Научная статья на тему 'Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний'

Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY-NC
267
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философская мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАНТРА / ТИБЕТСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ГЬЮТО / ВЫСШАЯ ЙОГА-ТАНТРА / ГУХЬЯ-САМАДЖА / ЧАКРАСАМВАРА / ВАДЖРАБХАЙРАВА / ЯМАНТАКА / КУНГА ДОНДРУБ / ТАНТРИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Лощенков Алексей Вячеславович

Статья посвящена освещению системы образования в тантрическом монастыре Гьюто, введению в научный оборот полного перечня предметов и и названий текстов, с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов. Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Представлена история возникновения монастыря. На основе текстологического анализа выявлена основополагающая роль текстов Чже Цонкапы в деле формирования образования данного монастыря. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом, основателем монастыря. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств для получения ученых буддийских степени в тантре «Кьеримпа» и «Награмпа». Это позволит при работе с тибетоязычными текстами, хранящимися в Центре восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) и Институте восточных рукописей (ИВР РАН), идентифицировать и вводить в оборот, как непосредственно источники под данными наименованиями, так комментирующую их литературу, созданную в Тибет и, возможно, в Бурятии. Особое значение исследование имеет для определения программы обучения на тантрических факультетах в дацанах Бурятии, о которой почти-то ничего не известно, кроме принадлежности их к программе монастырей Гьюто и Гьюме Тибета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний»

Тантрический монастырь Гьюто: сохранение и трансляция знаний

Лощенков Алексей Вячеславович

кандидат исторических наук

младший научный сотрудник, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии, Сибирское

отделение, Российская академия наук

670042, Россия, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6, каб. 306

И [email protected]

Статья из рубрики "Религии и религиозное возрождение"

Аннотация.

Статья посвящена освещению системы образования в тантрическом монастыре Гьюто, введению в научный оборот полного перечня предметов и и названий текстов, с идентификацией их по собраниям сочинений индийских и тибетских авторов. Определены основополагающие источники и комментаторская литература. Представлена история возникновения монастыря. На основе текстологического анализа выявлена основополагающая роль текстов Чже Цонкапы в деле формирования образования данного монастыря. Установлено, что для понимания изучаемых предметов в монастыре опираются на учебные руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом, основателем монастыря. При работе с материалами было использовано сочетание классического текстологического подхода и контекстуального анализа, принимающего во внимание буддийскую комментаторскую традицию. Также были использованы методы аналитического сопоставления, структурной и содержательной классификации. Для решения поставленных задач применены текстологические методы точного описания структуры образования. Новизна статьи обусловлена введением в научный оборот ранее не исследованной системы образования и ее учебных руководств для получения ученых буддийских степени в тантре «Кьеримпа» и «Награмпа». Это позволит при работе с тибетоязычными текстами, хранящимися в Центре восточных рукописей и ксилографов (ЦВРК) и Институте восточных рукописей (ИВР РАН), идентифицировать и вводить в оборот, как непосредственно источники под данными наименованиями, так комментирующую их литературу, созданную в Тибет и, возможно, в Бурятии. Особое значение исследование имеет для определения программы обучения на тантрических факультетах в дацанах Бурятии, о которой почти-то ничего не известно, кроме принадлежности их к программе монастырей Гьюто и Гьюме Тибета.

