Научная статья на тему 'ТАНКА «ЗЕЛЁНАЯ ТАРА» КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛМЫКИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ'

ТАНКА «ЗЕЛЁНАЯ ТАРА» КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛМЫКИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
159
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
калмыки / историко-культурное наследие / буддизм / пантеон / Зелѐная Тара / прикладное искусство / этнические особенности иконографии / вышивка / лицевое шитье / художественные традиции / Kalmyks / historical and cultural heritage / Buddhism / pantheon / Green Tara / applied art / ethnic specific of iconography / embroidery / face sewing / art traditions

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Батырева Кермен Петровна, Батырева Светлана Гарриевна

Данная статья посвящена образу «Зеленая Тара» в истории культуры Калмыкии. Объектом рассмотрения является буддийская танка, предметом – локальные особенности иконографии образа, исполненного в технике вышивки односторонней глади. В исследовании установлена специфика художественной выразительности женского образа буддийского пантеона, Воплощение иконографического канона средствами прикладного искусства реализовано в традициях лицевого шитья и особенностях этнического цветовидения. Актуализирована проблема музейного сохранения произведений буддийского декоративно-прикладного искусства как культурно-исторического наследия народа. В ходе исследования авторы пришли к следующим результатам: буддийская вышитая танка «Зеленая Тара» представляет собой уникальное явление прикладного искусства Калмыкии, в котором соединены религиозный канон и рукодельное творчество мастериц-вышивальщиц. Прослежены тенденции развития иконописного канона буддизма и народного прикладного искусства Калмыкии XIX – начала XX вв. Органичным синтезом художественных традиций разных истоков отмечено самобытное своеобразие культурного наследия Калмыкии. Актуально его изучение, реализуемое в сфере научной и многофункциональной деятельности Национального музея РК имени Н. Н. Пальмова. Наследие как ориентир культурной преемственности востребовано не только в сфере современного декоративно-прикладного искусства, но и в процессе развития туристической индустрии Республики Калмыкии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUDDHIST TANGKA OF GREEN TARA AS A HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF KALMYKIA: TRADITIONS AND MODERNITY

The article is devoted to the analysis of the image of the Green Tara in the history of Kalmyk art. The object of consideration is a Buddhist tanka, the subject is the local features of the iconography of the image, executed in the technique of embroidery on one-sided surface. The study established the specificity of the artistic expressiveness of the female image of the Buddhist pantheon. The embodiment of the iconographic canon by means of applied art is realized in the traditions of facial sewing and the peculiarities of ethnic color vision. The problem of museum preservation of works of Buddhist arts and crafts as a cultural and historical heritage of the people is actualized. In the course of the study, the authors came to the following results: the Buddhist embroidered tanka "Green Tara" is a unique phenomenon of applied art of Kalmykia, which combines the religious canon and handicrafts of embroiderers. The trends in the development of the icon-painting canon of Buddhism and folk applied art of Kalmykia in the 19th – early 20th centuries are traced. An organic synthesis of artistic traditions from different sources marked the originality of the cultural heritage of Kalmykia. Its study, implemented in the field of scientific and multifunctional activities of the National Museum of the Republic of Kalmykia named after N. N. Palmov. Heritage as a landmark of cultural continuity is in demand in the artistic field, not only in the development of modern arts and crafts, but also in the tourism industry of the Republic of Kalmykia.

Текст научной работы на тему «ТАНКА «ЗЕЛЁНАЯ ТАРА» КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛМЫКИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

УДК: 93:351.853.1

doi 10.24411/2221-0458-2022-92-38-49

ТАНКА «ЗЕЛЁНАЯ ТАРА» КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ КАЛМЫКИИ: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ*

Батырева К.П., Батырева С.Г.

Калмыцкий государственный университет им. Б. Б. Городовикова, г. Элиста

BUDDHIST TANGKA OF GREEN TARA AS A HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE OF KALMYKIA: TRADITIONS AND MODERNITY*

K.P. Batyreva, S.G. Batyreva Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, Elista, Russia

*Статья написана при поддержке гранта РФФИ №19-512-44002/19 «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе»

*The work was supported by the RFBR grant No. 19-512-44002/19 "Folk decorative and applied art of the Oirats of Mongolia and the Kalmyks of Russia: general and special in comparative analysis"

