Научная статья на тему 'Тамбовское земство и оказание помощи больным и раненым воинам (1914–1917 гг. )'

Тамбовское земство и оказание помощи больным и раненым воинам (1914–1917 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
597
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / БОЛЬНЫЕ И РАНЕНЫЕ ВОИНЫ / ВОЕННЫЕ ИНВАЛИДЫ / ZEMSTVO SELF-GOVERNMENT / WORLD WAR I / SICK AND WOUNDED SOLDIERS / WAR INVALIDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Щербинин Павел Петрович

Актуальность проведенного исследования отражает интерес научного сообщества к проблемам взаимоотношения власти и общества, личности и государства в кризисные периоды Отечественной истории, которым явилась тотальная Первая мировая война 1914–1918 гг. Патриотическая деятельность региональных самоуправлений была проявлением инициативы и самодеятельности общественных и государственных структур. Цели исследования отражают авторский замысел и композицию статьи. Изучены мотивы, общественная реакция и опыт становления общероссийских и региональных земских союзов в военные годы. Уточнены финансовые возможности и материальные ресурсы земских органов, которые были направлены на реализацию патриотической помощи больным и раненым воинам. Выявлено привлечение земствами как собственных ресурсов, так и пожертвований и правительственных субсидий. Использованы первичные материалы Тамбовского государственного архива и журналов земского собрания, которые позволили системно и панорамно рассмотреть заявленную проблему. Уточнены особенности юридического статуса местных самоуправлений в период войны, в т. ч. деление их на губернские и уездные. Приведены статистические данные о количестве раненых и обеспечении их санитарно-меди-цинскими материалами. Сделан вывод, что главную задачу, заключавшуюся в организации госпитального лечения больных и раненых воинов, земство выполнило. Тамбовская губерния была обеспечена тем количеством коек, какое было установлено для нее планом внутренней эвакуации. Лазареты снабжались пищей, одеждой, лекарственными препаратами и перевязочными материалами. Само население приняло широкое участие в содержании лазаретов, именных коек, жертвуя деньги, продукты и одежду. Специально изучены феномен военных инвалидов военного времени, уточнена их численность и меры социальной защиты. Автору удалось выявить особенности деятельности общественных организаций военных инвалидов. Показано, что после 1917 г. повсеместно стали возникать региональные, городские союзы и отделы увечных воинов, делегировавшие своих представителей в Советы и исполкомы. Все же механизм и система государственной социальной политики по отношению к увечным защитникам отечества были далеки от совершенства, отставали от требований времени, не создавали достойных условий жизни для военных инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Щербинин Павел Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAMBOV ZEMSTVO AND CARE OF SICK AND WOUNDED SOLDIERS (1914–1917s)

Relevance of the research, reflected in the article, is obvious. It shows the interest of the scientific community to the problems of the relationship between power and society, individual and state in crisis times of Patriotic history, which was First World War of 1914–1918. The patriotic activities of regional governments were a manifestation of initiative and independent activity of social and state structures. The objectives of the study reflect the author’s intent and composition of the article. The reasons of public reaction and experience of becoming national and regional alliances of Zemstvo unions in war years are studied. The financial capabilities and material resources of Zemstvo bodies that were aimed at implementation patriotic the sick and wounded soldiers are scrutinized. The engaging by zemstvas both own resources and donations and government grants are disclosed. The primary materials of Tambov State Archives and magazines of zemstvo assemblies that allowed considering systematically the stated problem are used. The legal status of particular local government during the war including their division at the provincial and district are clarified. The statistical data on the number of wounded and providing them with sanitary and medical supplies are given. It is concluded that the main task is to organize the hospital treatment of sick and wounded soldiers, the district council fulfilled. Tambov province was provided by the amount of beds, which was set up for its internal evacuation. The hospitals were supplied with food, clothing, medicines and dressings. The population itself participated in infirmaries supply, registered beds, donating money, food and clothing. The phenomenon of military disabled of wartime verified their numbers and social protection measures are specifically studied. The author was able to identify features of the military activities of public organizations of disabled persons. It is shown that after 1917 the regional, city departments and unions maimed soldiers, sent their representatives to the Soviets and executive committees, began to emerge. Yet the mechanism and the system of state social policy in relation to the crippled defenders of the fatherland were far from perfect, lagged behind the demands of the time, and did not create decent living conditions for war invalids. The main result of the study is that the local authorities were able to do in the shortest time that failed to make public entities from the center, creating a strict system of medical care of sick and wounded soldiers of the Russian army.

