Научная статья на тему 'Танец модерн в истории европейской культуры'

Танец модерн в истории европейской культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3483
554
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТАНЕЦ МОДЕРН / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Яцковская И. Ф.

В статье осуществляется культурно-исторический анализ танца модерн, определяются его характерные черты и особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN DANCE IN THE HISTORY OF EUROPEAN CULTURE

The article provided a cultural-historical analysis of modern dance, determined by its characteristics and peculiarities.

Текст научной работы на тему «Танец модерн в истории европейской культуры»

УДК 394.2

ТАНЕЦ МОДЕРН В ИСТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

И.Ф. Яцковская

Белгородский государственный институт искусств и культуры e-mail: journal@bgiik.ru

В статье осуществляется культурно-исторический анализ танца модерн, определяются его характерные черты и особенности.

Ключевые слова: культура, танец модерн, культурно-исторический анализ.

На сегодняшний день в России открыто большое количество школ по современным танцевальным направлениям, к ним можно отнести и танец модерн, который получил популярность в современное время. Танец модерн является актуальной темой исследования, так как теоретическая и практическая значимость его малоизученны. Хотя, на сегодняшний день, разработана специализированная методическая литература, количество её недостаточно, она освещает, скорее технические принципы танца, в то время как другая, немаловажная составляющая -эстетическая выразительность - остается не изученной. Таким образом, рассмотрение философских и эстетических основ танца модерн представляет собой особую значимость для специалистов по современной хореографической деятельности.

История возникновения танца модерн является кратким эпизодом в мировой хореографической практике. Самые первые танцы были представлены индивидуальными исполнителями (Лои Фуллер, Айседора Дункан и др.) в начале минувшего века. Позднее, многие движения, стиль, манера исполнения были заимствованы и другими хореографами XX века. Однако, если смотреть более пристально на исторические этапы становления танца модерн, можно обнаружить, что его основы породил переходный период от Нового к Новейшему времени, философско-идейная почва того времени.

В энциклопедии Балет понятие танец модерн трактуется как одно из направлений современной зарубежной хореографии, зародившееся в конце XIX -начала XX вв. в США и Германии1. Объективно говоря, в период расцвета модернизма, неклассического типа философствования, радикально

дистанцированного от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и, соответственно, идеей онтологического плюрализма. Философия истолковывает модернизм как выражение извечной абсурдности человеческого существования, как «дегуманизацию искусства», как «чистое» проявление «стиля», преодолевающего действительность и т.п. Философско-мировоззренческой основой послужили идеи Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, А. Бергсона, З.Фрейда и др .

1 Балет. Энциклопедия. Танец модерн. // Энциклопедия балета. 2009-2011. ИКЬ:

http://www.ballet-enc.ru/ (дата обращения 12.12.2013).

2 Философский словарь. Модернизм. // Энциклопедии и словари. 2009-2013. ИКЬ: Ы1р://епс-dic.com/philosophy/Modernizm-1399.html (дата обращения 15.12.2013).

Однако необходимо обратиться к историческим метаморфозам возникновения танца модерн. Так, как и другие культурные явления, этот танец в своей истории развивался с различной степенью интенсивности. Развиваясь в различных странах по-разному, танец модерн сформировал собственную эстетику. Этот вид хореографического искусства можно разделить на американский танец модерн, экспрессионистский немецкий танец, свободный и ритмопластический танец в России, которые воплощали различные аспекты национального характера как социокультурного феномена. За рубежом мировоззренческая инверсия того периода обусловлена радикальными изменениями в мировосприятии человека, в понимании его бытия и культурогенеза в целом. В качестве отклика на понимание мира, как становления и поиска опоры не в высоте разумного, а в глубине бессознательного, берет свое развитие художественно-эстетическое направление в искусстве - модерн. Отсюда своеобразный мощный импульс хореографических нововведений-поисков, ознаменованный появлением большого числа танцевальных направлений и стилей, оригинальных и претендующих на свое специфическое выражение3.

