Научная статья на тему 'Танцевальные тренды: исследование рынка танцевальных услуг'

Танцевальные тренды: исследование рынка танцевальных услуг Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2510
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УСЛУГ / ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ / ЦЕЛЕВЫЕ СЕГМЕНТЫ ТАНЦЕВАЛЬНОГО РЫНКА / MARKET OF DANCE SERVICES / DANCE SCHOOL / SEGMENTS OF DANCE MARKET

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белоусова И.А., Боровых К.О.

В статье исследуются особенности рынка танцевальных услуг, как на территории Пермского края, так и России в целом. Определены основные тенденции развития рынка и разработаны маркетинговые рекомендации по продвижению новых танцевальных направлений и формированию интереса потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танцевальные тренды: исследование рынка танцевальных услуг»

Белоусова И.А.1, Боровых К.О.2 ©

1,2Студент, кафедра менеджмента и маркетинга, Пермский национальный исследовательский политехнический университет

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ: ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА ТАНЦЕВАЛЬНЫХ УСЛУГ

Аннотация

В статье исследуются особенности рынка танцевальных услуг, как на территории Пермского края, так и России в целом. Определены основные тенденции развития рынка и разработаны маркетинговые рекомендации по продвижению новых танцевальных направлений и формированию интереса потребителей.

Ключевые слова: рынок танцевальных услуг, танцевальные школы, целевые сегменты танцевального рынка.

Keywords: market of dance services, dance school, segments of dance market.

Рынок танцевальных услуг активно развивается в последние годы в России, заимствуя и развивая разнообразные западные стили и течения. С каждым годом расширяется число предлагаемых направлений: эстрадные, народные, бальные, современные танцы, включая хип - хоп, хаус, поппинг и др., пытаясь привлечь к себе все большее число потенциальных клиентов [4]. Современное общество приветствует совершенствование человеком себя, развитие пластики и красоты тела, поэтому множество рынков, предлагающих соответствующие услуги, развиваются очень динамично и генерируют значительные доходы.

Современная танцевальная культура развивается в России на протяжении 10 лет, 2005-2006 год появился хип-хоп, брейкинг, локкинг, c-walk, в 2007 году был популярен тектоник, электро дэнс и техно, в 2011 году своего пика известности достиг такой вид танца как dubstep, 2013 год ознаменовался появлением бути-дэнс [2;5;3]. Многие из течений ушли спустя 1-2 года, например, тектоник, другие же локализовались в определенных регионах -брейкинг, локкинг и другие, не теряющие свою актуальность и по сей день - хип-хоп, хаус. Однако на смену имеющимся направлениям приходят другие, появляются новые педагоги, школы - происходит расширение рынка танцевальных услуг. Что же нас ожидает в будущем и как использовать новые возможности, мы рассмотрим в данной статье.

Особенность развития танцевальных школ и направлений в России.

Как известно, родоначальником современных танцевальных направлений являются Соединенные Штаты Америки. Именно в США в 70-х годах в клубах Бронкса танцоры создали такое течение, как хип-хоп, посылом которого было "движение вперед, протест против социального неравенства". Основой этого танца являлась музыка, биты которой задавали движение тела. Несмотря на длительность существования хип-хопа, это искусство, которое до сих пор относится к категории "современного". С каждым годом данный стиль совместно с музыкой был подвержен изменениям: музыка становилась глубже за счет появления других музыкальных ритмов, а танцоры привносили в свой танец "себя", свое видение и понимание музыки", но основа, с которой все и начиналось, продолжала оставаться неизменной. Так появился локкинг, ЛА-стайл, поппинг и др. На сегодняшний день Америка является той страной, которая движется вперед и задает другим как музыкальные, так и танцевальные тенденции. Несмотря на то, что Россия встроена в мировое танцевальное движения и уровень танцевания в стране на достойном уровне, на выбор школами направлений значительное влияние оказывают именно американские тренды. Дополнительными факторами становятся языковой барьер и негативное отношение к

© Белоусова И.А., Боровых К.О., 2016 г.

российским музыкальным исполнителям у большинства танцоров. Из-за этого педагог школы сталкивается с трудностями в преподавании, в правильности, точности и полноте интерпретации материала для учеников. Этими факторами задается специализация школы: в прайс-листе предлагаемых танцевальных направлений появляются те течения, которые на сегодняшний день более популяризованы, известны, поскольку именно они смогут вызвать активный спрос потребителей на рынке.

