Научная статья на тему 'Таможенные технологии и эффективность перевозок'

Таможенные технологии и эффективность перевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
351
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УНИФИКАЦИЯ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТАМОЖЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / УДАЛЕННЫЙ ВЫПУСК / МАРШРУТИЗАЦИЯ ТОВАРНЫХ ПОТОКОВ / ЛОГИСТИКА / ПЕРЕВОЗКИ / ТОРГОВЛЯ / СКОРОСТЬ / ЗАТРАТЫ ВРЕМЕНИ / СТРУКТУРА ФИНАНСОВЫХ ЗАТРАТ / LEGISLATION / INFORMATION SYSTEMS / UNIFICATION / CUSTOMS BODIES / CUSTOMS TECHNOLOGIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / CUSTOMS OPERATIONS / EFFICIENCY / REMOTE TRANSFER / ROUTING GOODS FLOWS / LOGISTICS / TRANSPORTATION / TRADE / SPEED / TIME EXPENDITURE / STRUCTURE OF FINANCIAL EXPENDITURE / ORGANIZATION / INTRODUCTION / TECHNOLOGIES / DECLARING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимофеева Е.Ю.

Рассматриваются вопросы оценки влияния новых таможенных технологий на формирование товарных и информационных потоков и эффективность работы предпринимательских структур, участвующих в перемещении товаров через таможенную границу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Customs technologies and transport efficiency

The paper looks at the issues of evaluation of influence of new customs technologies on forming goods and information flows and on efficiency of operation of business structures involved in transporting goods across the customs border, compares options for organizing transportation of foreign cargo using traditional technology of conducting customs operations and remote transfer technology, and analyses factors for speeding up customs operations and methods to evaluate their efficiency.

Текст научной работы на тему «Таможенные технологии и эффективность перевозок»

Таможенные технологии и эффективность перевозок

Е. Ю. Тимофеева,

канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента таможенного и страхового сервиса Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Объемы товарных потоков, пересекающих границу Российской Федерации, из года в год увеличиваются. Традиционные технологии работы органов таможенного контроля не отвечают современным требованиям как по производительности, так и по качеству оказания услуг. Сегодня практически весь комплекс государственных функций, возложенных на подразделения таможни, выполняемых по запросам участников внешнеэкономической деятельности, включая процессы декларирования, реализуется посредством информационных систем.

Основными направлениями совершенствования деятельности таможенных органов в последние годы является внедрение в практику работы информационных технологий и связанная с этим организационно-структурная перестройка таможенных органов. Проводимые преобразования существенно повышают уровень производительности труда персонала, меняют стиль работы государственных служащих и повышают качество предоставления таможенных услуг.

Совершенствование законодательной базы информационных таможенных технологий

За последние годы произошли существенные изменения в сфере формирования законодательных основ применения информационных технологий в деятельности таможенных органов, в которых учтен и значительный опыт их использования [1, ст. 43-46, с. 180; 2, с. 97-101, 117, 204, 207]. При создании Таможенного союза ключевыми моментами являлись интеграционные процессы. Таможенный кодекс Таможенного союза базируется на нормах Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) от 17 мая 1973 г. в редакции Брюссельского протокола от 26 июля 1999 г. [3]. В соответствии со стандартом 7.4 данной конвенции, законодательство присоединившихся к ней стран должно предусматривать электронные способы обмена коммерческой информацией в качестве альтернативы предоставлению документов на бумажном носителях. Законодательство Таможенного союза позволяет облегчить формирование

логистических цепочек, способствует устранению ряда экономических барьеров между государствами и обеспечивает свободное движение товаров, происходящих как из стран Таможенного союза, так и из третьих стран, учитывая дальнейшие перспективы экономической интеграции в мировое экономическое сообщество.

В связи с этим важна и унификация таможенного законодательства в рамках Европейского сообщества, в том числе порядка электронного документооборота на основе международных принципов и стандартов. К этому подталкивает и практика международных перевозок. Так, с 1 января 2011 г. Европейский союз (ЕС) ввел обязательное предварительное информирование таможенных органов ЕС перевозчиками, осуществляющими ввоз товаров на территорию государств - членов ЕС в рамках новой компьютеризированной транзитной системы стран ЕС (NCTS). В таможенные органы страны ввоза необходимо подать определенные данные - декларацию о ввозимом грузе (entry summary declaration) [4]. Аналогичная технология была внедрена и на территории России [5].

