4.2. TANAP И РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Гайфутдинов Риналь Ильфатович, аспирант кафедры политологии и политической философии Место работы: ГК «РОСТЕХ»
Место учебы: Дипломатической академии МИД России
Rinal. Gayfutdinov. [email protected]
Аннотация: статья посвящена освещению российско-турецких отношений, в контексте сотрудничества в энергетической сфере, в частности относительно реализации Турецкой Республикой стратегического газового проекта TANAP, а также последствий ее влияния на двустороннее стратегическое партнерство в целом. В статье подробно проведен анализ энергетической стратегии Турецкой Республики. Подчеркивается необходимость взаимодействия Российской Федерации и Турецкой республики как одних из наиболее влиятельных энергетических игроков.
Ключевые слова: Российская Федерация, Турецкая республика, Р.Т. Эрдоган, Российско-Турецкие отношения, TANAP, Энергетика.
TANAP AND RUSSIAN-TURKISH RELATIONS
Gayfutdinov Rinal I., graduate student of the Department of Political Science and Political Philosophy Place of employment: SC «ROSTEC"
Study place: the Diplomatic Academy of the Ministry of Foreign Affairs of Russia
Rinal. Gayfutdinov. [email protected]
Abstract: the article is devoted to the coverage of Russian-Turkish relations in the context of cooperation in the energy sector, in particular regarding the implementation of the TANAP strategic gas project by the Republic of Turkey, as well as the implications of its impact on the bilateral strategic partnership as a whole. The article analyzes in detail the energy strategy of the Republic of Turkey. The necessity of interaction between the Russian Federation and the Republic of Turkey as one of the most influential energy players is emphasized.
Keywords: Russian Federation, Turkish Republic, R.T. Erdogan, Russian-Turkish relations, TANAP, energy.
Энергетический фактор является весьма существенным в современной мировой геополитике, являясь причиной многих геополитических процессов и явлений. В условиях современности и в силу особенностей функционирования многих аспектов государственной жизнедеятельности, энергетика вносит существенный вклад в развитие государств, межгосударственных отношений, а также существенно влияет на формирование геополитического ландшафта современного мироустройства. Наличие энергетического фактора также является эффективным внешнеполитическим механизмом и объектом целого ряда внешнеполитических устремлений. Он сочетает в себе совокупность экономических и политических взаимодействий. Неся в себе потенциал как целого спектра возможностей для сотрудничества, так и различного рода политических спекуляций и противоречий. Весьма существенным фактором он является и в российско-турецких межгосударственных отношениях.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Современный внешнеполитический курс проведения активной политики неоосманизма, сочетающий в себе элементы имперских устремлений, опирающихся на уникальность географического положения и историческое наследие, является активным и влиятельным энергетическим игроком на мировой арене. Страна весьма эффективно реализует положения программы «ТУРЦИЯ 2023», совокупность основных долгосрочных задач, поставленных перед страной, где энергетическому аспекту придается особое значение. Согласно положениям, используя уникальность географического положения, Турецкая Республика к 2023 году должна стать одним из основных мировых энергетических ха-
бов, замыкающим на себя все основные энергетические магистрали, являясь основным перекрестком и связующим звеном потока энергоресурсов между континентами. Приобретение статуса крупнейшей страны-транзита для Турецкой Республики является одной из приоритетных и важнейших задач во внешней политике.
Одновременно являясь очень зависимой страной от поставок энергоресурсов, в случае реализации положений «ТУРЦИЯ 2023» в сфере энергетики, Турецкая Республика существенно повысит свое влияние на международной арене, преобразовавшись из региональной в мировую державу и одновременно с этим существенно снизит собственную энергозависимость, что также является одной из приоритетных задач турецкого государства.
