Научная статья на тему 'Танзанийские реалии мировых религий'

Танзанийские реалии мировых религий Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
218
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Саватеев А.

«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 5, с. 58-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танзанийские реалии мировых религий»

сий являются доминирующий ныне порядок и попытки добиться мирового господства со стороны некоторых держав.

Таким образом, если разнообразные ценности и существующие полюса влияния получат признание, не будет и повода для столкновения цивилизаций. Если освободить человечество от оков группировок, если повысить уровень знаний об исторических корнях и культурных особенностях других наций и если добиться взаимопонимания, то почва для большинства конфликтов просто исчезнет.

«Россия в глобальной политике», М., 2006г., январь-февраль, с. 27-31.

А.Саватеев,

кандидат исторических наук ТАНЗАНИЙСКИЕ РЕАЛИИ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ

Межконфессиональные отношения в Танзании разновектор-ны. Одни из них способствуют взаимопониманию людей, являющихся приверженцами различных религий, другие, напротив, воздвигают препятствия на пути к консолидации общества, вызывают взаимное недоверие. Как в этой поликонфессиональной и полиэт-ничной стране удается сохранить атмосферу толерантности, редкой для Африки, пытается дать ответ автор статьи.

История независимой Танзании дает ряд примеров, подтверждающих обоснованность тезисов о перерастании противоречий между этноконфессиональными общинами в вооруженные столкновения, что свидетельствует о сложности и противоречивости межрелигиозных отношений.

12 января 1964 г. в результате вооруженного восстания на Занзибаре власть захватил Революционный совет Занзибара (РСЗ), в котором главную силу представляла Партия афро-ширази (ПАШ), получавшая содействие со стороны материковой партии Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ). Свержение султана и ликвидация арабского засилья, под прикрытием которого, по словам советского историка О.И. Тетерина, «англичане утверждали свое господство» на островах Занзибар и прилегающих к нему Пемба и Тумбату, имело следствием массовое насилие чер-

ного и смешанного населения (так называемых «афро-ширази») по отношению к господствовавшей до того арабской верхушке Занзибара. Сотни арабов были убиты, тысячи бежали из страны. Многие индо-пакистанцы (их там насчитывалось 20 тыс. человек), напуганные массовыми расправами, покинули острова.

Одновременно имел место процесс, который можно квалифицировать как своего рода инверсию социокультурных ценностей: дети от смешанных браков, прежде предпочитавшие с гордостью именовать себя арабами, после революции стали называться африканцами.

Заметная роль в этих событиях принадлежала исламу. Выражавшая интересы арабской верхушки Националистическая партия Занзибара (НПЗ) стремилась направить национально-освободительное движение в русло борьбы под знаменем ислама за сохранение султаната. А в соперничестве с ТАНУ за влияние на африканских политических деятелей и коренное население острова НПЗ запугивала занзибарцев угрозой якобы насильственного обращения в христианство. В свою очередь, Партия афро-ширази получила поддержку со стороны ТАНУ и лично президента Танганьики Джулиуса Ньерере. После победы лидеры созданного победителями Революционного совета Занзибара (верховного органа власти), обретшие, казалось бы, почти непререкаемую власть на острове, были особенно озабочены, по словам британского ученого М. Уатта, стремлением представить себя истинными мусульманами. Не случайно глава РСЗ шейх Абейд Каруме, который с объединением Занзибара и Танганьики стал и вице-президентом новообразованного государства - Объединенной Республики Танзания, подчеркнуто продолжал именовать себя шейхом, а во время официальных церемоний появлялся в мусульманских одеждах.

Расовая и конфессиональная напряженность между арабами и индо-пакистанцами, с одной стороны, и африканцами - с другой, сохранялась на Занзибаре до конца 60-х годов XX в. Неоднократно поднимался вопрос о гражданстве арабов и «азиатов» и даже об их высылке. Лидер РСЗ А. Каруме обвинял местных улемов в том, что они ложно истолковывают положения Корана и Сунны и тем самым разжигают в массах недовольство правительством. Одновременно были предприняты меры, имевшие целью передать управление религиозными делами в руки африканских мусульман.

Отчасти эти меры достигли цели, тем более что многие арабские духовно-религиозные авторитеты вскоре после революции перебрались в соседние страны. И это открыло возможность А. Каруме обратиться к Каиру с просьбой направить преподавателей из крупнейшего и старейшего исламского университета Аль-Азхар в мусульманские учебные заведения Танзании и, в свою очередь, принять на обучение студентов, главным образом африканцев.