При существующих объемах внешнеторговой деятельности работа без применения информационных технологий была бы практически невозможна. В настоящее время Таможенным Кодексом Таможенного Союза и Федеральным Законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» законодательно оформлена возможность реализации целого ряда таможенных операций посредством электронного обмена данными, что существенно ускорило внедрение систем электронного декларирования и упро-

стило процессы таможенного контроля для участников внешнеэкономической деятельности [1, с. 180; 2, с. 117, 204, 207].

Отдельные положения новых законодательных актов, регламентирующих таможенную деятельность, хотя и не содержат упоминания об электронных документах, тем не менее существенно упрощают возможность применения электронного документооборота на практике, так как отвечают логике внедрения электронных технологий. Например, возможность предоставления документов после выпуска товаров и подача декларации в любой уполномоченный для приема деклараций таможенный орган.

Решениями Комиссии Таможенного союза снимают целый ряд практических проблем:

• утверждены структуры и форматы электронных копий декларации на товары и транзитной декларации, корректировки декларации на товары;

• утверждены структуры и форматы электронных копий декларации таможенной стоимости и формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей;

• предусмотрена разработка Инструкции о порядке представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа.

Многие из предусмотренных законодательством технологических решений в настоящее время внедрены в практику работы таможенных органов. К ним можно отнести:

• предоставление таможенному органу предварительной информации о товарах до их фактического прибытия на таможенную территорию Таможенного союза в качестве уведомления о прибытии товаров (предварительное информирование);

• электронное декларирование;

• выпуск товаров до прибытия в место доставки (при условии оплаты платежей и предъявления товаров таможенному органу, приближенному к границе) - удаленный выпуск;

• реализация электронных способов оплаты таможенных платежей;

• контроль доставки товаров.

Процесс информатизации влияет

не только на производительность труда в подразделениях таможенных органов, но и существенно меняет организацию деятельности таможен. Например, позволяет существенно сократить ко-

№ 5 (48) 2013

о. с!

т О со

Электронное уведомление (ЭУ) о прибытии транспортного средства -не менее, чем за 2 часа до прибытия на

таможенную территорию

Уведомление в бумажном виде

(дополните

льный

вариант)

ТАМОЖЕННЫЙ ОРГАН в течение 2 часов:

- регистрирует ЭУ;

- осуществляет проверку сведений;

- принимает решение о досмотре;

- присваивает уникальный номер перевозки;

- проверяет уведомление в бумажном виде

в момент прибытия транспортного средства;

- дает разрешение для помещения на СВХ или

- регистрирует транзитную декларацию или

- декларацию для другой таможенной процедуры

ДОСМОТР не более, чем в течение 24 часов

V

Выдача акта

досмотра

Рис.1. Таможенные операции при подаче предварительного электронного уведомления

Декларант или таможенный представитель направляют:

-электронную декларацию (ЭД) на товар;

- перечень сопроводительных документов;

- документы (инвойс, контракт, лицензии, сертификаты)

С ЭЛЕКТРОННОЙ

ПОДПИСЬЮ

(ЭЦП)

БАЗА ДАННЫХ ТАМОЖНИ

1. Проверка ЭЦП;

регистрация подачи ЭД; проверка ФЛК

сообщение о

регистрации ЭД или об ошибках в течение 15 мин

2. Проверка ЭД и документов

Проверка по системе рисков.

Рекомендации:

- досмотр;

- консультации и решения

специализированных отделов таможни (отдел таможенной стоимости, платежей, др.);

- предоставление бумажных документов

Запрос бумажных документов

Решение о

выпуске;

распечатка

бумажной версии

ЭД (по запросу);

Контроль

сроков

предоставления документов; информирование СВХ

О

ДОСМОТР

Решение специализированного отдела таможни по таможенной стоимости и ДР-

Рис.2. Последовательность таможенных операций при электронном декларировании

личество подразделений таможенных органов, обеспечив удаленный доступ к централизованным информационным ресурсам таможенных органов, что происходит уже в настоящее время при организации центров электронного декларирования (ЦЭД). Электронная декларация может быть подана в ЦЭД вне зависимости от фактического местоположения товара, т. е. вне зависимости от того, на складе временного хранения (СВХ) какого таможенного поста какой таможни он находится. Декларирование осуществляется в режиме реального времени, обеспечивается достаточно

быстрый доступ к актуальной информации, что в свою очередь сокращает затраты материальных и человеческих ресурсов у участников ВЭД.