Ключевые слова: тантра, тибетский Гухьясамаджа, Чакрасамвара, Ваджрабхай образование

монастырь, Гьюто, высшая йога-тантра, ва, Ямантака, Кунга Дондруб, тантрическое

DOI:

10.25136/2409-8728.2018.12.28510

Дата направления в редакцию:

25-12-2018

Дата рецензирования:

27-12-2018

Дата публикации:

29-12-2018

Статья подготовлена в рамках гранта РФФИ № 17-03-00250«Философская интерпретация и трансляция буддизма (на материале тибетской и китайской махаяны)»

Обзор системы образования, представленный в данной статье, выполнен на основе перевода с тибетского и отчасти с английского языков программы образования, переданной автору руководителем библиотеки этого монастыря в Индии во время научной командировки в 2018 году. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что, несмотря на широкое распространение информации о тантре в России и на Западе, до сих пор нет подробного освещения предметов, текстов и системы образования в данной буддийской науке. В связи с этим выявлены и атрибутированы все тибетские тексты, упоминаемые в качестве учебников по тантрической программе обучения. Это позволит получить полное представление о системе и специфических предметах данного обучения.

Монастырь Гьюто, полное название которого Пэлдэн Гьюто Дацан (dpal-ldan rgyud-stod grwa-tshang), является одним из самых известных буддийских монастырей традиции Гелуг в Тибете и специализируется на изучении тантрической медитации, ритуальных

искусств и, с недавнего времени, буддийской философии [8, с 5811. Главный ученик первого Далай-ламы по имени Гьючен Кунга Дондруб (rgyud-chen kun-dga 'don-grub, 1419-1486) основал монастырь Гьюто в 1475 году. Первоначально монастырь назывался Уто Джампеллинг Дацан (dbus stod 'jam-dpal-glinggrwa-tshang), но в настоящее время известен как Пэлдэн Гьюто Дацан. Спустя несколько лет после основания он переехал в храм Рамоче (ra-mo-che) в Лхасе, где и оставался до «культурной революции» в Китае

По сути, это учебный центр для глубокого тантрического образования. Его основным защитным божеством является Шестирукий Махакала (mgon-po phyag drug), являющийся гневным аспектом божества сострадания Авалокитешвары. На тот момент численность монахов составляла более тысячи человек, но большинство из них бежали в изгнание. После коммунистического китайского вторжения и эмиграции тибетцев в 1959 году монастырь был восстановлен в Индии.

Чтобы предоставить образование и разместить до 500 монахов, он был воссоздан в Индии в Сидхбари, штат Химачал-Прадеш, неподалеку от г. Дхарамсала. Главными предметами изучения в Гьюто являются тантрические системы проявления Акшобхьи из Гухьясамаджа-тантры (gsang-'dus mi-skyod-pa), традиция Чакрасамвары (bde-mchog), идущая от индийского махасидхи Луипы (lu 'i-pa, XVII в.), и система тринадцати божеств Ваджрабхайравы ('jigs-byed lha bcu-gsum). Монахи Гьюто передают эти учения молодому поколению монахов уже более пятисот лет без прерывания линии преемственности. Каждый тибетский монастырь имеет свои собственные учебные руководства (yig-cha) для понимания изучаемых коренных текстов. В Гьюто учатся, опираясь на руководства, составленные Гьюченом Кунга Дондрубом.

Монастырь имеет собственную библиотеку, которая была создана в 2000 году. Библиотека публикует книги по Дхарме и выпускает CD-диски, чтобы студенты имели возможность изучать учения Его Святейшества Далай-ламы XIV и других буддийский учителей. Библиотека при спонсорской поддержке публикует сборники практик, школьные книги, книги по истории и литературе. Часть важных публикаций заказываются из других библиотек. Некоторые книги распространяются бесплатно или по минимальной цене. Читальный зал содержит книги разных жанров и не только религиозного содержания, но и современные светские издания. Основной фонд составляют работы известных буддийских индийских и тибетских учителей, в нем есть также разделы на хинди, английском и китайском языках.

В настоящее время в монастыре насчитывается около пятисот монахов, в том числе ламы, тулку, учителя, ученики-керимпа и монахи, которые пришли из Тибета, Монголии, Ладакха, Сиккима, Мон, Спити и других мест, помимо монахов со степенью геше, которые пришли из трех великих монастырей традиции Гелуг, монастыря Рато и других монастырей, чтобы учиться здесь.

