Научная статья на тему 'ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗРУШЕНИЙ ЗДАНИЙ'

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗРУШЕНИЙ ЗДАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проведение специальных видов работ / экстремальная ситуация / подъемно-транспортные машины / аварийно-восстановительные работы / тактико-техническое обеспечение / высотные здания / carrying out special types of work / an extreme situation / lifting machinery / emergency repair work / tactical and technical support / high-rise buildings

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Беликов А.С., Улитина М.Ю., Шатов С.В., Шаломов В.А., Нестеренко С.В.

В результате обобщения и опыта проведения работ, выполняемых различными спецподразделениями экстремальных служб, предложено подойти к задачам безопасного и эффективного проведения ремонтно-строительных, аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ с позиций теории принятия рациональных (оптимальных) решений, положив в основу единый критерий – эффективность ведения работ. Для практического использования нетрадиционной подъемно-транспортной машины применена теория принятия оптимальных (рациональных) решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Беликов А.С., Улитина М.Ю., Шатов С.В., Шаломов В.А., Нестеренко С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TACTICAL-TECHNICAL SUPPORT OF ADMINISTRATION OF SPECIAL WORKS ON ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF DESTRUCTION OF BUILDINGS

The experience of performing of the rescue operations, which carry out various rescue units, has been studied, analyzed and summarized. The problems of safe and efficient conduct of repair, emergency repair and rescue operations are considered in terms of the theory of making rational (optimal) solutions. It is based on a single criteria the efficiency rescue operations. The theory of optimal (rational) solutions to study the practical use of handling machines has been applied.

Текст научной работы на тему «ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗРУШЕНИЙ ЗДАНИЙ»

Анализ полученных результатов расчетов параметров плотных совмещений в прямоугольной области О эффективность интерактивного корректирования схем плотного совмещения, спроектированных в автоматическом режиме.

Список литературы

1. Майк Ласло. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на С++ / Ласло Майк. - М.: Бином. -1997. - 302 а

2. Чупринка В.1. 1нтерактивна побудова схем розкрою / В.1. Чупринка, О.Т. Волошин, О.В. Ко-марницька // Вюник ДАЛПУ. - №1. - 2000. - С. 8689.

3. Чупринка В.1. 1нтерактивне коригування роз^йних схем, що побудоваш в автоматичному

режимi / В.1. Чупринка, О.З. Колиско // Вюник Хме-льницького нацюнального ушверситету - 2006. -№1, Ч1. - С. 76-79.

4. Чупринка В.1. Алгоритм штерактивно1 по-будови та коригування схем розкрою / В.1. Чупринка, О.В. Чебанюк // Вiсник КНУТД. - 2007. - №1. - С. 31-35.

5. Chuprynka V.I. Metod of construction of lattice pilings of two plane geometric object with different configurations of outer contours/ V.I. Chuprynka, G.Y. Zelinsky, N.V. Chuprynka // The scientific heritage -2017, - №8, Vol. 1, P. 100-109

6. Chuprynka V.I. Metod for automatic design of rational lattice schemes dense combined in a rectangular region of plane geometric object with different configurations of outer contours V.I. Chuprynka, G.Y. Zelinsky, N.V. Chuprynka // The scientific heritage -2017, - №9, Vol. 1, P. 110-125,

Беликов А.С.

доктор техн. наук, проф., Приднепровская государственная академия

строительства и архитектуры, г. Днепр

Улитина М.Ю.

Аспирант, Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, г. Днепр

Шатов С.В.

доктор техн. наук, доц., Приднепровская государственная академия

строительства и архитектуры, г. Днепр

Шаломов В.А.

канд. техн. наук, доц., Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры, г. Днепр Нестеренко С.В.

канд. техн. наук, ст. преп., Харьковский национальный университет городского хозяйства имени А. Н. Бекетова, г. Харьков

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ РАЗРУШЕНИЙ ЗДАНИЙ

TACTICAL-TECHNICAL SUPPORT OF ADMINISTRATION OF SPECIAL WORKS ON ELIMINATION OF CONSEQUENCES OF DESTRUCTION OF BUILDINGS

Belikov A.S.

Dr. Sci. (Tech.), Prof., Prydniprovs'ka State Academy of Civil Engineering and Architecture, Dnepr Ulitina M. Yu.