Второе обострение отношений правительства и некоренного населения, в основном шиитов - выходцев с полуострова Индостан, приходится на 1971 г. Его спровоцировали действия властей, издавших в этот момент Акт о приобретении строений, согласно которому в руки государства должны были перейти частные доходные дома стоимостью свыше 200 тыс. восточноафриканских шиллингов. Официальные власти заявили буквально, что «иностранцы» (в первую очередь под этим термином следовало понимать азиатских мусульман-шиитов) «используют религию как средство эксплуатации Танзании и Африки в целях своего личного обогащения». Мусульмане-исмаилиты (приверженцы секты шиитов), которым принадлежала большая часть такой недвижимости, приложили все усилия, чтобы сохранить свою собственность. Однако танзанийское руководство твердо стояло на своем. Ответом стал выезд из страны около четверти шиитов - индо-пакистанцев. Но даже в этой ситуации, когда большая часть черных танзанийцев обнаружила тенденцию воспринимать все азиатские общины как единую, монолитную группу, многие исмаилиты, как отмечал американский журнал «Африка Тудэй», ассоциировали себя не с общинными этническими институтами, а со своими необщинными здравоохранительными учреждениями и школами, которые были открыты для всех, кто мог оплатить обучение в них. В 19811982 гг. под влияние Мохаммада Малика, пакистанца по происхождению, попала группа танзанийских учащихся-мусульман. Их наставник, учитель обычной государственной школы, во внеучеб-ное время знакомил старших школьников и студентов с учениями одного из радикальных идеологов в исламском фундаментализме 50 - 60-х годов XX столетия, лидера Ассоциации «Братьев-мусульман» Сайида Кутба. Эта группа единомышленников сформировалась на базе двух средних школ в Дар-эс-Саламе и Танге, находившихся под опекой мусульманского совета Танзании -

БАКВАТА. Особой активностью отличалась группа исламских учащихся в дар-эс-саламской школе «Кинондони», входившая в состав Семинара молодых мусульманских сочинителей (ВАРША). Молодые приверженцы ислама привлекали внимание остальных мусульман своими рьяными усилиями расширить роль религиозных институтов. Создалась ситуация, когда религия оказалась на грани вмешательства в политическую жизнь страны. С этим не могли смириться в руководящих органах правящей и единственной тогда в стране Революционной партии (ЧЧМ): в результате давления со стороны руководства БАКВАТА ее генеральный секретарь шейх Мохаммад Али аль-Бухри был вынужден уйти в отставку, а ВАРША была изгнана из рядов БАКВАТА.

Американский исследователь современного ислама в Танзании А. Чанде однозначно оценивает это событие как иллюстрацию стремления циничных попыток ТАНУ/ЧЧМ искоренить истоки потенциальной оппозиции режиму и однопартийной политической линии уджамаа, однако не принимает во внимание вполне реальную возможность выхода ситуации из-под контроля светских властей и обострения взаимоотношений между христианами и радикальными молодыми мусульманами. В период президентства в Танзании уроженца Занзибара мусульманина Али Хассана Мвиньи (1985-1995) исламская активность приобрела более отчетливые формы. Во-первых, продолжил свою работу Семинар молодых мусульманских сочинителей: ВАРША распространял в пятничных мечетях листовки и брошюры, обращенные к молодежи, в которых особое внимание уделялось обоснованию исламского социального порядка. ВАРША повлиял и на другие мусульманские молодежные организации. Среди них - Мусульманская студенческая ассоциация университета Дар-эс-Салама (МСАУД) и Союз мусульманской молодежи (УВИКИТА), действующий в городах Мванза и Танга. В числе многих активных групп мусульман А. Чанде, в частности, называет вступивший в конфронтацию с БАКВАТА Союз мусульманских проповедисков (УВАМДИ), чьи видео- и аудиокассеты продаются повсеместно, а также Исламский пропагандистский центр, публикующий свою газету под названием «Ан-нур» («Свет»), Совет мусульманских учителей Танзании (Бараза ла Ва-лиму ва Ки-исламу Танзания). Эти организации в основном состоят из выпускников университета Медины. К ним же следует отне-

сти Танзанийский совет распространения Корана (БАЛУКТА) и Совет танзанийских мечетей (БАМИТА).