До интронизации Далай-ламы XIII монахи по окончании 15-19 летнего курса на философском факультете в одном из монастырей Дрепунг, Сера и Ганден в Тибете, по собственному желанию могли продолжить образование в тантре с опытными учителями. Но это были уже больше факультативные занятия. В связи с реформами в образовании, проведенными Далай-ламой XIII, введены условия, по которым все геше степени цогрампа (tshogs-rams-pa) и лхарампа (lha-rams-pa), что приблизительно эквивалентно степени доктора и профессора буддийской философии, должны продолжить свое образование в монастырях Гьюме или Гьюто. Выбор тантрического монастыря обусловлен местом их предыдущего обучения. Монголы и буряты, в силу исторической

связи, поступают в Гьюме ^^ а все остальные жители Гималайского региона - в Гьюто. При поступлении в них они называются геше карампа (dge-bshes bka'-rams-pa) и обязаны освоить годовую программу.

По прошествии еще двух лет обучения, на ежегодном собрании только двум кандидатам в каждом тантрическом монастыре разрешено выйти на экзамен по тантре (sngags dam-Ьса), после чего они могут получить степень геше награмпа (dge-bshes sngags-rams-pa).

Учебный год делится на следующие периоды. Весенний сессионный период (chos-thog) посвящен освоению большого комментария на Гухьясамаджа-тантру. Летний период отводится освоению Чакрасамвара-тантры, ее стадиям порождения и завершения. Зимний период служит для изучения стадий порождения и завершения Гухьясамаджа-тантры, а также пяти этапов стадии завершения. Еще один зимний период посвящен изучению таких трудов, как «Семь тантрических постижений Ваджрабхайравы» (rtogs bdun) и «Три тантрические реализации», а также стадиям порождения и завершения

Ваджрабхайравы

Традиционная образовательная система для монахов

Все поступающие в монастырь Гьюто напрямую, не завершив формального обучения в течении 15-19 лет на философском факультете Дрепун, Сера или Ганден, должны пройти следующую программу образования, а затем сдать экзамен по тестам и нижеследующим

предметам по результатам которых они получают степень кьеримпа (bskyed-rim-pa), то есть практика, обладающего навыками порождения себя божеством.

1. Запоминание

В течение четырех лет после поступления монахов в монастырь, им необходимо запомнить ритуальные тексты Гухьясамаджы, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы, и через каждые шесть месяцев они сдают экзамен по декламации данных текстов.

2. Классы

В течение пяти лет после полного монашеского посвящения в гелонга, монахи изучают принципы и методы, свойственные универсальным и конкретным садханам, которые являются специальными методами осуществления тантрических знаний (grub-thabs), ритуальное пение, метрику, рисунки, приготовление торма для сотен божеств, главными из которых являются Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава, пропорции различных ступ и их символизм. В течение первого года они осваивают вышеупомянутые предметы и практики в связи с Гухьясамаджей; в течение второго года - по Чакрасамваре, и в течение третьего года - по Ваджрабхайраве. Четвертый и пятый отводятся изучению ритуала садханы «Великого Железного дворца Ямараджы», а также ритуала для исправления и восстановления (bskang-gso), ритуалов подношения большого торма божествам Махакале и Ситатапатре (gdugs-dkar), огненного подношения по четырем типам активностей (las bzhi).

3. Специализация

Поскольку Его Святейшество Далай-лама XIV часто рекомендует, чтобы каждый студент стал опытным мастером в одном из тантрических искусств, монастырь начал годовую программу по специализации после завершения основного образования. Его участники могут проводить дальнейшие исследования в любых областях, которые им были преподаны в прежних классах, помимо некоторых дополнительных курсов. В завершении курса необходимо сдать тест по запоминанию и рецитации текста, письменный и практический тесты по ритуалам, рисункам и ступам. По результатам обучения студентам предоставляются сертификаты в соответствии с их выступлениями на экзаменах ^^

Учебная программа на степень кьеримпа

I. Запоминание текстов (700 тибетских листов):

1.1-12 главы и часть 13-ой главы Гухьясамаджа-тантры.

