Научная статья на тему 'ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ / ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИЗИНГ / ПАНДЕМИЯ COVID-19

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Худжатов М.Б.

В 2020 г. авиационная отрасль получила сильнейший удар в результате пандемии COVID-19. Последствия пандемии оказали негативное влияние на пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом. В статье дана оценка последствиям пандемии COVID-19 в контексте их влияния на грузовые авиаперевозки, проведен анализ объемов грузоперевозок воздушным транспортом в РФ. Результаты данного анализа свидетельствуют о наличии серьезных проблем у лидеров российского рынка грузовых авиаперевозок. Решение указанных проблем возможно с помощью таможенных инструментов. Автором предложено стимулирование российской отрасли грузоперевозок воздушным транспортом путем применения тарифных льгот и таможенных льгот в отношении международных лизинговых сделок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CUSTOMS INSTRUMENTS OF STIMULATING OF INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

In 2020, the aviation industry was hit hard by the COVID-19 pandemic. The fallout from the pandemic has had a negative impact on passenger and freight air travel. The article assesses the consequences of the COVID-19 pandemic in the context of their impact on air cargo transportation, and analyzes the volume of air cargo transportation in the Russian Federation. The results of this analysis indicate that the leaders of the Russian air cargo market have serious problems. The solution to these problems is possible by customs instruments. The author proposes to stimulate the Russian air cargo transportation industry by applying tariff incentives and customs incentives in relation to international leasing transactions.

Текст научной работы на тему «ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

УДК 339.5

doi:10.52210/2224669X_2021_2_64

ТАМОЖЕННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

М.Б. Худжатов

Аннотация. В 2020 г авиационная отрасль получила сильнейший удар в результате пандемии COVID-19. Последствия пандемии оказали негативное влияние на пассажирские и грузовые перевозки воздушным транспортом. В статье дана оценка последствиям пандемии COVID-19 в контексте их влияния на грузовые авиаперевозки, проведен анализ объемов грузоперевозок воздушным транспортом в РФ. Результаты данного анализа свидетельствуют о наличии серьезных проблем у лидеров российского рынка грузовых авиаперевозок. Решение указанных проблем возможно с помощью таможенных инструментов. Автором предложено стимулирование российской отрасли грузоперевозок воздушным транспортом путем применения тарифных льгот и таможенных льгот в отношении международных лизинговых сделок.

Ключевые слова: международные перевозки, воздушный транспорт, тарифные льготы, международный лизинг, пандемия COVID-19.

CUSTOMS INSTRUMENTS OF STIMULATING OF INTERNATIONAL AIR TRANSPORTATION IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

M.B. Khudzhatov

Abstract. In 2020, the aviation industry was hit hard by the COVID-19 pandemic. The fallout from the pandemic has had a negative impact on passenger and freight air travel. The article assesses the consequences of the COVID-19 pandemic in the context of their impact on air cargo transportation, and analyzes the volume of air cargo transportation in the Russian Federation. The results of this analysis indicate that the leaders of the Russian air cargo market have serious problems. The solution to these problems is possible by customs instruments. The author proposes to stimulate the Russian air cargo transportation industry by applying tariff incentives and customs incentives in relation to international leasing transactions.

Keywords: international transportation, air transport, tariff incentives, international leasing, COVID-19 pandemic.

Пандемия СОУГО-19 нанесла в 2020 г. серьезный ущерб мировой экономике. Многие отрасли народного хозяйства и сферы услуг сильно пострадали от последствий пандемии. Одной из наиболее пострадавших отраслей является авиационная отрасль, в том числе сфера международных воздушных перевозок [6].

В данном контексте отметим, что максимальный удар был нанесен на область пассажирских перевозок воздушным транспортом, однако грузовые авиаперевозки тоже пострадали. Так, в РФ в 2020 г. объемы грузоперевозок воздушным транспортом сократились на 8,4 % по сравнению с 2019 г. (1,1 и 1,2 млн т соответственно) [9].

На российском рынке грузовых авиаперевозок лидерами являются ООО «Авиакомпания "ЭйрБриджКарго"», ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» и АО «Авиакомпания "Сибирь"», на их долю приходится свыше 64 % всего объема грузоперевозок воздушным транспортом в РФ. При этом явным лидером в данной области является ООО «Авиакомпания "ЭйрБриджКарго"», на долю которого приходится около 45 % грузовых авиаперевозок (таблица 1).

Из данных таблицы 1 видно, что в 2020 г. объемы грузоперевозок воздушным транспортом в РФ сократились у многих лидеров рынка: ООО «Авиакомпания "ЭйрБриджКарго"», ПАО «Аэрофлот -российские авиалинии», ООО «Авиакомпания "Победа"», АО «Авиакомпания "Россия"», ПАО «Авиакомпания "ЮТэйр"». Сильный удар в результате пандемии СОУГО-19 получили ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии», ее дочернее предприятие ООО «Авиакомпания "Победа"», а также ПАО «Авиакомпания "ЮТэйр"» (сокращение грузовых авиаперевозок на 27 %, 19 % и 36 % соответственно).

