Научная статья на тему 'Таможенные органы СССР в 1942-1943 годах'

Таможенные органы СССР в 1942-1943 годах Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
532
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / ЛЕНД-ЛИЗ / LEND-LEASE / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / CUSTOMS CLEARANCE / МАРШРУТ ПОСТАВОК / SUPPLY ROUTE / ПОШЛИНА / DUTY / ГРУЗЫ / CARGO SHIPMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожухов Юрий Васильевич, Лукин Владимир Николаевич, Мусиенко Тамара Викторовна

В статье раскрыты основные направления деятельности таможен СССР по обеспечению экономической безопасности страны в 1942-1943 годах

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET CUSTOMS AUTHORITIES IN 1942-1943

The main activities of the Soviet Union customs to ensure the economic security of the country in 1942-1943 are disclosed in the article

Текст научной работы на тему «Таможенные органы СССР в 1942-1943 годах»

УДК 930.24

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ СССР В 1942-1943 ГОДАХ

Кожухов Ю.В.

Лукин В.Н. Мусиенко Т.В.

В статье раскрыты основные направления деятельности таможен СССР по обеспечению экономической безопасности страны в 1942-1943 годах

The main activities of the Soviet Union customs to ensure the economic security of the country in 1942-1943 are disclosed in the article

Ключевые слова: таможня; ленд-лиз; таможенное оформление; маршрут поставок; пошлина; грузы

Keywords: customs; lend-lease; customs clearance; supply route; duty; cargo shipments

Деятельность государственных учреждений в системе Народного комиссариата внешней торговли СССР (далее - НКВТ) - таможенных органов, как и значительная часть информации о них, не случайно продолжительное время находилась под жестким контролем органов государственной безопасности страны. Защита экономической безопасности страны как в прошлом, так и в настоящее время остаётся одной из первостепенных задач государства и рассматривается в тесной связи с обеспечением национально-государственной безопасности, обороны страны и охраны государственных границ. Она представляет собой систему политических, дипломатических и экономических мер. Отсюда вытекает относительно закрытый для широкой публики характер деятельности этих учреждений. Вместе с тем, на примере функционирования таможен можно проследить работу государственных структур как в мирное, так и военное время. Кроме того, деятельность таможенных учреждений, ввиду специфики выполняемых задач, интересна и с позиции сопричастности к человеческим судьбам и характерам людей, оказавшихся на переднем крае этого невидимого фронта войны.

Должностные лица таможенных органов в период Великой Отечественной войны руководствовались в работе законодательными и нормативными актами военного времени, приказами, распоряжениями и инструкциями НКВТ СССР и ГТУ, Таможенным кодексом Союза ССР 1928-1931 годов. Сбор пошлин осуществлялся по Таможенному тарифу СССР 1930 года. Оформление грузов внешнеторговых экспортно-импортных и транспортных объединений осуществлялось в соответствии с приказами НКВТ от 31.03.1941 №№ 61, 62 и ГТУ от 30.05.1941 № 3/оп и от 31.03.1941 № 4/оп. При досмотре Ученые записки СПб филиала РТА № 3 (51) 2014

и оформлении транзитных грузов таможенники руководствовались постановлением СНК СССР от 30.09.1940 № 1833 «О транзите иностранных товаров через территорию СССР», а также приказами НКВТ от 18.03.1941 № 47 и ГТУ от 29.03.1941 № 11.

Адаптация работы таможен к условиям военного времени была осуществлена в короткие сроки2. Этому способствовали и специфические меры, предпринятые в предвоенные годы. О некоторых из них упоминает в мемуарах Народный комиссар внешней торговли тех лет А.И. Микоян. Он пишет, что в 1939 году у И.В. Джугашвили (Сталина) возникла идея закупить на случай войны стратегические материалы, которых у СССР было мало, и создать запас, о котором никто не знал бы. «В моё личное распоряжение он выделил большую сумму валюты. В составе Наркомвнешторга находилось Таможенное управление, имевшее склады, предназначенные для хранения импортных товаров. И вот я <Микоян> решил создать, так сказать, в недрах Таможенного управления, но фактически от него не зависимую организацию по закупке и хранению стратегических материалов... Эта организация подчинялась только и непосредственно мне как Наркому внешней торговли. Во главе организации был поставлен инженер Васильев, который формально числился заместителем начальника Таможенного управления, а на деле был полностью от него независим и отчитывался в своей деятельности только мне. За довольно короткий срок было закуплено за границей значительное количество высококачественного остродефицитного стратегического сырья: каучук, олово, медь, цинк, свинец, алюминий, никель, кобальт, висмут, кадмий, магний, ртуть, алмазы, ферровольфрам, феррованадий и другое сырьё»3.

С началом войны география продвижения внешнеторговых операций стала зависеть не от коммерческой выгоды, транспортных или иных расходов, а прежде всего от карты боевых действий, поэтому основная нагрузка в таможенной системе легла на таможни, которые обслуживали основные маршруты поставок по ленд-лизу.