ЭНЕРГОЗАВИСИМОСТЬ КАК КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ
Для поддержания высоких темпов роста экономики турецкой экономике требуется большое количество природного газа, которого у Турецкой Республики практически отсутствует. Если рассматривать долю природного газа в турецкой экономике в процентном соотношении, можно увидеть следующую картину: 4550% отведено производству электроэнергии, 25% занимает промышленность, 20% используется в быту. 98-99% «голубого топлива» для поддержания высоких темпов развития своей экономики Турецкая Республика импортирует из-за рубежа. Порядка 55% Турецкая Республика импортирует из Российской Федерации, таким образом на данный момент Российская Федерация является ключевым импортером для Турецкой экономики. Энергетический фактор является без преувеличения локомотивом сотрудничества двух стран. Именно энергетическое сотрудничество привело в
Гайфутдинов Р. И.
TANAP И РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИЕ ОТНОШЕНИЯ
дальнейшем к полноценному стратегическому партнерству, выводя двусторонние отношения на качественно новый уровень. Ключевые двухсторонние проекты относятся именно к энергетической сфере.
Однако зависимость от даже такого надежного и выгодного поставщика категорически не устраивает турецкое руководство[10]. Турецкая Республика проводит весьма эффективную политику лавирования между основными энергетическими игроками. Усиливая сотрудничество с Российской Федерацией (« Турецкий поток», строительство АЭС «Аккую»)[3], извлекая максимальные дивиденды, Турецкая Республика прилагает максимум усилий по поиску альтернативных источников.
TANAP - ПОКАЗАТЕЛЬНЫЙ ПРИМЕР ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ УСТРЕМЛЕНИЙ
Масштабный проект «Южногазового коридора» включает в себя строительство Трансанатолийского и Трансадриатического, а также расширение уже функционирующего Южнокавказского (Баку-Тбилиси-Эрзурум) трубопроводов. Этот проект является главным конкурентом проекта «Турецкий поток»[2] и основной альтернативой поставкам природного газа из Российской Федерации в страны Европейского Союза. На начальном этапе проект подразумевает поставку Азербайджанского газа в Европу. Из месторождения «Шах Дениз-2» (Азербайджан) по TANAP в Турцию, затем по TAP (длина данного газопровода составляет порядка 872 км) в Италию через Грецию и Албанию. Пропускная способность «Южного Газового Коридора» на первоначальном этапе будет составлять порядка 16 млрд. куб. (6 млрд. будет экспортироваться в Турецкую Республику, остальные 10 млрд. в страны Евросоюза) [1]. Однако потенциал данного проекта огромен и при определенных геополитических раскладах масштаб проекта может буквально стереть географические границы сразу нескольких континентов.
TANAP, торжественный запуск которого, состоялся 12 июня (весьма символично) 2018 года, является серьезным шагом к реализации своей энергетической стратегии Турецкой Республикой [5]. TANAP помимо неоспоримых экономических преимуществ и удовлетворения нужд в энергетике Турецкой Республики, является весьма эффективным и существенным механизмом влияния на международной арене. Это важный шаг к становлению Турецкой Республики крупнейшим мировым энергетическим хабом и страной транзитом, а следовательно, и важным мировым геополитическим игроком и участником важнейших мировых геополитических процессов.
Турецкая Республика является активным участником реализации данного проекта, а также его активным инициатором.
ПОЛИТИКА ТУРЦИИ В КОНТЕКСТЕ РОССИЙСКО-ТУРЕЦКИХ ОТНОШЕНИЙ
TANAp (часть проекта «южный газовый коридор») является важным и последовательным шагом в реализации масштабного энергетического проекта[4]. Он является основной альтернативой «Турецкому потоку». С реализацией данного проекта Турецкая Республика решает сразу две основные задачи:
1. Обеспечивает поставку дополнительного объема энергоресурсов в страну.
2. Значительно повышает свою роль на международной арене, в качестве ключевого транзитера природного газа в страны Евросоюза.
Решение обеих этих задач являются приоритетными
для Турецкой Республики.
Учитывая непростое состояние отношений между Турцией и странами Евросоюза, а также внешнеполитические устремления Турецкой Республики, часть энергозависимости Европы от поставок турецкими партнерами природного газа, значительно склоняет чашу весов в пользу государства во главе с Р.Т. Эрдоганом.
