СУ/САНЕЦ TIKTOK КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОЙ ТАНЦЕВАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
УДК 793+004.738.5
https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-90-98 И. К. Забубенина
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению нового явления в современной танцевальной культуре - танца TikTok, которое на сегодняшний день ещё не получило широкого научного освещения, хотя играет важную роль в культуре и искусстве настоящего времени. В статье раскрывается сущность и структура феномена танца TikTok. Предпринята попытка оценить влияние танца TikTok на современную культуру. Освещается вопрос генезиса танца TikTok. Выдвигается и обосновывается предположение о том, что танец TikTok возник в результате трансформации танцевальной культуры, а его развитие обусловлено различными социокультурными факторами. Исследованы особенности развития танца TikTok в период пандемии COVID-19. Представлен анализ популярных танцев, на основании которого были выявлены их композиционные и лексические особенности, основные социокультурные функции.
Ключевые слова: танцы TikTok, танцевальные челленджи, «вирусные» танцы, хореография, танцевальные тренды, танцевальная культура.
Для цитирования: Забубенина И. К. Танец TikTok как феномен современной танцевальной культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 4 (102). С. 90-98. https://doi.org/:10.24412/1997-0803-2021-4102-90-98
TIKTOK DANCE AS A PHENOMENON OF MODERN DANCE CULTURE Irina K. Zabubenina
Southern Federal University, Rostov on Don, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Abstract: This article is devoted to the consideration of a new phenomenon in modern dance culture -TikTok dance, which has not yet received the due consideration, although it plays an important role in the culture and art of the present time. The article reveals the essence and structure of the phenomenon of TikTok dance. The author made an attempt to evaluate the impact of TikTok dance on modern culture. The genesis of the TikTok dance is highlighted. The author makes and substantiates an assumption that the TikTok dance appeared as a result of the transformation of dance culture and its development is due to various socio-cultural factors. The features of the development of TikTok dance during the COVID-19 pandemic have been investigated. An analysis of popular dances is presented. Compositional and lexical features of TikTok dances and basic sociocultural functions are identified.
Keywords: TikTok dances, dance challenges, viral dances, choreography, dance trends, dance culture.
ЗАБУБЕНИНА ИРИНА КОНСТАНТИНОВНА - аспирант кафедры теории культуры, этики и эстетики Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета ZABUBENINA IRINA KONSTANTINOVNA - PhD student at the Department of Theory of Culture, Ethics, and Aesthetics of the Institute of Philosophy and Social and Political Sciences, the Southern Federal University
© Забубенина И. К., 2021
^ Эстетика
For citation: Zabubenina I. K. Tiktok dance as a phenomenon of modern dance culture. The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2021, no. 4 (102), pp. 90-98. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1997-0803-2021-4102-90-98
Танец является не только видом пространственно-временного искусства, но и уникальным социокультурным феноменом. В танце, как в зеркале, отражается динамика культуры. Каждое хореографическое направление имеет свою историю, эстетические особенности, культурные и социологические аспекты, художественные критерии. За всю историю развития танец претерпевал значительные изменения: появлялись новые хореографические направления, лексика танцев эволюционировала и пополнялась новыми элементами, совершенствовалась хореографическая техника. Различные исторические события в значительной степени способствовали переменам бытового уклада людей, что влекло за собой трансформации танцевальной культуры.
Современная цифровая культура привнесла определённую специфику в характер танца: сегодня танец всё чаще выходит за пределы сценических площадок и в форме видеороликов проникает в виртуальное пространство, в частности, в социальные сети и приложения, например, Instagram и Т1кТок. Сегодня Т1кТок - одно из крупнейших видеоприложений в мире - стал практически синонимом современной танцевальной культуры. Возник уникальный феномен - танец Т1кТок.
Исследователь Тревор Боффон определил Т1кТок как жизнеспособное пространство для выступлений и цифровую сцену. Так, по его мнению, танцы и тренды, которые зарождаются в Т1кТок, переходят в офлайн и становятся частью аналоговой культуры. Поэтому сегодня, придя в школу танца или клуб, мы можем услышать по-
пулярный трек и увидеть, как люди разных возрастов исполняют соответствующий популярный танец из Т1кТок, который фактически стал «официальной» хореографией. Более того, поскольку Т1кТок и его контент очень активно внедряется в нашу культуру, становится неизбежным и влияние этого приложения на искусство - театральное, хореографическое, музыкальное [6].
