Научная статья на тему 'Танганьика и Занзибар: путь к Союзу (1957-1964 гг. )'

Танганьика и Занзибар: путь к Союзу (1957-1964 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1044
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Брудзь С. А.

The author gives consideration to the problem of formation of national unions both in continental and regional scale which was an integral part of African history in the second part of the 20th century.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tanganyika and Zanzibar: way toward union (1957-1964)

The author gives consideration to the problem of formation of national unions both in continental and regional scale which was an integral part of African history in the second part of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Танганьика и Занзибар: путь к Союзу (1957-1964 гг. )»

ИСТОРИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2008. № 1. С. 104-110.

УДК 93(571.1)

С.А. Брудзь

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

ТАНГАНЬИКА И ЗАНЗИБАР: ПУТЬ К СОЮЗУ (1957-1964 гг.)

The author gives consideration to the problem of formation of national unions both in continental and regional scale which was an integral part of African history in the second part of the 20th century.

Проблема создания государственных объединений как в континентальном масштабе, так и в региональном, основанных на антиимпериалистических принципах, занимала важное место в африканской истории во второй половине ХХ в. Не все африканские народы смогли завоевать независимость и создать государства даже в границах прежних колоний. Континент оказался разделенным на большое количество государств с незначительной территорией, малочисленным населением, несоответствием этнических и государственных границ, слабых в экономическом, политическом и военном отношении. Прогрессивные африканские политические деятели постоянно обращали внимание на раздробленность Африки и связанную с этим ее слабость.

В Африке неоднократно предпринимались попытки создания государственных союзов на антиимпериалистических началах. Так, например, в 1958 г. был заключен союз между Ганой и Гвинеей, а в 1961 г. - союз между Ганой, Гвинеей и Мали. Но первый положительный опыт в решении проблемы создания государственных объединений был положен Объединенной Республикой Танзанией, образовавшейся в апреле 1964 г. в результате объединения двух независимых африканских государств - Республики Танганьики и Народной Республики Занзибар и Пембы.

Объединенная Республика Танзания возникла в сложных условиях борьбы танганьиканского и занзибарского народов против неоколониализма и внутренней реакции. Она является не искусственным творением их руководителей, а закономерным процессом, подготовленным всем ходом национально-освободительной революции в обеих странах. Для объединения Танганьики и Занзибара в единое государство существовал ряд объективных предпосылок. Еще в годы колониального господства среди народов Танганьики, Кении, Уганды и Занзибара (все эти страны входили в так называемую британскую Восточную Африку), у которых издавна сложилась историческая, языковая и культурная общность, большое распространение получила идея создания политического союза четырех стран после достижения ими независимости. Эту идею отстаивали такие передовые деятели национально-освободительного движения этих стран, как Дж. Нье-рере, Джомо Кениата, Милтон Оботе, Абеид Каруме, и возглавляемые ими национальные партии.

© С.А. Брудзь, 2008

Особенно тесные и дружественные отношения существовали между народами Танганьики и Занзибара. Политические и культурные связи этих двух народов не прерывались и после захвата Танганьики, Занзибара британским империализмом, основываясь на общих позициях в борьбе за освобождение своих стран от оков колониализма. Важнейшее значение имело установление близких отношений между массовыми партиями -Африканским Национальным Союзом Танганьики (ТАНУ) и занзибарской партией Афро-Ширази (АШП), боровшимися за национальную независимость. Объединению двух стран благоприятствовало их географическое положение. Обе они расположены в Восточной Африке: Танганьика в материковой части континента, а Занзибар на островах - одноименном и Пембе, отделяющихся от Танганьики лишь узким Занзибарским проливом. Немаловажным фактором для создания политического объединения двух народов являлись также их языковая общность, сходство обычаев и культур. Единым языком для народов и племен Танганьики и Занзибара являлся суахили - самый распространенный язык в Восточной Африке.

