«КУЛЬТУРА ГОРОДА»
УДК 008
Белогурова Маргарита Валерьевна
студентка V курса, исторического факультета
Пермский Государственный Гуманитарно-Педагогический Университет, Пермь, Россия,
e-mail: 3e6po4ka(@mail ru
ТАНЕЦ КАК ОТРАЖЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Margarita V. Belogurova
five-year student of the historical faculty
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: 3e6po4ka(@mail ru DANCE AS A REFLECTION OF GENDER RELATIONSHIPS
Аннотация. В рамках данной статьи мы рассматриваем танец как отражение взаимоотношений между мужчиной и женщиной в рамках конкретной эпохи. Основные результаты представлены в прилагаемой таблице. Кроме данной гипотезы, проводится сравнительный анализ функций танцев.
Ключевые слова: Отношения, танец, социальная роль, социальная принадлежность, брак, общество, любовь, культурно-историческая эпоха.
Abstract. In this article we consider dance as a reflection of the relationship between man and woman within a specific age. In addition, we conducted an analysis and comparison functions dance.
Key words: Relationship, dance, social role, social status, marriage, society, love, cultural and historical epoch.
Танец возникает только в социуме, он неразрывно связан со своей социальной группой, со своим общественным сознанием. Так как танец является социокультурным институтом (что мы и доказали в одной из предшествующих работ), он наделен социокультурным потенциалом (организует вокруг себя определенное социокультурное поле). Танец как социокультурный институт образован на основе социальных связей, на взаимодействии конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные конструкции, не может быть сведен к сумме этих единиц и к сумме их взаимодействий. Следовательно, танец как социокультурный институт является самостоятельным общественным образованием, которое имеет свою логику развития.
На протяжении всей жизни человека сопровождает множество социальных институтов, которые помогают в процессе социализации личности. Социализация ребёнка всегда начинается с семьи. Также мы можем утверждать, что нет людей, которые в своей жизни ни разу не танцевали. Раньше, зачастую, семейные отношения между будущими супругами начинались именно с танца. Но, с изменением культурной эпохи, менялись отношения между полами, что, в свою очередь, изменяло и танцы. Таким же образом, только в обратном порядке, мы можем проследить, как танец менял общественную мысль, делал ее более гибкой. В связи с этим, наша гипотеза звучит следующим образом: гендерные отношения отражаются в танцевальной культуре той или иной эпохи. Мы проследили, как менялись танец и гендерные отношения и, как менялось их взаимодействие.
«На протяжении своего развития танцевальное искусство постоянно находится во взаимодействии со всем пространством культуры. Соотнесённость, как с вечными основами мира, так и с самыми современными нововведениями делает танец своеобразной моделью социальных и культурных процессов» [2, с. 14].
Как уже говорилось выше, мы считаем, что танец - отражение социальных отношений, в том числе и гендерных. Через танец мы можем более точно проследить, как менялись нюансы отношений между мужчиной и женщиной на протяжении многих веков.
Цель этой статьи - рассмотреть эволюцию танца как отражение трансформации гендерных отношений и самого содержания гендера.
В сжатом виде, вся эволюция может быть отображена и, представлена в следующей таблице: табл.1. «Соотношение различных видов танца, культурных и исторических эпох и гендерных отношений».
Табл. 1. «Соотношение различных видов танца, культурных и исторических эпох и гендерных отношений».
Культурно-историческая эпоха Тип общества Века Взаимоотношения мужчины и женщины (гендерные отношения) Танец, обоснование
Формальные (брак, семья) Неформальные (эмоциональные)
Архаика (реконструкция или современная) Первобытное Архаические формы брака. Мужские и женские дома. Магическое обоснование эмоций, любовь -элемент культа (страсть). Мужские танцы (военные, тотемные и охотничьи) и женские танцы (тотемные и собирательниц). Танец строится на основе магии, мифа и ритуала. Разделялась женская и мужская природа. Автономия мужской и женской культуры. Также танец являл собой прием перевода себя в нехарактерное, особенное, иное от бытового, состояние. Таким образом, танец представлял собой канал в потусторонний мир, являлся возможностью управлять иррациональной стороной человека.
