Научная статья на тему 'Танцевальное искусство как средство развития креативной личности'

Танцевальное искусство как средство развития креативной личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
421
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
CETERIS PARIBUS
Область наук
Ключевые слова
Креативность / креативная личность / танцевальное искусство / развитие / стимулирующая окружающая среда

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рыбакова Анна Ивановна, Тютькова Ирина Анатольевна

В статье показано, что феномен креативности является многоаспектным, а для развития креативной личности необходимо сочетание многих элементов. Танцевальное искусство представляет собой стимулирующую окружающую среду, оказывает влияние на когнитивные, личностные и мотивационные внутренние ресурсы личности, выступая эффективным средством развития ее креативности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Танцевальное искусство как средство развития креативной личности»

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

вплести движения из реальной жизни в образный танец так органично, что его основные постулаты не были нарушены: произошло обогащение танца внешними источниками, которые не были изначально ему присущи, а были заимствованы из движений труда, бытовой жизни, физкультуры. Но язык танца живет и развивается и по своим внутренним законам. В процессе этого развития складывались основные принципы, позы, положения рук и ног, которые постоянно совершенствовались и обогащались.

Олег Николаев привнес в танец новую технику и эстетику, тем самым усовершенстовав старые формы. Он обогатил язык танца не только внешне, но и внутренне. Традиция предполагает передачу опыта, т. е. определенной суммы накопленных знаний, от поколения к поколению. Традиции подготавливают новые открытия, предвосхищают новаторство. Новаторство, в свою очередь, продолжает, развивает, обогащает традиции. Традиции в союзе с новаторством — «вечный двигатель» искусства, пополняющего сокровищницу своего опыта.

Особого внимания заслуживает органичная сценография, точно соответствующие основному замыслу костюмы. Рок-балет «Под музыку звезды» стал весомым и убедительным доказательством тому, что Театр оперетты Кузбасса может расширять репертуар и дополнять его такими современными музыкальными жанрами, как рок-опера, рок-балет, мюзикл. [6]

Список использованной литература

1. Геращенко В. Языком танца о вечном // Кузнецкий край. 1997. 11 янв.

2. Бахрушин Ю. История русского балета. СПб: Планета музыки, Лань. 2009 г. 352 с.

3. Ваганова А. Я. Основы классического танца. СПб: Планета музыки, Лань. 2002.

4. Красносельская Т. Вся жизнь - как танец // Кемерово. 1994. 11 авг.

5. Коротков Ю. Танцующие призраки. М.: АСТ, Астрель. 2002.

6. Мохонько А. Музыкальный театр Кузбасса им. А.К. Боброва. Кемерово: Кузбассвузиздат. 2005. С. 116119.

© Мохонько А.П., 2015

Рыбакова Анна Ивановна

руководитель хореографического коллектива

I категории МБУ ДК «Цементник», г. Коломна, РФ E-mail: bolero anna@mail.ru Тютькова Ирина Анатольевна заместитель Министра социальной защиты населения

Московской области, г. Красногорск, РФ E-mail: iatutkova@bk.ru

ТАНЦЕВАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

В статье показано, что феномен креативности является многоаспектным, а для развития креативной личности необходимо сочетание многих элементов. Танцевальное искусство представляет собой стимулирующую окружающую среду, оказывает влияние на когнитивные, личностные и мотивационные внутренние ресурсы личности, выступая эффективным средством развития ее креативности.

Ключевые слова

Креативность, креативная личность, танцевальное искусство, развитие, стимулирующая окружающая среда

113

________НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS» №1/2015 ISSN2411-717X______

Все мы знаем, что отнюдь не каждый человек способен достичь творческих высот, стать профессионалом, благодаря своей творческой деятельности. Поэтому рационально предположить, что для продуктивной творческой деятельности субъект должен быть наделен определенным набором личностных качеств. Понятие творческой (или креативной) личности в психолого-педагогической литературе чаще всего раскрывается через описание ее качеств. Многие ученые пытались доказательно сформировать «психологический портрет» творческой личности, указав ее характерные черты.

П. Торренс собрал более 80 определений креативных людей. Оказалось, что такие люди могут иметь прямо противоположные качества. К примеру, с одной стороны, креативам присущи «неуверенность, робость, застенчивость, стремление к одиночеству, непопулярность среди людей»; с другой - «стремление к доминированию, смелость в отстаивании своих идей, потребность в социальных контактах, социальная активность, общительность популярность среди людей» [2, с. 204].

Т. Амабайл и М. Коллинз в набор характеристик креативных личностей включили: «самодисциплину в части работы, способность отсрочить удовольствие, независимость суждений, терпимость к неопределенности, высокую степень автономности, отсутствие половых стереотипов, склонность к риску, высокий уровень самоинициализации и мотив достижения (стремление выполнять работу наилучшим образом)» [2, с. 217].

В целом креативность понимается как общая способность к творчеству. «Креативность (от лат. creatio - созидание) - это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления» [2, с. 157]. Так, американский ученый К. Роджерс, лидер гуманистической психологии, понимает под креативностью «способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения» [2, с. 157].