С завоеванием независимости в Танганьике и на Занзибаре сложились политические условия, способствовавшие образованию Объединенной Республики Танзании. Прежде всего это ликвидация в обеих странах монархических режимов, близость позиций правящих партий ТАНУ и АШП, руководящая роль в которых принадлежала прогрессивным африканским политическим лидерам, вышедшим из патриотически настроенных слоев интеллигенции и ориентирующимся на укрепление связей с пролетарскими, полупролетарскими и мелкобуржуазными слоями.

Задача данной статьи состоит в рассмотрении предпосылок и принципов, в результате которых из двух стран образовалось единое государство - Объединенная Республика Танзания - как выражение интеграционных тенденций на континенте в эпоху обретения независимости.

В период освободительной борьбы партия ТАНУ тесно сотрудничала с политическими партиями Восточной и Цен-

тральной Африки, которые стали лидерами этой борьбы. Несмотря на собственные трудности, ТАНУ оказывала моральную и материальную поддержку освободительным движениям в Южной Африке, Замбии, Зимбабве, Малави, Занзибаре, Кении, Уганде, Конго, Бурунди и др.

Представители ТАНУ участвовали во всех крупнейших форумах на африканском континенте: в Конференции солидарности народов Азии и Африки в Каире (26 декабря 1957 г. - 1 января 1958 г.), которая сблизила неправительственные организации стран Азии и Африки в борьбе за свободу; в Конференции независимых государств Африки в Аккре (апрель 1958 г.). Среди наблюдателей из числа политических лидеров Восточной и Центральной Африки был и Дж. Ньерере.

Все эти усилия ТАНУ, несомненно, способствовали установлению более тесных связей: была достигнута договоренность о встрече руководителей политических партий и организаций Восточной и Центральной Африки. Первая такая встреча состоялась в Танганьике в г. Мванзе 15-18 сентября 1958 г.

На конференции в Мванзе присутствовал 21 делегат, они представляли Кению, Уганду, Танганьику, Занзибар и Ньясаленд (Малави). Это была одна из самых представительных встреч политических лидеров Восточной Африки. Конференция осудила расизм в Южной Африке и выдвинула лозунг объединения Африки под руководством единого правительства.

Руководители ТАНУ были активными инициаторами встречи в Мванзе, на которой была создана ПАФМЕКА (панафриканское движение за свободу Восточной и Центральной Африки). Выступая на этой конференции от имени ТАНУ. Дж. Ньерере так сказал о задачах ПАФМЕКА: «Наш долг - разъяснять те трудности, которые стоят перед Африкой... Эта конференция должна проанализировать и определить, что надо предпринять для достижения свободы всей Африки» [1].

Вторая встреча ПАФМЕКА состоялась 14-15 апреля 1959 г. на Занзибаре. Для Занзибара путь к независимости был тернист. Две основные партии, существовавшие в Занзибаре в тот период, а именно Союз Афро-Ширази (АШЮ) и Националистическая партия Занзибара (ЗНП),

пользовались практически полной поддержкой населения. На выборах 1957 г. АШЮ одержала убедительную победу, получив 5 из 6 мест в Законодательном собрании [2].

В предвыборной кампании 1957 г. программы ведущих политических организаций Занзибара - Союза Афро-Ширази и Националистической партии (ЗНП), казалось бы, мало чем отличались одна от другой. В самом деле, обе партии требовали предоставления стране независимости, выражали лояльность султану и выступали за конституционную монархию [3]. И все же имели место весьма существенные различия. С одной стороны, ЗНП по-прежнему настаивала на немедленном предоставлении Занзибару самоуправления и вслед за ним на скорейшем провозглашении страны независимым государством. АШЮ, также требовавшая независимости, выступала за постепенное конституционное развитие Занзибара.

