Секция ««Проблемы и перспективы международной интеграции в современном бизнесе»
УДК 339. 543. 2
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Т. Ю. Дукуп Научный руководитель - А. П. Сурник
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Единый Таможенный союз представляет собой объединение торговых и экономических отношений стран. В данной статье раскрывается понятие Таможенного союза, основные проблемы, а также перспективы дальнейшего развития Таможенного союза.
Ключевые слова: Таможенный союз, Евразийский экономический союз, проблемы, перспективы.
CUSTOMS UNION: PROSPECTS OF DEVELOPMENT
T. Yu. Dukup Scientific supervisor - A. P. Surnik
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Uniform Customs Union is a union of trade and economic relations between countries. In this article the concept of the Customs Union, the main problems and prospects of further development of the Customs Union.
Keywords: Customs Union, Eurasian Economic Union, problems, prospects.
Таможенный союз - это форма торгово-экономической интеграции государств, которая предусматривает единую таможенную территорию, где во взаимной торговле не применяются таможенные платежи, меры нетарифного регулирования, специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, действует Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьей стороной [1].
Развитие международного таможенного сотрудничества началось с момента подписания «Соглашения о создании Таможенного союза и единстве управления таможенными службами» в 1995 году [2], когда были созданы представительства таможенных служб Российской Федерации при таможенных службах Республики Беларуси и Республики Казахстан. На протяжении двадцати лет эти представительства обеспечивают единообразие правоприменительной практики в области таможенного дела; ускоряют и упрощают таможенные процедуры в рамках совершенствования таможенного контроля; обмениваются таможенной информацией с целью обеспечения контроля за транзитом товаров и борьбы с нарушением таможенных правил; вырабатывают совместные предложения по унификации законодательств в сфере таможенного дела.
Следует отметить, что работа таможенной службы России значительно превышала уровень коллег Казахстана и Беларуси, поэтому таможенные службы этих стран активно перенимали российский опыт [3]. На начальном этапе сотрудничества сформировалась правовая и институциональная база интеграции, определились приоритеты и конкретные направления экономического развития. Поэтапное продвижение таможенного сотрудничества привело к полноценному функционированию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года.
С этого времени одной из основных задач таможенных служб является обеспечение единообразия правоприменительной практики и равной эффективности таможенного контроля на всей территории Таможенного союза, а с 1 января 2015 года - уже Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС).
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
Представительства не только контролируют исполнение таможенной деятельности, но и проводят мониторинг эффективности реализации законодательства, анализируют данные о товарооборо-тах, изучают различные технологии, участвуют в информационном обмене.
Данное стратегическое направление взаимодействия таможенных служб Республик Беларуси, Казахстана и Российской Федерации подтверждается высокой надежностью контроля за транзитными перевозками иностранных товаров, эффективным сотрудничеством в сфере безопасности. В частности, Армения, вступившая а ЕАЭС, прежде всего, исходила из вопросов безопасности и взаимодействия с Россией в различных сферах развития.
В перспективе развития ЕАЭС - вступление в него Кыргызстана, для которого сотрудничество со странами - членами союза - хорошая перспектива выхода из затянувшегося кризиса.
Ряд направлений, по которым члены ЕАЭС будут проводить скоординированную политику, касаются сферы информационного взаимодействия, валютной и энергетической политики, промышленной и агропромышленной политики, обращения лекарственных средств.
Согласно ч. II Договора о ЕАЭС [1], для обеспечения свободного движения товаров в рамках Таможенного союза созданы следующие условия:
- внутренний рынок товаров;
- Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза и иные единые меры регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
- единый режим торговли товарами в отношениях с третьими сторонами;
- единое таможенное регулирование;
- свободное перемещение товаров между территориями государств - членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринар-но-санитарного, карантинного фитосанитарного), за исключением случаев, предусмотренных Договором.
Благодаря общим усилиям, международное сотрудничество таможенных служб повышает уровень взаимного доверия, обеспечивает прозрачность таможенных процессов, улучшает результаты совместной работы.
Библиографические ссылки
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (подписан в г. Москве 26.02.1999) (с изм. от 10.10.2014). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и Факты. М., 2014. 216 с.
© Дукуп Т. Ю., 2015