Цель данной статьи - раскрыть сущность и особенности феномена такой формы танцевальной культуры, как танец Т1кТок, проанализировать влияние данного феномена на современную культуру и выявить его основные функции.
Сущность феномена танца Т1кТок
В первую очередь отметим, что танец Т1кТок - феномен достаточно сложный. Определить однозначно, является ли он собственно танцем, не просто. Существует, как минимум, два подхода в понимании танца: «танец как вид искусства, то, что мы называем хореографией, и танец как социокультурный феномен, являющийся неотъемлемой частью жизни человеческого общества» [2, с. 293]. Исследователь И. Сирот-кина сформулировала самое общее определение танца - «это движение человека, перемещение его в пространстве под музыку или ритм». Но тут же возникает вполне закономерный вопрос: какое именно движение и перемещение куда? Следуя этому определению, довольно сложно провести границу и сказать, где заканчивается обычное движение и начинается танец [4].
Танцы, представляемые пользователями приложения Т1кТок, характеризуют-
ся жанровым, стилевым, лексическим разнообразием. В пространстве TikTok можно встретить как традиционные виды танца - бальный, классический, современный, так и новые, которые в теории хореографии ещё не получили широкого освещения, например, танцевальные челленджи (вызовы) или обучающие видеоролики, так называемые dance tutorials, танцы в стиле шаффл, тектоник и т.д.
В TikTok танцы существуют не как завершённые хореографические произведения, а как видеозаписи танцевальных комбинаций, фрагменты выступлений или репетиций. Одним из самых распространённых танцевальных направлений TikTok являются танцевальные челленджи - комбинации, состоящие из ритмичных танцевальных и аэробных движений, исполняющиеся под популярную музыку. Как правило, называются эти танцевальные челленджи в честь музыкальной композиции, под которую записывается видео, или нескольких строк из неё.
Танцевальные челленджи, или «вирусные» танцы, как их часто называют в Интернете, особую популярность приобрели во время самоизоляции из-за COVID-19. Они стали развлечением, досугом, способом физической активности. Танцы TikTok способствовали улучшению эмоционального состояния и позволили в некоторой степени нивелировать негативные последствия изоляции. В танцах TikTok и танцевальных челленджах принимали участие даже семьи, в том числе и звёздные.
Танцы, такие как «The Renegade» или «Spooky Scary Skeleton», обычно инициируются или популяризируются знаменитостями из TikTok, например, членами TikTok дома1 Hype House - Эддисон Рэй, Чарли
1 Тикток-дом - новое явление, суть которого -совместно проживание и работа тиктокеров. Чаще
Д'Амелио и её сестрой Дикси [8]. «Вирусный» танец «Renegade» был создан подростком Джелайей Хармон, которая на тот момент ещё не имела широкой известности, а продвинут известной личностью - Чарли Д'Амелио.
Многие известные танцы из TikTok, в том числе «Renegade», «Holy Moly Donut Shop», «Mmmxneil» и «Cookie Shop», созданы темнокожей молодёжью в небольших приложениях. Большинство этих танцоров идентифицирует себя как Dubsmashers (далее - дабсмешеры). Это означает, что они используют приложение Dubsmash или другие подобные приложения для социальных сетей, такие как Funimate, Likee и Triller, для записи хореографии под любимую музыку. Затем они публикуют видео в Instagram, где могут охватить более широкую аудиторию. Если танец там популярен, то скоро он станет популярным и в TikTok [9]. Впоследствии эти танцы повторяются, записываются и публикуются другими пользователями, которые хотят принять участие в танцевальном челлендже.
Танцевальные челленджи позволяют участникам приобрести и продемонстрировать танцевальные навыки. Для того чтобы принять участие в танцевальном челлендже, получить большое количество просмотров и «лайков» (оценок) от других пользователей TikTok, не обязательно наличие особой хореографической подготовки. Достаточно выучить непродолжительную танцевальную комбинацию (видео в TikTok длятся 15 секунд), записать видео и поделиться им в своём аккаунте.
всего это происходит в загородных домах. Цель тик-ток-домов - совместное создание контента. Участие в тикток-домах приносит блогерам контракты с крупными брендами и достаточно высокий доход.