В таможнях Северо-Западного федерального округа, по данным СевероЗападного таможенного управления (СЗТУ), практически завершен переход на электронное декларирование на основе сети Интернет. Доля деклараций, выпущенных на основе технологии электронного декларирования, в 2012 г. составляла 94,4 % от общего массива деклараций [6]. На базе Санкт-Петербургской, Новгородской таможен

«Транспорт Российской Федерации» | 61

и Череповецкого таможенного поста Вологодской таможни созданы ЦЭД, которые работают по технологии удаленного выпуска. По данной технологии в таможенных органах СЗТУ было выпущено более 30 тыс. деклараций. В соответствии с требованиями законодательства электронное уведомление о пересечении таможенной границы внедрено на всех автомобильных пунктах пропуска. В среднем, по данным СЗТУ, время непосредственно таможенных операций (без учета времени на проверки карантинных инспекций) составляет 30 мин [6].

Таможенные операции и маршрутизация товарных потоков

Внедрение электронных технологий в практику работы таможенных органов приводит к существенным изменениям в различных сферах: меняются цепочки поставок продукции, пространственная организация таможенной инфраструктуры [7, 8]. Эти факторы, в свою очередь, существенным образом меняют конфигурацию информационных потоков, сопровождающих движение товаров от отправителя к потребителю.

Последовательность проведения таможенных операций при реализации технологий предварительного информирования, электронного декларирования и удаленного выпуска товаров приведена на рис. 1, 2 и 3.

Происходящие изменения требуют оценить влияние применения электронных технологий на результаты работы как самих таможенных органов, так и предпринимательских структур, работа-

ющих в сфере внешнеторговых операций.

Несмотря на значительное количество публикаций, посвященных оценке эффективности и качества деятельности государственных органов, в том числе таможенных, единые подходы до конца не разработаны и требуют дальнейшего изучения с позиций как теории, так и практики. Формирование взглядов на работу государственных органов как органов, призванных содействовать развитию той или иной сферы деятельности, в том числе сферы международной торговли, пока не имеет системной научно проработанной основы и не является парадигмой общественного сознания [9].

Основными недостатками существующих подходов, реализованных в нормативных документах ФТС России [10], являются:

• построение показателей на методах наблюдения и учета дискретных параметров, не позволяющих оценить их вклад в экономические процессы;

• фрагментарный выбор отдельных аспектов деятельности таможенных органов;

• отождествление понятия эффективности таможенного дела с результатами деятельности структурных подразделений таможенных органов, что не позволяет выйти за рамки ведомственных показателей оценки деятельности таможенных органов. □

(Продолжение в следующем номере.)

Рис.3. Последовательность таможенных операций при удаленном выпуске товара

Литература

1. Таможенный кодекс таможенного союза: [Принят Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. № 17]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 26.03.2013).

2. Закон РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» от 27 ноября 2010, № 311-Ф3: [Принят ГД РФ 19 ноября 2010 г.; одобр. Советом Федерации 24 ноября 2010]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 14.03.2013).

3. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции) от 17 мая 1973 года в редакции Брюссельского протокола от 26 июля 1999 г. URL: http://www. customs.ru (дата обращения 17.01.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Петров И. В. Новые правила европейского таможенного законодательства. URL: http://www.tks.ru (дата обращения 17.01.2013).

5. О подписании Соглашения о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза [Утв. распоряжением Правительства РФ от 17 мая 2010 г., № 772-р]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 14.09.2012).

6. Северо-Западное таможенное управление. URL: http://www.sztu.customs.ru.

7. Тимофеева Е. Ю., Пимоненко М. М. Таможенный контроль и таможенная инфраструктура в условиях международной экономической интеграции // Транспорт РФ. 2011. № 5 (36). C. 52-55.

8. Тимофеева Е. Ю., Пимоненко М. М. Транспортно-транзитный потенциал Санкт-Петербурга и таможенная политика // Транспорт РФ. 2012. № 1 (38). C. 32-35.

9. Тимофеева Е. Ю. Актуальные вопросы формирования рынка таможенных услуг: современные тенденции // Теория и практика сервиса: сб. науч. тр. / СПбГУ-СЭ. СПб., 2011. № 4 (10). C. 96-105.

10. Об утверждении методики расчета определения значений показателей для оценки эффективности деятельности руководителя Федеральной таможенной службы по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности [Приказ ФТС России от 27 декабря 2012 г. № 2550-р]. URL: http://www.customs.ru (дата обращения 28.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.