© Белогурова М.Г., 2015
Культурно-историческая эпоха Тип общества Века Взаимоотношения мужчины и женщины (гендерные отношения) Танец, обоснование
Формальные (брак, семья) Неформальные (эмоциональные)
Античность и раннее Средневековье Раннее аграрное общество XI в. до н. э. — XI в н. э. Традиционный брак (брак собственность), патриархальная семья. Переходная эпоха. Постепенное усиление роли мужчин, вытеснение женщины в домашнее хозяйство. Мужские танцы (воинственные и театральные) и женские танцы (танец кариатид). Общие танцы носили исключительно религиозный характер (культы Аполлона и Диониса). Космогоническое разделение мужчин и женщин, постепенное разложение мифа. Зарождение карнавальной культуры. Сохраняется женская магия. Всего насчитывается около двухсот древнегреческих танцев.
Высокое средневековье и Возрождение Развитое аграрное общество (феодальное) XII-XVI вв. Традиционный брак, патриархальная семья. Культ прекрасной Дамы. Целомудрие женщины. Ритуальность. Платоническая любовь. Эстетизация женщины. Бранль. Краковяк. Танец как показатель социальной принадлежности. Исполнялся либо раздельно: мужчины, женщины; либо в семейных парах, либо хороводно. Соприкосновения руками. Процветает карнавальная культура, где аполлонизм и дионисизм уравновешиваются. XVI в. -переходный период. Начало эмансипации женщин. На первый план выходит танец с функцией общения, с функцией выражения эмоций, мыслей и чувств (социально и религиозно нежелательных, несанкционированных).
Галантный век Позднее аграрное общество/Ранее индустриальное общество XVII-XVIП вв. Придворное общество. Куртуазная любовь как ритуализированная игра. Любовники и любовницы. Усиление влияния женщины при дворе (фаворитки). Основа галантных отношений — изысканный флирт. От женщины востребовано кокетство - умение следовать правилам и выделять каждый момент отношений. Менуэт, гавот, буррэ, контрданс. Появляется смена партнёров. Партнёр придерживает партнёршу за талию. Сохранение танца как показателя социальной принадлежности, но, появилась зримая коммуникативная функция: танец как элемент ухаживания и любовной игры. Дальнейшая эмансипация женщин. Расцвет балов. Культура этого времени сосредоточена в форме чувственного эроса, на наслаждении, на взаимоотношениях мужчины и женщины.
Романтизм Ранее индустриальное общество/ Развитое индустриальное общество XIX в. Романтический брак. Дамские романы. Женщина начинает реализовываться в творчестве. Начало дружеских отношений между супругами, при сохранении покорности женщины. Полонез. Вальс. Расстояние между танцорами резко сокращается. Бал становится центральным местом для совместного времяпрепровождения мужчины и женщины. Женщина покорно следует за мужчиной. Зеркальность движений: мужчина исполняет движение, женщина повторяет. Несмотря на сопротивление светского общества, вальс быстро вошел в моду.
Модерн Ранее индустриальное общество/ Развитое индустриальное общество XIX- XX вв. Товарищеский брак. Сменилось отношение к женщине. Роковая любовь, роковая страсть. Появление танго, танца эмигрантов. Танго - революционная эмансипация женщины, появляется женская партия, абсолютно социальный танец, вышедший из низов общества, и ставший вершиной танцевального искусства. Отсутствие зеркальности движений, женщина тоже может вести в танце.