А. Чанде считает, что в 80 - 90-е годы эти организации оказали на молодежь страны заметно большее воздействие, чем то, на какое они могли бы рассчитывать при существующих ресурсах и количестве членов. А. Чанде объясняет это ликвидацией в 80-х годах однопартийной системы в стране, становлением демократии и расширением деятельности зарубежных организаций, которые получили возможность на законных основаниях финансировать деятельность танзанийских общин, в том числе предоставлять средства на строительство мечетей, школ, больниц, выделять стипендии и т.д. В то же время старшее поколение в ряде регионов страны больше связывает себя с тарикатами Кадирийа и Шади-лийа, однако их влияние, судя по оценкам самих танзанийцев, падает.

О характере отношений названных исламских организаций и государства можно судить, например, по статье, опубликованной в одном из февральских номеров «Ан-нур» за 2000 г. В ней говорилось, что танзанийское государство не идет навстречу ожиданиям мусульман, более того, наказывает их за религиозные убеждения. Если христианам дозволяется проводить в политике свои групповые интересы, то с мусульманами обращаются как с гражданами второго сорта, их обычно подвергают арестам, если они пытаются последовать примеру собратьев по авраамической традиции. Мусульманские публицисты, которых американские исследователи Б.Е. Хелман и П.Дж. Кайзер, пожалуй, необоснованно именуют «исламистами», предъявляют обвинение руководству страны в том, что государство терпит критику со стороны христиан, но не предоставляет права свободы слова мусульманам. Но те же Б.Е. Хелман и П.Дж. Кайзер косвенно признают обоснованность позиций мусульман, которые они интерпретируют как «исламистские»: «Христиане использовали государство в рамках образовательной системы, чтобы ограничить прогресс мусульман в образовании». Яркий пример - судьба профессора Кигомы Малимы, назначенного на пост министра образования Танзании президентом А.Х. Мвиньи и отправленного в отставку под давлением христиан - членов ЧЧМ.

Что касается аналогичных тенденций в христианской общине Танзании, здесь они не получили организационного оформления. То, что очень условно можно именовать христианским фундаментализмом, выражается в публикациях местных еженедельников «Кионгози» и «Мсемаквели», которые принадлежат христианской общине. Соответствующие настроения среди христиан, с определенной долей антимусульманства, проявляются также в приватных беседах, научных дискуссиях и в солидных средствах массовой информации. В печати авторы-христиане, во-первых, ставят под сомнение утвердившееся представление о мусульманах как об эксплуатируемых и, во-вторых, указывают на их существенное участие в работорговле в доколониальный период, на связь с оманской дореволюционной аристократией на Занзибаре и широкую вовлеченность в дела германской колониальной администрации. Не довольствуясь историческими экскурсами, христиане предъявляют своим оппонентам претензии, относящиеся и к современной жизни. В частности, мусульмане - руководители администрации бывшего президента Л.Х. Мвиньи - обвиняются в том, что они назначались и сами назначали на ответственные государственные должности своих единоверцев отнюдь не потому, что те обладали заслугами, опытом или знаниями, а лишь на основании принадлежности к исламу. Среди христиан очень распространены подозрения в том, что мусульмане втайне стремятся овладеть государственным аппаратом, чтобы использовать его затем для осуществления своих религиозных замыслов. Заодно на исламскую общину возлагается ответственность за связи с. экстремистскими группировками, находящимися за пределами Танзании, в первую очередь с «Аль-Каидой» Усамы бен Ладена. Обвинения в причастности к «Аль-Каиде» возникли после взрыва здания посольства США в Дар-эс-Саламе в августе 1998 г. В христианских кругах и в правительстве распространено убеждение, что молодые выпускники исламских зарубежных университетов, главным образом Ирана и Судана, получали там не только духовные знания, но могли проходить и террористическую подготовку.

Достаточно типичную для представителя христианской интеллигенции оценку исламу дал в интервью автору статьи научный сотрудник Национального музея истории Танзании, д-р Амандус Кверкасон: «Один из основных принципов ислама - то, что он не

приемлет изменений, какой-либо секуляризации. И это одна из главных черт, которую необходимо знать, чтобы понимать ислам. Эта религия не любит перемен. Она остается с теми людьми, которые не позволяют себе задуматься, что представляет собой изнутри эта религия. Поэтому ислам заключает в себе серьезную проблему... Большая часть территории страны, где ныне распространен ислам, - очень отсталые области». Откровенное высказывание просвещенного христианина, обладателя ученой степени, основано на знании ситуации, но в то же время это жесткая, лишенная любых сентиментальностей оценка. Этот африканец четко отделяет себя от мусульман, он не принимает во внимание свое сограждан-ство с приверженцами ислама в Танзании.