Graduate student, Prydniprovs'ka State Academy of Civil Engineering and Architecture, Dnepr

Shatov S.V.

Dr. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Prydniprovs'ka State Academy of Civil

Engineering and Architecture, Dnepr Shalomov V.A.

Cand. Sci. (Tech.), Assoc. Prof., Prydniprovs'ka State Academy of Civil

Engineering and Architecture, Dnepr

Nesterenko S.V.

Cand. Sci. (Tech.), Senior Lecturer, Kharkiv National University the city economy named Beketov О. M., Kharkiv

АННОТАЦИЯ

В результате обобщения и опыта проведения работ, выполняемых различными спецподразделениями экстремальных служб, предложено подойти к задачам безопасного и эффективного проведения ремонтно-строительных, аварийно-восстановительных и аварийно-спасательных работ с позиций теории принятия

рациональных (оптимальных) решений, положив в основу единый критерий - эффективность ведения работ. Для практического использования нетрадиционной подъемно-транспортной машины применена теория принятия оптимальных (рациональных) решений.

ABSTRACT

The experience of performing of the rescue operations, which carry out various rescue units, has been studied, analyzed and summarized. The problems of safe and efficient conduct of repair, emergency repair and rescue operations are considered in terms of the theory of making rational (optimal) solutions. It is based on a single criteria - the efficiency rescue operations. The theory of optimal (rational) solutions to study the practical use of handling machines has been applied.

Ключевые слова: проведение специальных видов работ, экстремальная ситуация, подъемно -транспортные машины, аварийно-восстановительные работы, тактико-техническое обеспечение, высотные здания.

Keywords: carrying out special types of work, an extreme situation, lifting machinery, emergency repair work, tactical and technical support, high-rise buildings.

Постановка задачи. Обеспечение безопасности и эффективности ведения работ с применением нетрадиционных подъемно-транспортных машин типа НПТМ-М и разработка тактико -технического обеспечения.

Цель статьи. Разработка и обоснование тактико-технического обеспечения при ликвидации последствий разрушений зданий с использованием нетрадиционных подъемно-транспортных машин (НПТМ).

Изложение материала исследования. Для обоснования использования НПТМ-М применена тео-

рия принятия оптимальных (рациональных) решений. Согласно разработанной нами методики принятия оптимальных (рациональных) решений с применением ЭВМ руководитель специального подразделения руководствуется одношаговым алгоритмом [1-2], где количество потенциально возможных исходов сокращается до двух (1+1,1-1). При этом система уравнений, на основании которой формируется критерий качества для случаев ведения специальных видов работ на высоте с использованием запатентованных конструкций НПТМ и НПТМ-М, запишутся упрощенно в виде:

h

/+1, если выбор альтернативы приводит к цели сразу или не ухудшает сложившейся ситуации В; 1_х, если выбор альтернативы приводит к нежелательному (отрицательному) результату; к = 1,2.

(1)

Действительно, выражение (1) определяет тот качественный критерий задействования НПТМ или НПТМ-М при проведении ремонтно-строительных (РСР), аварийно-восстановительных (АВР) и аварийно-спасательных работ (АСР) на высоте, где, исходя из ситуации В, возможны только два исхода:

- контрольный груз с крепежным концом сможет попасть в требуемое место (на крышу здания или за здание) спасательный конец (канат) или же

не сможет. Соответственно будем иметь математически значения качественных оценок: доставит -«+1» не доставит - «-1».

Использование НПТМ-М схематично представлено на рис. 1. При этом рассматриваются фактически два случая реализации цели с позитивными исходами [3-5].

Предложенные установки по варианту 1 и 2 предусматривают доставку грузов в любую необходимую точку здания или сооружения для выполнения восстановительных работ.

Рис. 1. Установки НПТМ (а) и НПТМ-М (б): 1 - кабина; 2 - барабан; 3 - тяговый канат; 4 - управляющие канаты; 5 - блок перераспределения управляющих усилий; 6 - транспортное средство; 7 - линемет; 8 - дополнительная лебедка; 9 - барабан дополнительной лебедки; 10 - нагруженная ветвь; 11- полезный груз; 12 - свободная ветвь каната; 13 -

противовес

Как следует из рассмотрения алгоритма решения задачи анализа, альтернатив здесь бесконечное множество. Тем не менее с помощью бортового РС возможно получить полный список соотносящихся между собой координат положений контрольного груза в пространстве текущего времени и параметра у - угла возвышения ствола линемета установок НПТМ и НПТМ-М над горизонтом, и выбрать требуемые оптимальные (рациональные)значения для ее попадания в точку целевого назначения.