Указанные расхождения упирались в различия интересов. ЗНП объединяла преимущественно арабское население, руководящая роль в ней принадлежала помещикам и представителям арабской буржуазии, составляющим элиту занзибарского общества. Они вели за собой, играя на национальных различиях, значительную часть арабского и африканского (ши-рази) крестьянства. Арабская верхушка удерживала в своих руках важные высоты в экономической и социальной областях. Во главе государства стоял султан -араб, крупнейшими собственниками земли являлись арабы, представители арабской общины преобладали в среднем звене государственного аппарата, только дети состоятельных арабских и отчасти индийских семей имели доступ к среднему и высшему образованию и т. д. Совершенно очевидно, что арабская верхушка прилагала все усилия, чтобы сохранить и упрочить свое привилегированное положение, и была заинтересована в провозглашении Занзибара независимым государством в кратчайшие сроки.

Однако требования партии ЗНП, отражавшие ее узконациональный характер, не соответствовали жизненным интересам африканского большинства, основная масса которого принадлежала к низшим слоям общества страны. Союз Афро-Ширази, выступая от их имени, по-

тому и проводил как будто бы умеренную политику (на фоне «воинственной» политики ЗНП) - курс на постепенное конституционное развитие страны, чтобы предоставить африканцам возможность в какой-то степени сравняться с арабами в социальной и экономической областях до провозглашения независимости путем осуществления демократических реформ.

В то время, как ЗНП всячески старалась противопоставить африканцам-пере-селенцам ширази и воспрепятствовать их совместному политическому движению, партия АШЮ придавала большое значение объединению всех африканцев и разоблачала устремления руководителей Националистической партии.

Выборы 1957 г. показали, что попытка партии ЗНП заручиться доверием африканцев полностью провалилась: она получила лишь немногим более 20 % всех голосов и не сумела завоевать ни одного из шести выборных мест в законодательном совете. На этом фоне успех АШЮ выглядел особенно внушительным: за ее

кандидатов было подано 60 % голосов, и она получила пять мест (шестое место осталось за кандидатом от мусульманской лиги, объединившей индийцев-мусуль-ман, - одной из не очень влиятельных организаций).

Специальная комиссия ПАФМЕКА, направленная на Занзибар, поддержала основное политическое требование Националистической партии Занзибара -немедленное предоставление независимости - и предложила для этого создать единый фронт борьбы. Поддержав ЗНП, представители ПАФМЕКА исходили из стратегической линии организации - добиться освобождения Африки. Союз Аф-ро-Ширази (АШЮ), который впоследствии привел Занзибар к независимости, оказался в затруднительном положении. Если бы он не принял это предложение, то тем самым рисковал изолировать себя от движения ПАФМЕКА. Если же принимать его, значит, пересмотреть свою политическую программу и привести ее в соответствие с целями и политикой партии, потерпевшей поражение на выборах 1957 г. И все же АШЮ пошла по второму пути.

В декабре 1958 г. на конференции в Аккре (Гана), в которой участвовали лидеры двух занзибарских партий, благодаря посредничеству видных африканских

деятелей, в частности К. Нкруму, между АШЮ и ЗНП было заключено соглашение и создании комитета «Конвенция свободы», в который вошли по пятнадцать представителей от каждой партии. Комитет потребовал, согласно рекомендации ПАФМЕКА, предоставить Занзибару полное самоуправление в 1959 г. и независимость в 1960 г. Партия АШЮ решилась пойти на это, что, однако, предопределило непрочность достигнутого соглашения, о чем свидетельствует существование данного комитета (до начала 1960 г.). Тем не менее он сыграл положительную роль в борьбе против колониализма.