2.Первая глава Чакрасамвара-тантры.

3.Ритуалы Гухьясамаджы, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы.

4.Приготовление большого ритуального торма для шести разных божеств, связанных с гневной активностью (drag-las).

5.Обширные ритуалы освящения (rab-gnas rgyas-pa).

6.Литургия четырем Дхармапалам (chos-skyong).

7.Различные сопутствующие им тексты.

II. Обучение произнесению нараспев, гармонике и использованию ритуальных

музыкальных инструментов:

1.Классические краткие и расширенные песнопения и гармоники ритуалов самопосвящения (bdag-'jug) и освящения, а также шесть новых и двадцать пять старых мелодик в ритуалах, посвященных Махакале (mgon-po) и Дхармарадже (chos-rgyal).

2.Использование ритуальных музыкальных инструментов, таких как цымбалы (sil-snyan) и прочих.

III. Чертеж, нанесение песка и трехмерная модель мандалы:

1. Рисование основы и построение очага огненной пуджы (sbyin-sreg) для четырех видов активностей: мирной (zhi), умножающей (rgyas), могущества (dbang) и гневной (drag).

2. Рисунки всех ритуальных торма (gtor-ma).

3. Рисунок богини земли (sa-bdag lto-'phye), связанной с циклом предварительных ритуалов по использованию земли при строительстве мандалы, храма, ступы и других сооружений [3, 34~371.

4. Двухмерные изображения на ткани (thang-ka) мандал трех великих божеств Гухьясамаджи, Чакрасамвары и Ямантаки.

5. Чертеж восьми видов великих ступ, посвященных особым событиям при жизни Будды Шакьямуни.

6. Проектирование и построение трехмерных моделей мандал трех великих божеств, включая их символы.

7. Построение и выкладка различных мандал цветным песком.

IV. Сбор и подготовка материалов для ритуальных подношений:

1. Определение, сбор и приготовление предметов, необходимых для огненной пуджы.

2. Подготовка главных и дополнительных ритуальных торма.

3. Подготовка ритуальных предметов, необходимых для ритуала самопосвящения.

4. Подготовка предметов, необходимых для ритуала освящения.

5. Масляные скульптуры и их украшения в качестве подношений во время великого праздника Монлам (smon-lam chen-mo) в пятнадцатый день первого тибетского месяца.

Учебная программа обучения на степень награмпа

Любой желающий продолжить свое буддийское образование в системе тантры и сдать экзамен на степень награмпа, что приблизительно эквивалентно степени доктора в тантрических науках, после завершения обучения на философском факультете и получения степени геше должен следовать программе обучения, представленной следующими предметами. Основными темами первого года обучения являются более низкие классы тантры (крия-, чарья- и йога-тантры), а второй год - высшая йога-тантра.

1. Гухьясамаджа-тантра.

2. Чакрасамвара-тантра.

3. Ваджрабхайрава-тантра.

4. Пояснительные тантры к вышеперечисленным трем главным тантрам.

5. Нагарджуна, «Сжатое изложение методов реализации» (санскр. pindikrtasadhana, тиб. sgrub-thabs mdor byas).

6. Нагарджуна, «Толкование бодхичитты» (санскр. bodhichittavivarana, тиб. byang-chub sems 'grel).

7. Чандракирти, «Освещающая лампа» (санскр. pradipoddyotana, тиб. sgron-ma gsal-bar-byed-pa). Комментарий к Гухьясамаджа-тантре.

8. Чже Цонкапа, «Четыре объединенных комментария на Гухьясамаджа-тантру» (тиб. gsang- 'dus'brel-babzhi-sbrags).

