Научная статья на тему 'Танки будущего'

Танки будущего Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
154
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Танк / основные свойства / модернизация / конструкторско-технологические заделы / качественное повышение основных свойств / возможная компоновка перспективного танка / Tank / basic characteristics / modernization / design and technological reserves / qualitative improvement of basic characteristics / possible layout of the advanced tank

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лесин Валерий Алексеевич

Анализируются варианты качественного повышения уровней основных свойств танков зарубежными и отечественными специалистами в среднесрочной и отдаленной перспективе. Показаны подходы к созданию перспективных танков. Обозначены направления создания конструкторско-технологических заделов для перехода к танкам будущего с боевыми характеристиками на принципиально новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper analyzes the possibilities of qualitative improvement of the level of the main characteristics of tanks by foreign and domestic specialists in the medium and long term. The approaches to the development of promising tanks are presented. The author outlines the directions of creation of design and technological reserves for transition to tanks of the future with combat characteristics on a fundamentally new level.

Текст научной работы на тему «Танки будущего»

Танки будущего

Полковник в отставке В.А. ЛЕСИН, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Анализируются варианты качественного повышения уровней основных свойств танков зарубежными и отечественными специалистами в среднесрочной и отдаленной перспективе. Показаны подходы к созданию перспективных танков. Обозначены направления создания конструкторско-технологических заделов для перехода к танкам будущего с боевыми характеристиками на принципиально новом уровне.

The paper analyzes the possibilities of qualitative improvement of the level of the main characteristics of tanks by foreign and domestic specialists in the medium and long term. The approaches to the development of promising tanks are presented. The author outlines the directions of creation of design and technological reserves for transition to tanks of the future with combat characteristics on a fundamentally new level.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Танк, основные свойства, модернизация, конструкторско-технологические заделы, качественное повышение основных свойств, возможная компоновка перспективного танка.

Tank, basic characteristics, modernization, design and technological reserves, qualitative improvement of basic characteristics, possible layout of the advanced tank.

НА ТЕКУЩЕМ этапе развития человечества вооруженная борьба не связывается со стратегией массовых армий. Во многих государствах осуществляется переход к пространственно-распределенным формам ведения боевых действий автономными или полуавтономными общевойсковыми формированиями с возможностью управлять ими и даже отдельными военнослужащими, образцами вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) в режиме реального времени.

Вместе с тем зарубежными аналитиками признается, что в длительной перспективе бронетанковое вооружение (БТВ) останется основной ударной силой сухопутных войск США и НАТО. Отечественные военные специалисты также считают, что в первой половине XXI века танковые войска останутся главной ударной силой Сухопутных войск, их основу составят танковые соединения

и танковые батальоны мотострелковых бригад. Практика последних войн, вооруженных конфликтов и специальных операций показывает необходимость применения танков в ходе проведения любых операций сухопутных войск.

В связи с этим в странах, производящих танки, активно продолжается их совершенствование, при этом специалистам приходится преодо-

левать множество неопределенностей и противоречий, что приводит к периодическому возникновению дискуссии о направлениях дальнейшего развития и приоритетности основных свойств танка в будущем. В настоящее время данная тема вновь стала актуальной в свете все более активного применения «се-тецентрических» принципов ведения вооруженной борьбы, развития дальнобойного высокоточного оружия (ВТО), роботизации и интеллектуализации ВВСТ.

По мнению многих участников дискуссии, ключевым вопросом вооруженной борьбы будущего является вопрос о месте и роли в ней человека. За рубежом продолжаются попытки продвижения к так называемому «безлюдному» полю боя, на котором будут безраздельно господствовать ВТО, боевые и обеспечивающие роботы, действующие в едином информационно-разведывательном пространстве. Во многом это объясняется мнением аналитиков об ограниченных возможностях человека-оператора по эффективному управлению все более сложной боевой техникой при ведении динамичной вооруженной борьбы будущего.