Текст научной работы на тему «Тамбовское земство и оказание помощи больным и раненым воинам (1914–1917 гг. )»

УДК 355.292

ТАМБОВСКОЕ ЗЕМСТВО И ОКАЗАНИЕ ПОМОЩИ БОЛЬНЫМ И РАНЕНЫМ ВОИНАМ (1914-1917 гг.)1

© Павел Петрович ЩЕРБИНИН

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, Тамбов, Российская Федерация, доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой ЮНЕСКО по правам человека и демократии, e-mail: Shcerbinin2Q1Q@gmail.ru

Актуальность проведенного исследования отражает интерес научного сообщества к проблемам взаимоотношения власти и общества, личности и государства в кризисные периоды Отечественной истории, которым явилась тотальная Первая мировая война 1914-1918 гг. Патриотическая деятельность региональных самоуправлений была проявлением инициативы и самодеятельности общественных и государственных структур.

Цели исследования отражают авторский замысел и композицию статьи. Изучены мотивы, общественная реакция и опыт становления общероссийских и региональных земских союзов в военные годы. Уточнены финансовые возможности и материальные ресурсы земских органов, которые были направлены на реализацию патриотической помощи больным и раненым воинам. Выявлено привлечение земствами как собственных ресурсов, так и пожертвований и правительственных субсидий.

Использованы первичные материалы Тамбовского государственного архива и журналов земского собрания, которые позволили системно и панорамно рассмотреть заявленную проблему.

Уточнены особенности юридического статуса местных самоуправлений в период войны, в т. ч. деление их на губернские и уездные.

Приведены статистические данные о количестве раненых и обеспечении их санитарно-медицинскими материалами. Сделан вывод, что главную задачу, заключавшуюся в организации госпитального лечения больных и раненых воинов, земство выполнило. Тамбовская губерния была обеспечена тем количеством коек, какое было установлено для нее планом внутренней эвакуации. Лазареты снабжались пищей, одеждой, лекарственными препаратами и перевязочными материалами. Само население приняло широкое участие в содержании лазаретов, именных коек, жертвуя деньги, продукты и одежду.

Специально изучены феномен военных инвалидов военного времени, уточнена их численность и меры социальной защиты. Автору удалось выявить особенности деятельности общественных организаций военных инвалидов. Показано, что после 1917 г. повсеместно стали возникать региональные, городские союзы и отделы увечных воинов, делегировавшие своих представителей в Советы и исполкомы. Все же механизм и система государственной социальной политики по отношению к увечным защитникам отечества были далеки от совершенства, отставали от требований времени, не создавали достойных условий жизни для военных инвалидов.

Ключевые слова: земское самоуправление; Первая мировая война; больные и раненые воины; военные инвалиды.

Патриотическая деятельность региональных самоуправлений в период Первой мировой войны 1914-1918 гг. представляла собой важное проявление взаимодействия органов власти и общества, личности и государства, было проявлением инициативы и самодеятельности общественных и государственных структур. В статье рассмотрены особенности деятельности Тамбовского земского самоуправления по оказанию помощи больным и раненным защитникам Отечества, в т. ч. и военным инвалидам.

Примечательно, что война внесла значительные коррективы в работу земских орга-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 14-11-6803.

нов самоуправления всех уровней, способствовала единению земских и городских деятелей, созданию Всероссийского земского союза (далее - ВСЗ) и Союза городов [1, с. 40].

Создание союзов земств и городов рассматривалось как фактор патриотического подъема и сначала встретило благоприятное отношение со стороны правительства, которое 12 августа 1914 г. официально санкционировало открытие этих союзов. Союзы земств и городов были родственными организациями, поэтому и структура союзов была почти одинаковой. В основе этих объединений лежали земства и городские думы. Высшим органом ВЗС был Всероссийский съезд представителей губернских земских

управ и уполномоченных губернских земских собраний. Союз избрал центральный распорядительный орган - Главный комитет и главного уполномоченного. На местах созданы были губернские и уездные земские комитеты, избираемые земскими собраниями. Впоследствии были организованы также областные союзы земств и городов для более планомерной эвакуации раненых во внутренние районы империи.

