Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. № 46. С. 76-84 Tomsk State University Journal of Law. 2022. 46. рр. 76-84
Научная статья УДК 343.985
doi: 10.17223/22253513/46/5
Тактико-психологический аспект взаимодействия в процессе проведения коммуникативных следственных действий
Алена Сергеевна Скоревич1
1 Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассмотрены вопросы формализации психологической составляющей личности участников предварительного расследования. Проанализирована составляющая профессиональной компетенции допрашивающего по использованию психодиагностики при коммуникативном взаимодействии с подследственным. Перечислены способы описания характеристик личности допрашиваемого. Описание тактически значимых психологических характеристик было предложено в формате эталона, психотипов, параметров.
Ключевые слова: криминалистическая тактика, коммуникативные следственные действия, индивидуализация тактического воздействия, личность допрашиваемого
Для цитирования: Скоревич А.С. Тактико-психологический аспект взаимодействия в процессе проведения коммуникативных следственных действий // Вестник Томского государственного университета. Право. 2022. № 46. С. 76-84. doi: 10.17223/22253513/46/5
Original article
doi: 10.17223/22253513/46/5
Tactical-psychological aspect of interaction in the process of communicative investigative actions
Alena S. Skorevich1
1 National Research Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation, [email protected]
Abstract. In an interrogation, the tactical value lies primarily in those structural elements of the forensic characteristic of the personality of the interrogator that suggest the possibility of effective influence on him or her. The effectiveness of the influence depends on the extent to which the personality traits are receptive to the stimulus contained in the tactical technique.
Identifying the personality traits of the interrogator is therefore a necessary part of the interrogator's activity in communicative investigative actions.
In order to investigate the ability to intuitively determine psychological properties of a person, a study was carried out. The collected empirical data demonstrates the
© А.С. Скоревич, 2022
following performance of psychodiagnostic skills without prior special training. When identifying a personality trait from a pair of polarities, the vector was correctly identified in 96 cases, or just under half (45.7%). Error gradation in quantitative determination of a personality trait is distributed as follows: a small error (up to 10 points) in 63 cases, a medium error (11-20 points) in 22 cases, and a large error (21-30 points) in 5 cases.
The analysis of the obtained data allowed us to formulate the following conclusions.
Conclusion 1. Interaction in the absence of specific training allows the psychological characteristics of the counterpart's personality to be assessed with 31 to 70 per cent accuracy.
Conclusion 2. The effectiveness of tactical interactions is enhanced when directed at a susceptible personality characteristic. A significant error in the identification of psychodiagnostic characteristics based on the mundane level of skill in the tactical plan means the selection of ineffective or even counterproductive tactics.
Conclusion 3. A solution to the problem of establishing personality characteristics beyond the habitual perception of the interrogator can be offered in the form of providing a description of the psychological characteristics of the individual. This description can be formulated in the format of a benchmark, psychotypes, parameters.
- Benchmark
A format for describing a person's characteristics that represents an example of a person who possesses the relevant psychological traits.
- Psychotypes
a format for describing personality characteristics, which represents mutually exclusive classification groups formed on the basis of psychological properties.
- Parameters
A format for describing personality characteristics that represents the structural components of a personality (such as processes, states and properties) in quantitative terms.
Conclusion 4. Adaptation of borrowed knowledge having criminological value is reasonable to make, firstly, in relation to structure and content of tactical recommendations, secondly, in relation to personal features of the person conducting the criminal investigation, and thirdly, to the personality of the investigator.
Keywords: forensic tactics, communicative investigative actions, individualisation of tactical influence, personality of the interrogated
For citation: Skorevich, A.S. (2022) Tactical-psychological aspect of interaction in the process of communicative investigative actions. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Pravo - Tomsk State University Journal of Law. 46. рр. 76-84. (In Russian). doi: 10.17223/22253513/46/5
Расследование преступлений как профессиональная деятельность по типу профессий относится к системе «человек - человек» [1. С. 160], что определяет межличностное взаимодействие в качестве значимой составляющей работы следователя. Межличностное взаимодействие с подследственным может служить источником информации о его индивидуально-психологических характеристиках. Получение такой информации реализуется в том числе как «непосредственное наблюдение за личностью обвиняемого» [2. С. 74] посредством «речевой коммуникации» [3. С. 70] в процессе взаимодействия.
