Научная статья на тему 'Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения'

Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
502
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭС / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ / ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ УЧАСТНИКИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА ЕВРАЗЭС / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЕВРАЗЭС

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Оразалиев Артур Абдулхамидович, Хрипкова Людмила Николаевна

В статье рассмотрены перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расширения Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и России. Осуществлен анализ рисков и возможных положительных последствий вступления отдельных стран СНГ в Таможенный союз ЕврАзЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенный союз ЕврАзЭС как основной реинтеграционный проект на постсоветском пространстве и перспективы его расширения»

ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕВРАЗЭСКАК ОСНОВНОЙ РЕИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ НА ПОСТСОВЕСТКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО РАСШИРЕНИЯ

Оразалиев Артур Абдулхамидович кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры товароведения и

таможенного дела

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

[email protected]

Хрипкова Людмила Николаевна кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры товароведения и

таможенного дела

Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь

[email protected]

Аннотация

В статье рассмотрены перспективы интеграционных процессов на постсоветском пространстве и расширения Таможенного союза Республики Казахстан, Республики Беларусь и России. Осуществлен анализ рисков и возможных положительных последствий вступления отдельных стран СНГ в Таможенный союз ЕврАзЭС.

Abstract

In this paper we enhance the prospects of integration processes in the postSoviet space and the expansion of the Customs Union of Kazakhstan, the Republic of Belarus and the Russian Federation. The analysis of the risks and the possible positive effects of accession to the individual countries of the CIS Customs Union, EurAsEC.

Ключевые слова

Таможенный союз ЕврАзЭС, интеграционные процессы на постсоветском пространстве, потенциальные участники Таможенного союза ЕврАзЭС, единое экономическое пространство ЕврАзЭС

Keywords

Customs Union of the Eurasian Economic Community, the integration processes in the post-Soviet space, potential members of the Customs Union of the Eurasian Economic Community, the common economic space of EurAsEC

Введение

В 2010-2011 гг. начали функционировать все основные механизмы Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России: введены в действие Таможенный кодекс, единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования; отменено таможенное оформление на внутренних границах; обеспечено взаимное признание разрешительных документов в сфере санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также технического регулирования.

Уже сейчас Таможенный союз - одно из самых больших формирований такого рода в мире и вопреки многим прогнозам за неполные три года функционирования он уже доказал свою жизнеспособность. Несмотря на имевшиеся проблемы роста, его участники быстро ощутили преимущества процессов экономической интеграции. И в скором будущем интеграционные процессы в рамках ЕврАзЭС должны выйти на качественно новый уровень -создание единого экономического пространства. Также высока вероятность и расширения интеграционного объединения, и именно перспективы такого роста Таможенного союза рассмотрены в данной работе.

Очевидно, Таможенный союз, в состав которого в настоящее время входят три государства, не является «закрытым клубом». Лидеры государств

- участников Таможенного союза не раз декларировали свою заинтересованность в расширении организации. С другой стороны, интерес к активному участию в интеграционных процессах проявляют во многих государствах, прежде всего, входящих в СНГ. Для большинства из них при всей политической и экономической многовекторности развития, особенно с учетом последствий мирового финансово-экономического кризиса, интеграционная перспектива становится все более востребованной и привлекательной [3, 5].

Перспективы Киргизии и Таджикистана в Таможенном союзе

Наиболее вероятным и соответствующим логике процессов интеграции на постсоветском пространстве направлением расширения Таможенного союза ЕврАзЭС является вхождение в него стран ЕврАзЭС, которые еще не являются членами Таможенного союза, - Таджикистана и Киргизии. В 2006 г., когда Беларусь, Казахстан и Россия приняли решение о создании Таможенного союза, эти страны согласились присоединиться к союзу «по мере готовности». В марте 2009 года Президент Кыргызии К.С. Бакиев обратился к Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, на тот момент Председателю Межгосударственного Совета ЕврАзЭС, с просьбой о рассмотрении вопросов об участии Кыргызстана в работе по формированию договорно-правовой базы Таможенного союза и создании Рабочей группы с целью анализа всех возможных вариантов участия Кыргызской Республики в таможенном союзе.

