Научная статья на тему 'Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях таможенного союза в рамках ЕврАзЭС'

Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях таможенного союза в рамках ЕврАзЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1698
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенно-тарифное регулирование внешнеторговой деятельности Российской Федерации в условиях таможенного союза в рамках ЕврАзЭС»

- прогнозирование потребления энер- - повышение квалификации сотруд-

гии потребителями; ников;

- осуществление программы по по- - внедрение мониторинга энергопо-

вышению надежности работы оборудова- требления;

ния; - внедрение системы управления

- охрана имущества; энергопотреблением.

ЛИТЕРАТУРА

1. Латыпова Р.Р. Разработка имитационной модели грузоперевозок в условиях риска II Вестник Казан, технол. ун-та. 2011. № 22. С. 167-171.

2. Ламакин Г.Н. Основы менеджмента в электроэнергетике: Учебное пособие. 4.1. Тверь: ТГТУ, 2006.

3. Колесников А.М., Пришибилович Т. Б. Формирование инвестиционной стратегии предприятия: Монография / Федеральное агентство по образованию; Санкт-Петерб^гсюш гос. ун-т аэрокосмического приборостроения. СПб., 2007.

4. Колесников А.М. Риски факторинговой операции и оценка ее эффективности II Информационно-управляющие системы». 2012. № 3 (58) С.91- 94.

5. Колесников А.М., Кандубко А.П. Особенности и классификация систематических и несистематиче-

ских рисков инвестирования II Научно-технические ведомости СПБГПУ. Экономические науки. 2013. Т.4 (175). С.105-112

УДК 339 ББК 65.428

ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В РАМКАХ ЕВРАЗЭС

В. В. Федоткин

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (СПбГУСЭ)

Псковский филиал, 180005, г. Псков, Ленинградское шоссе, 24

Таможенно-^рифное регулирование

является одним из основных методов государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основанным на применении мер экономического воздействия, которые способствуют защите национальных производителей, регулируют структуру экспорта и импорта.

Под таможенным регулированием следует понимать меры государственного воздействия на внешнеторговую деятельность, в основе которых лежит ценовой фактор влияния. Такое влияние осуществляется посредством установления и взимания таможенных пошлин при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенная пошлина является основным инструментом государственного воз-

действия на внешнюю торговлю.

Таможенная пошлина - обязательный взнос (платеж), взимаемый таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию или вывозе товаров с этой территории, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства ши группой государств [1, с. 370].

Фундаментальные основы таможеннотарифного регулирования в РФ сформулированы положениями закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе».

Однако формирование Таможенного союза (ТС) внесло значительные изменения в систему таможенно-тарифного регулирования, что обусловлено:

- отказом государств - членов ТС от

применения таможенно-тарифного способа регулирования во взаимной торговле;

- формированием единой таможенной территории с применением единого режима свободного обращения товаров на всей территории;

- формированием единой таможеннотарифной политики в отношении внешней торговли с третьими странами и установлением единого торгового режима;

- принятием Единого таможенного тарифа, применяемого при ввозе товаров на таможенную территорию ТС из третьих стран;

- определением общей системы тарифных льгот и тарифных преференций;

- определением порядка взимания ввозных таможенных пошлин на единые счета, что является признаком общего бюджета и порядка распределения собранных средств между бюджетами государств

- членов союза;

- наделением полномочиями Евразийской экономической комиссии (далее ЕЭК) в области реализации единого таможеннотарифного регулирования в вопросах выработки единообразных механизмов;

- согласованием принципов формирования национальных экспортных тарифов в условиях единого таможенного пространства [2, с. 295].

Основополагающим документом, сформулировавшим единую таможеннотарифную политику ТС и внесшим соответствующие изменения в систему таможенно-тарифного регулирования государств - членов союза, является Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.

Основными целями таможеннотарифного регулирования являются:

• рационализация товарной структуры ввоза товаров на единую таможенную территорию ТС;

• поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров на единой таможенной территории;

• создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в ТС;

• защита экономики ТС от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

• облегчение условий для эффективной интеграции ТС в мировую экономику [3, п. 2 ст. 1].

В Соглашении сформулированы принципиальные основы таможенно-тарифной политики. К базовым принципам, формирующим тарифную политику, можно отнести следующее:

1. Единый таможенный тариф является единым документом для всей территории

тс.

2. Таможенный тариф применяется к товарам, ввозимым на таможенную территорию.

3. Ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа едины, как правило, и не подлежат изменению в одностороннем порядке.

4. Ставки таможенных пошлин устанавливаются по согласованию сторон и корректируются раз в квартал.