Данная статья посвящена образу «Зеленая Тара» в истории культуры Калмыкии. Объектом рассмотрения является буддийская танка, предметом - локальные особенности иконографии образа, исполненного в технике вышивки односторонней глади. В исследовании установлена специфика художественной выразительности женского образа буддийского пантеона, Воплощение иконографического канона средствами прикладного искусства реализовано в традициях лицевого шитья и особенностях этнического цветовидения. Актуализирована проблема музейного сохранения произведений буддийского декоративно-прикладного искусства как культурно-исторического наследия народа. В ходе исследования авторы пришли к следующим результатам: буддийская вышитая танка «Зеленая Тара» представляет собой уникальное явление прикладного искусства Калмыкии, в котором соединены религиозный канон и рукодельное творчество мастериц-вышивальщиц. Прослежены тенденции развития иконописного канона буддизма и народного прикладного искусства Калмыкии XIX - начала XX вв. Органичным синтезом художественных традиций разных истоков отмечено самобытное своеобразие культурного наследия Калмыкии. Актуально его изучение, реализуемое в сфере научной и многофункциональной деятельности Национального музея РК имени Н. Н. Пальмова. Наследие как ориентир культурной преемственности востребовано не только в сфере современного декоративно-

прикладного искусства, но и в процессе развития туристической индустрии Республики Калмыкии.

Ключевые слова: калмыки; историко-культурное наследие; буддизм; пантеон; Зелёная Тара; прикладное искусство; этнические особенности иконографии; вышивка; лицевое шитье; художественные традиции

The article is devoted to the analysis of the image of the Green Tara in the history of Kalmyk art. The object of consideration is a Buddhist tanka, the subject is the local features of the iconography of the image, executed in the technique of embroidery on one-sided surface. The study established the specificity of the artistic expressiveness of the female image of the Buddhist pantheon. The embodiment of the iconographic canon by means of applied art is realized in the traditions of facial sewing and the peculiarities of ethnic color vision. The problem of museum preservation of works of Buddhist arts and crafts as a cultural and historical heritage of the people is actualized. In the course of the study, the authors came to the following results: the Buddhist embroidered tanka "Green Tara" is a unique phenomenon of applied art of Kalmykia, which combines the religious canon and handicrafts of embroiderers. The trends in the development of the icon-painting canon of Buddhism and folk applied art of Kalmykia in the 19th - early 20th centuries are traced. An organic synthesis of artistic traditions from different sources marked the originality of the cultural heritage of Kalmykia. Its study, implemented in the field of scientific and multifunctional activities of the National Museum of the Republic of Kalmykia named after N. N. Palmov. Heritage as a landmark of cultural continuity is in demand in the artistic field, not only in the development of modern arts and crafts, but also in the tourism industry of the Republic of Kalmykia.

Keywords: Kalmyks; historical and cultural heritage; Buddhism; pantheon; Green Tara; applied art; ethnic specific of iconography; embroidery; face sewing; art traditions

Введение

«Место производства и бытования -Российская Империя, Большедербетовский улус Ставропольской губернии (ныне Республика Калмыкия), этническая группа «калмыки». В такой атрибуции происхождения монументальное полотно «Зеленая Тара» зафиксировано в собственности Ставропольского государственного историко-культурного природно-ландшафтного музея-заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Согласно

музейному описанию имеет инвентарный № 27846079, поступила в собрание в 1947г. Время политических репрессий, драматическое в судьбе калмыцкого народа, депортированного в Сибирь (19431956). Существует легенда, объясняющая появление экспоната в дарственном акте археолога, музейного сотрудника Т. Минаевой. Шедевр калмыцкого

прикладного искусства, созданный в 1913 году, был вызволен из рук торговцев на городском толчке и передан в музей.

Сегодня экспонируется в постоянной экспозиции ставропольского музея, представляющей историю и культуру народов юга России. По просьбе верующих, жителей Калмыкии, почти ежегодно передается на временное хранение и экспонирование в Национальный музей РК имени Н. Н. Пальмова. Такие кратковременные «выезды произведения» в Элисту получили название «свидания с родиной», начиная с 10-х годов нынешнего времени.

Вместе с тем открытие произведения произошло намного раньше, начиная с 80-х гг. прошлого столетия, оформившись изданием альбома «Старокалмыцкое искусство» и впоследствии - большой экспозицией «Калмыцкая народная вышивка» в залах Калмыцкой государственной картинной галереи в 19901991 гг. В результате целенаправленного поиска произведений прикладного творчества народных мастеров была собрана уникальная выставка из экспонатов Ставропольского музея имени Г. К. Праве, Новороссийского музея истории донского казачества, Российского Этнографического музея, Калмыцкой государственной картинной галереи, Калмыцкого республиканского краеведческого музея имени Н. Н. Пальмова и частных коллекций. Экспозиция, ставшая поистине открытием драгоценных творений народа, пользовалась огромным успехом у жителей и гостей республики, знакомя и приобщая посетителей к самобытному культурному наследию Калмыкии. Оно потерпело огромные утраты в суровых перипетиях

истории депортации, сохранив для потомков выдающиеся, к сожалению, немногие, дошедшие до нашего времени образцы рукодельного творчества мастериц-вышивальщиц.

