Дизайн
УДК 74.01/.09
ТАКТИЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА КОЖГАЛАНТЕРЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕНИЯМИ ПО ЗРЕНИЮ
Бекк М.В., кандидат технических наук, доцент
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств Саметова Е.В., магистрант Евсеева Л.П., доцент
Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности дизайна и проектирования кожгалантерейных изделий для лиц с ограничениями по зрению. Исследуются предпочтения тотально незрячих людей, приводится экспериментальная коллекция.
Ключевые слова: кожгалантерейные изделия, тактильные ощущения, конструктивные особенности, проектирование, конструирование.
Тенденции развития современного общества показывают повышение степени социализации людей с ограничениями по здоровью. Государство и общественные организации проводят большое количество мероприятий по развитию доступной среды, разработаны и ежегодно внедряются социальные программы в этой сфере [1, 2]. Включены в эту деятельность и дизайнеры.
Обеспечение комфортных условий жизни и эксплуатации предметов быта создает для людей с ограничениями по здоровью необходимый уровень независимости и социальной интеграции в общественную среду.
К числу таких групп относятся люди с патологиями зрения, среди которых выделяют тотально незрячих и слабовидящих.
Роль зрения для человека очень значима, так как это основной способ получения и анализа информации об окружающем мире. Количество визуальных фиксаций обычного человека за один день достигает ста тысяч. Хотя избирательность восприятия отсеивает часть фиксаций, в результате не все они становятся информационными для сознания [1, 3, 4].
Для людей с рассматриваемыми патологиями зрительное познание мира заменяется на слуховое и тактильное. Именно эти виды познания несут ответственность за эстетику восприятия, переживания.
Постоянно потребляемыми человеком изделиями являются одежда, обувь, кожгалантерейные изделия, аксессуары. Использование адаптивных технологий
может привести к тому, что данные изделия станут незаменимыми помощниками в жизни инвалидов.
Для тотально незрячих людей тактильное восприятие изделий связано с конструкцией и фактурами материалов, используемых в кожгалантерейных изделиях. Для того чтобы разработать новое изделие, необходимо оценить отношение человека к уже имеющимся образцам.
Исследование потребительских предпочтений по ассортименту сумок показало, что тотально незрячие люди выбирают полужесткие конструкции повседневных сумок. Для удобства переноски им нужны либо ручка-ремень, либо две удлиненных ручки. Очень важно наличие нескольких карманов на передней стенке или на клинчиках. Размеры карманов могут варьироваться, но исключены мелкие параметры. Опрашиваемые отмечали необходимость вместительности сумки, так как использование нескольких сумок различного назначения для них ухудшает комфорт эксплуатации. И еще одним требованием потребителей являлся выбор по способу закрывания - это застежка-молния.
Следует отметить, что потребители-женщины хотят иметь в своем гардеробе сумку для торжественных случаев и допускают, что у нее должен быть небольшой размер.
Тактильная эстетика кожгалантерейного изделия для тотально незрячих заключается в удобстве эксплуатации, быстром поиске нужного отдела, легком способе открывания-закрывания, размещения предметов по отделам, «читаемость» материалов сумки.
Фактура поверхности материалов может обеспечить «тактильную навигацию» изделия. Исследования тактильных предпочтений по материалам среди тотально незрячих людей показали следующее. Для исследования были выбраны 37 образцов материалов: натуральная кожа для верха и подклада, искусственная кожа, композиционная кожа, текстильные материалы.
Поверхность натуральных кож была представлена: гладкой и грубой выпуклой фактурами, лаковым покрытием, ворсистой поверхностью, естественным рисунком мереи и фактурой рептилии. Ткани включали: деним, бархат, плащевую, вискозу, хлопчатобумажную, стрейч, гипюр. Исследуемые выбрали материалы, которые имеют четко выраженную фактуру и обеспечивают формоустойчивость изделия. Привлекательным вариантом считают комбинирование материалов. Для подклада, наоборот, выбрали гладкую поверхность с плотной структурой.
С учетом всех аналитических данных были разработаны коллекции сумок для тотально незрячих людей и для слабовидящих [4, 5].