При сегментировании рынка танцевальных услуг в России целесообразно выделить следующие характеристики:

Таблица 1

Сегментирование рынка танцевальных услуг

Критерии сегментирования Сегменты

Возраст С 11 до 16 лет - подростки С 17 до 22 лет - молодежь С 23 до 30 лет - взрослая молодежь

Доход Проанализировав прайс-листы танцевальных школ, доход потребителей должен соответствовать категории «средний»

Статус пользователя «Новичок» «Любитель» «Профессионал»

Цель потребления танцевальных услуг «Новичок»: познакомиться с основой современных танцевальных направлений, с целью выбора желаемой для себя категории: любитель/ профессионал «Любитель»: сформировать красоту своего тела, получить положительные эмоции и впечатления, отдохнуть от повседневной рутинной деятельности с помощью переключения себя на танцевальные направления «Профессионал»: развить свои танцевальные навыки, культуру своего тела до уровня профессионального танцора и реализовать себя через участие в профессиональных конкурсах и чемпионатах разного масштаба.

Физические характеристики Потребители с неограниченными физическими возможностями Потребители с ограниченными физическими возможностями

Стиль жизни Активный: стремление к движению, оживленному образу жизни развитию, к абсолютному исключению размеренного распорядка дня, свободное время потребители стараются занять себя разными видами деятельности, включая танцевальные направления.

На основе выше представленной таблицы получаем несколько сегментов: подростки, молодежи, взрослая молодежь, которые ведут активный образ жизни, имеют средние доходы, и будут являться либо новичками, либо любителями, либо профессионалами.

Главными потребителями или основным целевым сегментом являются «junior group» (юниорская группа) и «younggroup» (молодежная группа) - подростки и студенты в возрасте от 11-16 и 17-22 лет соответственно. В этом возрасте появляется наибольший интерес к

саморазвитию, реализации себя с помощью разного рода деятельности, хобби. Они более активны, всегда ищут что-то новое как в себе, так и во внешней среде, готовы выходить за существующие рамки, не ограничивая себя, при этом увлекаясь идеей участия в разного рода конкурсах переходят в категории любителей и профессионалов.

Вторым по численности можно выделить сегмент «adultgroup» (взрослая группа), возрастной диапазон которого составляет от 23 до 30 лет. Данная группа потребителей будет менее активна. Однако желание проводить досуг интересно, продуктивно, выглядеть красиво, обладать подтянутым, пластичным телом и при этом сохранять внутреннюю радость и гармонию от занятия танцевальной деятельностью не покидает человека.

Проводя сравнение с особенностями потребителей в США, можно заметить, что в Америке же многие танцоры, как профессионалы, так и любители продолжают заниматься современными направлениями без возрастных ограничений, считая танец хорошей возможностью для совершенствования своего тела и получения положительных эмоций. В России для поколения 35+ их возраст становится самой главной преградой -психологической, поскольку на подсознательном уровне, они начинают думать, что ограничены в танцевальном развитии. Все это подкрепляется мнением окружающих, их непониманием и насмешкой. В свою очередь тренер привык работать с учениками других возрастов и не может выбрать правильную методику преподавания. Поэтому людей в возрасте 35+ слишком мало в танцевальной индустрии.

Тем не менее, данная сфера развивается очень динамично и использует лучшие образцы в продвижении своих услуг. Это такие шоу, как "Танцы на ТНТ", "Танцуй" на Первом канале. Кроме того, многие школы активно используют приглашение на мастер-классы американских звезд: БгатРшрозе, БатМайт, KeoneandMarielMadrid и др., а также популярных российских: Николай Проваторов, Евгения Максимова, Светлана Абрамова и др.

Также было проведено кабинетное исследование и составлена карта танцевальных школ России по федеральным округам. За основу были взяты их административные центры [6;8], так как обычно именно в этих городах и расположено наибольшее количество школ, и там же происходит развитие танцевальных движений, и далее распространяется на соседние города.