В совокупности личностных характеристик допрашиваемого ценностью в тактическом аспекте, прежде всего, обладают такие структурные элемен-
ты криминалистической характеристики личности преступника, которые предполагают возможность эффективного воздействия на него. Эффективность воздействия зависит от того, насколько личностные особенности восприимчивы к стимулу, который содержится в тактическом приеме. Соответственно «в структуре конкретной личности должна найти отражение та ее сторона, которая представляет собой совокупность свойств, обусловливающих индивидуальность поведения» [4. С. 167]. Учет индивидуально-психологических свойств личности позволяет оптимизировать характер и интенсивность направленного тактического воздействия посредством индивидуализации тактических приемов.
Индивидуализация предполагает специализацию тактических рекомендаций, применение которых будет эффективнее для определенной группы подследственных. Группировка в данном случае осуществляется на основании сочетаний и степени выраженности психологических свойств, наличие которых в структуре личности допрашиваемого предопределяет эффективность оказываемого на него тактического воздействия.
Таким образом, определение свойств личности, характеризующих допрашиваемого, является необходимой составляющей деятельности допрашивающего при проведении коммуникативных следственных действий. В процессе общения участники межличностного взаимодействия наблюдают проявления личностных характеристик, выраженных в вербальных и невербальных коммуникациях. Наблюдения, производимые следователем, - результат его субъективного восприятия с акцентированием внимания на отдельных качествах личности подследственного. Получаемая таким образом характеристика личности допрашиваемого зависит от личного опыта допрашивающего, а также искажений, вносимых механизмами неосознанной психической защиты [5. С. 44], когнитивными ошибками [6. С. 188] и профессиональной деформацией, которые сопровождают мышление. В результате эффективность тактической составляющей взаимодействия с подследственным зависит от степени сопоставимости личности допрашиваемого с совокупностью личностных характеристик, формирующих представление о допрашиваемом в сознании допрашивающего. Кроме того, вероятно, эффективность тактического воздействия в значительной степени предопределяется выработанностью навыка взаимодействия с людьми, обладающими схожей совокупностью личностных свойств, из предыдущего профессионального опыта следователя.
В содержание тактического приема целесообразно включать «рекомендации по уточнению алгоритма действий, исходящие из особенностей лица, на которое оказывается воздействие» [7. С. 37]. В зависимости от направленности тактического воздействия ключевое значение имеет определенная совокупность личностных характеристик допрашиваемого. Осуществление тактического приема может оказаться проблематичным в случае, если его индивидуализация основана, на личностных характеристиках допрашиваемого, на которые не ориентирована направленность внимания допрашивающего. В этом случае возрастает вероятность совершения так-
тической ошибки, связанной с выбором тактического приема либо его реализацией.
В целях изучения уровня навыков деятельности по определению психологических свойств личности было проведено исследование, которое продемонстрировало, насколько результативны интуитивные психодиагностические навыки. Выборку составили магистранты первого года обучения Юридического института Томского государственного университета (п = 42). Экспериментальное задание состояло из предварительной, подготовительной и основной частей. Предварительная часть заключалась в заполнении психологического опросника методики «Большая пятерка» [8. С. 12] на стандартизированном бланке ответов. Подготовительная часть - в выполнении совместного задания в малой группе по 3-5 человек, суть которого состояла в индивидуализации тактических рекомендаций на основании психологических характеристик подследственного. В основной части исследования участникам было предложено задание определить психологические свойства одного из участников малой группы, в состав которой он был включен. Для психодиагностической части исследования использовались психологические свойства опросника «Большая пятерка». Данная психологическая методика включает в себя пять пар полярных свойств личности: экстраверсия - интроверсия, привязанность - обособленность, самоконтроль - импульсивность, эмоциональная устойчивость -эмоциональная неустойчивость, экспрессивность - практичность. Каждое свойство, диагностируемое методикой, определяется по степени выраженности от 1 до 30 баллов. В случае если ни одно свойство из пары не выражено по сравнению с противоположенны,м результаты респондента по шкале обозначаются как 0 баллов. Соответственно, участникам исследования необходимо было определить вектор свойства (одно свойство из полярной пары) и количественное выражение свойства в предусмотренном методикой диапазоне.
Методика «Большая пятерка» позволяет определить 10 свойств личности, сгруппированных по принципу полярности в пять шкал. В таблице 1 представлено распределение исследованных свойств в выборке.