Математически, эти тактико-технические задачи принятия решений в условиях определенности с качественной целью обобщенно могут быть описаны выражением:

max K [у, Sl9 P, d, h, S^], (2)

где К - качественная целевая функция принимает следующие значения:

- К=1, если цель достигнута.

- К=-1, если цель не достигнута.

P = const; 0<у<

где Р - давление в рабочей пневмокамере линемета НПТМ; S1o - минимальное расстояние, на которое можно приблизить НПТМ к фасаду здания, S20 - максимальное расстояние, на которое можно удалить ее от здания.

Ограничения (3) часто ситуационно обусловлены и связаны с упомянутым ландшафтом окружения. Вместе с тем, для каждого конкретного объекта зданий и сооружений, расположенных в районе, производится заблаговременное уточнение

При этом рассматриваются управляемые и неуправляемые параметры задачи.

К числу неуправляемых параметров задачи относятся:

Н - высота здания и ё - его ширина вглубь здания, а также окружающий ландшафт, связанный с наличием или отсутствием хозяйственных построек, стилобатных частей здания, высоких деревьев, воздушных линий электропередач и т.п.

При обосновании применения НПТМ управляемыми переменными были приняты: Р - давление в рабочей пневмокамере линемета установки, (МПа); у - угол возвышения пневмометания «Болванки» с канатом, (град.); & - расстояние от установки НПТМ до здания, м.

Неуправляемые параметры задаются конкретными величинами, а на управляемые переменные накладываются ограничения. Например, в нашем случае:

890; ¿10 < < £20, (3)

специфических данных, дополняющих ограничения (3), и их вводят в базу данных бортового РС.

Тактико-техническая задача принятия рациональных (оптимальных) решений при проведении РВР, АСР и РВР в высотных зданиях и сооружениях была сформулирована на основании проведенных исследований.

Теоретическое обоснование применения НПТМ и НПТМ-М для доставки контрольного груза с тросом на крышу здания

В случае решения задачи о пневмометании снаряда с тросом на крышу здания вводится определенное ограничение. Оно связано с тем, что снаряд не только должен оказаться на крыше здания, но и не попасть в зону, отстоящую вглубь от передней стены на расстояние не менее некоторого наперед заданного Ll (ширина бордюра крыши, которая обеспечивает невозможность «соскальзывания» снаряда с тросом обратно на землю):

X' — £ = Ь1. (4)

Таблица 1

Результаты решения задачи пневмометания в заданную точку крыши с учетом высоты парапета

Поэтому с учетом дополнительных ограничений после обработки данных принимается решение о месте расположения установки и определяется необходимый угол возвышения по отношению к горизонту.

На основе проведенных исследований было получено множество решений этой тактической задачи (табл. 1) для типового 12-этажного здания с высотой 36 м.

Угол а, град 50 55 60 65 70 75 80 85 90

Расстояние S (м) - - 20 14 12,5 10 9,5 9,3 8,1

Проведенные исследования показали, что для безопасного ведения работ необходимо провести обоснованный выбор оперативных данных о ЧС (устанавливается наличие людей на крыше здания, собирается информация о его этажности, метеоусловиях, геометрических характеристиках и других управляемых и неуправляемых параметрах задачи).

Далее, на местном ландшафте выбирается позиция для НПТМ или НПТМ-М - определяется приемлемое значение дистанции St - и уже на основании последнего задается соответствующий угол пневмометания а. Если такого значения угла в табл. 1 (или на рис. 2) не существует, то в этом случае расстояние от здания до места расположения установки корректируется с учетом реальных условий местности. На языке теории принятия решений

этот математический прием называется свертыванием вектора варьируемых параметров в скаляр [69].

Можно предложить и другой способ представления результатов решения задачи 1 и соответственно другой путь их обработки. Имеется в виду построение номограмм на основе расчетных данных [10] (рис. 2). В этом случае при разработке конкретного вида таблиц и номограмм следует стремиться к тому, чтобы пользование ими было максимально простым и не требовало специальной подготовки, что в практике работы спецподразделений наиболее ценно. (Аналогичные номограммы разрабатываются и для других координат точек, при иных соотношениях параметров St и а°.