Созданной впоследствии Рабочей группой разработан проект Плана мероприятий по вопросу участия Кыргызской Республики в Таможенном союзе Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и проект Положения о порядке присоединения государств - членов

Евразийского экономического сообщества к таможенному союзу Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, которые рассматриваются Сторонами.

Президент Республики Таджикистан Э.Ш. Рахмон по итогам МежгоссоветаЕврАзЭС на уровне глав государств 27 ноября 2009 года в г. Минске также заявил, что «Республика Таджикистан готова и впредь активно способствовать интеграционным процессам и осуществления практических шагов по неуклонному и поэтапному превращения ЕврАзЭС в устойчивую региональную зону экономического роста, продвижения совместной работы, направленной на развитие национальных экономик стран сообщества с меньшими рисками и издержками»[2].

Являясь действующими членами ЕврАзЭС, Киргизия и Таджикистан, имеют возможность активно наблюдать и изнутри следить за положением дел в Таможенном союзе.Однако необходимость вхождения в Таможенный союз таджикской и киргизской экономик остается дискуссионной. Связано это с тем, что последствия вхождения Таджикистана и Киргизии неоднозначны и могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Примечательно, что набор стратегических «плюсов» и «минусов» практически идентичен ввиду очевидного сходства экономик этих стран [4].

Положительными последствиями участия Киргизии и Таджикистана в Таможенном союзе могут быть: беспошлинный доступ продукции на рынок Таможенного союза; сокращение стоимости сырьевых ресурсов, поставляемых из стран Таможенного союз - нефтепродуктов, древесины, зерна и другого сырья; рост инвестиций в экономики государств из государств - участников Таможенного союза; формализация и легализация трудовой миграции и увеличение финансовых и социальных выгод от трудовой миграции.

Возможные же отрицательные последствия в большинстве своем вытекают из неразвитости самих экономик и излишней зависимости от поставок зарубежной, прежде всего китайской, продукции. Так, страны могут

потерять значительную часть платежей, взымаемых при ввозе и вывозе продукции (в основном китайской, меньше - турецкой) и за счет которых формируется большая часть доходов бюджета как Киргизии, так Таджикистана. После повышения степени открытости экономик предприятиям сложно будет конкурировать с крупным бизнесом из стран -участников Таможенного союза.

Кроме того, даже с учетом снижения ставок единого таможенного тарифа Таможенного союза после вступления России в ВТО, ставки таможенных пошлин в Киргизии и Таджикистане значительно ниже. Поэтому вступление в Таможенный союз сейчас обернется снижением товарооборота со странами дальнего зарубежья и чувствительным повышением потребительских цен на многие виды товаров. Болезненно воспринимается также неизбежная потеря частиэкономического суверенитета и её делегирование при вступлении органам Таможенного союза.

Осложняет ситуацию и практически делает невозможной вступление в Таможенный союз в краткосрочной перспективе в качестве полноценных участников то, что Киргизия около полутора десятка лет является членом ВТО, а Таджикистан практически в него уже вступил (осталось ратифицировать соглашение о вступлении в ВТО не позже чем 7 июня 2013 года).

Таким образом, для Киргизии и Таджикистана вступление в Таможенный союз имеет очевидные положительные последствия. Но также верно и то, что этот шаг сопряжен и с большим количеством рисков. Для этих государств важно не делать поспешных шагов в направлении евроазиатской интеграции, но и «цена» затягивания может оказаться слишком большой.

Для самого Таможенного союза расширение за счет экономик, в сотни раз уступающих по объему странам - участницам союза, больших видимых экономических выгод не сулит. Однако системно-синергетический эффект от

такой интеграции, а также ее геополитические последствия для стран союза, а в особенности для России, представляются более значимыми.