Финансы союзов складывались из собственных средств, образовавшихся из взносов местных организаций, из собранных пожертвований и из правительственных субсидий. Собственные средства союзов земств и городов были крайне незначительны. Основным источником существования обоих союзов была государственная казна. С течением времени, когда в руках союзов земств и городов сосредоточилось почти все дело помощи раненым, беженцам и военнопленным, правительственные субсидии приняли более широкий и систематичный характер.

Уже в первый год своего существования союзы развернули широкую госпитальную сеть, через которую прошли миллионы раненых. Одной из важных функций земского и городского союзов являлось распределение государственных субсидий между отдельными единицами местного самоуправления, входящими в состав союзов. Это распределение средств являлось тем основным фондом, на котором развивалась разнообразная деятельность союзов. Кроме этого, союзы осуществляли закупку и снабжение медикаментами лазаретов и госпиталей по городам и уездам. Так, Всероссийский земский союз снабжал медикаментами 198 уездных земств, расход по которым на 1916 г. составил 7 млн руб. [2, с. 411-412].

Первая мировая война выявила потенциальные силы местных самоуправлений и дала им определенное юридическое выражение. В тыловых губерниях местные организации подразделялись на губернские и уездные. Губернский земский комитет формировался из избираемых земским собранием гласных в количестве 10 человек, управы в полном составе, представителей уездных комитетов, по одному от уезда, одного из членов санитарного бюро губернского земства и представителя губернского санитарного совета. Организация губернских комитетов в большинст-

ве случаев осуществлялась по схеме, предложенной Московским губернским земством. Витебское земство, Калужское, Новгородское, Пензенское, Тамбовское, Херсонское и Ярославское приняли ее без изменений. В других губерниях состав комитетов усложняется благодаря привлечению представителей от городов, общественных учреждений, а иногда и национальных групп, среди таких -Ставропольский губернский комитет и др. Руководящим центральным органом ВЗС помощи раненым являлось Собрание уполномоченных земств, созываемое периодически в Москве.

На губернском земском комитете лежала забота о своевременном распределении поступающих раненых и больных по уездам и отдельным местностям губернии. Губернскому земскому комитету доставлялись сведения о количестве свободных помещений в уездах, а он, в свою очередь, осведомлял уезды о возникающих нуждах. Кроме того, комитет заботился о размещении раненых в лечебных учреждениях губернского земства и об устройстве для них специальных госпитальных учреждений. Он же выдавал субсидии «недостаточным» уездным комитетам.

Уездные комитеты состояли из избираемых уездными земскими собраниями гласных и всей управы. Они учреждались по мере необходимости, и их деятельность должна была согласовываться с местными условиями. В ряде уездов работа в этих комитетах сосредотачивалась в руках «третьего элемента»: статистиков и особенно врачей.

Деятельность Тамбовского губернского комитета началась 5 августа 1914 г., но до созыва экстренного губернского собрания, которое должно было избрать членов комитета и утвердить положение о нем, функции комитета выполняла губернская земская управа при участии нескольких приглашенных ею лиц. Тамбовское губернское земское собрание 6 января 1915 г. утвердило выработанное губернской управой положение о губернском комитете и избрало в его состав 4 гласных: И.И. Сатина, Н.С. Жихарева, А.Н. Луженовского и Н.Т. Юрина.

Заседания губернского комитета кроме экстренных случаев происходили 3 раза в неделю, а исполнительного органа (в составе председателя и 2 уполномоченных) - ежедневно. В полном составе комитет собирался

раз в неделю для обсуждения представляемых уполномоченными докладов по текущим делам и рассмотрению отдельных предложений. Кроме того, вначале периодически собирались совещания всех врачей, заведующих тамбовскими госпиталями и отдельные совещания с представителями военного и других ведомств в целях обсуждения общего плана действий по регистрации раненых и их эвакуации из Тамбова в уездные госпитали. Координация деятельности всех лечебных заведений в губернии осуществлялась в соответствии с разработанной на этот случай инструкцией.

По плану эвакуации Тамбовская губерния должна была разместить 2 тыс. коек. В связи с этим Тамбовский губернский комитет приступил к оборудованию за счет Тамбовского земства госпиталей в зданиях на территории губернской больницы. Однако из сообщений главного уполномоченного князя Г.Е. Львова выяснилось, что кроме предполагаемых на всю Тамбовскую губернию 2 тыс. коек требуется оборудовать новые лазареты с таким расчетом, чтобы общее количество коек в губернии достигло 5 тыс. [3, с. 389-390].