Результаты анализа объема грузоперевозок воздушным транспортом в РФ свидетельствуют о наличии серьезных проблем с бизнесом у лидеров российского рынка, причиной которых явились последствия пандемии СОУГО-19. Необходимость выработки рекомендаций и путей решения указанных проблем обусловили актуальность данной статьи.

По мнению руководства компаний ООО "ЭйрБриджКарго" и ПАО «Аэрофлот», которые являются лидерами российского рынка грузовых авиаперевозок, одними из наиболее эффективных мер поддержки отрасли воздушных перевозок являются таможенные инструменты. Основными таможенными инструментами стимулирования различных отраслей экономики являются [11]:

Таблица 1

Авиаперевозки грузов (почты) и грузооборот в 2019-2020 гг. [7]

Авиакомпания Перевезено грузов и почты, т Грузооборот, тыс. ткм

2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2019 г. 2019 г. 2020 г. 2020 г. в % к 2019 г.

ООО «Авиакомпания "ЭйрБриджКарго"» 540 968,96 526 849,89 97,4 5 172 798,61 4 609 050,59 89,1

ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии» 217812,51 158 946,40 73 996 385,46 786 840,56 79

АО «Авиакомпания "Сибирь"» 42 759,56 62 368,22 145,9 98 100,46 160 881,73 164

ООО «Авиастар-ТУ2 31 392,27 46 348,95 147,6 119 180,79 220 619,16 185,1

ООО «Авиакомпания "Победа"» 54 447,85 44 169,83 81,1 111 857,37 86 389,97 77,2

ООО «АТРАН» 18 970,17 36 122,92 190,4 45 677,07 97 641,19 213,8

ОАО «Уральские Авиалинии» 21 607,19 34 437,80 159,4 56 532,24 116 790,41 206,6

АО «Авиакомпания "Россия"» 37 347,13 32 562,90 87,2 193 038,49 178 756,97 92,6

ООО «Авиакомпания "Волга-Днепр"» 18 048,99 23 682,04 131,2 121 207,75 189 393,38 156,3

ООО «Абакан Эйр» 14 587,32 17 479,90 119,8 9685,33 13 906,66 143,6

ПАО «Авиакомпания "ЮТэйр"» 24 095,33 15 348,38 63,7 48 693,87 35 143,38 72,2

- меры таможенно-тарифного регулирования;

- таможенное регулирование международных лизинговых сделок;

- таможенное регулирование в особых экономических зонах.

Применительно к отрасли воздушных перевозок последний инструмент рассматривать нецелесообразно, поскольку таможенные льготы на территориях ОЭЗ могут стимулировать производство отдельных товаров, а авиаперевозки являются услугами. В этой связи рассмотрим подробнее два других таможенных инструмента стимулирования российской отрасли грузоперевозок воздушным транспортом.

Меры таможенно-тарифного регулирования стимулируют импорт и экспорт товаров с помощью таможенных пошлин. Низкие ставки таможенных пошлин или освобождение от их уплаты являются высокоэффективной мерой для ввоза или вывоза определенных товаров [8].

В контексте стимулирования российской отрасли грузовых авиаперевозок особый интерес представляет импорт иностранных самолетов и запчастей к ним, такой импорт облагается ввозными таможенными пошлинами.

Ставки ввозных таможенных пошлин приведены в Едином таможенном тарифе (ЕТТ) ЕАЭС. Так, анализ ставок ЕТТ ЕАЭС в отношении летательных аппаратов из товарной позиции 8802 свидетельствует о том, что нулевые ставки пошлин применяются только при импорте гражданских пассажирских самолетов. Из грузовых самолетов нулевая ставка пошлины действует только в отношении самолетов с максимальной взлетной массой более 370 т (код 8802400096 по ТН ВЭД ЕАЭС). Остальные категории грузовых самолетов облагаются ввозной пошлиной по ставкам от 7,5 до 15 % (таблица 2).