Композиционные, лексические особенности танцев TikTok, особенности исполнения
Анализ различных танцев TikTok позволяет сделать ряд выводов относительно их композиционных и лексических особенностей, манеры исполнения. Как уже упоминалось ранее, танцы TikTok не являются завершёнными хореографическими произведениями, скорее, они представляют собой 15-секунд-ные танцевальные комбинации, которые вполне могут служить основой для полноценного номера. В настоящее время танец развивается по трём направлениям: профессиональное искусство, любительское искусство, которое является хобби, досуговой деятельностью, бытовой танец, то есть танец, который изменяется в соответствии с культурными традициями разных эпох [2, с. 293]. Большинство танцев из TikTok можно отнести к любительскому направлению, хотя иногда встречаются видеозаписи танцев в исполнении профессиональных танцовщиков.
Обычно в данных комбинациях отсутствуют образ и сюжет, не слишком разнообразны и продуманы композиции таких танцев, лексика достаточно примитивна, хотя о лексике в данном случае можно говорить тоже весьма условно, не существует определённой техники исполнения.
Как правило, по своему характеру танцы TikTok - яркие, энергичные, зажигательные, ритмичные. Нередко в танцевальных комбинациях обыгрывается содержание музыкальной композиции с помощью жестов и движений. Например, в челлен-дже «Number one baby» это обыгрывание осуществляется при помощи характерного движения - качания воображаемого ребёнка, и жестов, обозначающих число 1. Дви-
жения танцевальных челленджей не слишком сложные, потому что чем проще их повторить, тем больше людей в него будет вовлечено, соответственно, тем популярнее будет танец. Но существуют также челленджи, в которых принять участие без специальной подготовки вряд ли получится. Например, челлендж «Attention». В нём исполнители демонстрируют такие сложные гимнастические и акробатические элементы, как колесо без рук, шпагат, броски и удары ногами.
Номера TikTok исполняются в самых различных локациях - чаще всего, в домашней обстановке - зал, спальня, ванная; иногда на уличных площадках - на террасах, во дворах, в парках. В отличие от традиционного танцевального искусства, которое предполагает наличие специального танцевального помещения с профессиональным покрытием и зеркалами, танцы TikTok чаще всего для исполнения требуют минимум пространства и оборудования. Хотя иногда для некоторых танцевальных челленджей, таких, например, как «Blinding lights», необходима довольна большая площадь, поскольку данный номер является малогрупповым, иногда массовым, в нём осуществляется перемещение. В начале исполнители выбегают в кадр, в финале выполняется прыжок.
Исполнители не ограничены и в выборе одежды для танцев: в основном одежда домашняя или спортивная, но в некоторых случаях можно увидеть исполнительниц некоторых танцев, одетых и в платье.
Танец TikTok в период пандемии COVID-19
Анализ различных известных танцевальных видео в TikTok позволяет сделать вывод о том, что танцы в период
пандемии стали не только развлечением, но и уникальным, на наш взгляд, весьма эффективным способом заявить о важных проблемах. Так, известный челлендж #distancedance - не просто «вирусный» танец, а можно сказать, значимый социальный проект. В марте 2020 года Чарли Д'Амелио, известная исполнительница TikTok танцев, опубликовала видео с тегом #distancedance. Она инициировала этот танцевальный челлендж в 2020 году в сотрудничестве со спонсором Procter&Gamble, чтобы собрать средства для Feeding America и Matthew 25 - двух организаций, которые помогают населению, пострадавшему во время пандемии COVID-19.
Таким образом, #distancedance challenge, с одной стороны, стал танцевальным трендом TikTok, а с другой - благодаря своему названию обратил внимание на важность социальной дистанции в борьбе с распространением вируса. Одна из самых известных «тиктокеров», как сейчас принято называть знаменитостей из данной социальной сети, в своём видеоролике призвала публику оставаться дома и принимать участие в челлендже. Она отметила, что компания P&G пожертвует средства Feeding America & Matthew 25 за первые три миллиона видео. По состоянию на 6 апреля 2020 года #distancedance набрал 8,8 миллиарда просмотров, видео Чарли Д'Амелио набрало 187,1 миллиона просмотров и 5,8 миллиона лайков [8].
В конце видео Д'Амелио добавила экранную надпись «Вдох, выдох, медленное дыхание, перемотка назад. Оставайся дома!». Эти слова частично взяты из текста песни «Big Ups» в исполнении Jordyn и Nic Da Kid (feat. Yung Nnelg), которая послужила музыкальным сопровождением челленджа. Танцевальные движения чел-
ленджа начинаются с музыкальной фразы «Why you so negative?». Можно предположить, что данная фраза в «вирусном» танце используется не случайно. Вероятно, с её помощью Чарли пыталась вдохновить пользователей, помочь им преодолеть подавленность, вызванную обстоятельствами кризиса COVID-19. Финальные строки «вдох, выдох...», возможно, послужили советом для зрителей и участников сохранять спокойствие и расслабиться во время кризиса.