Английское правительство вынуждено было пойти на уступки и отправило на Занзибар уполномоченного по вопросам Конституции. По его докладу было принято решение о проведении очередных выборов в Законодательный совет в январе 1961 г. Вопрос о предоставлении Занзибару самоуправления, не говоря уже о независимости, откладывался на неопределенный срок. Это устраивало африканских руководителей, так как они опасались, что немедленное провозглашение независимости в условиях политического господства арабских феодалов приведет лишь к усилению их позиций и нанесет ущерб интересам африканского большинства. Они считали, что переход от протектората к независимому государству -единственно приемлемый путь для конституционного развития страны. Лидеры АШЮ хотели выиграть время, чтобы активизировать национально-политическое движение африканцев. Кроме того, перед ними стояла задача сплотить ширази и африканцев-переселенцев, создать единый фронт борьбы против английских колониальных властей и арабской феодальной верхушки.

На конференции ПАФМЕКА в Мбале (Уганда) в декабре 1960 г. был поставлен вопрос о создании Федерации Восточной Африки (которая до этого считалась неприемлемой), как только страны получат свободу. Впервые этот вопрос был выдвинут Дж. Ньерере в Аддис-Абебе в 1960 г., когда в качестве наблюдателя он присутствовал на Второй конференции независимых стран Африки. Тогда от имени ТАНУ и народа он заявил, что Танганьика даже была готова несколько отсрочить свою независимость, если бы Великобри-

тания согласилась предоставить свободу всей Восточной Африке по единой федеральной конституции. Однако этого не произошло, и каждая страна сама стала добиваться независимости.

Собственно идея общеафриканской федерации возникала в умах и у других видных деятелей освободительного движения. Первый конголезский национальный лидер Патрис Лумумба отстаивал федерализм, при котором разные провинции с преобладанием в них тех или иных этносов пользовались бы определенной автономией, прежде всего культурной, отчасти хозяйственной, но находились бы в безусловном подчинении у центрального правительства [4]. В то же время Лумумба (и в этом его идеи частично перекликаются с планами некоторых современных африканских лидеров, в частности ливийского лидера Муамара Каддафи, разработавшего концепцию Африканского союза) видел решение проблемы в практической реализации панафриканских установок. В 1960 г. Лумумба и президент Ганы Кваме Нкрума заключили соглашение о создании Союза африканских государств (Федерации). Тогда по тактическим соображениям оно было сохранено в секрете, и только семь лет спустя Нкрума обнародовал его текст. По этому соглашению федеральное правительство должно было взять на себя ответственность за общую внешнюю политику, оборону, валютный курс, координацию экономического планирования и развития. Любое государство или любая территория могли войти в этот союз [5]. Позже идею подобного союза Нкрума пытался реализовать с Секу Туре (Гвинея). Однако политические реалии 1960-х гг. оказались сильнее, и оба проекта остались романтическими намерениями и формальными межгосударственными инициативами. Однако, витая в воздухе, возможно, эта идея повлияла на объединение Танганьики и Занзибара в апреле 1964 г.: возникло новое государство, которое обрело в 1965 г. название -Объединенная Республика Танзания.

Идею объединения этих двух стран постоянно отстаивал Дж. Ньерере - известный поборник африканского единства. Возглавляемая им партия ТАНУ, как известно, имела весьма тесные связи с партией Афро-Ширази, усилившиеся в начале 1960-х гг. Вполне допустимо, что

уже тогда между ним и лидерами АШП обсуждался вопрос о создании союза Танганьики и Занзибара в случае прихода к власти АШП. После революции, когда Занзибару угрожала интервенция Англии и США, лидеры обеих стран вплотную подошли к этому вопросу. В январе - апреле

1964 г. происходили частые встречи, державшиеся в секрете, и консультации между правительствами обоих государств. Дж. Ньерере неоднократно посещал Занзибар, однако никаких сведений о результатах его визитов не поступало.