Несмотря на проявление фундаментализма с той и другой стороны, что порой обостряет религиозные взаимоотношения, в Танзании, в отличие от многих других африканских государств, масштабных этноконфессиональных столкновений не было, мусульмане и христиане, составляющие примерно равные по численности религиозные общины, живут в состоянии мира. Во всяком случае, на фоне массовых кровавых конфликтов в соседних Бурунди, Руанде, Демократической Республике Конго, Уганде Танзания с полным основанием может считаться островом стабильности межконфессиональных и межэтнических отношений. Это тем более удивительно, если иметь в виду, что танзанийское общество чрезвычайно пестро в социальной, культурной, экономической и даже расовой сферах, не говоря о конфессиональных различиях. Однако существующие противоречия здесь не получили сколь-либо серьезного развития.

Эмигрировавшие в XIX столетии из Британской Индии азиаты исповедовали ислам, индуизм, в незначительной мере буддизм и джайнизм, тогда как большая часть черного населения Восточной Африки, включая Танзанию, - традиционные африканские верования (приверженцы ислама в то время составляли еще незначительное меньшинство). Пришельцы отличались от африканцев и своим внешним видом: цветом кожи, чертами лица, строением тела, формой носа и волос - все у них было иным. Иммигранты, которых завозила сюда британская колониальная администрация для работы на плантациях и строительстве дорог, образовали свою социальную нишу, требовавшую наличия определенных профессио-

нальных навыков. Это были плантационные, фабричные рабочие, транспортники, конторские и государственные служащие. Накопив средства, многие активно занялись торговлей. Ко времени получения Танганьикой независимости (1961) индийцы заняли господствующие позиции в экономике и интеллектуальной жизни страны: им принадлежала большая часть предприятий, они занимали и продолжают занимать ведущие позиции в медицине, системе высшего образования (хотя с руководящих постов ныне их в значительной мере вытеснили), страховании, банках, системе сервиса. Их отличает приверженность к получению высшего образования (у большинства мужчин-индийцев есть дипломы западных, танзанийских, индийских вузов или, на худой конец, колледжей).

Процент обладателей таких дипломов среди африканцев многократно меньше. Как правило, они занимают подчиненное положение, что особенно бросается в глаза на частных предприятиях: владельцу-индийцу, у которого в роли помощников, администраторов служат его родственники, обычно подчинен работник-африканец. И ныне характер отношений мало изменился: индийцы - владельцы магазинов и складов (как и их арабские коллеги) продают мелкие партии дешевого китайского, индийского товара своим постоянным партнерам-африканцам, которые сбывают их водителям и пассажирам автомашин прямо на проезжей части улиц Дар-эс-Салама и других городов. Эти продавцы, как правило, молодые, лет до 30, кормятся за счет разницы между оптовыми и розничными ценами. Еще разительнее разрыв в уровнях доходов: если индийцы ведут образ жизни, сравнимый с бытом европейцев (большая квартира, а то и отдельный дом, как правило, в престижном районе города), то представители коренного населения довольствуются малогабаритными квартирами в многоэтажных бетонных жилищах, а иногда и самодельными лачугами. Для части африканцев (пусть и небольшой) мечтой остается и сама возможность получить работу, поэтому они держатся даже за малооплачиваемую должность, соглашаясь иногда и на 25 тыс. шиллингов (примерно 25 ам. долл.) в месяц. Средняя зарплата танзанийца в 2003 г. составляла примерно 38 ам. долл.

В последние 15 лет в Танзании из-за резкого понижения уровня образования в результате проводимых структурных реформ экономики появился слой молодых людей (как правило, не

старше 25 лет), которые не умеют ни читать, ни писать, хотя еще в середине - конце 80-х годов Танзания находилась в группе африканских стран - лидеров в области образования: начальную школу тогда посещали практически 100% детей. Среди индо-пакистанцев и арабов неграмотных практически нет.