Отечественный психофизиолог Е.П. Ильин, рассмотрев различные точки зрения ученых к определению понятия креативности, сделал вывод, что «креативность - это: способность к творчеству; интеллектуальное творчество; нечто новое, оригинальное; отдаленные ассоциации;

реструктурирование целостной системы; необычное кодирование информации; дивергентное мышление;

результат (либо отсутствие) внутриличностных конфликтов;

выход за переделы уже имеющихся знаний;

• нетрадиционное мышление, позволяющее быстро разрешить проблемную ситуацию, и т.д.» [2, с.

159].

Многоаспектность понятия креативности нашла отражение в «инвестиционной теории креативности» Роберта Стернберга и Тодда Любарта. Согласно этой теории, «инициирование оригинальной программы и

воплощение ее в жизнь зависят от когнитивных, личностных и мотивационных ресурсов человека, а также от условий среды» [2, с. 200-201]. Обратим внимание на таблицу 1.

Таблица 1

Характеристика внутренних ресурсов креативной личности и условий среды, ее окружающей [2, с. 201]

Когнитивные Личностные Мотивационные Окружающая среда

Отыскание проблемы Новаторский стиль мышления Большая сфокусированность на задаче, чем на цели Возможность стимулирующей деятельности

Определение проблемы Толерантность к неоднозначности Акцент на интеллектуальном любопытстве

Дивергентное мышление Настойчивость Принятие индивидуальных особенностей ребенка

Конвергентное мышление Г отовность пойти на интеллектуальный риск Обеспечение систематического обучения, имеющего отношения к таланту ребенка

114

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «CETERIS PARIBUS»

№1/2015

ISSN 2411-717Х

Продолжение таблицы 1

Инсайтные процессы Смелость взглядов Наличие времени для обдумывания идей

Оценка конкурирующих идей Поощрение оригинального применения знаний

Знания Обеспечение сложных расширенных программ, развивающих толерантность к неоднозначности, настойчивость и готовность пойти на интеллектуальный риск. Акцент на мотиваторах, сфокусированных на задаче.

Теперь обратимся к танцевальному искусству. По словам С.Н. Худекова, «танцы - первая глава человеческой культуры» [3, c.8]. Танец зародился вместе с первым человеком, вместе с его переживаниями и эмоциями, и развивался в контексте времени. Любой танец связан с появлением нового образа, новой идеи, нового отношения к действительности. А это означает, что танец, без сомнения, есть творческий процесс.

Танцевальное искусство является оптимальным воспитательным средством и выполняет ряд педагогических функций: оно создает психологический климат, необходимый для проживания ценностного отношения к прекрасному; оно является основой для наглядно-образного представления мира идей и человеческих эмоциональных переживаний; оно представляет материал для обобщения; оно становится инструментом осмысления факта; наконец, с помощью этого средства расширяется кругозор детей, меняется их восприятие окружающей действительности.

В процессе обучения танцевальному искусству решается ряд задач:

• происходит «раскрытие индивидуальных задатков личности»; приобретаются «навыки критического мышления посредством анализа хореографической лексики танцоров, индивидуального восприятия постановок, а также интерпретации замыслов хореографов»;

происходит «развитие навыков творческого мышления, воображения путем создания оригинальных вариаций танцев, работой над декорациями, освещением, костюмами, гримом»;

происходит «приобщение к мировой и национальной культуре и истории путем изучения танцев различных народов и эпох»;

возникает «расширение спектра методов коммуникации, накопление знаний о формах поведения, умение расшифровывать поведение и оценивать личность, углубленное положение человеческих отношений путем тщательного анализа жизненных ситуаций и танцевальных постановок (для черпания идей и работы над актерским мастерством в собственных постановках)» и т.д. [1, с. 228-229].

Сравнивая и анализируя представленные сведения между собой, мы можем сделать следующие выводы:

1. Овладение танцевальным искусством способствует развитию творческого мышления (акцент на когнитивные внутренние ресурсы креативной личности);

2. Постижение азов танцевального искусства способствует развитию индивидуальных личностных качеств (акцент на личностные внутренние ресурсы креативной личности);

3. Танцевальное искусство учит решать конкретные задачи (акцент на мотивационные внутренние ресурсы креативной личности);

4. Танцевальное искусство (стимулирующая деятельность, интеллектуальное любопытство, расширенная программа обучения и т.д.) представляет собой стимулирующую окружающую среду, развивающую креативность.

Список использованной литературы:

1. Валиева Г.Ф. Искусство танца как интегративное средство воспитания конкурентоспособной личности: Сб. материалов конф. «Педагогическое образование: история, современность, перспективы». - Казань, 2012. - 243с.

2. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. - Спб: Питер, 2009. - 434с.

3. Худеков С.Н. Всеобщая история танца. - М.: Эксмо, 2009. - 608с.: ил.

© Рыбакова А.И., Тютькова И.А., 2015

115

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.