При всей важности для военного дела развития робототехники и искусственного интеллекта нельзя обойти вниманием взгляды русского военного теоретика и историка Евгения Эдуардовича Месснера, изложенные им в работе «Проклятие военной техники». О преклонении перед техникой в вооруженной борьбе он писал: «Военные в этом не виноваты — виноваты те гражданские, невеждостратеги, которые всюду захватили власть над генералами: они заменили формулу «воевать людьми при поддержке военной техники» противоестественной формулой «воевать техникой, обслуживаемой людьми»1.

Опыт войн и военных конфликтов современности подтверждает: контактный («ближний») огневой бой остается основным видом вооруженной борьбы при овладении конкретными участками местности и важными объектами: узлами дорог, господствующими высотами, населенными пунктами, отдельными зданиями и сооружениями. В этой ситуации заменить человека боевыми роботами и ВТО в полной мере не удается в силу уникальной роли «человека-оператора» при принятии неформальных решений, необходимых в абсолютном большинстве нестандартных ситуаций такого боя.

Кроме того, по оценкам зарубежных экспертов, достижения в области вычислительной техники, источников энергии и миниатюризации позволят разработать действительно «разумные» боевые роботы, соответствующие требованиям автономности и длительности действий, только в долгосрочной перспективе. Одновременно отмечается, что, если на смену личному составу вооруженных сил придут машины, воздействие этого фактора на воинскую этику и моральное состояние участников вооруженной борьбы будет чрезвычайно опасно и непредсказуемо.

Следовательно, при всем желании части западных военных исключить ненадежный «человеческий фактор» из практики ближнего боя путем применения ВТО, боевых и обеспечивающих роботов человек и бронированная боевая техника, дающая ему шанс на выживание и выполнение поставленных боевых задач в «контактном» бою, еще долго не сойдут с исторической сцены.

Применительно к танкам под «ближним» огневым боем следует понимать процесс обнаружения, распознавания, идентификации и поражения целей противника огнем бортового оружия на установленных тактико-тех-

ническим заданием дальностях. В свою очередь, дальность ведения ближнего огневого боя экипажем определяется максимальной дальностью эффективной стрельбы из основного оружия танка, а «целью» считается объект противника, избранный командиром (наводчиком) танка или командиром более высокого уровня для поражения огнем бортового оружия в ходе ближнего огневого боя. Поражение является результатом воздействия бортовым оружием танка по цели, вследствие которого она утрачивает боевую способность (огневую мощь и (или) подвижность).

Экипаж танка является первичным (низшим) подразделением в вооруженных силах многих государств, включающим три-пять человек. Современные зарубежные танки имеют экипажи, состоящие из четырех человек. По имеющимся данным, проекты перспективных танков НАТО ориентированы на наличие в них трех членов экипажа с размещением их в отдельном обитаемом отсеке, изолированном от топлива и боеприпасов.

Разработка таких танков сопровождается одновременным созданием бронированных машин технического обслуживания, транспортно-заряжа-ющих машин, машин доставки горюче-смазочных материалов (ГСМ), другой специализированной техники, а также подразделений, обеспечивающих максимально быстрое восстановление боеспособности танка после выхода из боя. Отмечается, что общая численность личного состава и техники в танковой роте в этом случае существенно возрастет за счет включения в ее состав необходимого технического персонала и трех-четы-рех машин технического обслуживания на танковой базе.

Экипажи современных отечественных танков состоят из трех человек. Отдельные специалисты считают возможным в перспективе

сократить численность экипажа до двух человек, а затем — и до одного. Другие отмечают: «В современном танке примерно столько же элементов управления, что и на космическом корабле. В связи с этим исключение из состава экипажа наводчика крайне осложнит боевую работу командира танка»2. Специалисты также подчеркивают, что значительную часть времени танк находится вне боя, в это время проводится его приведение в готовность к дальнейшему боевому применению. «Здесь для того, чтобы заменить трак гусеницы или почистить 125-мм пушку, нужны минимум 3 человека. Это физически очень тяжелая и грязная (в прямом смысле этого слова) работа»3.

Таким образом, сокращение численного состава экипажа танка всегда сопровождается необходимостью увеличения численности квалифицированного инженерно-технического персонала, технических средств и подразделений, обеспечивающих восстановление его боеспособности при ведении боевых действий. Данное обстоятельство позволяет предположить, что танки в обозримой перспективе будут иметь экипажи, состоящие из трех-четырех человек, что обеспечит поддержание допустимого баланса нагрузок на экипажи и подразделения технического обеспечения.