5. На основании согласованных ставок Единого таможенного тарифа ЕЭК формирует перечень Единого таможенного тарифа.

Кроме этого, следует учитывать следующие положения, формирующие таможенно-тарифные основы в ТС.

Ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа, как правило, не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, за исключением случаев, предусмотренных таможенным законодательством ТС.

Следует также отметить, что решение об изменении ставок Единого таможенного тарифа может быть принято только в результате консенсуса по ряду товаров. Перечень чувствительных товаров, в отношении которых решение об изменении ставки

ввозной таможенной пошлины принимается Советом ЕЭК, утвержден Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г., № 18.

Применение на территории одного из государств - членов союза - ставок импортных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, допускается только в исключительных случаях. Использование более высокой ставки пошлины в отличие от ставок Единого таможенного тарифа возможно только при условии необходимости развития отрасли экономики государства-инициатора. Применение более низкой ставки предусматривает наличие острого дефицита товара, если такая мера является условием разрешения социально значимых потребностей населения или потребностей производства, в случае если такая потребность не может быть восполнена идентичным или аналогичными товарами, происходящими с территории стран ТС и произведенными на этой территории. При этом установлено, что порядок применения ставок, отличных от Единого таможенного тарифа, предусматривает их согласование с партнерами по союзу. Срок введения импортных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа, на территории одного из государств ограничен 6 месяцами.

При введении таможенных пошлин действуют правила базовой ставки, которая применяется в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наибольшего благоприятствования. При этом в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования, базовые ставки увеличиваются вдвое, кроме случаев применения тарифных преференций. В случае невозможности установления страны происхождения применяются ставки таможенной пошлины в двойном

размере.

Таможенные льготы и преференции не могут быть индивидуального характера, за исключением случаев, прямо оговоренных в таможенном законодательстве ТС и национальном законодательстве государств -членов союза, что допускает применение национальных тарифных льгот и преференций с согласия партнеров по союзу.

Экспортные таможенные тарифы формируются государствами самостоятельно после согласования с партнерами по союзу перечней товаров, в отношении которых они применяются. Ставки экспортных таможенных пошлин утверждаются правительствами государств - членов союза на уровнях, согласованных в рамках ТС, исходя из учета национальных интересов и мнения партнеров относительно мер регулирования экспорта конкретных товарных позиций. Согласованный перечень товаров, относительно которых национальные правительства вводят экспортные таможенные пошлины, не подлежит расширению без консультаций на уровне представителей правительств государств - членов союза. ЕЭК на основании национальных экспортных таможенных тарифов ведет единый перечень экспортных тарифов.

Имеет место индивидуальное изъятие из общего тарифа как особая оговорка для иностранных товаров, поступающих на территории Республики Беларусь и Республики Казахстан. Однако данная оговорка ограничивает пользование товарами в пределах этих стран. Перечень товаров и ставок, в отношении которых в Республике Беларусь и Республике Казахстан применяются ставки ввозных таможенных пошлин, отличные от ставок Единого таможенного тарифа, утвержден Решением Совета ЕЭК от 16 июля 2012 г. № 55.

Правовую основу таможенно-

тарифного регулирования составляют:

- Соглашение о создании единой таможенной территории и формирования ТС от 6 октября 2007 г.;

- Межправительственное оглашение о

160

Государственное и муниципальное управление

СПбГУСЭ

едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г.

- Межправительственное соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

- Межправительственное соглашение о единых правилах определения страны происхождения от 25 января 2008 г.;

- Межправительственное соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 25 января 2008 г.;

- Межправительственное соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 г.;

- Протокол об условиях и порядке применения в исключительных случаях ставок ввозных таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 г.;

- Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г.;

- Протокол о единой системе тарифных преференций от 12 декабря 2008 г.;

- Протокол об обеспечении единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 12 декабря 2008 г.;

- Межправительственное соглашение о Порядке декларирования таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 12 декабря 2008 г.

- Межправительственное соглашение о Порядке осуществления контроля правильности определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, от 12 декабря 2008 г.;

- Протокол об обмене информацией, необходимой для определения и контроля таможенной стоимости товаров между таможенными органами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации от 12 декабря 2008 г.;

- Межправительственное соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее разви-

тых стран от 12 декабря 2008 г.;

- Решение межгосударственного совета относительно введения мер таможеннотарифного регулирования;

- Решение ЕЭК по вопросам тарифного регулирования [2, с. 298-299].

