Научная статья на тему 'Таможенные органы СССР в 1941 году'

Таможенные органы СССР в 1941 году Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
545
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖНЯ / CUSTOMS / ЛЕНД-ЛИЗ / LEND-LEASE / ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ / CUSTOMS CLEARANCE / МАРШРУТ ПОСТАВОК / SUPPLY ROUTE / ПОШЛИНА / DUTY / ГРУЗЫ / CARGO SHIPMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кожухов Юрий Васильевич, Лукин Владимир Николаевич, Мусиенко Тамара Викторовна

В статье рассмотрены проблемы перестройки системы таможенных органов СССР на военный лад в 1941 году, раскрыты основные направления деятельности таможен по обеспечению экономической безопасности страны в условиях военного времени на маршрутах поставок по ленд-лизу

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIET CUSTOMS AUTHORITIES IN 1941

The problems of the Soviet Union customs system reconstruction on a war footing in 1941 are considered and the main activities of the customs to ensure the economic security of the country in wartime are discussed. Special attention is paid to Lend-Lease risks on the routes of cargo delivery

Текст научной работы на тему «Таможенные органы СССР в 1941 году»

УДК 930.24

ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ СССР В 1941 ГОДУ

Кожухов Ю.В.

Лукин В.Н.

Мусиенко Т.В.

В статье рассмотрены проблемы перестройки системы таможенных органов СССР на военный лад в 1941 году, раскрыты основные направления деятельности таможен по обеспечению экономической безопасности страны в условиях военного времени на маршрутах поставок по ленд-лизу

The problems of the Soviet Union customs system reconstruction on a war footing in 1941 are considered and the main activities of the customs to ensure the economic security of the country in wartime are discussed. Special attention is paid to lend-lease risks on the routes of cargo delivery

Ключевые слова: таможня; ленд-лиз; таможенное оформление; маршрут поставок; пошлина; грузы

Keywords: customs; lend-lease; customs clearance; supply route; duty; cargo shipments

Таможенные органы СССР в военных условиях решали сложные задачи, осуществляя комплекс мероприятий по обеспечению соблюдения таможенных правил по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу страны, состоящих из таможенных режимов, специальных таможенных процедур и таможенного оформления; таможенно-тарифного регулирования внешней торговли, состоящего из таможенного тарифа, таможенной стоимости, тарифных преференций, таможенной классификации товаров, страны происхождения товаров; таможенных платежей (таможенных налогов и сборов); нетарифного регулирования внешней торговли, включающего меры экономического, административного и технического характера (специальные, антидемпинговые, компенсационные меры, запреты и ограничения, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу); таможенного и валютного контроля за внешнеторговыми операциями; таможенной статистики; юридической ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, состоящей из института уголовной ответственности за контрабанду и иные таможенные преступления и административной ответственности за нарушения таможенных правил; обжалования решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц; службы в таможенных органах.

В 1941 году внешнеэкономическая деятельность советского государства осуществлялась по следующим направлениям: коммерческий товарооборот и

поставки по программам помощи друг другу государствам антигитлеровской коалиции.

В течение первых военных месяцев 1941 года в действующую армию, ополчение и партизаны ушло до 90 % личного состава таможенной службы СССР1.

С началом боевых действий на территории СССР вклад в грядущую победу служащих таможенных органов состоял в вооруженном сопротивлении агрессии фашистской Германии. Это можно отнести ко всем служащим пограничных таможен. В первые дни войны героизм проявили служащие Брестской таможни. Она располагалась в здании железнодорожного вокзала, который стал одним из главных узлов сопротивления города с участием таможенников. Его недельную оборону назвали «родной сестрой славной защиты Брестской крепости»2.

С началом войны деятельность большинства таможен страны была прекращена: 24 таможни - с полным разрушением таможенной инфраструктуры, а ряд действующих таможен понесли существенный материальный урон. Так, в Мурманской таможне на 22 июня 1941 года из имевшихся материальных ценностей общей стоимостью 267 692 руб. после первых двух лет войны сохранилось имущество на сумму 48 105 руб. За все военные годы материальный ущерб таможни составил 225 870 руб. или более 85 % стоимости по балансу бюджетных средств в предвоенный период3.

С началом боевых действий пограничные таможни прекратили пропуск грузов и людей. В Выборгскую таможню такой приказ поступил 23 июня 1941 года. Было прервано и судоходство по Выборгскому заливу.