На 1 января 1942 года на неоккупированной территории страны в 42-х таможнях и таможенных постах работали 428 человек. В ряды Красной Армии было призвано 214 таможенников4. Главное таможенное управление, эвакуированное в Ульяновск, состояло из 37 сотрудников. Здания 24 таможен западных областей, оказавшиеся в зоне оккупации, были разрушены. Из 284

1 Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. URL: http://museum.customs.ru.

2 Кожухов Ю.В., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Таможенные органы СССР в 1941 году // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала РТА. 2014. № 1 (49). С. 209-220; Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Таможенные органы СССР в условиях военного времени: 1941 год // Научная сессия ГУАП: сб. докладов научной конференции. В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, Апрель 2013. C. 66-69.

3 Микоян А.И. Так было: Размышления о минувшем. М.: Вагриус, 1999. С. 378.

4 Архив РГАЭ. Ф. 413. Оп. 13. Ед. хр. 3713.

сотрудников таможен Прибалтики, а также расположенных на западной и юго-западной границах многие погибли или попали в плен. Численность ключевых Ленинградской, Московской, Архангельской, Бакинской, Владивостокской таможен достигала от 10 до 18 человек, а на других таможнях трудилось всего по нескольку человек5. Своей деятельностью в полном объеме продолжали заниматься Мурманская, Архангельская, Владивостокская, Бакинская, Джульфинская, Гауданская таможни и Красноводский таможенный пост. Война с нацистской Германией и фашистской Италией, а также их сателлитами - Финляндией, Румынией, Венгрией, Словакией, блокирование Балтийского и Черного морей ликвидировали сложившиеся направления внешней торговли СССР. Вследствие этого советское руководство было поставлено перед необходимостью установления новых торговых морских и сухопутных путей, прежде всего на юге через Иран. Для поддержания внешних связей с Великобританией использовались северные порты - Архангельск и Мурманск, для сообщений с США - Владивосток. В связи с новыми задачами НКВТ СССР назначил своих уполномоченных и организовал конторы для приемки импортных грузов и отправки экспортных товаров в портах Архангельска, Мурманска и Владивостока. Одновременно произошли изменения и в самой структуре НКВТ СССР. Исходя из задач по снабжению действующей армии импортным вооружением, возложенных на Наркомат, Импортное управление было разделено на Первое управление, занимающееся импортом машин и оборудования, и Второе управление, занимающееся импортом сырья и продовольствия6. С этими и другими торгово-экономическими структурами тесно сотрудничало Главное таможенное управление НКВТ СССР.

Результаты перехода на «военные рельсы» проявились быстро. Согласно заключенным 26 мая 1942 года между СССР и Великобританией договорам «О союзе в войне против гитлеровской Германии и ее сообщников в Европе» и «О сотрудничестве и взаимной помощи после войны», страны обязывались оказывать друг другу всякого рода поддержку. Великобритания поставляла самолеты, танки, автомашины, снаряды, патроны, промышленное оборудование, готовые образцы военных изделий и др. СССР экспортировал пиломатериалы, лен, хлопок, пушнину и т.д. По соглашению от 11 июня 1942 года Советский Союз из США получал по ленд-лизу самолеты, танки, торпедные катера, артиллерийские орудия, автомобили, мотоциклы, стратегическое сырье и др. Кроме этого, СССР стал торговать с рядом союзных и нейтральных стран, в частности с Монголией, Ираном, Китаем, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Индией, Швецией.

5 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. С. 307.

6 Барятинский М. Ленд-лиз: маршруты, объемы и долг // Военно-промышленный курьер. 2011. 2 марта. № 8 (374). URL: http://vpk-news.ru/articles/7193/ (дата обращения: 17.06.14).

С 1942 года таможенные органы столкнулись с решением новых проблем, которые имели жизненно важное значение для физического выживания советского государства. Основными задачами таможенной системы этого периода стали: обеспечение военных поставок по ленд-лизу, таможенное сопровождение внешнеэкономических соглашений с союзными странами и борьба с контрабандным ввозом и вывозом товаров, наносящим экономический ущерб государству.

В первую очередь это касалось программ взаимопомощи союзников по антигитлеровской коалиции. Наряду с вооружением различного типа, боеприпасов и воинского снаряжения, в список беспошлинных грузов входили: медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, бельё, обувь, постельные принадлежности и др.

Деятельность дальневосточных таможен в 1942-1943 годах - это особая страница в истории всей отечественной таможенной службы. Огромных моральных и физических усилий требовало таможенное сопровождение Тихоокеанского (Дальневосточного) маршрута поставок. В портах городов Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре, Находки, Хабаровска с полной отдачей выполняли свой служебный и гражданский долг сотрудники таможен.

Владивостокская таможня оставалась одной из крупнейших в стране. В ней и подведомственных учреждениях было занято более трети всех сотрудников таможенных органов СССР. По состоянию на 15 мая 1942 года во Владивостокской таможне работал 31 человек. Еще 46 человек было занято во всех подведомственных Владивостокской таможне структурных учреждениях7.