Культурно-историческая эпоха Тип общества Века Взаимоотношения мужчины и женщины (гендерные отношения) Танец, обоснование
Формальные (брак, семья) Неформальные (эмоциональные)
Модернизм Индустриальное общество/ Постиндустриальное общество XX в. Товарищеский брак (отношения, построенные на долге). Отсутствие любви не причина разводиться. Женщина получает доступ к запретным ранее для нее профессиям. Движение феминисток набирает обороты, не смотря на сопротивление общественности. 50е - 60е года -сексуальная революция, -предвестник партнерского брака. 30е-40е-50е - расцвет социальных танцев. В целом, большинство социальных танцев это танцы эмигрантов, ведь, переезжая в другую страну за лучшей жизнью, эти люди не знали ни ее танцев, ни культуры. Танго. Танец, вышедший из борделей, стал салонным. Свинг (Рок-н-ролл). В XX веке афроамериканцы со всей страны бежали в Нью-Йорк в поисках работы и свободной новой жизни. Со второй половины XX века - появление «белого танца». Социальные танцы основаны на активном контакте между мужчиной и женщиной.
Постмодерн Постиндустриальное общество (общество потребления) XXI в. Партнерский брак - союз, основанный на признании равенства. Иные основания отношений, их основой является свободный союз по обоюдному желанию быть вместе, признание равных прав и эмоций. Отсутствие любви достаточная причина расставания. Клубные танцы, дансинги. Все границы поведенческих стереотипов и нравственных норм стираются, танец становится общедоступным поликультурным явлением. Танец служит средством самовыражения, теперь каждый человек в танце увеличивает значимость собственного «Я», возрастает самотождественность человека в танце.
«В традиционном обществе патриархальная семья выполняет, прежде всего, роль основной хозяйственной единицы. Поэтому мужчина — отец семейства — здесь не просто муж, отец, кормилец и добытчик. Он — глава производственного предприятия» [1, с.10]. Современное технологичное производство вытеснило традиционную семью из ее древней производительной роли. В современном мире больше не представляется возможным иметь домашнее хозяйство, либо ремесленное производство. «Это, разумеется, существенно снижает доминирующую социальную роль мужчины в современном обществе» [1, с.10].
Отражение снижение доминантной роли мужчины очень легко отследить по танцам даже сегодня. Теперь, когда пара приходит на занятия парными танцами, то первая проблема, с которой она сталкивается -это неподчинение женщины, когда её ведёт партнёр. Женщина, ощущая себя полноправным членом общества, не привыкла подчиняться. Она настолько уверена в себе, что больше не может довериться мужчине, она просто разучилась чувствовать себя ведомой и ее тело протестует против подчинения. И, в данном контексте, ей приходится переучиваться, и подчиняться на телесном уровне. Заставлять тело подчиняться другим принципам. Мы можем предположить, что данная проблема не могла возникнуть у придворной дамы XV века. Что касается архаики и античности, там, как правило, мужчины и женщины танцевали вообще порознь, такого феномена как парный танец просто не существовало. В архаике танец носил массовый характер, но, традиционно, танцы охотников и танцы собирательниц исполнялись отдельно друг от друга. В античности танцы делились по тому же признаку мужские и женские.
Парный танец появляется лишь в высоком средневековье. Но, здесь, он служит показателем социальной принадлежности, мужчина и женщина, соприкасаются исключительно руками. Бережное отношение к женщине мы можем наблюдать не только в танцах, но и в культе поклонения прекрасной даме.
Первое изменение в придворном обществе в танцевальных отношениях партнёров происходит в XVII-XVIII веках, с расцветом куртуазной любви. Балы становятся нормой жизни для знатных особ, причём балы даются в честь нового действующего лица придворного общества - фаворитки. За танцем всё ещё сохраняется функция социального свойства, но, главной функцией становится коммуникация, танец теперь и элемент ухаживания, и элемент любовной игры.
С приходом романтизма приходит осознание того, что брак должен строиться на взаимной любви, а не по родительскому расчёту. Рождается романтическая любовь. «"Добродетель" начинает принимать другой смысл для обоих полов, не означая более одной лишь невинности, а скорее определенные качества характера, которые останавливают выбор на другой личности как "особой"» [1, с.41]. Женщина и мужчина приобретают друг для друга особое значение, тайное. Отношения становятся более глубокими и доверительными, можно сказать дружескими, и это тут же отражается в танцевальной сфере - появлением вальса, где расстояние между партнерами резко сокращается и, они вальсируют, обнявшись. Бал становится центральным местом общения, как супругов, так и помолвленных или свободных молодых людей.