Материалы и методы

Центром знаменательной музейной экспозиции, запечатленной в документальных кадрах республиканской хроники 90-х гг. XX в., явилась буддийская танка «Зеленая Тара» (калм. «Н^ан Дэрк гегэн»). Икона выполнена в технике лицевого шитья на шелковом полотне прямоугольной формы размером 315,5 х 212 см шелковыми нитями, вручную в технике односторонней глади. Основа сшита из трех вертикальных полос темно-синего атласа, цельных с красно-белым окаймлением иконы.

В представляемой статье анализируется иконография образа «Зеленая Тара», рассматривается техника исполнения уникального вышитого монументального панно. Исследование произведения, входящего в собрание указанного ставропольского музея, проводится на основе методов музейного описания экспонатов. Вместе с тем спецификой предмета является иконография буддизма, требующая знания основ построения многофигурной композиции, канона изображения персонажей пантеона, символики атрибутов и цветового решения вышитого полотна. Проанализированный материал позволяет подойти к решению круга взаимосвязанных проблем

источниковедческого, историко-культурного и искусствоведческого характера. К

ним относится выявление локальной специфики иконографии северного буддизма на примере буддийского образа «Зеленая Тара», позволяющей определить этнические особенности воспроизведения канона в технике вышивки народного декоративно-прикладного искусства [ 1: 110-117; 6: 26-33]. Это служит основой атрибуции культового произведения, устанавливающей его статус культурного наследия Калмыкии. Последнее положение предполагает решение проблемы местоположения уникального произведения, призванного быть ориентиром в преемственности традиций в современном художественном процессе республики. Искусство взаимосвязано в развитии с туристической индустрией Калмыкии, обладающей большими потенциальными возможностями в перспективе становления [2: 18-25].

Обсуждение

Монументальное вышитое изображение выполнено длинными стежками, точно воспроизводящими каноническую композицию. В создании основного рисунка использованы строчевые швы хатхмр, используемые в народной вышивке, контрастные в цвете и очерчивающие формы и детали изображения, например, жилки листьев и лепестки лотоса. Декоративный контур используется также в орнаментации головного убора, одеяния и украшений персонажей, иных «золотых» фрагментов монументального панно. Основа ее - шелковая светло-желтая нить, обвитая тончайшей полоской бумаги, на которую наклеены шелковые волоконца

цвета потемневшей бронзы, которая крепится к вышитому панно тонкими стежками вдвое скрученной нити. Традиционный прием, используемый в создании стеганого узора войлочных изделий калмыков [5: 10-21].

Икона представляет собой многофигурную композицию, несущую в центре изображение Тары, женского божества из пантеона северного буддизма, в одной из пяти цветовых ипостасей. Бодхисаттва (калм. Ноган дарьк гегян) предстает в образе молодой женщины с гибким телом зеленого цвета, в наряде индийской принцессы на лотосовом подножии. Круглое монголоидное лицо с крупными ушными раковинами и вытянутыми мочками, нос широкий, губы розовые, между тонкими черными бровями белый круг урна. Милостивый взгляд серых глаз Зеленой Тары, сидящей в падмасане, открыто и доверчиво устремлен на зрителя. Ее черные волосы собраны в высокую прическу, завершаемую ушнишей, завитками спускаются по плечам. Струящееся шелковое облачение расшито золотом: трехслойная юбка (серо-голубого, синего и темно-красного цветов) с розовым поясом, по плечам спадает двухцветный длинный шарф, тонированный в рисунке разноцветными нитями. Украшения: корона с цветами лотоса; серьги и браслеты на запястьях, предплечьях и лодыжках; драгоценные ожерелья, символизирующие медитацию, терпение и щедрость. Одеяние изысканно орнаментировано цветочным и геометрическим узорами,

проложенными стежками шелковой нити [10: 768-777].