В последние июньские дни начальник таможни А.М. Лопяткин объявил о ликвидации таможни, распорядился всем получить расчет и сдать обмундирование. Большая часть служащих была направлена в военкомат. Последний приказ по Выборгской таможне датируется 1 июлем 1941 года4.

В зоне боевых действий на Черном море прекратилось торговое мореплавание. Таможенные учреждения Черноморского бассейна прервали свою деятельность. Начальник Новороссийской таможни Алексей Павлович Мат-вейкин ушёл в партизанский отряд и погиб при высадке десанта на плацдарм «Малая земля» при освобождении города в 1942 году5.

1 Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Военные будни таможни. Центральный музей таможенной службы России. URL: http://museum.customs.ru.

2 Смирнов С.С. Рассказы о неизвестных героях. Минск, 1963. С. 3.

3 Головин В.В. История Мурманской таможни. 1918-2005 годы: Монография. Мурманск: Мурм. таможня, 2006. С. 65.

4 Тихомирова О.М. Музей истории таможенной службы Северо-Западного таможенного управления. 2014.

5 Гирявый М.Р. Новороссийская таможня в 1941-1945 годах // Таможенный вестник. 1995. № 5. С. 15.

На Северо-Западе страны продолжали работать Мурманская и Архангельская таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являвшейся зоной боевых действий от Черного моря до Тихого океана, действовали Бакинская, Джульфинская, Гауданская, Владивостокская таможни и Красноводский таможенный пост. Не прекращали своей работы Московская таможня и Главное таможенное управление.

Коммерческий товарооборот. По соглашению между СССР и Великобританией о взаимных поставках и кредите СССР от 16 августа 1941 года Советский Союз обязался поставлять ряд товаров Великобритании. Таможенные органы на не затронутой боевыми действиями территории занимались оформлением грузов номенклатуры «Амторг», В/О «Разноэкспорт», В/О «Экспортлен», В/О «Экспортлес», В/О «Востокинторг», В/О «Совсинь-торг», В/О «Совмонголторг» и других внешнеторговых экспортно-импортных организаций. Разрешения на ввоз выдавались Импортным и Восточным управлениями Наркомата внешней торговли (НКВТ). Экспортировались лесоматериалы, целлюлоза, асбест, лен, магнезит, смола, хлопок, руда, шерсть, пушнина и другие товары. Импортировались продовольствие, скот и другие товары из Монголии, Тувы, Китая, государств Юго-Восточной Азии, дефицитные товары закупались в нейтральных странах Западной Европы, Северной и Латинской Америки. Грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались таможнями по минимальным ставкам6. К грузам для дипломатического корпуса, консульских учреждений, организаций-концессионеров, а также в отношении посылок на имя личных адресатов и багажа применялись максимальные ставки таможенного тарифа7.

После подписания 7 ноября 1941 года президентом США Франклином Рузвельтом документа о распространении ленд-лиза на СССР таможенные учреждения страны обеспечивали соблюдение таможенных правил по перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу государства.

Поставки регулировались специальными Протоколами, которые заключались ежегодно и предусматривали конкретные виды поставок в СССР в определенный период. Уже 1 октября 1941 года посол США в СССР А. Гар-риман подписал в Москве первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму в один миллиард долларов сроком на девять месяцев. Развернулась огромная по масштабам работа по отправке, доставке и таможенному контролю и оформлению вооружения, техники, оборудования, продовольствия и других грузов в СССР, а также по оформлению экспорта из страны. Таможенные органы государства играли важную роль в обеспечении государства.

6 Приказ ГТУ от 31 декабря 1942 года СЦ-45 «О применении минимальных и максимальных ставок таможенных пошлин».

7 Воронин С.И. и др. Указ. соч. URL: http://museum.customs.ru.

Некоторые учреждения работали в условиях постоянной штатной неукомплектованности. На 1 сентября 1941 года на 37 таможнях и таможенных постах имелось 318 человек из 550 единиц по штату. Главное таможенное управление (ГТУ) состояло из 37 сотрудников и было эвакуировано в Ульяновск. Во многих таможнях осталось по несколько служащих.

Согласно существовавшим Правилам централизованных расчётов, таможенные пошлины с товаров ленд-лиза начислялись по таможенному тарифу суммы таможенных пошлин на основании привозных и вывозных торговых документов и взыскивались за привозимые из-за границы и вывозимые за границу товары в централизованном порядке8.