Выполнение задачи по доставке необходимых для фронта грузов в соответствии с советско-американским соглашением от 11 июня 1942 года легло на плечи транспортников и таможенников-дальневосточников. Особенностью этого маршрута явилось то обстоятельство, что в перевозке грузов через Тихий океан были задействованы советские суда, перешедшие под управление Государственного Дальневосточного морского пароходства. На линии Америка-Владивосток курсировало около 300 судов8.

Некоторые исследователи Тихоокеанского маршрута утверждают, что иностранные суда в перевозках через Тихий океан не участвовали. Более того, конвоев не было, было только одиночное бесконвойное плавание9.

7 Государственный архив Приморского края (ГА ПК). Ф. 149. Оп. 8. Д. 4. Л. 23; Там же. Д. 5. Л. 12-13.

8 Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1997. С. 272-273.

9 Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. М.: Терра, 1998. С. 5-6.

В 1941-1942 годах почти 80 % личного состава дальневосточных таможен, как и их коллеги на западных границах СССР, ушли на фронт. Для расширения таможенного оформления поставок на Дальнем Востоке летом 1942 года были открыты таможенные посты в Магадане, бухте Провидения, Амбарчике, Тикси, Певеке, Николаевске-на-Амуре, а также таможенные посты, контролирующие доставку грузов в северо-восточный сектор Арктики (о. Диксон), в портах на Енисее - Игарка и Дудинка. В этом направлении осуществлялся перегон самолетов через Аляску в Сибирь, на о. Диксон (так называемый АЛСИБ) и было доставлено примерно 2,6 % грузов ленд-лиза США10.

Сотрудники обеспечивали таможенный контроль и обработку стратегических транзитных грузов, цветных и редкоземельных металлов, сырья, медикаментов, медицинских инструментов, приборов, протезов, одежды, белья, подарков для Красной Армии, а также контроль багажа пассажиров и членов экипажей судов загранплавания.

Полномочия сотрудников таможен выходили за пределы организации таможенного досмотра и контроля за выпуском товаров на внутреннее обращение. Обращалось внимание на сохранность грузов, его качество, недопущение хищений и порчи грузов при погрузочно-разгрузочных работах. По всем фактам нарушений составлялись акты. Особое внимание уделялось качественной работе с продовольственными грузами - сахаром, маслом, жирами, мукой, консервами. Здесь таможенникам приходилось следить за тем, чтобы не было порчи упаковки, подмокания и других повреждений. Важнейшей проблемой, стоявшей перед оперативным составом таможни, была борьба с «засылками грузов», то есть отправкой их не по назначению.

Одним из важных направлений деятельности таможенников в годы войны была работа по пропуску благотворительных грузов. Приказом ГТУ от 31.12.1942 № 44 отменялись разрешения НКВТ на ввоз благотворительных товаров. В соответствии с приказом ГТУ от 13.04.1943 № 1/оп «О беспошлинном пропуске благотворительных грузов» начальникам таможен было предоставлено право самостоятельно, без разрешения НКВТ, пропускать соответствующий вид товаров с проведением таможенного оформления и досмотра. В остальном сохранился прежний порядок оформления. Обо всех грузах, поступавших в благотворительных целях в адрес иных организаций, сообщалось по телеграфу в ГТУ с указанием отправителя и получателя, наименования груза, количества и веса. Выпуск благотворительных грузов проводился с разрешения ГТУ, на документах ставился штамп или надпись «Благотворительный груз». Документы на оформленные благотворительные грузы представлялись в Статистический отдел ГТУ11.

10 Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни: в 2 ч. Ч. 1. 1899-1945. Владивосток: ВФ РТА, 2002. С. 157.

11 Таможенный кодекс Союза ССР. М., 1946. С. 65, 168.

Дальневосточные таможенные учреждения в 1942-1943 годах сумели осуществить контроль и оформление почти половины объема грузов, поступивших по линии Международного Красного Креста и Красного Полумесяца12.

С 1942 года мобилизованных сотрудников Владивостокской таможни мужчин заменили женщины. Большинство из них было принято на должности контролеров транзитно-грузовой группы.

В 1943 году на работу во Владивостокскую таможню было принято 55 женщин. Они выполняли обязанности наравне с мужчинами: несли круглосуточные дежурства в порту, осуществляли контроль за погрузкой и выгрузкой военных грузов, командировались в северные таможенные посты для обеспечения контроля над транзитными грузами13.

В 1943 году возросла интенсивность обработки и оформления импортных грузов в порту Находка, через который осуществлялась доставка продовольствия, медикаментов, химикатов и других товаров из США и Великобритании. Для обслуживания грузов, прибывающих в порт Находка, периодически направлялись специальные бригады из сотрудников Владивостокской таможни.

15 таможенных постов со штатом в 16 человек на Охотско-Камчатском побережье обеспечили таможенный контроль и оформление 63 989 тонн грузов по итогам 196 заходов пароходов, из которых 37 пришли из-за границы. В бюджет поступило 8 171 090 рублей. Было вывезено рыбной продукции 48 472 тонн на сумму 12 644 011 рублей14.