9. Чже Цонкапа, «Светильник, проясняющий пять этапов» (тиб. rim Inga gsal sdron). Толкование пяти этапов стадии завершения Гухьясамаджа-тантры.

10. Чже Цонкапа, «Пять этапов Гухьясамаджы, выполненных в одном сидении» (тиб. gsang-'dus rim nga gdan rdzogs).

11. Чже Цонкапа, комментарий на Лакхусамвара-тантру «Освещение всех скрытых смыслов» (тиб. sbas-don kun gsal).

12. Чже Цонкапа, «Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо)» (тиб. sngag-rim chen-mo).

13. Кхедруб Чже, «Океан сиддхи - стадия зарождения» (тиб. skyed-rim dngos-grub rgya-mtsho).

14. Гьючен Кунга Дондруб, комментарий на Гухьясамаджа-тантру «Сокровищница драгоценных инструкций по двум стадиям» в семнадцати главах (тиб. rgyud-kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa 'grel-gyi tshig don gsal-bar 'chad-pa'i man-ngag rim gnyis gter-mdzod) -Ш

15. Панчен Сонам Дакпа, инструкции по стадиям порождения и завершения в практике Гухьясамаджы: «Очарование мудрецов - изложение стадии порождения Гухьясамаджы, царя тантры» (тиб. rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i bskyed-rim gyi rnam-gzhag mkhas-pa'i yid-'phrog); «Детальное объяснение стадии завершения Гухьясамаджы-тантры» (тиб. gsang-ba 'dus-pa'i rgyud 'di'i rdzogs-rim bye-brag-tu bshad-pa).

16. Гомде Намка Гьялцен (настоятель Гьюто, 1532-1592) (sgom-sde nam-mkha' rgyal-mtshan), инструкции по стадиям порождения и завершения в практике Ваджрабхайравы.

17. Тансагпа Нодруб Гьяцо (thang-sag-pa dngos-grub rgya-mtsho), инструкции по стадии порождения и завершения в практиках Гухьясамаджа, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы.

Повседневная деятельность

На утренних сессиях монахи совершают практику самопосвящения одного из божеств: Гухьясамаджа, Чакрасамвара и Ваджрабхайрава. После этого идет запоминание текстов, соответствующих утренним занятиям. Во второй половине дня они читают и изучают тексты. Вечером проводится декламация, а затем дебаты во дворе. По субботам также есть одна дебатная сессия. Существуют специально выделенное время для изучения построения трехмерных конструкций мандалы. При необходимости монастырь проводит ритуалы для долгой жизни Далай-ламы XIV.

Указатель сочинений, используемых в статье

Использованные сокращения:

Peking:The Tibetan Tripitaka.

Peking edition, edited by Dr. Daisetz T. Suzuki, Suzuki Research Foundation, Tokyo, 1962. Tohoku:A Complete Catalogue of the Tibetan Buddhist Canons . Tohoku Imperial University, 1934.

BDRC:Tibetan Buddhist Resource Center (теперь называется Buddhist Digital Resource Center) -[Д

1. Нагарджуна, «Сжатое изложение методов реализации», (санскр. pindikrtasadhana, тиб. sgrub-pa'i thabs mdor-byas-pa).

BDRC, bstan-'gyur (snar-thang), rgyud 'grel (gi), Volume 35 of Work W 22704, ff. 1r-12v (pp. 1-24).

Tohoku: 1796, Tengyur, rgyud, ngi, 1b-11a. Peking: 2661.

2. Нагарджуна (klu-sgrub, II в.), «Толкование бодхичитты» (санскр. bodhichittavivarana, тиб. byang-chub sems 'grel).

BDRC, bstan-'gyur (snar-thang), Volume 35 of Work W22704, ff. 41v-46v (pp. 82-92). Peking: 2665.