Сидящая в лалита-асане, символизирующей готовность прийти на помощь всем нуждающимся, Зеленая Тара изображена в йогической позе, подогнув левую ногу стопой вверх, другая опущена на бело-розовый цветок малого лотоса. Правая рука на колене обращена ладонью наружу в варада-мудре, знаковом жесте даяния блага: милости, прощения и исполнения желаний. Левая ладонь у груди изящно поднята в абхая-мудре, жесте защиты и бесстрашия. Большой и безымянный пальцы соединены,

символизируя союз метода и мудрости, вытянутые пальцы уподоблены трём драгоценностям: Будде, Дхарме и Сангхе, дарующим страждующим Прибежище. В тональных переливах колорита полотна ладонь у груди, выделенная как и ступни ног, насыщенным розовым цветом, несет глубокий эмоциональный акцент в восприятии женского образа Милосердия. В руках Тара держит длинные стебли цветущего лотоса, обнимающие ее плечи. Цветы и бутоны в двухцветных зеленых листьях раскрываются, поднимаясь к круглому лику улыбающейся Тары, тонированы оттенками сине-голубого цвета, символизирующего чистоту и сострадание. Таковым воспринимается божество в ореоле красного нимба с зеленым окаймлением, входящего в круг радужной мандорлы в насыщенной полифонии цвета. Светоносная аура исходит от Тары в драгоценном венце бело-розовых цветов, грациозно восседающей на

лотосовом подножии. По краям лучистой многоцветной эманации даны пышные цветы пиона, тонко проработанные в рисунке, как и другие каноничные атрибуты и детали изображения, стежками декоративной «золотой нити».

Бодхисаттву Зеленую Тару окружает 21 изображение малых Тар разноцветного проявления. Сидящие на лотосах в облачении, украшениях и нимбах, они держат драгоценную вазу с бело-розовыми цветами. В верхней части иконы показано голубое небо в переливах синего и сиренево-розового (от утреннего к вечернему состоянию) с изображением дисков белой луны и оранжевого солнца. В облаках даны образы святых учителей, в центре - Цзонхава в уборе желтошапочной школы Гелуг. Сидя в позе лотоса «падмасана», в руках, сложенных у груди в дхармачакра-мудре, держит цветы лотоса с книгой мудрости Праджняпарамита и мечом, рассекающим тьму Незнания. В нижнем ярусе знаковой композиции показаны гневные божества, защитники вероучения: едущая на муле Лхамо (калм. Окон-Тенгри), Яма (калм. Эрлик Номин-хан), владыка царства мертвых, с головой гневного быка и со спутницей Ями, воплощением его творческой энергии, танцующий в языках красного ореола дхармапала Махакала (калм. Махгала) [11: 2].

Вышитая икона поражает тональным многообразием цвета шелковых нитей, образующих мерцающую живописную поверхность рукодельного полотна. Оно наполнено высокой духовностью буддийского вероучения, воплощенной

руками мастериц в изысканном вышитом декоре символического содержания с тончайшей проработкой контура рисунка «золотой» нитью [3, 4, 5]. Выполненная традиционными приемами калмыцкой вышивки, танка представляет иконографический канон буддизма, переложенный в первородную стихию народного прикладного творчества. Живописная полихромия колорита, созвучная радужному спектру калмыцкой вышивки зег, выраженный этнический тип милосердного образа HohaH дэрк гегэн, несут всепоглощающее обаяние народного мировидения. Оно щедро окрасило строгий канон иконографии буддизма оптими-стичным представлением о Красоте и Добре, тождественных понятиях калмыц-кого фольклора, народной философии Жизни [10].

Впервые уникальные материалы декоративно-прикладного искусства

Калмыкии были введены в научный оборот в публикациях автора С.Г. Батыревой, куратора выставки «Калмыцкая народная вышивка» (1990-1991). Знаменательная экспозиция открылась не в Национальном музее Республики Калмыкия им. Н.Н. Пальмова (в то время Калмыцкий республиканский краеведческий музей им. Н.Н. Пальмова) [22: 316], а в стенах Калмыцкой государственной картинной галереи г. Элисты. Среди исследований буддийского искусства Калмыкии необходимо отметить издания: альбом «Старокалмыцкое искусство», монографию «Старокалмыцкое искусство: опыт историко-культурной реконструкции» и каталог «Буддийская коллекция КалмНЦ

РАН: изучение и создание каталога» [7, 8, 9], охватившие длительный период работы. Результат многолетнего труда автора -выявление локальной специфики иконографии в живописи и калмыцкой прикладной традиции канонического искусства северного буддизма.

Продолжением этих музееведческих исследований являются наблюдения историка Д. Иванова, хранителя тибетской и монгольской коллекций Кунсткамеры, построенные на материале калмыцкой иконописи [13, 14, 15]. Образ божества в буддизме Махаяны, на материале коллекции Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты КалмНЦ РАН анализируется художником Г. Нуровой [16, 17]. Осмыслению иконографии буддизма посвящены статьи этнолога Т. Шараевой. Рассматривая вышитые образы буддийского пантеона, большей частью самодеятельного исполнения [21: 84-92], автор характеризует современное состояние художественной практики. Применение их в регионе происходит в условиях «возрождения буддизма», неся спонтанный характер явления неотрадиционализма в искусстве, наблюдаемого в современной России. В связи с этим считаем спорным утверждать

«восстановление традиций изобразительного искусства в Калмыкии», реализуемое в «подражании старинным танка, сохраненным в частных коллекциях и музейных фондах» [22: 314].

