Научная статья на тему 'Тактивин и тимулин ускоряют процесс обучения и памяти после тимэктомии'

Тактивин и тимулин ускоряют процесс обучения и памяти после тимэктомии Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
315
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИВИН / ТИМУЛИН / ТИМУС / ПАМЯТЬ / ТИМЭКТОМИЯ / TAKTIVIN / THYMULIN / THYMUS / MEMORY / THYMECTOMY

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Новоселецкая Анна Владимировна, Киселева Нина Михайловна, Иноземцев Анатолий Николаевич, Белова Ольга Владимировна, Зимина Ирина Васильевна

Введение тактивина и тимулина после тимэктомии ускоряет процесс выработки условного рефлекса активного избегания. Тимические препараты препятствуют ослаблению иммунной системы, а также снижению способности к обучению и запоминанию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Новоселецкая Анна Владимировна, Киселева Нина Михайловна, Иноземцев Анатолий Николаевич, Белова Ольга Владимировна, Зимина Ирина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tactivin and timulin accelerates the process of learning and memory after thymectomy

Introduction taktivina and thymulin after thymectomy accelerates the formation of a conditioned reflex of active avoidance. Thymic preparations prevent a weakening of the immune system, as well as a reduced ability to learn and remember.

Текст научной работы на тему «Тактивин и тимулин ускоряют процесс обучения и памяти после тимэктомии»

Novoseletskaya Anna Vladimirovna*, Kiseleva Nina Mikhailovna**, Inozemtsev Anatoliy Nikolaevich*, Belova Olga Vladimirovna***, Zimina Irina Vasilyevna***, Arion

Vitaliy Yakovlevich***

TACTIVIN AND TIMULIN ACCELERATES THE PROCESS OF LEARNING AND MEMORY AFTER THYMECTOMY.

* - Lomonosov Moscow State University, Faculty of Biology, The Department of Higher

Nervous Activity, Moscow;

** - Pirogov Russian National Research Medical University, The Department of Pharmacology, Moscow.

*** - FSIR Institute of Physico-Chemical Medicine FMBA of Russia, Laboratory of Molecular Immunology and Biochemistry, Moscow.

Introduction taktivina and thymulin after thymectomy accelerates the formation of a conditioned reflex of active avoidance. Thymic preparations prevent a weakening of the immune system, as well as a reduced ability to learn and remember.

Keywords: taktivin, thymulin, thymus, memory, thymectomy.

Новоселецкая Анна Владимировна*, Киселева Нина Михайловна**, Иноземцев Анатолий Николаевич*, Белова Ольга Владимировна***, Зимина Ирина Васильевна***, Арион Виталий Яковлевич***

ТАКТИВИН И ТИМУЛИН УСКОРЯЮТ ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ И ПАМЯТИ ПОСЛЕ ТИМЭКТОМИИ

1 - Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Биологиче-

ский факультет, кафедра высшей нервной деятельности, г. Москва;

2 - ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И.Пирогова Минздрава России, кафедра фармакологии ПФ, г. Москва.

3 - ФГБУН НИИ Физико-химической медицины ФМБА России, лаборатория моле-

кулярной иммунологии и биохимии, г. Москва.

Введение тактивина и тимулина после тимэктомии ускоряет процесс выработки условного рефлекса активного избегания. Тимические препараты препятствуют ослаблению иммунной системы, а также снижению способности к обучению и запоминанию.

Ключевые слова: тактивин, тимулин, тимус, память, тимэктомия.

Работа проводилась на 135 крысах Wistar весом в среднем 160 г. Животных содержали в стандартных условиях вивария. Спустя 3 недели после рожде-

ния 45 животным проводили тимэкто-мию - операцию по удалению тимуса (I серия экспериментов), другим 45 животным проводили ложную операцию (II се-

—---------д^СФС^з-------------—

~ 51 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

рия экспериментов), остальные животные составили фоновую группу (III серия экспериментов). Животные в каждой серии экспериментов были разделены на три группы, которым внутрибрюшинно в течение месяца (один раз в сутки) вводили: 1 - 0,9% р-р NaCl (физиологический раствор) объемом 0,5 мл, 2 - тактивин в дозе 0,5 мг/кг объемом 0,5 мл, 3 -тимулин 0,15 мг/кг объемом 0,5 мл. В I и

II серии экспериментов препараты начинали вводить на следующий день после операции. Затем у животных вырабатывали условный рефлекс активного избегания (УРАИ) по стандартной методике (БурешЯ. и др., 1991).

В I серии экспериментов (через месяц после тимэктомии) у животных контрольной группы было выявлено нарушение процесса обучения. У крыс этой группы не удалось выработать УРАИ. Введения тактивина и тимулина привело к тому, что животные достигли критерия обученности (80% реакций избегания).

Полученные экспериментальные данные в III серии экспериментов свидетельствуют о том, что процесс обучения на фоне тактивина и тимулина происходил значительно быстрее, чем в контроле. Следует отметить, что препараты тимуса, помимо увеличения условных реакций, способствуют снижению латентного периода реакции

избегания под действием условного сигнала.

Во II серии экспериментов

проведение ложной операции по

удалению тимуса не повлияло на уровень выработки УРАИ. Результаты II и III серии экспериментов совпадают.

Различными авторами показано, что тимэктомия не только снижает иммунную реакцию, но также ухудшает процессы обучения (Saito H. et al., 1997; Nishiyama N., 2001). Полученные нами результаты в I серии экспериментов в контрольной группе соответствуют литературным данным. Настоящая работа доказывает, что введение

препаратов тимуса (тактивина и

тимулина) стимулирует улучшение процессов обучения и памяти, нарушенных тимэктомией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Буреш Я., Бурешова О., Хьюстон Дж.П. Методики и основные эксперименты по изучению мозга и поведения. М.: Высшая школа, 1991. С. 175-189.

2. Nishiyama N. Thymectomy-induced deterioration of learning and memory // Cell Mol Biol. 2001. V. 47 № 1. P. 161-165.

3. Saito H., Nishiyama N., Zhang Y., Abe Y. Learning disorders in thymecto-mized mice: a new screening model for cognitive enhancer // Behav Brain Res. 1997. V. 83 № 2. P. 63-69.

—---------д^СФС^з-------------—

~ 52 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-49390 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ - головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.