Научная статья на тему 'Таможенно-правовое регулирование в Таможенном союзе Евразийского экономического союза'

Таможенно-правовое регулирование в Таможенном союзе Евразийского экономического союза Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
230
21
Поделиться
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ ЕАЭС / ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБЪЕДИНЕННОЙ КОЛЛЕГИИ ТАМОЖЕННЫХ СЛУЖБ ГОСУДАРСТВ / ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Салминьш Раиса Юрьевна

Публикация приурочена к анализу законодательства, связанного с регулированием таможенных отношений стран-участниц Таможенного союза Евразийского экономического союза. Характеризованы основы регулирования и органы, в компетенцию которых входит контроль таможенной деятельности, правовой режим информации.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Салминьш Раиса Юрьевна,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Таможенно-правовое регулирование в Таможенном союзе Евразийского экономического союза»

9. Кругликов А.П. Единый следственный аппарат в России: понятие, проблемы образования и функционирования // Российская юстиция, 2014. № 3. С. 62-65.

10. Малько А.В., Терехин В.А. Судебная политика как фактор модернизации судебной системы РФ // Законы России: опыт, анализ, практика, 2012. № 3. С. 73-83.

11. Терехин В.А. Суд в государственно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека: теория и практика: Монография. М.: Юрлитинформ, 2013. С. 352.

ТАМОЖЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ТАМОЖЕННОМ СОЮЗЕ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОЮЗА Салминьш Р.Ю.

Салминьш Раиса Юрьевна — магистрант, кафедра конституционного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: публикация приурочена к анализу законодательства, связанного с регулированием таможенных отношений стран-участниц Таможенного союза Евразийского экономического союза. Характеризованы основы регулирования и органы, в компетенцию которых входит контроль таможенной деятельности, правовой режим информации.

Ключевые слова: Таможенный союз ЕАЭС, таможенно-правовое регулирование, деятельность объединенной коллегии таможенных служб государств, таможенные органы.

В Таможенный союз стран Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на сегодняшний день входят: Армения, Беларусь, Россия, Казахстан, Киргизия. Основной предпосылкой для создания такого союза служит совершенствование геополитики, что принесло бы существенные выгоды для стран-участниц.

Когда Россия стала участником Всемирной таможенной организации (далее - ВТО), все нормы изменились с учетом обязательств перед ВТО.

Свободная торговля сформировалась между государствами-членами Союза во многом из-за территориальной близости, с целью объединения национальных рынков.

Так, в частности, о масштабах экономической взаимосвязи России и Белоруссии говорит тот факт, что около 50% белорусского экспорта приходится на Россию.

06.07.2010 г. был создан Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), регулирующий отношения по поводу ввоза/вывоза товаров на таможенной границе Таможенного союза. На данный момент имеет место структура, состоящая из 3 звеньев по таможенно-правовому регулированию ЕАЭС: первым звеном, выступает Таможенный кодекс, вторым звеном выступают Международные договоры стран членов, третьим звеном являются подготовленные решения Комиссии Таможенного союза [3].

ТК ТС занимает первоочередное место в регулировании таможенного права, при этом действует совместно с национальными нормативно-правовыми актами государств-членов Таможенного союза [3]. Международные договоры являются неотъемлемой частью регулирования отношений в данном Таможенном объединении, они подразделяются на следующие: - действующие в ЕАЭС: Договор о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Белоруссия от 06.01.1995 г.; Соглашение о Таможенном союзе от 20.01.1995 г.; Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 г.; Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10.10.2000 г. [3]. И те договоры, которые не несут сильных изменений в регулировании, но помогают в его совершенствовании: Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007 г.; Договор о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008 г.; Договор об экспортных таможенных пошлинах в отношении третьих государств от 25.01.2008 г.; Договор о порядке перемещения физическими лицами доступных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза от

05.07.2010 г.; Договор об Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза с 22.06.2011 г.; Договор о Евразийской экономической комиссии от

18.11.2011 г. и т.д. [3].

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Третьим звеном выступают Комиссии, в сферу полномочий которых входит: тарифное и нетарифное таможенное регулирование, управление и учет за зачислением и распределением импортных таможенных пошлин, определения торговых систем в отношении третьих государств, статистики такой торговли, политика валютного регулирования.

Еще одни органы, играющие основную роль в исполнении законодательных актов -таможенные органы (ст. 6 ТК ТС). Они регулируют внешнеэкономические взаимосвязи субъектов Российской Федерации (п. 2 ч. 1 ст. 12), структуру ввоза/вывоза товаров (п. 11 ч. 1 ст. 12). Координация между таможенными службами стран-участниц интеграционного объединения в рамках Евразийского экономического союза ведется Объединенной коллегией таможенных служб государств.

Положения об осуществляемой таможенными органами правоохранительной работе закреплены в ст. 7 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Статус таможенных органов, т. е. органов дознания, оперативно-розыскная деятельность обусловливается в государствах-членах Таможенного союза актами уголовно-процессуального законодательства стран членов.

С целью координации усилий по борьбе с административными правонарушениями и преступлениями страны - члены Таможенного объединения заключили ряд международных соглашений и договоров: Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза от 05.07.2010 г.