На призыв комитета начали поступать многочисленные предложения со стороны учреждений и частных лиц, и губернскому земству приходилось лишь приспосабливать помещения к намеченной цели. Комитет уполномочивал общественные группы или организации принимать лазареты в свое хозяйственное заведование под контролем исполнительного органа. Таким образом, в Тамбове был открыт в здании винного склада госпиталь на 300 коек. Открыты были и лазареты при губернской земской больнице на 370 мест, при Екатерининском учительском институте - 40 мест, при школе слепых -30 мест, в Крестьянском поземельном банке - 24 офицерских и 123 места для нижних чинов, при губернском правлении - 34 места, в арендованном доме Пикулина - 109, в предоставленном в бесплатное пользование доме Винтер - 70 мест.

Принимая во внимание опасность распространения инфекционных заболеваний, губернским комитетом был открыт лазарет в бывшем помещении Красного Креста. Таким же путем открыты большие лазареты и в уездах: в с. Рассказово, Сосновка, Торбеево

Тамбовского уезда. Большой госпиталь на 300 коек был оборудован губернским комитетом совместно с уездным земством и городом в Козлове, а также загородный лазарет на 70 человек. Некоторые учреждения как в Тамбове, так и в других городах открывали свои лазареты совместно с земским комитетом: лазарет чинов землеустройства и земледелия в Тамбове, Красного Креста в Мор-шанске.

Лазареты снабжались необходимым запасом белья, мебели и прочим хозяйственным инвентарем, медикаментами, перевязочными средствами, хирургическими инструментами. На случай экстренной эвакуации имелось полное оборудование санитарного поезда на 10 вагонов.

По предложению комитета принять участие в содержании коек в лазаретах на средства частных лиц открывалась койка имени жертвователя. Инициатором данного почина явились некоторые гласные городской Думы, решив в одном из городских лазаретов учредить несколько коек (6-8) для раненых имени гласных путем отчисления от 2 до 5 % жалованья на содержание данных коек. Инициативу гласных поддержали частные лица и организации, предоставившие средства на содержание коек их имени.

В большинстве лазаретов наряду с платным персоналом работало много лиц, отдающих свой труд бесплатно, среди которых -заведующие лазаретами, сестры милосердия, дежурные по хозяйству и др.

Кроме своих земских лазаретов, губернский комитет снабжал медикаментами и перевязочными средствами, а иногда и медицинским персоналом многие из лазаретов частных лиц. По разработанному военным ведомством плану раненые с позиции доставлялись в распределительные пункты, с которых они развозились по окружным эвакуационным пунктам, где и регистрировались.

В Тамбов первый транспорт раненых прибыл 22 августа 1914 г., доставив около 800 человек. С этого дня началась активная работа земских лазаретов. В Тамбове земству и городу удалось разместить лишь около 600 раненых. Разгрузка раненых проходила следующим образом: получив известие о выходе санитарного поезда, начальник эвакуационного пункта уведомлял об этом губернский комитет, который совместно с начальником

пункта распределял раненых по лечебным заведениям. За правильностью разгрузки раненых в экипажи и за отправкой их в назначенные лазареты совместно наблюдали представители уездных комитетов и города. Чтобы правильно распределить раненых по отдельным лечебным заведениям, комитету требовались точные сведения о движении больных в каждом из них. Такие сведения каждое лечебное заведение ежедневно присылало в губернский комитет, который пересылал их к губернатору и начальнику эвакуационного пункта. Таким образом, в комитете были сосредоточены все сведения как о числе свободных коек в лечебных заведениях всей губернии, так и сведения о наличном составе раненых в них.

С 1 января 1915 г. северные уезды Тамбовской губернии - Моршанский, Темников-ский, Елатомский, Спасский и Шацкий - были отнесены к Рязанскому эвакуационному пункту, и лазареты их уездов получали раненых из Рязани. Города Липецк и Борисог-лебск получали раненых непосредственно с поездов, отправляемых из Орла. Емкость лазаретов этого района Тамбовской губернии определялась в 515 коек. Липецк, Мордово и Борисоглебск являлись крупными приемными и «рассеивающими» пунктами для более мелких лазаретов. Город Моршанск с его уездом и частью Шацкого уезда с лазаретами по станциям Сызрано-Вяземской железной дороги помогал получать поезда непосредственно из Москвы через Ряжск или из Орла.