Формирование единой системы таможенно-тарифного регулирования не отменило национальные правовые системы, содержащие правовые нормы, используемые при таможенно-тарифном регулировании. Национальное законодательство скорректировано с учетом основ единой системы на уровне союза, сформированной правовой базы союза и распределения компетенции между Межгосударственным советом, ЕЭК и руководством и национальными правительствами - степени интеграции в таможенном союзе.

В сфере национальных систем таможенно-тарифного регулирования находятся:

- мероприятия в рамках разработки предложений по формированию единой таможенно-тарифной системы;

- возможность использования таможенных пошлин, отличных от ставок единого тарифа;

- предоставление национальных изъятий из Единого тарифа для исполнения международных обязательств;

- формирование экспортных тарифов и регулирование механизмов их исполнения.

В государствах-партнерах национальные правовые системы унифицированы по единой системе таможенно-тарифного регулирования ТС.

В РФ национальную правовую базу формируют закон РФ «О таможенном тарифе», а также целая система подзаконных актов, принятых Правительством РФ, Министерством финансов РФ и Федеральной таможенной службой России.

Закон РФ «О таможенном тарифе» необходимо рассматривать как экономический инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров в России при его взаимосвя-

зи с мировым рынком. Указанный закон состоит из принципов применения тарифного воздействия на внешнеторговую деятельность, видов таможенной пошлины и их ставок, принципов формирования базы, установления национальных тарифных льгот и преференций.

При экспорте нефти сырой и продуктов переработки действуют правила, которыми предусмотрена прямая зависимость размера таможенной пошлины от уровня цен на нефть сырую и продукты переработки на мировом рынке на текущий момент [4, п. 4, ст. 3].

Одновременно с правилами Правительству РФ вменяется в обязанность постоянно отслеживать изменение динамики цен на мировом рынке и оперативно реагировать на произошедшие изменения путем повышения или понижения ставки вывозной таможенной пошлины. Во исполнение этого Правительство РФ осуществляет постоянный мониторинг цен на нефть сырую марки Юралс на мировых рынках нефтяного сырья, как на средиземноморском, так и на роттердамском, в целях определения средней цены за период мониторинга.

С учетом результатов мониторинга Правительство РФ устанавливает ставки таможенной пошлины на нефть сырую и продукты ее переработки с учетом средней цены нефти сырой на мировых рынках. При этом ставки вывозной таможенной пошлины не должны превышать предельные размеры, установленные в законе. В законе размеры ставки установлены в прямой зависимости от уровня цен.

Количество мониторингов в календарном году должно составлять 12 периодов.

Соответственно этому ставки таможенной пошлины устанавливаются сроком на один месяц.

Ставки вывозных таможенных пошлин и система определения таможенной стоимости при вывозе товаров за пределы РФ определяются постановлениями Правительства РФ.

Вышеизложенное позволяет подвести определенные выводы:

Таможенно-тарифный метод регулирования - это эффективный инструмент воздействия на внешнеторговую деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основным инструментом таможеннотарифного регулирования является таможенная пошлина. ТК ТС устанавливает следующие виды таможенных платежей: ввозную таможенную пошлину и вывозную таможенную пошлину. Транзитные таможенные пошлины в ТС не применяются.

Ставки таможенной пошлины закреплены в таможенном тарифе, который является сводом ставок таможенных пошлин.

В Таможенном союзе применяется единая таможенно-тарифная политика во внешней торговле с третьими странами.

Единое таможенно-тарифное регулирование использует Единый таможенный тариф, устанавливающий базовые ставки ввозных таможенных пошлин, и сводный таможенный тариф, устанавливающий ставки вывозных таможенных пошлин.

Ввозные таможенные пошлины принимаются и изменяются на уровне органов ТС, вывозные таможенные пошлины формируются ЕЭК на основании национальных экспортных таможенных тарифов, устанавливаемых правительствами государств членов ТС, самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Словарь-с^иочник внешнеторговых терминов и определений. М.: ПоРог, 2007.

2. Пансков В.Г., Федоткин В.В. Таможенное регулирование внешнеторговой деятельности в России в условиях ТС в рамках ЕврАзЭС: учебное пособие. СПб.: ООО Издат. центр «Интермедия», 2013.

3. Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 г. URL: http://www.tsouz.ru/DOCS/INTAGRMNTS/Pages/S_edin_tam-tar_reg.aspx/ дата обращения 21 апреля 2013 г.).

4. Федеральный закон от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе». URL:

http://docs.cntd.ru/document/9036342 (дата обращения 23 апреля 2013 г.).

162

Государственное и мунщгтальное управление

СПбГУСЭ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.