Высокий художественный уровень исполнения вышитой буддийской танки «Зеленая Тара», дошедшей до нашего

времени, позволяет определить

произведение уникальным явлением, не имеющим реальных аналогов в монументальном прикладном искусстве Калмыкии. Вместе с тем исследователи отмечали создание подобных культовых произведений в калмыцкой степи, например, танки Большого хурула Малодербетовского улуса в 1769 г., вышивавшейся в течение трех лет [12: 45].

Необходимо дополнить, помимо вышитых икон в Калмыкии создавали произведения в технике аппликации зегт нээмл (букв. 'окаймленная клееная работа'). Вырезанные из шелка и парчи формы и фигуры крепились по краям шнуром, свитым из шелковых нитей, иногда золотыми и серебряными позументами, изготавливаемыми мастерицами в процессе работы. Известно монументальное изображение Будды Шакьямуни (частное собрание), созданное в сочетании приемов: хатхмр 'шитье нитками', куссм 'нашивки из позумента', чимкэр 'нашивки из шелка, парчи (сукна, хлопчатобумажных тканей, войлока и меха)', утцн 'окаймляющая края полотна обшивка из шнурка', зег 'наложение по контуру рисунка нитей, шнура и тесьмы, скрепляемых нитью. Панно выразительно лаконизмом контурного рисунка композиции и сдержанным цветовым решением, лишенным лобовой яркости колорита [7: 32].

Прикладная традиция в культовом искусстве, тесно связанная с орнаментальной культурой народа, удивительно созвучна произведениям

старокалмыцкой живописи, целенаправленно собранной в коллекции Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты КалмНЦ РАН. Наглядно это представляет иконография образа Белого Старца (калм. Цаган Аав, № И-45/0472 ОФ), стоящего в декоративно выразительной композиции произведения [9: 107].

Результаты

В эпоху глобализма, стандартизации и унификации культуры, в условиях очередного технологического скачка мировой цивилизации значение народного прикладного искусства неизмеримо возрастает. Явление обусловлено тем, что старинные рукотворные художественные техники, выйдя из массового бытования в повседневности прошлого, обосновались в музейных фондах, хранящих прекрасные образцы народного творчества. Музеефи-кацию традиционного наследия

рассматриваем естественным результатом современного развития культуры, мыслимой в контексте преемственности наследия. Это должно определять дальнейшее производство художественных ценностей в процессе технологической модернизации культуры. Сегодня актуален вопрос о народном искусстве как о живой традиции воспроизведения художественно-эстетических ценностей.

Современный процесс, напрямую обусловленный сферой традиций народного промысла [18] в регионе, к сожалению, не получил должного развития. В основном, авторское производство сувенирных изделий в реализации

современных художественных практик изготовления нуждается в мерах государственной поддержки. Утрату традиций коллективной творческой деятельности возмещает создание прикладных изделий - декоративного назначения в процессе индивидуального освоения художественного опыта народа.

В восприятии калмыцкой иконы «Зеленая Тара, шитая шелком» (в атрибуции Ставропольского музея) закономерно возникают вопросы социально-культурного дискурса. Являясь историко-культурным наследием народа, артефакт акцентирует юридический аспект его современного бытия.

Культурная политика в свете общественной риторики вокруг данного произведения предусматривает возможность безвозмездного дарения по акту приема-передачи между музеями субъектов Российской Федерации. Так называемая компенсаторная реституция предполагает возврат на условиях обмена экспоната из коллекции на эквивалентный музейный экспонат; субституция - на условиях замены экспоната из коллекции на его копию [19].

Передача, обмен или дарение, в рамках музейного законодательства Российской Федерации может быть реализовано путем изготовления образца. Вместе с тем в условиях регионов (республики и края), зависящих от состояния традиций и художественных практик проблематично создание огромного панно в рукотворной или машинной технике. Вариантом может быть

воспроизведение копии мастерами-прикладниками Монголии, сохраняющей живую традицию вышитых и апплицированных буддийских тханок монументальных размеров.

Этническое своеобразие калмыцкой танки акцентирует спектр вопросов местонахождения и принадлежности разбросанных временем народных реликвий. Проблема сохранности и реставрации произведений, необходимых в процессе преемственности культурно-исторического наследия Калмыкии, актуальна в социокультурных вызовах современности. К сожалению, сравнительный анализ состояния танки констатирует заметные изменения цветовой гаммы фрагментов и деталей изображения вышитого полотна. Считаем, восстановление локальной традиции в реалиях длительного художественного процесса возможно в условиях постоянного хранения реликвии в Национальном музее Республики Калмыкия имени Н.Н. Пальмова. Музейная репатриация полотна актуальна, отвечает востребованности социума в приобщении к культурному наследию.