Можно предположить, что в то время наиболее заинтересованы в объединении были занзибарские руководители. Они нуждались в таких внешних условиях, которые бы гарантировали безопасность Занзибара против происков неоколониалистов. В советской литературе, посвященной Танзании, это обстоятельство - угроза независимости и свободе занзибарского и танганьикского народов со стороны британского и американского империализма - справедливо рассматривается как одна из главных причин, побудивших Танганьику и Занзибар к объединению [6]. Указываются и другие предпосылки, способствовавшие созданию союза двух государств, например географическое положение, историческая, культурная и языковая близость. Отмечается, что в самом факте объединения нашла реальное воплощение идея создания политического союза восточноафриканских государств на новой основе, к чему стремились еще в годы колониального господства передовые деятели освободительного движения Танганьики, Кении и Уганды в лице Дж. Ньерере, Дж. Кеньятты и М. Оботе. Как известно, Африка уже имела некоторый опыт в решении этой проблемы: межгосударственный союз Ганы и Гвинеи был заключен в 1958 г., в 1961 г. - между Ганой, Гвинеей и Мали. Однако в силу ряда причин они оказались недолговечными.

Немаловажную роль сыграли причины внутреннего характера, ускорившие образование союза Танганьики и Занзибара. Но в партии Афро-Ширази и руководстве Занзибара существовали группировки, по-разному относившиеся к идее союза. Наиболее настойчивыми сторонниками ее существования были А. Каруме, А. К. Ханга, Генеральный секретарь АШП Т. Комбо, вицепрезидент партии М. Рейхани, А. Джумбе. Все они, помимо Ханги, выдвинули доводы

чисто антисепаратистского порядка. Союз с Танганьикой они рассматривали как средство обеспечения безопасности Занзибара, гарантирующее самостоятельное развитие островов. Эта группировка во главе с А. Каруме не желала, чтобы Занзибар «растворился» в союзе, став одной из провинций республики (что было бы вполне допустимо, если учитывать размеры страны, масштаб ее экономики, ресурсы и т. п.). Нельзя забывать и о том, что занзибарские лидеры стремились сохранить и упрочить свое собственное положение как руководителей, извлечь из этого выгоды и не намерены были лишиться той власти, которой достигли благодаря совершенному революционному перевороту [7].

Ханга, которого поддерживали некоторые молодые деятели, разделявшие его взгляды о построении социализма на Занзибаре, выступал за объединение, поскольку Занзибар - слишком маленькая страна, вряд ли способная в одиночку построить социализм. Объединение же с Танганьикой расширяло возможности в решении этой задачи, поскольку Танганьика, в отличие от Занзибара, располагала экономической и сырьевой базой. При этом Ханга не скрывал, что рассчитывает на всестороннюю помощь социалистических стран и прежде всего СССР. В 1960-1962 гг. Ханга учился в СССР, был не только сторонником сближения с СССР, но и активным проводником коммунистической идеологии на Занзибаре. Однако приобретенные знания Ханга использовал слишком прямолинейно: намеревался основать на островах коммунистическую партию, в которую бы вошло все взрослое население страны, создать колхозы по типу советских, осуществить сплошную национализацию на островах. Эти взгляды Ханги вызывали беспокойство умеренных занзибарских деятелей, таких как А. Каруме, Т. Ком-бо, А. Джумбе. Они видели в этой группировке Ханги политических конкурентов и опасались за свою власть. Отсюда возникало стремление опереться на Дар-эс-Салам. В данном случае их интересы совпадали с позицией президента Танганьики Дж. Ньере-ре, известного своей настороженностью к СССР, который не склонен был иметь своим соседом страну с ярко выраженной просоветской ориентацией.

В то же время в правительстве Занзибара была прокитайская группировка (Бабу,

Исса, Куллатейн и др.), которая выступала против объединения, считая, что в этом нет необходимости, поскольку укрепление отношений с КНР и китайская помощь способны обеспечить Занзибару возможность самостоятельного развития. В свою очередь, китайцы использовали эту группировку для усиления своего влияния на Занзибаре.

Наконец, имелась группа радикально настроенных молодых деятелей из числа лидеров Молодежной лиги АШП (С. Бакари, А. Натепе и др.), которая возражала против объединения на том основании, что союз с Танганьикой затормозит революционное развитие Занзибара, поставит под угрозу революционные завоевания страны.

