Синельникова Ольга Владимировна, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры
Sinelnikova Olga Vladimirovna, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Department of Musicology and Musical Applied Arts of Kemerovo State Institute of Culture
E-mail: [email protected]
ТАН ДУН: «Я ХОЧУ СТАТЬ БЕТХОВЕНОМ»
Статья посвящена интернет-симфонии «Егоюа» — оригинальному и новаторскому сочинению известного американо-китайского композитора Тан Дуна. Она явилась рецепцией творчества великого Бетховена и своеобразным осмыслением стиля венского классика. Использование мультимедийных технологий — инновационное явление в современном музыкальном искусстве само по себе. Задуманная и реализованная в рамках проекта YouTube по созданию первого в мире интернет-оркестра, эта остроумная симфоническая миниатюра становится поводом к размышлению о целесообразности, оправданности и перспективности применения мультимедиа в музыке. Тан Дун встраивает мультимедиа в пространство собственного авторского стиля и музыкального мышления, но ставит интернет-технологии на службу сохранения традиций и развития генеральной идеи своего творчества, идеи объединения Востока и Запада, экспериментального и традиционного, элитарного и популярного, прошлого и настоящего.
Ключевые слова: мультимедиа, Тан Дун, Бетховен, интернет-симфония «Героическая», традиции и новаторство.
TAN DUN: «I WANT TO BE BEETHOVEN»
The article is devoted to the Internet Symphony «Eroica», an original and innovative composition by the famous American-Chinese composer Tan Dun. It was a reception of the great Beethoven's work and a kind of rethinking of the Viennese classic's style. The use of multimedia technologies is an innovative phenomenon in modern musical art. Conceived and implemented as part of YouTube project to create the world's first Internet orchestra, this witty symphonic miniature becomes an occasion to reflect on the expediency, justification and prospects of using multimedia in music. Tan Dun integrates multimedia into the space of his author's style and musical thinking, putting Internet technologies at the service of preserving traditions and developing the general idea of his creative work, the idea of combining East and West, experimental and traditional, elite and popular, past and present.
Key words: multimedia, Tan Dun, Beethoven, Internet Symphony «Eroica», traditions and innovation.
Китайского композитора и дирижера Тан Дуна1 считают гением и экспериментатором, а его работоспособность просто восхищает. Музыка Тан Дуна завораживает: в его новаторских сочинениях слышны необычные звуки — плеск и журчание воды, треск и шорох рвущейся бумаги, перестукивание камней, звон керамических чашек; его инструментальные произведения предполагают активное участие аудитории, пение и актерскую игру музыкантов; а оперы композитора больше похожи на ритуалы. Тан Дун играет значительную роль на мировой музыкальной сцене благодаря своему творчеству, охватывающему границы классики, национальных традиций, авангарда, мультимедиа. Будучи мировым культурным лидером, Тан Дун использует свое творчество для защиты культурной идентичности в эпоху глобализации и заставляет человечество задуматься об экологических проблемах на земле.
Тан Дун — обладатель самых престижных на сегодняшний день наград, включая премии «Грэмми»,
«Мышление людей быстро меняется, и искусство должно поспевать за этим процессом»
Тан Дун
«Оскар», «Академия», премии Гравемайера, Баха, Шостаковича, Гленна Гульда, итальянской премии «Золотой лев» за достижения в музыкальной культуре. Он легко откликается на рискованные инновационные проекты и пишет музыку к значимым мероприятиям, таким как Пекинская олимпиада 2008 года, торжественное открытие самого крупного в мире Шанхайского Диснейленда в 2018 году, который построен для рекордной по количеству аудитории. В честь воссоединения Гонконга с Китаем Тан Дун создал грандиозную симфонию «Небо. Земля. Человечество», которая была исполнена 1 июля 1997 известным китайским виолончелистом Йо-Йо Ма с симфоническим оркестром, детским хором и колоколами из гробницы Маркиза И2. В честь нового тысячелетия Тан Дун написал симфонию «2000 сегодня». В 2000 году вместе с Софией Губайдулиной, Освальдо Голиховым и Вольфгангом Римом Тан Дун участвовал в коллективном международном проекте сочинения на тему баховских «Страстей», заказанном Баховской
1 В статье используется английская транскрипция имени китайского композитора (Tan Dun), в которой оно произносится без мягких знаков. В произношении на китайском языке окончания смягчаются, поэтому данное имя может фигурировать в двух вариантах: как Тан Дун и как Тань Дунь.