3. Чандракирти (zla-ba grags-pa, VII в.), «Освещающая лампа» (санскр. pradipoddyotana, тиб. sgron-ma gsal-bar-byed-pa). Комментарий к Гухьясамаджа-тантре.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полное название: sgron-ma gsal-bar-byed-pa zhes-bya-ba'i rgya-cher bshad-pa.

BDRC, bstan-'gyur (snar-thang), Volume 30 of Work W22704, f. 1r-224v (pp. 1-448). Peking: 2650.

4. Чже Цонкапа (blo-bzang grags-pa, 1357-1419), «Четыре объединенных комментария на Гухьясамаджа-тантру» (тиб. gsang-'dus'brel-babzhi sbrags).

1) «Краткий смысл объяснительной структуры - светильник, проясняющей коренную тантру царя всех тантр, славного Гухьясамаджы»:

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa-ba'i rgyud sgron-ma rab-tu gsal-bar byed-pa'i rgya-chen bshad-pas 'chad-pa'i sa-bcad bsdus-don.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 5 of Work W22272, 31 ff.

2) «Коренная тантра царя всех тантр, славного Гухьясамаджы, а также поздние тантры».

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa-ba'i rgyud phyi-ma dang bcas-pa.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 5 of Work W22272, 102 ff.

3) «Драгоценный росток - толкование трудных мест, светильник, обширного объяснения царя всех тантр, славного Гухьясамаджы».

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rgya-cher bshad-pa sgron-ma gsal-ba'i dka'-ba'i gnas kyi mtha'-gcod rin-chen myu-gu.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 5 of Work W22272, 151 ff.

4) «Аннотированный комментарий, истолковывающий смысл слов ясного светильника, обширного комментария царя всех тантр, славного Гухьясамаджы».

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rgya-cher bshad-pa sgron-ma gsal-ba'i tshig-don ji-bzhin 'byed-pa'i mchan gyi yang 'grel.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/sku-'bum par-ma, in Volume 4 of Work W22272, 521 ff.

5. Чже Цонкапа, «Светильник, проясняющий пять этапов» (тиб. rim lnga gsal sdron). Толкование пяти этапов стадии завершения Гухьясамаджа-тантры.

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i man-ngag rim-pa lnga rab-tu gsal-ba'i sgron-me.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 7 of Work W22273, 309 ff.

6. Чже Цонкапа, «Пять этапов Гухьясамаджы, выполненных в одном сидении» (тиб. gsang-'dus rim nga gdan rdzogs).

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rdzogs-rim rim lnga gdan rdzogs kyi dmar-khrid.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 8 of Work W22273, 60 ff.

7. Чже Цонкапа, комментарий на Лакхусамвара-тантру (Краткая Чакрасамвара-тантра) «Освещение всех скрытых смыслов» (тиб. sbas don kun gsal).

Полное название: bde-mchog bsdus-pa'i rgyud kyi rgya-cher bshad-pa sbas-pa'i don kun gsal-ba.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 8 of Work W22273, 248 ff.

8. Чже Цонкапа, «Большое руководство к этапам пути Мантры (Нагрим Ченмо)» (тиб. sngag-rim chen-mo).

Полное название: rgyal-ba khyab-bdag rdo-rje-'chang chen-po'i lam gyi rim-pa gsang-ba kun gyi gnad rnam-par-phye-ba.

BDRC, gsung-'bum/tsong-kha-pa/ bla-brang par-ma, Volume 3 of Work W22273, 497 ff.

9. Кхедруб Чже (mkhas grub rje, 1385-1438), «Океан сиддх - стадия зарождения» (тиб. gsang-'dus bskyed-rim dngos-grub rgya-mtsho).

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i bskyed-rim dngos-grub rgya-mtsho.

BDRC, gsung-'bum/mkhas-grub-rje/bla-brang par-ma, Volume 7 of Work W1KG10279, 190 ff.

10. Гьючен Кунга Дондруб (rgyud-chen kun-dga 'don-grub, 1419-1486), комментарий на Гухьясамаджа-тантру «Сокровищница драгоценных инструкций по двум стадиям» в семнадцати главах.