Полноценно представить художественное наследие народа -первостепенной важности задача Национального музея РК имени Н.Н. Пальмова. Смыслообразующим условием просветительной деятельности музея является целенаправленное комплектование собрания, восполняющее исторические утраты культуры Калмыкии. Таким образом, осмысление данного

артефакта с позиций современности является своего рода ретроспекцией изнутри самого факта в обращении к животворным традициям народного декоративно-прикладного искусства в процессе реставрации и консервации произведений искусства, служащих образцами в сотворении подобных [5: 1021]. Вместе с тем невозможно повторить в создании сам артефакт. Воспроизведение механизированным или рукотворным способом даст ему статус копии уникального произведения. В этом заключается инверсия вызова

традиционного искусства прошлых столетий культуре сегодняшнего дня.

Заключение

Описываемый образ буддийского изобразительного искусства является уникальной реликвией, воплотившей исторический художественный опыт народа, религиозный канон изображения и самобытное творчество калмыцких мастериц. Оно несет евразийское начало трансформации традиций, принесенных ойратами, предками калмыков, из Центральной Азии. Продолжение процесса необходимо видеть в актуальных запросах современного развития декоративно-прикладного искусства Калмыкии. Ориентиром в возрождении художе-

Библиографический список

1. Батырева, К. П. Kalmyk art : local style of the buddhist iconography / К. П. Батырева, С. Г. Батырева. - Текст : непосредственный // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. - 2019. - № 34. - С. 110-117.

2. Батырева, К. П. Культурное наследие и туризм: войлок в современной художественной практике Калмыкии / К. П. Батырева, С. Г. Батырева. -

ственной традиции должны служить самобытные образцы народного творчества, к сожалению, в массе своей утраченные в драматических коллизиях истории. Уникальный образ бодхисаттвы «Ноhан Дэрк гегэн» создан коллективным трудом вышивальшиц под руководством зурач, иконописца хурула Большедер-бетовского улуса, инициирован и освящен буддийской церковью. В исторических перипетиях судьбы народа сохранилась лишь центральная часть монументального вышитого триптиха, соединившего художественные традиции культового и декоративно-прикладного искусства Калмыкии. Народное мировидение и высокое мастерство исполнения в технике лицевого шитья определяют самобытный стиль воплощения иконографии буддизма. Многофигурная ярусная композиция привлекает этническим типажом персонажей, изысканной цветовой палитрой произведения, орнаментальным декором. Полихромия тональной раскладки цвета созвучна колориту народного орнамента зег, одухотворяющего канонические требования иконографии. Монументальная буддийская икона «Зеленая Тара» являет собой выдающееся творение историко-культурного наследия Калмыкии начала XX в.

Текст : непосредственный // Вестник Калмыцкого университета. - 2017. - № 3 (35). -С. 18-25.

3. Батырева, К. П. Красный цвет солнца / К. П. Батырева. - Текст : непосредственный // Восточная коллекция. - Москва. - 2006. - № 2 (25). - С. 111-118.

4. Батырева, К. П. Калмыцкий народный костюм : головной убор в свете этнического и буддийского мировидения / К. П. Батырева. -

Текст : непосредственный // Буддизм Ваджраяны в России: исторический дискурс и сопредельные культуры. - Москва : Алмазный путь, 2013. - С. 375-381.

5. Батырева, К. П. Золотное шитье калмыков в контексте развития прикладного искусства монгольских номадов / К. П. Батырева. - Текст : непосредственный // Искусство Евразии. - 2021. - № 2 (21). - С. 10-21. - Б01: 10.46748/АЯТБША8.2021.02.001.

6. Батырева, С. Г. К вопросу о региональной специфике ламаистской иконографии / С. Г. Батырева. - Текст : непосредственный // Искусство и культура Монголии и Центральной Азии : доклады и сообщения Всесоюзной научной конференции. - Москва : Государственный музей искусства народов Востока, 1981. - С. 26-33.

7. Батырева, С. Г. Старокалмыцкое искусство : альбом. - Элиста : Калмыцкое книжное издательство, 1991. - 127 с., илл. - Текст : непосредственный.

8. Батырева, С. Г. Старокалмыцкое искусство XVII -

нач. XX вв. Опыт историко-культурной реконструкции. - Москва : Наука, 2005. - 155 с., илл. - Текст : непосредственный.