Основную долю импорта составляли: военная техника, медикаменты, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо, металл, электростанции, зерно, автомашины, покрытие для взлетно-посадочных полос. Кроме того, через Тихий океан шел поток встречных поставок из СССР: марганец, цветные и редкоземельные металлы, сырье для военной промышленности союзников. Северо-Восточный маршрут импортных поставок по ленд-лизу, включавший воздушную трассу «Аляска-Восточная Сибирь» («Алсиб») - достаточно подробно изучен и описан в ряде исследований советских и зарубежных историков15.

12 Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. С. 131.

13 Беляева Н.А., Бенько А.В., Лаврик Л.А., Печерица В.Ф. Владивостокская таможня. 19012001: Краткий очерк истории. Владивосток: Ворон, 2001. 175 с.

14 Архив МВЭС. Фонд ГТУ Оп. 9085. Д. 18. Л. 7.

15 Лебедев И.П. Еще раз о ленд-лизе // США: Экономика. Политика. Идеология. 1990. № 1. С. 71-75; Лебедев И.П. Авиационный ленд-лиз // Военно-исторический журнал. 1991. № 2. С. 27-29; Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз // Вопросы истории. 1991. № 9-10. С. 223278; Бережной С.С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. СПб.: Велень, 1994. 400 с.; Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу // Международная жизнь. 1995. № 7. С. 95-105; Романов Б.С. Причалы мужества: Очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Под научн. ред. А.А. Киселева. Мурманск: Кн. изд-во, 1977. С. 109.

Для обеспечения таможенного досмотра при перегоне самолетов через Аляску в Сибирь 3 марта 1943 года были учреждены таможенные посты центрального подчинения ГТУ в пунктах Уэлькаль и Сеймчан (Хабаровский край). Для завоза авиабензина и авиационного масла для самолетов были образованы таможенные посты в Нагаево (Магадан) и в Анадыре16.

Как и на других предприятиях края и страны, во Владивостокской таможне был организован военный всеобуч. В январе 1943 года здесь сформирован минометный взвод из 30 сотрудников таможни. Командир взвода Я.Н. Кузнецов, помкомвзвода А.Д. Братков, командиры отделений Я.Н. Пархоменко, П.И. Картыш, Г. Золотухин. Были организованы курсы противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО)17.

Как и в других советских учреждениях военного времени, сотрудники таможни направлялись на оборонительные работы, в том числе на сельскохозяйственные работы и лесозаготовки. Ежемесячно на воскреснике отрабатывался один день в фонд обороны, туда же вносилась сумма дневного заработка. Так, в феврале 1942 года на одном из таких воскресников служащие Владивостокской таможни заработали для приобретения подарков воинам Красной Армии 3 тыс. рублей18.

Сотрудники Владивостокской таможни также внесли свой вклад в общий фонд помощи фронту. По сумме взносов населения в фонд обороны Владивосток занимал 4-е место в стране вслед за Москвой, Ленинградом и Хабаровском19.

Кроме того, таможенники были задействованы в системе местной противовоздушной обороны (МПВО). Как и остальные граждане страны, сотрудники таможенных органов готовили себя к военному делу.

Несмотря на военное время, в таможенных органах было организовано соревнование. Оно шло между служащими и таможенными постами. Еще в 1942 году Архангельская таможня выступила инициатором социалистического соревнования между таможенными учреждениями всей страны. По итогам межтаможенного социалистического соревнования за 1942 год в первом и втором кварталах 1943 года коллектив Архангельской таможни занимал первое место20.

16 Аляска - Сибирь - фронт. История легендарной авиатрассы. Документы. Комментарии. Воспоминания. 1942-1945 г. / сост. В.И. Прянишников. М.: АЛСИБ, 2005. С. 86.

17 Архив Владивостокской таможни. Фонд: Приказы Владивостокской таможни за 1943 год. Д. 1-177. Л. 7.

18 Государственный архив Приморского края (ГА ПК). Ф. 149. Оп. 8. Д. 41. Л. 20.

19 Ковалева З.А., Плохих С.В. История Дальнего Востока России: учеб. пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. С. 197.

20 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв. Архангельск: ПГУ, 2001. С. 116.

Кадровая нехватка и хронический некомплект людей в большинстве таможенных органов обусловливали необходимость обучения молодых работников, изучение ими таможенного дела, повышение квалификации, организации руководством таможен различного рода курсов по категориям таможенных специальностей. Общая продолжительность обучения предполагала изучение конкретной программы или минимума объемом 100 часов. 528 часов выделялось на изучение иностранных языков, причем группы комплектовались с учетом уровня знаний. Предусмотрена также была организация учебы по русскому языку, истории ВКП(б) и другим общеобразовательным предметам21.

С 1942 года экспортно-импортные перевозки по Северному маршруту стали осуществляться не только через Архангельск, но и Мурманск.