2 Гробница Маркиза И. — одно из важнейших археологических открытий XX века, получившее известность, прежде всего, благодаря уникальному собранию музыкальных инструментов, сопровождавших покойного.
академией в Штутгарте.
Тан Дун пытается соединить в своем творчестве Восток и Запад, активно включая элементы традиционной китайской культуры в произведения, большинство из которых опирается на классические модели западноевропейских жанров-форм симфонии, концерта, оратории, инструментального цикла. Одновременно китайский композитор актуализирует и применяет современные электронные технологии, используя в своих опусах видео, интернет и даже смартфоны. Среди таких концептуальных проектов — мультимедийные композиции Тан Дуна «Карта» — концерт для виолончели, видео и оркестра (2002) и «Ню Шу: тайные песни женщин» — симфония для арфы (гитары), 13 микрофильмов и оркестра (2013), «Пассакалия. Секрет ветра и птиц» (2015), «Молитва и благословение» для 12 там-тамов, сопрано и струнных в память пострадавшим от Covid-19 (2020). Последнее сочинение было реализовано онлайн. Исследователи рассматривают мультимедиа в творчестве Тан Дуна «как своеобразное продолжение синкретизма традиционного китайского искусства, что в свою очередь приводит к рождению нового синтеза на основе музыкальной, театральной и экранной эстетики» [2]. К этому хотелось бы добавить, что современные мультимедийные технологии стали для китайского композитора средством сохранения столь быстро исчезающих многовековых традиций национальной культуры своей родины.
Одним из наиболее смелых новаторских проектов стала интернет-симфония Тан Дуна «Егока», которая явилась рецепцией творчества великого Бетховена и оригинальным осмыслением его стиля китайским композитором. В 2008 году Тан Дун принял участие в проекте YouTube по созданию первого в мире симфонического интернет-оркестра, для которого написал «Героическую» интернет-симфонию. Этот ролик посмотрели свыше 25 миллионов пользователей. Однако замысел произведения уходит далеко в детские годы Тан Дуна, которые прошли в деревне Шимаонае городского округа Чаньша южно-китайской провинции Хунань в крестьянской семье.
Тан Дун рос в атмосфере традиционной китайской культуры, и ребенком он слышал только сельскую музыку. Огромная, бедная и неграмотная сельская местность исторически была отрезанной от внешнего мира и мало связана даже с близлежащими городами. Во многом благодаря такому социальному устройству в китайских провинциях сохранился крестьянский бытовой уклад и древние традиции музицирования, связанного с ритуально-обрядовой стороной жизни деревни. Поэтому детство композитора прошло в самой колыбели аутентичной культуры, народная музыка крестьян была интегрирована в ткань повседневной жизни маленького Тан Дуна: она звучала на все случаи — рождение детей, свадьбы, похороны, во время работы в поле, в минуты отдыха и в любое время суток. О том, что есть другая культура и музыка, будущий композитор не имел никакого представления. Он восхищался деревенским
шаманом, влияние которого на крестьян всегда было безграничным. Существенную долю этого магического воздействия брала на себя музыка. «В китайском языке до сих пор музыка и магия — это вообще одно слово. Аунас в Хунани музыка — до сих пор магия», — поясняет композитор [1]. Шаман проводил ритуалы и церемонии, сопровождавшиеся музыкой, в звучание которой включались и «органические» предметы — камни и вода. Тан Дуна всегда поражало виртуозное умение сельских жителей музицировать на этих предметах. К тринадцати годам Тан Дун и сам был уже известным в округе шаманом. «Если в деревне случались похороны или свадьбы, то звали меня. Я играл на всевозможных инструментах, о которых в западных консерваториях и не слышали: это были вода, дерево, какой-то пень, бумага, огонь — абсолютно органические инструменты», — говорит Тан Дун [1].