9. Батырева, С. Г. Буддийская коллекция музейного

собрания КалмНЦ РАН : изучение и составление каталога (2014-2016) : монография. - Элиста : КалмНЦ РАН, (2016). - 160 е., илл. - Текст : непосредственный.

10. Батырева, С. Г. Буддийский образ в калмыцких народных традициях женского рукоделия / / С. Г. Батырева. - Текст : непосредственный // Богослужебные практики и культовые искусства в современном мире : сборник материалов III Международной научной конференции / редактор-составитель С. И. Хватова. - 2018. - С. 768-777.

11. Зеленая Тара Иллюстрации : вступительная статья И. Г. Ковалева, Т. Ц. Бембеевой. - Элиста : Калмыцкая государственная картинная галерея, 1992. - 32 с. - Текст : непосредственный.

12. Житецкий, И. А. Очерки быта астраханских калмыков : этнографические наблюдения 18841886 гг. - Москва : Типография М. Волчанинова, 1893. - 45 с. - Текст : непосредственный.

13. Иванов, Д. В. Калмыцкая тханка в буддийских коллекциях МАЭ (Кунсткамера) РАН / Д. В. Иванов. - Текст : непосредственный // Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая : материалы Международной научной конференции (9-14 мая 2007 года). Часть III. -Элиста, 2008. - С.40-48.

14. Иванов, Д. В. Калмыцкие иконы в коллекциях МАЭ (Кунсткамера) РАН : характерные особенности иконографии и монтировки / Д. В. Иванов. - Текст : непосредственный // Кюнеровский сборник : материалы

Восточноазиатских и Юго-Восточных исследований. Санкт-Петербург : МАЭ РАН, 2008. - Вып. 5. - С. 51-52.

15. Иванов, Д. В. Неизвестная калмыцкая тханка из коллекции адмирала Н. К. Посьета / Д. В. Иванов. - Текст : непосредственный // Буддизм Ваджраяны в России : история и coepeMeHHocmb. - Санкт-Петербург : Unlimited Space, 2009. - С. 429-432.

16. Нурова, Г. В. Образ женского божества в буддизме Махаяны / Г. В. Нурова. - Текст : непосредственный // Вестник Института комплексных исследований аридных территорий.

- (2007. - Т. 2. - № 2. - С. 155-160.

17. Нурова, Г. В. О танке "Зеленая Тара" из коллекции Музея традиционной культуры имени Зая-пандиты КалмНЦ РАН / Г. В. Нурова. -Текст : непосредственный // Сборник материалов региональной научно-практической конференции с международным участием "Личность в парадигме межкультурной коммуникации : язык-культура-образование-музей (теоретические и прикладные проблемы)".

- Элиста : Калмыцкий государсвтенный университет имени Б. Б. Городовикова, 2019. -С. 85-87.

18. Федеральный закон РФ от 06.01.1999 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О народных художественных промыслах". -Текст : непосредственный.

19. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2021). - Текст : непосредственный.

20. Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятни ках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изм. и доп.).

- Текст : непосредственный.

21. Шараева, Т. И. Образы божеств в декоративно-прикладном искусстве калмыков : зеленая Тара / Т. И. Шараева. - Текст : непосредственный // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. - 2017. - № 3 (31). - С. 8492. - DOI: 10.22162/2075-7794-2017-31-3-84-92.

22. Шараева. Т. И. Особенности иконографии в калмыцкой вышивке: традиционные и современные практики / Т. И. Шараева. - Текст : непосредственный // Oriental Studies. 2021. - Т. 14. - № 2. - С. 314-336. - DOI: 10.22162/26190990-2021-54-2-314-336.

References

1. Batyreva K.P., Batyreva S.G. Kalmyk art: local style

of the buddhist iconography // Tomsk State University Bulletin. Cultural studies and art history, 2019. No. 34. P. 110-117. (In Russian)

2. Batyreva K.P., Batyreva S.G. Cultural heritage and tourism: felt in the modern artistic practice of

Kalmykia // Bulletin of the Kalmyk University,

2017. No. 3 (35). pp. 18-25. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Batyreva K.P. The red color of the sun // Oriental collection, Moscow, 2005. No. 2 (25), p. 111-118. (In Russian)

4. Batyreva K.P. Kalmyk folk costume: a headdress in the light of the ethnic and Buddhist worldview // Vajrayana Buddhism in Russia: historical discourse and neighboring cultures. Moscow, Diamond Way, 2013, p. 375-381. (In Russian)

5. Batyreva K.P. Gold embroidery of the Kalmyks in the

context of the development of the applied art of the Mongolian nomads // Art of Eurasia, 2021. No. 2 (21). p. 10-21. (In Russian)