Дениел Клаг из Университета Карнеги-Меллона провёл исследование, в котором на примере 92 видео, участвующих в челлендже #distancedance в TikTok, проанализировал технологии их создания и исполнения. В статье «Технологии исполнения и создания видео танцевальных челленджей в тикток», основанной на выводах исследования, учёный рассмотрел следующие вопросы: кто участвует в танцевальных чел-ленджах? Каковы аудиовизуальные и текстовые характеристики представленных видео? Как аудиовизуальные и текстовые элементы указывают на креативную практику пользователей?
Результаты исследования показали, что видео для челленджа #distancedance в основном снимали белые девушки-подростки в повседневной одежде в спальне. Их видео были представлены без видеоэффектов или текстовых элементов. Результаты качественного контент-анализа иллюстрируют мотивацию пользователей и их усилия по изучению танца, а также отображают практику добавления отдельных перформативных элементов, например жестов, в танцевальные выступления [8].
Во Вьетнаме «вирусный» танцевальный челлендж TikTok под названием #GhenCoVyChallenge сыграл важную роль в борьбе с коронавирусом. Хореограф Куанг
Данг с помощью оригинальных танцевальных движений рекомендовал общественности соблюдать важные меры предосторожности: мыть руки, не прикасаться к лицу и избегать людных мест для предотвращения распространения инфекции [10].
Музыкальным сопровождением танца стала популярная запоминающаяся песня. Хак Хун написал её совместно с организацией Vietnam's National Institute of Occupational and Environmental Health, чтобы научить людей тщательно мыть руки во время всемирной вспышки коронавируса. Песня основана на вьетнамском поп-хите «Ghen», но приобрела новое название «Ghen Co Vy» и новый смысл о коронавирусе. ЮНИСЕФ прорекламировал танцевальное видео Ку-анг Данга на Facebook, написав: «Нам нравится этот танец мытья рук от вьетнамского танцора Куанг Шанга. Мытье рук водой с мылом - один из первых шагов к защите от коронавируса» [12]. Таким образом, данный челлендж можно рассматривать как новый нестандартный вид социальной рекламы.
Сотрудники NHS (Национальной службы здравоохранения Великобритании) по всей стране исполняли популярные танцевальные номера TikTok, чтобы поднять моральный дух и убедить граждан в необходимости оставаться дома. Танцевальное видео медицинских работников, лечащих пациентов с COVID-19 в больнице в Лидсе, набрало более 50 000 просмотров в TikTok. Персонал отделения J19 в больнице Святого Джеймса принял участие в челлендже «Blinding Lights». В основу данного челлен-джа легла музыкальная композиция певца The Weeknd «Blinding Lights». Группа кардиологов больницы Нью-Кросс в Вулвер-хэмптоне опубликовала в TikTok видео о том, как они исполняют «вирусный» танец
в коридоре. Видео довольно быстро набрало более 1 000 лайков. Сотрудники NHS Trust больницы Шрусбери и Телфорд пошли ещё дальше, объединившись с парамедиками, полицией и пожарными, чтобы исполнить совместный танец на автостоянке.
В Королевской больнице Колдердей-ла сотрудники хирургического амбулаторного отделения исполнили «вирусный» танец с табличками с просьбой оставаться дома. Организовала танец и загрузила видео в TikTok сотрудник службы поддержки Хелен Сайкс. Исполнители данного танца предприняли попытку побудить общественность следовать рекомендациям службы здравоохранения и максимально ограничить социальные контакты [11].
Влияние танца TikTok на современную культуру
Широкое распространение и известность «вирусных» танцев иллюстрируют влияние приложения TikTok на современные тенденции и поп-культуру.
На сегодняшний день танец является важнейшим аспектом приложения, многие танцы из TikTok стали неотъемлемой частью современной молодёжной культуры. Например, известный танец «Renegate», созданный в сентябре 2019 года 14-летней Дже-лайей Хармон из Атланты, поставленный под трек «Lottery» американского рэпера K. Camp, теперь исполняется в США на различных школьных мероприятиях и шоу талантов. В 2020 году Джелайя Хармон представила танец «Renegade» на Матче всех звёзд спортивной лиги НБА в Чикаго.