-у> 7X7

Ном. Название округа Площадь Население на 01.01.2014)131 У Ъ ектов Р<3

-1 Централ ьный федеральный округ 652 800 38 819 874 18 Москва

2 Южный федеральный округ 416 8-10 13 963 874 6 Ростов-на-Дону

з [Севере-: Западный федеральный округ 1.677 ЭОО 13 8 ОО 658 11 Санкт-Петербург

Дальнее осточный федеральный округ 6.215 ЭОО 6 226 6-10 9 Хабаровск

5 1 Сибирсн нй федеральный округ 5 114 800 19 292 74 О 12 Новосибирск

6 Уральск! <1Й федеральный округ 1 788 ЭОО 12 234 224 6 : Екатеринбург

- Прнеол* :скмй федеральный округ 1 038 ООО 2Э 738 836 14 Нижний Новгород

Северо-Кавказский федеральный округ 172 360 9 590 085 7 Пятигорск

9 Крымски 1й федеральный округ***®! 27 161 2 342 411 2 Симферополь

Рис.1. Численность танцевальных школ в регионах России

На основе данной карты можно сделать вывод, что, чем дальше от центрального округа, тем количество танцевальных школ уменьшается. Большее количество школ расположено рядом с центральным округом, а на периферии школ уже гораздо меньше. Ведь школы в центральном регионе задают общую линию развития, движения для отдаленных регионов. Экспертная оценка известных танцоров и хореографов России, численность и тематика чемпионатов, проводимых у нас, стилистика приглашенных зарубежных педагогов, а также мониторинг перечня услуг, предлагаемых школами стали основой для выделения 3 популярных современных направлениях в стране: хип-хоп, хаус и джаз-фанк [1;7].

Если анализировать ситуацию с танцевальными школами в регионах, то рассмотрим ее на примере танцевальных школ Перми. Самыми известными являются школы Freak Dance Studio, Freestyle, Funky Family, Danger Electro, Rock in'style, востребованные занятия в которых подтвердили, что самыми популярными на сегодняшний день являются хип-хоп, хаус, джаз-фанк. Кроме того, в городе пользуются популярностью еще два течения: брейкинг и поппинг.

Описание услуг и анализ цен, приведенные в таблице 2 показывают, что разброс цен между пермскими школами достаточно небольшой и составляет около 200-400 руб. Если мы сравним цены на занятия с ценами Москвы, или Санкт-Петербурга, то увидим, что ценовой диапазон отличается в 2-3 раза. Например, 1,5 часа мастер-класса известного хореографа в Москве стоит от 500-800 руб., в то время как в Перми его стоимость начнет варьировать от 1500 руб. При этом чаще всего в Москве и Санкт-Петербурге в танцевальных школах проводят занятия длительностью в 1,5 часа, в то время как в Перми 1 час [8].

Таблица 2

Сравнение услуг и цен танцевальных школ Перми

Критерий Freak Dance Freestyle Funky Danger Rock

Studio Family Electro in'style

Перечень Хип-хоп Хип-хоп Брейкинг Поппинг Брейкинг

услуг Lady dance Хаус Хип хоп Крамп Хип хоп

(Джаз-фанк, Джаз-фанк Хаус Локкинг Хаус

vogue,high- Брейкинг Попинг Джаз-фанк

heels)

Dancehall

Contemprorary

Strip dance

Стоимость Стоимость: Стоимость 8 Стоимость 8 Стоимость 8 Стоимость 8

услуг 2 занятия - 700 занятий занятий занятий занятий

руб. составляет составляет составляет составляет

4 занятия- 1200 1600 руб. 2000 руб. 2000 руб. 1800 руб.

руб.

10 занятий -

2500 руб.

16 занятий -

2900 руб.

24 занятий -

3500 руб.

Направления развития танцевальных услуг в России.

Вопрос о том, куда будет развиваться рынок, является стратегически важным, т.к. определяет источники доходов. Проведем маркетинговый анализ перспектив российского рынка, опираясь на динамику американского рынка, откуда происходит большая часть заимствований.

Product: Сегодня в Америке каждый из существующих течений является устоявшимся и популярным. Особенность западной танцевальной культуры кроется в менталитете - показать свою индивидуальность. В соответствии с этим в Америке появились 2 популярных стиля танца: Dancehall и Contemporary.

Основной посыл contemprorary dance заключается в обращении к личности, ее проблемам, душевным исканиям. Такой стиль танца считается трудоемким, поскольку

требует от танцора высокого уровня пластичности, техничности, музыкальности и эмоционального посыла.