Начало XX века в США ознаменовано появлением и развитием двух, совершенно отличных друг от друга, танцевальных направлений, которые в итоге воплотятся в танце модерн: афроамериканский джазовый танец и свободный танец Айседоры Дункан. Афроамериканский джазовый танец, впитав фольклорные традиции некогда африканских племен с их идеологией, мировоззрением, мифоритуальным исполнением под аккомпанемент барабанной дроби, способствующей изгнанию нечистых духов, воплотился в этом направлении. Свободный танец Дункан был, прежде всего, построен на философской эстетике Античной Греции. Обратившись к Античности путём возврата первобытной силы и естественных движений, основным преимуществом своего метода Дункан считала явление свободного владения опорно-двигательным аппаратом, который становится важнейшим инструментом, предполагающим гармонизацию личности человека. Придерживаясь философии Р. Вагнера и его вагнерианской утопии о новом, артистическом человечестве, где танцу принадлежала ведущая роль, а также Ф.Ницше с его ницшеанской «волей к власти»4, которая могла вполне трактоваться как «воля к танцу», Айседора мечтала приблизить приход свободного и счастливого человечества. Пляска для ценителей философии Ницше стала символом бунта против репрессивной культуры, пространством индивидуальной свободы, где возможны творчество, прежде всего, творения самого себя, своей личности5. Значимую роль в развитии и становлении нового танцевального вида искусства в США приобретают хореографы - новаторы: Лои Фуллер, Рут Сен-Дени, Марта Грэхем, Дорис Хэмфри, Чарльз Вейдман, Хосе Лимон, Мерс Каннингем, Элвин Николай и др.

В Германии того периода формируется одно из наиболее влиятельных художественных движений, явление экспрессионизма (в пер.с лат. ехргевБЮ -выражение). Экспрессионистическому направлению немецкого искусства были свойственны бунтарские тенденции. Особенно, после первой мировой войны они приобретают отчетливый характер политического протеста, резкой критики

3 Бодунова И.И. Исторический танец в контексте современной парадигмы. // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. Культурология. 2012. № 7. С.114.

4 Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. Ю. М. Антоновского под ред. К. А. Свасьяна // Соч.: В 2 т. М., 1990. С.149.

5 Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России / 2-е изд., испр. и доп. -М., 2012. С.9-10.

капиталистического строя. Как отмечает В. Терёхина «Корни нового мироощущения крылись в общеевропейских тенденциях смены позитивистских воззрений иррациональными, интуитивистскими теориями Артура Шопенгауэра, Анри Бергсона, Николая Лосского, философией персонализма и экзистенциализма. Не случайно, там, где складывалась близкая по напряженной конфликности общественная и художественная ситуация, возникали и получали самостоятельное развитие родственные экспрессионизму явления и параллели в ряде европейских культур6. Этот стиль отражал в себе внутренний конфликт человека, поиск сути познания истины, призыв к естественности, самовыражению, единству с миром, элементам свободы, порождая острые эмоциональные состояния. То есть главным художественным выразительным средством танцевальной лексики было воспроизведение нелегкой действительности человека, посредством пластического выражения движений исполнителя. Популярны становятся экспрессионистские постановки с трагедийным мироощущением в творчестве Р. фон Лабана, М. Вигман, К. Йосса, П. Бауш, И. Георги, Х.Кройцберг, М. Терпис и др.

Для России того периода характерны три ведущие тенденции развития. Первым художественным направлением, близким России, как и Германии по духу явился экспрессионизм, как мысль о создании «Социальных портретов» того времени. Эту тенденцию можно проследить а постановочных работах В. Мейерхольда, К. Голейзовского, В. Нижинского и др., которые стремились сосредоточить внимание зрителей на центральной фигуре - образе Человека. В одной из первых своих постановок «Белая месса» на музыку Скрябина К. Голейзовский отмечал: «Я хотел передать бренность телесного»7.