Упомянутый выше «вирусный» танец «Renegade» стал одним из самых популярных танцев в TikTok, он стремительно распространился по Сети, пользователи активно повторяли танцевальные движения,
записывали их на видео и публиковали в своих профилях. Хотя, как сообщалось в статье «The Original Renegade», опубликованной New York Times, авторство Джа-лайи Хармон было признано не сразу. Первоначальное видео танца, набравшее около 13 000 просмотров, было опубликовано Джелайей Хармон в Instagram. Немного позднее пользователь @global.jones, изменив несколько движений в финальной части танца, загрузил танцевальное видео в TikTok, и танец распространился по Сети подобно пожару. Далее уже известный бло-гер Чарли Д'Амелио опубликовала своё видео танца «Renegade», а позднее это сделали и другие известные «тиктокеры». Но никто не отмечал создательницу Джелайю Хармон, как это принято делать, когда в Сети публикуется танцевальный челлендж. В дальнейшем, по некоторым данным, в этом танцевальном челлендже приняло участие порядка 30 миллионов пользователей [9]. В работе «Renegades: Digital Dance Cultures from Dubsmash to TikTok» Тревор Боффон пишет о том, что история Дже-лайи Хармон пошла по уже знакомому сценарию, и ссылается на мнение исследователя танца Антеа Краут, которая признаёт, что история танца США - это история «заимствования» белыми у расовых сообществ. Зачастую, без указания авторства и компенсации [7, с. 4].
Тема танцев из TikTok стала настолько интересной и актуальной, что многими зарубежными СМИ, такими как The Guardian, New York Times, активно освещаются вопросы, связанные с этим феноменом современной танцевальной культуры. Известными интернет-ресурсами и СМИ составляются подборки и рейтинги самых модных танцев TikTok. По версии журнала Tatler, к числу наиболее популяр-
ных танцевальных челленджей относятся следующие: «Hit Every Beat», «Hey Boy», «When I Rule The World», «Say So», «Savage», «Ayy Ladies», «Like That» [5]. В подборку самых трендовых танцев TikTok Телеканала MTV вошли «Renegade», «Number One Baby», «7 Rings», «Get Up», «The Box», «Cannibal», «TOES & Git Up Challenge» [1]. Журнал Peopletalk составил рейтинг самых знаменитых танцоров TikTok. В него вошли Чарли Д'Амелио (53,7 млн подписчиков), Эддисон Рэй (38,4 млн подписчиков), Майкл Ли (18,9 млн подписчиков), Тони и Ондреаз Лопез (13,4 млн подписчиков), Madison (8 млн подписчиков), Analisse (3,4 млн подписчиков), Jonathan «Mini Mike» (2,2 млн подписчиков) [3].
На сегодняшний день сервисы TikTok, Dubsmash, Instagram становятся местом, где выступают миллионы молодых людей и публично раскрывают свою идентичность. Всё чаще именно в интернет-пространстве происходит идеологическое формирование и политическая активность молодёжи. Гибель Джорджа Флой-да инициировала мобилизацию уже упомянутых выше дабсмешеров и возобновление протестов BLM. Расовую справедливость подростки отстаивали посредством танца - дабсмешерами был реализован новый танцевальный челлендж. Характерными неотъемлемыми движениями этого танцевального челленджа стали поднятые руки и кулак Black Power. По мнению Боффона, танцевальный челлендж #Blacklifesmatter показывает, как темнокожие подростки используют танцевальные тенденции приложения Dubsmash для того, чтобы противостоять основным представлениям об идентичности. С помощью цифровых платформ и хип-хоп культуры они пытаются преодолеть расо-
вое неравенство в поп-культуре США, что характерно, например, для приложений Т1кТок и Instagram [13, с. 193].
На основании проведённого анализа можно сделать вывод о том, что танец Т1кТок выполняет ряд социокультурных функций:
• коммуникативную - в данном случае танец Т1кТок выступает как новый язык;
• рекреационную, танец как форма досуга;
• танец как способ самовыражения;
• танец как способ рекламы - и коммерческой, и некоммерческой.
Список литературы
1. Надо двигаться: самые популярные танцы TikTok [Электронный ресурс]. URL: https://www.mtv.ru/
news/nado-dvigatsya-samye-populyarnye-tantsy-tiktok/
2. Никитин В. Ю. Танец как социокультурный феномен. Три лика Терпсихоры // Вестник
Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 6 (62). С. 292-298.