Dancehall - уличный ямайский танец, покоривший страны Америки, Европы и Азии. Несмотря на то, что Dancehall пришел из Латинской Америке, свою популяризацию он получил в США. Dancehall, как и любой другой уличный танец, является социальным. В основе стиля - особый, расслабленный кач, и при этом полный контроль над собственным телом, различные вариации степом, а также различные по технике и динамике движения бедрами. Сейчас данные стили танца в России находятся на начальном этапе своего развития, их можно назвать будущими популярными направлениями, так как педагоги стали развивать себя в Contemprorary dance и Dancehall и привозить зарубежных танцоров, появились новые номинации в соревнованиях, в ТВ- шоу.

Consumer: на рынке танцевальных услуг как в России, так и в Пермском крае сформируется ориентация на молодежную группу (17-22) и взрослую молодежь (23-30), поскольку как contemprorary dance, так и dancehall предполагают раскрепощенность, свободу в теле, а также серьезную осознанность танцевальных идей и движений.

Price: При введении нового товара произойдет рост цен, поскольку продукт потребует получение дополнительной информации от профессиональных российских и зарубежных танцоров. В условиях кризиса танцоры поднимают стоимость мастер-классов, при этом затраты на их трансфер увеличиваются в разы. Здесь также присутствует особенность: чем дальше регион будет отдален от центра, тем выше будет ценовой диапазон увеличения. Кроме того, танцевальным школам потребуются затраты на реализацию выбранных инструментов продвижения.

Place: Не все танцевальные школы смогут внести в своей прайс-лист эти два новых направления. В центральных регионах школы без особого труда смогут внести их в основной список преподаваемых стилей, но для отдаленных регионов сделать это на хорошем уровне будет достаточно сложно.

В Перми одна из передовых школ "Freak Dance Studio" уже включила в своей прайс-лист направление Dancehall и Contemporary. Остальные школы на это пока не готовы, так как это трудоемкое и дорогостоящее направление, также некоторые школы считают, что им достаточно существующих стилей.

Personal: Введение новых танцевальных течений потребует от педагогов повышения их квалификации посредством прохождения мастер-классов, семинаров, лекций, осуществления заграничных поездок, участия в соревнованиях различного уровня с тем, чтобы развить себя, подтвердить свою компетентность, привлечь большее число учеников. Кроме того, выбранные способы развития, смогут способствовать построению грамотных методик преподавания и безошибочному истолкованию материала.

Promotion: Появление нового продукта не повлияет на инструменты продвижения, они останутся такими же. Для увеличения актуальности направлений и привлечения новых клиентов в качестве инструментов продвижения целесообразно использовать:

- Личностные награды и титулы преподавателей танцевальной студии посредством участия в чемпионатах, ТВ-шоу, съемках клипов, раскрутка личной хореографии через You Tube;

- Социальные площадки: «Вконтакте», Instagram и YouTube, поскольку целевой сегмент- это активный пользователь интернет-площадок;

- Локальное продвижение школы танцев по её местонахождению, так как это позволит потенциальным пользователям найти школу в удобном для них радиусе;

- Использование городского пространства, например, надписи на асфальте, флешмобы;

- Разовое бесплатное занятие;

- Введение абонемента с дополнительным временем заморозки занятий

- Продвижение через различные шоу на TV, например, как "Танцы на ТНТ", "Танцуй" на Первом канале.

Литература

1. Волков А. Танец без лицемерия // Национальный танцевальный портал [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.udance.com.ua/ publ/aleksandr_volkov_tanec_bez_licemerija/2-1-0-868

2. Современные танцы // Официальный сайтDanceDB [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dancedb.ru/modern-dance/

3. Современные танцы: самые популярные направления // Официальный сайт proформу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://proformu.ru/o-fitnese/sovremennye-tantsy-samye-populyarnye-napravleniya

4. Стили современного танца // Официальный сайт Thedancer [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://thedancer.ru/styles/

5. Перминова Е. Эволюция танцев за последние 100 лет // Официальный сайт WeLoveDance [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://welovedance.ru/posts/view/evolyutsiya-tantsev-za-poslednie-100-let

6. Цены и отзывы // Официальный сайт Школы танцев Петербурга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dance .profosfera.ru/_sovremennye_tantsy?sort_by=p227&up= 1

7. Чемпионка мира по Hip-Hop провела в Саратове мастер-класс // Официальный сайт СарБК [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://video.sarbc.ru/video/1572.html

8. Яндекс карты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yandex.ru/maps/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.