При прогнозировании направлений развития танков в первой половине XXI века приходится учитывать, что танки этого периода могут применяться как в составе сравнительно небольших автономно действующих общевойсковых групп, так и в составе формирований бригадного и дивизионного уровней. Возможен неоднократный перевод боевых действий из одного формата в другой без какого-либо подготовительного периода. Прогнозируется маневренный характер боевых действий с самой высокой

оперативно-стратегической мобильностью войск.

В этих условиях просматриваются два принципиально различающихся подхода к созданию перспективных танков. Первый заключается в создании образцов, предназначаемых для решения широкого круга задач в различных природно-географических условиях в составе общевойсковых формирований различного уровня и масштаба. Для их классификации может быть использован термин «универсальные образцы». В современных условиях универсальными образцами являются основные боевые танки (ОБТ).

Второй — в создании достаточно широкой номенклатуры специализированных образцов, приспособленных для решения каждым из них более узкого спектра боевых задач (например, «городской» танк, танк прорыва подготовленной обороны, танк сопровождения пехоты, танк для северных районов и т. п.). Они могут классифицироваться как «узкопрофильные образцы». Выбор второго подхода ожидаемо приводит к увеличению типажа ВВСТ в войсках, усложнению управления, материально-технического обеспечения боевых действий и другим негативным последствиям.

В связи с этим в мировом танкостроении пока преобладает тенденция развития «универсальных» ОБТ, однако в ходе дискуссии о путях и рубежах дальнейшего развития все тревожнее звучит тема приближения уровня их основных свойств к так называемому «технологическому потолку», определяемому уровнем развития фундаментальной науки, критических промышленных и военных технологий. Это выражается в отсутствии в настоящее время возможности резкого (скачкообразного) повышения показателей защищенности, огневой мощи и подвижности

с опорой на имеющиеся принципиальные и технологические основы. По мнению многих специалистов, качественный скачок в развитии отдельно взятого основного свойства ОБТ в настоящее время может быть получен только путем освоения «прорывных» технологий, например, использованием электрической энергии для метания снарядов, защиты от широкого спектра противотанковых средств (ПТС) и обеспечения требуемой подвижности.

Дальнейшее повышение подвижности танков соответствует стремлению вести динамичные боевые действия, быстро использовать результаты огневых ударов, окружать группировки противника и громить его резервы, в итоге быстро достигать конечных целей операции, в том числе и в маневренных вариантах ведения боевых действий автономными тактическими формированиями. В соответствии с этим в ведущих танкостроительных странах наблюдается повышенное внимание к разработке современных электрических или электромеханических трансмиссий для военных машин, включая образцы бронетанковой техники.

Предполагается, что такие трансмиссии в сочетании с мощными дизельными или газотурбинными двигателями будут образовывать так называемую «гибридную силовую установку» (ГСУ) и обеспечат получение ряда преимуществ, таких как: улучшение характеристик подвижности и маневренности на 10—15 %; экономия топлива на 25—30 %; увеличение запаса хода на 10—15 % и главное — возможность установки перспективных видов оружия и защиты (лазерное и СВЧ-оружие, электромагнитные пушки, электродинамическая защита, мощные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) и т. п.) за счет генерируемой на борту танка электрической энергии.

Из открытых публикаций известно, что работы по созданию военных машин различного назначения с ГСУ ведутся в Германии, США, Польше, Испании, Швеции, Бельгии и некоторых других странах. Например, в Германии создан опытный образец боевой машины пехоты с электрической трансмиссией (рис. 1). Наибольших успехов в этом направлении достигла

фирма BAE Systems, разработавшая гусеничное шасси с гибридной силовой установкой для перспективного аэромобильного самоходного артиллерийского орудия XM1203NL0S-C, боевую машину Lightning Bolt с электротрансмиссией и 120-мм электротермохимической пушкой XM291, БМП с боевым лазером мощностью 10 кВт.