В детстве Тан Дун совсем не знал музыки европейских и русских композиторов — услышать ее было просто негде. «Моя бабушка была крестьянкой, выращивала овощи. Я с трех лет работал с ней на огороде, и меня всегда завораживали проходившие мимо похоронные процессии. Это было еще во времена культурной революции, которую устроил Мао Цзедун. Он приказал: "Никакой западной музыки! Никакой русской классической музыки!" Разрешался только интернационал — это была единственная западная музыка, которую я мог услышать. А так, слушаешь Бетховена — смерть, Чайковского — смерть, Дебюсси — смерть. Это было очень опасно», — рассказывает Тан Дун [1]. К этому можно добавить, что в театре ставились только «революционные оперы из современной жизни», написанные Цзян Цин — женой Мао. Таким образом осуществлялась кампания за «социалистическое перевоспитание». Были сожжены все декорации и костюмы спектаклей Пекинской оперы, множество монастырей и храмов, была снесена часть Великой китайской стены, а городскую молодежь отправляли в деревни заниматься земледелием.
Когда же Тан Дун познакомился с музыкой западных композиторов, и как у него в дальнейшем складывались с ней отношения? Об этом очень интересно и с юмором повествует сам композитор: «Как-то раз, работая на рисовом поле — мне было тогда лет 13 — я вдруг услышал из репродуктора: "Через 10 минут будет транслироваться концерт из Шанхая". Я удивился. Что это? Когда зазвучала музыка, я понял, что ничего прекраснее я никогда в жизни не слышал. Это было выступление Филадельфийского оркестра. Ричард Никсон тогда приехал в Китай — это был исторический визит. Я закончил в тот день работу, пошел к бабушке и сказал, что больше не хочу выращивать овощи и рис. Она очень удивилась и спросила: "Чем же ты хочешь заниматься?". "Я хочу стать Бетховеном". "Ты с ума сошел!", — сказала бабушка. "Будь лучше шаманом. Шаманы больше зарабатывают, чем всякие там бетховены"» [1]. Так состоялось знакомство китайского композитора с музыкой великого венского классика. Любовь к творчеству Бетховена стала для Тан Дуна дорогой в профессию.
Через много лет, уже проживая и работая в Америке, Тан Дун весьма экстравагантно выразил свое восхищение музыкой Бетховена, создав интернет-симфонию «Eroica». В 2008 году Google и YouTube заказали Тан Дуну симфонию в рамках проекта «YouTube Symphony Orchestra». Этот проект был запущен 1 декабря 2008 года.
Идея создания виртуального симфонического оркестра в режиме онлайн была поистине революционной: ее цель — объединить в оркестр и дать возможность проявить свой талант тем, кто пока еще не добился большого успеха в музыкальном исполнительстве. Среди таковых — начинающие занятия на инструментах и студенты музыкальных вузов, преданные музыке любители и непризнанные гении. Музыкантам предоставили возможность участвовать в самом демократичном конкурсе: возраст, пол, национальность, статус, уровень образования и резюме не имели никакого значения. Главное — показать свое умение и артистизм.
