Научная статья на тему 'Тактико-психологические особенности использования полиграфных устройств'

Тактико-психологические особенности использования полиграфных устройств Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДИАГНОСТИКА ЛЖИ / ПОЛИГРАФНЫЕ УСТРОЙСТВА / ТАКТИКА ПРОВЕРКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / INNER SECURITY / DIAGNOSTICS OF LIE / POLYGRAPH EQUIPMENT / TACTICS OF TESTING / PSYCHOLOGICAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бакетин Михаил Александрович

Рассматривается опыт работы, накопленный подразделениями собственной безопасности МВД России, по эффективному использованию современных полиграфных устройств для установления объективной информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бакетин Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The experience accumulated by Russia MI Department of Inner Security units in efficiently using modern polygraph detectors with the aim to gain unbiased information received in the course of police field operations, is viewed.

Текст научной работы на тему «Тактико-психологические особенности использования полиграфных устройств»

МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКЕТИН,

руководитель группы специальных психологических исследований

ДСБ МВД России

ТАКТИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ПОЛИГРАФНЫХ УСТРОЙСТВ

Рассматривается опыт работы, накопленный подразделениями собственной безопасности МВД России, по эффективному использованию современных полиграфных устройств для установления объективной информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Ключевые слова: собственная безопасность, диагностика лжи, полиграфные устройства, тактика проверки, психологические особенности.

M.A. Baketin, Head, Special Psychological Research Group Russia MI Department of Inner Security; e-mail: vnii59@yandex.ru, tel.: (495) 667-56-69.

Tactical and psychological features of using polygraph equipment.

The experience accumulated by Russia MI Department of Inner Security units in efficiently using modern polygraph detectors with the aim to gain unbiased information received in the course of police field operations, is viewed.

Key words: inner security, diagnostics of lie, polygraph equipment, tactics of testing, psychological features.

В последнее время руководством Министерства внутренних дел Российской Федерации все большее внимание уделяется участившимся случаям коррупции, состоянию дисциплины и законности среди сотрудников органов внутренних дел. Разработана Концепция обеспечения собственной безопасности органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы, утвержденная ведомственным приказом. Одним из приоритетных направлений в деятельности подразделений собственной безопасности определена профилактическая составляющая. Это обусловливает повышение активности подразделений собственной безопасности, направленной на предупреждение и выявление на ранних этапах случаев нарушения законности сотрудниками органов внутренних дел. В реализации поставленных задач серьезным подспорьем, безусловно, стало использование полиграфных устройств.

Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел относится к разряду сложных, предъявляющих к ним высокие морально-психологические требования. Выполнение ряда правоохранительных задач в условиях повышенного риска, интенсивного межличностного общения с асоциальными категориями лиц, высокой ответственности за свои действия является источником возникновения у сотрудников целого ряда психологически обусловленных факторов риска, влияющих на степень их благонадежности и, как следствие, представляющих угрозу для собственной безопасности подразделения. Это -в первую очередь коррумпированность определенной части сотрудников оперативно-ро-

зыскных, следственных и иных подразделений, участившиеся случаи совершения ими преступлений, пособничества криминальным элементам, измены служебному долгу. При этом сами организованные преступные сообщества проводят активную работу по выявлению негласных сотрудников полиции, их перевербовке или ликвидации. Встречается и заранее спланированная засылка криминальных осведомителей в подразделения органов внутренних дел.

Опыт работы подразделений собственной безопасности свидетельствует, что традиционными методами оперативно-розыскной деятельности обеспечить выявление сотрудников, причастных к совершению преступлений, крайне сложно, так как большинство из них владеет тактикой и методами оперативно-розыскной и следственной работы. Поэтому в Департаменте собственной безопасности МВД России активно используются полиграфные устройства для установления объективности информации, полученной в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Успешность применения полиграфных исследований в целях повышения достоверности полученных результатов в значительной степени зависит от тактической индивидуализации контакта специалиста-полиграфолога с исследуемыми лицами в ходе процедуры.

Для эффективности полиграфных проверок квалифицированная диагностика психического состояния тестируемого имеет большое значение, поскольку она позволяет специалисту определить, находится ли исследуемый в момент проверки в рамках «оптимального психофизиоло-

гического коридора» или нет, и в зависимости от этого строить дальнейшую тактику исследования.