Рис. 2. Введение ограничений и номограмма к задаче 1 - метание контрольного груза с° спасательным

концом в заданную точку крыши

Так, например, при пожаре в нижних или средних этажах здания произошло обрушение, а терпящие бедствие люди, повинуясь инстинкту, сосредоточились на крыше здания. Соответственно возникла необходимость забросить контрольный груз со спасательным концом на крышу здания, где потерпевшие ожидают помощи. (Требуется подача ог-нетушащих веществ с огнетушителями, одежды и других средств защиты.)

Согласно типовой задачи 1, характерной особенностью в этом случае является то обстоятельство, что здание может иметь стилобатную часть, выступающую перед ним, например, на 10 м. В связи указанным естественным ограничением нет возможности расположить установку ближе, чем на расстоянии Sl0 = 10 м. Кроме этого, ближайшие постройки около здания не дают возможности расположить установку дальше, чем на расстоянии 820 = 50 м.

Поэтому в результате исследований (табл. 1), и номограмме (рис. 2) установлен диапазон допустимых углов наклона установки к горизонту:

Для углов наклона установки к горизонту:

60° < а < 70°. (5)

Соответственно диапазон расстояний St здесь будет:

10(м) < ^ < 20(м). (6)

Естественно, руководитель спецподразделения должен принимать решение о применении НПТМ, руководствуясь дополнительными ограничениями (5) и (6).

Действительно, пусть, исходя из рельефа местности (мешают линии электропередач, постройки вблизи обслуживаемого здания, высокие деревья и др.), НПТМ удобно расположить на конкретном расстоянии 14 м от стены здания. Тогда, как следует из табл. 1 или номограммы (рис. 2), оптимальный (рациональный) угол наклона будет равен 64 0, который укладывается в диапазон дополнительных ограничений (точка К рис. 2).

Подчеркнем важную особенность рассматриваемых тактических задач принятия решений. Выбор значений расстояния St и угла наклона установки а не единственнен еще и потому, что в подавляющем большинстве случаев не так важно, чтобы «снаряд» упал как можно ближе к бордюру крыши здания. Вполне достаточно, чтобы он упал вместе со спасательным концом в любой точке, но обязательно на крыше здания. Соответственно, диапазон решений, из которых выбирает руководитель спецподразделения, значительно шире. Эта неоднозначность решения весьма важна с точки зрения практики работы спецподразделений [11]. Множество всех допустимых решений, обеспечивающих падение снаряда на крышу здания, представлено на рис. 3.

При возникновении аварий или других ЧС, когда по каким- либо причинам (обрушения, высокая температура, задымленность и т.п.) какие-то участки крыше не доступны для сосредоточения людей. Поэтому крепление спасательного конца каната на этих участках невозможно, а метание «Болванки» на эти участки нецелесообразно.

С учетом таких обстоятельств и, не предъявляя особых требований к точности строго решения задачи поиска оптимальной тактики, с помощью номограммы (рис. 3) удается графически сразу отыскать искомые параметры. А именно.

Как и ранее, установка находится на расстоянии от стены здания. На рис. 3 проведем через точку 81 вертикаль КЫ. Требуется, чтобы были равны расстояния: Ь1 = Ь10, причем Ь10 известно.

Аналогично, исходя из реальной ширины здания (на графике представлено в относительных единицах) проводим горизонтальную прямую М'Ы'.

Точка <2 пересечения двух прямых определяет требуемый угол наклона установки к горизонту на семействе кривых номограммы.

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы найти этот угол, нужно визуально определить, какой из графиков номограммы лежит ближе всего к точке 2 (на выноске точки а и в). Далее для уточнения значения угла выполняется линейная интерполяция, откуда искомый угол а находится из выражения:

[чШ«) + а2(<2„)]

аЬ • (7)

Выполнив сравнение полученных результатов графического метода интерпретации с табличным, можно сделать следующий вывод. Очевидно, что табличное представление данных вмещает в себя значительно большее количество информации. Например, в одной таблице могут быть представлены данные о зданиях различного типа, с различной высотой, этажностью и т.п. Это трудно сделать в случае номограммы, т.к. большее число графиков ухудшает восприятие информации. В то же время номограмма, составленная для одного конкретного типа зданий, дает результат практически сразу.