Благотворительные грузы, поступавшие в адрес Исполкома Союза Обществ Красного Креста и Красного Полумесяца СССР (СОККиКП) и Всесоюзного Общества Культурной Связи с заграницей (ВОКС), Рабоче-Крестьянской Красной Армии и Военно-Морского Флота в 1941, пропускались таможенными учреждениями в каждом отдельном случае с разрешения НКВТ СССР.

Таможенное оформление большого объема благотворительных грузов стало одной из главных особенностей деятельности таможенных органов Советского Союза в военные годы.

Помимо вооружения, боеприпасов и воинского снаряжения, в список беспошлинных грузов входили: медикаменты, медицинские инструменты, приборы и аппараты, госпитальное оборудование, оборудование для медицинских кабинетов, предметы санитарии и гигиены, протезы, продовольствие, одежда, белье, обувь, постельные принадлежности.

Обо всех грузах, поступавших в благотворительных целях в адрес иных, кроме вышеперечисленных, организаций, сообщалось по телеграфу в ГТУ с указанием отправителя и получателя, наименования груза, количества и веса. Выпуск благотворительных грузов проводился с разрешения ГТУ, на документах ставился штамп или надпись «Благотворительный груз». Документы на пропущенные благотворительные грузы представлялись в Статистический отдел ГТУ.

Поставки в СССР по ленд-лизу производились по четырем главным маршрутам: Северному (через Северную Атлантику на Архангельск, Мо-лотовск (Северодвинск), Мурманск), Тихоокеанскому - Дальневосточному (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск), Иранскому - Южному (из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР) и Северо-Восточному - по воздушной трассе через Аляску и Восточную Сибирь («Алсиб»).

8 Правила централизованных расчетов по таможенным пошлинам, утвержденные приказом ГТУ от 22 августа 1932 года // Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946. С. 161-164.

Северный маршрут протяженностью 1800-2000 морских миль был самый коротким.

Основную нагрузку по таможенному оформлению грузов приняли служащие Архангельской таможни, несмотря на то что по мобилизации и добровольно в армию, на фронт из таможни ушли десять человек - все пригодные к воинской службе и ношению оружия. Катер «Зюйд-Вест» с началом войны был передан вместе с командой военно-морскому ведомству9.

В первые месяцы войны из числа служащих Архангельской таможни погибло 17 человек, в том числе и на фронте: А.И. Бурчевский, И.Ф. Поляков,

A.Ф. Станулевич, П.Г. Штинников и другие; на торпедированных немцами судах - Э.Е. Горелик, И.М. Корельский (начальник Мезенского таможенного поста), Н.К. Чуркин.

Штат Архангельской таможни увеличили за счет служащих, прикомандированных из таможен с западной сухопутной границы, из портов Балтийского и Черного морей, Дальнего Востока, фронтовиков после ранения. В сентябре 1941 года прибыл старший инспектор Московской таможни

B.П. Шальнов, ставший через год заместителем начальника Архангельской таможни. С 10 октября 1941 года начальником таможни назначен С.С. Дмитриев, бывший начальник отдела по борьбе с контрабандой ГТУ НКВТ.

Более десяти человек было командировано в Архангельск из Ленинградской таможни, в том числе ее начальник Р.В. Соколинский, ставший руководителем работы Архангельской таможни по приему импорта, а затем -начальником Молотовского таможенного поста.

Из-за резкого увеличения объема работы и её усложнения некоторые таможенники получали бронь - отсрочку от призыва в действующую армию: в октябре 1941 года - восемь человек10.

Архангельские таможенники встретили первый конвой из шести английских судов в Архангельске уже 31 августа 1941 года. Прием первых караванов союзников потребовал значительного расширения и оснащения техникой всего торгового порта. Было построено и реконструировано 2,5 км причалов, установлено около 40 подъемных кранов; осуществлено строительство 90 складов, служебных зданий и устроены подъездные пути. Выгрузка ленд-лизовских товаров производилась в портах под контролем служащих таможни: одного - на судне, второго - на причале. Как правило, ввиду отсутствия достаточного количества такелажной силы, таможенники вместе с портовыми работниками участвовали в разгрузке товаров.

9 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв.: Монография. Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. С. 107.

10 Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. Указ.соч. С. 109.