Культурный разрыв расширился за счет еще одного фактора - владения иностранным языком. Если среди азиатского населения (индо-пакистанцев и арабов) трудно найти тех, кто не знал бы английского языка (иногда немецкого, реже французского или испанского), что по-прежнему составляет одно из естественных условий их существования, то среди коренного населения, в первую очередь, молодежи, выявился достаточно широкий круг лиц, не владеющих английским, не говоря о других европейских языках. Объяснение этому явлению в первую очередь можно найти в официальной политике создания единой танзанийской нации, предполагающей, в частности, владение государственным языком - суахили, при сокращении роли английского, который не рассматривается нынешним руководством в качестве объединяющего многоплеменный народ страны. В то же время эти потенциально значимые различия, как показывает жизнь танзанийского общества, еще не ведут непосредственно к столкновению конфессиональных групп и этносов, хотя в других обществах и государствах подобные разрывы зачастую перерастали в отрицание иной культуры, выливались в движения социального протеста.

Что касается Танзании, то здесь как раз взят курс на создание ценностно-смыслового ядра культуры, способного противостоять центробежным тенденциям, умерить, а в перспективе и подавить экстремистские проявления в этноконфессионалъных группах общества. Интеграции общества, призванной сгладить существующие конфессиональные и социокультурные различия, государство уделяет, пожалуй, главное внимание. Эта линия подчеркивается, прежде всего, ориентацией руководства Танзании на поддержание ценностно-смыслового содержания жизни. Лидеры страны стремятся продолжать основную идею танзанийской традиционной культуры (человек, его жизнь в семье, общение с друзьями, близкими, себе подобными как сущность пребывания в этом мире, жизнь человека как радость). В соответствии с этой линией в исламе и христианстве поддерживаются религиозные заповеди, ко-

торые способны консолидировать общество. В частности, интегрирующие идеи в Коране, подчеркивающие ценность человеческой жизни, единство рода человеческого и равенство людей перед Аллахом. Соответственно всячески отодвигаются на задний план суждения, которые могли бы быть использованы для раскола общества.

В равной степени индуизм с его крайним полиморфизмом, соединением подчас противоречивых, жестко отделенных друг от друга элементов (особенно кастовая система), как ни парадоксально па первый взгляд, известен своей веротерпимостью, способностью включать в себя разнородные мифологические сюжеты, ритуальные практики. В нем пантеистичность верований и культов, противоречащая социальной системе индуизма с ее жестким разграничением ролей в обществе, более очевидна, чем в других религиях. Гибкость и терпимость индуизма как системы - одновременно иерархической и эгалитаристской, пантеистической и монотеистической - позволяет широко трактовать его идеологические установки, оправдывая, например, вестернизацию, насаждаемую высшими кастами, и одновременно находя аргументы для расширения деятельности не самой высокой касте (торговцев банья) и другим поднимающимся торговым слоям. В итоге в условиях Танзании эта широта, восприимчивость и пластичность помогают ин-дуистам вписываться в новую социокультурную обстановку, находить с коренным африканским населением общую почву, сглаживать возможные этноконфессиональные противоречия. Вольно или невольно танзанийское государство использует элементы мировых религий, индуизма и африканских традиционных культов, которые «работают» на интеграцию общества, способствуют нивелированию противоречий между конфессиями. Основы этой политики закладывались с первых дней существования независимой Танганьики. На церемонии провозглашения независимости 9 декабря 1961 г. лидер партии ТАНУ Джулиус Камбараге Ньерере, ставший президентом Танганьики, заявил: «Мы согласились в том, что наше государство должно быть государством свободных и равных граждан, что каждый человек должен иметь равные права и возможности для своего развития и максимально применять свои способности для развития нашего общества. Мы заявили, что ни раса, ни племя, ни религия, ни одаренность, ни что-либо иное не могут

служить основанием, чтобы изъять у человека его личные права как у равноправного члена общества. Именно это отныне нам нужно перевести в практику». В соответствии с этими убеждениями Дж. Ньерере в 1961 г. был принят Акт о гражданстве, предусматривавший формирование многорасового общества. В отличие от ситуации в подавляющем большинстве африканских стран, заявления лидера и документы, принятые государством, не остались бумажными свидетельствами благих намерений: они подкреплялись реальными действиями, в той или иной степени снимавшими межконфессиональную напряженность. Всю свою жизнь Ньерере непоколебимо стоял на том, что если удини (суах. - религиозная нетерпимость) или укабила (суах. - этническая дискриминация) будут допущены, то Танзанию ожидает распад на враждующие группировки.