Перспективы Украины в Таможенном союзе

Другим государством, вхождение которого в Таможенный союз является предметом дискуссий в научном сообществе, является Украина. Вхождение в союз второй экономики постсоветского пространства значительно усилило бы позиции Таможенного союза как экономического, так и как геополитического формирования. Ни одно другое государство СНГ не может при вхождении обеспечить такое же усиление роли Таможенного союза как геополитического фактора развития мировой экономики. По данным ООН [7], по объему ВВП Украина сопоставима с Казахстаном, превосходит Беларусь и значительно превосходит все страны СНГ, не являющиеся членами Таможенного союза, в том числе Киргизию (в 27 раз) и Таджикистан (в 25 раз) (таблица 1).

Таблица 1 - ВВП стран Таможенного союза и потенциальных его членов

Страны ВВП в номинальном значении

млрд. долл. США место в мире

Россия 1857,7 9

Казахстан 186,4 49

Украина 165,2 52

Беларусь 55,1 73

Таджикистан 6,5 143

Киргизия 6,0 148

Но в самой Украине отношение к перспективам евразийской интеграции крайне неоднозначное. Клубок противоречий, окутавший всю

внешнюю и внутреннюю политику Украины, неизбежно отражается на устойчивости и направленности ее экономического развития. По мнению многих исследователей, экспертов, вступление в Таможенный союз может выступить в роли дополнительного дестабилизирующего фактора экономики. Прежде всего такой шаг автоматически будет означать отказ от ключевого внешнеполитического вектора Украины последних лет - евроинтеграции. Интеграция в двух направлениях невозможна в силу альтернативности этих вариантов: об этом говорят как в Брюсселе, так и в Москве. При этом Таможенный союз значительной частью как политического истеблишмента, так и электората Украины рассматривается прежде всего как реинтеграционный проект России, направленный на укрепление ее стратегического влияния на интегрируемые территории. Поэтому

перспектива усиления влияния России при одновременном сворачивании программы по евроинтеграции уже сейчас используется прозападными силами и русофобами в качестве аргумента в политической борьбе.

Кроме этого, участие в Таможенном союзе для Украины сопряжено с

определенными экономическими рисками, которые вытекают из

специализации Украины и стран Таможенного союза в

международномразделении труда. Авторы аналитического доклада «Перспективы взаимоотношений Украины и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» к числу таких рисков относят:

- консервацию статус-кво в текущей конкурентоспособности Украины (сырьевой профиль внешней торговли, низкая добавленная стоимость, неконкурентная продукция);

- возникновение и усиление рисков для украинской экономики, вытекающие из глобального позиционирования стран ТС в международном разделении труда;

- ухудшение структуры импорта (снижение его технологического уровня из-за роста импортных тарифов и переориентации на российских поставщиков - особенно актуальное для импорта транспортных средств);

- замораживание высокого уровня энергоемкости украинского ВВП (из-за снижения цен на энергоносители и демотивации производителей к модернизации и энергоэффективности);

- потенциальная потеря контроля над профильными для Украины производствами (из-за дружественных и недружественных поглощений более мощными конкурентами с РФ);

- потеря текущей сравнительной конкурентоспособности в результате усиления геоэкономической мощи РФ и/или путем снижения конкурентоспособности украинских производителей вследствие изменения таможенных тарифов (актуально для следующих экспортных позиций: черные металлы, продукция АПК и продовольствие, удобрения) [1].

Вместе с тем положительный экономический эффект от присоединения Украины к Таможенному союзу может быть гораздо более ощутимым, чем присоединение к любому другому экономическому интеграционному блоку.Расчеты с использованием интегрированной модели межотраслевого баланса России, Беларуси, Казахстана и Украины, проведенные С. Глазьевым и Ф. Клоцвогом, показали безусловный выигрыш для всех участников [1]. При вхождении Украины в Таможенный союз темпы роста украинской экономики могли бы увеличиться в два раза [2]. Способствовать такому росту должны следующие факторы:

- улучшение условий сбыта на рынках Таможенного союза украинской продукции;

- снижение цен на производимую в Украине продукцию и повышение ее конкурентоспособности на международных рынках вследствие отмены экспортной таможенной пошлины на российские энергетические ресурсы;

