
1449
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТЕКЛЯННАЯ ТАРА / СВОЙСТВА И УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Худякова О. Д.

В статье рассматривается роль стеклянной тары в обеспечении сохранности качества напитков и повышении их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тара для напитков как фактор сохранения качества готовой продукции»

УДК 621.798

О.Д. Худякова,

кандидат технических наук, доцент Омского института (филиала) РГТЭУ

e-mail: xod-55 @yandex.ru

ТАРА ДЛЯ НАПИТКОВ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

В статье рассматривается роль стеклянной тары в обеспечении сохранности качества напитков и повышении их конкурентоспособности.

Ключевые слова: стеклянная тара, свойства и условия эксплуатации, безопасность.

К факторам, сохраняющим качество алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, относятся упаковка, транспортирование и хранение.

Для разлива алкогольных напитков применяют, в основном, стеклянную тару. Бутылки - один из наиболее массовых видов стекольного производства. Они разнообразны по назначению, форме, цвету, вместимости. Определенная форма способствует обеспечению оптимальных условий хранения продукта.

Бутылки выпускают из прозрачного и цветного стекла. По вместимости они имеют широкий диапазон, который зависит от принятой в стране системы мер. Разнообразие бутылок определяется особенностями хранимых напитков, но в большей степени, конкуренцией между фирмами-производителями. Назначение бутылки: фасовка, хранение и выдержка, транспортировка и подача на стол.

Формирование требований к стеклянной таре происходит под влиянием рынка потребителей, которые хотят употреблять изделия высокого качества.

На стеклянную тару при хранении оказывают воздействие факторы внешней среды и процессы, происходящие на границе раздела стекло-жидкость (например, коррозия стекла при длительном хранении, гидролиз стекла под воздействием спиртовых жидкостей и др.).

Основным преимуществом стеклянной тары является ее способность сохранять исходное качество продукта в течение длительного времени.

Для производителя напитков большой срок хранения является одним из наиболее важных критериев при выборе способа упаковки. Это также важно для продавца и потребителя. Стеклянная тара обеспечивает надежную герметичность, поэтому испарение или утечка возможны только в случае применения ненадежного укупорочного средства. Она обладает необходимой химической инертностью, прочностью, изолирует запахи и допускает вторичную переработку. Вследствие этого производители и продавцы отдают предпочтение данному виду тары.

В зависимости от вида разливаемой пищевой жидкости бутылки подразделяется на 5 групп. К пятой группе относятся бутылки для пищевых жидкостей, не содержащих СО2, - водка, спирт, коньяк, ликероводочные изделия и пр.

Напитки разливают в бутылки из обесцвеченного, полубелого или

-5

зеленого стекла вместимостью 0,75; 0,50; 0,25; 0,10; 0,05 дм ; бутылки с

-5

винтовой резьбой на венчике вместимостью от 0,05 до 1,0 дм ; в фигурные бутылки; стеклянные, хрустальные, фарфоровые и керамические графины.

Условия эксплуатации стеклянной тары таковы, что на всех этапах транспортирования, потребления и хранения она подвергается различным по характеру и величине, механическим и термическим нагрузкам. Термические нагрузки возникают при мойке; механические - при

транспортировании, динамические и статические нагрузки, действующие по оси тары и перпендикулярно к ней, а также изнутри тары, - на линиях розлива и при укупорке.

В проекте технического регламента «Безопасность стеклянной тары» оценка соответствия требованиям безопасности проводится по таким показателям, как водостойкость, щелочестойкость стекла, сопротивление внутреннему гидростатическому давлению, сопротивление усилию сжатия в направлении вертикальной оси, термостойкость.

Качеству стекла бутылок придается большое значение. Исследования В.Ю. Бурачевской (2003) о влиянии химического состава стеклянной и фарфоровой тары на качество водки показали, что в фарфоровой таре процессы окисления и выщелачивания заметны уже через год, о чем свидетельствует повышенное содержание альдегидов и кремния (от 4,41 до 10,6 мг/л и от 5,1 до 7,2 мг/л соответственно), а также этилацетата - 12,2 мг/л. В водке, хранящейся в стеклянных бутылках, содержание ацетальдегида составило 2,33 мг/л, а этилацетата 0,81 мг/л.

При низком качестве стеклянных бутылок содержание кремния при длительном хранении достигает 15 мг/л. Таким образом, в водках, фасованных в потребительскую тару, протекают процессы окисления, выщелачивания отдельных компонентов из тары. Учитывая тот факт, что для многих алкогольных напитков применяют аналогичную тару, можно предположить, что и в этих напитках будут происходить аналогичные процессы. Для сохранения неизменного качества изделий в течение всего срока годности тары в ООО «Научно-технический центр ТЭТРА» разработаны методики нанесения на стекло тефлоновых покрытий

п

толщиной 10-100 нм (1 нм=10- см).