Также наибольшее влияние на развитие модерна оказала идеология советского искусства, которая попыталась использовать это танцевальной направление в своих целях - чтобы показать превосходство физической формы, эмоциональный заряд, стремление к достижениям и победам жителей молодой Советской страны. Интересно отметить, что в некоторых видах искусства, в советское время, модернизм постепенно стал вытесняться близким ему конструктивизмом, который затем был объявлен буржуазным направлением искусства и подвергнут жесткой критике. Эти тенденции смены стилей, обращённые в танцевальную форму, были проявлены в композиционном материале «Танцев машин» В. Парнаха, Н. Форрегера, Ф. Лопухова, А. Мессерера и др., творческий принцип которых заключался в отражении действительности. Ведь в то время слово «машина» ассоциировалась с понятиями «пролетариат», «социальная и техническая революция». А будущее искусство пролетариата мыслилось лишь как «производственное искусство»8.

Третьей ветвью развития танца модерн в России, как и в Америке, стало творчество А. Дункан. Оглядываясь на философию ее танца, где темой номеров служила идея борьбы за освобождение, российские хореографы создали ряд замечательных произведений. Здесь можно отметить М. Фокина, Л. Спокойскую, С. Лисициан и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что философские основы сыграли большую роль в зарождении и становлении танца модерн._ Впитавшие дух своей эпохи, хореографы и танцовщики различных стилей и направлений танца модерн в мировой хореографической практике отражали посредством своего знаково -

6 Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика. / Сост. В. Н. Терёхина. М.: ИМЛИ РАН, 2005. С.432.

7 Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. М.: Искусство, 1985. С. 79.

8 Там же, с.67.

символического языка человеческие взаимоотношения, органические и душевные переживания, абстрактные формы окружающей действительности. Рассматривая концепции ведущих теоретиков и практиков из различных областей гуманитарного знания можно определить танец модерн как групповой или индивидуальный танец XX века, преимущественно построенный на внутреннем, индивидуальном мировосприятии, позволяющий продемонстрировать индивидуализм субъекта в свободном характере движения и танцевальной лексике, уходящий своей историей к танцевальной традиции Нового времени, воспроизводящий идеи свободной личности, равенство полов, стремление к естественности, органичности, при этом обладая своей философией, которую создатель заключает в определенную форму. Сегодня это понятие приобрело некую активность и выбирая свой путь в современной интерпретации танца модерн, как нам кажется, необходимо опираться, прежде всего, на идейно-философкую почву прошлого периода, либо демонстрировать новую постмодернистскую хореографию, с новыми сложившимися тенденциями и условиями жизни.

Список литературы

1. Балет. Энциклопедия. Танец модерн. // Энциклопедия балета. - 2009-2011. ЦЯЬ:

http://www.ballet-enc.ru/ (дата обращения 12.12.2013).

2. Бодунова И. И. Исторический танец в контексте современной парадигмы. // Вестник полоцкого государственного университета. Серия Е. Педагогические науки. Культурология. - 2012. - № 7. С. 114 - 119.

3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра / Пер. Ю. М. Антоновского под ред. К. А. Свасьяна // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. С. 149.

4. Русский экспрессионизм: Теория. Практика. Критика. / Сост. В. Н. Терёхина — М.: ИМЛИ РАН, 2005. С.512.

5. Сироткина И. Свободное движение и пластический танец в России / Ирина Сироткина; 2-е изд., испр. и доп. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. С.328.

6. Философский словарь. Модернизм. // Энциклопедии и словари. - 2009-2013. ИКЬ: Ы1р://епс-dic.com/philosophy/Modernizm-1399.html (дата обращения 15.12.2013).

7. Шереметьевская Н.В. Танец на эстраде. - М.: Искусство, 1985. С. 416.

MODERN DANCE IN THE HISTORY OF EUROPEAN CULTURE

I.F. Jackowskaya

Belgorod state institute of arts and culture e-mail: journal@bgiik.ru

The article provided a cultural-historical analysis of modern dance, determined by its characteristics and peculiarities.

Keywords: culture, modern dance, cultural and historical analysis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.