- отменадействующих изъятий из режима свободной торговли по применению импортной таможенной пошлины по важным позициям

украинского экспорта (белый сахар, этиловый и прочие спирты, водка, сигары и сигареты);

- сокращение практики применения специальных и антидемпинговых мер в отношении украинских товаропроизводителей;

- улучшение условий производственной кооперации и научного сотрудничества с государствами;

- гарантирование равноправного доступа к транзитным мощностям государств-участниц;

- более эффективное использование транспортной инфраструктуры, повышение качества и конкурентоспособности Украины на международном рынке транспортных услуг, усиление позиций Украины в качестве транзитного государства [6].

Несмотря на наличие большого количества положительных факторов, вступление в ЕврАзЭС и Таможенный союз Украины в скором времени маловероятно. С другой стороны, и на Украине и в странах Таможенного союза отчетливо понимают, что пришло время строить отношения по-новому.

Заключение

Анализ перспектив расширения Таможенного союза ЕврАзЭС позволяет сделать следующие выводы:

1. Расширение Таможенного союза путем вовлечения в него новых членов является необходимым условием повышения конкурентных позиций и роста значимости этого интеграционного формирования на мировой экономической и геополитической карте;

2. Для всех потенциальных участников Таможенного союза, рассмотренных в настоящей работе, вступление в Таможенный союза связано с большим количеством экономических, социальных и политических рисков, из-за чего процесс интеграции значительно усложняется;

3. Важным аспектом, влияющим на отношения Украины, Киргизии и Таджикистана с Таможенным союзом, являются их обязательства перед ВТО. Присоединение Украины, Киргизии и Таджикистана к Таможенному союзу возможно в настоящее время, только если между странами будет достигнута договоренность об уровне тарифныхограничений в отношении третьих стран с учетом принятых ими обязательств перед ВТО;

4. В отличие от Таджикистана и Киргизии, на Украине вопрос евразийской экономической интеграции более политизирован, а общественное мнение крайне поляризовано. Только при сочетании удачной политической и экономической конъюнктуры возможны реальные шаги по пути активизации участия Украины в евразийских интеграционных процессах.

5. Украина, Киргизия и Таджикистан пытаются строить свои внешнеэкономические отношения в соответствии с концепцией национального прагматизма. Задача России как драйвера «перезагрузки» интеграционных процессов в СНГ состоит в том, чтобы доказать соответствие участия в Таможенном союзе национальным экономическим интересам этих стран.

Библиографический список

1. Ермолаев А. В., Клименко И. В., Жалило Я. А., Пелагеша Н. Е. и др. Перспективы взаимоотношений Украины и Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации / под ред. Я. А. Жалило. - К.: НИСИ, 2011. - 80 с.

2. Глазьев С.Ю. Зачем нужен Таможенный союз? [Электронный

ресурс]. - Режим доступа: http://www.evrazes-

bc.ru/userfiles/Ше/ЫЫ/ glazev_zachem_nuj en_tam_souz.pdf

3. Кравченко А.В., Масленникова Н.В. Потенциал внешнеэкономической деятельности региона как основа реализации

приоритетных направлений его развития // Экономика устойчивого развития.

- 2013. - № 13. - С. 35-41.

4. Оразалиев А.А. Перспективы расширения Таможенного союза ЕврАзЭс: среднеазиатское направление // Современная экономическая теория и поиск эффективных механизмов хозяйствования: Материалы Международной научно-практической конференции.г. Симферополь, 15-16 марта 2013 г. - Симферополь, 2013. - С. 327-329.

5. Спартак А. Н. Потенциал и ограничения постсоветской интеграции

[Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://strategy2020.rian.ru/load/366079113

6. Черняк Т. ЕврАзЭС или западноевропейский выбор Украины?

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kiev-

advocate.com/index.php/download_file/52/210/

7. GDP/breakdown at current prices in US Dollars (all countries)

[электронныйресурс]. - Режимдоступа:

http://unstats.un.org/unsd/snaama/dnltransfer.asp?fID=2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.