На каждый пароход после его разгрузки составлялся генеральный акт, к которому Архангельский порт прилагал акты - извещения на дефекты и недостачи в порту отправки и при перевозке грузов.

При обнаружении поврежденных или подмоченных грузов служащим таможни в присутствии капитана и аварийного комиссара составлялся акт таможенного досмотра, причем в отношении поврежденных грузов в акте отмечались степень повреждения товаров, их пригодность к употреблению по прямому назначению или использованию в иных целях и в другой цене, чем их первоначальная стоимость.

И генеральный акт, и акты-извещения подписывались представителем таможни. На все дефекты при выгрузке и недостатки учета в Архангельском и Молотовском портах таможня составляла так называемые «местные акты», которые часто оспаривались портом. Копии собственных актов таможня направляла уполномоченному НКВТ в Архангельске, администрации порта и в прокуратуру.

Таможенный досмотр пришедших судов производился после окончания санитарно-карантинного осмотра.

Досмотру подлежали весь багаж и ручная кладь пассажиров и команды, все помещения судна, каюты пассажиров и членов экипажа, независимо от того под флагом какого государства курсировало судно. Досмотр багажных мест и ручной клади экипажа производился на месте, определенном для этой цели портовым управлением по согласованию с таможенным органом.

Закупленные за границей предметы судового снабжения подлежали учету в инвентарной или материальной книге судна.

Судовая провизия опечатывалась или пломбировалась таможней в специальных помещениях. Провизия, привезенная из-за границы на судне под советским флагом, переходящим в каботажное плавание, пропускалась под уплату таможенной пошлины.

Разрешение на отход судна из порта за границу осуществлялось по согласованию с таможней путем проставления отметки об окончании таможенных операций на судовой роли.

Временный отход от причала судна или выход из порта, вызванный стихийными или военными событиями, допускался без разрешения таможни.

Таможенному контролю подлежали иностранные товары, выгружаемые с бортов военных судов, по предварительному извещению таможни командиром корабля о времени выгрузки или перегрузки этих товаров. Таким же образом производился таможенный досмотр вещей членов экипажа военного судна, списанных на берег.

При выгрузке с военных кораблей провизии на внутренний рынок их выпуск разрешался только с уплатой таможенных платежей. Разрешение на отход судна из порта за границу выдавалось портовым управлением при

наличии отметки таможенного органа об окончании таможенных операций на судовой роли.

На таможенное оформление советских судов отводилось до двух, а иностранных - до одного часа времени.

В период военных действий военные суда как советские, так и иностранные не подлежали таможенному осмотру. Но командиры предупреждались о запрете сноса на берег каких-либо предметов для продажи.

Военные суда могли быть подвергнуты таможенному осмотру в случае наличия данных о сокрытии на судах предметов контрабанды с уведомлением местного морского командования.

Выгрузка каких-либо предметов на берег или перегрузка их на другие суда с военных судов, прибывающих из-за границы в порты Советского Союза, допускалась только под наблюдением таможенного учреждения по предварительному извещению таможни командиром корабля о времени выгрузки или перегрузки этих товаров. Таким же образом производился таможенный досмотр вещей, свезенных на берег членов экипажа военного судна11.

При выгрузке с военных кораблей провизии на склады морского ведомства для хранения до обратной загрузки на суда составлялась опись за подписью представителей таможенного учреждения и морского ведомства. Выпуск такой провизии на внутренний рынок осуществлялся с разрешения НКВТ с уплатой таможенных пошлин.

Любые товары, снесенные с судна без разрешения таможни, считались контрабандой. Эти правила распространялись и на иностранные военные суда.

В Архангельске пересекали таможенную границу СССР значительная часть иностранных и советских пассажиров (военные, дипломаты, деловые люди), поступали дипломатическая и другая международная почта и багаж. В конце августа 1941 года, например, через Архангельск прибыли в СССР А. Гарриман, ставший вскоре послом США в нашей стране, и английский министр лорд У. Бивербрук.

Объем работы Архангельского и Молотовского портов и основной деятельности Архангельской таможни в первый год войны составил 152 тыс. тонн грузов, таможенный контроль прошли 96 кораблей загранплавания12.

Первоначально выпуск товаров, поступающих в Мурманский порт по ленд-лизу, таможня производила под уплату государственной пошлины.

Разгрузка боевой техники велась в порту круглосуточно, несмотря на полярную ночь, сильные морозы и авианалеты противника.