Рис. 3. Номограмма к задаче 1 - пневмометание «Болванки» со спасательным концом в произвольно

выбранную точку крыши здания

На наш взгляд, целесообразно совмещать оба эти подхода. Необходимо иметь номограммы для всех типов зданий различной этажности, ширины вглубь здания, высоты, пользование которыми удобно на конкретных объектах. В то же время в условиях профилактической работы специальных подразделений, при составлении планов и карточек ликвидации ЧС необходимо составлять таблицы, позволяющие обрабатывать большее количество

информации, вследствие чего производить пополнение базы данных, которые могут быть использованы при ликвидации ЧС.

Обоснование применения установок НПТМ и НПТМ-М для пневмометания контрольного груза с канатом через здание с его заделкой на земле

Здесь, в задаче 2 дополнительное ограничение связано с другим обстоятельством. Контрольный груз должен перелететь через здание и упасть на поверхность земли за ним.

Для того, чтобы контрольный груз перелетел через здание и упал за ним на поверхность земли достаточно, чтобы отрезок (ОО') был больше или равен сумме отрезков (аЬ) и (Ьс). То есть:

(ОО') > (аЬ) + (Ьс). (8)

Здесь О' - точка траектории, в которой контрольный груз находится на максимальной высоте.

Другими словами, в задаче 2 требуется доставить снаряд в точку X" за зданием, и решение этой задачи опять-таки получается с учетом (2), ограничений (3) и (8).

Поступая аналогично рассмотренному ранее случаю, обобщим и здесь результаты решения тактической задачи 2 в форме, позволяющей быстро определить оптимальные (рациональные) характеристики для НПТМ.

С формальной точки зрения, обобщить результаты решения задачи 2 несколько проще, чем задачи 1. В этом случае пользователю выводится информация только об одной характеристике - упадет снаряд на поверхность земли за зданием или нет. Причем не требуется какой-либо дополнительной информации, например, о месте расположения точки падения снаряда в пространстве или его траектории. В подобных случаях целесообразно представить результаты в виде двоичной таблицы (табл. 2)

Таблица 2

Результаты решения задачи пневмометания через здание

а0 55 60 65 70 75 80 85 89

Расстояние 10 0 0 1 1 1 1 1 1

(м) 12 0 0 1 1 1 1 1 0

14 1 1 1 1 1 1 1 0

16 1 1 1 1 1 1 0 0

18 1 1 1 1 0 0 0 0

20 1 1 0 0 0 0 0 0

22 0 0 0 0 0 0 0 0

24 0 0 0 0 0 0 0 0

26 0 0 0 0 0 0 0 0

Примечание. Таблица приведенных результатов относится к тактике использования НПТМ или НПТМ-М для 12-этажного жилого здания.

Проанализируем полученные результаты.

Для больших углов наклона установки к горизонту, близких к 90°, диапазон «успешных» пнев-мовыстрелов, позволяющих достичь желаемого исхода, очевидно, будет меньшим. Действительно, установку в этих случаях следует располагать, по возможности, ближе к зданию (есть оптимум), иначе контрольный груз упадет на крышу или на поверхность земли перед зданием. С другой сто-

роны, слишком малые углы наклона установки к горизонту приведут к тому, что снаряд не перелетит через здание, а «врежется» в стену здания.

На основе проделанных исследований была построена номограмма (рис. 4). Величины табл. 2, заданные построчно, отложим на номограмме по горизонтали, сохранив их смысловое значение (углы наклона установки к горизонту). По вертикали номограммы отложим расстояние S1.

Рис. 4. Номограмма к задаче 2 пневмометания «Болванки» со спасательным концом на поверхность

земли через здание

Заштрихованные области полученной номограммы соответствуют нежелательным исходам и ограничивают допустимые значения параметров работы НПТМ или НПТМ-М при принятии решения для задачи 2. Теперь понятно, что оператору (не обязательно с высоким уровнем квалификации) удобнее пользоваться номограммой. После оценки обстановки в процессе разведки ЧС и при наличии номограммы типа рис. 4 принятие ошибочного решения практически исключено.