Помимо импорта грузовых самолетов российские авиакомпании также зависят от импорта авиационных запасных частей. Меры таможенно-тарифного регулирования в отношении авиазапчастей из товарной позиции 8803 ТН ВЭД ЕАЭС являются более мягкими по сравнению с импортом грузовых самолетов. Так, воздушные винты, шасси и их части облагаются нулевой ставкой ввозной пошлины. Однако большинство авиационных запчастей классифицируются в товарных группах 84, 85 и 90 ТН ВЭД ЕАЭС, в отношении кото-

Таблица 2

Фрагмент ЕТТ ЕАЭС в отношении летательных аппаратов из товарной позиции 8802 [3]

Код ТН ВЭД ЕАЭС Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг Ставка пошлины

8802 20 000 1 Гражданские 10

8802 20 000 8 Прочие 15

8802 30 000 Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата более 2000 кг, но не более 15 тыс. кг

8802 30 000 2 Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек 0

8802 40 001 Самолеты с массой пустого снаряженного аппарата более 15 тыс. кг, но не более 20 тыс. кг

8802 40 001 1 Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест не более чем на 50 человек 0

8802 40 001 6 Прочие 12,5

8802 40 004 6 Самолеты гражданские пассажирские с количеством пассажирских мест более чем на 50 человек, но не более чем на 300 человек 0

8802 40 004 8 Широкофюзеляжные, дальнемагистральные гражданские грузовые самолеты 7,5

8802 40 004 9 Прочие 12,5

8802 40 009 1 Самолеты гражданские пассажирские с массой пустого снаряженного аппарата более 120 тыс. кг 0

Самолеты гражданские грузовые, оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 тыс. кг

8802 40 009 4 Широкофюзеляжные, дальнемагистральные с массой пустого снаряженного аппарата более 120 тыс. кг 7,5

8802 40 009 5 Прочие 12,5

8802 40 009 6 Самолеты гражданские грузовые, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 тыс. кг 0

8802 40 009 7 Широкофюзеляжные, дальнемагистральные гражданские грузовые самолеты с массой пустого снаряженного аппарата более 120 тыс. кг 7,5

8802 40 009 8 Прочие 12,5

рых нулевые ставки ввозных пошлин практически не применяются

(таблица 3).

Таблица 3

Фрагмент ЕТТ ЕАЭС в отношении некоторых авиационных

запчастей [3]

Код ТН ВЭД ЕАЭС Самолеты и прочие летательные аппараты, с массой пустого снаряженного аппарата не более 2000 кг Ставка ввозной пошлины

8803100000 Воздушные винты и несущие винты и их части 0

8803200000 Шасси и их части 0

8803300000 Части самолетов и вертолетов прочие 0

8507302009 Аккумуляторы свинцовые прочие 5

8511500008 Генераторы-авиационные запчасти 7,5

8481309108 Клапаны обратные (невозвратные) 7

8481401000 Клапаны предохранительные 9

9014208009 Приборы и инструменты для аэронавигации 4

9032108900 Термостаты, не электронные 5

Согласно положениям Договора о Союзе 2014 г. в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза, могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ее ставки [1]. С учетом того, что по разным оценкам на восстановление авиационной отрасли от последствий пандемии СОУГО-19 уйдет около трех лет, предлагается установление тарифных льгот в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины сроком до 31 декабря 2023 г.:

- в отношении гражданских грузовых самолетов всех типов;

- в отношении авиационных запчастей всех категорий при условии подтверждения их целевого назначения.

Далее рассмотрим таможенное регулирование международных лизинговых сделок на предмет применения в авиационной отрасли.

Необходимо отметить, что большинство российских авиакомпаний покупают самолеты в лизинг, который является финансовой арендой. Лизинговые сделки обеспечивают нужды авиакомпаний в необходимом количестве самолетов для осуществления воздушных

перевозок. С финансовой точки зрения лизинговые сделки являются выгодными, поскольку авиакомпании получают рассрочку оплаты стоимости самолетов с уплатой лизинговых платежей, а также возможность постоянного обновления парка самолетов без необходимости их покупки и продажи [10].

Таможенное регулирование международных лизинговых сделок осуществляется с помощью таможенной процедуры временного ввоза. Данная процедура применяется в отношении иностранных товаров, в соответствии с которой такие товары временно находятся и используются на таможенной территории Союза с частичной уплатой таможенных платежей либо без их уплаты [2].

Без уплаты таможенных платежей временный ввоз допускается сроком до одного года только в отношении товаров, перечень которых приведен в Решении Комиссии от 18 июня 2010 г. № 331. В частности, данная льгота применяется в отношении следующих самолетов и запчастей к ним [4]:

- двигатели, запасные части и оборудование, предназначенные для технического обслуживания или ремонта самолетов гражданской авиации на срок их временного ввоза;

- гражданские пассажирские самолеты, за исключением воздушных судов с максимальным количеством посадочных мест свыше 50 и менее 111 мест и свыше 170 и менее 219 мест;

- гражданские пассажирские самолеты с массой пустого снаряженного аппарата более 120 тыс. кг;

- гражданские пассажирские самолеты, за исключением воздушных судов с максимальным количеством пассажирских мест свыше 50 и менее 110 мест, в случае заключения участниками ВЭД договоров и помещения самолетов под процедуру временного ввоза по 31 декабря 2017 г.;

- турбовинтовые гражданские пассажирские самолеты с количеством пассажирских мест не более чем на 79 человек, если на момент их помещения под процедуру временного ввоза с даты их производства прошло не более 10 лет, в случае помещения самолетов под процедуру временного ввоза по 31 декабря 2017 г.