11 Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Таможенные органы СССР в условиях военного времени: 1941 год // Научная сессия ГУАП: Сборник докладов научной конференции: в 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки / СПб.: ГУАП. Апрель 2013.

12 Булатов В.Н. Указ. соч. С. 116.

Вместе с портовиками таможенники принимали участие в выгрузке и осуществляли таможенное оформление импорта. Они не покидали свой пост и во время бомбардировок. Борьба за грузы для фронта и тыла продолжалась до конца разгрузки и выхода судна в обратный путь. Ответственность за сохранность внешнеторгового груза лежала на таможенниках, тогда как моряки союзных конвоев во время воздушных налетов или пожара на судне покидали транспорт, оставляя груз.

Наряду с мужчинами, героически трудились на причалах Мурманского порта сотрудницы таможни, многим из которых едва исполнилось 18 лет. Это контролеры Е.С. Юровская, Ф.М. Марголина, Е.Т. Щербак, В.И. Андрианова, О.И. Мичурина, М.И. Калинина и другие.

Все импортные грузы, выброшенные на берег или спасенные в море с погибших судов, в местах, где не было представительства таможни, поступали в ведение пограничной охраны13.

Работа таможни усложнялась отсутствием необходимой материально-технической базы.

Тихоокеанский - Дальневосточный маршрут: Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск.

Деятельность дальневосточных таможен в годы Великой Отечественной войны - особая страница в истории таможенной службы.

Уже в июне 1941 года служащие Владивостокской таможни оформили первые 2 988 тонн американских грузов, а до конца года дальневосточные таможенники обработали 193 299 дл. тонн грузов (дл. тонн - 1016 кг)14.

Таможня обеспечивала таможенный контроль и обработку стратегических транзитных грузов, цветных и редкоземельных металлов, сырья, медикаментов, медицинских инструментов, приборов, протезов, одежды, белья, подарков для Красной Армии, багажа пассажиров и членов экипажей судов загранплавания15.

В 1941-1942 годах почти 80 % личного состава дальневосточных таможен ушло на фронт. На 15 сентября 1941 года штатная численность Владивостокской таможни и подведомственных ей учреждений составляла 125 человек, из них 65 человек во Владивостокской таможне, остальные 60 человек работали в ее оперативном подчинении16.

Работа дальневосточных таможенников осложнялась не только кадровым дефицитом, но и неритмичностью поставок, вызванных различными обстоятельствами; погодными условиями, когда ледоколы не справлялись со

13 Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946. С. 65.

14 Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. Тайны истории в романах, повестях и документах. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. С. 14.

15 Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. 1899-1945. Владивосток, 2002. С. 157.

16 Печерица В.Ф. Указ. соч. С. 155.

льдами в проливе Лаперуза; мелководностью Татарского пролива, вынуждавшего перегружать часть грузов с океанских судов, еще не дошедших до мест назначения, на каботажные; действиями Японии, контролировавшей практически все проливы.

Иранский - Южный маршрут: из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР.

Значительный поток грузов ленд-лиза шел в СССР по южному направлению через Персидский залив в Закавказье и на Каспий: самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох, авиационный бензин.

Организацией всех транспортных операций стало Советское транспортное управление (СТУ). В его составе насчитывалось 1500 человек. На советско-иранской границе в городах Красноводске, Серахсе, Баят-Ходжи были созданы таможенные посты, а в г. Ашхабад организовано отделение Главного таможенного управления17.

Таможенный осмотр паровозов, вагонов и грузов в них производился в присутствии агентов железной дороги при предъявлении передаточной ведомости, багажного списка, вагонных листов и накладных. Копии передаточных ведомостей на грузы получали в таможенном органе порядковый номер и являлись документами, разрешающими выпуск товаров.

О результатах выгрузки на накладных ставилась штемпельная отметка с указанием сходства выгруженных мест с показаниями документов, или несоответствий, обнаруженных при выгрузке. Со времени подачи железной дорогой вагонов с товарами к определенному месту выгрузки надзор за вагонами осуществляла таможня, охрану обеспечивало железнодорожное ведомство18.

Досмотр воздушного судна, багажа и грузов проводился представителем таможенного органа немедленно после посадки судна и высадке пассажиров при предъявлении командиром транспорта грузов, бортового журнала с приложением списков пассажиров, членов экипажа, багажного списка, перечня почтовых мест и отдельных посылок и документов, сопровождающих груз.