Пользователям YouTube предлагалось прислать до 28 января 2009 года видео со своим исполнением какой-либо партии интернет-симфонии «Героическая» Тан Дуна, которая к тому времени в рекордные сроки уже была создана. Было проведено более 3000 прослушиваний претендентов из более чем 70 стран. Первоначально эксперты Лондонского симфонического оркестра, Берлинской филармонии, Симфонического оркестра Сан-Франциско, Нью-Йоркской филармонии и других ведущих мировых оркестров выбрали двести лучших оркестрантов. Далее сам автор и интернет-пользователи выбрали из этих двухсот 90 победителей. Из них, как свидетельствует пресса того времени, оказалось трое россиян — скрипач, альтистка и контрабасист (см. [3]).
На сайте для участников конкурса выложили видеоролик, где Тан Дун дирижирует Лондонским симфоническим оркестром, исполняющим его Симфонию «Героическая». Однако оркестра видно не было, потому что его место должны были занять конкурсанты, которым было необходимо сделать видео исполнения своей партии, ориентируясь на виртуального дирижера и на нотную запись партий симфонии (см. [3]). Виртуальных дирижеров, управляющих удаленными участниками хора или оркестра, в настоящее время мы можем увидеть немало на различных сайтах, но для 2008-2009 годов — это было весьма необычно и расценивалось как большой шаг вперед в развитии интернет-технологий. Самое главное, что данный проект оказался очень перспективным, особенно если делать выводы сейчас, по прошествии более чем десятилетия, когда весь мир находится в состоянии пандемии и ограничений. «Симфонический оркестр YouTube», включающий музыкантов из разных стран, функционирует в наши дни и ведет активную концертную деятельность, в том числе и под руководством его первого дирижера — Тан Дуна. «Однако самое важное в этой идее — то, как ее воспримет мир, интернет-аудитория, и то, во что это может вылиться в результате, с течением времени, по мере того, как в сети будет появляться все больше
видеозаписеи», — прокомментировал этот замысел китайский композитор [4].
Название интернет-симфонии «Eroica» восходит не только к знаменитой Третьей симфонии великого венского классика. Замысел Тан Дуна прочно связан с современностью: он полагает, что за YouTube скрываются невидимые Бетховены, и каждый из них — герой. Сначала Тан Дун увлеченно проводил репетиции удаленно по интернет-связи и восхищался полной самоотдаче людей творчеству. Участники этого мирового интернет-оркестра играли не только на струнных, духовых и ударных, но и на народных (домра, балалайка, аккордеон, баян, эрху), эстрадных (саксофоны, электрогитары), а также на разных других инструментах (губные гармоники, блок-флейты, свирели, портативные пианино) и доступных предметах домашней утвари (пила, кастрюли и др.) Все победители конкурса были приглашены в нью-йоркский Карнеги-холл для репетиций и концерта, а 15 апреля 2009 года состоялся финальный концерт.
Собственно, с жанром симфонии, на первый взгляд, этот опус связывает только партитура, написанная для большого симфонического оркестра с расширенной группой ударных, и цитата из Бетховена. Это — всего менее чем пятиминутная, но очень пафосная и декоративная пьеса, в которой есть интонации и нынешней урбанистической среды, и интонационные элементы китайской традиционной музыки, и главная партия первой части «Героической» Бетховена. Тан Дун очень чутко вслушивается в окружающий мир, поэтизируя его в своей музыке. Даже в звуках гаража ему почудился Бетховен, что привело композитора к мысли использовать колодочные автомобильные тормоза разных размеров и тонов (c-a-e) (см. состав группы ударных в прим. 1), которые, кстати, уже применял до него Кейдж. По мнению Тан Дуна, музыка Бетховена и звуки улиц бьются в одном ритме и звучат гармонично. Широкий спектр разнообразных и экзотических перкуссионных инструментов, предусмотренный в партитуре, можно объяснить одновременно и национальностью автора
Пример 1
Percussion (5 players)
1; 3 brake drums!
2: 4 brake gongs (hubcaps)
Craslicvmbals
4: Vibraphone
5î Slapstick Chimes Bass drum
(with 2 metal hammers)
If you cannot find the brake drums in pitches C, A, E, you could u three indeterminate-pitch ones, could Ve three different sizes.