Из сказанного выше можно заключить, что одна из причин, побудивших руководителей той или другой страны к объединению, состояла в стремлении нейтрализовать влияние внешних сил на островную часть республики. В этом отношении характерно, что решение о создании союза было принято в отсутствие А.М. Бабу, находившегося в заграничной поездке. Показательно также, что сразу после ратификации договора о союзе в центральное правительство Объединенной Республики были переведены и Ханга, и Бабу. Это фактически означало отстранение их от активного участия в делах занзибарского правительства.

22 апреля 1964 г. правительства обеих стран подписали соглашение об объединении. Различный подход к этой проблеме нашел отражение в договоре о союзе, положения которого были закреплены во Временной Конституции Танзании, принятой в 1965 г., и наложил определенный отпечаток на развитие этого союза.

Договор сохранил за островами их внутреннюю автономию, имеющую в рамках союза слишком незначительные ограничения. Законодательные и исполнительные органы Занзибара не претерпели каких-либо существенных изменений. А. Каруме, ставший первым вицепрезидентом Танзании, сохранил титул президента Занзибара. На островах по-прежнему функционировал ряд министерств, действовавших независимо от своих двойников на континенте. Вопросы внутреннего развития, внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность Занзибара находились исключи-

тельно в компетенции правительства островной части республики.

Хотя президент Танзании наделялся правом предпринимать «изменения любого закона», распространяемого на Занзибар, или «аннулировать любой соответствующий закон Занзибара» [8], однако на практике развитие островов осуществлялось на основе декретов и постановлений Революционного Совета. Во всех случаях издания центральным правительством новых законов Занзибар дублирует их, если на него распространяется их действие.

Занзибар широко представлен в правительстве и парламенте Танзании. В 1965 г. из 204 членов Национального собрания республики 55 представляли острова. Они назначались президентом Объединенной Республики Танзании по согласованию с президентом Занзибара. Из 22 министров центрального правительства - 6 занзибарцев. Кроме того, все высшие посты исполнительных и законодательных органов Занзибара занимают только жители островов.

Таким образом, договор утверждал политический союз двух государств. А в период подготовки объединения, руководители Танганьики и Занзибара выражали пожелания о более тесном союзе двух частей будущей Объединенной Республики, что, кстати, зафиксировано в самом документе [9].

Однако ни договор о союзе, ни Временная Конституция ОРТ из-за позиции ряда ведущих деятелей Занзибара (А. Каруме, Т. Комбо и др.) не создали основы для экономической, социальной и культурной интеграции и не обязывали занзибарское руководство следовать по этому пути. Дж. Ньерере, который еще в 1964-

1965 гг. не скрывал надежд на быструю интеграцию обеих частей Танзании, уже в сентябре 1965 г. отмечал определенные трудности в достижении этой цели, заявив, что это «проблема психологическая, но не конституционная. Мы должны понять, почему такая маленькая страна, как Занзибар, боится, и мы должны добиться ее доверия» [10]. А в 1970 г. Дж. Ньерере, по-прежнему придавая существованию союза огромное значение и рассматривая его как пример для других стран, «истинных патриотов Африки, которые все еще стремятся увидеть объединение всей Африки, отмечал, что «из всех вопросов политического развития Танзании наиболее

запутанным является вопрос о возникновении союза между Танганьикой и Занзибаром. зачастую даже танзанийцы не понимают смысла нашего союза» [11].