На грузы (кроме диппочты), следующие в район действия внутренних таможен, накладывались пломбы и составлялся акт, копия которого передавалась командиру самолета для предоставления выпускной таможне.

Экспортные грузы, а также вывозимый за границу пассажирский багаж, досмотренные таможенным органом в месте их отправления, следовали в опломбированном виде в выпускную таможню с документами на вывоз.

На отправку воздушного судна составлялся акт, копия которого для выпускной таможни выдавалась командиру судна. По прибытии самолета в выпускной таможенный орган проверялись знаки обеспечения и соответствия

17 Приказы ГТУ НКВТ СССР от 19 декабря 1941 года №№ 219, 220.

18 Правила приема, охраны и выгрузки прибывающих из-за границы поездов, утвержденные приказом ГТУ от 1931 года № 112/оп // Таможенный кодекс Союза ССР М., 1946. С. 75-77.

экспортных грузов с показанием документов и акта, после чего таможенные пломбы снимались и груз выпускался за границу19.

Союзные транспорты, в основном американские, доставляли грузы в порты Персидского залива Абадан, Бендер-Шахпур, Хоррем-Шехр - в Иране и Басра - в Ираке. Отсюда их перевозили по трансиранской железной дороге или автотранспортом в каспийские порты Ирана Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах.

Основной объем импортных грузов по Каспийскому морю перевозили суда сухогрузного пароходства «Каспфлот» и Каспийской военной флотилии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Южными таможнями и таможенными постами было оформлено в 1941 году 13 502 дл. тонн грузов20.

Большая часть грузов в Закавказье доставлялась автомобильным транспортом через Джульфинскую таможню.

Важной задачей таможенных органов в годы войны оставалась реализация контрольно-инспекторских функций (КИФ).

Таможни осуществляли их в соответствии с требованиями ГТУ21.

Во время войны объектами таможенных правонарушений являлись дешевые предметы ширпотреба и продовольственные товары.

Помимо таможенной пошлины доходы поступали от конфискованных и реализованных товаров, в том числе валюты, валютных ценностей и т.п.

Учреждения Госбанка о поступивших в госбюджет таможенных пошлинах извещали Сектор госдоходов и товарооборота НКФ СССР, который и осуществлял контроль за правильным начислением таможенных пошлин, своевременной выпиской счетов комитентам и своевременным перечислением начисленных сумм в госбюджет.

Борьба с контрабандой в годы войны оставалась важным направлением деятельности таможенных органов. Дефицит промышленных и продовольственных товаров в магазинах, жесткое их нормирование являлись основной причиной для провоза дефицитных товаров из-за границы. За все виды контрабанды была предусмотрена уголовная ответственность.

В первый год войны предметы контрабандного ввоза в основном составляли потребительские товары: табак, спички, шоколад, сода питьевая, черный перец, консервы, краски для тканей.

19 Правила таможенных операций в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах, утвержденные приказом ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп // Таможенный кодекс Союза ССР. Глава V. М., 1946. С. 82-83.

20 Vail Motter T.H. The Persian Corridor and Aid to Russia. Washington DC: U.S. Government Printing Office, 1952. Р. 481; Северные конвои. Архангельск, 1991. С. 156-158.

21 Инструкция, утвержденная приказом ГТУ от 15 сентября 1938 года № 29/оп // Таможенный кодекс СССР. С. 125-126.

Ведение дел по контрабанде таможенными органами страны регламентировала Инструкция ГТУ, основные положения которой позднее вошли в Таможенный кодекс СССР22.

Уточнение материальных и процессуально-правовых вопросов способствовало повышению эффективности борьбы таможенных органов с контрабандой. Так, незаконным переводом и пересылкой через границу валютных ценностей считались выплата денежных сумм в СССР в качестве эквивалента иностранной валюты, полученной за границей; покупка товаров в СССР с выплатой их стоимости за границей, минуя банковские учреждения и другие.

В Инструкции разъяснялся термин «мнимая контрабанда», когда предметы не превышали норму ввоза, но скрывались от таможенного контроля и обнаруживались только в процессе досмотра. Такая контрабанда законам не преследовалась, а товары подлежали выпуску.

Тем же документом определялся порядок оформления бесхозной контрабанды и обжалования постановлений по делам о контрабанде через прокурора.