Рис. 1. Опытный образец боевой машины пехоты «Мардер» с электрической трансмиссией (Германия)

Однако опыт разработки образцов техники с ГСУ обозначил ряд проблем, таких как: сложность генерирования на борту тяжелой машины энергии мощностью до 1 МВт в ограниченных объемах моторно-трансмиссионного отделения; трудности обеспечения эффективного отвода тепла от преобразователей и электрических машин; относительно низкий КПД из-за существенных тепловых потерь в электродвигателях, проводниках и силовой электронике; необходимость применять принципиально новые сильноточные малогабаритные электротехнические элементы и др. Обозначенные проблемы значительно затрудняют создание ГСУ

с требуемыми характеристиками для перспективных танков.

Однако манящая перспектива обеспечения опережающего «рывка» в уровне основных свойств заставляет разработчиков продолжать работы по созданию мощных ГСУ для танков будущего. Дополнительный импульс их деятельности придает то, что значительная часть экспертов констатирует исчерпание потенциальных возможностей танковых пороховых пушек по поражению тяжелой бронированной техники. В этой связи наблюдается повышенное внимание к технологиям, обеспечивающим дальнейшее увеличение начальной скорости метания бронебойных снарядов. Одним из возможных реше-

ний в данной области называется создание так называемых «электромагнитных пушек» (ЭМП).

Теоретические предпосылки и промышленные технологии в принципе позволяют создавать ЭМП, метающие снаряды со скоростью 2500 м/с и более. В настоящее время за рубежом достаточно активно ведутся НИОКР по созданию ЭМП катушечного («соленоидного») и рельсового типа. Большинство зарубежных исследователей после испытаний опытных образцов ЭМП катушечного типа склоняются к выводу о целесообразности создания для мобильных платформ ЭМП рельсового типа, несмотря на то что они требуют для работы значительно больших объемов энергии. По имеющимся данным, потребность энергии на каждый выстрел в ЭМП рельсового типа может достигать 20 МДж/выстрел, а недостаточная эффективность цепей передачи импульсной энергии может приводить к дополнительному увеличению этой величины. Для обеспечения практической скорострельности четырех-пяти выстрелов в минуту требуется накопить на борту танка электрическую энергию в количестве не менее 100 МДж. Возможности аккумулирования такого количества энергии в условиях мобильных платформ в настоящее время весьма ограничены.

В связи с этим за рубежом усиленно разрабатываются менее энергоемкие электротермохимические (ЭТХП) и электротермические (ЭТП) пушки, которые по своей сути не являются чисто электромагнитными, поскольку ЭТХП использует энергию химически активного рабочего тела (жидкие метательные вещества, уплотненные пороха и др.), а в ЭТП в качестве метательного вещества используются газы с малой атомной массой (например, гелий). Как в первом, так и во втором варианте для работы пу-

шек требуется импульс тока большой силы. Например, для воспламенения метательного заряда ЭТХП требуется электрическая энергия порядка 0,1 МДж/на 1 выстрел. При кажущейся сегодня экзотичности применения в танках ЭТХП и ЭТП перспективы их создания и практического применения в среднесрочном периоде весьма реалистичны.

В отечественном и зарубежном танкостроении сохраняется стремление увеличить средние скорости движения танков при ведении огня с ходу. Установлено, что потенциальные возможности современных силовых установок танков не могут быть реализованы в полной мере без создания соответствующих систем подрессоривания корпуса. На текущем этапе разработчики танков вплотную приблизились к применению в конструкции перспективных образцов гидропневматической подвески (ГПП), которая даст возможность изменять клиренс и дифферент машины на месте и при движении по пересеченной местности. Экспериментальные работы, проведенные в США, показали, что использование на танке ГПП позволяет на 15—20 % увеличить вероятность попадания в цель при стрельбе из танка, движущегося по пересеченной местности со скоростью 20—30 км/ч.

Тем не менее ГПП пока не нашла широкого применения в танкостроении. В значительной степени это вызвано тем, что единого (оптимального) варианта ГПП для всего диапазона скоростей и условий движения гусеничного образца БТВ создать не удается. Получение оптимальных значений параметров ГПП на всех режимах движения по дорогам и бездорожью в различных погодных и климатических условиях может обеспечить только «управляемая» ГПП.