К числу основополагающих относится конституционное положение об отделении церкви от государства, но одновременно государство призывает церковные и мечетские организации сотрудничать в развитии страны в качестве добровольных участников. В декабре 1973 г. президент Джулиус Ньерере твердо заявил, что танзанийское государство, как и правящий Африканский национальный союз Танганьики (ТАНУ), не имеет религии. Но поскольку подавляющее большинство граждан страны - верующие люди, то партия и правительство гарантируют религиям свободу деятельности в рамках закона, т.е. свободу совести. Это заявление стало, по словам католического священника главного католического собора страны Джозефа Матумаими, «краеугольным камнем, на котором базируется мир в стране».

Реально обеспечивая свободу совести, танзанийское государство в то же время принимало максимально возможные в рамках закона меры для устранения экстремистских явлений как в религиозных, так и в этнических организациях. Жестким ограничениям и роспуску подлежат организации фундаменталистского толка. Так, в 90-е годы была запрещена вскоре после создания мусульманская партия БАЛУКТА, которая возникла как независимая от официальной власти организация мусульман, способная соперничать с санкционированной государством, тоже мусульманской, партией БЛКБЛТЛ. В то же время другие исламские организации в Танзании регистрировались. Время от времени происходившие

на Занзибаре выступления под исламскими лозунгами местных сепаратистов, требовавших отделения от Танзании и создания независимого государства, подавлялись решительно и быстро. Но даже в этом случае, чаще всего, дело обходилось без крови: как правило, сепаратисты подвергались аресту и высылались на материк или другие острова. А через несколько месяцев им уже разрешалось вернуться на родину, если беспорядки, сопровождавшие выступления, не приводили к кровавым жертвам и не наносили серьезного ущерба государственной собственности.

Государство, по существу, взяло на себя не только роль организатора политической жизни танзанийского общества, оно проводит более глубокую работу по социально-культурному формированию, консолидации единой нации. В танзанийском обществе разрыв между различными цивилизациями и культурами заполняло государство: «...Люди думают ... о правящей партии: она, по их мнению, стремится достичь равновесия между религиями, - так оценивал в интервью с автором статьи действия ЧЧМ и государства директор библиотеки Института финансового управления Дар-эс-Салама С. Моши. - Задача, стоящая перед правительством, -создавать гармоничные отношения и взаимопонимание». Акцентируя внимание на национальном, суахилийском, содержании культуры мусульман и христиан, руководство государства обращало внимание на нее как на общее поле танзанийской культуры, на котором до известной степени можно было объединить приверженцев обеих религий. И действительно, суахилийская культура, язык суахили, который использует абсолютное большинство населения, являются реальностью, которая создает для танзанийцев ощущение целостности и единства народа. Оно может быть не отрефлексировано, но чувство это живет. «Теперь мы не можем разделиться и стать врагами, поскольку у нас одна история, одна Африка, одни предки, одни родители, одна территория, - продолжал С Моши. - И тот факт, что мы разделены по религиозному признаку, имеем различия религиозного характера, принуждает нас ... искать пути к гармонизации отношений». Подводя итог беседе, С. Моши заявил: «Сейчас отношения, как считает большинство, обстоят вполне нормально».

Второе существенное целенаправленное действие танзанийского руководства, способствующее поддержанию межконфессио-

нального мира, - осторожность, а точнее консерватизм в отношении культурных ценностей. Начиная со времени президентства Дж. Ньерере, в этой стране придерживаются проверенных временем социокультурных норм и правил общественного бытия. Усилия по модернизации образа жизни, содержания африканских социальных и культурных ценностей, что демонстрировали государства как капиталистической ориентации (Кот-д'Ивуар, Кения, Конго (Киншаса)), так и социалистической ориентации (Гвинея, Сомали, Ангола, Мали и др.), в конечном итоге не принесли успеха ни тем, ни другим. На наш взгляд, основная причина состояла в том, что в обоих случаях модернизация потребовала серьезного изменения традиционной сущности африканца, дистанцирования, а в случае с капиталистически ориентированными государствами - и разрыва элиты с традиционно ориентированным большинством населения. Деструктивный характер подобной модернизации, подтверждаемый всем опытом эволюции национальных обществ, опровергает утверждение советского культуролога В.А Бейлиса о том, что «взаимодействие с Западом содействует не разрушению, а укреплению и расширению традиционных культур, повышению жизнестойкости, в том числе и на почве соперничества с другими цивилизациями, по крайней мере, в духовной сфере.