Именно на него возлагают надежду все участники и страны-потребители, желающие снизить энергозависимость от поставок «голубого топлива» Российской Федерацией, а также ведущие мировые страны-экспортеры. Несмотря на то, что на данный момент, ТАЫАР не может составить реальную конкуренцию по объемам поставок по сравнению с «Турецким пото-ком»[6], в долгосрочной перспективе он представляет весьма серьезную опасность гегемонии Российской Федерации на мировом газовом рынке[9]. Данный проект обладает огромнейшим потенциалом, и при достижении договоренностей и обеспечение наличия необходимой инфраструктуры, может «включить» в себя крупнейших игроков мирового газового рынка с Ближнего Востока, которые по объемам поставок могут полностью заменить объемы, поставляемые Российской Федерацией, фактически обнулив одно из основных геополитических преимуществ нашей страны.
Также серьезную опасность для нашей страны несет строительство Транс-Каспийского газопровода[7], который в случае его реализации будет соединен в уже функционирующий газопровод ТАЫАР. ТАЫАР- это связующее звено Европы с Каспием через Турцию. Таким образом с точки зрения инфраструктуры, все как никак лучше складывается для строительства Транскаспийского газопровода.
В силу ряда юридических особенностей регулирования общественных и межгосударственных отношений в Каспийском регионе, Российской Федерации удается сдерживать строительство^], однако в будущем, безусловно, этот вопрос станет объектом серьезных противоречий и серьезной проверкой на прочность российско-турецких межгосударственных отношений. Турецкая Республика прилагает максимум усилий по лоббированию данного проекта, при поддержке США, Азербайджана и Туркмении (основной альтернативный поставщик «голубого топлива» по данному газопроводу). Туркмения также обладает возможностью существенно изменить расклад сил в сфере стратегических ресурсов и геополитического положения. Несмотря на возражения многих скептиков, указывающих на пере-оцененность Туркмении как крупнейшего альтернативного поставщика, ввиду сосредоточения основного объема поставок на китайском направлении и недостаточностью в связи с этим объемов на удовлетворение нужд европейских стран, следует признать, что точными данными запасов страны обладает только люди, сопричастные к ее деятельности в данной сфере (руководство страны и соответствующие должностные лица), а если учесть усилия и желание, которые прилагает страна к реализации Транскаспийского газопровода, без возможной экономической и стратегической выгоды, руководство страны не проявляло бы такого рвения, учитывая дороговизну его реализации. Российской Федерации стоит проявить исключительную принципиальность в данном вопросе, консолидируя весь спектр политических и экономических механизмов воздействия на все заинтересованные страны, не допуская ошибок по недооценке серьезности ситуа-
ции для стратегического положения Российской Федерации в ближайшие десятилетия.
Поиск альтернативных Российской Федерации источников поставки энергоресурсов в страну является основной задачей внешней политики Турецкой Республики в сфере энергетики. Энергетическая стратегия Турецкой Республики, а также реализация положений «ТУРЦИЯ 2023» по становлению Турции крупнейшим энергетических хабом и мировым энергетическим перекрестком во многих вопросах реализации идет вразрез интересам Российской Федерации, а зачастую и вовсе несет опасность для благополучия нашей страны. Эффективная политика «лавирования» приносит свои плоды, Турецкая Республика извлекает максимум дивидендов от сотрудничества с каждым партнером, реализуя особенности потенциала каждого из контрагентов. Несмотря на расширение сотрудничества с Российской Федерацией, значительная часть усилий направлена на реализацию целей, прямо противоположным интересам Российской Федерации.
Если характеризовать внешнюю политику Турецкой Республики в сфере энергетики в целом, следует отметить, что значительная ее часть направлена против, хоть и косвенно, интересов Российской Федерации. И ТАЫАР стал основной платформой, на которой будет строиться вся система альтернативных (прямо враждебных и противоположным нашим интересам) источников поставок природного газа на мировом энергетическом рынке. ТАЫАР стал первым шагом в реализации глобальной мировой системы, которая в долгосрочной перспективе должна оставить Россию «за бортом» крупнейших газовых сделок, обнулив ее значимость как основного и крупнейшего поставщика. Турецкая Республика одна из самых активных и заинтересованных стран в реализации «Южного газового коридора», который превратит ее в крупнейшую страну-транзит. Ведь все крупнейшие энергетические потоки (природного газа) будут проходить через территорию Турецкой Республики, замыкая на ней все основные маршруты поставок природного газа. В контексте реализации данного беспрецедентного по своим масштабам проекта, весьма наглядно прослеживается формула, которая очень четко и показательно отражает положение дел по данному вопросу: «Чем больше газопроводов, входящих в проект «Южного газового коридора», будут реализовываться, тем выгоднее это для Турецкой Республики, и тем более опасно и контрпродуктивно для Российской Федерации».
