Научная статья на тему 'Таможенные пошлины как фактор обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации'

Таможенные пошлины как фактор обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1544
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТАМОЖЕННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / FINANCIAL SECURITY / CUSTOMS PAYMENTS / CUSTOMS DUTIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дерягин О. В.

Раскрывается понятие и сущность финансовой безопасности, таможенных платежей и таможенных пошлин, степень влияния таможенных пошлин и на финансовую безопасность Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS DUTIES AS A FACTOR OF FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

This article describes the concept and essence of financial security, customs duties and customs taxes, the impact of customs duties and taxes on the financial security of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Таможенные пошлины как фактор обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации»

УДК 339.5

ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О. В. Дерягин Научный руководитель - Н. В. Полежаева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Раскрывается понятие и сущность финансовой безопасности, таможенных платежей и таможенных пошлин, степень влияния таможенных пошлин и на финансовую безопасность Российской Федерации

Ключевые слова: финансовая безопасность, таможенные платежи, таможенные пошлины.

CUSTOMS DUTIES AS A FACTOR OF FINANCIAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

O. V. Deryagin Scientific supervisor - N. V. Polezhaeva

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

This article describes the concept and essence of financial security, customs duties and customs taxes, the impact of customs duties and taxes on the financial security of the Russian Federation.

Keywords: financial security, customs payments, customs duties.

На сегодняшний день финансовая безопасность любой страны характеризуется совокупностью определенных мер, методов и средств, которые стоят на защите финансовой безопасности страны. На макроэкономическом же уровне, финансовая безопасность выражается способностью государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные экономические воздействия.

Таким образом, анализируя понятие финансовой безопасности, можно сделать вывод, что финансовая безопасность отражает внутреннее состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в достаточных размерах для поддержания необходимого уровня финансовой безопасности страны.

Только сопрягая все экономические сферы жизни общества (денежно-кредитная, экономическая, социальная, международно-финансовая) можно достичь достаточного уровня финансовой безопасности страны.

Вопросы обеспечения финансовой безопасности России нашли отражения в таких документах, как концепции и стратегии экономической безопасности, а так же такие вопросы поднимаются в рамках экономической, бюджетной и денежно-кредитной политики. Финансовая безопасность страны является составной частью национальной безопасности страны.

В отношении финансовой безопасности страны могут быть выдвинуты следующие угрозы:

- неустойчивость финансовой системы;

- недостаточное развитие фондовых рынков;

Секция «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ: ТАМОЖЕННЫЙ АСПЕКТ»

- рост внутренней и внешней задолженности;

- кризисная ситуация в инвестиционной сфере;

- неэффективное проведение бюджетной и налоговой политики.

Для обеспечения финансовой безопасности, необходимо совершенствовать систему финансовой безопасности государства, посредством проведения следующих необходимых мероприятий:

- обеспечить четкий и прозрачный контроль за использованием финансовых потоков;

- проводить политику переориентации финансовых потоков;

- концентрировать государственные финансовые потоки в необходимых объемах, для выполнения возложенных на государство задач и функций. [1]

Иными словами, финансовая безопасность любого государства представляет собой основу экономически эффективного государства, которое способно отстаивать национальные интересы и обеспечивать национальную и финансовую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции.

Система налогов и таможенных пошлин - это основа доходной части федерального бюджета страны. Доходность федерального бюджета как раз таки является критерием и показателем финансовой безопасности страны.

Где таможенными пошлинами выступают обязательные платежи, которые взимаются таможенными органами лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу Евразийского экономического союза. Важно заметить, что при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Евразийского экономического союза, уплата таможенных пошлин является необходимой таможенной операцией.

Таможенные пошлины бывают как ввозные, так и вывозные и являются одним из основных видов дохода в федеральный бюджет страны, помимо этого, государство, используя ввозные и вывозные таможенные пошлины, регулирует внешнюю торговлю определенными товарами, а также защищает с помощью этих инструментов внутренний рынок страны, стимулирует прогрессивные структурные изменения в экономике [2].

Таким образом, стимулировать экономический рост призваны экспорт и импорт.