Из вышеизложенного следует, что временный ввоз без уплаты таможенных платежей применяется только в отношении пассажирских самолетов и авиазапчастей. Вместе с тем, согласно положениям

Решения Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. N° 109 возможен временный ввоз без уплаты таможенных платежей грузовых самолетов, указанных в таблице 4.

Таблица 4

Предельные сроки временного нахождения и использования самолетов на территории Союза без уплаты таможенных платежей [5]

Категория товаров Предельный срок

Гражданские грузовые самолеты, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой не менее 60 тыс. кг, но не более 80 тыс. кг (код 8802 40 003 9 ТН ВЭД ЕАЭС), или более 370 тыс. кг (код 8802 40 009 6 ТН ВЭД ЕАЭС) при условии их помещения под процедуру временного ввоза в период с 17 мая 2014 г. по 31 декабря 2017 г. 12 лет

Гражданские грузовые самолеты, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной массой не менее 60 тыс. кг, но не более 80 тыс. кг (код 8802 40 003 9 ТН ВЭД ЕАЭС), при условии их помещения под процедуру временного ввоза в период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2019 г 12 лет

Гражданские грузовые самолеты, не оснащенные грузовой рампой, с максимальной взлетной массой более 370 тыс. кг (код 8802 40 009 6 ТН ВЭД ЕАЭС) при условии их помещения под процедуру временного ввоза в период с 1 января 2018 г по 31 декабря 2023 г 12 лет

Широкофюзеляжные, дальнемагистральные гражданские грузовые самолеты с максимальной взлетной массой не менее 175 тыс. кг, но не более 200 тыс. кг (код 8802 40 003 8 ТН ВЭД ЕАЭС), или не менее 233 тыс. кг, но не более 250 тыс. кг (код 8802 40 004 8 ТН ВЭД ЕАЭС), при условии их помещения под процедуру временного ввоза по 31 декабря 2023 г. 12 лет

Из данных таблицы 4 видно, что указанная льгота применяется к большим грузовым самолетам. Кроме того, на сегодняшний день льгота применима только к последним двум категориям грузовых самолетов. Очевидно, что при разработке вышеуказанного перечня не учитывался фактор пандемии СОУГО-19.

На основании вышеизложенного предлагается распространить льготу по временному ввозу без уплаты таможенных платежей на все категории гражданских грузовых самолетов сроком по 31 декабря 2023 г.

В целом, предлагаемые автором рекомендации окажут существенную поддержку российской авиационной отрасли. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины обеспечат возможность импорта российскими авиакомпаниями грузовых самолетов и запчастей к ним в необходимом количестве. В то же время временный ввоз грузовых самолетов без уплаты таможенных платежей позволит расширить сферу применения международных лизинговых сделок.

Таким образом, реализация предложенных в статье рекомендаций позволит российской авиационной отрасли быстрее восстановиться от последствий пандемии COVID-19. При этом таможенные инструменты стимулирования отрасли воздушных грузоперевозок должны применяться в комплексе с другими мерами поддержки, что является предметом будущих исследований.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant. ru/ (дата обращения: 26.04.2021).

2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).

3. Решение Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).

4. Решение КТС от 18 июня 2010 г. № 331 «Об утверждении перечня товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также об условиях такого освобождения, включая его предельные сроки» // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).

5. Решение Совета ЕЭК от 20 декабря 2017 г. № 109 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры временного ввоза (допуска)» // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 26.04.2021).

6. Арский А.А. Проблемы формирования комплексного прогноза динамики внешнеторговой деятельности России с учетом аспекта пандемии COVID-19 // Маркетинг и логистика. 2020. № 5 (31).

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

7. Воздушные перевозки. URL: https://favt.gov.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-gruzov-i-pochty/ (дата обращения: 26.04.2021).

8. Сауренко Т.Н. Подход к оценке направленности таможенной политики государства // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2020. № 5.

9. Статистика ЕАЭС. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/union_stat/Pages/default.aspx (дата обращения: 26.04.2021).

10. Толстикова В.А., Убайдуллаева У.М. Международный лизинг и особенности его использования в России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2020. № 2 (70).

11. ХуджатовМ.Б. Применение таможенных инструментов стимулирования иностранных инвестиций в сельскохозяйственном машиностроении России // Маркетинг и логистика. 2018. № 1 (15).

М.Б. Худжатов

кандидат экономических наук

доцент кафедры таможенного дела

Российский университет дружбы народов, г. Москва

E-mail: mikailkhudzhatov@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.