Однако для совместного учета всех динамично изменяющихся ха-

рактеристик и оперативного расчета оптимальных значений параметров управляемой ГПП в конкретных до-рожно-грунтовых условиях требуется высокая степень автоматизации и интеллектуализации процессов управления движением образца, в том числе использования 3D моделей местности с постоянным динамичным определением характеристик несущей способности грунта. В этой связи серийное производство танков с управляемой ГПП, обладающей как высокой надежностью и эффективностью, так и приемлемой стоимостью, возможно только в более отдаленной перспективе.

В современных условиях ключевой для всех образцов ВВТ сухопутных войск стала проблема защищенности. «Без повышения уровня защищенности боевых бронированных машин (ББМ) от ВТО их эффективное применение на поле боя становится невозможным. Именно защита от поражения ВТО оказывается критическим моментом в оценке возможности использования бронетанковой техники»5.

Специалистами признается, что на текущем этапе развития проблема обеспечения необходимой защищенности танков может быть решена только применением «многоуровневой» защиты. Это означает одновременное применение средств коллективной защиты войсковых формирований, групповой защиты подразделений и индивидуальной защиты образцов.

Коллективная защита войсковых формирований проводится силами и средствами воздушно-космической обороны, авиации, ракетных войск и артиллерии, РЭБ, инженерных и химических войск. Групповая защита подразделений осуществляется специальными комплексами, которые могут придаваться подразделениям, частям и соединениям войск

и действовать, как правило, в районах их сосредоточения и при совершении маршей на большие расстояния своим ходом. Функциями групповой защиты являются: обнаружение нападающих противотанковых средств; целеуказание комплексам индивидуальной защиты образцов; подавление средств разведки и наведения оружия с помощью протяженных комбинированных аэрозольных завес длительного существования и с применением ложных целей.

Индивидуальная защита продолжает оставаться основным фактором сохранения боеспособности танков в условиях ближнего огневого боя. В настоящее время признается, что индивидуальная защита образца также должна быть «многослойной». Принцип «многослойности» предусматривает последовательное использование возможностей защиты от обнаружения и распознавания, предотвращения попадания в танк, защиты при попадании и снижения ущерба при пробитии броневых защитных устройств.

Первым рубежом индивидуальной защиты, несомненно, является всемерное уменьшение демаскирующих признаков танка с использованием средств снижения заметности, имитации и искажения образа машины в различных диапазонах электромагнитного спектра.

Предотвращение попадания в танки может достигаться путем активного противодействия средствам наведения (самонаведения) ПТС путем постановки помех в каналы наведения, а также их активным поражением на траектории полета на безопасном удалении от машины. Защита экипажа и важнейших систем танка при попадании ПТС сегодня обеспечивается пассивной броневой защитой и применением так называемой «динамической» («взрывной») защиты.

Снижение ущерба при пробитии брони может достигаться рядом мероприятий, таких как: совершенствование компоновки танка; изолирование экипажа от боекомплекта и топлива; применение осколкоулав-ливающих экранов, устройств снижения ударных и вибрационных нагрузок; применение индивидуальных противоосколочных костюмов и шлемов членами экипажа; использование быстродействующей системы противопожарного оборудования (ППО) многократного действия и т. п.

При достаточной определенности мероприятий по перечисленным направлениям индивидуальной защиты танка имеется множество ограничений и неопределенностей как в возможностях технической реализации каждого из них, так и особенно в вариантах оптимального сочетания применяемых кон-структорско-технических решений. Необходимо отметить, что трудности обоснования тактико-технических требований к перспективным танкам в значительной степени вызваны общей незавершенностью теории создания современной техники.

«Разработка ее методологии не может считаться завершенной даже в постановочном плане, ибо до настоящего времени системотехника не имеет четко установленных принципов, определений, методов, конкретной структуры построения рабочей методологии, общей теоретической основы, которая с единых позиций объединяла бы и увязывала между собой все ее положения, представляющие собой неупорядоченные своды субъективно формируемых разными авторами искусственных приемов»6.