С точки зрения формальной логики, для рассмотренной задачи графический и табличный способы выдачи результатов эквивалентны, и именно потому, что выходная информация выводится в дискретной форме (достигнут желаемый результат - «+1», результат нежелательный - «-1»).

Принципиально процедуру поиска оптимальных (рациональных) характеристик расположения НПТМ-М можно автоматизировать с помощью бортового компьютера. Для этого требуется разработать соответствующее программное обеспечение, с использованием ряда численных методов. В

этом случае входными данными программы будет информация о возможном месте расположения установки (&), а выходными - угол наклона ее к горизонту (а). Соответствующая номограмма реализации такого подхода представлена на рис. 4, где заштрихованная область отвечает нежелательным соотношениям X) и а. Все другие рациональные решения задачи 2 лежат внутри заштрихованной области.

Рассмотрим реализацию задачи о перебрасывании контрольного груза со спасательным концом троса со спасательным концом через здание с точки зрения получения оптимального ее решения.

На основе экспериментальных данных апробации установки НПТМ-М в этом случае следует иметь расчетные семейства траекторий движений снаряда с канатом, и использовать их аппроксимации, получаемые различными методами баллистики. Например, применяя полиномы Лагранжа третьей степени [12]. Одна из таких траекторий приведена на рис. 5.

Рис. 5. Параболическая траектория движения контрольного груза при пневмометании установкой

НПТМ-М

(9)

где А, В, С - коэффициенты параболической траектории, приведенные в работе [7].

Выражение (10) является квадратным уравнением относительно X и может быть решено аналитически, а. следовательно, также аналитически определяется величина расстояния до высшей точки траектории 0'.

Контрольный груз перелетит через здание, если (аЪ) + (Ъс)<(ОО'). Величина (ОО') определяется соотношением:

(00') = ((X - X'У + (У(X) - У')2)2 • (11)

Результаты вычислений сведем в табл. 3.

Таблица 3

Результаты расчетов процесса пневмометания при необходимости переброски спасательного

Наивысшая точка траектории определится дифференцированием уравнения, определяющего траекторию движения контрольного груза со спасательным концом в системе координат ОХYZ в явном виде (рис. 5):

с(У / (X = 0.

Конкретнее [7]:

3 АХ2 + 2ВХ + С = 0.

(10)

Опыт № Угол Высота

1 55 30.1

2 60 38.2

3 65 41.5

4 70 37.0

5 75 26.0

6 80 21.1

7 85 18.0

8 89 16.0

Из табл. 3 видно, что оптимальное значение угла возвышения равно 65°.

Проанализируем этот результат. Очевидно, что оптимальное значение угла наклона в задаче 2 должно быть меньше, чем в задаче 1. В самом деле, в первом случае необходимо только забросить на крышу контрольный груз, во втором же он должна перелететь через здание, поэтому горизонтальная компонента его начальной скорости должна быть большей, и, следовательно, угол возвышения установки при прочих «равных» должен быть меньшим, что и было подтверждено расчетами.

Заметим, что при малом угле возвышения контрольный груз не перелетит через высотное здание, а на своем пути может встретить преграду в виде стены здания.

Сказанное относится к двенадцатиэтажному типовому жилому зданию и ему аналогичным, которые не имеют стилобатных выступающих частей. Вместе с тем разработанная методика позволяет предложить рациональную тактику использования НПТМ и НПТМ-М для работы при авариях и других ЧС в многоэтажных зданиях и сооружениях. Однако для решения таких задач в случае более высоких зданий мощность установки следует увеличить за счет увеличения рабочего давления в рабочей пневмокамере. Соотношение масс «Болванки» и каната целесообразно оставить без изменений, что и было выполнено согласно выводам и рекомендациям настоящей работы при создании опытного образца НПТМ-М.

Решая задачу разработки рациональной тактики ведения АВР, РВР и АСР в высотных зданиях и зданиях повышенной этажности с учетом ограничений, связанных со стилобатом, попутно можно определить допустимые габариты стилобатной части для вновь проектируемых зданий. Кроме этого, при проектировании застройки микрорайонов высотными зданиями и зданиями повышенной этажности условие вида (3) дает возможность предложить рациональные значения расстояний между зданиями с точки зрения безопасности ведения работ.