Т а б л и ц а 1
Свойства методики «Большая пятерка» в выборке
№ Шкалы свойств (-/+) Вектор свойств
0 «-» «+»
1 Экстраверсия - интроверсия 5 11,91% 24 57,15% 13 30,96%
2 Привязанность - обособленность 1 2,39% 34 80,96% 7 16,67%
3 Самоконтроль - импульсивность 1 2,39% 36 85,72% 5 11,91%
4 Эмоциональная устойчивость -неустойчив ость 3 7,15% 27 64,29% 12 28,58%
5 Экспрессивность - практичность 1 2,39% 37 88,10% 4 9,53%
Числовые данные в табл. 1 представлены по количеству человек, обладающих соответствующими психологическими свойствами. Как видно, в выборке преобладают свойства вектора «-», соответственно: шкала 1 -экстраверсия, шкала 2 - привязанность, шкала 3 - самоконтроль, шкала 4 -эмоциональная устойчивость, шкала 5 - экспрессивность. Вектор 0 (отсутствие приоритета выраженности свойств шкалы) был определен в 11 случаях.
Результаты, полученные участником посредством заполнения бланка опросника психодиагностической методики, сопоставлялись с результатами, определенными для данного участника посредством аудиовизуальной диагностики (экспериментальное задание основной части исследования). Анализ данных осуществлялся по двум параметрам: правильность определения вектора шкалы свойств и точность определения количественной выраженности свойства. В табл. 2 представлены результаты по параметру определенного вектора.
Вектор был верно определен в 96 случаях, что составляет чуть меньше половины (45,7%). Наибольшее число верно определенного вектора установлено по шкале свойств самоконтроль - импульсивность. По шкалам экстраверсия - интроверсия, эмоциональная устойчивость - неустойчивость, привязанность - обособленность вектор определен верно примерно в трети случаев. По шкале экспрессивность - практичность вектор определен верно примерно в пятой части случаев. В процентном соотношении большее число ошибок совершено при определении вектора «-» как вектора «+» по шкалам 1, 2, 3, 5. По шкале 4 чаще вектор «+» ошибочно определялся как вектор «-». Ввиду нераспространенности вектора 0, ошибки, связанные с ним, суммарно составляют 7% случаев. Примечательно, что ошибка присвоения определяемому человеку вектора, идентичного определяющему, допускалась в 39 случаях, в то время как ошибка присвоение определяемому человеку вектора, противоположенного определяющему, -в 75 случаях, следовательно, ошибка в два раза чаще допускается при отрицании схожести психологических свойств диагностируемого с характеристикой собственной личности.
Результаты исследования свидетельствуют о следующем: взаимодействие в условиях отсутствия специальной направленности внимания на психологические свойства личности позволяет оценить характеристики личности контрагента с точностью от 31 до 70%, не принимая в расчет случаи ошибок в векторе по шкале свойства (45,7%). Количественная градация ошибок в определении количественной выраженности свойства личности распределена следующим образом: небольшая ошибка (до 10 баллов) - 63 случая, средняя ошибка (11-20 баллов) - 22, большая ошибка (21-30 баллов) - 5 случаев. Ошибка в векторе, ввиду полярности составляющих шкалу свойств, расценивалась как критическая. В тактическом плане такая ошибка означает выбор неэффективных или даже контрпродуктивных тактических приемов.
Т а б л и ц а 2
Результаты правильности определения вектора шкалы свойств
№ Шкалы свойств Опросник/Аудиовизуальная диагностика
V -/+ +/- 0/- 0/+ -/0 +/0
1 Экстраверсия - интроверсия 18 13 5 3 3 0 0
% 33,33 24,07 9,26 5,56 5,56 0 0
2 Привязанность - обособленность 16 21 3 0 0 2 0
% 29,63 38,89 5,56 0 0 3,7 0
3 Самоконтроль - импульсивность 30 7 3 0 1 1 0
% 55,56 12,96 5,56 0 1,85 1,85 0
4 Эмоциональная устойчивость -неустойчив ость 20 5 13 3 0 1 0
% 37,04 9,26 24,07 5,56 0 1,85 0
5 Экспрессивность - практичность 12 29 0 1 0 0 0
% 22,22 53,7 0 1,85 0 0 0
Примечание. «V» - вектор определен верно; «-/+» - по опроснику свойство определено в векторе «-», по результатам аудиовизуальной диагностики - в векторе «+»; «+/-» - по опроснику свойство определено в векторе «+», по результатам аудиовизуальной диагностики - в векторе «-»; «0/-» - по опроснику свойство определено в векторе «0», по результатам аудиовизуальной диагностики - в векторе «-»; «0/+» - по опроснику свойство определено в векторе «0», по результатам аудиовизуальной диагностики - в векторе «+»; «-/0» - по опроснику свойство определено в векторе «-», по результатам аудиовизуальной диагностики - в векторе «0»; «+/0» - по опроснику свойство определено в векторе «+», по результатам аудиовизуальной диагностики - в векторе «0».