Несмотря на отмеченные обстоятельства, система разработки и производства танков, созданная в СССР, обеспечила лидирующее положение отечественных машин вплоть до конца 80-х годов прошлого века. Каждый

из вновь создаваемых танков имел принципиально новые конструкторские решения, многие из которых в последующем принимались мировым танкостроением в качестве ориентиров развития на перспективу.

Однако в конце XX века лидерство отечественного танкостроения не получило дальнейшего развития по причине прогрессирующего отставания в развитии критических военных технологий, дезориентации в целях и временных рубежах развития танков, деградации системы опережающих научных исследований и танкостроительной отрасли в целом. В этих условиях танкостроение ведущих стран НАТО избрало путь последовательной модернизации танков вместо создания все более совершенных машин, которую предполагается проводить вплоть до 2040 года. За рубежом считают, что НАТО достигло превосходства в танкостроении, которое теперь намеревается удерживать всегда.

По оценкам специалистов, наиболее высокие уровни боевых характеристик достигнуты в американском танке M1A2 SEP V 3 «Абрамс» и германском «Леопард-2А7» (рис. 2). Эти машины имеют экипажи, состоящие из 4 человек, 120-мм гладкоствольную пушку с дальностью эффективной стрельбы бронебойным подкалиберным снарядом (БПС) 2600—3000 м. Стойкость лобовых проекций от БПС для этих машин составляет 850—870 мм, двигатели мощностью 1500—1540 л.с. обеспечивают максимальную скорость движения 68—75 км/ч и запас хода 420—450 км. Танки имеют бортовую информационно-управляющую систему (БИУС) и тактический интернет. Полная масса машин при этом достигла значений 65,5 т и 71,2 т соответственно. Данное обстоятельство отрицательным образом сказалось на их проходимости

Рис. 2. Основной боевой танк Леопард 2А7 (Германия)

по грунтам с ослабленной несущей способностью, возможности преодоления большинства мостов, на

перевозке железнодорожным и воздушным транспортом.

Отечественное танкостроение с 90-х годов прошлого века было также вынуждено повышать уровень характеристик серийных танков путем модернизации, возможности которой сильно ограничиваются жесткими рамками, диктуемыми заложенными при их создании принципами минимизации габаритов и массы. Наибольшие показатели уровня боевых свойств пока достигнуты в модернизированном танке Т-90М (рис. 3).

Рис. 3. Модернизированный образец танка Т-90М (Россия)

Специалисты считают, что рациональным продолжением модернизации серийных танков в современных условиях может быть только повышение ситуационной осведомленности и командной управляемости, что не требует значительного увеличения габаритов и массы, но способствует реализации принципа «первым увидел — первым принял решение — первым начал действовать». При этом продолжающаяся модернизация как зарубежных, так и отечественных танков обеспечивает все меньшее приращение уровня их боевой эффективности при непропорционально увеличивающихся затратах ресурсов.

В обозначившейся ситуации отечественные и зарубежные танкостроители переходят к поиску нетрадиционных компоновочных решений танков. Например, в США в начале 80-х годов прошлого века был разработан опытный образец танка с вынесенным вооружением и размещением экипажа из трех человек в носовой части корпуса. В Российской Федерации разработан танк «Армата» с необитаемым боевым модулем и размещением экипажа в изолированной капсуле в носовой части корпуса машины (рис. 4).

Такая компоновка дает ощутимый запас боевой массы за счет отказа от обитаемой башни, направляемый на

повышение защиты экипажа и основного оборудования. Специалисты полагают, что преимуществами танков подобной компоновки являются: качественное повышение защищенности экипажа; решение проблем загазованности и эргономики обитаемого отделения; возможность постепенной замены основных составных частей и систем по мере появления более совершенных; создание цифрового «электронного борта» открытой архитектуры, позволяющего встраивать танк в единую систему тактического звена управления, а также перспектива использования платформы танка в качестве базы для создания семейства тяжелых машин сухопутных войск с минимальными затратами ресурсов на их создание, эксплуатацию и боевое применение.