После первых приемов караванов или их оставшихся частей в 1941 году служащие таможен одними из первых получали информацию о том, в каких невероятно сложных и трагических обстоятельствах осуществлялась доставка в СССР военной техники, вооружения и продовольствия. В 1942 году ситуация с потерями в транспортных конвоях заметно ухудшилась. Так, в конце мая 1942 года из 35 транспортных судов каравана PQ-16 семь судов были потоплены. Они несли в своих трюмах 26 % всего фрахта каравана, который транспортировал 468 танков, 201 самолет и 3277 колесных машин22.

Еще трагичнее оказалась судьба конвоируемого каравана судов PQ-17. Этот караван состоял из 34 торговых судов и трех судов-спасателей. 4 июля 1942 года в результате воздушных атак были потоплены 3 корабля конвоя. А за период с 5 по 10 июля в результате действий подводных лодок и атак с воздуха был уничтожен 21 корабль. Только 11 судов достигли порта назначения -Архангельска. Более 65 % грузов каравана было уничтожено. Общие потери в боевой технике составили 3350 из транспортируемых 4246 боевых машин, 430 из 594 танков, 210 из 297 самолетов. Современные военные историки Германии отмечают, что морское командование кригсмарине (военно-морской флот фашистской Германии) считало, что «почти полное уничтожение каравана PQ-17 нанесло чувствительный удар по всему оснащению боевой техникой русских. Эффект этого удара может быть подобен в военном, материальном и моральном отношениях проигранному сражению»23.

Объёмы помощи Советскому Союзу со стороны союзных держав дают конкретное представление о масштабах работ принимающей советской стороны в лице портовых работников и служащих таможенных органов.

При досмотре судов предъявлялись: письменное показание капитана судна (master's declaration) с приложением: а) списка находящихся на судне

21 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. Указ. соч. С. 110.

22 Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Bd. 6. S. 412.

23 Ibid. S. 416, 417.

пассажиров и пассажирского багажа; б) списка лиц, принадлежащих к экипажу судна (судовая роль); в) таможенных документов (разрешение на вывоз, сертификат о происхождении товара); г) грузовых документов (коносамент); д) торговых документов (счета-фактуры, спецификации); е) судовых документов (мерительное свидетельство, патент на поднятие флага); ж) санитарного патента; з) перечня грузов, перевозимых без коносаментов; и) перечня фондовых и валютных ценностей, принадлежащих судовой кассе, а также сданных на хранение; к) перечня оружия, взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ, находящихся на судне в числе грузов или в качестве предметов судового снаряжения; л) списка имеющихся на судне предметов, предназначенных не для личного пользования лиц экипажа; м) описи судовой провизии и предметов судового снабжения и снаряжения, а также перечня вещей, принадлежащих капитану и другим лицам экипажа судна.

Таможенный досмотр судна производился после окончания санитарно-карантинного осмотра. Досмотру подлежали весь багаж и ручная кладь пассажиров и команды, все помещения судна, каюты пассажиров и членов экипажа, независимо от того, под флагом какого государства курсировало судно. Досмотр багажных мест и ручной клади экипажа производился на месте хранения, а принадлежащих пассажирам - в особом помещении, предоставляемых для этой цели портовым управлением по согласованию с таможенным органом. Закупленные за границей предметы судового снабжения подлежали учету в инвентарной или материальной книге судна24.

Из-за резкого увеличения объема работы и ее усложнения возрастало число таможенников, получавших бронь - отсрочку от призыва в действующую армию. Так, в Архангельской таможне в июне 1942-го года таких было восемнадцать человек (в октябре 1941 года - восемь)25. Количество служащих таможен и постов увеличивалось и за счет сотрудников, прикомандированных из таможен Западной сухопутной границы, из портов Балтийского и Черного морей, с Дальнего Востока, фронтовиков после ранения. В 1942 году штат Архангельской таможни был увеличен до 36 человек (по штату полагалось 60 человек). Неоднократно сотрудники Архангельской таможни командировались для работы в Мурманскую таможню. В конце 1941 года личный состав Мурманской портовой таможни состоял из пяти человек. В начале следующего года руководство ГТУ приняло решение о направлении в Мурманскую таможню квалифицированных кадров из Архангельска и Ленинграда и увеличении штата до 21 человека. С марта 1942 года 12 сотрудников из

24 Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. URL: http://museum.customs.ru.

25 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв. Архангельск: ПГУ, 2001. С. 116.

Архангельской таможни были переведены на постоянную работу в Мурманскую таможню26.

Опыт работы таможен второй половины 1941 года показал, что ни порты, ни таможня не готовы к таким объемам работы, да еще в условиях военного времени. Перегрузочное и складское хозяйство порта находилось на низком техническом уровне, не хватало механизмов, специалистов, людей, технических навыков обработки разных категории грузов, многие из которых были крупногабаритными, тяжеловесными. Таможня могла направить для контроля за разгрузкой лишь по одному сотруднику на судно, а выгрузка шла сразу на все 4-5 трюмов. В 1942 году в Архангельске было построено и реконструировано 2,5 км причалов, установлено около 40 подъемных кранов, осуществлено строительство 90 складов, служебных зданий и устроены подъездные

пути27.