Переломный момент в истории танца произошел, в связи с отменой рабства в США, Кубе и Бразилии в последней четверти XIX в. К концу XIX века, в связи с этой волной освобождения, стали зарождаться социальные танцы, ярким примером которых является аргентинское танго.
После модерна, далее в XX веке происходят кардинальные изменения в социальной жизни общества. На смену романтической любви приходит любовь-слияние, где каждый из партнёров, либо супругов имеет право на сексуальный опыт до брака, и каждый получает от совместной жизни удовольствие и выгоду. Именно в XX столетии на танцевальных площадках закрепляется танго. Танец, вышедший из борделей, уже в 40е становится салонным, в том числе и в Европе. В Америке же на первое место в первой половине XX века выходит свинг (импровизации под джазовую музыку) и все его вариации. Оба этих танца, будучи созданными эмигрантами, плотно вошли в жизнь всех слоёв общества, и, может быть, именно они приблизили «сексуальную революцию» 50х-60х гг. XX века.
Во второй половине XX века женщина все чаще и активнее вовлекается в производительный процесс принципиально нового типа, где она — во всяком случае, формально — все чаще становится вровень с мужчиной. «Как результат — женщина постепенно, хотя и достаточно быстро по историческим меркам, приобретает все большую экономическую самостоятельность и независимость» [1, с.10]. Именно это приводит к усилению нестабильности моногамной семьи (в ее исторически сложившихся формах). Дело в том, что женщина перестает ощущать свою экономическую зависимость от мужа. И тут появляется такой феномен как «белый танец», где женщина приглашает мужчину, а не наоборот, как было принято до XX столетия.
Иные основания отношений, складываются в XXI веке. Их основой является свободный выбор и свободный союз, обоюдное желание быть вместе, при признании равных прав и эмоций. Брак XXI века, оформленный по закону приобретает характер партнёрства, где оба супруга находятся на равных правах. И, когда такая пара записывается на танцы, возникает проблема подчинения одного партнёра другому, так как оба в танце вести не смогут, это попросту невозможно. Возможно, жизненные проблемы в современной семье возникают по той же причине. Наши современники никак не могут решить: кто же всё-таки главный?
Когда танец другой эпохи переходит в современное социокультурное пространство, он приобретает новые социальные функции и социальные знаки.
Описывая центральные танцы эпохи, мы определенно раскрыли процесс последовательного преобразования танца от магического ритуала, через танец, как единственную возможность общения и телесного контакта, до социального института, в котором легитимизуются отношения между мужчиной и женщиной.
Таким образом, танец поначалу играет роль своеобразного «зеркала» бытия, в осмысленной форме являя собой, вполне объективный, образ культуры.
Естественно, что мы отметили особенности культуры изучаемых периодов, которые повлияли на развитие танцевального искусства. Вышесказанное дает нам возможность сделать вывод о том, что танцевальная культура и социальные отношения неразрывно связаны друг с другом. Также, мы понимаем, что танец представляет собой особую систему знаков и символов, позволяющую людям невербально общаться. В своем развитии он прошел несколько стадий: передавал информацию необходимую для жизни, показывал религиозную принадлежность, отображал социальный статус человека, выражал общественное настроение, являлся средством общения, индикатором и механизмом гендерных отношений.
Таким образом, мы подходим к выводу о том, что, несмотря на кардинально меняющиеся исторические эпохи, танец остается одной из центральных составляющих нашей жизни, одним из важных элементов народного быта и, конечно же, ярким отражением духовного мира любого человека.
Список литературы:
1.Гидденс Э. Трансформация интимности. — СПб.: Питер, 2004. — 208 с.
2.Жиленко М.Н. Танец как форма коммуникации в социокультурном пространстве: Дис. канд. культ. наук. - М., 2000. - 191 с.