По отзывам участников исследования, задание по оценке личности другого человека оказалось достаточно сложным. Случаи ошибок объяснялись непривычностью такого рода деятельности и отсутствием необходимых навыков. Отметим, что перед тем, как приступить к заданию на оценку психологических свойств, участникам сообщили название методики, из которой был взят перечень свойств. Таким образом, у всех участников была возможность воспользоваться предоставленной информацией и ознакомиться с содержанием методики, включающей в себя интерпретацию определяемых личностных характеристик. Согласно наблюдениям, такой возможностью воспользовались только несколько участников, остальные предпочли информацией пренебречь. В этой связи примечательно, что точнее всего определялись свойства шкалы 3 (самоконтроль - импульсивность). Вероятно, свойства шкалы 3 представляют собой наиболее привычную психологическую характеристику с распространенной встречаемостью и актуальностью в деятельности осваиваемой юристом профессии.
Как следует из вышеизложенного, интуитивное определение психологических свойств личности, основанное на обыденно-бытовом уровне вы-работанности навыка, оказывается недостаточно точным. В то же время
конкретность интерпретации характеристики личности повышает результативность ее оценки.
Решение проблемы установления личностных характеристик, выходящих за пределы привычного восприятия допрашивающего, может быть предложено в виде предоставления описания психологической характеристики личности. Данное описание может быть сформулировано в формате эталона, психотипов, параметров.
Эталон в качестве формата описания характеристик личности представляет собой образец, который обладает соответствующими психологическими свойствами. Как эталон обычно используется личность известных исторических деятелей, литературных персонажей, популярных представителей массмедиа. Описание психологических характеристик личности посредством эталонов реализовано, к примеру, в соционике [9. С. 94]. Оценка личности допрашиваемого с использованием эталона состоит в сопоставлении эталонных психологических характеристик с характеристиками допрашиваемого. При использовании данного подхода обязательно указание на то, какие конкретные свойства личности эталона имеют значение. Недостаток эталона заключается в возможном искажении отдельных характеристик, возникающих в зависимости от источника получения информации об эталоне, его субъективном образе в сознании допрашивающего, а также наличии сопутствующих свойств в совокупности характеристик эталона. Преимущество эталона - в возможности задействовать жизненный опыт допрашивающего.
Психотипы в качестве формата описания характеристик личности представляют собой взаимоисключающие классификационные группы. В качестве психотипологической классификации может быть использована известная в психологии типология либо авторская типология. При использовании авторской типологии обязательно достаточно исчерпывающее описание каждого психологического типа по ряду критериев. Оценка личности допрашиваемого с использованием психотипов состоит в определении принадлежности к одному из типов на основании соответствия обозначенным критериям. Недостаток психотипов заключается в необходимости выработки навыков психодиагностики по обозначенным типологией критериям, от степени выработанности которых напрямую зависит результативность оценки личности. Преимущество психотипов - в возможности получения типового психологического профиля, содержащего разные аспекты личностных проявлений на основании установления принадлежности допрашиваемого к типологической группе.
Параметры в качестве формата описания характеристик личности представляют собой структурную составляющую личности в количественном выражении. В качестве параметра могут быть использованы различные процессы, состояния и свойства как психологические характеристики личности. Оценка личности допрашиваемого с использованием психологических параметров состоит в определении текущего уровня проявления отдельного параметра личности. При использовании параметров обязательно обозначение внешне выраженных поведенческих показателей, по которым
определяется текущий уровень определяемой психологической характеристики. Недостаток параметров заключается в сложности дифференциации отдельных личностных характеристик и степени выраженности их проявлений, а также в неприменимости к патологическим случаям личностных отклонений. Преимущество - в получении в результате оценки индивидуальной психологической характеристики личности допрашиваемого и возможности мониторинга параметров в динамике их проявлений.