Из этого можно заключить, что за истекший период не было достигнуто укрепления союзнических отношений. Положение мало изменилось и после принятия Арушской декларации (1967 г.). Более того, занзибарцы ставили себе в заслугу принятие этого важнейшего документа партией ТАНУ. Известно, например, заявление А. Каруме о том, что «Занзибар - это сама Арушская декларация». Это высказывание можно, очевидно, понимать таким образом, что все сделанное на Занзибаре до нее явилось как бы прологом, а поставленные в ней цели, обязательные к исполнению партией Афро-Ширази в островной части, уже достигнуты или выполняются на Занзибаре. С принятием партией ТАНУ Арушской декларации роль Занзибара как авангарда танзанийской революции оказалась в значительной степени утраченной. Этот документ, ставший фактически программой обеих партий, ознаменовал для ТАНУ сдвиг влево. Но на АШП его влияние явилось скорее сдерживающим, поскольку, не выдвинув ничего нового по сравнению с тем, что раньше провозглашали или делали занзибарцы, декларация позволила более умеренной партии ТАНУ перехватить инициативу и утвердить свою роль в масштабе всей страны.

Любые попытки Дж. Ньерере ограничить в той или иной области самостоятельность Занзибара неизменно встречали резкий отпор со стороны его руководителей. Пожалуй, единственное, чего удалось добиться центральному правительству, -это ограничить внешнеполитические связи островов, и занзибарские лидеры уклонялись, как правило, от высказываний по вопросам внешней политики. В отношении же экономики, торговли, финансов руководство островов не терпело вмешательства Дар-эс-Салама.

Стремление к сохранению самостоятельности проявилось в вопросе о сближении и последующем организационном слиянии партий ТАНУ и АШП. Непосредственно после революции лидеры Занзибара приветствовали идею слияния партий. Однако никаких конкретных шагов в этом направлении тогда сделано не было. Впоследствии они отошли от этой позиции ввиду значительных расхождений

в программах ТАНУ и АШП. Арушская декларация позволяла преодолеть их, и Дж. Ньерере пытался использовать ее для форсированного объединения партий. Однако занзибарцы воспротивились быстрому слиянию, опасаясь перспективы полного поглощения АШП партией ТАНУ. Это, безусловно, было важнейшей проблемой в союзнических отношениях Танганьики и Занзибара в то время. Занзибарские лидеры отдавали себе отчет в том, что автономия партии АШП суть автономия Занзибара. Поэтому уже после 1967 г. свое нежелание к объединению партий они мотивировали тем, что этот вопрос не имеет принципиального значения, поскольку АШП и ТАНУ - партии-братья. Это «одна партия с едиными целями», имеющая лишь различные названия. Их слияние произошло в 1977 г. Объединенная партия стала называться Революционной партией. Этот опыт межгосударственного объединения можно оценить лишь как отражение объединительных тенденций в Африке.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Nyerere J. Freedom and Unity. London, 1967. P. 144.

[2] Осман Х. Занзибар: вехи политической истории

// Азия и Африка сегодня. 2004. № 6. С. 39.

[3] Tanganyika Standard. 1957. 18 July.

[4] Пономаренко Л.В. Патрис Лумумба: Жизнь во

имя свободы Африки. М., 1989. С. 71.

[5] Lumumber Р. Рanaf. Great Vives. London, 1973.

P. 164.

[6] См., напр.: Кацман В.Я. Танзания. М.. 1967; Де-

нисов В.Н. Объединенная республика Танзания. Киев, 1969; Малов Ю., Попырин В. Танзания. М., 1970; Синицина И.Б. Танзания. Партия и государство. М.: Наука, 1972; Егоров В.В. и др. Африка на пороге 80-х годов. М.: Международные отношения, 1980.

[7] см.: Lofchie M. Zanzibar. Background to Revolu-

tion. N. Y., 1965; Okello J. Revolution in zanzibar. Nairobi, 1967.

[8] Articles of union between the Republic of Tangany-

ika and the People's Republic of Zanzibar. Supplement to the Tanganyika and Zanzibar gasette, 1964. Vol. XLX

[9] [8, art. liii]

[10] The Economist. 1966. 12 March. P. 993.

[11] Кацман В.Я. Современная Танзания. М.: Наука, 1977. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.