3. Свиридовская А. Топ самых популярных танцоров в TikTok [Электронный ресурс]. URL: https://
peopletalk.ru/article/top-samyh-populyarnyh-tantsorov-v-tiktok/
4. Сироткина И. Что такое танец [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1420
5. Танцы из TikTok, которые помогут поднять настроение [Электронный ресурс]. URL: https://www.
tatler.ru/heroes/tancy-iz-tik-tok-kotorye-pomogut-podnyat-nastroenie-na-karantine
6. Boffone T. All the TikTok's a digital stage. Available at: https://thetheatretimes.com/
all-the-tiktoks-a-digital-stage/
7. Boffone T. Renegades: Digital Dance Cultures from Dubsmash to TikTok. New York, Oxford University
Press, 2021. 173 p.
8. Klug D. Performance and Production Practices in Dance Challenge Videos on TikTok. Available at: https://
www.academia.edu/43594983/_It_took_me_almost_30_minutes_to_practice_this_Performance_and_ Production_Practices_in_Dance_Challenge_Videos_on_TikTok
9. Lorenz T. The Original Renegade. Available at: https://www.nytimes.com/2020/02/13/style/the-original-
renegade.html
10. Lustig H. TikTok star Charli D'Amelio debuted the 'distance dance' to drive donations during the COVID-19 pandemic. Available at: https://www.insider.com/ charli-damelio-distance-dance-on-tik-tok-to-drive-donations-2020-3
11. Murray J. NHS staff performing TikTok dance routines to keep morale high. Available at: https://www.
theguardian.com/society/2020/apr/09/nhs-staff-performing-tiktok-dance-routines-to-keep-morale-high
12. O'Kane C. Catchy PSA about coronavirus turns into viral TikTok challenge about washing your hands.
Available at: https://www.cbsnews.com/news/coronavirus-prevention-vietnam-song-ghen-co-vy-tik-tok-challenge-about-washing-hands-quang-dang-john-oliver/
13. TikTok and Short-Form Screendance Before and After Covid. The International Journal of Screendance.
2021. DOI: 10.18061/ijsd.v12i0.8348
References
1. Need to move: the most popular Tik Tok dances. Available at: https://www.mtv.ru/news/nado-dvigatsya-
samye-populyarnye-tantsy-tiktok/ (In Russ.)
2. Nikitin V. Yu. Dance as a sociocultural phenomenon. Three faces of Terpsichore. The Bulletin of Moscow
State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2014, no. 6 (62), pp. 292-298. (In Russ.)
3. Sviridovskaya A. Top most popular dancers in TikTok. Available at: https://peopletalk.ru/article/top-samyh-
populyarnyh-tantsorov-v-tiktok/ (In Russ.)
4. Sirotkina I. What is dance. Available at: https://arzamas.academy/materials/1420 (In Russ.)
5. Dances from TikTok that will help lift the mood. Available at: https://www.tatler.ru/heroes/tancy-iz-tik-tok-
kotorye-pomogut-podnyat-nastroenie-na-karantine (In Russ.)
6. Boffone T. All the TikTok's a digital stage. Available at: https://thetheatretimes.com/
all-the-tiktoks-a-digital-stage/
7. Boffone T. Renegades: Digital Dance Cultures from Dubsmash to TikTok. New York, Oxford University
Press, 2021. 173 p.
8. Klug D. Performance and Production Practices in Dance Challenge Videos on TikTok. Available at: https://
www.academia.edu/43594983/_It_took_me_almost_30_minutes_to_practice_this_Performance_and_ Production_Practices_in_Dance_Challenge_Videos_on_TikTok
9. Lorenz T. The Original Renegade. Available at: https://www.nytimes.com/2020/02/13/style/the-original-
renegade.html
10. Lustig H. TikTok star Charli D'Amelio debuted the 'distance dance' to drive donations during
the COVID-19 pandemic. Available at: https://www.insider.com/charli-damelio-distance-dance-on-tik-tok-to-drive-donations-2020-3
11. Murray J. NHS staff performing TikTok dance routines to keep morale high. Available at: https://www.
theguardian.com/society/2020/apr/09/nhs-staff-performing-tiktok-dance-routines-to-keep-morale-high
12. O'Kane C. Catchy PSA about coronavirus turns into viral TikTok challenge about washing your hands.
Available at: https://www.cbsnews.com/news/coronavirus-prevention-vietnam-song-ghen-co-vy-tik-tok-challenge-about-washing-hands-quang-dang-john-oliver/
13. TikTok and Short-Form Screendance Before and After Covid. The International Journal of Screendance.
2021. DOI: 10.18061/ijsd.v12i0.8348
*