Коллекция для тотально незрячих людей включает сумки средних габаритов с короткими ручками (для использования в качестве дорожных или спортивных); сумки с габаритами 40*30 см с короткими ручками и наплечным ремнем для повседневной носки; сумка для торжественных случаев с ручкой-ремнем. Короткие ручки у всех моделей имеют встроенный магнит в средней части, чтобы потребитель не искал ручки, а они сразу были соединены для
охвата их рукой. На всех моделях имеются крупные объемные карманы со способом закрывания на молнию или клапан с велькро. Бегунки на молниях увеличены. У самых больших моделей карманы находятся не только на передней стенке, но и на клинчиках. «Тактильная навигация» деталей поддержана комбинированием материалов на стенках, карманах, клинчиках, ручках. Человек по поверхности материала быстро отличает детали изделия и находит нужные. Поддержать навигацию помогает использование имитации шрифта Брайля на тех деталях, где это необходимо.
Коллекция сумок для слабовидящих людей имеет несколько другие конструкции, так как здесь в «навигацию» уже можно включить цвет. Опросы слабовидящих людей показали, что наиболее предпочтительны конструкции рюкзаков. Но также как и тотально незрячие, они включили в гардероб сумки для особо торжественных случаев. При этом потребители отметили, что хотели бы иметь рюкзаки, которые располагаются спереди (ил. 1).
Ил. 1. Примеры «передних» рюкзаков для слабовидящих людей: а - рюкзак на двух плечевых ремнях; б - рюкзак на одном плечевом ремне
Потребители хотели бы иметь не только классический вариант рюкзака на двух плечевых ремнях, но и более комфортную конструкцию на одном плечевом ремне. Рюкзаки на одном ремне можно изготавливать в двух асимметричных вариантах: для левшей и для правшей.
В коллекции для слабовидящих также используется прием комбинирования материалов, но контуры всех основных деталей и места разъемов поддержаны цветовыми полосками, чаще желтого цвета. То есть материалы контрастны не только по фактуре, но еще и по цвету.
Используя предложенные кожгалантерейные изделия, люди с данными видами патологии будут чувствовать себя комфортно в общей социальной среде, что улучшит не только условия эксплуатации изделия, но и эмоциональный фон.
Библиографический список
1. Гусельцева М.С. Антропологическая оптика в психологии гуманитаристике // Вопросы психологии. - 2012. - № 5. - 176 с.
и
2. Бекк Н.В., Клюева И.В. Промышленный дизайн как элемент Государственной программы «Доступная среда»: учеб. пособие. -Новосибирск, 2013. - 36 с.
3. Нарушения зрения [Электронный ресурс]. - URL: http://medportal.ru/enc/ophtalmology/myopia/.
4. Исследование конструкций кожгалантерейных изделий и материалов для проектирования изделий для людей с ограничениями по зрению / Н.В. Бекк [и др.] // Вестн. КНИТУ. - 2015. - № 7. - С. 197-200.
5. Инновационное моделирование кожгалантерейных изделий: монография / Н.В. Бекк [и др.]. - Новосибирск: СГУВТ, 2017. - 75 с.
TACTICAL AESTHETICS OF LEATHER EQUIPMENT FOR PEOPLE WITH LIMITATIONS ON THE VIEW
Bekk M.V., Candidate of Technical Sciences, Docent Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts Sametova E.V., MA Student Evseeva L.P., Docent
Novosibirsk Technological Institute (branch) of the Russian State University. A.N. Kosygin
Abstract. The article considers the main features of designing leather goods for persons with vision limitations. The preferences of totally blind people are studied, an experimental collection is given.
Keywords: leather goods, tactile sensations, design features, design, construction.
УДК.749.1
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ТРАНСФОРМИРУЕМОЙ МЕБЕЛИ
Шнейдер Э.В., лектор
КазНИТУ им. К.И. Сатпаева, Институт архитектуры и строительства, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация. В данной статье рассматриваются основные этапы развития многофункциональной мебели.
Ключевые слова: история мебели, трансформация, оборудование интерьера.