Однако существующие проблемы поиска оптимального сочетания основных свойств и характеристик создаваемых машин приводят и к некоторым недостаткам машин с необитаемой башней. В их числе: невозможность гарантированной защиты оборудования необитаемого боевого модуля от современных ПТС; необходимость дублирования и резерви-

рования управления вооружением, прицельно-наблюдательным комплексом и силовой установкой; недостаточный уровень обзорности из машины и некоторые другие.

В сложившихся обстоятельствах эффективное боевое применение танков с необитаемой башней, по мнению специалистов, просматривается при условии теснейшего взаимодействия с другими образцами ВВСТ общевойскового формирования, нивелирующими их недостатки. Это относится прежде всего к машинам огневой поддержки и тяжелым БМП пехотного отделения. Таким образом, проблема обеспечения защищенности танков продолжает оставаться ключевой, при этом возможности использования известных принципов и средств защиты от ПТС, включая комплексы активной защиты (КАЗ), приблизились к пределу развития, определяемому критерием «эффективность—стоимость».

В сложившихся условиях наметился отход танкостроителей от принципа «универсальности» ОБТ. Появились различные варианты так называемых «городских танков», приспособленных к действиям на

урбанизированной местности путем оснащения их дополнительными навесными блоками броневой и динамической защиты, КАЗ, решетчатыми и другими экранами, закрытыми пулеметными и гранатометными установками, бульдозерными отвалами и т. п. (рис. 5).

Рис. 5. Танк «Леопард-2», предназначенный для действий в городских условиях (Германия)

При этом проявляются значительные трудности транспортирования дополнительных защитных устройств к местам возможного применения, обеспечения их быстрого монтажа и демонтажа, проведения ремонтных работ на технике в полевых условиях, а также создания необходимых запасов составных частей дополнительных защитных устройств и их эшелонирования. Общей тенденцией развития танков становится проявление принципа более «узкой специализации» и расширение типажа взаимодополняющих машин с формированием в необходимых случаях комплексов ВВСТ для ведения боевых действий в различных условиях.

По мнению специалистов, возвращение перспективных танков в разряд «универсальных» с качественным повышением уровня основных свойств возможно только путем решительного перехода к созданию танка, базирующегося на качественно новых технологических основах. Такой технологической основой в настоящее время может быть примене-

ние электрической энергии. В связи с этим просматривается целесообразность скоординированного проведения ряда НИОКР, направленных на формирование конструкторско-тех-нологических заделов для дальнейшего «прорывного» развития танка.

Основными направлениями этих работ, по мнению специалистов, являются: обоснование концепции и облика танка периода после 2040 года; создание танковой ГСУ; проработка конструкции танковой ЭТХП; поиск технических решений по созданию эффективных электромагнитных защитных устройств и некоторые другие.

Решению задач качественного повышения защищенности танка также должна способствовать улучшенная система ситуационной осведомленности экипажа с помощью развитых средств технического зрения. Считается, что танк будущего должен стать «зрячим» в пределах дальностей до 6 км за счет дальнейшего развития оптических систем, использования тепловизоров и низкоуровневых телевизоров, применения радиолокаторов, способных давать изображения целей (в том числе неподвижных и небронированных), и бортовых ЭВМ, способных опознавать цели по совокупности признаков, получаемых из различных каналов зрения.

Известно, что в США и других танкостроительных странах активно ведется поиск облика танка будущего. Предполагается, что танк будущего будет иметь боевую массу не более 43 т, экипаж — 3 человека, развивать максимальную скорость до 100 км в час, поражать цели за пределами прямой видимости на дальности до 8 км, иметь активные и пассивные средства защиты, способные противодействовать всем видам современных ПТС, обладать повышенной скрытностью на поле боя, быть авиатранспортабельным и способным

вести боевые действия на любых ТВД в условиях применения как обычного, так и ядерного оружия.

Если учитывать необходимость наличия в танке будущего ГСУ, то просматривается проблема поиска компоновочного решения, обеспечивающего размещение в ограниченных объемах моторно-трансмис-сионного отделения однокорпусного танка мощного двигателя внутренне-

го сгорания, габаритных накопителей электрической энергии, значительных запасов топлива и других новых элементов и систем. В связи с этим возникает закономерный интерес к сочлененной конструкции, прототип которой появился в 80-е годы прошлого века в виде конструкции опытного образца шведского сочлененного танка со 140-мм пушкой (рис. 6).