Таможенные органы обладают правомочиями запрашивать любую необходимую документацию по вопросам таможенной работы для осуществления таможенных операций и контроля и т.д.

Законодательство предусматривает, что таможенные органы в случаях, определяемых законодательством Российской Федерации, должны предотвращать несанкционированный доступ к данным, предупреждать возможность неблагоприятных результатов нарушения порядка доступа к информации и выполнять непрерывный контроль за обеспечением степени защищенности информации.

Стоит обратить внимание на нормативно-правовой акт, заключенный странами участниками - Соглашение о требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза от 21.05.2010 года.

Государства-участники обязаны предоставлять информацию из официальных источников безвозмездно и если такая информация ограниченного типа, и защитить ее от третьих лиц [8].

По Таможенному кодексу Таможенного союза любое лицо имеет право обжаловать решения, действия и бездействия таможенных органов/лиц, однако сроки и порядок такого обжалования отнесено к сфере регулирования национального законодательства стран-участниц.

В настоящее время в ЕАЭСна базе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) разработан Протокол об унификации торговых режимов государств, а именно унификацию предоставления тарифных преференций странам.

Применяются следующие льготы в торговле с указанными странами: в торговле с развивающимися странами по таможенным пошлинам 75% ставок Базового перечня общего таможенного тарифа ЕврАзЭС или национальных таможенных тарифов; наименее развитые страны освобождаются от взимания пошлин на эти товары полностью. Тем не менее, следует отметить, что на этом совершенствование основ функционирования Союза не завершено.

1. Отсутствие синхронности в проведении экономических реформ. Это влияет на динамику и направленность интеграционных процессов, а также на степень согласованности национальных законодательств [5].

2. Реализация на практике достигнутых договоренностей. Это ахиллесова пята всех объединений на постсоветском пространстве. Принятые решения очень часто так и остаются на бумаге [5].

Практика работы Европейского союза (ЕС) и Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) позволяет сделать полезные для Союза выводы.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Межгосударственная структура СЭВа и административный (бюрократический) механизм сотрудничества дали ограниченные результаты, так как не позволили в полной мере реализовать решения, принятые сообща высшими должностными лицами.

В то же время наднациональная структура ЕС, наделенная распорядительными функциями по определенным вопросам экономической политики (то есть передача странами участниками

части национального суверенитета в пользу общей выгоды), и экономический механизм реализации принятых решений позволили Евросоюзу пойти дальше всех существующих интеграционных объединений.

3. Отсутствие механизма согласования национальных интересов государств участников [6].

4. Противоречия в вопросах торговой политики. Между странами ЕАЭС остаются противоречия в этой сфере, что отрицательно влияет на экономику стран Союза [6].

Постепенно, по мере укрепления суверенитетов и становления государственности, взаимное недоверие стало уступать место прагматизму, который диктует необходимость извлечения максимальной пользы из взаимного экономического сотрудничества. Развивающиеся страны должны стремиться к экономической интеграции.

Все многообразные интеграционные объединения свидетельствуют о том, что новые независимые государства находятся в поиске таких форм взаимоотношений, которые гарантировали бы им суверенитет, стабильность, безопасность и экономическое процветание.

Список литературы

1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 г. № 17). // Собрание законодательства РФ. № 50, 2010. Ст. 6615.

2. Соловьев И.А. Регулирование таможенных органов. Методические рекомендации. М.: Москва, 2016. 190 с.

3. ДонецкийЕ.Б. Таможенный союз тогда и сейчас. Учебник. М.: Астара, 2015. 132 с.

4. Новикова С.А. Экономические связи участников внешней торговли. Методическое пособие. М.: Москва, 2013. 125 с.

5. КиреевА.П. Международные отношения. Учебник. М.: Дело, 2014. 234 с.

6. Рапота Г.А. Экономическое притяжение. Учебник. М.: Москва, 2015. 200 с.

7. КрылатыхЭ.Н., Строкова О.Г. Международное право. Учебник. М.: Дело, 2014. 194 с.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

8. Примбетов С.Е. Международная экономическая интеграция в современном мире. Учебник. М.: Алматы, 2015. 321 с.

КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ратников А.А.

Ратников Андрей Александрович — магистрант, кафедра конституционного права, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в данной статье рассматриваются проблемные вопросы изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В настоящее время существует множество проблем в правовом регулировании процедуры такого изъятия. Не ясно определены многие понятия и сроки.

Ключевые слова: изъятие, договор, сроки, государственные нужды, муниципальные нужды.

Право собственности, в том числе на землю, - институт, который имеет установленные законодательством гарантии. В первую очередь, это конституционные гарантии. Так, в соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации основанием для лишения имущества гражданина может быть только решение суда.

Анализ российского земельного законодательства позволяет сделать вывод о том, что основания прекращения прав на землю бывают добровольные и принудительные. Так, земельное законодательство устанавливает следующий перечень оснований прекращения права собственности на землю:

1) отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;

2) отказ собственника от права собственности на земельный участок;

3) принудительное изъятие земельного участка у собственника.