Выводы. На основе проведенных исследований установлены закономерности доставки необходимых грузов с учетом технических характеристик установок НПТМ и НПТМ-М, их расположения относительно объекта, что позволяет с применением программного обеспечения руководителю работ принимать оптимальные (рациональные) решения при ликвидации экстремальных ситуаций с разрушением строительных конструкций, зданий и сооружений. Сформулированы задачи по применению НПТМ и НПТМ-М, основанные на использовании двух тактических приемов пневмометания контрольного груза с тросом: задача 1 - метание на крышу аварийного здания; задача 2 - через здание наводкой. Предложено и выполнено обобщенное представление полученных результатов для принятия решений в двух формах: табличной и в виде номограмм.

В результате обобщения полученных теоретических и экспериментальных результатов построены номограммы, что позволяет на практике задействовать НПТМ и НПТМ-М при ведении специальных видов АВР, РВР и АСР. Даны практические рекомендации по применению таблиц и номограмм

задействования НПТМ и НПТМ-М в оперативно-тактической обстановке ЧС в высотных зданиях и зданиях повышенной этажности.

Проведенные опытно-промышленные испытания ряда технических средств при проведении комплексных учений позволили сократить время, обеспечить оперативность в непредвиденных обстоятельствах при ликвидации последствий на разрушенных объектах.

Список литературы

1. Обеспечение безопасности при выполнении работ повышенной опасности [Текст] / А. С. Беликов, О. А. Сабитова, В. А. Голендер, В. А. Шаломов // Международный научный журнал. - 2015. - №2.

- С. 144-158.

2. Охрана труда в строительстве: учебник / [Беликов А. С., Сафонов В. В., Нажа П. Н. и др.] ; под общ. ред. А. С. Беликова. - Киев : Основа, 2014. -592 с.

3. Аветисян В. Г. Рятувальш роботи шд час ль кввдацп надзвичайних ситуацш: Поабник / В. Г. Аветисян, М. I. Адаменко, В. Л. Александров та шш. - Ки!в : Основа, 2006. - 240 с.

4. Ларш, О. М. 1нженерна техшка та спещальш машини для Мкыдацд надзвичайних ситуацш: навч. поаб. / О. М. Ларш, I. М. Грицина, Н. I. Гри-цина та ш. - Харшв : НУЦЗУ, КП «Мюькдрук», 2012 - 380 с.

5. Рябчинский А. И. Регламентация активной и пассивной безопасности автотранспортных средств: монография / [А. И. Рябчинский, Б. В. Ки-суленко, Т. Э. Морозова]. - Москва : Издательский центр «Академия», 2006. - 462 с.

6. Покровский Ю. Ю. Современные системы конструктивной безопасности автомобилей: монография / [Ю. Ю. Покровский, К. С. Ремнев, И. С. Степанов, В. В. Ломакин]. - Тула: Издательство ТулГУ, 2007. - 163 с.

7. Дурденко В. А. Количественная оценка надежности интегрированной системы безопасности на основе логико-вероятностного моделирования / В. А. Дурденко, А. А. Рогожин // Вестник Воронежского института МВД России. - 2013. - №2.

- С.207-215.

8. Daniel J. Holt. Fuel cell powered vechicles, Automotive engineering, SAE, 2002.

9. Sadykhov G. S. Average Number of Failure-Free Operations up to Critical Failure of a Technologically Dangerous Facility: Calculation, Limit and Non-Parametric Estimates // Journal of Machinery Manufacture and Reliability, Vol. 42, № 1, 2013. рp. 81-88.

10. Tamka K., Wang H. O. Fuzzy control systems design and analysis: a linear matrix inequality approach. N. Y.: Wiley, 2001.

11. Grote К. G. Die bewertungsmethodik der bauausführung der untergleiszone der hauptträger der Verladebrücke / К. G. Grote, J. Postnikov, N. Makarenko, P. Gavrish, V. Schepotko, V. Kassov, V. Koinasch // Вюник Донбасько! державно! машино-будiвноi академи : зб. наук. праць. - Краматорськ: ДДМА, 2012. - № 3(28). - С.110-113.

12. Дружинина О. В. Анализ технической устойчивости и стабилизация управляемых динамических систем / О. В. Дружинина, Т. С. Климач-кова, А. С. Мулкиджан // Наукоемкие технологии.

- 2013. - Т. 14. - №6. - С.59-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.