Рис. 6. Опытный образец шведского сочлененного танка

Предварительные проработки позволяют обозначить некоторые возможные черты танка отдаленной перспективы. Концептуально танк второй половины XXI века просматривается в варианте сочлененной двухзвенной конструкции. Передний (боевой) модуль может иметь отделение управления с тремя членами экипажа, находящимися в высокоза-щищенной изолированной капсуле в передней части. В средней части боевого модуля возможно размещение необитаемой башни с ЭТХП и автоматом заряжания.

На башне возможно размещение закрытой установки крупнокалиберного дистанционно управляемого

пулемета, комплекса активной круговой защиты от РПГ и ПТУР, лазерной установки «ослепляющего» типа, элементов системы дистанционной нейтрализации самонаводящихся ПТС, генератора электромагнитных излучений импульсного типа, элементов системы постановки дымовых многоспектральных завес.

В кормовой части боевого модуля возможна установка сменного блока самонаводящихся ракет вертикального старта для борьбы с наземными и воздушными целями на дальностях 12 км и более. Во втором (моторном) модуле целесообразно размещение ГСУ с электрической или электромеханической трансмиссией, накопителей

электрической энергии, необходимых запасов топлива, обеспечивающих систем и электромонтажных элементов.

Системы управления защитными устройствами, движением и вооружением должны быть способны работать как в автоматизированном, так и в ручном режимах. Машина должна быть оснащена автоматизированной системой поддержки принятия решения командиром танка, а ситуационная осведомленность всех членов экипажа должна обеспечиваться многоспектральной системой технического зрения типа «прозрачная броня».

Принципиально новые возможности для экипажа должны быть созданы системой автоматического обнаружения, распознавания, идентификации и поражения целей на дальностях 12 км и более. Тем самым машина должна встраиваться в систему ведения дальнего огневого боя подразделением и усиливать компонент активной защиты экипажа методом огневого поражения внезапно возникающих малоразмерных танкоопасных целей.

Оптико-электронные приборы и экипаж должны быть защищены от воздействия лазерного оружия противника, а все радиоэлектронное оборудование — от поражающих факторов электромагнитного и радиочастотного оружия.

Предполагается наличие в боевом модуле отделения управления для трех членов экипажа. Такой минимально необходимый численный состав экипажа обеспечит проведение операций загрузки боеприпасов, пополнения за-

пасов топлива, проведение технического обслуживания, выполнение необходимых работ по проведению диагностирования и настройки сложных автоматизированных систем танка.

В составе машины целесообразно наличие беспилотного летательного аппарата, способного выполнять задачи наблюдения, разведки и ретрансляции сигналов управления в ближней зоне. Также возможно применение в составе машины наземного дистанционно управляемого робота для решения задач разведки местности, обнаружения минных полей и выполнения задачи сторожевого охранения в условиях ведения автономных боевых действий общевойсковыми формированиями.

Сочлененная конструкция машины позволит выйти на новый уровень унификации комплекса боевых и обеспечивающих машин Сухопутных войск. В частности, открывается возможность использования универсального модуля силовой установки, который может стыковаться с обитаемыми модулями мотострелкового отделения и модулями машин боевого и материально-технического обеспечения.

Таким образом, в условиях замедления развития серийных танков путем модернизации и приближения их основных свойств к так называемому «технологическому потолку» целесообразно перейти к формированию конструкторско-технологических заделов для создания в возможно короткие сроки качественно нового отечественного основного танка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Хочешь мира, победи мятежевой-ну! Творческое наследие Е.Э. Месснера. М.: Военный университет, Русский путь, 2005. 696 с., ил. (Российский военный сборник). С. 349.

2 Костенко Ю.П. Танк (человек, среда, машина). М.: Правда Севера, 2000. С. 18.

3 Там же. С. 18.

4 Методы и средства защиты бронетехники. СПб.: Реноме, 2017. С. 28.

5 Автономов В.Н. Создание современной техники. М.: Машиностроение, 1991. С. 23.

6 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.