С помощью экспорта развивается промышленное производство, технологии, рынок создаваемых товаров и услуг, увеличивается во внутреннем валовом продукте доля продукции высокой степени переработки и добавленной стоимости, которая способна отвечать международному уровню и спросу.

Иными словами, вывоз товаров способствует преодолению кризисных моментов в деятельности организаций и предприятий, поддерживает производство и занятость населения страны.

Анализируя данные официальной статистики, можно заметить, что в совокупности ввозная и вывозная таможенная пошлина - это основной источник поступлений в федеральный бюджет России (рис. 1) [3].

■ Ввозная таможенная пошлина

■ Вывозная таможенная пошлина

■НДС

■ Акциз

201В 2014 2015

Рис. 1. Динамика поступления таможенных платежей в федеральный бюджет за 2013-2015 гг

В некоторых странах, государство использует импортные и экспортные таможенные пошлины только в качестве источников пополнения федерального бюджета, тем самым наделяя их фискальной функцией в качестве главенствующей. Россия не исключение. Но помимо выполнения фискальной функции, таможенные пошлины призваны поддерживать на внутреннем рынке более низкие цен на производимые товары по сравнению с ценами мирового рынка; ограничивать вывоз за пределы страны товаров, которые необходимы для национальной экономики внутри страны, способствуют обеспечению финансовой безопасности страны. Помимо этого, используя таможенные пошлины, государство может сдержать вывоз сырьевых товаров и продукции первичной обработки, проводит стимуляцию экспорта высокотехнологичных товаров, а также продукции высокой степени обработки [4].

Анализируя вышесказанное, можно сделать следующие основные выводы.

Таможенные платежи являются главенствующей статьей в списке доходов в федеральный бюджет страны, их доля в федеральном бюджете страны на сегодняшний день составляет не менее половины, что обуславливает их фискальную функцию.

Важно заметить, что доходная часть федерального бюджета страны в качестве таможенных платежей зависит от того, насколько полно и четко законодательство государства прописывает полный правовой механизм их уплаты и все вопросы, которые с этой уплатой связаны.

Для того чтобы обеспечить сбалансированную протекционистскую политику, таможенно-тарифная политика тесно взаимодействует с сущностью и стратегией экономической безопасности государства.

Помимо фискальной функции, таможенные пошлины выполняют протекционистскую (защитную) и балансировочную функции.

Таким образом, анализируя функции таможенных пошлин, можно сделать вывод, что проведение таможенно-тарифной политики направлено на противодействие угрозам Финансовой безопасности Российской Федерации.

Таким образом, проводя существенную борьбу с контрабандой, предотвращая правонарушения в сфере уплаты таможенных платежей, таможенные органы занимают одну из главенствующих ролей в сфере финансовой безопасности страны, так как именно они повышают собираемость таможенных платежей и пополняют доходную часть федерального бюджета. Особенно этому способствует эффективная правоохранительная деятельность.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что таможенные пошлины являются важнейшим регулятором финансовой безопасности страны.

Библиографические ссылки

1. Болдырева И. А. Влияние динамики таможенных платежей на формирование доходной части федерального бюджета // Проблемы современной экономики. - 2012 - №4 - с. 199.

2. Новиков В. Е Таможенная пошлина как инструмент государственного регулирования экономики: Монография. -М.: РИО РТА, 2014.

3. Итоги внешней торговли России в 2015 году: цифры и факты [Электрон. ресурс]: Информационно-аналитическое издание «Провэд». Режим доступа: WorldWideWeb.URL: http://провэд.рф/analytics/research/32060-itogi-vneshney-topgovli-possii-v-2015-godu-tsifpy-i-fakty.html (дата обращения 14.03.2016).

4. ФТС России перечислила 4,91 триллиона в федеральный бюджет [Электрон. ресурс]: Информационный портал «CustomsOnline». Режим доступа: World Wide Web. URL: http://customsonline.ru/3691-fts-rossii-perechislila-491-trilliona-v-federalnyy-byudzhet.html (дата обращения 14.03.2016).

© Дерягин О. В., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.