Структура таможни военного времени состояла, как правило, из управления, группы по досмотру пассажиров (корабельно-пассажирской группы), группы по оформлению грузов (транзитно-грузовой группы), группы по борьбе с контрабандой и уполномоченного ГТУ Начальник таможни осуществлял общее руководство, курировал деятельность транзитно-грузовой группы и отвечал за работу с кадрами.

Описывая будни архангельских портовиков и таможенников, моряк английского торгового флота Дэйв Марлоу отмечал: «Огромные воронки там, куда упали бомбы. Группа пожилых женщин засыпала их. Только упрямая настойчивость этих женщин поддерживала эти причалы... Женщины продолжали работу, несмотря на глубокий снег и жестокий мороз. Они вновь приступали к работе, как только кончался налет, и даже работали во время налета, если он был не очень интенсивным. Двадцать четыре часа в сутки они носили, толкали, тянули, работая без отдыха в пургу, продолжавшуюся неделями. Нужно быть русским, чтобы оставаться здесь. Надрывающая сердце героическая работа, но необходимая, чтобы грузы могли быть отправлены отсюда на фронт»28.

Несмотря на должностные ранги и возраст, активное участие в ликвидации последствий бомбежек принимали все служащие таможни как находящиеся при исполнении своих служебных обязанностей, так и свободные от дежурств. Служащие Архангельской таможни в апреле 1942 года спасли импортные грузы с затонувшего польского судна «Тобрук» и с поврежденного бомбой английского транспорта «Импайр Старлайт»29.

26 Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. URL: http://museum.customs.ru.

27 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. Указ. соч. С. 108-110.

28 Зефиров М.В., Баженов Н.Н., Дегтев Д.М. Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев. М.: АСТ, 2008. С. 273.

29 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. Указ. соч. С. 109.

В 1942-1943 годах совместно со спасателями и экипажем парохода «Свияга» мурманские таможенники С.А. Алексеев, С.П. Разин, А.П. Кириллов, А.А. Репин, П.А. Филиппов, В.В. Шамаев, А.С. Шибаев, В.П. Шальнов, А.Б. Семенов, Д.И. Тележкин и другие участвовали в разгрузке и приведении в порядок продовольственного груза с американского судна «Стил Уоркер», затонувшего от взрыва в Кольском заливе в районе Мишукова30.

В наградном листе к медали «За оборону Советского Заполярья» старшего инспектора таможни Шальнова Василия Петровича отмечалось: «В напряженной обстановке активно участвовал в строительстве оборонительных сооружений, аэроплощадок. В период всех налетов вражеской авиации не бросал своего рабочего места в порту по приему груза с прибывающих иностранных судов, вел охрану груза и продвигал таковой фронту и промышленности, а также активно принимал участие в ликвидации последствий от налетов вражеской авиации».

Наряду с мужчинами героически трудились на причалах Мурманского порта сотрудницы таможни, многим из которых едва исполнилось 18 лет, среди них контролёры Е.С. Юровская, Ф.М. Марголинга, Е.Т. Щербак, В.И. Андрианова, О.И. Мичурина, М.И. Калинина и другие31.

Перемещение караванов судов с конвоями в Северном море было прервано с весны 1943 года, когда большая часть поставок по ленд-лизу для Советского Союза осуществлялась уже по более безопасному южному направлению - через Иран.

Кроме поставок по ленд-лизу через Архангельск поступали грузы и по коммерческому товарообороту, ввозимые внешнеторговыми объединениями, а также грузы по линии заграничных культурных связей Красного Креста и Красного Полумесяца. В Архангельске пересекала таможенную границу СССР значительная часть иностранных и советских пассажиров (военные, дипломаты, деловые люди), поступала дипломатическая и международная почта и багаж.

Таможенные учреждения в своей деятельности по сбору пошлин с товаров ленд-лиза руководствовались «Правилами централизованных расчетов по таможенным пошлинам», утвержденными приказом ГТУ от 22 августа 1932 года. Развитие правовой базы, обеспечивавшей данное направление, отличилось ориентацией на правовое регулирование взаимодействия соответствующих ведомств. 2 мая 1943 года была утверждена совместная Инструкция Наркоматов Внешней Торговли и Морского флота «О порядке расчетов за получаемые в США капитанами пароходов техснабжение, продовольствие и бункер».

30 Головин В.В. Таможенная служба на Мурмане 1941-1945. Мурманск: МИИП «Север», 2001. С. 63.

31 Головин В.В. Указ. соч. С. 64.

После подписания договора о Союзе между СССР, Великобританией и Ираном 29 января 1942 года значительно увеличился поток грузов ленд-лиза в СССР по южному направлению через Персидский залив в Закавказье и на Каспий: самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох, авиационный бензин.