Применительно к формату описания характеристик личности тактические рекомендации оптимально представлять следующим образом. Для эталона оптимальна типовая тактическая рекомендация по организации взаимодействия с подследственным, подходящим по описанию к данному эталону; для психотипов - типовая тактическая рекомендация, индивидуализированная к каждому из психологических типов классификации; для психологических параметров - алгоритм выбора, индивидуализации и реализации тактических приемов. Указанные соответствия позволяют повысить уровень научной обоснованности криминалистических рекомендаций.
В качестве вывода отметим, что адаптацию заимствованных знаний, имеющих криминалистическую ценность, целесообразно производить, во-первых, применительно к структуре и содержанию тактических рекомендаций; во-вторых, применительно к личностным особенностям лица, осуществляющего расследование уголовного дела; в-третьих, к личности подследственного.
Список источников
1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М. : Академия, 2004. 304 с.
2. Шевченко В.М. Изучение личности обвиняемого (подозреваемого) как субъекта противодействия расследованию // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2007. № 1. С.73-75.
3. Матусевич И. А. Изучение личности обвиняемого в процессе предварительного расследования преступлений. Минск : Изд-во БГУ, 1975. 128 с.
4. Ведерников Н.Т. Избранные труды. Томск : Изд. Дом ТГУ, 2019. Т. 3. С. 250.
5. Ахмедшин Р. Л. Лекции по правовой психологии : учеб. пособие. Томск : Издательский Дом ТГУ, 2019. С. 454.
6. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. СПб. : Питер, 2003. 304 с.
7. Ахмедшин Р. Л., Воронин С. Э. Моделирование в криминалистической деятельности. Красноярск : Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, 2019. 288 с.
8. Goldberg L.R. A broad-bandwidth, public domain, personality inventory measuring the lower-level facets of several five-factor models // Personality Psychology in Europe. 1999. № 7. P. 7-28.
9. Аугустинавичюте А. Соционика. М. : ACT, 1998. 448 с.
References
1. Klimov, E.A. (2004) Psikhologiyaprofessional'nogo samoopredeleniya [Psychology of Professional Self-Determination]. Moscow: Akademiya.
2. Shevchenko, V.M. (2007) Izuchenie lichnosti obvinyaemogo (podozrevaemogo) kak sub"ekta protivodeystviya rassledovaniyu [The personality of the accused (suspect) as a sub-
ject of counteraction to the investigation]. Psikhopedagogika v pravookhranitel'nykh orga-nakh - Psychopedagogy in Law Enforcement. 1. pp. 73-75.
3. Matusevich, I.A. (1975) Izuchenie lichnosti obvinyaemogo vprotsessepredvaritel'nogo rassledovaniya prestupleniy [The identity of the accused in the process of preliminary investigation of crimes]. Minsk: BSU.
4. Vedernikov, N.T. (2019) Izbrannye trudy [Selected Works]. Vol. 3. Tomsk: Tomsk State University.
5. Akhmedshin, R.L. (2019) Lektsii po pravovoy psikhologii [Lectures on Legal Psychology]. Tomsk: Tomsk State University.
6. Beck, A., Rush, A., Shaw, B. & Emery, G. (2003) Kognitivnaya terapiya depressii [Cognitive therapy for depression]. Translated from English. St. Petersburg: Piter.
7. Akhmedshin, R.L. & Voronin, S.E. (2019) Modelirovanie v kriminalisticheskoy deyatel'no-sti [Modeling in forensic activities]. Krasnoyarsk: Siberian Institute of Business, Management, and Psychology.
8. Goldberg, L.R. (1999) A broad-bandwidth, public domain, personality inventory measuring the lower-level facets of several five-factor models. In: Mervielde, I., Deary, I., De Fruyt, F. & Ostendorf, F. (eds) Personality Psychology in Europe. Vol. 7. Tilburg, The Netherlands: Tilburg University Press. pp. 7-28.
9. Augustinavichyute, A. (1998) Sotsionika [Socionics]. Moscow: AST.
Информация об авторе:
Скоревич А. С. - аспирант кафедры криминалистики Юридического института Национального исследовательского Томского государственного университета (Томск, Россия). Е-mail: [email protected]
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:
A.S. Skorevich, National Research Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). Е-mail: [email protected]
The author declares no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 16.04.2022; одобрена после рецензирования 23.08.2022; принята к публикации 10.10.2022.
The article was submitted 16.04.2022; approved after reviewing 23.08.2022; accepted for publication 10.10.2022.