Не только в западном и российском социальном мышлении преобладало представление о предопределенности, безальтерна-тивности модернизации по западному образцу, в соответствии с которым Запад есть не просто одна из цивилизаций, существующая наравне с другими, но цивилизация особая, превосходящая другие практически по всем существенным параметрам. У части представителей африканской художественной и интеллектуальной мысли Запад тоже чаще всего предстает недостижимой мечтой, образцом для подражания, равняться на который необходимо во имя роста экономики, создания социально справедливого общества, устроенного на основе официального закона и искоренения «косных традиций» и власти старейшин. Носителем подобных идей становится личность, вышедшая из-под влияния привычных африканских привязанностей, демонстрирующая свободу в поведении и мышлении и готовая к принятию перемен в личном и общественном смысле. И при этом африканские писатели и мыслители (как и значительная часть российской интеллигенции), ориен-

тируясь на западные ценности, изначально исходят из представления об ущербности, отсталости собственного общества и культуры по сравнению с западными.

В Танзании не мыслители в теоретических построениях, а власти в практической деятельности реализуют вывод о необходимости «притормаживать» модернизационные процессы с их ориентацией на западный общественно-политический и культурный уклад, чтобы не допустить возникновения разрыва между потенциально прозападной тенденцией и «почвенничеством». Эти два всеобъемлющих социокультурных направления наиболее ярко выявляются в соперничестве христиан и мусульман. Но благодаря целенаправленной политике властей межконфессиональные трения сглаживаются, нивелируются.

В качестве одного из частных случаев общего процесса противостояния традиционных и так называемых «современных» западных ценностей в танзанийском обществе можно привести семейные отношения, в которых главную роль играют семья, клан, род. Связи членов такого коллектива признаются преобладающими над индивидуалистскими, где носителем прав, обязанностей и привилегий является личность, в значительной мере освободившаяся от семейных и клановых уз и обязанностей. Из анкет подавляющего большинства респондентов - как мусульман, так и христиан - становится очевидной универсальная ориентация на родственные связи в сравнении с ценностями индивидуализма, что позволяет сделать вывод о приверженности танзанийцев сложившимся африканским устоям жизни. К примеру, владелец архитектурно-строительной фирмы в Дар-эс-Саламе, мусульманин индо-пакистанского происхождения А. Хабиб, который несколько лет проработал в Германии и которого трудно заподозрить в предвзятости к частнособственнической форме экономики, в беседе с автором как раз противопоставлял индивидуализации некий «коллективизм» интересов танзанийцев, как более гармоничный: «Боюсь, что нынешняя система общественно-экономических отношений значительно уступает прежней: каждый богатеет сам, а для этого не воспрещаются любые средства, выходящие за грань дозволенного. Но одни-то богатеют, а другие - их подавляющее большинство - остаются без средств к существованию. Мы счита-

ем, что богатеть надо не по отдельности, а всем обществом вместе. Ислам стоит на этом».

Парадоксальными, тем не менее, оказываются данные анкет, в соответствии с которыми мусульмане проявляют заметно большую склонность положительно оценивать христиан (57,6% против 37,5% отрицательных оценок), тогда как христиане «рисуют» положительными красками портреты мусульман в 35,5% случаев, а темными тонами - в 58,3% анкет. Таким образом, в значительной мере подвергается сомнению тезис о большей открытости и неза-шоренности взглядов христиан в сравнении с мусульманами, которым даже в научной литературе, не говоря о публицистике, большинством авторов приписывается большая религиозная нетерпимость, чем представителям других конфессий. О необходимости скорректировать устоявшееся представление о толерантности взглядов христиан заставляют говорить и другие обработанные данные - оценки христианами личностных качеств типичного мусульманина. Выясняется, что среди христиан обладатели дипломов о высшем образовании склонны давать отрицательные характеристики мусульманам в 57% случаев, а положительные - в 34% (та же картина среди лиц с начальным образованием - соответственно 58,8% и 35%). В то же время мусульмане с высшим образованием чаще прибегают к положительным эпитетам в адрес христиан (65,1%), а отрицательные характеристики дают им реже (27%). У мусульман с начальным образованием разница более существенна - 54,1% и 43,6% анкетированных соответственно.