13 апреля 1942 года в городах Ашхабад и Мары были организованы таможенные посты для обслуживания самолетов (досмотр и оформление самолетов, грузов и пассажиров), курсирующих через эти пункты между СССР и Ираном. 3 октября 1942 года в Ашхабадском отделении ГТУ был организован таможенный пост в Кызыл-Арват для досмотра и оформления боевых и транспортных самолетов с пассажирами и грузами, через который пролегала воздушная трасса между СССР и Ираном.

Основной объем импортных грузов по Каспийскому морю перевозили суда сухогрузного пароходства «Каспфлот» и Каспийской военной флотилии. Большую их часть принимали таможня и порт Баку, а также Красноводский порт и Махачкала, где функционировали соответствующие таможни. Большая часть грузов в Закавказье доставлялась автомобильным транспортом через Джульфинскую таможню32.

Из Тегерана в азербайджанские города Кировабад (с 1942 года) и Аджи-Кабул (с 1943 года) осуществлялся перегон самолетов союзников по программам взаимопомощи. В Кировабаде был открыт таможенный пост, подчинявшийся Бакинской таможне.

Важнейшей задачей таможенных органов Советского Союза в военное время оставалась борьба с контрабандой. Там, где имеют место перемещение людей, товаров и грузов через государственную границу, неизбежно возникают вопросы обеспечения защиты экономики страны на пограничных рубежах, вступает в силу охранительная таможенно-тарифная политика и принимаются меры по борьбе с контрабандным ввозом и вывозом товаров. Эта функция также связана с понятием экономической безопасности государства.

В 1942 году пересекли границу и прошли через таможни страны в обе стороны 205 914 человек, в 1943 году - 93 563, а в упрощенном порядке -463 338 человек. Досмотрено судов - 3665, самолетов - 1386, автомашин -121 601, паровозов - 3133, вагонов - 71 391, вьючных животных - 19 63133.

В условиях войны, жесткой экономии, нехватки промышленных и продовольственных товаров, острейшего дефицита жизненно важных для выживания товаров, контрабандная деятельность активизировалась. Контрабанда только на южных границах СССР за период с 1941 по 1945 год выросла в

32 Пузырев В.В., Скугарев В.Д. и др. Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота. М.: Согласие, 1995. С. 338.

33 Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. С. 307.

6 раз. Если в 1942 году было задержано контрабанды на сумму 1 978 957 рублей, то в 1943 году она составила уже 3 906 976 рублей34.

Особенность контрабандных правонарушений в военный период состояла в том, что провоз товаров осуществлялся с применением ухищренных способов сокрытия и использованием служебного положения должностными лицами. Как правило, использовался «метод прикрытия» документами, содержащими указание о секретном характере грузов. Часто осуществлялся незаконный провоз товаров в упаковке, опечатанной гербовыми сургучными печатями, или под видом ленд-лизовского и возвратного груза, трофейного имущества. За все виды контрабанды государством была предусмотрена уголовная ответственность35.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В первые годы войны предметы контрабандного ввоза в основном составляли потребительские товары: табак, спички, шоколад, сода питьевая, черный перец, консервы, краски для тканей.

31 декабря 1942 года была утверждена инструкция ГТУ по ведению дел по контрабанде, основные положения которой вошли в Таможенный кодекс Союза ССР36.

Основными субъектами таможенных правонарушений являлись пассажиры и члены команд транспортных судов союзных конвоев. Доля задержаний предметов контрабанды при ввозе составляла в среднем 85 %, а при вывозе - 15 % от общего объема. При обнаружении товаров, скрытых от таможенного досмотра, составлялся протокол по делу о контрабанде. Конфискация товаров и наложение штрафов осуществлялись постановлением начальника таможни. Лицо, привлеченное к административной ответственности, имело право обжаловать постановление таможни в Главном таможенном управлении в двухнедельный срок.

В связи с активизацией контактов с таможенными службами зарубежных стран возникла необходимость изучения их опыта и унификации таможенных правил. С этой целью приказом НКВТ СССР от 12 ноября 1943 года был организован Отдел таможенной информации тарифов и кодификации. В его функции входило:

1. Получение из-за границы материалов по вопросам таможенно-тарифной политики иностранных государств; таможенных уставов, положений, статутов и других законов о таможенной службе иностранных государств; сводов таможенных тарифов, правил, устанавливаемых министерствами торговли, финансов и другими правительственными учреждениями по вопросам таможенных формальностей при экспорте и импорте, при въезде и выезде

34 Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. С. 129-131.

35 Уголовный кодекс РСФСР. М., 1944. Ст. 59 «Контрабанда при отягчающих обстоятельствах».

36 Таможенный кодекс Союза ССР М., 1946. С. 33-338; Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. С. 129-130.

людей, при отходе и приходе судов, поездов, самолетов и автотранспорта, при отправлении и получении почты; актов и законов, носящих временный характер и касающихся таможенных формальностей; статистических обзоров внешней торговли и других материалов, в частности газетных и журнальных статей о таможенной службе государств.

2. Изучение полученных материалов, их классификация и каталогизация, составление и ведение справочного досье по странам.