Северные уезды - Шацкий, Елатомский, Спасский, Темниковский и Кадомский по линии Московской железной дороги получали раненых непосредственно из Москвы. Емкость этого района составляла 480 коек, из которых 105 коек в Елатьме, Кадоме и Темникове, но из-за своей удаленности северные уезды были неудобны для использования. Для распределения раненых удобными пунктами являлись только лазареты при станции Торбеево и Нижне-Мальцево, несмотря на то что емкость этих лазаретов была невелика -всего 120 коек. Прием раненых по линии Московско-Казанской железной дороги представлял немало неудобств, поэтому Тамбовский комитет ВЗС принял решение получать раненых из ближайшего окружного Рязанского пункта.

Все остальные пункты губернии были отнесены к Тамбовскому району с общей емкостью в 4 тыс. 821 койку, считая, в т. ч. 1 тыс. 680 коек в военных госпиталях и 1 тыс. 901 койку гражданских учреждений и частных лиц в Тамбове, и 1 тыс. 240 коек уездных. Таким образом, Тамбов получал раненых и из Москвы, и из Орла, причем часть поездов разгружалась непосредственно в Козлове и Кирсанове. Из Тамбова раненые эвакуировались по линии Тамбов-Богояв-ленск-Сосновка, Тамбов-Лебедянь, Тамбов-Козлов-Усмань, а также на юг губернии - по линии Тамбов-Камышин, Тамбов-Кирсанов и Иноковка-Инжавино. Города Усмань и Лебедянь получали раненых: первый - из Воронежа, второй - из Ельца [4, л. 115-116].

Принятые Тамбовом раненые рассылались по находящимся в уездах лазаретам большими и малыми группами. Всех отправок из Тамбова в уездные лазареты до 1 января 1915 г. было сделано около 50. Общее число больных и раненых, принятых общественными и частными лазаретами за указанный промежуток времени, составило около 10 тыс. человек. Всего за Первую мировую войну в Тамбовской губернии был открыт 131 лазарет на 6 тыс. 821 койку.

Первоначально все усилия губернских властей были направлены на организацию лазаретов для больных и раненых воинов. Тамбовский земский комитет выполнил и превзошел поставленную ему задачу - организовать 2 тыс. коек. Но постепенно сама жизнь расширила рамки деятельности комитета. Когда Тамбовская губерния покрылась сетью лазаретов с тысячью коек, пришлось выработать новый план действий: определить взаимные отношения отдельных учреждений, обеспечить снабжение лазаретов пищей, одеждой для выходящих из них, принять участие в эвакуации, для чего необходим был точный учет занятых и пустых коек, снабдить лечебные учреждения лекарствами, перевязочными материалами и прочими средствами.

Главную задачу, заключавшуюся в организации госпитального лечения больных и раненых воинов, земство выполнило. Тамбовская губерния была обеспечена тем количеством коек, какое было установлено для нее планом внутренней эвакуации. Лазареты снабжались пищей, одеждой, лекарственны-

ми препаратами и перевязочными материалами. С другой стороны, само население приняло широкое участие в содержании лазаретов, именных коек, жертвуя деньги, продукты и одежду.

Созданная земствами густая сеть лечебниц давала возможность их использования в качестве организационных пунктов для лечения раненых и призрения тех из них, которые не требовали госпитального лечения, но не могли быть отправлены на родину. В участках лечебниц обычно возникали местные комитеты, которые организовывали сбор пожертвований, искали помещения для призреваемых раненых, снабжали их одеждой. Присутствие представителей таких комитетов, на которых лежала организационная работа по местам, являлось необходимым в каждом уезде для более полной осведомленности обо всех деталях местной работы. Для этой цели служили периодические совещания представителей местных комитетов при уездной управе.

Заметим, что в числе раненых, направляемых в губернию на излечение, нередко прибывали инфекционные больные. Число их было невелико и в основном, во избежание распространения инфекционных заболеваний по уездам, губернии, они распределялись по баракам на изоляционных пунктах узловых станций. Так, по данным на сентябрь 1916 г., представленным врачебными участками губернскому земству, в земских госпиталях Тамбова и Козлова насчитывалось 164 и соответственно 158 человек. Данные уездных земств указывают на единичные случаи инфекционных заболеваний, находящихся на излечении нижних чинов.