Планирование тактики проведения полиграфной проверки в значительной степени базируется на двух компонентах, а именно:

на предположительном установлении того, какие факты (признаки устанавливаемого события) или негативные эпизоды биографии, интересующие инициатора мероприятия, могут быть известны обследуемому лицу или имели место в его прошлом;

на установлении основной линии поведения специалиста во время полиграфной проверки для определения таких известных исследуемому лицу признаков эпизода, которые имеют значение для его расследования, или имевших место в прошлом негативных поступков.

Проведенный анализ практики показал также, что учет специалистом индивидуальных психологических черт исследуемого, особенно отдельных составляющих сфер направленности, может способствовать получению достоверной информации по существу расследуемого события или разбираемого фактора риска. Очень важно определение, в частности, потребностно-мотивационной сферы, включающей все побудительные силы личности - ее взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки, мотивы. Кроме этого, заслуживает внимания и операциональная сфера, содержащая психологические элементы, определяющие способы и средства достижения целей, в том числе и психологические механизмы защиты.

Здесь необходимо учитывать, что на потреб-ностно-мотивационную сферу подозреваемого, по мнению В.В. Романова, значительное влияние оказывают ситуативные обстоятельства исследования, и в частности ситуация неопределенности (в особенности при первоначальном сборе информации). В этой ситуации у исследуемого, как свидетельствует анализ практики проведения ПФИ, возникает состояние психической напряженности, которое может обусловливать его повышенную внушаемость и способствовать ложному оговору других лиц из чувства мести, зависти, страха или самооговору посредством предоставления избыточной информации. Поэтому при реализации предтестовой беседы специалисту целесообразно вначале задавать исследуемому те вопросы, ответы на которые ему (специалисту) известны. Именно такой прием может помочь определить, в частности, отношение исследуемого к правоохранительным органам и к разбираемому фактору риска (это особенно важно, так как одной из актуальных проблем реализации ПФИ является пренебрежительное отношение к специалисту как представителю правоохранительных органов). В процессе исследования специалист анализирует и

соотносит с обстоятельствами, которые могут быть известны только лицу, совершившему преступление или правонарушение, уровень осведомленности исследуемого по расследуемому асоциальному эпизоду посредством косвенных вопросов.

Синтез полученных результатов ПФИ свидетельствует и о том, что знание специалистом психологических механизмов защиты, используемых исследуемым, способствует достижению поставленных целей процедуры. В частности, важно понимание, на подавление каких эмоций направлены данные механизмы. Так, чувства страха, стыда, вины вызывает психологический механизм защиты «подавление», отвержения - психологический механизм защиты «проекция», неуверенности -психологический механизм защиты «регрессия», гнева - психологический механизм защиты «замещение», печали - психологический механизм защиты «компенсация» и т.д. Наиболее эффективным для получения достоверной информации является распознание психологического механизма защиты по типу «подавление», когда человек испытывает страх и допускает различные обмолвки, оговорки, самоопровержения, тем самым предоставляя специалисту доказательства, что в его подсознании имеется значительная вытесненная информация. При доминировании психологического механизма защиты «проекция» человек склонен перекладывать свою вину на другого, при доминировании психологического механизма защиты «рационализация» - использует ложную аргументацию, при доминировании психологического механизма защиты «отрицание» - склонен к даче ложных показаний, при доминировании психологического механизма защиты «вытеснение» -может, действительно, не помнить всех обстоятельств правонарушения, при доминировании психологического механизма защиты «регрессия» - конформен и легко поддается влиянию, в том числе и негативному, социального окружения (может быть хорошим исполнителем в составе преступной группы) и т.д.

Полученные данные свидетельствуют, что особую значимость имеет умение специалиста определять доминирующие виды психологических защит подозреваемого при осуществлении тестирования в условиях конфликтной ситуации, которая в психологическом плане предполагает наличие психологической борьбы и является одной из первостепенных проблем при проведении предтестовой беседы. Конфликтная ситуация нередко характеризуется активным противодействием исследуемого. Основным способом реализации такого противодействия во время предтестовой беседы является дача ложных (полностью или частично) показаний, сведений или категорический отказ от них.