3. Изучение мероприятий правительств иностранных государств по установлению таможенных ограничений, дискриминаций и заключений, а также представляемых таможенных льгот.

4. Выдача справок управлениям и объединениям Наркомвнешторга и другим организациям по вопросам таможенных тарифов и формальностей иностранных государств.

5. Кодификация всех действующих законов, правил и инструкций, изданных по таможенным вопросам в СССР.

6. Разработка и подготовка к изданию новых и действующих советских таможенных правил, законов и таможенных тарифов.

Эта работа способствовала повышению качества работы таможенных органов страны.

Таможенные органы СССР в 1942-1943 годах продолжали выполнять не только традиционную функцию обеспечения экономической безопасности страны, но и вся таможенная политика в целом была направлена на решение специфической части сложнейшего комплекса задач военного и экономического профиля по обеспечению действенной работы тыла и эффективности боевых действий фронта.

Библиографический список

1. Таможенный кодекс Союза ССР. М., 1946. С. 33-338.

2. Уголовный кодекс РСФСР. М., 1944. Ст. 59 «Контрабанда при отягчающих обстоятельствах».

3. Аляска - Сибирь - фронт. История легендарной авиатрассы. Документы. Комментарии. Воспоминания. 1942-1945 г. / сост. В.И. Прянишников. М.: АЛСИБ, 2005. 361 с.

4. Архив Владивостокской таможни. Фонд: Приказы Владивостокской таможни за 1943 год. Д. 1-177. Л. 7.

5. Архив МВЭС. Фонд ГТУ Оп. 9085. Д. 18. Л. 7.

6. Архив РГАЭ. Ф. 413. Оп. 13. Ед. хр. 3713.

7. Барятинский М. Ленд-лиз: маршруты, объемы и долг // Военно-промышленный курьер. 2011. 2 марта. № 8 (374). URL: http://vpk-news.ru/articles/7193/ (дата обращения: 17.06.14).

8. Бережной С.С. Корабли и суда ленд-лиза. Справочник. СПб.: Велень, 1994. 400 с.

9. Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв.: Монография. Архангельск: ПГУ, 2001. 192 с.

10. Беляева Н.А., Бенько А.В., Лаврик Л.А., Печерица В.Ф. Владивостокская таможня. 19012001: Краткий очерк истории. Владивосток: Ворон, 2001. 175 с.

11. Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. URL: http://museum.customs.ru.

12. Головин В.В. Таможенная служба на Мурмане 1941-1945. Мурманск: МИИП «Север», 2001. 160 с.

13. Государственный архив Приморского края (ГА ПК). Ф. 149. Оп. 8. Д. 41. Л. 20.

14. Там же. Д. 4. Л. 23.

15. Там же. Д. 5. Л. 12-13.

16. Зефиров М.В., Баженов Н.Н., Дегтев Д.М. Тени над Заполярьем: Действия Люфтваффе против советского Северного флота и союзных конвоев. М.: АСТ, 2008. 416 с.

17. Ильин А. Самолеты союзников по ленд-лизу // Международная жизнь. 1995. № 7. С. 95-105.

18. Кисловский Ю.Г. История таможенного дела и таможенной политики России. 3-е изд., доп. / Под общ. ред. А.Е. Жерихова. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 502 с.

19. Кисловский Ю.Г. Контрабанда: история и современность. М.: Автор, 1996. С. 131. 542 с.

20. Ковалева З.А., Плохих С.В. История Дальнего Востока России: учеб. пособие. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. 244 с.

21. Кожухов Ю.В., Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Таможенные органы СССР в 1941 году // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской Таможенной Академии. 2014. № 1 (49). С. 209-220.

22. Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз // Вопросы истории. 1991. № 9-10. С. 223-278.

23. Лебедев И.П. Авиационный ленд-лиз // Военно-исторический журнал. 1991. № 2. С. 27-29.

24. Лебедев И.П. Еще раз о ленд-лизе // США: Экономика. Политика. Идеология. 1990. № 1. С. 71-75.

25. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Таможенные органы СССР в условиях военного времени: 1941 год // Научная сессия ГУАП: сб. докладов научной конференции. В 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки. СПб.: ГУАП, Апрель 2013. C. 66-69.

26. Микоян А.И. Так было: Размышления о минувшем. М.: Вагриус, 1999. 638 с.

27. Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. М.: Терра, 1998. С. 368 с.

28. Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни: в 2 ч. Ч. 1. 1899-1945. Владивосток: ВФ РТА, 2002. 168 с.

29. Пузырев В.В., Скугарев В.Д. и др. Под флагом России. История зарождения и развития морского торгового флота. М.: Согласие, 1995. 568 с.

30. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1997. 594 с.

31. Романов Б.С. Причалы мужества: Очерки истории Мурманского ордена Трудового Красного Знамени морского торгового порта / Под научн. ред. А.А. Киселева. Мурманск: Кн. изд-во, 1977. 255 с.

32. Das Deutsche Reich und der Zweite Weltkrieg. Stuttgart, 1990. Bd. 6. 412 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.