19 апреля 1915 г. состоялось заседание Тамбовского губернского санитарного совещания с участием представителей управ, делегатов от уездных санитарных советов, представителей городов и комитетов ВЗС. На совещании обсуждался вопрос о противоэпидемических мероприятиях в связи с обстоятельствами военного времени. Предлагалось объединить эти мероприятия для всех уездов. Участники совещания пришли к выводу, что единственной рациональной мерой предупреждения эпидемических заболеваний является изоляция больных, т. е. устройство заразных отделений постоянного типа при медицинских участках. Основная масса эпи-

демических заболеваний, наблюдавшихся в губернии (тифы брюшной и сыпной, оспа), приходилась на осенние месяцы, холера и дизентерия развивались летом. Силы и средства для борьбы с эпидемическими заболеваниями не везде были одинаковы. Поэтому их предотвращение велось объединенными усилиями всех уездов через губернскую организацию.

Первая мировая война 1914-1918 гг. дала значительную массу раненых и увечных воинов. Увечными или военными инвалидами именовались военнослужащие, неспособные к службе из-за ран, увечий, болезней и дряхлости. По данным за декабрь 1915 г. и январь 1916 г., т. е. за 1,5 года войны, число увечных составляло 60 тыс. человек, или 17 % всего количества раненых. Общее количество инвалидов войны в начале 1916 г. земский союз исчислял в 800 тыс. человек. В связи с этим усилилась потребность поддержки и заботы об увечных военнослужащих.

Какие же усилия предпринимало государство, чтобы отчасти возместить, а в большинстве случаев помочь демобилизованным по состоянию здоровья и их семьям? Насколько пособия и пенсии, назначаемые увечным, соответствовали их нуждам? Выплаты, полагавшиеся таким категориям нуждающихся, осуществлялись на основе «Приказа по военному ведомству 1912 г. за № 417». В нем говорилось, что всем нижним чинам, которые утратили способность к труду из-за ран, повреждений или болезней, полученных от прохождения ими военной службы, назначаются следующие пенсии:

I разряд - 216 руб., II разряд - 168 руб., III разряд - 108 руб., IV разряд - 66 руб., V разряд - 30 руб. в год. При этом существовала оговорка, что закон действует при стопроцентной утрате способности к труду, если они нуждались в постоянном уходе.

С начала Первой мировой войны 19141918 гг. в организации помощи увечным принимал участие Елизаветинский благотворительный комитет. Великая княгиня Елизавета Федоровна оказывала значительную помощь фронту, раненым воинам: под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и медикаментов, в действующую армию направлялись походные церкви [5, с. 77-78].

Масштабы Первой мировой войны потребовали нового уровня решения проблемы оказания помощи раненым и увечным воинам. Инициативу в условиях всеобщего патриотического подъема взяли на себя земцы. Проводились всероссийские совещания помощи увечным воинам. Так, с 5 по 7 октября 1916 г. в Москве прошло совещание представителей земств по вопросам осуществления земствами помощи увечным воинам, на котором были специально рассмотрены проблемы оказания конкретной санитарной и социальной поддержки инвалидам войны, подведены первые итоги этой деятельности.

12-13 марта 1915 г. на совещании уполномоченных было решено образовать особый отдел при Главном комитете ВЗС, который вместе с Медицинским советом должен был заняться разработкой вопросов: 1) помощь увечным; 2) способы изыскания средств; 3) проведение в жизнь выработанных мероприятий. Отдел начал функционировать

2 октября 1915 г. Медицинский совет в деле помощи увечным установил следующие общие положения: 1) помощь увечным должна составить обязанность государства и заботу общества; 2) организация и ведение всего дела должны находиться в руках земств, городов и их союзных организаций; 3) помощь увечным должна заключаться в лечении, восстановлении и поддержании трудоспособности, организации трудовой помощи и призрения; 4) помощь, как лечебная, так и трудовая, должна быть приближена к нуждающимся в ней.

Для увечных воинов издавались специальные брошюры, например, «Материал организации ремесленного и профессионального обучения увечных воинов» и «Ремесленные курсы для увечных воинов». Открывались и специальные учебные мастерские. Так, в Тамбове в 1916 г. были открыты на средства комитета великой княгини Марии Павловны мастерские для обучения воинов-инвалидов сапожному и портняжному мастерству, куда поступали инвалиды со всех губерний.