6. Batyreva S. G. On the issue of regional specifics of lamaist iconography // Art and Culture of Mongolia and Central Asia. Reports and messages of the AllUnion scientific conference. Moscow, State Museum of Oriental Art, 1981, p. 26-33. (In Russian)

7. Batyreva S.G. Old Kalmyk art. Album. Elista, Kalmyk book publishing house, 1991, 127 p., ill. (In Russian)

8. Batyreva S.G. Old Kalmyk art XVII - early. XX centuries Experience of historical and cultural reconstruction. Moscow, Nauka Publ., 2005, 155 p., ill. (In Russian)

9. Batyreva S.G. Buddhist Collection of the Museum Collection of the KalmSRC RAS: Studying and Compiling a Catalog (2014-2016): Monograph [Text]. Elista, KalmNTs RAS, 2016, 160 p., ill. (In Russian)

10. Batyreva S.G. The Buddhist Image in the Kalmyk Folk Traditions of Women's Needlework // Liturgical Practices and Cult Arts in the Modern World. Collection of materials of the III International scientific conference. Editor-compiler S.I. Khvatova.

2018. P. 768-777.

11. Green Tara. Illustrations. Introductory article by I. G. Kovalev, T. Ts. Bembeeva. Elista, Kalmyk State Art Gallery, 1992, 32 p. (In Russian)

12. Zhitetsky I. A. Essays on the life of the Astrakhan Kalmyks. Ethnographic observations 1884-1886. Moscow, Type. M. Volchaninova, 1983, p. 45.

13. Ivanov D.V. Kalmyk thangka in the Buddhist collections of the MAE (Kunstkamera) RAS // Oirats and Kalmyks in the history of Russia, Mongolia and China. Proceedings of the International Scientific

Conference (May 9-14, 2007). Part III. Elista, 2008. P. 40-48. (In Russian)

14. Ivanov D.V. Kalmyk icons in the collections of the MAE (Kunstkamera) of the Russian Academy of Sciences: characteristic features of iconography and mounts // Kuner Collection: Materials of East Asian and Southeast Studies. SPb., MAE RAN, 2008. Vol. 5. P. 51-52. (In Russian)

15. Ivanov D.V. An unknown Kalmyk thangka from the collection of Admiral N.K. Posyet // Vajrayana Buddhism in Russia: History and Modernity. St. Petersburg, Unlimited Space, 2009, p. 429-432.

16. Nurova G.V. The image of a female deity in Mahayana Buddhism // Bulletin of the Institute for Complex Studies of Arid Territories, 2007. Vol. 2. No. 2 (15). p. 155-160. (In Russian)

17. Nurova G.V. About the tank "Green Tara" from the collection of the Museum of Traditional Culture named after Zaya Pandita KalmNTs RAS // Collection of materials of the regional scientific-practical conference with international. participation "Personality in the paradigm of intercultural communication: language-culture-education-museum (theoretical and applied problems)". Elista, Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov, 2019. P. 85-87. (In Russian)

18. Federal Law of the Russian Federation of 01/06/1999 N 7-FZ (as amended on 07/29/2017) "On folk art crafts". (In Russian)

19. Federal Law No. 54-FZ of May 26, 1996 (as amended on June 11, 2021) "On the Museum Fund of the Russian Federation and museums in the Russian Federation" (as amended and supplemented, effective from July 1, 2021);

20. Federal Law No. 73-FZ of June 25, 2002 "On Cultural Heritage Objects (Monuments of History and Culture) of the Peoples of the Russian Federation" (as amended and supplemented).

21. Sharaeva T.I. Images of deities in the arts and crafts of the Kalmyks: Green Tara // Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanitarian Research, Russian Academy of Sciences, 2017. No. 3 (31). p. 84-92. (In Russian)

22. Sharaeva T. I. Features of iconography in Kalmyk embroidery: traditional and modern practices // Oriental Studies. 2021. Vol. 14. No. 2. P. 314-336. (In Russian)

Кермен Петровна Батырева, кандидат философских наук, доцент Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовиков, Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация, E-mail: kermen@yandex.ru

Светлана Гарриевна Батырева, доктор искусствоведения, профессор Калмыцкого государственного университета им. Б. Б. Городовиков, Элиста, Республика Калмыкия, Российская Федерация, E-mail: sargerel@mail.ru

Kermen P. Batyreva, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia, Russian Federation, Email: kermen@yandex.ru

Svetlana G. Batyreva, Doctor of Art History, Professor of the Kalmyk State University named after B. B. Gorodovikov, Elista, Republic of Kalmykia, Russian Federation, E-mail: sargerel@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.