(with 2 hard wooden mallets)
If you cannot find the brake gongs in pitches D, C, A, G, you could u four indeterminate-pitch ones, could be four different sizes.
(with hard mallets)
(with very hard mallets, metal sounding)
31
(в традиционной музыке Китае очень развито исполнительство на всевозможных ударных), и его желанием дать шанс неизвестным сетевым гениям проявить свой талант.
Ироничное и забавное музыкальное произведение, предназначенное для развлечения как самих участников проекта, так и публики, столь блестяще реализованное, тем не менее, подверглось критике из-за своих крошечных масштабов и несложности оркестровых партий. Однако простота партитуры была специально задумана автором — ведь он, как и организаторы, изначально планировал просветительскую миссию проекта и привлечение к участию не только профессиональных музыкантов, но и любителей. При этом оркестровые партии предполагают точность артикуляции и безукоризненное чувство метроритма.
Несмотря на миниатюрность интернет-симфонии, титульный лист партитуры намеренно ориентирует слушателя на классическую композицию четырехчаст-ного сонатно-симфонического цикла, даже с привычной темповой маркировкой частей: быстро — медленно — быстро — очень быстро (Allegretto — Dolce molto — Allegro — Allegro vivace). Только части все, идущие attaca, даны в сильно уменьшенной проекции звучания: от 30 секунд до полутора минут.
Сорокасекундная I часть занимает в партитуре ровно одну страницу и воспринимается как вступление к какой-то грандиозной крупномасштабной композиции (см. прим. 2). Патетики добавляет грохот ударной группы с теми самыми тормозными колодками и китайскими гонгами. Композитор стремился передать шум большого города и звуки мировой сети интернет-пространства.
Пример 2
Пример 3
о < « <" f , riî . ■ h -j.. -JTp'fJTi -ДТ1 rf. m JTI M
{' ! • 'f m .1 ' J ' Jl ' J ' .1 'j 'j 'j 'j
.m m immmmm -QJ-Qj-QJ-QJ
г» «JÉL ' L Ti rl Г r 1 frl Г г 1 Г г 1 Г r i J i j ■H~| -nj JTl
fï 1 ■ M '' LTLL1 L гГГгГГгГГгГГгГГг — d- i— »-J—
Ожидания настроенного на серьезный лад слушателя не оправдываются, и вместо сонатного аллегро вдруг появляется красивая лирико-гимническая тема у труб, впрочем совершенно классическая, тональная, в духе бетховенских медленных тем, мастерски стилизованная и инструментованная (см. прим. 3). При этом в ней явно слышны типовые обороты афроамериканских христианских гимнов: тема очень напоминает популярный госпел «What Are They Doing in Heaven».
,'¥i|| - - «
-f«i%i-2— «
» 1 lU-J
...___ ..._...
iiiji. " -i---
Все разнородные аллюзии и цитаты Тан Дун соединяет с присущим ему юмором. В третьей части на фоне авторского остинатного, ярко преподносимого музыкального материала внедряется уже подлинная цитата «Героической» Бетховена — она то как раз ожидаема (см. прим. 4). Однако ее известное начало с восходящей большой терции сливается в финале с гимном из второй части, который в свою очередь преобразуется в барабанном танцевальном ритме авторской первоначально фоновой темы (см. прим. 5).
Пример 4
Пример 5
Allegro Vivace (J)= j =/50
Вот и исполнилась детская мечта композитора. Однако, побыв на несколько минут Бетховеном, он не забывает и о своих корнях, и о той стране, в которой живет в настоящее время.