Согласно приказу по войскам Московского округа от 17 апреля 1915 г., раненые и увечные нижние чины, отпущенные во временный отпуск домой или вовсе уволенные со службы, впредь до назначения пенсии имели право на получение от уездного воин-

ского начальника суточного довольствия в размере 25 коп. Чиновники военного ведомства требовали «без всякого промедления» осуществлять денежные выплаты увечным. Однако имели место случаи, когда уездное воинское начальство задерживало выплату пособий, о чем свидетельствует приказ верховного начальника санитарной и эвакуационной части от 16 августа 1915 г.: «задержки и непорядки в требовании и выдаче нижним чинам денежного довольствия будут отнесены к личной ответственности заведующих лечебными заведениями, виновных в неприятии мер к точному соблюдению настоящих правил». Жесткие санкции со стороны местных властей за нарушение приказов военного ведомства не применялись. Обычно дело ограничивалось объяснительной, в которой делались ссылки на недостаток средств, несвоевременность их поступления и большое число увечных.

Раненые и увечные воины, уволенные со службы, имели право на получение пенсии. Пенсия назначалась на основании прошения, поданного в течение месяца после увольнения, в Губернское присутствие. При этом проситель, обратившийся с просьбой о пенсии по истечении месячного срока, лишался права на получение пенсии от казны.

Земцы и общественность вынашивали обширные планы оказания помощи увечным воинам, разрабатывали специальные программы, но революционные события 1917 г. помешали реализации задуманного. Постепенно началось сворачивание благотворительной помощи, прекратили существование многие общественные комитеты и организации, но революционная эпоха дала импульс развитию собственных общественных организаций инвалидов. Теперь инициатива перешла к ним. На гребне революционной волны стали появляться различные социальные, профессиональные объединения. В полный голос заявили о себе и увечные воины. Повсеместно стали возникать региональные, городские союзы и отделы увечных воинов, делегировавшие своих представителей в Советы и исполкомы. В Тамбовской губернии, например, был образован Союз увечных воинов, объединивший до 13 тыс. военноувечных [6].

С 15 по 27 июня 1917 г. в Петрограде проходил I Всероссийский съезд делегатов

увечных воинов. В работе съезда приняло участие 116 инвалидов войны. На съезде было принято решении об объединении всех союзов военно-увечных. К этому их побуждало невыносимо тяжелое положение, в котором находилась масса пострадавших на войне инвалидов.

Как реакция на съезд увечных воинов по постановлению Временного правительства 29 июня 1917 г. при Министерстве государственного призрения был учрежден Временный общегосударственный комитет помощи военно-увечным и намечено создание местных комитетов городских, уездных и волостных. В состав Общегосударственного комитета вошли представители Всероссийского союза увечных воинов, земского и городского союзов, Совета рабочих и солдатских депутатов, всех министерств, а также различных учреждений и обществ, ведающих помощью жертвам войны. В обязанности Общегосударственного комитета входили вопросы общей организации и финансирования мероприятий помощи увечным воинам. Организация помощи на местах возлагалась на органы земского и городского самоуправлений, которые для этой цели должны были образовать местные земские и городские комитеты, состоявшие из представителей местных союзов. Однако последующие события и Октябрьский переворот сломали все планы и намеченные мероприятия.

Что касается конкретной помощи увечным воинам, то Тамбовским губернским комитетом земского союза были предприняты следующие меры. Утратившим отчасти свою трудоспособность оказывалась помощь в изучении того ремесла, того дела, к которому они способны. В связи с этим губернский комитет постановил: 1) организовать занятия ручным трудом в госпиталях и 2) профессиональное обучение инвалидов. Инвалидные дома для призрения устраивались самостоятельно только для беспомощных калек, уход за которыми дома не возможен. Существующую мастерскую при губернской земской больнице приспособили к некоторым протезным работам в качестве починочной протезной мастерской. При земском лазарете № 8 г. Тамбова оборудовали отделение для нервных больных, снабженное электрическими машинами, специальными аппаратами для травматического лечения, а также орга-

низовали трудовую помощь, которая, по мнению земских властей, являлась наиболее целесообразной.

Задачи уездных комитетов с их местными организациями заключались преимущественно в организации ручного труда в госпиталях, в распределении инвалидов по общежитиям, мастерским, курсам, в помощи уже обучившимся и вернувшимся. Цель губернского комитета заключалась в материальной и консультативной помощи уездным комитетам, в устройстве общежитий с мастерскими и курсами [7].