Полное название: rgyud kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i rtsa 'grel gyi tshig don gsal-bar 'chad-pa'i man-ngag rim gnyis gter-mdzod.

11. Панчен Сонам Дакпа (pan-chen bsod-nams grags-pa, 1478-1554), «Очарование

мудрецов - изложение стадии порождения Гухьясамаджы, царя тантры».

Полное название: rgyud thams-cad kyi rgyal-po dpal gsang-ba 'dus-pa'i bskyed-rim gyi rnam-gzhag mkhas-pa'i yid-'phrog.

BDRC, gsung-'bum/bsod-nams grags-pa, Volume 10 of Work W23828, 85 ff. (pp. (13-182).

12. Панчен Сонам Дакпа, «Детальное объяснение стадии завершения Гухьясамаджы-тантры» (тиб. gsang-ba 'dus-pa'i rgyud 'di'i rdzogs-rim bye-brag-tu bshad-pa).

BDRC, gsung-'bum/bsod-nams grags-pa, Volume 10 of Work W23828.

13. Гомде Намка Гьялцен (настоятель Гьюто) (sgom-sde nam-mkha' rgyal-mtshan, 15321592), инструкции по стадиям порождения и завершения в практике Ваджрабхайравы.

14. Тансагпа Нодруб Гьяцо (thang-sag-pa dngos-grub rgya-mtsho), инструкции по стадии порождения и завершения в практиках Гухьясамаджа, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы.

На основе списка авторов и текстов, изучаемых в Гьюто, можно сделать вывод о специфике такого образования. Индийские источники представлены в работах индийских мастеров Нагарджуны и Чандракирти, которые составили коренные руководства-комментарии к Гухьясамаджа-тантре. Базовые тибетские тексты написаны Чже Цонкапой и его ближайшим учеником Кхедруб Чже, которые написали основополагающие труды по этой тематике в школе Гелуг. Эта комментаторская традиции была унаследована и воплощена в учебных руководствах монастыря Гьюто Гьючен Кунга Дондрубом. Представленная программа образования дает представление о системном и последовательном изучении тантрических текстов и ритуалов, от простого к сложному, что является частью полного монастырского образования по сутре и тантре. Учебная программа разбита на сессионные периоды в соответствии с сезонами года, в которых акцентированно изучаются тантрические практики Гухьясамаджы, Чакрасамвары и Ваджрабхайравы. Это подтверждает тезис о союзе практик сутры и тантры в индо-тибетском буддизме.

Библиография

1. База данных. [Электронный ресурс]. - URL: http://124.33.215.236/Database/Kawaguchi_QueryResult.php?sw_vol1 = 201 (дата обращения: 03.12.2018).

2. BDRC. URL: https://www.tbrc.org (дата обращения: 01.12.2018).

3. Pema Dorjee, Stupa and its technology: a Tibeto-Buddhist perspective / P. Dorjee -New Delhi: Indira Gandhi National Centre for the Arts and Motilal Banarsidass

Publishers, Delhi, 1996. - 189 p.

4. Монастыри Гелуг: Гьюме и Гьюто. URL: https://studybuddhism.com/ru/prodvinutyy-uroven/istoriya-i-kultura/monastyri-v-tibete/monastyri-gelug-gyume-i-gyuto (дата обращения: 20.11.2018).

5. Монастырь Гьюто. URL: http://www.gelukfoundation.org/gyuto-monastery (дата обращения: 29.11.2018).

6. URL: http://www.gyuto.org (дата обращения: 02.12.2018).

7. URL: https://treasuryoflives.org/institution/Gyuto-Dratsang (дата обращения: 24.12.2018).

8. John Powers, David Templeman. Historical Dictionary of Tibet / J. Powers, D. Templeman - Lanham, Md.: Scarecrow Press, 2012. - 794 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.