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 91,76%.
Список литературы:
1. Э. Касаев// «О «Турецком потоке» и «Южном газовом коридоре» Часть 1».//Институт Ближнего Востока//iimes. 1пНр://\м№м.ите8.ги/?р=34330.27.04.2017
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой республики по проекту газопровода «Турецкий поток». Источник опубликования: бюллетень международных договоров, май 2017, №5, стр. 32 - 45, Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 15.03.2017
3. Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Турецкой Республики о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую» в Турецкой Республике. Источник опубликования: Бюллетень международных договоров, июль 2011, №7, стр. 36 - 48
4. TANAP. Официальный сайт проекта. Режим доступа: https://www.tanap.com
5. В обход России: в Турции запустили газопровод TANAP/ЛИнформационный центр «Россия Сегодня» РИА Новости// Режим доступа: https://ria.ru/economy/20180613/ 1522590795.html.//13.06.2018
6. TANAP-не конкурент//информационное агентство: «Нефть-Капитал»//Режим доступа: https://oilcapital.ru /article/general/29-05-2018/tanap-ne-konkurent//29.05.2018
7. Транскаспийский газопровод//Trend News Agency// Режим доступа: https://www.trend.az/tags/1742/
8. Транскаспийский газопровод придется согласовывать с Россией/Информационное агентство «иаREX»//Режим доступа: http://www.iarex.rU/news/59420.html//18.08.2018
9. Каспийский газ подбирается к Европе. Стоит ли опасаться «Газпрому?».//ВВС News русская служба//Режим доступа: https://www.bbc.com/russian/features-44461240// 12.06.2018
10. Турция готовит план снижения энергозависимости от России/Caspian barrel/Режим доступа: http://caspianbarrel.org/az/2015/12/turtsiya-gotovit-plan-snizheniya-energoz/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Р.И. Гайфутдинова «TANAP и Российско-турецкие отношения» Научная статья посвящена освещению российско-турецких отношений, в контексте сотрудничества в энергетической сфере, в частности относительно реализации Турецкой Республикой стратегического газового проекта TANAP, а также последствия ее влияния на двустороннее стратегическое партнерство в целом. В статье подробно проведен анализ энергетической стратегии Турецкой Республики. Подчеркивается необходимость взаимодействия Российской Федерации и Турецкой республики как одних из наиболее влиятельных энергетических игроков.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как важнейшие двусторонние проекты Российской Федерации и Турецкой Республики приходятся именно на сферу энергетики. Энергетический сектор сотрудничества существенно оказывает влияние как на межгосударственное взаимодействие в целом, так и на множество мировых геополитических процессов.
Всесторонне обоснована необходимость расширения сотрудничества Российской Федерации с Турецкой Республикой в энергетической сфере, как одного из наиболее стратегически важных направлений двустороннего взаимодействия. Также, учитывая внешнеполитический курс, в частности в сфере энергетики, Турецкой Республики, Российской Федерации следует консолидировать весь спектр возможностей в единую эффективную модель поведения на международном энергетическом рынке в целях недопущения минимизации зависимости основных потребителей природного газа от Российской Федерации, как основного и крупнейшего поставщика.
Таким образом, следует отметить, что выводы автора являются обоснованными. Статья соответствует предъявляемым требованиям и представляет научный интерес. Данная статья может быть рекомендована к публикации в журнале, рекомендованном ВАК.
Заместитель руководителя управления Главного управления обеспечения деятельности Следственного комитета РФ, Доктор юридических наук
С.Е. Попов