Научная статья на тему 'ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР'

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
665
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / ФОРМЫ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Аллахвердиян Иван Рудикович

Статья посвящена исследованию основных форм и направлений танцевального фольклора. Рассмотрен танец в структуре древнейших синкретических действ с развитием родоплеменных отношений и начальными этапами этногенеза. Где он стал выполнять дифференцирующие и консолидирующие функции, наряду с языковыми диалектами.The article is devoted to the study of the main forms and directions of dance folklore. Dance in the structure of the oldest syncretic actions with the development of tribal relations and the initial stages of ethnogenesis is considered. Where it began to perform differentiating and consolidating functions, along with language dialects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»

УДК 168.522

Культурология

Аллахвердиян Иван Рудикович, преподаватель отделения хореографического искусства средней общеобразовательной школы-интернат народного искусства для одаренных детей имени В. Г. Захарченко, РФ, г. Краснодар

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР

Аннотация: Статья посвящена исследованию основных форм и направлений танцевального фольклора. Рассмотрен танец в структуре древнейших синкретических действ с развитием родоплеменных отношений и начальными этапами этногенеза. Где он стал выполнять дифференцирующие и консолидирующие функции, наряду с языковыми диалектами.

Ключевые слова: танцевальный фольклор, формы народного творчества, хореографическая ценность.

Annotation: The article is devoted to the study of the main forms and directions of dance folklore. Dance in the structure of the oldest syncretic actions with the development of tribal relations and the initial stages of ethnogenesis is considered. Where it began to perform differentiating and consolidating functions, along with language dialects.

Keywords: dance folklore, forms of folk art, choreographic value.

Одним из наиболее распространенных и величайших составляющих национальной культуры на сегодняшний день считается танцевальный фольклор. Именно благодаря многовековому жизненному опыту, знаниям, а также трудовой деятельности человека возник фольклорный танец, представляющий собой коллективное художественное творчество народа [3]. История возникновения танцевального фольклора непосредственно связана с народным бытом, обрядами, обычаями. Именно данный танец раскрывает

духовную красоту, богатство, а также передает зрителю свои мысли, чувства, отношение к жизненным явлениям.

На сегодняшний день фольклорный танец считается хореографической ценностью, который легко затрагивает человеческое сердце и имеет познавательную значимость для артистов и участников художественной самодеятельности. Нам необходимо бережно сохранять, знать и изучать это бесценное наследие, которое отражает историю развития нашего государства, некоторые стороны жизни и быта людей, а также наполняют душу каждого человека гордостью и восхищением за свой народ.

Следует отметить, что развитие русского фольклорного танца непосредственно связано с историей русского народа и корнями уходит в далекое прошлое [4]. Каждые новые политические, административные, религиозные, экономические изменения очень сильно отражались не только на общественное сознание, но и на народное творчество. В виду этого, многие обряды потерпели изменения. В частности, сильную роль сыграла воздействие христианской религии. Она пыталась изменить содержание и формы некоторых обрядов, а также запретить их. В результате не раскрывается первоначальный смысл многих обрядов, которые частично еще существуют или же относительно недавно исчезли [2].

Одним из самых древних форм народного творчества считается хоровод, которое обязательно сопровождается песней. Хоровод представляет собой массовый танец, простой круг, олицетворяющий движение солнца вокруг земли. В хороводе под пение танцующих разыгрывались целые сценки, участники изображали животных и птиц, а также исполняли задания. Участники хоровода держатся за руки, иногда за один палец - мизинец, очень часто за венок, шаль платок. Есть хороводы, в которых участники движутся друг за другом, при этом сохраняя строгую дистанцию. Отметим, что, хоровод распространен по всей России, и каждый регион вносит что - то свое, создавая при этом разнообразие в маневре исполнения, стиле, характере и поэтому все соединения напрямую зависят от географии.

Например, северные хороводы считаются самыми сдержанными, спокойными, они всегда отличаются выдержанностью, благородностью, удивительной музыкальностью, но при этом сложно передается вся эмоциональная насыщенность и глубина. Хороводы в центральных районах России, близ Москвы характеризовались беззаботностью, весельем. Такие хороводы непременно сопровождались энергичными, быстрыми движениями, хлопаньем в ладоши, притопыванием. А юг России славился хороводами, переходящими в пляску и отличающимся многолюдностью и замысловатым рисунком.

Хороводы всегда привлекали к себе огромное внимание композиторов, балетмейстеров, писателей, поэтов, художников, благодаря своему разнообразному орнаменту, яркими песенными мелодиями, игрой.

Первыми профессиональными исполнителями русского фольклорного танца были скоморохи, которые сыграли огромную роль в популяризации и совершенствовании русского танцевального фольклора. Именно они поддерживали традиции в исполнении пляски, совершенствовали технику исполнения, сочиняли целые пляски, а самое важное поддерживали традиции в исполнении. Скоморохов считали существами, отмеченными богом, а их искусство - служение богу, мастерство исполнения, которых считалось великим искусством. Следует отметить, что скоморошество вошло в историю русской культуры и оказало довольно-таки серьезное влияние на танец, музыку, на отдельные жанры литературы и другие виды искусства [1].

На сегодняшний день возникли новые виды русского танца: вокально -хореографическая композиция, хореографическая композиция, хореографическая картина, танцевальная сюита и мн. д.р. Но нужно отметить, что новые танцы создались именно на основе развития народных гуляний, посиделок, игрищ. На основе ряда плясок возникли наполненные новым содержанием спортивные, кадрильные и другие пляски.

Таким образом, танцевальный фольклор позволяет не только познать опыт наших предков, но и оказывает колоссальное влияние на развитие современных танцевальных и музыкальных школ, подчас на мировую культуру.

Библиографический список:

1. Власова, З.И., Френсис Е.П. Скоморохи в памятниках письменности / З.И. Власова, Е.П. Фенсис. - СПб.: Нестор - История, 2007. 680 с.

2. Коренева Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста / Т.Ф. Коренева. М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019 — 48с.: ил. — (ФГОС ДО. Мозаичный ПАРК).

3. Шмелькова, А. А. Русский танцевальный фольклор / А. А. Шмелькова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 482-484. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65434/ (дата обращения: 04.12.2020).

4. Ядреева, А. П. Танцевальный фольклор как важный компонент традиционной народной культуры народов Севера // Арктика XXI век. Гуманитарные науки. 2016. - №4 (10). - С. 77-81 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tantsevalnyy-folklor-kak-vazhnyy-komponent-traditsionnoy-narodnoy-kultury-narodov-severa (дата обращения: 06.12.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.