В юридической литературе предлагается ряд не противоречащих закону (в соответствии с ч. 4

ст. 164 УПК РФ при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер) приемов, направленных на выявление скрываемой информации и диагностику лжи:

1) приемы эмоционального характера: побуждение к раскаянию и чистосердечному

признанию;

стимулирование положительных качеств опрашиваемого (установление психологического контакта с исследуемым лицом);

использование антипатии, питаемой исследуемым к кому-либо из его соучастников;

использование фактора внезапности путем постановки неожиданных вопросов в ситуации, когда исследуемый таких вопросов не ждет;

2) приемы логического характера: предъявление доказательств, опровергающих показания исследуемого;

предъявление доказательств, требующих от исследуемого детализации показаний;

логический анализ противоречий, имеющихся в показаниях исследуемого;

3) приемы тактического характера: приемы, создающие искаженное представление об осведомленности специалиста (демонстрация повышенной осведомленности посредством уверенной манеры держать себя, уверенного тона речи, умения выдержать паузу в разговоре, выражающую сомнение в достоверности информации, предоставляемой подозреваемым, открытого взгляда и т.д.);

приемы, преследующие цель сокрытия от исследуемого осведомленности специалиста о тех или иных обстоятельствах дела либо «тонкостях» разбираемых факторов риска;

прием использования «слабых мест исследуемого» (учет его индивидуальных особенностей при производстве тестирования: уровня самооценки (например, завышенная, заниженная, неустойчивая); индивидуально-типологических особенностей (например, наличие избыточной тревожности, повышенной мнительности, боязливости, нервно-психической неустойчивости, низкого уровня интеллектуального развития и т.д.);

прием повторной постановки вопросов (постановка вопросов в другом контексте с целью выявления противоречий в показаниях);

прием постановки косвенных вопросов (постановка вопросов, имеющих второстепенное значение, но ответы на которые требуют сообщения интересующих специалиста сведений);

приемы, направленные на создание ситуации, при которой исследуемый проговаривается об обстоятельствах, известных только лицу, причастному к правонарушению или асоциальному поведению;

прием предъявления исследуемому лицу изобличающих подтверждений (предъявление доказательств в зависимости от обстоятельств

дела, эпизодов биографии или служебной деятельности, тактического замысла исследования, индивидуально-психологических особенностей личности исследуемого в последовательности от второстепенных к главным либо наоборот).

Результаты практики показали также, что часто информация, полученная в ходе предте-стовой беседы, как в ложности, так и в правдивости высказываний исследуемого содержится не только в его вербальных (передаваемых с использованием второй сигнальной системы человека - речи), но и невербальных (произвольных и непроизвольных) реакциях. Произвольные невербальные реакции поддаются субъективному контролю (могут сознательно подавляться или усиливаться), в то время как непроизвольные реакции на сознательном уровне в значительной степени не контролируются. К непроизвольным реакциям относятся, например, бледность или покраснение кожных покровов, аритмия дыхания, повышенное потоотделение, тремор рук, подергивание частей тела, нарушение координации движений, изменение тембра голоса, скорости речи, заикание, хрипота и т.д. Произвольные реакции выражаются в мимике, покашливании, постукивании рукой или ногой, жестикуляции, покусывании губ и т.д., а также в нарушении последовательности логики рассуждений. Учет невербальных реакций позволяет специалисту в условиях процедуры быстро скорректировать свои действия с учетом изменения эмоционального состояния исследуемого (состояния замешательства, растерянности, утомления, ослабления внимания и т.д.).

Таким образом, предтестовая беседа с исследуемым (и сама процедура ПФИ в целом) отличается особой психологической ситуацией, характеризующейся повышенной остротой, кон-центрированностью и насыщенностью используемых психологических приемов и методов в процессуальной части ее реализации. При этом резервом повышения эффективности всей процедуры является постоянное совершенствование специалистом своих профессиональных умений и навыков.

По своей сути психофизиологическое исследование представляет собой выявление тех содержаний в сознании исследуемого (отраженных в стимулах, тестах-вопросниках), которые связаны с проверочной и контрольной тематиками разбираемого эпизода и попадают в зону действия максимально выраженного (филигранно актуализированного в ходе предтестовой беседы) динамического личностного смысла, где под личностным смыслом понимают сложный комплексный феномен, включающий как аффектив-но-мотивационные, так и когнитивные процессы, происходящие в психике исследуемого лица в ходе ПФИ.

Специальную группу приемов, способствую-

щих актуализации и воспроизведению запечатленной в памяти информации, представляют методы активизации ассоциативных связей в сфере представлений.