Свойства тефлонового покрытия обеспечивают следующие преимущества:

• может выдерживать любой известный способ хранения в течение нескольких лет без порчи (коррозии) стекла под воздействием факторов внешней среды;

• срок годности пищевых жидкостей будет увеличен в несколько раз, так как тефлон инертен. Исключается гидролиз стекла с образованием осадков и помутнений, развитие бактериальной среды;

• обработка тары будет упрощена до споласкивания горячей водой без использования моющих растворов, однако стоимость бутылки будет возрастать, что является одним из недостатков этого вида стеклянной тары.

Применяются бутылки уменьшенной массы за счет оптимизации ее конструкции и более равномерного распределения стекла по ее высоте, что приводит к уменьшению толщины стенки и дна. Однако облегчение бутылки должно быть разумным, чтобы исключить опасность при использовании ее до конечного потребителя.

Наряду с такими свойствами, как оптимальная защита продукции, инертность по отношению к вкусовым свойствам, стабильность формы, стеклянная тара является также гарантией успеха в осуществлении маркетинговой стратегии при создании запоминающегося «имиджа» напитка.

Кроме стеклянной тары, применяются для упаковки алкогольной продукции, в основном вина, пластмассовые емкости, картонная упаковка bag-in-box, Tetra Pak.

Доля стеклянной тары составляет 10 % мирового рынка тары. Применяют, в основном, оборотную стеклянную тару. Однако повторное ее использование не всегда соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и ведет к снижению качества продукции.

Степень стерильности новой стеклотары значительно выше той степени стерильности, которую можно достичь любыми способами мытья

и стерилизации. Поэтому многие производители алкогольной продукции отказались от использования многооборотной тары. Это связано и с тем, что с растущей конкуренцией между производителями алкоголя наблюдается тенденция перехода от простых типовых стеклоизделий к эксклюзивному дизайну в разном исполнении.

С разливочного автомата бутылки с изделиями перемещаются к укупорочному автомату. Выбор укупорочного средства определяется видом и качеством укупориваемого продукта. Укупорочные средства должны гарантировать покупателю сохраняемость продукта и удобство вскрытия бутылки.

После укупорки бутылки с изделиями подвергаются визуальному просмотру перед световым экраном. При этом проверяют прозрачность изделий, отсутствие посторонних включений, осадков, трещин на поверхности и качество укупорки.

Достигнутая легковесность тары и прекрасная обрабатываемость поверхности помогли стеклу занять свою нишу на современном рынке. Стекло оказалось также совместимым с передовыми, инновационными технологиями маркировки, под которой понимается текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях, количественных и качественных характеристиках товаров. Маркировка как средство товарной информации содержит сведения о сроках и условиях хранения, тем самым косвенно способствует сохранению продукции.

Носителями производственной маркировки являются этикетки, контрэтикетки, кольеретки. На них наносится информация в соответствии с ГОСТ Р 51074-2003. Одновременно можно отметить, что, кроме функции

сохранения продукции, упаковка служит одним из средств обеспечения конкурентоспособности.

С целью повышения конкурентоспособности алкогольных напитков используют различные способы декорирования стеклянной тары:

• керамические пигменты, выдерживающие 50-кратное использование;

• бумажные этикетки, имеющие низкую себестоимость;

• рулонные пластиковые этикетки;

• термические переводные этикетки;

• пластиковую отметку;

• шелкографию на керамике и др.

Наибольшее применение имеют бумажные этикетки размером 75х50 мм для емкости 0,25 л. размером 65х90 мм для емкости бутылки 0,5 л.; кольеретки размером 78х32 мм для емкости бутылок от 0,25 до 1,75 л. Этикетки, контрэтикетки изготавливаются трех типов: горизонтальные, вертикальные, фигурные. Кольеретки - одного типа - фигурные.

Бутылки с напитками транспортируют всеми видами транспорта в крытых транспортных средствах в соответствии с правилами перевозки грузов.

При перевозке они должны быть защищены от воздействия атмосферных осадков, чрезмерных механических воздействий, перепадов температуры.

Список литературы:

1. Худякова О.Д. Исследование потребительских свойств и определение критериев идентификации качества плодово-ягодных настоек на потребительском рынке. Диссертация на соискание учёной степени кандидата технических наук / Кемеровский технологический институт пищевой промышленности. Кемерово, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.