Взыскание штрафов за контрабанду с государственных предприятий устанавливалось через финансовые органы и через суд в отношении прочих предприятий и физических лиц.

В Архангельске широкое распространение в годы войны получила мелкая контрабанда иностранными моряками - снос без разрешения таможни на берег и продажа продовольствия, сигарет, шоколада, мыла и другой мелочи. В то же время и горожане приставали к иностранцам с просьбами о продаже. Активную помощь таможне в борьбе с контрабандой оказывала пограничная охрана, входившая тогда в состав Народного комиссариата внутренних дел СССР (НКВД). Ее сотрудники задерживали иностранных, а также советских моряков, сносивших или продававших без разрешения таможни сигареты, продовольствие, мыло на лесобиржах и причалах порта. Предметы передавались в таможню и конфисковывались по заведенным и вступившим в силу делам о контрабанде. Большое количество иностранных моряков, проблемы в обеспечении населения товарами первой необходимости - это и создавало дополнительные трудности таможенным органам в борьбе с незаконной продажей товаров.

Таможни продолжали осуществлять таможеный контроль за пропуском через границу людей.

Военные действия на территории СССР оказали влияние на формирование структуры таможенных органов и их кадровый состав.

Несмотря на трудности, вызванные вероломным нападением фашистской Германии, таможенные органы Советского Союза в 1941 году выполнили все задачи по реализации экономических соглашений по ленд-лизу и

22 Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946. С. 277-310.

Межвузовская трибуна 219

коммерческому товарооброту. Они быстро перестроились для работы в условиях войны, разработав необходимую нормативную базу; в полном объеме обеспечили соблюдение таможенных правил по перемещению людей, товаров и транспортных средств через таможенную границу страны; сбор таможенных платежей в государственный бюджет, испытывающий колоссальное напряжение; реализовали правила таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, таможенного и валютного контроля за внешнеторговыми операциями; умело противодействовали попыткам контрабанды и внесли свой вклад в создание материально-технической базы грядущей Победы.

Библиографический список

1. Булатов В.Н., Минаева Т.С. и др. История Архангельской таможни XVI-XX вв.: Монография. Архангельск: Поморский государсвенный университет, 2001. 192 с.

2. Воронин С.И., Луговая Г.М., Шишкина Н.В. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны. URL: http://museum.customs.ru.

3. Гирявый М.Р. Новороссийская таможня в 1941-1945 годах // Таможенный вестник. 1995. № 5. С. 15-19.

4. Головин В.В. История Мурманской таможни. 1918-2005 годы. Мурманск: Мурм. таможня, 2006. С. 160.

5. Инструкция, утвержденная приказом ГТУ от 15 сентября 1938 года № 29/оп // Таможенный кодекс СССР. С. 125-126.

6. Лукин В.Н., Мусиенко Т.В. Таможенные органы СССР в условиях военного времени: 1941 год // Научная сессия ГУАП: Сборник докладов научной конференции: в 3 ч. Ч. III. Гуманитарные науки / СПб.: ГУАП. Апрель 2013. С. 66-69.

7. Паперно А.Х. Ленд-лиз. Тихий океан. Тайны истории в романах, повестях и документах. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 1998. 368 с.

8. Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. 1899-1945. Владивосток, 2002. 168 с.

9. Правила приема, охраны и выгрузки прибывающих из-за границы поездов, утвержденные приказом ГТУ от 1931 года № 112/оп // Таможенный кодекс Союза ССР. М., 1946. С. 75-77.

10. Правила таможенных операций в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах, утвержденные приказом ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп // Таможенный кодекс Союза ССР. Глава V. М., 1946. С. 82-83.

11. Правила централизованных расчетов по таможенным пошлинам, утвержденные приказом ГТУ от 22 августа 1932 года // Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946. С. 161-164.

12. Приказы ГТУ НКВТ СССР от 19 декабря 1941 года №№ 219, 220.

13. Северные конвои. Архангельск, 1991. 175 с.

14. Смирнов С.С. Рассказы о неизвестных героях. Минск, 1963. 167 с.

15. Таможенный кодекс СССР. М.: Международная книга, 1946.

16. Тихомирова О.М. Музей истории таможенной службы Северо-Западного таможенного управления. 2014.

17. Vail Motter T.H. The Persian Corridor and Aid to Russia. Washington DC: U.S. Government Printing Office, 1952. 495 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.