Подводя итоги, можно отметить важную роль общественных организаций в деле призрения увечных воинов. Сам же механизм и система государственной социальной политики по отношению к увечным защитникам отечества были далеки от совершенства, отставали от требований времени, не создавали достойных условий жизни для военных инвалидов. После возникновения общеземской организации - Всероссийского земского союза помощи больным и раненым воинам (ВЗС) -была создана обширная система уездных, губернских и фронтовых комитетов. Местные отделения ВЗС действовали заодно с правительственными учреждениями, привлекали местные силы в лице благотворительных организаций, кооперативов, отдельных граждан, но правительство боялось усиления влияния общеземских организаций и всячески стремилось ограничить их полномочия.

Следует учесть большой объем работы и значительную результативность деятельности земских учреждений по решению медико-санитарных задач и организации помощи пострадавшим в ходе войны воинам. С первых дней войны земцы влились в ряды тех, кто, не считаясь со временем и силами, был одержим патриотическими идеями.

Фактически органы местного самоуправления смогли в кратчайший срок сделать то, что не удалось совершить государственным структурам из центра, создав строгую систему медицинского обеспечения больных и раненых воинов русской армии.

1. Погребинский А.П. К истории создания союза земств и городов в Первую мировую войну // Исторические записки. 1941. № 12.

2. Земское дело. 1916. № 5-9.

3. Журнал заседания Тамбовского губернского земского собрания очередной сессии 1914 г. Тамбов, 1915.

4. Государственный архив Тамбовской области. Ф. 152. Оп. 4. Д. 78. Л. 115-116.

5. Щербинин П.П. Особенности призрения увечных воинов в России в XVIII - начале XX в. // Армия и общество: материалы международной научной конференции. Тамбов, 2002.

6. Журнал заседания Тамбовского губернского земского собрания 30 августа 1917 г. Тамбов, 1917. С. 99-101.

7. Лапочкин Е.В., Щербинин П.П., Щукин К.Ю. История сестринского дела на Тамбовщине (ХУІІ-ХХІ вв.): монография. Тамбов, 2013.

Поступила в редакцию 23.08.2013 г.

UDC 355.292

TAMBOV ZEMSTVO AND CARE OF SICK AND WOUNDED SOLDIERS (1914-1917s)

Pavel Petrovich SHCHERBININ, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of History, Professor, Head of UNESCO for Human Rights and Democracy Department, e-mail: Shcerbinin2010@gmail.ru

Relevance of the research, reflected in the article, is obvious. It shows the interest of the scientific community to the problems of the relationship between power and society, individual and state in crisis times of Patriotic history, which was First World War of 1914-1918. The patriotic activities of regional governments were a manifestation of initiative and independent activity of social and state structures.

The objectives of the study reflect the author’s intent and composition of the article. The reasons of public reaction and experience of becoming national and regional alliances of Zemstvo unions in war years are studied. The financial capabilities and material resources of Zemstvo bodies that were aimed at implementation patriotic the sick and wounded soldiers are scrutinized. The engaging by zemstvas both own resources and donations and government grants are disclosed.

The primary materials of Tambov State Archives and magazines of zemstvo assemblies that allowed considering systematically the stated problem are used.

The legal status of particular local government during the war including their division at the provincial and district are clarified.

The statistical data on the number of wounded and providing them with sanitary and medical supplies are given. It is concluded that the main task is to organize the hospital treatment of sick and wounded soldiers, the district council fulfilled. Tambov province was provided by the amount of beds, which was set up for its internal evacuation. The hospitals were supplied with food, clothing, medicines and dressings. The population itself participated in infirmaries supply, registered beds, donating money, food and clothing.

The phenomenon of military disabled of wartime verified their numbers and social protection measures are specifically studied. The author was able to identify features of the military activities of public organizations of disabled persons. It is shown that after 1917 the regional, city departments and unions maimed soldiers, sent their representatives to the Soviets and executive committees, began to emerge. Yet the mechanism and the system of state social policy in relation to the crippled defenders of the fatherland were far from perfect, lagged behind the demands of the time, and did not create decent living conditions for war invalids.

The main result of the study is that the local authorities were able to do in the shortest time that failed to make public entities from the center, creating a strict system of medical care of sick and wounded soldiers of the Russian army.

Key words: zemstvo self-government; World War I; sick and wounded soldiers; war invalids.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.