В чем же причина достаточно неожиданных результатов (по крайней мере, в этой части) ответов на вопросы анкеты? Сложившаяся в Танзании система взаимоотношений между представителями двух религий позволяет предположить, что относительно высокие положительные оценки, которые танзанийские мусульмане дают своим партнерам по авраамической религии, проистекают из доминирующей среди приверженцев ислама установки рассматривать каждого танзанийца, прежде всего, как члена одного общественного организма, единой социальной общности. В мусульманской среде более развита система социальной взаимопомощи, привычка социального взаимодействия приучила их воспринимать в этом свете и приверженцев других конфессий.

Существует и еще один исторический и одновременно психологический фактор межконфессиональной стабильности в Танзании. Сорок лет, прожитых в состоянии относительного покоя и мира, который во многом обеспечивался здравым внутри- и внешнеполитическим курсом танзанийских политических лидеров, не могли не укрепить модель поведения и культуры, предусматривающую сглаживание острых углов, стремление избежать резких противоречий. В условиях Танзании, население которой не могло не оценить преимущества мирного сосуществования в собственной стране на фоне кипящих межэтнических, межконфессиональных кровавых войн в соседних государствах, вызревала своеобразная культура мира. Освящающие мирное бытие принципы, по памяти приводимые из великих Книг собеседниками в ходе интервью с ними, - не просто свидетельство их начитанности, но подтверждение их жизненных принципов, убежденности в том, что мир - естественное, богоданное состояние общества и природы.

Танзанийцы ценят мир, в том числе во взаимоотношениях с представителями других конфессий, что подтверждается и подавляющим числом позитивных ответов на вопросы анкеты и моими интервью с танзанийцами. Пожалуй, в наиболее концентрированном виде, полнее всего выражающем гуманистический настрой танзанийского общества, взгляды и чувства жителей страны высказала в беседе со мной директор женской школы «Ал-Мунтазир» Л. Терджани: «Различие в подходах вовсе не означает, что мусульмане не верят в Иисуса как сына Божьего, нет, они абсолютно верят в Иисуса. Но как у людей и граждан Танзании, у них немного различий. Как индивид, какой-то мусульманин может быть оппонентом христианину, но на общей гуманной основе, как мы знаем, и у мусульман, и у христиан нет противоречий в понимании религий друг друга». Политика государства призвана поддержать эти настроения, использовать свое уникальное положение объединяющего, регулирующего и направляющего начала для поддержания межконфессионального, межэтнического мира. Об этом свидетельствуют регулярно проводимые встречи религиозных лидеров мусульманской и христианской общин при посредничестве государственных чиновников, на которых они обсуждают текущие проблемы взаимоотношений двух основных конфессий страны, а также намечают стратегию их урегулирования. Одна из таких

встреч, в частности, проходила в конце апреля 2003 г., в период пребывания в Танзании российской научной экспедиции.

Итак, при всех конфессиональных, этнических, расовых, образовательных, социальных и прочих различиях, не менее весомых, чем в других странах Африки, танзанийское общество недвусмысленно отдает предпочтение мирному сосуществованию. Во имя этого мобилизуются консолидирующий, умиротворяющий потенциал как мировых религий, так и африканские традиционные механизмы. Со своей стороны, поликонфессиональное общество Танзании выработало комплекс внутренних ценностей, в системе которых главную роль играют гуманные идеи добра, человеколюбия; корпоративные интересы довлеют над частными, а ценностные коллективистские категории преобладают над эгоистическими устремлениями. Они и составляют основу тех факторов, которые обеспечивают мир танзанийскому народу в течение нескольких десятилетий.

«Азия и Африка сегодня», М., 2006 г., № 5, с. 58-65.

В. Арсеньев,

этнограф

БАГРОВЫЕ ЗАКАТЫ НАД ЕВРОПОЙ

В октябре-ноябре 2005 г. над Западной Европой пламенело зарево ночных пожарищ. Миф о благополучии и благоденствии европейцев рушился на глазах, и во всей неприглядности всплывала горькая правда, лишавшая надежд. То, что началось во Франции в последнюю неделю октября, в последнюю неделю священного мусульманского месяца Рамадан, не перестает поражать воображение... малоосведомленных людей. Произошло же то, что назревало давно, что должно было рано или поздно вырваться на поверхность в форме взрыва, в форме насилия, в форме выплеска эмоций, где есть и удаль, и злоба, и... игра.

Сейчас уже очень много написано о том, как развивались события во Франции. Немало делалось и комментариев по их поводу, вскрывались причины, давались прогнозы и рекомендации по стабилизации положения. Непросто добавить что-то новое к этой информационной волне. Однако предпринимаемая мной попытка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.