Активизация ассоциаций в процессе пред-тестовой беседы осуществляется постановкой наводящих вопросов с целью напомнить обстоятельства разбираемых ситуаций. При этом напоминание не должно содержать в себе элементов навязанных тем, т.е. каких-либо целевых установок или направленной индукции.

Действенным приемом, способствующим активизации памяти, независимо от того, какой характер имело запечатление фактов (произвольный или непроизвольный), является также и письменное изложение фактов, описание разбираемых эпизодов.

Весь комплекс специальных психологических приемов призван обеспечить эффективное выяснение и оценку значимых признаков эпизода, а равно изобличение обследуемого в том случае, если он умышленно дает полиграфологу ложные показания. Некоторые тактические приемы прямо направлены на мобилизацию (освежение) памяти обследуемого лица. При этом интересующие инициатора полиграфной проверки факты могут быть известны исследуемому лицу из разных источников. Например, из средств массовой информации, слухов, разговоров или он может знать о них как о собственных переживаниях, т.е. как о реальных событиях-воспоминаниях. В ходе психофизиологического исследования специалисту необходимо в первую очередь уделять внимание именно воспоминаниям тестируемого, в основе которых лежат факты (действия), воспринятые им лично. Как правило, осведомленность о таких признаках устанавливаемого события и выясняется в ходе полиграфной проверки.

При выборе тактики проведения полиграфной проверки специалист обязан учитывать особенности протекания тех когнитивных (познавательных) психических процессов, которые лежат в основе показаний обследуемого, т.е. процессов ощущения и восприятия, внимания, памяти и мышления. Полиграфолог должен принимать во внимание и индивидуально-психологические особенности тестируемого лица, т.е. особенности его личности, характера и темперамента, а также его интеллектуально-образовательный уровень.

Психология показаний обследуемого имеет важнейшее значение в плане формирования у полиграфолога умения критически оценивать его показания, тщательно анализировать их и на этой основе - умения выявить ошибки, оплошности или намеренные искажения сообщаемой информации.

Особое внимание необходимо уделять квалификации полиграфолога, его компетентности в области понимания природы протекающих про-

цессов в психике исследуемого лица, потому что именно это умение определяет достоверность результатов, полученных в ходе тестирования, его эффективность как одного из методов прикладной психофизиологии и иногда ставит под сомнение объективность заключения специалиста.

Среди квалифицированных полиграфологов существует компетентное мнение, что в процессе психофизиологического исследования устанавливается только лишь одна истина - отсутствие или наличие в памяти у тестируемого некой интересующей нас информации. Таким образом, задача ПФИ сводится к тому, чтобы определить, обладает ли обследуемый этой информацией или нет. Другими словами, мишенью для используемых специалистом стимулов является память обследуемого, а истиной - однозначное совершение или несовершение объектом тестирования конкретных действий и, в случае их совершения, закрепленная в его памяти информация об этих действиях. Отсюда следует важнейший вывод, что в цепи «полиграфное устройство - обследуемое лицо» сам по себе полиграф не выявляет ложь.

Именно поэтому знание психологии, методов прикладной психофизиологии, понимание самой дефиниции «память» и уяснение сущности мнестических процессов (запоминание, сохранение, воспроизведение, нарушение, активизация и др.), наличие навыков коммуникации и невербальной психодиагностики занимают особое место в деятельности полиграфолога для получения достоверной информации в процессе полиграфной проверки.

Анализ наших наблюдений помогает объяснить и закрепить, а в дальнейшем внедрить в практику полиграфологов органов внутренних дел подход к выбору тактики проведения ПФИ для каждого случая индивидуально. От того, как специалист выстроит отношения с исследуемым лицом, персонально подберет к нему схему взаимоотношений и линию поведения, напрямую зависит качество полученных результатов и безошибочность принятия решения в оценке достоверности сообщаемой информации. В противном случае процедура ограничится банальным фиксированием (с технической точки зрения) протекающих психофизиологических процессов в организме тестируемого лица, не связанных со значимостью предъявляемых стимулов.

Именно это обстоятельство позволит начинающим полиграфологам избежать принятия ошибочных решений, которые могут дискредитировать метод как таковой, и сохранить персональную репутацию специалиста.

В нашем случае тактика - это манера действий специалиста-полиграфолога, соединенная с линией построения всей процедуры психофизиологического исследования.