Творчество Тан Дуна стремительно развивается, композитор находится в постоянном поиске и не прекращает работу, увлекаясь все новыми и новыми идеями. Если задуматься о составляющих авторского стиля Тан Дуна, то можно выстроить длинный перечень направлений, которые оказались совсем не чуждыми китайскому композитору. Среди них неофольклоризм и неоклассицизм, полистилистика и поставангард, ритуальность и театральность. Чем дольше длится путь композитора Тан Дуна, тем больше он обогащается
32
новыми знаниями о мире, разными смыслами и значениями, различными культурными наслоениями, а его индивидуальный стиль приобретает новое качество. При этом основы мировоззрения и ощущение музыки, воспринятые из семьи, из родной южно-китайской провинции, остаются неизменными: «Бабушка объясняла мне, что у нас в Хунани ценят только такую музыку, которая будет исполняться как минимум 500 лет. Для меня это был главный урок», — говорит композитор, который хочет, чтобы его произведения звучали долго [1]. Но приоритетным и сквозным ориентиром его музыки,
возрастающим вместе с эволюцией творчества, является полифоническое переплетение традиций разных культур, встречное движение Восток — Запад. А обращение к Бетховену стало этапом на пути приближения к этому мультикультурному синкретизму в творчестве Тан Дуна. «Интернет — это невидимый Шелковый путь, соединяющий разные культуры со всего мира, Восток или Запад, Север или Юг, и этот проект создал феномен классической музыки, объединив музыкальных героев со всех уголков земного шара», — говорит Тан Дун [5].
Литература
1. Россия Культура. Энигма. Тан Дун. [Электронный ресурс]. URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/60307/ episode_id/2222831/ (дата обращения: 10.11.2020).
2. Сергеева Т. С. Мультимедийные эксперименты в творчестве Тан Дуна как новый синтез искусств // Музыка. Искусство, наука, практика. 2018. № 2 (22). С. 81-88.
3. Центр информационных коммуникаций. 23.04.2009. Большой симфонический оркестр YouTube [Электронный ресурс]. URL: http://www.commcenter.ru/mmedia/
articles/2009_04_23.html (дата обращения: 06.12.2020).
4. BBC. Оркестр YouTube дал свой первый концерт [Электронный ресурс]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ entertainment/newsid_8001000/8001284.stm (дата обращения: 06.12.2020).
5. Tan Dun: official site [Электронный ресурс]. URL: http:// tandun.com/composition/internet-symphony/ (дата обращения: 05.12.2020).
References
1. Rossiya Kul'tura. Enigma. Tan Dun. [Russia Culture. Enigma. Tan Dun]. URL: https://tvkultura.ru/video/show/brand_ id/60307/episode_id/2222831/ (Access date: 10.11.2020).
2. Sergeeva T. S. Mul'timedijnye eksperimenty v tvorches-tve Tan Duna kak novyj sintez iskusstv [Multimedia experiments in Tan Tun's work as a new synthesis of arts] // Muzyka. Iskusstvo, nauka, praktika [Music. Art, science, practice]. 2018. № 2 (22). Pp. 81-88.
3. Tsentr informatsionnyh kommunikatsij. 23.04.2009. Bol'shoj simfonicheskij orkestr YouTube [The center for in-
formation communications. 23.04.2009. Grand symphony orchestra]. URL: http://www.commcenter.ru/mmedia/arti-cles/2009_04_23.html (Access date: 06.12.2020).
4. BBC. Orkestr YouTube dal svoj pervyj kontsert [BBC. The YouTube orchestra gave its first concert]. URL: http://news.bbc.co.uk/hi/russian/entertainment/news-id_8001000/8001284.stm (Access date: 06.12.2020).
5. Tan Dun: official site [Electronic resource]. URL: http:// tandun.com/composition/internet-symphony/ (Access date: 05.12.2020).
Информация об авторе
Ольга Владимировна Синельникова E-mail: [email protected]
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Кемеровский государственный институт культуры» 650003, Кемерово, ул. Ворошилова, 17
Information about the author
Olga Vladimirovna Sinelnikova E-mail: [email protected]
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education «Kemerovo State Institute of Culture» 650003, Kemerovo, 17, Voroshilov Str.