Тактика проведения полиграфной проверки формируется взаимодействием трех групп компонентов: типа отношения к проверяемому лицу, психологического климата в ходе ПФИ и непосредственно самих тактических приемов. Именно изменения этих составных частей в каком-либо направлении способны создавать вариации в тактике. При этом отношение к обследуемому лицу и психологический климат формируют общую направленность тактики, а применение приемов и приоритетность их использования создают качественное своеобразие тактики. Необходимо отметить, что не все возможные комбинации компонентов дают успешную тактику.

Специальную группу приемов, способствующих актуализации и воспроизведению запечатленной в памяти информации, представляют собой методы активизации ассоциативных связей в сфере представлений. Активизация ассоциаций в процессе предтестовой беседы осуществляется постановкой наводящих вопросов с целью напомнить обстоятельства разбираемых ситуаций. При этом напоминание не должно содержать в себе элементов навязанных тем, т.е. каких-либо целевых установок или направленной индукции.

Первостепеннейшая задача специалиста состоит в установлении доверительных отношений с исследуемым лицом, снятии существующего психоэмоционального напряжения с первых минут предтестовой беседы. Вместе с тем, степень важности и значимости самой процедуры для исследуемого должна оставаться высокой. Важно помнить о том, что полиграфная проверка - не просто психодиагностическое тестирование, а соответствующий ситуации методический прием, грамотно используемый полиграфологом.

Выбор методов и приемов для этого весьма широк и разнообразен. Целесообразно попросить тестируемого рассказать свою биографию, об этапах служебной и профессиональной деятельности. Во время рассказа полиграфолог анализирует и определяет интеллектуально-образовательный уровень, словарный запас,харак-терные свойства речи, невербальные признаки сокрытия сообщаемой информации и выбирает свою линию поведения. Исходя из профессиональных особенностей, необходимо знать специфику работы тестируемого, проходящего службу в том или ином подразделении. Не подлежит сомнению, что служебная деятельность также накладывает свой отпечаток на личность сотрудника оперативного, штабного, аналитического или тылового подразделения. Поэтому специалист должен уметь говорить с тестируемым «на одном языке», владеть профессиональным сленгом.

Системный анализ полученных нами данных указывает, что одновременный перебор несколь-

ких вариантов тактики нежелателен. Он не только настораживает исследуемого, но и может создать необратимые явления из-за неправильного применения какого-либо неадекватного воздействия, т.е. разрушить выстраиваемые отношения. Но еще более опасным с точки зрения обеспечения нормальных взаимоотношений является то, что хаотичный перебор вариантов и попеременная их проверка создают неопределенность в отношениях, что является неприемлемым, поскольку такая неопределенность вызывает недоверие или даже возможное негативное отношение тестируемого к специалисту.

Все вышеописанное определяет настоятельную потребность в изыскании тактических средств и способов взаимодействия в ходе полиграфных проверок.

Очевидно, что указанная проблема в проведении полиграфных проверок обусловливает необходимость решения специалистом ряда задач:

1) оперативного и по возможности максимально полного изучения всех исходных данных, характеризующих расследуемое обстоятельство, любых ориентирующих сведений о нем, в том числе и психологических особенностей исследуемого, на основе получения любой информации;

2) обеспечения благоприятной, способствующей выяснению истины по расследуемому правонарушению, психологической обстановки для успешной реализации процедуры проверки;

3) установления психологического контакта с исследуемым лицом;

4) выявления и учета специалистом его индивидуально-психологических особенностей;

5) установления достоверности информации, предоставляемой им в процессе предтестовой беседы.

В заключение позволим себе заметить: мы прекрасно понимаем, что применение полиграфа не решит всех проблем обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел. Однако считаем, что в перспективе это - весьма действенный инструмент профилактики правонарушений, совершаемых сотрудниками, поскольку он позволяет на самой ранней стадии предотвратить проникновение в структуры МВД России лиц из так называемых групп риска, преследующих противоправные цели, а также выявлять лиц, предающих интересы службы в результате своей противоправной деятельности.

Мы также полностью разделяем мнение о том, что коррупцию в стране можно если не победить, то, по крайней мере, приблизить к уровню социальной нетерпимости. И Министерство внутренних дел, испытывающее те же самые проблемы, что и все российское общество, не является здесь исключением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.